Что нужно читать православным христианам
Пища для нашей души
Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?
— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.
В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.
— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?
— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.
А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.
Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.
— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?
— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».
|
— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?
— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.
— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».
— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.
Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).
— Есть ли такие книги, не прочитать которые стыдно для церковного человека?
— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.
К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.
— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?
— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себя святоотческое наследие и наставления. Об их жизни и подвигах излагается в книгах жития святых. И уже сравнительно недавно появилась православная художественная литература.
Все это многообразие книг принято называть православной литературой. Рассмотрим основные направления более подробно.
Поделиться статьей с друзьями:
В зависимости от сложности понимания книги разделены на три группы:
Основы (О) — несложные в понимании книги, написанные простым языком
Горизонт (Г) — книги, понимание которых может вызвать некоторые сложности
Вершина (В) — книги, крайне трудные для осмысления без должной подготовки
Священное Писание
Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.
Преподобный Феодор Студит :
« Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания. »
Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения Нового и Ветхого завета.
Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.
Толкование Библии
«Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви», — пишет святитель Феофан Затворник.
Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные толкования Иоанна Златоуста (Г), которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета.
Святитель Феофан Затворник :
« Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви. »
Многим христианам полюбились относительно простые толкования святителя Феофилакта Болгарского (О), а также «Беседы на Евангелие от Марка» (О) святителя Василия Кинешемского, написанные глубоко и современным языком.
Хорошие отзывы также получили следующие разъяснения Священного Писания: «Толкование Евангелия» (О) библеиста Бориса Гладкова, «Иисус Христос. Жизнь и учение» (О) митрополита Илариона (Алфеева), «Толковая Библия» (О) Александра Лопухина, «Беседы на Евангелие от Матфея» (О) протоиерея Олега Стеняева, «Святое Евангелие от Матфея с толкованием святых отцов» (О).
Закон Божий
Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.
Наверное, самой известной книгой этого ряда является «Закон Божий» (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как «Закон Божий» (О) архимандрита Иова (Гумерова), «Закон Божий» (О) священника Даниила Сысоева, «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере» (О) митрополита Илариона (Алфеева), «Православный катехизис» (О) святителя Филарета (Дроздова).
Наставления о духовной жизни
Среди наставлений хотелось выделить бы «Опыт построения исповеди» (О) архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове.
Увлекательным, «живым» языком написаны такие книги, как «Духовная жизнь. Первая ступень: Воцерковление» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере» (О) архимандрита Андрея (Конаноса), «Жизнь. Болезнь. Смерть» (О) митрополита Антония Сурожского (Блума), «Письма духовным детям» (О) игумена Никона (Воробьева).
Творения святых отцов
Известный проповедник Алексей Ильич Осипов рекомендует обязательно ознакомиться с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова) (Г) и письмами игумена Никона (Воробьева) (Г). Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык.
Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред. ».
Особое внимание заслуживают «Душеполезные поучения и послания» (О) аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.
Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви.
Жития святых
Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина.
Святитель Тихон Задонский :
« Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых. »
Будет полезным ознакомиться с житиями Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и других.
Православная проза
Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно.
«Лето Господне» (О) Ивана Шмелева — классика детской художественной православной литературы. Главный герой романа, маленький Ваня «. возрастает в условиях, где вера была основой существования, образом жизни. ». Через быт мальчик познает истину Православия, его душа наполняется любовью, верою, святостью. Именно эта книга в Советские времена, наравне с произведениями Достоевского, привела многих к Православию. Иван Шмелев является автором и других произведений — «Богомолье» (О), «Солнце мертвых» (О), «Няня из Москвы» (О).
Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина «Дорожный посох» (О), написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия «Флавиан» (О) протоиерея Александра Торика.
За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок (Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина), притч (Клюкина Ольга), рассказов и повестей (Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.), ненавязчиво и увлекательно повествующей о Господе, его учении и богоугодной жизни христианина.
Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество Клайва С. Льюиса, которое включает в себя как произведения для детей (цикл «Хроники Нарнии»), так и для взрослой аудитории («Письма Баламута» (О), «Баламут предлагает тост» (О)).
Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — «Несвятые святые» (О) отца Тихона (Шевкунова) и последовавшая за книгой Зеленая серия Сретенского монастыря.
Богословие
Дневники и размышления
Внутренний мир православного человека, его мысли и переживания помогут понять такие книги, как «О мире и человеке» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Исповедь» (О) святителя Августина Блаженного, «Дневники» (О) святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Православие сегодня: Записки приходского священника» (О) протоиерея Иоанна Гончарова, «Православие и грядущие судьбы России» (О) архиепископа Никона (Рождественского).
Что такое гриф Издтательского совета
Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа. Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может. Это было сделано для того, чтобы у Церкви была «уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию».
Преподобный Антоний Оптинский :
« Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных. »
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Книги с грифом «По благословению. » считаются самыми качественными.
Гриф присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
Книги с грифом «Рекомендовано. » считаются качественными, несущими пользу православному христианину. При прочих равных, рекомендованные книги лучше «допущенных».
Гриф предназначен для остальной (не охваченной первым грифом) православной литературы — книг по истории Церкви, житий святых и др.
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви
Книги с грифом «Допущено. » не противоречат православному учению, но и не обязательно несут пользу.
Гриф может быть присвоен произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации
Гриф введен с целью ускорения издания книг. Ответственность за их содержание несет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.
Помимо книг, гриф Издательского Совета ставится на аудио и видеопродукцию.
Свои грифы есть у Украинской и Белорусской Православных Церквей, а также у Православной Церкви Молдовы. Книги с такими грифами также могут продаваться в церковной лавке при храме.
Что читать современному христианину?
Насколько готов читать современный христианин, или книги всё же вытесняются аудио- и видеоформатами?
Это очень большая современная проблема, большая часть людей, даже имеющих навык чтения, переходит на другие форматы. Индустрия электронных технологий шагает семимильными шагами.
Современному человеку просто некогда читать. Все время уходит на общение в сетях, блуждание по интернету и смотрение телевизора, где сейчас по сто и более каналов. В годы моей туманной юности у нас практически не было другого источника информации кроме книг. Телевидение с двумя каналами и насквозь идеологизированное радио не в счёт. Сейчас у молодёжи тоже один источник, но уже другой – интернет.
Вы знаете, почему в тюрьме люди читают книги? Там нельзя иметь мобильные телефоны, нет интернета, компьютеров, что остаётся? Чтение. Некоторые люди, побывавшие там, часто не имеющие нормального образования, являются весьма начитанными, обладают широким кругозором. Почему? Для них тюрьма была избой-читальней.
Электронные технологии агрессивно влияют на молодое поколение, которое не вкусило настоящих радостей жизни, таких как чтение, другие увлечения, – реальные, а не виртуальные. К сожалению, молодёжь просто живёт в сетях, в интернете. Есть даже песня Земфиры: «Девочка, живущая в сети». Подростки там встречаются, общаются, влюбляются. У них там своя жизнь, часто под вымышленным именем, под ником, под придуманным имиджем, который они себе создают на личных страницах. Любой человек, имеющий детей, особенно подросткового возраста, знает, какая это большая проблема.
Современный человек перегружен информацией и у него нет сил для чтения настоящих книг. И поэтому хочется мозги отключить чем-то другим – простым. Сравните: посмотреть сериал «Анна Каренина» Сергея Соловьёва и прочитать роман Л. Толстого. Это две разные вещи, хотя фильм может быть снят достаточно близко к тексту. Человеку кажется, что, просмотрев кино, он получает полное представление о книге.
Да, фильм – это зрелище, яркие образы, актёры хорошие, костюмы. Но на самом деле это два разных жанра. Волшебство книги в том, что она путём крючков, чёрточек, тире передаёт подчас гениальные мысли, чувства, желания людей, их переживания. Но большая работа и на человеке-читателе – всё представить, включить воображение, мышление. Книга – пища для ума, это не фильм или клип, где человеку показали готовую картинку и в сознание вложили. Человек представляет Каренину или героев книги «Война и мир» в образе этих героев, которые ему были представлены на экране артистами. В книге этого нет, мы не видим этих людей, мы сами должны это нарисовать, представить, додумать. Начать мыслить, как они, подумать: как я бы себя вёл на их месте. Должны уметь читать между строк, улавливать мысль автора и подтекст произведения. Это приносит огромную пользу, развивает человека. Особенно, если мы говорим о молодых людях, книга тренирует интеллект, заставляет думать. И аудио- видеоформаты не должны ни в коем случае вытеснять книгу. Если такое произойдёт, мы потеряем огромный пласт не только нашей духовной культуры, пусть даже это будет переведено не в видеоформат, а в аудио. Летом я много времени провожу в дороге, за рулем. Я покупаю или беру в библиотеке аудиокниги. И слушаю в пути. И, признаюсь, это две большие разницы, как говорят в Одессе. Прочесть книгу и прослушать её – два разных взгляда, два разных восприятия одного и того же произведения. Текст читается артистами, чтецами, которые могут талантливо озвучить, но они вкладывают некое своё восприятие. А когда человек сам читает – он сам себе режиссёр, сам себе актёр, у него на руках некий сценарий, по которому он сам в уме, в душе, представляет действие, которое прописывает автор на бумаге. Очень печально, если книги заменят другими форматами. Случится такое или нет? Сложно сказать. Может, всё к тому и идёт. Мир идёт к апостасии, к уничтожнию ценностей. Я считаю, что книга – это большая ценность, гениальное изобретение человечества. Переоценить её возможности воздействия на человека невозможно. Какие бы талантливые изобретения не появлялись, как бы цивилизация, прогресс не продвигались, нет ничего, что могло бы заменить книгу.
Какие книги в большей степени помогли Вашему приходу в Церковь?
Мой приход в Церковь был не через книги, он был другой. Через чтение обычно приходят в ограду церковную, когда идут своим путём: то есть принимают крещение уже во взрослом возрасте. Книги помогали моему становлению, как христианина, а приходу мне помогли родители. Я вместе с ними и с младшим братом и сестрой крестился. Мне тогда было 10 лет, я был еще достаточно маленьким мальчиком, даже не подростком.
Потом уже Ф. М. Достоевский очень сильно повлиял на моё становление. В частности, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Далее Н. В. Гоголь. Ещё мне вспоминается книга, сейчас подзабытая, Софии Сергеевны Самуиловой «Отцовский крест». Автор пишет об отце, его крестном пути. Он был в лагере и мученически погиб.
Жития святых, которые читали нам, детям, родители. «Искра Божия» – сборник духовных рассказов, с которым познакомился, будучи отроком.
В подростковом возрасте читал бессмертные произведения Ивана Шмелёва «Лето Господне», «Богомолье». Замечательные книги – для подростков и про подростков. Также книги Никифорова–Волгина, Мельникова-Печерского.
Что Вы советуете читать духовным чадам?
На приходе у меня действует воскресная школа для взрослых в рамках изучения предметов Нового Завета, нравственного богословия, литургики. У нас нет экзаменов, тестов, всё проходит в формате семинаров. Я прихожанам даю какую-то тему и по ней список книг, которые рекомендую прочесть, а потом мы обсуждаем, беседуем.
Мы изучаем Новый завет, соответственно, даю – как задание на дом – читать Священное Писание, библейские толкования. Из авторов высочайшего уровня рекомендую работы: святителя Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, святителя Василия Великого. Добавлю «Толковую Библию» А. П. Лопухина – многотомное издание, в полной мере даёт толкование Библии и библейскую археологию затрагивает. Можно почитать толкования Барсова, Гладкова.
Из книг по нравственному богословию советую читать святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, преп. Паисия Святогорца, преподобного авву Дорофея. По литургике – «Новая скрижаль», «Настольная книга священнослужителя».
Своим прихожанам, не сочтите за нескромность, из современных авторов я советую читать свои работы. Например, людям, которые приходят ко мне по семейным вопросам, я предлагаю книги собственного сочинения, ибо отвечаю за свои слова, советы, которые даю.
Существуют тысячи трудов православных авторов. Как ориентироваться в таком объёме литературы?
Сейчас много издательств, издаётся много новинок. Если возьмём 90-е годы, то это было время перепечатки, репринта дореволюционных изданий. Пусть меня простят новые, современные авторы, но книгоиздательство 90-х годов мне гораздо ближе, оно отличалось большей серьёзностью. Издатели, в основном, брали старую дореволюционную литературу, порой с дореволюционной орфографией – с ятями и ерами – и переиздавали. Например, Сергей Александрович Нилус, святитель Игнатий Брянчанинов. Все эти книги я прочёл в старой орфографии. Тогда легко было ориентироваться: книг было мало, и почти все перепечатанные работы были проверены ещё духовной цензурой до 1917 года, а она бы никак не допустила что-то сомнительное, спорное. Далее объём литературы резко увеличился, и с выбором стало сложнее. Появилось много мусора, псевдоправославных книг сомнительного качества. Это конец 90-х, начало двухтысячных.
Сегодня разбираться в книжном многообразии относительно нетрудно. Есть целый орган в Церкви – Издательский совет. Хотя у меня есть претензии к нему: считаю, что иногда духовная цензура слишком строгая. У меня, например, одна книга, её не прошла. И не в силу того, что там ересь, такого, конечно, нет, а в силу того, что слишком строгий подход. Книги без грифа Совета просто запрещено продавать при храмах и в церковных магазинах.
Так, что, в наши дни редко можно встретить книгу, которая несет явный духовный вред. Хотя в сегодняшнем море литературы есть, конечно, книжки разного качества. Просто откровенно слабые или поверхностные. Стоит помнить, что количество не всегда порождает качество.
Очень популярный жанр сегодня – благочестивые рассказы на духовные темы. Я недавно разговаривал с одним работником издательства Сретенского монастыря и спросил, какая нынче самая популярная литература. Он ответил, что это сборники рассказов на православные темы и семейная литература, жанр, в котором я, кстати, подвизаюсь. Спрос порождает предложение: люди сейчас плохо читают серьёзную литературу – аскетическую, святых отцов и просто серьёзных авторов. Плохо воспринимают её, потому что для этого нужно иметь навык, опыт. Они читают рассказы – это легко, с одной стороны, это духовная литература, а с другой – она не требует подготовки и особой привычки.
Как ориентироваться в море литературы? Я являюсь человеком устаревшим, и не в курсе новинок, у меня больше книг, с которыми я познакомился еще в 80-е и 90-е годы, как раз, когда становился православным христианином. После этого не могу сказать, что открыл много нового для себя. Мне и того объёма литературы, который написан до революции и в наше время 30-летней давности, хватает.
Как не ошибиться, когда выбор такой большой?
Если мы будем читать святых отцов, никогда не ошибёмся. А также, конечно, надо советоваться со священниками, своим духовником.
Каковы законы и принципы духовного чтения?
Принцип духовного чтения – идти от простого к сложному. Невозможно маленького человека кормить сразу твёрдой пищей. С чего начинается питание любого ребёнка? С молока матери, постепенно ему дают прикорм, позже – протертые блюда, и только потом он начинает принимать ту же пищу, что и взрослые. Такая же ситуация и в спорте: никто не даёт начинающему поднимать большой вес и не ставит на марафонскую дистанцию. В любом виде спорта человек начинает заниматься постепенно. Здесь такая же ситуация: начинать надо с простой литературы. Иначе, если человек откроет труды наших духовных классиков, они могут быть им не поняты, и это вызовет у него отторжение. Эти книги не очень просто читать. Особенно в наше время, когда умение читать – весьма редкий навык. Людям, привыкшим к гаджетам, нужно начинать с простого, чтобы втянуться и заинтересоваться.
Что посоветуете новоначальным?
Первое, что могу порекомендовать, знаменитая книга «Несвятые святые» владыки Тихона Шевкунова. Книга очень интересная, простая для восприятия, но, в то же время, серьёзная, глубокая. Она очень многих людей привела к вере.
Мне лично близко творчество отца Николая Агафонова, отца Ярослава Шипова (он не только священник, но и профессиональный литератор, писатель). Я рекомендовал бы ещё: «Пасха красная» Нины Павловой об оптинских новомучениках. Повесть «Отец Арсений».
Из классики можно посоветовать, уже упомянутых мною, И. С. Шмелева и В. А. Никифорова-Волгина.
Книги отца Александра Торика, занимательны и просты для новоначальных, которые не просто хотят получить удовольствие от чтения, но и пользу в своём воцерковлении. Например, его трилогию «Флавиан», я бы назвал учебником по воцерковлению. Есть и книга у него с таким названием – «Воцерковление». Для людей, которые хотят узнать, что такое исповедь, причастие, как подготовиться к ним впервые – есть мои скромные труды – книга «Крещение и воцерковление», «Таинство Причащения».
Добавил бы в список «Закон Божий». Книг с таким названием немало, но я рекомендую совсем новую работу, которую написали мой отец – иеромонах Иов, мой брат – отец Александр и я, по поручению владыки Тихона Шевкунова.
Далее более серьезные произведения. Назову «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, поучения аввы Дорофея. Свт. Феофана Затворника «Письма о христианской жизни» – замечательные советы о духовной жизни. Письма Амвросия Оптинского. Почему я их рекомендую? Эти люди близки нам по времени, это не святые 4 или 9 века. Эти святые жили в 19 веке и писали в жанре писем. Благодатный жанр. Простой человек, например, крестьянин Псковской губернии, задаёт в письме преподобному какой-то вопрос, далее следует ответ. И мы можем найти ответ для себя самих, потому что, может быть, у нас похожая ситуация. Написано простым разговорным языком в форме диалога. Обращу внимание на книги святителя Николая Сербского, который жил в 20 веке, канонизирован Сербской Православной Церковью в 2003 году, прошёл лагеря во время Великой Отечественной войны. Его тоже легко читать, автор – мастер различных примеров, притч.
Что ещё посоветую? Старец Паисий Святогорец, тоже наш современник, жил в 20 веке. Несмотря на серьёзность его многотомных трудов о духовной жизни, семейной жизни, они простые, легко читаются. У него также много примеров, интересных образов речи, и, в то же время, наблюдается глубина святоотеческих книг.
Наша задача у новоначальных православных христиан вызвать интерес к чтению. Если они начнут читать «Пять слов о боголосвии» Григория Богослова, то могут быстро отложить. Патерики, Отечники, Прологи – вот с чего лучше начинать. Это, кстати, излюбленное чтение простых людей прошлого и позапрошлого веков: рассказы о жизни монахов, подвижников, их высказывания, изречения. Сборник духовных рассказов, но не художественных, а взятых из реальной жизни.
Что посоветуете из серьёзной литературы?
Мне очень нравится свт. Игнатий Брянчанинов. Он также по времени близок нам, жил в одно время со свт. Феофаном Затворником, Амвросием Оптинским. Является глубоким богословом, отмечу такие важные труды свт. Игнатия, как «Слово о смерти», «Отечник», «Приношение современному монашеству».
Преподобный Исаак Сирин – очень глубокий автор, у него великолепные поучения, наставления, и, в то же время, его несложно читать.
«Добротолюбие» – основополагающая книга для аскетики, духовной жизни; сборник трудов святых отцов по духовной жизни. Труды Святителя Григория Паламы – его проповеди, толкования. Но к такой литературе, повторюсь, надо подготовиться.
Конечно, работы наших великих учителей-богословов: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова, Кирилла Иерусалимского.
Кроме святоотеческой литературы, есть большое количество специальной православной литературы. Например, если вы интересуетесь историей, можно порекомендовать историческую литературу – «Очерки по истории Русской Церкви» А. В. Карташёва, «Историю Христианской Церкви» М. Э. Поснова.
А из светской литературы? Что Вам лично нравится, и что порекомендуете православным читателям?
Я счастлив, что много читал, хотя и не считаю себя большим книгочеем. В доме моих родителей была богатая, хорошая библиотека. Книги стояли в комнатах просто от пола до потолка. Сначала библиотека была преимущественно светской, всё-таки семья была начинающая в христианской вере, а потом она пополнилась духовной литературой. Папа собрал огромное количество книг, и мы читали запоем. Я недавно вспомнил, сколько только зарубежных авторов я прочёл до 17 лет и получился довольно солидный список – 60–65 писателей. В переводе на книги это 300–350 штук, а русских авторов я, конечно, читал намного больше. Не буду весь список зачитывать, скажу, кто больше на меня повлиял с духовной христианской точки зрения, и что я могу посоветовать другим. Среди зарубежной литературы: Гилберт Честертон, Джон Толкиен, Клайв Льюис, Чарльз Диккенс, Жюль Верн (у него также достаточно много тем о дружбе, верности, чести, человеческом достоинстве). Генрик Сенкевич с его романом «Камо грядеши» о жизни первых христиан. Конечно, Г. Х. Андерсен, Сент-Экзюпери.
Из русской классической литературы – на первом месте произведения одного из моих любимых писателей, философа, психолога – Ф. М. Достоевского. Очень люблю Гоголя, не только его прозу, но и богословские произведения: «Размышления о Божественной Литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». А. П. Чехов, к сожалению, он немного недооценён, считается мастером короткого юмористического рассказа, но, на самом деле, это очень глубокий писатель, у которого много духовных тем. Я уверен, что Антон Павлович был христианином, но не все знают об этом. В какой-то момент он отшатнулся от веры, но все равно его произведения проникнуты христианским духом. Конечно, А. С. Пушкин, его стихи и проза: «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. с вечными темами – любви, веры, верности.
Список можно долго продолжать: это и И. С.Тургенев, и И. А. Гончаров, и С. Т. Аксаков, и Н. А. Некрасов и А. Грин, и Е. Шварц.
Отметил бы П. И. Мельникова-Печерского, его книги «В лесах», «На горах» дают очень живую историю старообрядчества, поднимают важные духовные вопросы.
Можно ли сказать, что есть литература, которая несёт духовный заряд или любая книга воздействует на силы души (ум, чувства и волю), а на человеческий дух может воздействовать только Бог?
Человек – это не только дух, но, дух, душа и тело. Иногда, даже влияя на человеческое тело, можно воздействовать и на его дух. Литература, театр, хорошее кино, другие виды искусства воздействуют на душу человека. На дух воздействует, конечно, Бог. В то же время, если литература настоящая, если она поднимает вечные вопросы, затрагивает вечные ценности, то она будет воздействовать и на дух человека, разумеется, не без помощи Божьей. Хотя область воздействия книги не дух, а душа человека. Только духовная литература, Священное Писание являются пищей для духа, а не развлекательная литература, и не пищей для души или ума. Не зря она называется духовная литература. Есть жанры, которые являются художественной прозой, но несут нравоучительный, назидательный характер. Например, книги отца Ярослава Шипова или отца Николая Агафонова с духовными рассказами могут большую духовную пользу принести.
В человеке всё взаимосвязано и даже какие-нибудь физические упражнения могут привести к размышлениям о чём-то добром, вечном. Представьте, если человек физически работает на поле или на стройке, казалось бы, на первый взгляд, никакого отношения к духу эта работа не имеет. Но все зависит от мотивации. Если это физическая работа на пользу ближнему, или она направлена на восстановления храма или монастыря, то она может послужить и к духовной пользе. Он же не дачу себе строит или не за деньги что-то делает. Хотя и тут сказать однозначно нельзя: труд – один из полезных, Богом данных видов деятельности, особенно для мужчины, и даже просто трудясь, а не живя в праздности, человек может обрести духовную пользу, например, со страстями бороться. Если он может бороться с унынием или леностью через труд – это послужит немалой духовной пользе.
Если говорить о богословских дисциплинах – литургике, догматике, нравственному богословию, апологетике, сравнительному богословию, – то в какой последовательности рекомендуется их постигать?
Если человек не готовится принять священный сан или не стремится стать преподавателем или катехизатором, то есть является простым мирянином, нужно, в первую очередь, начать с догматики. Если человек не знает толкования Символа Веры, объяснения заповедей и других, хотя бы самых важных, вероучительных вопросов, то он может серьёзно заблудиться. Немало людей, которые считают себя православными, иногда даже исповедуются и причащаются, а при этом верят в переселение душ, не считают грехом обратиться к гадалке или, например, будучи в Индии, зайти в капище. Почему это происходит? Из-за полной безграмотности! Они не знают догматического богословия, не знают своей веры. На вопрос, что такое Троица, ответят: это три иконки в машине. Догматика стоит на первом месте: если человек не знает догматики, верит в карму, но при этом неплохо знает, скажем, нравственное богословие – это страшно.
Как догматическую азбуку можно порекомендовать «Закон Божий», «Катехизис» митр. Филарета. Потом перейти к более сложным книгам, например, «Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина.
На второе место я бы поставил нравственное богословие. Науку о борьбе со страстями, о том, как построить взаимоотношения с людьми, как найти мир в душе, с самим собою и Богом, как молиться Господу.
Апологетика – защита веры православной от лжеучений. Сейчас, слава Богу, не такое большое количество сект и лжеучений, которое было в 90-х. Но всё равно, изучать апологетику крайне важно. Сегодня самая актуальная тема даже не лжеучения и секты, а атеизм, неверие, полуверие, когда человек отрицает Церковь, но называет себя верующим в душе. Я уже упоминал К. Льюиса, у него есть хорошие книги по апологии христианства. Мы должны уметь дать ответ, для чего мы верим, ходим в храм, почему участие в Таинствах необходимо человеку. Этому надо учиться.
Сравнительное богословие сравнивает Православие с другими христианскими конфессиями. Это, конечно, важно, но я не считаю, что с этого надо начинать. Сначала человек должен изучить догматику и нравственное богословие. По этой теме есть хорошие книги протоиерея Максима Козлова, который у меня преподавал сравнительное богословие в семинарии.
Источник: Интервью записала Александра Грипас