Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Доклад » Особенности работы с уч-ся разных типов темперамента»

Муниципальное казенное учреждение

Детская музыкальная школа №1 г.Тайшета

Особенности работы с учащимися разных типов темперамента

Выполнила: Ляшенко Г.А.

Личность каждого ученика уникальна, многогранна, неповторима. На занятиях мы замечаем, что дети такие разные и методы влияния и воздействия свои для каждого. Одного надо похвалить, другого поругать. Поведение учащихся зависит от многих факторов – от настроения, обстановки в семье, школьных успехов или неудач, характера. Одним из факторов, определяющих реакцию и поведение ребенка, является темперамент. С целью создания оптимальных для учеников условий обучения, преподавателю необходимо знать и учитывать в своей работе особенности темперамента учащихся, что поможет найти к ним правильный подход, не допустить педагогическую ошибку. Это позволит построить занятие таким образом, чтобы ребенку было психологически комфортно на занятии, соблюдалась дисциплина, а знания усваивались с большой результативностью.

Что такое темперамент

Всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в поведении, выражении эмоций, реагировании на жизненные ситуации. Такие наблюдения были сделаны уже в глубокой древности. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, называли типами темпераментов. Такого рода типологии были полезными практически, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Основные характеристики типов темперамента

Человек с типом темперамента сангвиник – это живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. Находится обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств. Также легко приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым. Однако впечатлительность и подвижность сангвиника может приводить к снижению сосредоточенности, к поверхностности и поспешности. Сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает.

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик работоспособен, готов к быстрой реакции. Люди этого типа взрывчаты, вспыльчивы, агрессивны, не умеют терпеть, сдерживать свои желания. Человек с таким типом темперамента прямолинеен в отношениях и инициативен в деятельности. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке, реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен.

Ребенок флегматик предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Они очень обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей.

На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень восприимчив к словам и очень раним.

В то же время, люди с таким типом темперамента сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. В детстве ведет себя как маленький взрослый — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение.

Однако, не следует забывать о том, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Редко встречаются люди с ярко выраженным одним типом темперамента, существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в человеке соединяются черты разных темпераментов.

Особенности работы с учащимися разных типов темперамента

В работе педагога очень важно учитывать тип темперамента ребенка. От психологической характеристики каждого ребенка зависит сложность учебного материала, количество отведенного времени на выполнение заданий, стиль педагогического общения, методы поощрения и наказания. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Например, у ученика с сильной нервной системой действие отрицательной оценки наблюдается как стимулирующее, в то время как у ученика со слабым типом нервной системы отрицательная оценка вызывает подавленность, растерянность, утрату веры в свои силы. Поэтому, исходя из особенностей темперамента ребенка, следует выбирать различные педагогические тактики.

Учащихся сангвиники быстро схватывают все новое, быстро реагируют на вопросы, но не умеют себя сдерживать. Если в группе несколько детей-сангвиников, они пытаются друг друга перекричать и быстрее ответить на вопрос, что нарушает дисциплину на уроке. Для того чтобы избежать этого, следует постоянно напоминать правила поведения (ответ после поднятой руки) или задавать вопрос конкретному учащемуся. Так можно научить его сдерживать свои порывы и считаться с желаниями других.

Еще один недостаток сангвиников в учебной деятельности – поверхностность при выполнении заданий. На уроке и дома следует обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Не качественно выполненную работу можно предложить сделать заново. Подводя итоги, можно сказать, что у детей-сангвиников на уроке нужно воспитывать организованность, усидчивость, настойчивость и целеустремлённость, более серьезное отношение к делу, неторопливость.

Подобного стиля общения требуют и дети-холерики. Они легко возбудимы, не сдержаны и очень активны. Учащихся-холериков, также как и сангвиников, необходимо приучать к дисциплине. Только делать это следует спокойным, мягким, но требовательным тоном, иначе его возбуждение можно только усилить. Если педагог не будет сдерживать порывистость и возбудимость холериков на уроке, это может привести к общему хаосу и сорвать урок. Поэтому дети-холерики требуют особого внимания со стороны педагога.

В работе педагога следует учитывать, что холерики не любят однообразной и кропотливой работы. Именно такие качества следует воспитывать на занятиях у учащихся-холериков. От них надо требовать последовательности, аккуратности, сосредоточенности, вдумчивости, а так же сдержанности в поведении. Учащегося-холерика нужно постоянно загружать работой, чтобы он был все время занят и свою энергию направлял на полезные дела. Например, можно попросить такого ребенка помочь раздать или собрать у других учащихся учебники, карточки, стереть с доски.

Главное помнить, что с холериком не следует говорить резким и повышенным тоном, на него лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

Особого внимания требуют дети-меланхолики. Они очень мнительны, обидчивы, чувствительны. С такими детьми нужно общаться мягко, спокойно, тактично. На них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную строгость и ругаться – такое обращение вызовет замкнутость, тревожность, а иногда и слезы. Во время ответа необходимо создать спокойную обстановку, не торопить и обязательно хвалить и подбадривать. Детей-меланхоликов не следует первыми вызывать к доске, лучше вызвать сангвиника или холерика. Когда ребенок-меланхолик освоится и поймет, как выполняется задание, наступит его очередь выходить к доске. Подобная ситуация описана в книге Грановской Р.М. Элементы практической психологии: «Представители разных типов по-разному ведут себя у доски. Поэтому лучше, когда задачу сначала на доске решает холерик. Он не волнуется, но спешит. Если он напутал – к доске вызывается сангвиник для исправления ошибки. Завершает решение флегматик, оценивающий все слабые и сильные стороны решения ». 12 Дети меланхолического типа темперамента предпочитают сидеть всегда на одном и том же месте, поэтому пересаживать их не рекомендуется. В противном случае, следующую половину урока ребенок будет привыкать к новому месту, к новым соседям и пропустит урок.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создать детям наиболее благоприятные условия для обучения, помочь ребёнку справиться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь, а обучение менее стрессовым.

Источник

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

Рекомендации для родителей и учителей начальной школы

Подготовила и составила учитель начальных классов:

Стеганцева Инна Николаевна

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

С ДЕТЬМИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Темперамент ребёнка соотносится с типами темперамента его биологических родителей.

Общеприняты следующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Каждый из представленных типов имеет свои особенности проявления в детском возрасте.

Нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково, необходимо осуществлять индивидуальный подход в воспитании личности (в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди).

Критерии для определения индивидуальных особенностей темперамента вашего ребёнка.

1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойной, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребёнок на ваше замечание:

а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;

б) не слушает и поступает по-своему;

в) выслушивает молча;

г) молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;

б) быстро, со страстью, но не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке:

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, проявляет повышенную возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

Если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника, б – холерика, в – флегматика, г – меланхолика.

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

Важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;

Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);

Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);

Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;

Важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;

Учить умению внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;

Говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;

Воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);

Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;

Необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

Нельзя применять окрики, угрозы – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;

Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;

Следует чаще хвалить его за скорые действия;

Необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;

Следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;

Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;

Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;

Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью;

Говорить надо мягко, убедительно, но уверенно, определённо;

Ребёнку полезно заниматься спортом;

Необходимо разнообразить жизнь ребёнка;

Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Номер материала: ДБ-699928

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников

Время чтения: 2 минуты

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов флегматик

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Советы «Учебно-воспитательная работа с учетом темперамента»

Учебно-воспитательная работа с учетом темперамента

1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего подходит ему. Он быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

2 Учебно-воспитательная работа с холериками.

В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников).

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми. Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.

4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др ). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

5. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.

Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.

Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.

Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: «Что было задано на дом?», «Какие трудности были при подготовке к уроку?» ; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.

Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.

При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности.

У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей.

Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.

Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.

Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.

По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.

Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

Минневалеева А.И. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №3» г.Казань

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *