Что нужно учитывать педагогу при взаимодействии с обучающимися разных темпераментов холерик
5 приемов для воспитания и обучения детей с разным типом темперамента
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были эффективными. Для этого нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся, в том числе — их темперамент. Как это делать, объясняем в нашей статье.
О делении социума на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов слышали все. Но, если честно, мало кто сразу может сказать, что такое психологический темперамент. Еще меньше учителей используют преимущества данных типов на практике. Почему так происходит? Давайте разбираться.
Психологи характеризуют темперамент как стиль поведения, зависящий от скорости, силы, длительности реакций возбудимости и торможения нервной системы. В зависимости от комбинаций этих элементов получаем взрослого или ребенка с одним из 4 типов.
Переходим от теории к практике
Как общие характеристики можно использовать во благо, а слабые стороны темперамента обходить стороной? Для достижения этой цели воспользуйтесь рекомендациями школьных психологов.
Как воспитывать холерика
Его сильные стороны: настойчивость, активность, высокая работоспособность. Желание стать медалистом, победителем соревнований заставляет таких детей усиленно заниматься, не пропуская занятий и не жалея себя.
Можно : Спрашивать советы, как достичь того или иного результата, поручать держать дисциплину в классе в ваше отсутствие. Предложить составить распорядок дня на каникулах, в походе, на экскурсии.
Нельзя : Кричать, давить эмоционально в случае непослушания. Заставлять умерить пыл, не быть громким, шумным и эмоциональным на перемене, во внеурочное время.
Как воспитывать флегматика
Сильные стороны: наблюдательность, аналитический склад ума, аккуратность, послушность.
Можно : Поручить сделать доклад или реферат на тему его хобби, приносить и убирать препараты/карты/методички для уроков. Можете быть уверены: все будет положено точно на место.
Нельзя : Наказывать за любознательность, медлительность. Требовать быть инициативным, общительным, поручать организовывать ребят для совместного выполнения задания.
Как воспитывать меланхолика
Сильные стороны: мечтательность, креативность, углубление в свой внутренний мир, душевность, чуткость, милосердие.
Можно: Поручить участие в благотворительном проекте, патронаже пожилого человека или ветерана, оформления классного уголка. Все, что не связано с контактом с большим количеством людей, но касается творчества, будет выполнено на высшем уровне.
Нельзя: Высмеивать робость, застенчивость, замкнутость, мечтательность. Предлагать выступление на публике, если ребенок сам не проявляет инициативу.
Как воспитывать сангвиника
Сильные стороны: общительность, увлеченность делом, быстро налаживает контакт с незнакомыми, оптимист и балагур, умеет использовать общественные связи и знакомства.
Можно : Попросить приготовить совместное мероприятие вместе с ребятами из параллельных классов или даже другой школы. Помочь с благотворительными школьными проектами: сбор одежды, макулатуры, экологическая агитация.
Нельзя : Корить за общительность, неразборчивость в связях и друзьях, несерьезность.
Памятка: 5 советов, как ужиться с любым типом темперамента
Педагогам и мамам важно помнить простые правила. Они помогают наладить коммуникацию, предупредить конфликты и максимально раскрыть потенциал ребенка:
Вам слово: Давайте пообщаемся по теме. Знание особенностей психологических темпераментов — это мощнейший инструмент для педагога, родителя, воспитателя дошкольного заведения. А вы в своей практике используете деление на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов? Знаете ли вы свой темперамент?
Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту
Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов
Рекомендации для родителей и учителей начальной школы
Подготовила и составила учитель начальных классов:
Стеганцева Инна Николаевна
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С ДЕТЬМИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Темперамент ребёнка соотносится с типами темперамента его биологических родителей.
Общеприняты следующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Каждый из представленных типов имеет свои особенности проявления в детском возрасте.
Нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково, необходимо осуществлять индивидуальный подход в воспитании личности (в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди).
Критерии для определения индивидуальных особенностей темперамента вашего ребёнка.
1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) активно действует;
в) действует спокойной, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребёнок на ваше замечание:
а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;
б) не слушает и поступает по-своему;
в) выслушивает молча;
г) молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
б) быстро, со страстью, но не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большой неуверенностью.
4. Как ведёт себя в непривычной обстановке:
а) легко ориентируется, проявляет активность;
б) активен, проявляет повышенную возбудимость;
в) спокойно рассматривает окружающее;
Если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника, б – холерика, в – флегматика, г – меланхолика.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
Важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
Важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;
Учить умению внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
Говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
Воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
Необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
Нельзя применять окрики, угрозы – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
Следует чаще хвалить его за скорые действия;
Необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
Следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;
Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью;
Говорить надо мягко, убедительно, но уверенно, определённо;
Ребёнку полезно заниматься спортом;
Необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-699928
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Доклад » Особенности работы с уч-ся разных типов темперамента»
Муниципальное казенное учреждение
Детская музыкальная школа №1 г.Тайшета
Особенности работы с учащимися разных типов темперамента
Выполнила: Ляшенко Г.А.
Личность каждого ученика уникальна, многогранна, неповторима. На занятиях мы замечаем, что дети такие разные и методы влияния и воздействия свои для каждого. Одного надо похвалить, другого поругать. Поведение учащихся зависит от многих факторов – от настроения, обстановки в семье, школьных успехов или неудач, характера. Одним из факторов, определяющих реакцию и поведение ребенка, является темперамент. С целью создания оптимальных для учеников условий обучения, преподавателю необходимо знать и учитывать в своей работе особенности темперамента учащихся, что поможет найти к ним правильный подход, не допустить педагогическую ошибку. Это позволит построить занятие таким образом, чтобы ребенку было психологически комфортно на занятии, соблюдалась дисциплина, а знания усваивались с большой результативностью.
Что такое темперамент
Всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в поведении, выражении эмоций, реагировании на жизненные ситуации. Такие наблюдения были сделаны уже в глубокой древности. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, называли типами темпераментов. Такого рода типологии были полезными практически, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Основные характеристики типов темперамента
Человек с типом темперамента сангвиник – это живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. Находится обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств. Также легко приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым. Однако впечатлительность и подвижность сангвиника может приводить к снижению сосредоточенности, к поверхностности и поспешности. Сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает.
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик работоспособен, готов к быстрой реакции. Люди этого типа взрывчаты, вспыльчивы, агрессивны, не умеют терпеть, сдерживать свои желания. Человек с таким типом темперамента прямолинеен в отношениях и инициативен в деятельности. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке, реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен.
Ребенок флегматик предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.
Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Они очень обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей.
На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень восприимчив к словам и очень раним.
В то же время, люди с таким типом темперамента сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.
Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. В детстве ведет себя как маленький взрослый — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение.
Однако, не следует забывать о том, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Редко встречаются люди с ярко выраженным одним типом темперамента, существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в человеке соединяются черты разных темпераментов.
Особенности работы с учащимися разных типов темперамента
В работе педагога очень важно учитывать тип темперамента ребенка. От психологической характеристики каждого ребенка зависит сложность учебного материала, количество отведенного времени на выполнение заданий, стиль педагогического общения, методы поощрения и наказания. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Например, у ученика с сильной нервной системой действие отрицательной оценки наблюдается как стимулирующее, в то время как у ученика со слабым типом нервной системы отрицательная оценка вызывает подавленность, растерянность, утрату веры в свои силы. Поэтому, исходя из особенностей темперамента ребенка, следует выбирать различные педагогические тактики.
Учащихся сангвиники быстро схватывают все новое, быстро реагируют на вопросы, но не умеют себя сдерживать. Если в группе несколько детей-сангвиников, они пытаются друг друга перекричать и быстрее ответить на вопрос, что нарушает дисциплину на уроке. Для того чтобы избежать этого, следует постоянно напоминать правила поведения (ответ после поднятой руки) или задавать вопрос конкретному учащемуся. Так можно научить его сдерживать свои порывы и считаться с желаниями других.
Еще один недостаток сангвиников в учебной деятельности – поверхностность при выполнении заданий. На уроке и дома следует обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Не качественно выполненную работу можно предложить сделать заново. Подводя итоги, можно сказать, что у детей-сангвиников на уроке нужно воспитывать организованность, усидчивость, настойчивость и целеустремлённость, более серьезное отношение к делу, неторопливость.
Подобного стиля общения требуют и дети-холерики. Они легко возбудимы, не сдержаны и очень активны. Учащихся-холериков, также как и сангвиников, необходимо приучать к дисциплине. Только делать это следует спокойным, мягким, но требовательным тоном, иначе его возбуждение можно только усилить. Если педагог не будет сдерживать порывистость и возбудимость холериков на уроке, это может привести к общему хаосу и сорвать урок. Поэтому дети-холерики требуют особого внимания со стороны педагога.
В работе педагога следует учитывать, что холерики не любят однообразной и кропотливой работы. Именно такие качества следует воспитывать на занятиях у учащихся-холериков. От них надо требовать последовательности, аккуратности, сосредоточенности, вдумчивости, а так же сдержанности в поведении. Учащегося-холерика нужно постоянно загружать работой, чтобы он был все время занят и свою энергию направлял на полезные дела. Например, можно попросить такого ребенка помочь раздать или собрать у других учащихся учебники, карточки, стереть с доски.
Главное помнить, что с холериком не следует говорить резким и повышенным тоном, на него лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.
Особого внимания требуют дети-меланхолики. Они очень мнительны, обидчивы, чувствительны. С такими детьми нужно общаться мягко, спокойно, тактично. На них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную строгость и ругаться – такое обращение вызовет замкнутость, тревожность, а иногда и слезы. Во время ответа необходимо создать спокойную обстановку, не торопить и обязательно хвалить и подбадривать. Детей-меланхоликов не следует первыми вызывать к доске, лучше вызвать сангвиника или холерика. Когда ребенок-меланхолик освоится и поймет, как выполняется задание, наступит его очередь выходить к доске. Подобная ситуация описана в книге Грановской Р.М. Элементы практической психологии: «Представители разных типов по-разному ведут себя у доски. Поэтому лучше, когда задачу сначала на доске решает холерик. Он не волнуется, но спешит. Если он напутал – к доске вызывается сангвиник для исправления ошибки. Завершает решение флегматик, оценивающий все слабые и сильные стороны решения ». 12 Дети меланхолического типа темперамента предпочитают сидеть всегда на одном и том же месте, поэтому пересаживать их не рекомендуется. В противном случае, следующую половину урока ребенок будет привыкать к новому месту, к новым соседям и пропустит урок.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создать детям наиболее благоприятные условия для обучения, помочь ребёнку справиться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь, а обучение менее стрессовым.
КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ДЕТСКИМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ?
МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
(в его основе лежит слабый тип высшей нервной деятельности)
Характерологические черты
Положительные
Отрицательные
легко раним и застенчив, неуверен в себе
сердечность, способность к сочувствию
низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях)
Такой малыш опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.
Такой ребенок очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, с трудом просыпается, трудно переходит от одного вида деятельности к другому.
КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-МЕЛАНХОЛИКА
1. Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «НЕ НАВРЕДИ».
3. Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.
4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
6. Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
8. В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
10. Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.
11. Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.
12. Избегайте в общении с ребёнком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.
13. Развивайте самостоятельность, давая ребёнку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, ободряйте тёплым словом.
14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.
15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
16. Развивайте общительность своего ребёнка.
17. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.
18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребёнком его чувства. За страхи не высмеивайте.
19. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность (работа). Его не тяготит даже монотонная работа.
20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.
Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.
ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
(сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).
Характерологические черты
Положительные
Отрицательные
всё делает медленно
требует времени для сосредоточения
медленно принимает решения
его практически невозможно вывести из себя
отличается высокой работоспособностью
способен к большому напряжению в работе
ровен в отношениях
По упрямству этот ребёнок превосходит всех, а дома его любя все называют «копушей». Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим не спешащим никуда «копушей» кажется, что время остановилось или его вообще на самом деле нет.
Такой ребенок засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, ноет, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал.
Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.
КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ФЛЕГМАТИКА
2. Учите ребёнка рационально распределить время.
3. Не давите на своего ребёнка, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.
4. Не называйте ребёнка «копуша», особенно при других людях.
5. Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.
7. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений
8. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).
9. Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы.
10. Учите ребёнка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте ему плакать, если он рад, разрешите ему радоваться в полную меру и пр.
11. Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).
12. Прививайте у ребёнка навыки общения.
САНГВИНИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
(сильный, уравновешенный, подвижный).
Характерологические черты
Положительные
Отрицательные
высокая адаптивность (легко приспосабливается к новым условиям)
ненадёжность (всегда обещает, но не всегда выполняет свои обещания)
непостоянство, легкомыслие, разбросанность
недостаточная способность к сосредоточению, отсутствие усидчивости
выразительность мимики и пантомимики
деятелен при условии интересного дела
Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.
Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.
Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас.
КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-САНГВИНИКА
1. Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый ребёнок сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.
2. Контролировать поступки и действия
3. Воспитывая ребенка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у него устойчивые привязанности, интересы.
4. Приучать доводить начатое дело до конца.
5. Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.
6. Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.
7. Принимайте в общении с сангвиником дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.
8. Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как еголегкомыслия, так и непостоянства.
ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
(сильный, неуравновешенный, подвижный).
Характерологические черты
Положительные
Отрицательные
быстро уясняет обстановку
неустойчивость в поведении
резкость в отношениях, конфликтность
возбуждённая убедительная речь
цикличность в работе, в переживаниях, настроениях
КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ХОЛЕРИКА
1. Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела
2. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка
3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби
4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости
5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка
6. Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело
7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями
8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребёнка, замечания делайте строго, но спокойно
9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование
10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, в зачатке следует погашать любую агрессивность ребёнка
11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности
12. Вашему ребёнку важно знать, что к его словам прислушиваются
В заключение хочу напомнить, что нужноне подавлять темперамент Вашего ребенка, а научиться управлять им.
Будьте наблюдательны и внимательны по отношению к своему малышу. Старайтесь как можно больше понять своего ребенка, и вы всегда сможете прийти к взаимопониманию. Я желаю счастья Вам и Вашим детям.
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента
Психологические особенности обучающихся с разным типом нервной системы
Дети холерического темперамента:
· Активны, быстро берутся за дело и доводят его до конца.
· Любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их.
· Активны на уроке, легко включаются в работу.
· Им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа.
· Проявляют нетерпение, резкость движений, порывистость, поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать буквы, не дописывать слова и т.д.
· Несдержанны, вспыльчивы, неспособны к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах.
· Обидчивы и гневливы, состояния обиды и гнева могут быть устойчивыми и продолжительными.
Рекомендации педагогам и родителям:
· Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции.
· Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.
· Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.
· В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.
· Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.
Дети-сангвиники
· Отличаются большой живостью.
· Всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое.
· Могут быстро охладеть к начатому делу.
· Принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.
· Могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро.
· Слезы быстро сменяются улыбкой или смехом.
· Эмоциональные переживания чаще неглубоки.
· Подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, иногда поверхностностью.
Рекомендации педагогу:
· Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.
· Учить быть ответственным за свои обещания
· Дать почувствовать преимущества верности в дружбе, в симпатиях.
Рекомендации педагогам и родителям: занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.
Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.
Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про «мелочи» в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения «ненужных», по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.
Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.
Дети флегматического темперамента
· Чувства слабо выражены.
· Спокойное и ровное поведение.
· Малообщительные, никого не трогают, не задевают.
· Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать.
· Не склонны к подвижным и шумным играм.
· Не обидчивы и обычно не расположены к веселью.
Рекомендации педагогам и родителям:
· Помочь преодолеть их некоторую леность.
· Развивать большую подвижность и общительность.
· Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.
· Чаще заставлять работать на уроке.
· Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.
Дети с меланхолическим темпераментом
· Ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами.
· Их нелегко развеселить или обидеть, но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго.
· Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость.
Рекомендации педагогам и родителям:
· Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.
· На уроках чаще спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.
· Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.
· Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.
Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.
Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.
Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.
Диагностический инструментарий по определению темперамента предназначен для педагогов, родителей и обучающихся
Диагностика темперамента обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста
Инструкция: прочитайте следующие утверждения и отметить плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике данного ребенка.
1. Любит шум и суету вокруг себя.
2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.
3. Нередко раздражен чем-то, возбужден, беспокоен.
4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.
5. Любит работу, которую надо делать быстро.
6. Дети считают его веселым.
7. У него часто меняется настроение.
8. Чаще молчит в обществе детей.
9. Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.
10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.
11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.
12. Не прочь похвастать, приукрасить события.
13. Часто не может усидеть на месте.
14. Его легко огорчить.
15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.
16. Легко переключается с одного поручения на другое.
17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.
18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.
19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.
20. Верит в себя, легко переносит неудачи.
Утверждения, характеризующие сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;
холерика — 3, 5, 7, 13, 17;
меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;
флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.
Диагностика темперамента обучающихся 12 – 18 лет.
Инструкция: из четырех предложенных ниже описаний характера выберите то, которое вам больше всего подходит. Его порядковый номер будет соответствовать названию вашего ведущего темперамента (см. Ключ к тесту). Поскольку чистые темпераменты встречаются редко, из оставшихся описаний выберите еще одно, которое подходит вам в большей степени, чем остальные. Его номер будет соответствовать вашему дополнительному темпераменту.
Ключ к тесту:
типов темпераментов
Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых — ведущий, он более выражен. Это темперамент подтипа. Второй, дополнительный, вероятнее всего – тот, который проявляется на более глубоком психофизическом уровне типа – уровне акцентов типа.
Игры и упражнения для замкнутых детей дошкольного возраста
«Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов. Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
«Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. ).
«Фантастический рисунок (фигура)». Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
«Интервью».
Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми.
Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Они получают по листу бумаги, по фломастеру и должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
· Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.
· Они получают по листу бумаги, по фломастеру и должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят.
· Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.
· Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
В расчет принимается и качество работ. Лучшие работы зачитываются.
Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
· Участники делятся на пары.
· Участники в паре становятся плечом к плечу и обнимают друг-друга ближайшей рукой за плечо соседа.
· Ведущий дает задание, которые пара (сиамские близнецы) должна выполнить.
· Игра может длится сколько угодно по желанию участников.
«Угадайка» (от 4х лет)
Неподвижная игра на развитие воображения и навыков общения.
Водящий загадывает предмет, а игроки должны отгадать что это за предмет, задавая вопросы, на которые водящий отвечает да или нет.
Игра развивает воображение и навыки общения.
Выбирается ведущий с помощью считалки или жребия
Обговаривается тематика загадываемых предметов (например: животные, предметы в комнате, общие знакомые и тп).
Ведущий загадывает предмет из данной темы.
Игроки по-очереди задают вопрос ведущему, на который тот отвечает да или нет.
Если какой-то игрок догадался что это за предмет, то он поднимает руку и говорит что это.
Если ответ верный, то игрок становится ведущим, иначе игра продолжается.