Чем знаменита япония для детей
Конспект НОД «Путешествие в Японию» для детей старшего дошкольного возраста
Юдина Елена Витальевна
Конспект НОД «Путешествие в Японию» для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация,» «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыкальное развитие», «Художественное творчество-аппликация».
Цель: Формированиеэлементарных представлений о традициях Японии.
Рассказать детям о том, что Земля- наш общий дом, на земле много разных стран.
Закреплять знания о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейная традиция».
Продолжать учить составлять короткие рассказы из личного опыта.
Знакомить детей с культурой чаепития в стране Японии; способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова, словотворчество, развивать коммуникативные навыки, инициировать самостоятельный выбор детьми при выполнении аппликации (ветка сакуры); закреплять умение в работе с бумагой и ножницами,
знакомить с японской музыкой, национальной игрой,
воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре (в данном случае Япония);
воспитывать патриотизм; развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
-слайд презентация на тему «Япония».
-музыкальное сопровождение – японская музыка
-раздаточный материал: «Ветка сакуры» для занятия аппликацией
-оформление музыкального зала в стиле «Япония»
-оборудование для чайной церемонии.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как Вы понимаете слово
Ребята, мы с Вами путешествовали по таким странам, как Россия, Узбекистан. Мы узнали о традициях народа России и Узбекистана. Сегодня Я предлагаю совершить путешествие на Дальний Восток и узнать о традициях ещё одной страны Япония. А полетим мы на самолёте. Согласны? (Да). Тогда раскрываем крылья и наше путешествие начинается. (Дети изображая самолёты переходят в музыкальный зал. Музыкальный зал оформлен в стиле Японии, звучит японская музыка).
-Вот мы и в Японии. Слышите, какая прекрасная японская мелодия звучит.
Нас встречает девочка –японка в национальном костюме. (Выходит девочка).
Девочка японка: (кланяется) : «Коннитива!»
Воспитатель: Ребята, это приветствие на японском языке. Давайте тоже попробуем поздороваться на японском языке. Скажем все вместе коннитива!
(Дети делают поклон и говорят на японском языке- здравствуйте).
Девочка японка:
Привет Вам из страны восходящего солнца!
Да, ребята Япония – это страна восходящего солнца. Сейчас Я вам расскажу об этой стране. Проходите на стулья к экрану. Приглашаем и нашу гостью.
У людей Японии особенная внешность. (На экране фото японца). Посмотрите на лицо,у них узкие глаза, жёлтая кожа, как Вы думаете почему? (Ответы: яркое солнце, жара, ветер с моря). Правильно, все эти погодные условия за много лет, сделали так, что у них такие лица. (Слайд меняется: японцы танцуют, улыбаются). Ребята, В Японии живут умные весёлые люди.
Девочка японка:
Мы любим играть. Хотите Я Вас научу? Вставайте в круг.
Ребята, нам эта игра знакома, она пришла к нам из Японии. Приглашаю Вас снова к экрану. (На экране слайд «Чайная церемония»).
Ребята, что делают люди за столом? (Ответы).
Девочка японка:
У нас очень любят пить чай. Его пьют в саду, в специальном чаном домике. Он украшен цветами и различными красивыми национальными предметами.
Послушайте рассказ о чайной традиции в Японии.
Чайная церемония состоит из 3-х этапов. Подготовка церемонии, приём пищи, чаепитие. В начале гостей приводят в комнату ожидания. Все садятся и ждут хозяина. Перед тем, как выйти к гостям, хозяин моет руки и с поклоном выходит к гостям.Второй этап: гости приглашаются за стол. Садится сам хозяин, потом гости, подаётся угощенье и всегда рис. После приёма пищи, хозяин приглашает гостей выйти в сад, в чайный домик и все ждут чай.Третий этап: чаепитие. Сам хозяин заваривает чай. Вот такие чайные традиции в Японии. В стране восходящего солнца люди очень гостеприимны и доброжелательны.
Ребята, посмотрите на экран. Это веточка сакуры.Скажем вместе : Сакура.
Сакура- японская вишня. Лепестки сакуры очень полезны, если заварить чай с лепестками сакуры, и выпив утром чай, то весь день чувствуешь себя бодро, и у тебя хорошее настроение.
Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали. Возвращаемся в Россию. Наша гостья едет с нами, приглашаем. Расправляем крылья, летим.
(Дети изображают самолёты и возвращаются в группу).
Мы с Вами дома. Я приглашаю Вас к творчеству. Веточка сакуры. Вы готовы сами сделать такую красоту? (Да). (Показ веточки). Для нашей гостьи из Японии, каждый из Вас сделает аппликацию веточку сакуры. Присаживайтесь и гостья тоже.
Всё необходимое у Вас на столах. Веточку и листья делаете самостоятельно в технике-вырезание. Цветок сакуры- вспомним вместе, как его изготовить.
(Показываю модель оригами цветка.) Базовую форму квадрат складываем по диагонали получаем-большой треугольник. Затем большой треугольник складываем пополам получаем- треугольник поменьше. Его складываем ещё раз получаем маленький треугольник. Берём маленький треугольник за центральный угол и закругляем ножницами, срезая углы. Получаем цветок.
Подготовим ладошки для работы. (пальчиковая гимнастика)
«Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье,
Ночью дают под землёй корешки.»
Хорошо, улыбнулись друг другу, и с хорошим настроением начинаем творить! (Звучит японская мелодия, дети работают).
Я предлагаю нашей гостье, выбрать самую красивую веточку. (Выбирает).
-Она похожа на настоящую? (Да). Чем ещё она понравилась? (Ответ).
Замечательно, Вы все справились, подарок получился очень красивым!
«Сделал дело, гуляй смело!» Как Вы понимаете эту пословицу? (Ответы).
Вы хорошо потрудились, и теперь пришло время отдохнуть! Я приглашаю Вас на чайную церемонию. Это необычное чаепитие. Мы с Вами будем пить чай как в Японии.
Я начну, а Вы продолжите. «Я смотрю на веточку сакуры она …»(Дети: красивая, нежная и т. д.) Вот мы с Вами научились сочинять японские стихи.
Что у нас получилось: «Я смотрю на веточку сакуры она красивая, нежная, дарит радость»! Молодцы!
Чай почти распустился, пока я его разливаю скажите, где мы сегодня с Вами побывали? (Ответы). Что интересного запомнили о Японии? (Ответы). Ваня, а ты расскажешь дома про Японию? (Ответ). Очень хорошо!
Фото девочки и мальчика в национальном костюме Японии.
Костюмы сшиты родителями.
Прилагается детская работа «Веточка сакуры».
«Путешествие в прошлое лампочки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста 1 слайд: «Путешествие в прошлое лампочки» (старший дошкольный возраст) 2 слайд: Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки;.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Великая Отечественная война и её герои» Программное содержание: 1. Обобщить и уточнить знания детей по теме: «Великая Отечественная война и ее герои». Углубить знания детей о подвигах.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Фиолетовый лес» Конспект интегрированного занятия по развитию математических и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6.
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зимующие птицы» Цели: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Конспект НОД на тему: «Путешествие обезьянки Анфисы в городе» для детей среднего дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Богомолова С. О. г. Братск Цель. Совершенствование представлений об элементарных правилах дорожного движения. Задачи.
«Путешествие в Спортландию». Конспект НОД по ОО «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в Спортландию».
Конспект ОД по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире музыкальных инструментов» Цель: закреплять, формировать и развивать музыкальные способности детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских.
Детский час
для детей и родителей
Япония. Рассказ детям
Япония – одна из самых удивительных стран мира, страна, где роботы умеют делать очень многое, а сакура цветет просто потрясающе. Япония расположилась на Японском архипелаге. Самые внушительные острова архипелага — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку.
Япония – это Страна восходящего солнца, изобретательных людей, всевозможных новинок, аутентичных замков, большого количества священных мест, термальных источников, борцов сумо, экзотических гейш.
Японцы вежливы всегда, везде и во всем. Они скромны, любят дарить подарки, умеют правильно кланяться, пунктуальны, трудолюбивы, аккуратны. Любят все качественное.
Национальный язык – японский, самый трудный язык в мире. Письменный и устный японские языки существенно отличаются друг от друга.
В первой половине XX века внешнюю политику Японии отличали милитаризм и экспансия. Недостаток природных ресурсов японцы старались компенсировать за счет захвата территорий некоторых восточных стран. Во Второй мировой войне Япония серьезно пострадала и после ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки подписала Акт о капитуляции. Нужно было восстанавливать экономику страны. С середины 1950 годов начался исторический рост японской экономики, который получил название «Японского экономического чуда». На сегодняшний день экономика Японии – одна из самых мощных в мире.
Главная ценность Японии – это ее люди. Япония гордится своими выдающимися людьми. Это – математики Горо Симура, Киёси Ито, химики Кикунаэ Икэда, Рёдзи Ноёри, физики Хидэки Юкава, Лео Эсаки, художники Сэйу Ито, Хисикава Моронобу, режиссеры Акира Куросава, Ясудзиро Одзу и другие.
Достопримечательности Японии необычны и интересны. Гора Фудзи (Фудзияма), считающаяся священной; заснеженная вершина горы Фудзи – главный символ страны. Замок Белой Цапли, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО – величайшее творение рук человеческих. Правильнее было бы сказать, что это — замковый комплекс, судьба которого сложилась счастливо. Его не потревожили ни землетрясения, ни пожары, ни войны. Императорский дворец в Токио притаился в обширной зелени деревьев, он окружен каналами, рвами, древними стенами.
Что еще можно посмотреть в Японии?
— столицу горячих источников Японии – город Беллу,
— горный серпантин Ирохадзака, здесь чудо природы удачно соседствует с чудом рукотворным,
— океанариум Тюрауми, слово «тюра» на окинавском языке означает «грациозный», а «уми» — море. Этот океанариум находится в Океаническом выставочном парке в Окинаве,
— зоопарк Уэно, самый старый зоопарк в стране, он входит в 15 лучших зоопарков планеты,
— самый знаменитый водопад Японии – водопад Сираито (в переводе «белые нити»). Он бросает свои воды с высоты 97 метров,
— горный перевал Ясядзин Тогэ – уникальное место, где можно получить впечатление от гор Сиранэ Сандзан.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Интегрированное занятие-путешествие для детей 6–7 лет «Удивительная страна Япония»
Юлия Воронина
Интегрированное занятие-путешествие для детей 6–7 лет «Удивительная страна Япония»
Развитие речи детей по средствам знакомства с культурой и сказками других народов;
Систематизация знаний о жанровых, композиционных и языковых особенностях сказки;
Совершенствование умений точно, ясно и выразительно излагать свои мысли.
расширить знания детей о национальных особенностях Японии;
обогатить представления детей о предметах и явлениях из жизни японцев (кимоно, оригами, сакура, икебана и пр.);
продолжать развивать восприятие художественного слова через знакомства со сказками других народов;
развивать умение логически излагать идею произведения;
формировать у детей навыки игрового взаимодействия;
воспитывать доброе отношение друг к другу во время коллективной деятельности;
формировать коммуникативные навыки;
совершенствовать навыки и приёмы работы с бумагой и клеем.
Словарная работа: кимоно, оригами, сакура, икебана, ханами.
Материалы и оборудование: глобус, фрагмент карты и фотографии с изображением Японии, флаг и герб Японии, карточки с изображением птиц, фигурки оригами, фотографии японцев в национальном костюме, иллюстрации к сказке «Самый лучший наряд на свете» («Сова-красильщица», фонограмма с национальной японской музыкой, клей, ножницы, цветная гофрированная бумага, нитки веточка для создания икебаны.
Предварительная работа: создание праздничных японских фонариков, складывание из бумаги различных фигур в технике оригами, беседа на тему «Страны вокруг нас» (Япония).
Информационно-рецептивный метод (рассматривание картинок и фотографий, демонстрация диафильмов, рассказ воспитателя, чтение);
Репродуктивный метод (упражнения на основе образца воспитателя, беседа);
Эвристический метод (самостоятельная работа детей);
Словесный метод (беседа, художественное слово);
Ход занятия:
Дети сидят за столами. Перед ними воспитатель с глобусом в руках. На заднем плане (территория в игровой зоне) развешены японские праздничные фонарики (сделанные с детьми заранее, фото Японии.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необыкновенное путешествие. Посмотрите, у меня в руках? Что это?
Воспитатель: Правильно. На глобусе мы можем увидеть много разных стран. Какие страны вы знаете? А в какой стране мы живем?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот наша страна Россия (воспитатель показывает, отмечая флажком). А сегодня мы с вами познакомимся со страной Восходящего солнца. Может кто-то знает что это за страна?
Ответы детей.
Воспитатель: Это Япония. Сами жители Японии называют свою страну «Нихон коку», что и означает «Страна восходящего солнца», а японцы первыми встречают рассвет. Даже на флаге Японии изображено солнце – большой красный круг на белом фоне (Приложение 1).
Япония – страна восходящего солнца.
Есть у японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно –
И сразу увидит, как всходит оно!
Воспитатель: Япония – это островное государство, которое находится в северо-западной части Тихого океана. Эта страна (Приложение 2) (воспитатель показывает фрагмент карты с изображением Японских островов) со всех сторон окружена водой. А как же мы можем туда попасть?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, мы отправимся туда на самолете.
(Дети встают со своих мест и выполняют упражнения)
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет. (Руки в стороны)
Полетел наш самолет. (Руки в стороны)
Над Японией летим
И в окошечки глядим. (Складываем руки окошком и смотрим
Посмотрели все направо на демонстрацию картинок)
Гора над нами Фудзияма. (Повороты головы направо)
Что за чудо острова!
От волненья часто дышим: (Глубокий вдох)
«Всё б успеть и всё услышать!»
Вдохнули глубоко, друзья,
Нас ждет страна Япония! (Руки вверх)
Дети с воспитателем проходят в стилизованную под Японию зону (звучит фонограмма японской народной музыки (Приложение 4)
(Появляется героиня в кимоно с веером в руках)
Японка: Охаё! Доброе утро, ребята. Охаё – это доброе утро по-японски. Давайте и поздороваетесь со мной на японском языке.
Дети здороваются (Охаё или Конитива (Привет).
Японка: Меня зовут Кику. Это означает «хризантема». Этот цветок является гербом Императорского дома (золотистый цветок с шестнадцатью двойными лепестками) (Приложение 5). Моя страна очень гостеприимна. И я с радостью вам о ней расскажу. В наших домах очень мало мебели и японцы сидят на полу, когда обедают, пьют чай, даже спят на полу, застелив его специальным ковриком-матрасом. Давайте и мы сядем на пол.
Дети садятся на коврик.
Воспитатель: Кику, какой необычный у тебя наряд…
Японка: Да, с давних пор у нас и мужчины и женщины так одевались. Это наша национальная одежда – кимоно (Приложение 6). А в руках у меня еще один символ Японии – веер. В старые времена японские женщины считали, что выставлять свое лицо напоказ неприлично и даже опасно. Неприличным считалось иметь загар. Одним из признаков настоящей красавицы была белая кожа. Таким образом, японскийвеер имел три основных предназначения: заслонял от солнца, освежал и прятал лицо. Есть складной веер (ооги) и круглый или овальный веер (утива). Считается, что первый веер был изобретен именно в Японии.
(Воспитатель демонстрирует различные веера, а гостья дает детям рассмотреть свой) (Приложение 7).
Японка: Ребята, а вы любите праздники?
Японка: Вот и жители моей страны очень любят праздники, заранее к ним готовятся и празднуют весело и красиво – в нарядных костюмах с разноцветными фейерверками. А сегодня в Японии как раз День птиц.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Кику, а наши ребята очень умные и сообразительные. Они знают много птиц, а еще умеют отлично разгадывать загадки.
Кто глядит на тротуар
И кричит нам с ветки: «Каарррр!»?
Покроши кусок батона –
Прилетит поесть … (ворона).
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (ворона).
Когти остры, глаза зорки,
Тонкий слух отменный!
Если мышь услышит в норке
Схватит непременно (сова).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Спать летит в дупло (сова).
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).
Осенью клином стремится
На юг перелетная птица (журавль).
Чуть поляну не поджёг.
Он – краса лесных полян,
(На столе разложены картинки с изображением птиц (Приложение 8). Воспитатель предлагает после того как дети отгадывают название птицы найти соответствующую картинку. А героиня Кику предлагает рассмотреть фигурки птиц-оригами (Приложение 9).
Воспитатель: (Физкультурная минутка – «Аист») (воспитатель берет фигурку аиста-оригами и выполняет физ. минутку):
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу (Аист отвечает)
— Топай правою ногою, (Спина прямая, руки на поясе.
Топай левою ногою. Дети плавно и медленно поднимают
Снова – левою ногой. также плавно опускают,
После – правою ногой, подражая движениям аиста. Спина прямая)
После – левою ногой
И тогда придешь домой.
(В конце упражнений дети садятся на свои места).
Воспитатель: Ребята, Кику, а вы любите сказки?
Ответы детей и девочки и японки.
Воспитатель: Я сегодня хочу рассказать вам японскую народную сказку «Самый красивый наряд на свете», еще она называется «Сова-красильщица», вы послушаете и отдохнете. А вот и главная героиня (воспитатель показывает иллюстрации к сказке и начинает чтение) (Приложение 10, 11)
— Ребята, понравилась ли вам новая сказка, которую я вам рассказала?
— А откуда эта сказка, какой народ ее сочинил?
— Какого цвета был ворон? Почему он решил перекрасить свой наряд?
— И какого цвета стал ворон?
— Понравился ли ему его новый наряд?
— Чем закончилась сказка?
— А почему так произошло? Разве ворон точно знал, что ему нужно?
— А как теперь живут сова и ворон?
(Можно выборочно организовать пересказ по иллюстрации (Приложение 12) с двумя-тремя детьми).
Кику: Вы молодцы, ребята. А давайте теперь с вами поиграем. Я знаю, есть такая игра «День и ночь». Вы, наверное, тоже ее знаете! Я выберу водящего. Он отвернется, а я скажу «День». Зазвучит музыка (Приложение 13). Ребята будут прыгать, танцевать и веселиться. Но по сигналу «Ночь» все должны замереть, как будто заснуть. Водящий оглядывается и смотрит, кто не успел заснуть и пошевелился. Водящий его называет. И проигравший становится водящим.
Окончание (сюрпризный момент).
Воспитатель: Ребята, мы с вами отлично повеселились, но вместе с этим узнали много нового. Кику, спасибо тебе большое за удивительное путешествие в твою страну Японию.
Японка Кику: И вам спасибо, ребята. Очень приятно было с вами познакомиться. И в знак благодарности я хочу подарить вам веточку сакуры (цветущей японской вишни, но не просто подарить, а я научу вас ее делать. И это будет икебана в память о нашем путешествии (Приложение 14).
(Данная работа выполняется, если это не превышает допустимого регламента по времени проведения занятия. В противном случае, организуется доп. занятие, либо данная часть опускается и японская вишня становится просто сюрпризным моментом).
А теперь давайте полюбуемся. Это называется ханами (любование цветущей сакурой) и сделаем дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.
В Япониидревней обычай такой:
Лишь сакура ветки распустит весной,
Ей каждый японец идет любоваться
И нежным цветочкам готов поклоняться (Дети наклоняются)
И мы полюбуемся чудом японским.
То, что не встретишь средь улиц московских.
На сакуре каждая ветка прекрасна,
Ведь любят японцы ее не напрасно!
Мы запах чудесный тихонько вдыхаем, (Делают медленный вдох)
И медленно-медленно ртом выдыхаем (Выдыхаем ртом)
Вот пчелка к пахучим цветам подлетает.
Глазами следить мы за ней начинаем (Движение глазами вправо-влево)
Жужжа, заспешила то вправо, то влево,
То к веточкам верхним, то вниз полетела… (Движение глазами вверх-вниз)
Восьмёркой кружится пчела у ветвей, («Рисуют» глазами восьмерку)
А мы наблюдаем тихонько за ней.
Пчела улетела… Глаза закрываем. (Закрывают глаза)
И сакуры ветку себе представляем.
А зимней порой, когда вьюга резвится,
Чудесное дерево будет нам сниться.
(Японка благодарит детей, прощается и каждому ребенку вручает японскую куколку-закладку в технике оригами (Приложение 15).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы очень постарались и хорошо поработали. Узнали много нового. Спасибо вам. Молодцы!
«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Методические задачи:.
Интегрированное занятие к 23 февраля в подготовительной к школе группе «Если армия сильна — непобедима и страна» Цели: Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о Российской армии, о защитниках Отечества, о разных родах войск. Развивающие:.
Интегрированное занятие «Путешествие в сказку» Программное содержание: 1. Систематизировать знания детей о весне, весенних признаках; 2. Закрепить счет в пределах 5, цвет, умение сравнивать.
Интегрированное занятие в средней группе. «Дымковская уточка» (в рамках проекта «Страна Народных мастеров») Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие (лепка, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие,.
Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна» Цель:Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.
Открытое интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес» в подготовительной группе для детей с ТНР Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие • Художественно-эстетическое развитие.