Чем знаменит таврический дворец
По парадным залам Таврического дворца
Есть в Петербурге такой замечательный городской проект — Открытый город. Он даёт возможность записаться на бесплатные экскурсии (не более 3 в сезон, не считая онлайновых).
Но главная его прелесть не только и не столько в бесплатности, сколько в том, что он даёт возможность попасть в места, закрытые или ограниченные для свободного доступа. Дворцы, особняки, промышленные объекты, просто жилые дома с долгой и интересной судьбой — многие из них сейчас находятся в частных руках, или заняты серьезными учреждениями, которые вовсе не горят желанием видеть посторонних в своих стенах.
Кроме того, гидами на экскурсиях Открытого города, как правило, являются лица, работающие в данной области, а не прочитавшие накануне справочник «Петербург за 3 дня».
Так, например, экскурсию по знаменитому Зданию 12 коллегий на Васильевском, то бишь главному корпусу СПбГУ, куда в нынешние времена торжества заборов и охранников так просто не зайдёшь, ведет зав. кафедрой истории, директор университетского музея, профессор Тихонов.
Такие меры объясняются тем, что Таврический дворец, несмотря на свою бесспорную историческую ценность, это не музей, а штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также находятся представительства парламентов стран СНГ, проводятся и заседания Совета Федерации.
Построенный Екатериной для своего фаворита князя Григория Потёмкина-Таврического в конце 18 века, дворец выглядит строго и торжественно, как и положено образцовому зданию в стиле классицизма.
Таврический дворец
Таврический дворец в Санкт-Петербурге — это бывшая резиденция фаворита императрицы Екатерины II — князя Григория Потёмкина-Таврического. Сегодня в здании располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, Центр истории парламентаризма, а также офис телерадиокомпании «Мир».
В залах дворца проходят концерты, выставки, экскурсии, а также ежегодная научная конференция «Таврические чтения» и студенческие конференции. За новостями можно следить на официальном сайте Центра истории парламентаризма.
История и архитектура Таврического дворца
Дворцовый комплекс строился с 1783 по 1789 годы, на его возведение была выделена крупная сумма из государственного бюджета. Свое название сооружение получило по титулу князя Таврического, кроме того, в нем находилась известная статуя — Венера Таврическая.
Таврический дворец является уникальным архитектурным памятником и образцом классицизма. После завершения строительства его внешняя скромность резко контрастировала с богатейшей отделкой интерьера и мебелью.
Сам князь Потемкин бывал в резиденции не часто и после его смерти дворец долгое время пустовал, а после был безжалостно разграблен чиновниками Гарновским и Грибовским. В начале 1790-х гг. Таврический дворец перешел казне. Под руководством Екатерины II в комплексе появились театральный зал и церковь. Позднее, оставшееся и конфискованное у грабителей имущество комплекса было передано в Михайловский замок, а в зданиях дворца расположились конюшни Конногвардейского полка.
Функция царской резиденции вернулась к нему только в начале 1800-х гг. Долгое время комплекс пустовал, изредка в нем останавливались почетные гости или проводились официальные приемы. Возрождение Таврического дворца началось в 1906 году. Под руководством архитектора П. И. Шестова были восстановлены интерьеры и переоборудованы залы для заседаний Государственной думы. В последующие годы во дворце находились Временное правительство, Всероссийское учредительное собрание, университет имени И. В. Сталина, Ленинградская высшая партийная школа и пр.
Сегодня здесь располагается Центр истории парламентаризма, который можно посетить в составе экскурсии. Кроме того, в резиденции постоянно проходят концерты симфонической и органной музыки.
Залы Таврического дворца
Наибольший интерес представляют Екатерининский, Думский и Купольный (Органный) залы. В Думском зале, который был отреставрирован в 2013 году, проходят заседания Межпарламентской Ассамблеи.
В Екатерининском зале регулярно проходят симфонические концерты и вокальные вечера, организованные «Таврической» капеллой. Расписание мероприятий можно посмотреть на сайте или в группе ВКонтакте.
Органный зал
В Купольном, или Органном зале, в 2011 году был установлен 24-регистровый орган испанской фирмы «Grenzing». Желающие посетить концерт могут приобрести билеты в театральных и интернет-кассах Санкт-Петербурга. Цены варьируются от 700 до 1500 рублей, в зависимости от места и мероприятия. Также в залах Таврического дворца проходят благотворительные вечера.
Экскурсии в Таврическом дворце
Посетить три главных зала, а также узнать историю комплекса и посмотреть выставки можно только в составе экскурсии.
Экскурсии проходят с понедельника по пятницу, с 10:00 до 16:00, продолжительность — 60 минут.
Стоимость билетов (цена за группу):
Заявку на проведение экскурсии в Таврическом дворце можно сделать по телефону +7(812)404-57-02 или по электронной почте: tavrtours@yandex.ru. Также можно заполнить специальную форму на сайте Центра истории парламентаризма.
Выставки и экскурсионные программы для школьников
Гости резиденции могут ознакомиться с постоянными экспозициями, в ходе которых узнают историю сооружения и его обитателей, особенности возникновения парламента и другие интересные факты:
Для школьников организованы игровые экскурсии, в виде деловых игр и квестов:
Как добраться
Таврический дворец находится по адресу: улица Шпалерная, 47. Располагается он в Таврическом саду, рядом с которым находятся и другие достопримечательности Санкт-Петербурга — Музей А. В. Суворова, Музей Оловянного солдатика, Оранжерея и Музей Вселенная воды.
Добраться до дворца не сложно, станция метро «Чернышевская» находится в 17 минутах ходьбы.
На перекрестке находится остановка общественного транспорта «Шпалерная (ул. Таврическая)», где ходят автобусы № 46, 54, 136; и маршрутка № 76.
Из центра Северной столицы можно доехать до дворца на машине примерно за 10 минут.
Для поездки можно заказать такси через мобильные приложения Яндекс.Такси, Таксовичкоф, Везет, Конкорд, Maxim, Gett, Uber.
Таврический дворец – удивительное сочетание простой архитектуры и роскошного интерьера
Таврический дворец
Таврический дворец находится в городе Санкт-Петербурге недалеко от Смольного монастыря и Смольного института. Это здание – петербургская резиденция князя Г.А. Потемкина, всесильного вельможи екатерининского времени.
Как появилось название
Главнокомандующий русско-турецких войск, руководитель при создании Черноморского флота, основатель городов Херсона, Николаева, Севастополя, он был первым владельцем Таврического дворца.
В 1783 году после присоединения к России древней Тавриды (Крыма) Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического».
Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил. Первоначально он назывался Конногвардейским домом по наименованию слободы, в которой когда-то служил Потемкин.
Сам Потемкин жил здесь наездами, потому что должность генерал-губернатора Азова, Архангельской губернии не позволяла задерживаться на долгое время.
Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.
История строительства, реконструкции и использования
Величественный дворец построил для князя архитектор Иван Егорович Старов, однокурсник Потемкина по гимназии Московского университета. Дворец возведен на Шпалерной улице на левом берегу Невы. На его постройку и отделку потрачено 400 000 рублей золотом.
Зодчий построил не просто дом, а уникальную загородную виллу, не имевшую себе равных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству внутреннего оформления. Строительство велось в период 1783-1789 годы, хотя внутренняя отделка продолжалась еще несколько лет.
После смерти Потемкина архитектор Федор Волков отреставрировал его по своему проекту. На месте Большого зала возвели церковь, к главному входу пристроили портик – крытую галерею, перекрытие которой опирается на колонны.
Екатерина II стала часто проводить здесь время. По ее высочайшему разрешению здесь жил полководец А. Суворов, затем – историк Николай Карамзин, проведший в нем последние годы жизни.
Концертный холл новый архитектор превратил в театр, у входа к которому был прорыт канал, соединяющий с Невой, чтобы к Таврическому могли подплыть небольшие суда. При Павле I здесь устроили манеж и казармы.
В начале 20 века дворец передали Государственной Думе. После Октябрьской революции в нем размещалось Временное правительство. Впоследствии обосновался Петроградский Совет рабочих депутатов. До 1990 года – Ленинградская Высшая партийная школа.
Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ. В нем заседает Совет Законодателей – особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента.
В наши дни Таврический дворец выполняет культурно-просветительную функцию. Здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся интересные экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.
Архитектурные особенности Таврического дворца
Архитектор построил дворец в новом для Петербурга стиле – классицизме.
Эталон русской дворцовой усадьбы
В основе здания – четыре помещения. Это Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и Зимний сад. По размерам здание площадью 65700 квадратных метров являлось в то время одним из самых крупных в Европе.
В основу проекта Старов положил традиционную усадебную схему – главный корпус и крылья, соединенные галереями. Они охватывают большой парадный двор.
После окончания строительства архитектора осаждали многочисленные желающие заказать ему проект своего дома. Всех поражала и привлекала простота и удобство постройки.
Простота и оригинальность внешнего вида
Снаружи дворец выглядел совсем просто: нет ни наличников на окнах, ни скульптуры на самом здании. Это придавало строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный излишних украшений.
Архитектурный ансамбль Таврического дворца состоит из основного, центрального 12-метрового двухэтажного корпуса с шестиколонным портиком. Его венчает барабан с плоским куполом.
Два боковых флигеля придают зданию П-образную форму. Фасад корпуса растянут в длину на 260 метров. Гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами.
С боковых сторон к зданию Таврического дворца подходят одноэтажные, более скромные галереи, которые объединяют дом с флигелями, увенчанными купольными башнями. Здесь располагались небольшие гостиные, танцевальные комнаты, концертный зал.
В архитектурный комплекс Таврического дворца входит дом садового мастера В. Гульда, который в 1800 году заложил Таврический сад.
Преддворцовая панорама
Панорама первоначально открывалась со стороны Невы. Перед дворцом – цветочный партер и круглая гавань, соединенная каналом с Невой. На берегу гавани находилась гранитная пристань, где стояли суда потемкинской прогулочной флотилии.
Позади здания – Таврический сад. На его территории располагаются невысокие холмы, небольшие искусственные водоемы, проточные каналы, деревянные мостики, большие цветочные клумбы, оранжереи, теплицы для экзотических растений.
Залы и вестибюль
«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни. Очень богато его внутреннее оформление.
Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина.
При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.
Купольный зал
Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые печи, декорированные глазурью и золотом
Этот пышно оформленный зал подготавливает к восприятию великолепного колоссальных размеров Екатерининского зала и Зимнего сада.
Большая галерея (Екатерининский зал)
Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца. В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. При этом он сумел вдохнуть в строгие формы жизненную человеческую теплоту.
Это огромное помещение, во время торжеств и праздников оно может вместить до 5 тысяч человек. Длина зала 74,5 метра, ширина 14, 9 метра.
Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.
Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала.
Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.
Зимний сад
Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.
За множеством зеркал одинаковой величины были скрыты печи, обеспечивающие живительным теплом пространство сада.
В сочной высокой траве виднелись большие стеклянные шары, наполненные водой. В них плавали золотые и серебряные рыбки. Редкие экзотические растения пленяли взор.
Просторные долины с виднеющимися холмами, искусственные тихие водоемы, многочисленные широкие аллеи напоминали о величии природы.
Другие парадные помещения
К парадным помещениям Таврического дворца относятся:
В Белом купольном зале, в помещении с прекрасной акустикой, при Потемкине был установлен орган.
В феврале 2010 года органная фирма Барселоны по заказу изготовила и установила в Белом купольном зале Таврического дворца большой орган.
Инструмент высотой 6 метров и шириной 5 метров имеет 23 регистра. Он подходит для исполнения как старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.
Знаменитый бал в Таврическом дворце
В свой последний год жизни, весной 1791 года князь Потемкин прибыл во дворец, чтобы отвоевать сердце императрицы у нового молодого фаворита Платона Зубова.
В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество. Вся роскошь и волшебство, которыми Потемкин умел окружать себя, были превзойдены в этот день.
Как богиня была встречена в Таврическом дворце Екатерина. Хоры стихами Державина славили несравненную императрицу. Напрасные старания! На другой день Екатерина показала вид, что приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.
Таким увидели современники Таврический дворец князя Потемкина по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец, простой снаружи и шикарный внутри.
Чем знаменит таврический дворец
Штаб-квартира МПА СНГ — Таврический дворец
С первого года своего существования Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ работает в Таврическом дворце. Он расположен в центре Санкт-Петербурга, по адресу: Шпалерная улица, дом 47. МПА СНГ не первый обитатель этого здания: его история насчитывает не одну сотню лет. Дворцу пришлось пережить свои взлеты и падения. Здесь устраивали масштабные праздники, создавали «Историю государства Российского», писали законы и. содержали лошадей.
Ансамбль Таврического дворца — один из самых выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга. В его создании и преобразовании участвовали лучшие архитекторы XVIII — первой половины XIX века: И. Е. Старов, Ф. И. Волков, Л. Руска, К. Росси, П. Висконти — а также превосходные художники-декораторы Ф. Д. Данилов, Ф. А. Щербаков и Д.-Б. Скотти, садовый мастер В. Гульд, замечательные скульпторы и портретисты.
Дворец, первоначально носивший название «Конногвардейский дом», был построен как загородная резиденция для всесильного вельможи XVIII века, фаворита и ближайшего помощника императрицы Екатерины II Григория Александровича Потемкина.
Родившись в небогатой дворянской семье, Потемкин, благодаря случаю и незаурядным способностям, смог сделать быструю и блистательную карьеру. Он был выдающимся государственным и военным деятелем, талантливым дипломатом и ко времени строительства дворца находился на вершине своей славы: после императрицы Потемкин считался самым влиятельным человеком в государстве.
Возведение дворца началось в 1783 году на обширном участке, ограниченном ведущей к Смольному монастырю Воскресенской улицей, названной во второй половине XIX века Шпалерной, и проложенными в ходе строительства Таврической и Потемкинской улицами.
Согласно проекту архитектора И. Е. Старова, Конногвардейский дом, главным фасадом обращенный в сторону Невы, был построен на русский манер «покоем», то есть в виде сильно растянутой буквы «П».
Симметричная композиция дворца, выполненного в стиле классицизма, включает три основных части: увенчанный куполом центральный двухэтажный корпус, спроектированный в глубине участка застройки, выходящие на Воскресенскую улицу боковые двухэтажные корпуса и объединяющие их с центральным корпусом одноэтажные переходы. Пространство, ограниченное крыльями дворца, образует подъездной парадный двор. Центральный корпус отмечен сильно выступающим за линию фасада шестиколонным портиком дорического ордера, соответствующим главному входу. Фасады боковых корпусов, обращенные в сторону парадного двора, также имеют портики, но более скромные, четырехколонные и без завершающих фронтонов.
С лаконично решенными фасадами дворца контрастировало богатое убранство и оригинальное расположение парадных залов центрального корпуса. В отличие от других архитекторов своего времени И. Е. Старов спроектировал анфиладу парадных залов не вдоль главного фасада, а на поперечной оси дворца. Открывалась она квадратным вестибюлем, за ним следовал восьмиугольный Купольный зал, которому снаружи соответствовал пологий купол на невысоком барабане, прорезанном большим количеством прямоугольных окон для освещения зала.
За Купольным залом была спроектирована многоколонная небывалых размеров галерея с закругленными торцевыми стенами — Екатерининский зал, за протяженной колоннадой которого располагался зимний сад. Все парадные помещения были богато украшены живописными полотнами, гравюрами в золоченых рамах, коврами, гобеленами, роскошной мебелью.
В 1789 году строительство Конногвардейского дома было завершено, а уже в 1792 году, через год после кончины его первого владельца, он был переименован Екатериной II в Таврический дворец и вместе с садом отошел в казну в счет погашения долгов покойного князя Потемкина.
После смерти Екатерины II в 1796 году трон унаследовал Павел I, который 11 апреля 1799 года издал указ о передаче Таврического дворца под казармы лейб-гвардии Конного полка. В считаные дни дворец был разорен, а роскошная галерея превращена в конюшни и манеж.
Казалось, что Таврический дворец, от былого великолепия которого не осталось и следа, закончил свое существование в качестве царской резиденции. Однако восшествие на престол Александра I ознаменовало его возрождение к новой жизни. Летом 1802 года из дворца был перемещен гусарский полк, и Александр I издал указ о восстановлении Таврического дворца в прежнем виде.
В конце XIX — начале XX века Таврический дворец был известен прежде всего как место проведения крупнейших выставок того времени: Международной выставки садоводства (1899), Всероссийской кустарно-промышленной выставки (1902), Историко-художественной выставки русских портретов (1905) и др. Здесь же в 1899 году с невиданным размахом проводились юбилейные торжества по случаю столетия со дня рождения А. С. Пушкина.
В 1905 году решением императора Николая II Таврический дворец был предоставлен для работы Государственной думе, что повлекло за собой значительную реконструкцию помещений: зимний сад был изолирован стеной от Екатерининского зала и оборудован под зал заседаний с амфитеатром и трибунами.
В дальнейшем, начиная с 1917 года, в Таврическом дворце размещались Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов, заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет советов, собирались члены Учредительного собрания, устраивались партийные съезды.
В 1918 году здесь располагались краткосрочные курсы агитаторов, затем на их базе — Первый рабоче-крестьянский университет, преобразованный в 1921 году в Высшую партийную школу, которая просуществовала в Таврическом дворце вплоть до 1991 года, когда был создан Северо-Западный кадровый центр, получивший статус Северо-Западной академии государственной службы.
По предложению мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Таврический дворец стал штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 28–29 декабря 1992 года здание впервые распахнуло двери перед депутатами Содружества, которые собрались здесь на второе пленарное заседание МПА СНГ.
Центр истории парламентаризма проводит в Таврическом дворце экскурсии по парадным залам и другим помещениям. Гости узнают о прежних обитателях дворца, знакомятся с выставками, посвященными судьбам российского парламентаризма и истории здания. Подробнее
Таврический дворец
Фото Таврического дворца
Стоимость: взрослый – 750 руб.; студенческий, пенсионный – 680 руб.; школьный – 510 руб.
Строительство дворца проходило с 1783 по 1789 годы под руководством архитектора И. Старова. За два с лишним века своего существования здание неоднократно переделывалось.
Внешний вид Таврического дворца лаконичен и прост: в этом плане строение сильно контрастировало с роскошными замками екатерининской элиты.
Дворец – яркий представитель русского классицизма. Три двухэтажных корпуса соединены в единую композицию флигелями. Над главным фасадом расположен купол, вход во дворец образован шестью белоснежными колоннами. Внешняя простота здания компенсировалась роскошью внутреннего убранства: дорогой мебелью, огромными коврами, гобеленами, зеркалами, множеством картин в позолоченных рамах.
Во дворце Потемкина проходили самые шикарные балы в Петербурге. Один из балов князь организовал, желая возвратить благоволение императрицы, которая в ту пору увлеклась другим мужчиной. Мероприятие в стиле «Тысячи и одной ночи» надолго запомнилось петербуржцам, но царица все-таки не вернулась к Потемкину.
Князь был редким гостем в Таврическом дворце. В основном, он приезжал сюда на светские рауты.
Потемкин – выходец из небогатой дворянской семьи. Недюжинный ум и природная смекалка позволили Григорию Александровичу сделать блестящую карьеру, взобравшись к самым высотам российской власти.
В 1782 году князь был назначен генерал-губернатором юга Российской империи. Когда Потемкин приезжал в столицу, он останавливался в Зимнем дворце. Такая ситуация казалась князю унизительной, и он решил построить собственный дворец.
На месте нынешнего Таврического дворца в 18-ом веке находилась военная слободка Красногвардейского полка. Потемкину эти места были хорошо знакомы: именно в Красногвардейском полку началась его блестящая армейская карьера.
Своего друга, архитектора И. Старова, князь попросил сосредоточить основные усилия не на внешнем лоске, а на внутреннем убранстве. Во дворе Таврического Потемкин повелел установить скульптуру Екатерины II.
Обязанности генерал-губернатора заставляли князя проводить в южных регионах страны очень много времени. Дворец в столице стал его финансово тяготить, и в 1790 году Потемкин расстался с этой недвижимостью, продав ее государству.
Через семь месяцев после взятия Измаила князь Потемкин скончался. Наследники Светлейшего продали Таврический дворец Екатерине II.
Во времена Павла I здание было передано под казармы Конногвардейского полка. В зимнем саду были оборудованы конюшни, в залах установлены койки для гвардейцев. Конечно, такое обращение привело к ускоренному разрушению внутреннего убранства дворца.
При Александре I полк был переведен в другое место, а Таврический дворец прошел реставрацию. В 19-ом веке в здании квартировал знаменитый историк Карамзин. Сохранился кабинет, в котором он писал «Историю государства российского».
Таврический дворец сыграл важнейшую роль в политической жизни страны: именно в нем Николай II разместил первый российский парламент – Государственную думу. В 1917-ом во дворце находился штаб Временного правительства, затем – петербургского Совета большевиков.
В наше время в Таврическом дворце находится ассамблея стран СНГ. Туристов на входе обязательно проверяют металлоискателем. В здании работает Музей российского парламентаризма, экспозиции редкой живописи и антикварных книг.
В Купольном зале Таврического дворца находится огромный орган, построенный в Испании. Здесь регулярно проходят концерты органной музыки. Стоимость билетов: от 400 до 1400 рублей.
Таврический дворец, несмотря на внешнюю простоту, стал важнейшим явлением в русском архитектурном искусстве. Здание стало считаться эталоном дворянской усадьбы: дома с похожим фасадом помещики начали возводить по всей России.
Видео: