Что нужно читать на пятничном намазе
Порядок выполнения пятничной молитвы (джума намаз)
Опубликовано: 6 апреля, 2017
«О, верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Всевышнего и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Коран, 62:9).
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ораза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)».
Также необходимо помнить слова Посланника Всевышнего Аллаха: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним Аллахом».
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву (джума намаз), она будет им засчитана вместо полуденной (уйле).
Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусуль)».
Время совершения – это время полуденной молитвы (уйле). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы (намаза).
Пятничный намаз состоит из 10 рекятов (рекят — порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву). Коллективно совершается 2 рекята вместо 4 рекятов полуденного. С наступлением времени намаза необходимо совершить 4 рекята суннета (дополнительная молитва, которую совершал Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и советовал совершать другим), затем после проповеди (хутбы) 2 рекята с джемаатом (фарз – обязательная молитва), в завершении 4 рекята суннета.
Четыре рекята суннета
Первый эзан.
По окончании эзана как читавший, так и слышавший его произносят «саляват» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после эзана.
Ниет (намерение): «Искренне ради Всевышнего Аллаха я намереваюсь выполнить четыре рекята суннета пятничной молитвы».
Последовательность совершения аналогична четырем рекятам молитвы уйле. Выполняется, как все молитвы-суннеты, каждым самостоятельно.
Проповедь (хутбе)
Имам поднимается на во время чтения второго эзана и садится. По окончании прочтения второго эзана, имам встаёт для проповеди (хутбе). Проповедь начинается словами восхваления Всевышнего Аллаха и прошением благословения для пророка Мухаммеда. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Суннет, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман.
По завершении первой части проповеди имам-хатиб садится на одну из ступенек минбера и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву (дуа). Вторая часть проповеди более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.
Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбер и до призыва (икамета) на два рекята фарза все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]».
Два рекята фарза
Икамет (призыв имама).
Ниет (намерение): «Искренне ради Всевышнего Аллаха я намереваюсь выполнить два рекята фарза пятничной молитвы».
Два рекята фарза выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух рекятов фарза утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре рекята суннета
Ниет (намерение): «Искренне ради Всевышнего Аллаха я намереваюсь совершить четыре рекята суннета пятничной молитвы».
После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре рекята суннета пятничной молитвы.
По завершении четырех рекятов суннета и тем самым всей пятничной молитвы (джума намаз), продолжая сидеть, желательно вместе с имамом выполнить «тесбихат».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва (уйле).
Как правильно совершать пятничный намаз?
Как правильно совершать пятничный намаз?
Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.
Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)
Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:
«Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)
Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Правила совершения пятничной молитвы
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.
Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.
1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.
Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.
Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».
Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».
3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.
Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.
Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)
В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.
Пятничный намаз
Пятница – лучший день недели и праздник для мусульман. В пятницу есть особые благословения, она способствует объединению и единству мусульман, укреплению уз братства и дружбы между ними. Шариат требует, чтобы мусульмане-мужчины присутствовали на пятничном намазе (джуму‘а).
В Священном Коране сказано:
يأيّها الّذين ءامنوا إذا نودي للصّلاة من يوم الجمعة فاسعوا إلى ذكر الله وذروا البيع ذلكم خير لكم إن كنتم تعلمون
Это означает: «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к пятничному намазу, то поспешите к молитве, в которой есть упоминания Аллахa, и прекратите все виды купли-продажи — так будет лучше для вас, если бы вы только знали». («Аль-Джуму‘а», аят 9).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполнение пятничного намаза – обязательство для каждого мукалляфа (мужского пола, если он не имеет уважительной причины)».
То есть пятничный намаз обязателен (фарз) для всех свободных и разумных мусульман мужского пола, достигших совершеннолетия и проживающих в данном населенном пункте. Он совершается только коллективно. Кроме того, чтобы пятничный намаз считался действительным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих правильным чтением суры «Аль-Фатиха» и других молитв. Также его нужно завершить до конца времени обеденного намаза.
Ребенок, несовершеннолетний, раб, женщина, человек, имеющий шариатскую причину не посещать коллективный намаз, находящийся в дозволенной поездке, не обязаны совершать пятничный намаз. Однако им также при возможности желательно придти в мечеть и совершать пятничный намаз.
В каждом населенном пункте он выполняется коллективно, обычно в одной соборной мечети, во время полуденного намаза, вместо него. То есть вместо четырех ракаатов полуденного намаза вы выполняете только два ракаата. Если соборная мечеть переполняется и не вмещает всех прихожан, то только тогда допускается совершение пятничного намаза в другой мечети. Начинаете намаз с намерением о выполнении обязательного коллективного пятничного намаза.
Если вы пропустили пятничный намаз, то тогда вы выполняете полуденный намаз в четыре ракаата. Если вступить в пятничный намаз тогда, как имам поднимется с поясного поклона второго ракаата, то тогда делается намерение совершить пятничный намаз и после того, как имам произнесет «Салам», вы встаете и завершаете намаз, как четырехракаатный полуденный. Если имам не сделал намерение совершить его в качестве имама, то его пятничный намаз тоже не засчитывается. Пятничный намаз выполняется непосредственно после чтения имамом двух проповедей.
Однако в некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населенного пункта, или не набирается сорок человек, владеющих правильным чтением (махрадж), или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный 4-х ракаатный полуденный намаз.
До и после пятничного намаза совершают ратибаты (желательные намазы). Особо награждаемым является чтение сразу после пятничного намаза по семь раз следующих сур Корана: «Аль-Фатиха», «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».
По материалам книги «Намаз опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы
Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).
В Своей Книге Господь миров сказал следующее:
О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха… (62:9)
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.
Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.
Как читать пятничную молитву
1. После азана молящийся обычно произносит дуа:
Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад
Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».
2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.
3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.
4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.
5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.
6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.
Особенности джума-намаза
Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.
Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.
Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.
Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.
Джума-намаз равен полуденному?
Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.
Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).
Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.
Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.
По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.
Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламу алейкум! 4 ракаата сунна-намаза перед 2 ракатами фард намаза в пятничной молитве должны быть прочитаны после Азана. Я сейчас нахожусь в другой стране (Франция) и здесь в мечетях после Азана сразу начинают читать 2 ракаата фард намаза. Является ли Азан необходимым условием для прочтения первых четырёх ракаатов и как поступить в данной ситуации?
Джума-намаз
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура Аль-Джумуа | Собрание: 9 аят).
Это обязательная молитва для мужчин, которые являются свободными и совершеннолетними и не являются путниками. И джума намаз является желательным для людей, которые физически немощные, для детей и женщин. Есть ряд современных ученых богословов, которые считают, что джума намаз женщинам, даже пожилым, нежелательно посещать в пятницу. Мусульманам необязательно посещать пятничную молитву, если наступают неблагоприятные погодные условия, такие, как угрозы схода лавин или сильные морозы, а также сильные ливни.
Порядок совершения пятничного намаза
Джума намаз сегодня читается также как и во время Пророка Мухаммада ﷺ. Относительно порядка и времени совершения джума намаза есть ряд условий и особенностей, но большинство из них перекликаются с условиями и требованиями, предъявляемыми ко всем обязательным намазам. Мусульманину следует совершить ряд действий для того, чтобы подготовиться к джума-намазу, эти действия являются важными суннатами пятничного дня:
Перед тем, как начнется в пятницу молитва, муэдзин произносит второй азан, а затем имам читает хутбу или специальную проповедь для джума намаза, которая включает в себя две части, между которыми имаму следует на какое-то время присесть. После того, как будет сказана проповедь, начинается совершение намаза из двух ракаатов. Если совершается пятничная молитва, то полуденную молитву можно не совершать.
Перед началом джума намаза
Мусульманину, который только пришел в мечеть, следует совершить два ракаата приветственной молитвы «тахийат аль-масджид», он читается как обычная молитва из двух ракаатов, только с намерением совершения приветственного намаза мечети.
Дозволяется также совершать дополнительную молитву до того, как прозвучит азан.
После азана верующему желательно произнести дуа: «Аллахумма, рабба хазихи да‘уати-ттаммати, уа-ссалятиль-ка’има. Ати Мухаммадан аль-уасилята уаль фадылята уаб‘асху макаман махмудани-ллязи уа‘адтах», что переводится на русский язык как «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанным Тобою».
Суннат-намазы до джума
Религия Всевышнего Аллаха основывается на том, что мусульмане должны выполнять те формы поклонения, на которые указывали Всевышний Аллах или Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ, а если на такое поклонение указания нет, то выполнение его следует считать запретным. В вопросах быта и различных нюансов мирской жизни мусульманин берет за основу дозволенность, и все его дела мирские дозволены до того момента, пока не поступит указания на запретность чего-либо.
Относительно совершения пятничного намаза передано через многих передатчиков, что Пророк Мухаммад ﷺ по пятницам покидал свой дом, восходил на минбар, и после этого начинал муаззин объявлять азан. Когда же азан завершался, то Посланник Аллаха ﷺ поднимался, чтобы произнести хутбу или специальную проповедь. О том, что до хутбы Пророк Мухаммад ﷺ совершал какую-нибудь сунну, нет нигде никаких указаний.
О том, что именно так происходило во времена Пророка Мухаммада ﷺ, сказано в таких источниках, как «Мисбаху зуджаджа», «Фатхуль-Бари» и «Найлюль-аутар».
Есть мнения большинства ученых относительно того, что никакой Сунны о совершении чего-либо до пятничной молитвы, которая была бы узаконена Пророком Мухаммадом ﷺ, нет. Такого же мнения придерживались имам Малик, имам аш-Шафии, а также большая часть шафиитов, и среди ханбалитов это мнение также распространено. Такого же мнения придерживается большая часть имамов. Также шейхуль-ислам Ибн Таймия со своим учеником Ибн аль-Къайимом придерживались этой же позиции, шейх аль-Альбани поддерживал это мнение и ученые из аль-Ляджнату-ддаима или Постоянного комитета, возглавляемого шейхом Ибн Базом.
Приводятся слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии о том, что ученые в своем большинстве единогласны по этому вопросу и считают, что определенного желательного намаза до пятничной молитвы нет. Приводятся также слова Хафиз аль-‘Иракъи, который утверждал, что от Пророка Мухаммада ﷺ не передано ни в каких хадисах, чтобы Посланник ﷺ что-то совершал до начала джума намаза.
Но если же мусульманин сам желает произнести добровольную молитву, то он может делать это сколько угодно раз, пока имам не выйдет для того, чтобы совершить хутбу.
Пятничная проповедь
Имам поднимается на минбар, после чего произносит приветствие мусульманам, затем имам садится на ступени минбара.
Далее муэдзин произносит азан, и после этого мусульмане произносят дуа, читаемое после азана.
После этого имам приступает к проповеди и совершает первую хутбу, в ходе которой произносятся им слова, восхваляющие Творца миров и благословляющие Посланника Аллаха ﷺ, а после этого в своей проповеди имам поднимает одну из актуальных тем, которую рассматривает с точки зрения Священного Корана и Сунны Пророка ﷺ.
После первой проповеди имам присаживается, делая короткий перерыв, после чего встает и делает вторую хутбу.
Как читать джума намаз
Джума намаз состоит из:
двух проповедей имама;
двух ракаатов фарда.
После проповеди (хутбы) весь коллектив джамаата совершает два фард ракаата, имам читает суры в намазе в слух.
Джума намаз совершается также как и утренняя молитва фаджр по действиям, но читаются более короткие суры или аяты.
Намазы после джума молитвы
Возникают также обсуждения относительно произнесения добровольных молитв после того, как будет свершена пятничная джума молитва, и для этого есть основания, узаконенные Пророком Мухаммадом ﷺ: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в четыре ракаата», и этот хадис приводится Муслимом. По свидетельству ибн Умара, после пятничной молитвы он вместе с Посланником Аллаха ﷺ совершал молитву в два ракаата – об этом сказано в хадисе, переданном Бухари. Также в хадисе, переданном Муслимом, предлагается другая версия, по которой Пророк Мухаммад ﷺ у себя дома совершал два ракаата молитвы после пятничного намаза.
В мусульманской умме можно встретить мнение, по которому в мечети после джума намаза следует читать четыре ракаата молитвы, а дома можно ограничиться двумя, ссылаясь на вышеупомянутые хадисы. Ибн аль-Къайим сказал, что шейх Ибн Таймия говорил об этом.
В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ о совершении дополнительной молитвы после завершения джума-намаза упоминается разное количество ракаатов, поэтому ученые-богословы высказывали различные рекомендации о точном количестве ракаатов этой молитвы. Мусульманин может совершить два, четыре или шесть желательных ракаатов после завершения джума-намаза.
Условия, при которых джума намаз будет считаться действительным
Чтобы жума намаз был засчитан, следует соблюдать такие правила:
Нежелательные действия при совершении пятничной молитвы:
По мнению всех ученых богословов, представителей всех мазхабов, джума намаз – это ваджиб для всех верующих, действие обязательное, и почти во всех школах, кроме ханафитов, пятничную молитву приравнивают к фарду.
Посланник Аллаха ﷺ назвал пятницу «госпожой всех дней».
Особенности джума намаза
Для джума намаза следует соблюдать требования, которые предъявляются к обязательным молитвам:
Также для совершения джума намаза нужно учитывать его особенности:
Равен ли джума намаз полуденному намазу?
Относительно того, может ли заменять джума намазом зухр, мнение ученых богословов, представляющих разные мазхабы, представляет интерес: нет единого мнения по этому вопросу. Считают, что если в населенном пункте всего лишь одна мечеть, в которую на пятничный намаз приходят все мужчины уммы, то нет необходимости читать дневной намаз.
Другое дело, когда в населенном пункте мечеть не одна. В таких ситуациях подавляющее число богословов считает, что джума намазы во всех мечетях являются самодостаточными, так что нет необходимости отдельно совершать зухр молитву.
Исключение составляют шафиитские ученые, считающие, что молитву следует засчитывать как пятничную в мечети, где раньше, чем в остальных мечетях города, будет начат джума-намаз, и в этой мечети совершать отдельно полуденную молитву не нужно, а чтение зухр намаза будет в такой мечети желательным действием или мустахаб. Но остальные мечети должны обязательно совершать полуденный намаз.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)