Чем знаменит лихачев кратко
Дмитрий Лихачев
советский литературовед, историк культуры, филолог, академик
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Известный литературовед, искусствовед, историк культуры, филолог, публицист, академик РАН. Круг научных интересов Дмитрия Сергеевича Лихачева был весьма обширен. Он является автором более 500 научных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры, и около 600 публицистических трудов. А еще на протяжении всей своей жизни являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился (15) 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Начальное образование он получил в реальном училище и советской трудовой школе, а в 1928 году окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета.
В том же году Лихачев был осужден на 5 лет за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». До ноября 1931 года Дмитрий Сергеевич являлся политзаключенным в Соловецком лагере особого назначения. Его первая работа – «Картежные игры уголовников» – была опубликована в 1930 году в журнале «Соловецкие острова».
В 1932 году Дмитрий был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград, где устроился на работу литературным редактором Соцэкгиза. В тот же период в печати стали выходить его статьи на филологические темы. С 1938 года он – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР, где руководил сектором древнерусской литературы.
Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ему принадлежат сотни работ (пятьсот научных работ, более шестисот публицистических трудов) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы.
Многие из его трудов переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Его вклад в сохранение русской культуры неоценим.
В 1942 году Дмитрий Лихачев был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в 1998 году стал первым кавалером восстановленного ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Помимо этого, он награжден и многими другими орденами и медалями, как России, так и других стран. В 1970 году был избран академиком АН СССР.
Умер Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.
Биография Лихачева
Всего получено оценок: 107.
Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) — советский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы. Лихачев Дмитрий Сергеевич, биография которого тесно связана с культурой России, всегда стоял на стороне нравственности и духовности. Самая важная информация о жизни и творчестве академика будет особенно полезна при подготовке к уроку по литературе в 5 классе.
Детство и юность
Дмитрий Сергеевич появился на свет 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге в интеллигентном семействе. Лихачевы жили скромно, но старались регулярно посещать Мариинский театр, быть в центре культурной жизни Петербурга.
Юность Лихачева пришлась на трудное время. В 1914 году он поступил в гимназию, но после был вынужден несколько раз менять школы, так как из-за революции и гражданской войны постоянно менялась система образования.
Уже в подростковом возрасте Дмитрий Лихачев решил, что самым главным делом его жизни станет литература. В 1923 году он успешно сдал вступительные экзамены в Петроградский университет и поступил на филологическое отделение факультета общественных наук.
Ссылка
В студенческие годы Дмитрий Лихачев вступил в кружок под названием «Космическая академия наук». Членами этого кружка были молодые образованные люди, студенты, которые регулярно собирались, чтобы в кругу единомышленников прочитать и обсудить собственные доклады.
В феврале 1928 года Лихачев был арестован за участие в этом кружке, и обвинен в антисоветской деятельности. Спустя полгода он был отправлен в ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения. Во время отбывания наказания опубликовал в местной газете первую научную работу «Картежные игры уголовников». Спустя время Лихачев был направлен на строительные работы Беломорканала.
В 1932 году Дмитрий был досрочно освобожден. Вернувшись в Ленинград, он добился обнуления судимостей, закончил обучение в университете. Годы лишений не сломили ученого.
Наука и творчество
В 1938 году Дмитрий Сергеевич стал сотрудником Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом).
Даже в страшных условиях зимы 1941–1942 гг. в блокадном Ленинграде Лихачев не прекращал научной деятельности. В этот период им была написана работа «Оборона древнерусских городов». Летом 1942 года ученому удалось эвакуироваться вместе с семьей в Казань.
В краткой биографии Лихачева Дмитрия Сергеевича стоит отметить стремительное развитие карьеры в послевоенные годы. В 1946 году он получил звание доцента, год спустя защитил диссертацию на тему «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI вв.», получив степень доктора филологических наук. В 1951 году Лихачев был утвержден в звании профессора, а в 1953 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Спустя 3 года Дмитрий Сергеевич стал членом Союза писателей СССР.
По-настоящему «золотым» периодом в творчестве Лихачева стали 1950–1970-е годы. В это время были опубликованы самые значимые его литературные труды: «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология», «Поэтика древнерусской литературы», «Эпохи и стили», «Великое наследие».
Дмитрий Сергеевич сделал все возможное, чтобы древнерусская литература получила второе дыхание, стала понятной и интересной для широкого круга читателей. Большинство его произведений были переведены на разные языки мира.
Личная жизнь
Первой и единственной супругой Лихачева стала Зинаида Александровна Макарова, подарившая ученому дочерей-близнецов — Веру и Людмилу. Этот брак оказался очень удачным: супруги прожили в любви и взаимном уважении всю жизнь.
Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года в Боткинской больнице Санкт-Петербурга. Накануне ему провели онкологическую операцию, после которой он, не приходя в сознание, умер.
Биография Дмитрия Лихачева
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге. Его отец, сын церковного старосты, был инженером Главного управления почт и телеграфов, мать происходила из семьи купцов-единоверцев.
В 1914-1923 годах Дмитрий Лихачев учился сначала в Гимназии императорского человеколюбивого общества, затем в гимназии и реальном училище Карла Мая, а позже в Советской трудовой школе имени Л.Д. Лентовской.
В 1923 году Лихачев поступил на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского университета (ЛГУ, ныне Санкт-Петербургский государственный университет), где учился одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской.
В феврале 1928 года, после окончания ЛГУ, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.
С ноября 1928 года по август 1932 года Лихачев отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Здесь же, во время пребывания в лагере, в 1930 году в журнале «Соловецкие острова» была опубликована первая научная работа Лихачева «Картежные игры уголовников». В июле 1936 года постановлением Президиума ЦИК Союза ССР по ходатайству президента Академии наук Александра Карпинского с Дмитрия Лихачева была снята судимость.
После досрочного освобождения в 1932 году он вернулся в Ленинград (Санкт-Петербург), работал литературным редактором и корректором в различных издательствах.
С 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева была связана с Пушкинским домом — Институтом русской литературы (ИРЛИ АН СССР), где он начал работать младшим научным сотрудником.
В 1948 году он стал членом ученого совета, в 1954 году — заведующим сектором, с 1986 года возглавлял отдел древнерусской литературы.
Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по «Дороге жизни» в Казань.
За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1942) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945». В блокадном Ленинграде он создал книгу «Оборона древнерусских городов» (1942), в военные годы была написана книга «Национальное самосознание Древней Руси» (1945).
С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете, сначала в должности доцента, а в 1951-1953 годах — профессора. На историческом факультете ЛГУ он читал спецкурсы «История русского летописания», «Палеография», «История культуры Древней Руси» и другие.
Дмитрию Лихачеву принадлежат фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве», литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии. Среди его основных трудов — «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Художественное наследие Древней Руси и современность» (1971), «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978), «Заметки о русском» (1981).
В 1953 году Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1970 году — действительным членом (академиком) АН СССР (1970).
Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).
Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1983), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Карлова университета (1991), Сиенского университета (1992), почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества «Српска матица» (1991), Философского научного общества США (1992).
С 1956 года он состоял в Союзе писателей СССР, входил в редколлегию академической серии «Научно-популярная литература».
С 1989 года Лихачев входил в Советское (позднее Российское) отделение Пен-клуба.
Академик Дмитрий Лихачев вел общественную работу.
Наиболее значительными для себя академик считал работу в должности председателя редколлегии в серии «Литературные памятники» в Советском (позднее Российском) фонде культуры (1971-1993).
В 1989-1991 годах он был народным депутатом Верховного Совета СССР от Советского фонда культуры.
Дмитрий Лихачев активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры — зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России, на Украине, в Крыму и на Кавказе.
За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Академику Лихачеву была дважды присуждена Государственная премия СССР — за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы»(1969), Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). Он был лауреатом Премии президента РФ в области литературы и искусства (1997). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».
Академик Дмитрий Лихачев был удостоен высших наград СССР и России — звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также награжден многими орденами и медалями.
30 сентября 1999 года Дмитрий Лихачев скончался в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово.
С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Лихачевой (1907-2001), урожденной Макаровой. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила.
В 1981 году дочь академика Вера, искусствовед, профессор Академии художеств, погибла в автокатастрофе.
Людмила Лихачева была искусствоведом, сотрудником Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея, скончалась в 2001 году.
Внучка Зинаида Курбатова (дочь Веры) — журналист и художник, внучка Вера Зилитинкевич (дочь Людмилы) — профессор Манчестерского университета в Великобритании.
В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева.
Имя Дмитрия Лихачева было присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве, а также премии, учрежденной правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д.С. Лихачева. Именем Лихачева также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.
2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.
Ежегодно проводятся Международные Лихачевские научные чтения. В 2016 году в XVI Чтениях приняли участие представители около 30 стран.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Лихачев Дмитрий Сергеевич. Биографическая справка
Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачева.
В 1914–1917 годах Дмитрий Лихачев учился сначала в Гимназии императорского человеколюбивого общества, затем в гимназии и реальном училище Карла Мая. В 1917 году Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л.Д. Лентовской.
В 1923 году Дмитрий Лихачев поступил в Ленинградский университет на факультет общественных наук на отделение языкознания и литературы, где он учился одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской.
В феврале 1928 года, после окончания ЛГУ, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.
С ноября 1928 года по август 1932 года Лихачев отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Здесь же, во время пребывания в лагере, в 1930 году была опубликована первая научная работа Лихачева «Картежные игры уголовников» в журнале «Соловецкие острова».
После досрочного освобождения он вернулся в Ленинград, где работал литературным редактором и корректором в различных издательствах. С 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева была связана с Пушкинским домом – Институтом русской литературы (ИРЛИ АН СССР), где он начал работать младшим научным сотрудником, затем стал членом ученого совета (1948), а позже – заведующим сектором (1954) и отделом древнерусской литературы (1986).
Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по «Дороге жизни» в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете (ЛГУ): сначала в должности доцента, а в 1951–1953 годах – профессора. На историческом факультете ЛГУ он читал спецкурсы «История русского летописания», «Палеография», «История культуры Древней Руси» и другие.
Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: «Национальное самосознание Древней Руси»(1945), «Возникновение русской литературы» (1952), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), эссе «Заметки о русском» (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник «Прошлое – будущему» (1985).
Много внимания Лихачев уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», которые были им переведены на современный русский язык с комментариями автора (1950). В разные годы жизни этим произведениям были посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира.
Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (1953) и действительным членом (академиком) АН СССР (1970). Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).
Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1982), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Карлова университета (1991), Сиенского университета (1992), почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества «Српска матица» (1991), Философского научного общества США (1992). С 1989 года Лихачев являлся членом Советского (позднее Российского) отделения Пен-клуба.
Академик Лихачев вел активную общественную работу. Наиболее значительными для себя академик считал работу в должности председателя в серии «Литературные памятники» в Советском (позднее Российском) фонде культуры (1986-1993), а также деятельность в качестве члена редколлегии академической серии «Научно-популярная литература» (с 1963 года). Дмитрий Лихачев активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры – зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России и на Украине.
За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Академику Лихачеву была дважды присуждена Государственная премия СССР – за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы»(1969), и Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».
Академик Дмитрий Лихачев был удостоен высших наград СССР и России – звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», он являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также награжден многими орденами и медалями.
С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила. В 1981 году дочь академика Вера погибла в автокатастрофе.
Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище в Комарово.
В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева.
Имя Дмитрия Лихачева было присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве, а также премии, учрежденной правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д.С. Лихачева
2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
110 лет со дня рождения академика Дмитрия Лихачева
«Каждый из живущих на Земле вольно или невольно преподносит уроки окружающим: кто-то учит, как надо жить, кто-то — как не надо жить, кто-то учит, как надо поступать, кто-то — как не надо или не стоило бы поступать. Круг обучаемых может быть разный — это родные или близкие, соседи. И только у единиц этот круг становится всем обществом, всей нацией, всем народом, поэтому они получают право называться Учителями с большой буквы. Вот таким Учителем был Дмитрий Сергеевич Лихачев».
Владимир Александрович Гусев, директор Государственного Русского музея
28 ноября исполняется 110 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева — русского мыслителя, ученого и писателя, жизнь которого стала великим подвигом за духовность русского народа и родную культуру. В его жизни, которая охватила почти целиком весь XX век, было многое: арест, лагерь, блокада и большая научная работа. Современники называли Лихачева «последней совестью нации».
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 15 ноября (28 ноября — по новому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге, в зажиточной семье старообрядцев-безпоповцев федосеевского согласия.
Начало учебы в школе осенью 1914 года практически совпало с началом Первой мировой войны. Сначала Дмитрий Лихачев поступил учиться в старший приготовительный класс Гимназии Императорского Человеколюбивого Общества, а в 1915 году перешел учиться в знаменитую гимназию Карла Ивановича Мая на Васильевском острове.
Со школьных лет Дмитрий Сергеевич полюбил книгу — он не только читал, он активно интересовался книгопечатанием. Семья Лихачевых проживала в казенной квартире при типографии нынешнего Печатного Двора, и запах только отпечатанной книги, как вспоминал потом ученый, был для него лучшим ароматом, способным поднять настроение.
С 1923 по 1928 годы, после окончания гимназии, Дмитрий Лихачев учится на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета, где получает первые навыки исследовательской работы с рукописями. Но в 1928 году, только успев окончить университет, молодой ученый попадает в Соловецкий лагерь особого назначения.
Поводом для его ареста и заключения в лагерь стало участие в работе полушутливой студенческой «Космической Академии Наук», для которой Дмитрий Лихачев написал доклад о старой русской орфографии, замененной на новую в 1918 году. Он искренне считал старую орфографию более совершенной, и до самой своей смерти принципиально печатал на своей старинной машинке с «ятем». Этого доклада оказалось достаточно, чтобы обвинить Лихачева, как и большинство его товарищей по Академии, в контрреволюционной деятельности. Дмитрия Лихачева осудили на 5 лет: полгода он провел в тюрьме, а затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров.
Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Саватием в XIII веке, в 1922 году был закрыт и превращен в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных. На начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тысяч, из них 80% составляли «политические» заключенные и «контрреволюционеры».
День, когда этап Дмитрия Лихачева выгрузили из вагонов на пересыльном пункте в Кеми, запомнился ему навсегда. При высадке из вагона конвоир разбил ему сапогом в кровь лицо, над заключенными измывались, как только могли. Вопли конвоиров, крики принимавшего этап Белоозерова: «Здесь власть не советская, а соловецкая». Именно это угрожающее высказывание позже послужило названием документального фильма 1988 года режиссера Марины Голдовской «Власть соловецкая. Свидетельства и документы».
Всей уставшей и продрогшей на ветру колонне заключенных было приказано бегать вокруг столба, высоко поднимая ноги, — все это казалось настолько фантастическим, настолько нелепым в своей реальности, что Лихачев не выдержал и рассмеялся: «Когда я рассмеялся (впрочем, вовсе не от того, что мне было весело), — писал Лихачев в «Воспоминаниях», — Белоозеров закричал на меня: «Смеяться потом будем», но не избил».
В соловецкой жизни действительно было мало смешного — холод, голод, болезни, тяжелая работа, боль и страдания были повсюду:
На верхних нарах лежали больные, а из-под нар к нам потянулись ручки, прося хлеба. И в этих ручках тоже был указующий перст судьбы. Под нарами жили «вшивки» — подростки, проигравшие с себя всю одежду. Они переходили на «нелегальное положение» — не выходили на поверки, не получали еды, жили под нарами, чтобы их голыми не выгоняли на мороз, на физическую работу. Об их существовании знали. Просто вымаривали, не давая им ни пайков хлеба, ни супа, ни каши. Жили они на подачки. Жили, пока жили! А потом мертвыми их выносили, складывали в ящик и везли на кладбище.
Мне было так жалко этих «вшивок», что я ходил, как пьяный — пьяный от сострадания. Это было уже во мне не чувство, а что-то вроде болезни. И я так благодарен судьбе, что через полгода смог некоторым из них помочь.
Российский писатель, ветеран Великой Отечественной войны Даниил Александрович Гранин, близко знавший Дмитрия Лихачева, писал о его соловецких впечатлениях: «В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Людей, с которыми он сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее».
Сам Дмитрий Сергеевич позже скажет о заключении: «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни». Удивительно, что, вспоминая такое тяжелое время своей жизни, он называет его не страшной бедой, невыносимой каторгой, тяжелейшим испытанием, а просто «самым значительным периодом жизни».
В Соловецком лагере Лихачев работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, исполнял роль лошади — заключенных впрягали в телеги и сани вместо лошадей, жил в бараке, где по ночам тела скрывались под ровным слоем копошащихся вшей, умирал от тифа. Перенести все это помогала молитва, поддержка родных и друзей.
Жизнь в таких суровых условиях научила его дорожить каждым днем, ценить жертвенную взаимную помощь, оставаться самим собой и помогать другим переносить испытания.
В ноябре 1928 года на Соловках массово истребляли заключенных. В это время к Дмитрию Лихачеву приехали родители, и когда свидание закончилось, ему стало известно, что за ним приходили, чтобы расстрелять.
Узнав об этом, он не стал возвращаться в барак, а просидел до утра за поленницей. Выстрелы звучали один за одним. Счет расстрелянных шел на сотни. Что он ощущал в ту ночь? Этого никто не знает.
Когда над Соловками затеплился рассвет, он осознал, как он напишет позже, «нечто особое»: «Я понял: каждый день — подарок Бога. Было расстреляно ровное число: не то триста, не то четыреста человек. Ясно, что вместо меня был «взят» кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно».
В связи с его досрочным освобождением из лагеря начались обвинения, которые звучали и порой продолжают звучать в адрес ученого, самое нелепое из которых — в сотрудничестве Лихачева с «органами». Однако он не только не сотрудничал с властью в Соловецком лагере, но и отказывался от чтения атеистических лекций для заключенных. Подобные лекции были так необходимы лагерному начальству, прекрасно понимавшему, что Соловки — это святая обитель. Но атеистическую пропаганду из уст Лихачева никто так и не услышал.
В 1932 году, за полгода до истечения срока заключения, 25-летний Дмитрий Лихачев был освобожден: Беломорско-Балтийский канал, который строили узники, был успешно сдан, и «Сталин, в восторге, — пишет академик, — всех строителей освободил».
После освобождения из лагеря и до 1935 года Дмитрий Сергеевич работает в Ленинграде литературным редактором.
Спутницей жизни Дмитрия Лихачева стала Зинаида Макарова, они поженились в 1935 году. В 1936 году по ходатайству президента Академии Наук СССР А. П. Карпинского с Дмитрия Лихачева была снята судимость, а в 1937 году у Лихачевых родились две дочки — близнецы Вера и Людмила.
В 1938 году Дмитрий Сергеевич становится научным сотрудником Института Русской литературы, знаменитого Пушкинского дома Академии Наук СССР, специалистом по древнерусской литературе, и за полтора года пишет диссертацию на тему: «Новгородские летописные своды XVII века». 11 июня 1941 года он защитил диссертацию, став кандидатом филологических наук. Через 11 дней началась война. Лихачев был болен и слаб, на фронт его не взяли, и он остался в Ленинграде. С осени 1941 года по июнь 1942-го Лихачев находится в блокадном Ленинграде, а затем его и его семью эвакуируют в Казань. Его воспоминания о блокаде, написанные 15 лет спустя, запечатлели правдивую и страшную картину мученичества жителей Ленинграда, картину голода, невзгод, смертей — и удивительной силы духа.
В 1942 году ученый выпускает книгу «Оборона древнерусских городов», которая была написана им в блокадном Ленинграде. В послевоенное время Лихачев становится доктором наук, защитив докторскую диссертацию по теме: «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков», затем профессором, лауреатом Сталинской премии, членом Союза писателей, членом-корреспондентом Академии наук.
Литература не существовала для него отдельно, он изучал ее вместе с наукой, живописью, фольклором и эпосом. Именно поэтому подготовленные им к изданию важнейшие произведения древнерусской литературы — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха», «Слова о Законе и Благодати», «Моления Даниила Заточника» — стали настоящим открытием истории и культуры Древней Руси, а главное, что читать эти произведения могут не только специалисты.
Дмитрий Лихачев писал: «Русь приняла христианство из Византии, а восточнохристианская Церковь разрешала христианскую проповедь и богослужение на своем национальном языке. Поэтому в истории литературы Руси не было ни латинского, ни греческого периодов. С самого начала, в отличие от многих западных стран, Русь обладала литературой на литературном языке, понятном народу».
За эти труды, посвященные древнерусскому летописанию и в целом — литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Сергеевич получает и народное, и международное признание.
В 1955 году Лихачев начинает борьбу за сохранение исторических памятников и старины, часто выезжает на Запад с лекциями о древнерусской литературе. В 1967 году становится почетным доктором Оксфордского университета. В 1969 году его книга «Поэтика древнерусской литературы» была удостоена Государственной премии СССР.
Одновременно с работой во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры он начинает вести борьбу с так называемым «русским национализмом», которую он продолжал до конца своей жизни.
«Национализм… самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов», — писал Дмитрий Лихачев.
В 1975–1976 годах на него совершается несколько покушений. В одном из таких покушений нападавший ломает ему ребра, но, несмотря на это, в свои 70 лет, Лихачев дает достойный отпор нападавшему и преследует того дворами. В эти же годы в квартире Лихачева проводят обыск, а затем несколько раз пытаются поджечь.
Вокруг имени Дмитрия Сергеевича сложилось немало легенд. Одним внушало подозрение его досрочное освобождение из лагеря, другие не понимали его отношения к Церкви, третьих настораживала неожиданная популярность академика у власти в 1980–1990-е годы. Однако Лихачев никогда не состоял в КПСС, отказывался подписывать письма против видных деятелей культуры СССР, не был диссидентом и стремился найти компромисс с советской властью. В 1980-е годы он отказался подписывать осуждающее Солженицына письмо «ученых и деятелей культуры» и выступил против исключения Сахарова из Академии наук СССР.
Лихачев любил свою работу. Избранной в студенческие годы сфере научных интересов, литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Лихачев был верен всю жизнь. В своих сочинениях он писал, почему он выбрал изучение именно Древней Руси:
Недаром в Древней Руси так была развита публицистика. Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонять народ от постоянных вторжений, — она меня и притягивает. Я очень люблю старообрядчество не за самые идеи старообрядчества, а за ту тяжелую, убежденную борьбу, которую старообрядцы вели, особенно на первых этапах, когда старообрядчество было крестьянским движением, когда оно смыкалось с движением Степана Разина. Соловецкое восстание ведь было поднято после разгрома разинского движения беглыми разинцами, рядовыми монахами, у которых были на Севере очень сильные крестьянские корни. Это была борьба не только религиозная, но и социальная.
2 июля 1987 года Дмитрий Лихачев в качестве председателя правления Советского фонда культуры приехал в старообрядческий центр Москвы, на Рогожское. Здесь ему вручили подписанный церковный календарь для заместителя председателя правления Советского фонда культуры Раисы Максимовны Горбачевой. Дмитрий Лихачев стал ходатайствовать за старообрядчество перед М. С. Горбачевым, и меньше, чем через две недели после визита Лихачева, архиепископу Алимпию позвонили и спросили о нуждах старообрядцев. Вскоре на Рогожское поступили необходимые строительные материалы, золото для отделки крестов, стали постепенно возвращать здания.
Благочинный старообрядческих общин РПсЦ Московской области, настоятель Орехово-Зуевского старообрядческого храма Рожества Пресвятыя Богородицы, член Общественной палаты Московской области протоиерей Леонтий Пименов в газете «Старообрядец» №19 за 2001 год писал:
«Сегодняшним старообрядцам-ортодоксам, допытывающимся, а какого он был согласия, членом какой общины, что исполнял-не исполнял, хотелось бы ответить так: «От дел их познайте их», — это общеизвестно. Он был, судя по его трудам и лишениям, одной веры с Нестором Летописцем и Сергием Радонежским, протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, он чудом попал в наше время из дониконовской Святой Руси».
Практически во всех своих интервью Дмитрий Сергеевич постоянно подчеркивал, что настоящая русская культура сохраняется только в старообрядчестве:
«Старообрядчество — это удивительное явление русской жизни и русской культуры. В 1906 году, при Николае II, старообрядцев наконец перестали преследовать законодательными актами. Но до этого их всячески притесняли, и эти преследования заставили их замкнуться в старых верованиях, в старых обрядах, в старых книгах – во всём старом. И получилась удивительная вещь! Своим упорством, своей приверженностью к старой Вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В эту старую культуру входил даже фольклор — былины, которые на Севере главным образом сохранились, в старообрядческой среде».
Дмитрий Сергеевич много писал о нравственной стойкости в вере старообрядцев, которая привела к тому, что и в труде, и в жизненных испытаниях старообрядцы были нравственно стойкими:
Это удивительный слой населения России — и очень богатый, и очень щедрый Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей — они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере — все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека! Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности.
Сложную Петровскую эпоху с ее грандиозными преобразованиями, ставшими трудным испытанием для народа, Дмитрий Сергеевич назвал возрождением древнерусского язычества: «Он (Петр I — прим. ред.) устроил из страны маскарад, эти ассамблеи были тоже своего рода скоморошьими действиями. Всешутейший собор — это тоже скоморошья бесовщина».
Дар Дмитрия Сергеевича Лихачева своему народу — его книги, статьи, письма и воспоминания. Дмитрий Лихачев — автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской и древнерусской литературы и русской культуры, автор сотен работ, в том числе более сорока книг по теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки.
Его литературные труды были обращены не только к ученым, но и к самому широкому кругу читателей, в том числе — к детям. Написаны они удивительно простым и в тоже время красивым языком. Дмитрий Сергеевич очень любил книгу, в книгах ему были дороги не только слова, но и мысли, чувства людей, которые писали эти книги или о которых они были написаны.
Не менее значимой, чем научную, Дмитрий Сергеевич считал просветительскую деятельность. На протяжении многих лет он отдавал все свои силы и время, чтобы донести свои мысли и взгляды до широких народных масс — вел передачи по Центральному телевидению, которые были построены в формате свободного общения академика с широкой зрительской аудиторией.
До последнего дня Дмитрий Лихачев занимался издательской и редакторской деятельностью, лично читая и корректируя рукописи молодых ученых. Он считал для себя обязательным отвечать на всю многочисленную корреспонденцию, которая приходила к нему из самых отдаленных уголков страны.
22 сентября 1999 года, всего за восемь дней до кончины своей земной жизни, Дмитрий Сергеевич Лихачев передал в книжное издательство рукопись книги «Раздумья о России» — исправленный и дополненный вариант книги, на первой странице которой было написано: «Современникам и потомкам посвящаю», — это значит, что и перед самой кончиной Дмитрий Сергеевич больше всего думал о России, о родной земле и родном народе.
Свое старообрядческое видение он пронес через всю свою долгую жизнь. Так, на вопрос, по какому обряду он хотел бы быть похоронен, Дмитрий Сергеевич ответил: «По-старому».
Скончался он 30 сентября 1999 года, всего лишь около двух месяцев не дожив до 93-х лет.
В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, его именем также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.
Указом президента России Владимира Путина 2006 год, год столетия со дня рождения ученого, был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.
В своих «Письмах о добром», обращаясь ко всем нам, Лихачев пишет: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».
Автор: Нина Лукьянова
Использованы фото с сайта ttolk.ru.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!