Чем знаменита пизанская башня у физиков
Пизанская башня
До сих пор до конца непонятно, Пизанская башня — это чудо или ошибка итальянской архитектуры? Разбираемся, почему башня под наклоном и чем она будет интересна туристу.
Содержание
История и строительство
Главная достопримечательность города Пиза — Пизанская падающая башня — приобрела свой странный наклон ещё в начале строительства в 1173 году. Автором проекта выступил итальянский архитектор Бонанно Пизано.
Уже после возведения трёх этажей стало понятно, что башня наклоняется (причиной послужил проседавший с одной стороны глинистый грунт), и строительство было отложено на 99 лет.
Есть и другая версия — наклон башни планировался при задумке, но мы в неё не верим.
Возобновились попытки в 1272 году под руководством уже нового архитектора — Джованни ди Симоне. Правда, вновь неудачно, поскольку все попытки поддержать основание башни постоянно проваливались. Несмотря на это, к башне пристроили ещё несколько этажей, но постройка вновь была прервана, на этот раз войной. Достроили башню только во второй половине XIV века.
Пизанская башня приобрела наклон ещё в начале строительства в 1173 году.
В течение следующих 600 лет башня продолжала медленно падать — каждый год наклон увеличивался на один миллиметр. Власти испугались, что она упадёт на голову очередному туристу, задумавшему смешной кадр, и в 1993 году закрыли башню на реконструкцию аж до 2001 года.
Установив причину наклона (как мы уже сказали, это был грунт, слишком мягкий с одной стороны), власти принялись спасать башню — окружив её дополнительными стальными тросами, рабочие вытащили часть (около 70 тонн!) дефективного грунта. И, ура, это помогло!
Сейчас башня снова открыта для посещения: можно не только посмотреть её снаружи, но и зайти внутрь. Правда, больше 45 человек не пускают (наверное, всё ещё боятся, что башня упадёт).
Сегодня башню можно посмотреть не только снаружи, но и зайти внутрь. Фото: Murphy1975 (справа); D-VISIONS (слева)/Shutterstock
Архитектура
Пизанская башня сочетает в себе несколько архитектурных стилей — византийский, романский и арабский. Построена она из камня, но украшена каррарским мрамором.
Его начали использовать ещё в Древнем Риме при Юлии Цезаре для постройки, например, домов патрициев (аристократии того времени). Но в V веке каррарский мрамор почти прекратили добывать, поскольку римлян постоянно отвлекали набеги варваров.
Из каррарского мрамора также построены статуя Давида Микеланджело и римский Пантеон.
Мода на каррарский мрамор вернулась только после строительства пизанского баптистерия (его начали конструировать за 20 лет до первых попыток установки Пизанской башни).
Пизанская башня сочетает в себе несколько архитектурных стилей — византийский, романский и арабский. Фото: Isogood_patrick/Shutterstock
Римский стиль башни отражают классические колонны и капители, но такая строгость прерывается декоративными элементами: башню украшают мифические существа и Мадонна с младенцем. Все эти элементы — классический пример византийской архитектуры. Колокольня же построена, как предполагается, по принципу мечети.
Внутри башни туристов ожидает 251 скользкая мраморная ступенька, соединившаяся в спиральную лестницу. А наверху открывается великолепный панорамный вид на город. Камеры с собой брать можно, а вот сумки и детей до восьми лет придётся оставить внизу — вдруг что.
Интерес также представляет так называемый Зал Рыб — он украшен изображениями морских животных. Раньше здесь располагались наблюдательные инструменты, следящие за наклоном башни, теперь же зал открыт для туристов.
Он интересен не только барельефами, но и дыркой в потолке. Днём через неё проникает солнечный свет, а ночью, как в обсерватории, тут можно смотреть на звёзды. Возможно, именно по этой причине башня каждый день работает допоздна.
Внутри башни туристов ожидает 251 скользкая мраморная ступенька, соединившаяся в спиральную лестницу. Фото: federico neri/Shutterstock
Как добраться
Из Москвы в Пизу летают рейсы авиакомпании «Победа», так что, если покупать заранее, заплатить за билет в одну сторону можно от 3000 руб.
Займёт это совсем немного времени, Пиза — маленький город площадью всего 185 квадратных километров (Москва, для сравнения, имеет площадь более 2500 квадратных километров).
В башне находится семь колоколов, каждый из которых настроен на соответствующую музыкальную ноту. Фото: Elena.Katkova/Shutterstock
Время работы
С середины июня по август: с 8:30 до 22:00.
С апреля по середину июня: с 9:00 до 20:00.
В октябре и марте: с 9:00 до 19:00.
С ноября по февраль: с 9:00 до 18:00.
Башня открыта ежедневно.
Стоимость посещения
18 € (≈ 1300 руб.). Заказывать нужно заранее, бронь на сутки вперёд. Детям до восьми лет подниматься на башню нельзя.
В течение следующих 600 лет башня продолжала медленно падать — каждый год наклон увеличивался на один миллиметр. Фото: PhotoFires/Shutterstock
Интересные факты
Пусть сама Пиза — скромный город, на посещение которого хватит и одного дня, хотя бы раз в жизни увидеть Пизанскую башню всё же надо. Особенно теперь, когда ты всё про неё знаешь и сможешь рассказать друзьям.
Пизанская башня
Пизанская башня является одной из самых знаменитых достопримечательностей Италии. Своей популярностью восьмиуровневое строение обязано, прежде всего, видимому невооруженным глазом отклонению от вертикальной оси, а также уникальному архитектурному облику. Ежегодно тысячи туристов приезжают посмотреть на «падающую» башню, подняться на смотровую площадку, с которой открываются потрясающие виды на город и окружающие просторы, а также сфотографироваться на фоне достопримечательности.
Колокольня, или кампанила, входит в состав архитектурно-религиозного ансамбля вместе с Пизанским кафедральным собором — Дуомо ди Санта Мария Ассунта, Баптистерием Сан Джованни и монументальным кладбищем Кампо Санто. В 1987 году комплекс включили в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Где находится Пизанская башня
Достопримечательность, ставшая одним из символов Италии, расположена на Пьяцца деи Мираколи (она же — Пьяцца дель Дуомо), в границах крепостных стен исторического центра Пизы. Город, в свою очередь, находится на северо-востоке знаменитой своими потрясающими пейзажами Тосканы, относящейся к центральным регионам страны.
В отличие от традиционных колоколен католических церквей, кампанила не примыкает к Дуомо, а находится в отдалении от него и является самостоятельным строением.
Каждый турист и путешественник, приехав в Пизу, стремится в первую очередь посетить площадь Чудес, чтобы воочию увидеть наклоненную башню, образ которой знаком практически каждому еще со школьной скамьи. Многие хотят убедиться в том, что это не иллюзия или хитрый обман, придуманный ради привлечения внимания к городу, а также пытаются понять, почему же она, простояв в таком положении несколько веков, до сих пор не рухнула, вопреки законам физики, земному притяжению и здравому смыслу.
К слову, второе название Пьяцца дель Дуомо — площадь Чудес (дословный перевод Piazza dei Miracoli) — стало популярным уже в послевоенный период благодаря вездесущим туристам. Они расценили находящийся здесь архитектурный ансамбль как настоящее чудо, а наклоненную кампанилу причислили к его главной жемчужине.
Почему Пизанская башня падает
Об уникальной достопримечательности Пизы сложено немало легенд. В одной из них говорится об архитекторе Пизано, который не получил за свою работу обещанного вознаграждения. Покидая город, он позвал башню за собой, которая попыталась сделать шаг в направлении мастера, но лишь наклонилась, так и не сумев оторваться от земли. Все понимают, что сюжет выдуман и к реальным событиям отношения не имеет, но красивая сказка, тем не менее, веками передается из уст в уста.
На самом деле все выглядит намного прозаичнее. Наклон Пизанской башни вызван ошибками в расчетах и некомпетентностью в анализе грунтовых условий. Прежде всего, основание под фундаментом с южной стороны оказалось намного слабее, чем с северной. Саму же подземную конструкцию заглубили всего на три метра, и это при том, что высота колокольни составляет почти 60 метров.
Первые отклонения башни по вертикали появились после возведения третьего этажа. Вместо поиска решения по укреплению основы, строительство приостановили на неопределенный срок. В дальнейшем выровнять колокольню пытались разными способами, в том числе путем наращивания высоты этажей со стороны крена. Однако все нововведения оказывались бесперспективными — кампанила поднималась ввысь и продолжала наклоняться. Восьмой этаж, пристроенный позднее, расположен под небольшим углом к оси сооружения, но ровнее к уровню земли.
В конце прошлого столетия «выпрямлением» башни занялись всерьез. Были проведены масштабные работы по укреплению основания и выполнен подкоп для усадки строения с противоположной от направления падения стороны. Мероприятия по коррекции оси колокольни продолжились в XXI в. За состоянием достопримечательности ведется постоянный контроль.
Несмотря на положительные результаты по стабилизации пространственного положения кампанилы Дуомо, ученые опасаются, что она может рухнуть в результате сейсмической активности.
Пизанская башня сегодня
Уникальная достопримечательность имеет несколько названий — Торре ди Пиза, Торре Пенденте (наклоненная), Кампанила Дуомо ди Санта Мария Ассунта и пр. Но в русскоязычном мире она известна как Пизанская башня.
Фасадная часть первого этажа восьмиуровневого сооружения из белого мрамора украшена аркатурой — декоративным поясом из ложных арок с колоннами, а также лепными и резными элементами. Все остальные этажи окружены крытыми галереями, придающими фасаду ажурный эффект. Аркады опираются на колонны с капителями, выполненными в романском стиле.
В верхней пристройке расположено 7 колоколов. Самым крупным является 2,6-тонный Ассунта (в переводе с ит. — Успение), самым миниатюрным — Веспруччо (120 кг), самым старым — Паскуеречча (1262 г.). В Средневековье каждый колокол звучал в определенное время, оповещая горожан о том или ином событии.
Башня внутри полая, диаметр по внешним стенам цоколя составляет около 15 м, по внутренним — около 7 м. На уровне первого этажа расположен Зал рыбы, получивший свое название из-за настенного барельефа в виде рыбы. Вход осуществляется с западной стороны. Наверх ведут 3 винтовые лестницы — с 1 до 6 этажа с выходом на внешнюю галерею, с 6 до 7 этажа, и самая маленькая — на верхний уровень.
История
Кампанила стала третьим монументальным строением на площади Чудес, после Дуомо и Баптистерия. Ее возведение началось в 1173 г., велось в три этапа и закончилось почти через 180 лет. Некоторые исследователи приписывают проекту авторство Диотисалви — первого архитектора расположенного рядом Баптистерия. Другие утверждают, что работа может принадлежать Герарди. Однако по предположению Джорджо Вазари, автора монументального труда о знаменитых живописцах, ваятелях и зодчих, строительство Пизанской башни было начато Бонанно Пизано. Подтверждением тому стало обнаруженное в XIX в. вблизи колокольни захоронение с надписью на надгробной плите о «Пизанском гражданине Бонанно».
Первый этап возведения башни завершился в 1178 г., после обнаружения проседания грунта под трехэтажным строением. Полномасштабные работы возобновились под руководством Джованни ди Симоне и Джованни Пизано в 1272–75 гг. На втором этапе колокольня выросла еще на три уровня, получив искусственный изгиб в противоположную от наклона сторону. В этот раз строительство пришлось прекратить по причине поражения Пизы Генуей в морском сражении при Мелории (1284 г.). Это событие стало началом конца военно-торговых амбиций Пизанской республики.
В первой половине XIV в. был построен 7 этаж, а к 1371 г. — возведена пристройка для колоколов, ставшая 8 уровнем башни. Предполагается, что последним архитектором кампанилы стал сын знаменитого итальянского мастера Андреа Пизано — Томассо. Именно ему приписывают удачное сочетание романского стиля нижней части сооружения с готическим стилем его вершины.
Серьезные реставрационные работы, направленные на стабилизацию положения башни, начались еще в XIX в. Тогда попытались откачать грунтовые воды и извлечь из-под подошвы небольшой объем грунта. Результат оказался противоположным — сооружение просело, а крен увеличился. В 90-е годы прошлого столетия угроза обрушения колокольни стала реальной, в связи с чем пришлось закрыть к ней доступ туристов и провести уникальные работы по остановке прогрессирующего процесса наклона. Уникальный проект и новейшие технологии позволили стабилизировать положение и даже уменьшить крен.
15 октября 2001 г. Пизанская башня в очередной раз открылась для посетителей. В 2008-м было объявлено о прекращении ее дальнейшего падения. До этого отклонение продолжало увеличиваться на 1 мм в год. В конце 2018-го эксперты сообщили, что крен колокольни стал уменьшаться.
Режим работы 2021
Пизанская башня открыта ежедневно:
Допуск прекращается за 30 минут до закрытия достопримечательности.
В особых случаях — при плохой погоде, по причине нарушения общественного порядка, по соображениям безопасности, во время проведения церемоний и общественных мероприятий — вход может быть ограничен без предварительного уведомления.
Цены 2021
Стоимость посещения составляет 20 евро на одного человека. Купить билеты рекомендуется онлайн на официальном сайте, так как при отсутствии свободных мест подняться на башню не получится. Продажа начинается не ранее чем за 20 дней до визита. Выбирать следует не только дату, но и конкретное время, так как количество одновременно находящихся в башне людей строго регулируется.
Заказать экскурсии по Италии, в том числе и тур к Пизанской башне, можно в ближайшей турфирме, уже будучи на месте. Но лучше будет заранее выбрать русскоговорящего гида с помощью сервиса «Эксперты. Туристер. Ру».
Как добраться до Пизанской башни
Из аэропорта Пизы «Галилео Галилей» вдоль Пьяцца деи Мираколи следуют автобусы Е3 и Е25. Выйти нужно на остановке «Torre 1», после чего направиться к Porta Santa Maria Pisa.
Также на «Torre 1» останавливаются:
Ближайшая от Пизанской башни автобусная остановка «Via Contessa Matilde, 62» расположена с северо-восточной стороны площади Чудес, напротив Porta San Ranierino. Сюда можно доехать автобусами № 21, Е3 и шаттлом Navetta Е от железнодорожного вокзала Пизы — Stazione Pisa Centrale.
Porta San Ranierino ведут на одноименную улицу. Пизанская башня появляется буквально через несколько десятков метров справа, куда и нужно будет свернуть.
Заказать такси можно, воспользовавшись мобильными приложениями It Taxi и eTaxi.
Образовательный сайт по физике
Тайны Пизанской башни.
Тайны Пизанской башни.
Работы по строительству кампанилы начались в 1174. Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук. Фундамент колокольни был заложен на глубине трех метров на «подушке» из камня. Работы по строительству были приостановлены через 10 лет, когда было завершено возведение третьего колоннадного кольца, поскольку появились первые признаки наклона здания. Это объяснялось оседанием грунта, вызвавшего просадку фундамента на 30-40 см и отклонение башни от вертикали на 5 см. В 1275 работы вновь возобновились под руководством архитектора Джованни ди Симоне, который пытался выпрямить ось здания. Высота колокольни увеличилась на три этажа и достигла 48 м: в 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см. В начале 14 в. на уровне шестого колоннадного кольца в больших проемах на ней были установлены колокола. Над шестым ярусом башни архитектор Томмазо ди Андрео Пизано возвел галерею со звонницей (1350–1372). В это время отклонение башни от вертикали составляло 1,43 м.
Сегодня, когда смотришь на башню снизу или, тем паче, сам взбираешься на ее верхнюю площадку по 294 ступеням, с замиранием сердца ощущая по пути, как все строение вот-вот завалится набок, остается только удивляться, как и почему она до сих пор не упала. С каждым годом угол ее наклона все увеличивается, и тревога за ее судьбу все растет. В начале нашего столетия отклонение от оси вертикали составляло 4,3 метра, сегодня оно составляет уже 4,6 метра
После того как колокольня собора Pavia разрушилась в 1989 году, Consorzio Progetto Torre di Pisa (Консорциум Проекта Пизанской Башни) поручил инженерам стабилизировать «Падающую» Башню. Из-за того, что Башня наклонялась в различных направлениях первые годы, она слегка искривилась, как банан. Инженеры работают над фундаментом Башни больше чем над самим строением, надеясь вернуть вершину башни примерно на 20 см назад. Но это означает, что 800-летняя башня останется «падающей».
Работы по сохранению башни (решению проблемы ее наклона) начались еще во время строительства. Первая комиссия экспертов работала на ней в 1298, проверки проводились в 1396, в 1550, неоднократные в 18–19 вв. До нашего времени на ней работали уже 15 комиссий. В 1935, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент. В 1992 на высоте первой галереи и под карнизом памятника были наложены 18 стальных колец, покрытых специальным пластиком, которые должны были помешать дальнейшему проседанию здания. Для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.
Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной колокольни – 58,36 м над фундаментом, диаметр основания – 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4 м. Центральный цилиндр башни выложен из кирпича. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания – 4,9 м, на высоте галерей – 2,48 м). Нижний ярус колокольни украшен 15 полуколоннами. Ажурность и легкость башне придают колонны, с опирающимися на них округлыми арками, с проходами под ними: 6 ярусов аркад по 30 колонн в каждом. Наверху расположена нарядно украшенная звонница с колоколами. Внутри цилиндра колокольни идет винтовая лестница из 294 ступеней, по которой можно попасть на обзорную площадку.
Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху – люнетта со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди (15 в.)
В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
Мастера, внёсшие огромный вклад в строительство и украшение Пизанской башни
Первым строителем храма был архитектор Бускетто, вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и предложенная им композиция собора, восходящая к идеям византийской архитектуры V века.
После 1118 года строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с мраморными инкрустациями. Под ярким южным солнцем Пизанский собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо соединять в единое целое множество мраморных деталей!В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х годах. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили время на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным. Над порталами помещены красочные мозаичные панно. Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи времен раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса («проторенессанс»). Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.
Пизанская башня: физика и лирика
Первое знакомство со знаменитой Пизанской башней происходит практически у всех (за исключением итальянцев) на уроке физики, а вовсе не географии. Описание первых экспериментов, с помощью которых было определено ускорение свободного падения, неразрывно связано с вечно падающей и вечно стоящей Пизанской башней.
Немного цифр (исключительно для любителей статистики, тем, кто фактами не увлекается, рекомендуется цифры пропустить). Высота башни – 55, 86 м на самой высокой и 56,7 м на самой низкой стороне. Ширина стен в основе башни – 4,09 м, вверху – 2,48 м. Масса башни составляет около 14453 т. Наклон башни в настоящее время – около 3,97º (около 3,9 м от вертикали). Количество ступеней в башне – 294. По этим ступеням поднимались физики и астрономы (к примеру, Галилео Галилей), когда использовали башню в качестве экспериментального оборудования. Эти ступени топтали архитекторы, восторгаясь изяществом проекта и пытаясь понять – как же сделать башню «падающей». Их пересчитывали и лирики, добираясь до обзорной площадки, с которой открывается просто волшебный вид.
Пизанская башня, колокольня католического собора Campo dei Miracoli – яркий образец древнего долгостроя. Она строилась почти два столетия – с 1173 по 1360 год. Кто автор проекта – неизвестно, одно понятно – он был настоящим талантом. Пизанская башня – одна из самых замечательных колоколен Европы и настоящее произведение искусства.
Архитектурный стиль Пизанской башни назван романо-пизанским. Это удивительная смесь традиций христианства и мусульманства. Мраморная облицовка наружных стен черно-белого цвета выдает влияние ислама. Также к мусульманским веяниям можно отнести и декоративные аркады, окаймляющие шесть центральных этажей башни. Очевидно, что строители башни не могли избавиться от эйфории после победы над сарацинами в морском сражении у Палермо в 1063 году.
Историки, глядя на Пизанскую башню, до сих пор спорят – то ли мусульманские минареты явились прообразом отдельно стоящих колоколен в христианской церковной архитектуре, то ли все было наоборот, и минареты являются следствием наличия колоколен у христиан. Вопрос из серии – что было раньше, петух или курица? – и, возможно, он так и останется без ответа. Естественно, что и христианство, и ислам дружно оспаривают друг у друга первенство хотя бы в архитектуре.
Раньше считалось, что наклон Пизанской башни был спроектирован заранее, и все восхищались мастерством неведомого архитектора, который смог сотворить такое чудо. Но теперь точно известно – наклон башни является строительным браком, дефектом, который допустил «прораб» стройки. Что-то вроде некоторых современных зданий, которые обрушиваются из-за того, что бетон плохого качества или цемент слишком разведен водой. Однако Невьянская башня, построенная Акинфием Демидовым по образу и подобию Пизанской – тоже «падающая», благополучно стоит по сей день, несмотря на затопленный фундамент. Значит, строители Пизы все же старались изо всех сил.
Жалко лишь, что Пизанская башня все же далека от вечности. Каждый год ее наклон увеличивается на 1,2 мм. Казалось бы – совсем немного. Но по прогнозу 1990 года башня должна была окончательно упасть к 2030-2040 году. Точно так же, как обрушилась другая «падающая» башня, не обладающая, правда, такой известностью, как Пизанская – башня города Павия, упавшая в 1989 году и похоронившая под обвалом четверых человек. Тогда-то Пизанскую башню и закрыли для туристов, и начался проект по реконструкции башни и ее «выпрямлению».
«Выпрямительские» работы по восстановлению Пизанской башни – это подлинный шедевр и триумф современной архитектуры. Над проектом работало четырнадцать инженеров из разных стран – настоящий интернационал. Руководил комитетом спасения башни Сальваторе Сеттис.
С одной стороны башни убрали около 70 тонн грунта, и конструкция немного отклонилась в противоположном направлении. Контроль движения осуществлялся с помощью 600 тонн свинцового балласта-противовеса, размещенного в башне, и целой системы металлических тросов, которые удерживали архитектурное чудо.
Наклон башни был уменьшен на 45 см, и «падение» вернулось к уровню 1838 года. Работы по «выпрямлению» были завершены 27 июня 2007 года, но систему тросов пришлось оставить – они удерживают башню в новом положении. С этим нарушением архитектурной целостности памятника приходится пока мириться. Конечно, вид у башни несколько подпорчен, зато она цела. Гораздо хуже было бы, если бы пришлось любоваться ее развалинами.