Что нужно чтобы аккредитовать лабораторию
Аккредитация
Для получения государственной услуги по аккредитации необходимо подать заявление установленной формы. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации и предусмотренных установленным перечнем документов.
Порядок предоставления государственной услуги по аккредитации
1 этап: проверка Росаккредитацией заявления об аккредитации и прилагаемых документов, получение сведений на основании межведомственного запроса (часть 5 статьи 16 Федерального закона № 412–ФЗ). Срок — 10 рабочих дней со дня приема заявления;
2 этап: формирование экспертной группы (части 6–10 статьи 17). Срок — 15 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до дня направления заявителю, эксперту по аккредитации и экспертной организации информации об утверждении состава экспертной группы;
3 этап: проведение документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации (часть 16 статьи 17). Срок — 25 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до дня завершения проверки Росаккредитацией экспертного заключения;
4 этап: проведение выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации. Срок — 40 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до даты завершения проверки Росаккредитацией акта выездной экспертизы (часть 26 статьи 17), включая срок подготовки, утверждения программы выездной оценки и направления ее заявителю — 5 рабочих дней со дня завершения документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации;
5 этап: принятие Росаккредитацией решения об аккредитации (часть 28 статьи 17). Срок — 10 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа.
Общий срок осуществления процедуры по аккредитации составляет 100 рабочих дней — со дня приема заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов до дня принятия решения. В него не включается период, на который процедура приостанавливается.
Что нужно чтобы аккредитовать лабораторию
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 октября 2020 года N 707
(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэкономразвития России от 30 декабря 2020 года N 877 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2021, N 0001202101290040).
2. В отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа, и заявителей до 1 июля 2021 г. соответствие требованиям абзаца третьего пункта 4.1 критериев аккредитации подтверждается наличием у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет.
3. Абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего подпункта 4.1, абзаца третьего подпункта 4.2, пункта 4.3, пунктов 7-10, абзаца второго подпункта 24.4, подпункта 24.7.2.3, пункта 25, абзацев первого и третьего подпункта 29.2, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 июля 2021 г., пунктов 12-16, 18, 22, 31-35 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 января 2022 г., и действует до 1 января 2027 года.
в Министерстве юстиции
16 ноября 2020 года,
регистрационный N 60907
Приложение к приказу
Минэкономразвития России
от 26 октября 2020 года N 707
Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации
(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
I. Общие положения
1. Настоящие критерии аккредитации установлены на основании международных стандартов и включают в себя ссылки на национальные стандарты и документы международных организаций в области аккредитации, указанные в приложении к настоящим критериям аккредитации.
2. Настоящие критерии аккредитации устанавливают совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель, аккредитованное в национальной системе аккредитации лицо для осуществления деятельности в области аккредитации, в отношении:
а) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в качестве:
органов по сертификации (продукции, услуг, систем менеджмента, персонала);
органов по валидации и верификации парниковых газов;
б) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений:
поверку средств измерений;
калибровку средств измерений.
II. Критерии аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия
Критерии аккредитации органов по сертификации продукции, услуг
М.: Стандартинформ, 2014.
4. Дополнительными требованиями к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по обязательному подтверждению соответствия, являются:
4.1. наличие у работников органа по сертификации продукции, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия:
высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующего той части области аккредитации, в рамках которой он участвует в выполнении работ по подтверждению соответствия;
опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции, не менее трех лет;
допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).
Допускается привлечение к работам по сертификации, не связанным с принятием решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении действия сертификатов соответствия, лиц, не отвечающих требованиям настоящего подпункта критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ по сертификации под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего подпункта критериев аккредитации.
4.2. Наличие в штате органа по сертификации продукции работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, работающих на основе трудового договора в составе одного органа по сертификации продукции, сведения о которых включаются в реестр аккредитованных лиц.
Не менее трех работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, должны работать в органе по сертификации продукции в штате по основному месту работы.
Руководитель органа по сертификации продукции, его заместители должны работать в органе по сертификации продукции в штате по основному месту работы.
4.3. Наличие в штате аккредитованного органа по сертификации продукции необходимого количества работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, для выполнения всех работ в отношении объема (количества) сертификатов соответствия, выдаваемых (выданных) органом по сертификации за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год), с учетом сроков осуществления всех обязательных процедур, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств в рамках подтверждения соответствия.
4.4. Наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
4.5. Наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Для государственных и муниципальных учреждений допускается наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, на ином законном основании, предусматривающем право пользования.
4.6. Наличие у органа по сертификации продукции нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
4.7. Наличие у органа по сертификации продукции сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего следующие сведения:
а) наименование органа по сертификации продукции, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц, адрес (местонахождение), номер контактного телефона, адрес электронной почты;
б) состав органов управления органа по сертификации продукции, в том числе фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя органа по сертификации продукции;
в) описание схем сертификации;
г) правила рассмотрения жалоб и апелляций на решения органа по сертификации продукции;
д) перечень документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия и определяющих требования к данным работам;
е) примерную стоимость работ по подтверждению соответствия, выполняемых органом по сертификации продукции, а также методику расчета стоимости работ по сертификации, включающую в себя правила определения стоимости работ по отбору образцов, стоимости проведения исследований (испытаний) и измерений, стоимости анализа состояния производства (в случае проведения) и стоимости иных затрат органа по сертификации продукции;
ж) перечень испытательных лабораторий (центров), с которыми орган по сертификации продукции осуществляет взаимодействие для проведения исследований (испытаний) и измерений;
з) описание прав и обязанностей заявителей, связанных с осуществлением работ по подтверждению соответствия;
и) информацию о работниках органа по сертификации продукции, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия (фамилия, имя, отчество (при наличии), информация об образовании, об опыте работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц).
4.8. Наличие в документе (документах) системы менеджмента качества органа по сертификации продукции системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя:
а) правила резервного копирования и восстановления документов;
б) систему хранения и архивирования документов, в том числе правила их хранения и архивирования, предусматривающие хранение на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации архива документов, в том числе документов, представленных заявителями в орган по сертификации продукции для целей получения сертификата соответствия или регистрации деклараций о соответствии, а также удостоверяющих соответствие объекта подтверждения соответствия установленным требованиям, в течение срока действия соответствующего сертификата соответствия или декларации о соответствии, а также одного года после истечения срока их действия либо прекращения их действия, если иное не предусмотрено требованиями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании или в течение одного года со дня принятия решения об отказе в выдаче сертификата соответствия или об отказе в регистрации декларации о соответствии;
в) правила систематизации и ведения архива документов, в том числе условия передачи документов в архив, условия выдачи документов из архива, сроки хранения в архиве документов (групп документов), правила регистрации документов, поступающих в архив, условия хранения документов.
4.9. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза (Таможенного союза), в состав юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в качестве органа по сертификации продукции, должно входить также структурное подразделение, аккредитованное в качестве испытательной лаборатории (центра).
5. Дополнительными требованиями к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по обязательному подтверждению соответствия в отдельных сферах деятельности (в зависимости от степени риска причинения вреда ввиду ненадлежащего выполнения работ по подтверждению соответствия), являются:
5.3. для органов по сертификации продукции, выполняющих работы по подтверждению соответствия железнодорожной продукции:
5.3.1. наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия:
высшего образования либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации;
опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее пяти лет;
Актуальные вопросы аккредитации испытательных лабораторий
Чтобы доказать, что качество выполняемых действий по тестированию различных видов материалов и другой продукции соответствует законодательным нормам, испытательные центры время от времени проходят аккредитацию. Не стоит путать с аттестацией, ведь разница между аттестацией и аккредитацией существенна: она заключается в том, что первый вариант является обязательным, а второй – добровольным.
Цель аккредитации испытательной лаборатории
Центры тестирования проходят эту процедуру в основном для того, чтобы иметь возможность испытывать продукты, следуя международным стандартам. Такая деятельность положительно влияет на имидж лаборатории и помогает выделиться среди конкурентов.
Орган по аккредитации испытательных лабораторий
На территории РФ за эту процедуру отвечает национальная система «Росаккредитация». Результаты деятельности организаций, доказавших свою состоятельность и успешно прошедших аккредитацию, котируются в Российской Федерации и в странах ЕАЭС. Именно к этому и стремятся центры тестирования.
Порядок аккредитации испытательных лабораторий
Прежде чем начать процедуру, необходимо четко определить цели, обозначить сферы работы и выделить, кто именно является потребителем продуктов, испытываемых лабораторий. Все эти факторы влияют на дальнейший ход процесса.
Следующий шаг – обозначение видов работ, которые станут доступны к проведению центрам тестирования после получения аттестата.
Затем нужно определить какая деятельность будет разрешена испытательным лабораториям, какими документами она будет регулироваться и за какие параметры придется отвечать центрам тестирования в будущем.
Проверяется организация по трем критериям:
Анализ технической составляющей в свою очередь делится еще на несколько категорий:
Что касается вопросов по сотрудникам лаборатории, здесь обращают внимание на их основной уровень подготовки (наличие высшего образования и релевантный опыт работы), а также на прохождение семинаров, курсов и программ переподготовки.
Система аккредитации испытательных лабораторий
Процедура проводится на основании подтверждающих бумаг, которые изучают представители аккредитующей стороны. К такой документации относятся:
Сроки аккредитации испытательных лабораторий
Время, необходимое для полного изучения всех аспектов, касающихся деятельности центров тестирования, может варьироваться. В среднем, процесс получения аттестата соответствия длится примерно полгода.
Аттестат аккредитации испытательной лаборатории
По окончании рассмотрения бумаг, предоставленных организацией, ей выдается аттестат, официально подтверждающий ее право тестировать продукты, следуя международным стандартам. Аттестат является документальным подтверждением высокого уровня оснащенности центра тестирования. Действителен он не более пяти лет.
Подтверждение аккредитации испытательной лаборатории
Аккредитованные центры несколько раз проверяет инспекция по контролю. Первый визит в обязательном порядке приходится на первый (после получения аккредитации) год работы организации. Следующий – в течение дальнейших полутора лет.
Требования к аккредитации испытательных лабораторий
Процедура аккредитация представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, успех которого зависит от того, насколько глубоко персонал разбирается в нюансах составления, оформления и хранения разного рода бумаг.
Облегчить сотрудникам предприятий подготовку к получению аккредитации призваны семинары, курсы и программы, освещающие актуальные изменения в сфере.
Такие программы сильно облегчают понимание процессов, происходящих до и во время процедуры аккредитации, защищают от рисков, знакомят с условиями федеральных законов и ГОСТов, помогают учесть все возможные осложнения и учат эффективно разбираться во множестве бумаг, на которых строится весь процесс.
Например, при поддержке СНТА 6 августа состоится авторский семинар «Актуальные вопросы аккредитации испытательных лабораторий в 2019 году». Мероприятие рассчитано на руководителей и менеджеров по качеству испытательных лабораторий (центров), которым необходимо повысить свои знания в области аккредитации, а также получить современные практические и теоретические навыки.
Подготовка испытательных лабораторий к аккредитации в Росаккредитации (ФСА)
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется Федеральной службой по аккредитации (ФСА) – Росаккредитацией, находящейся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации на основании Федерального закона № 412 от 28.12.2013.
Важные аспекты аккредитации в национальной системе
У заявителя есть два варианта подготовки испытательной лаборатории к прохождению процедуры аккредитации.
1-й ВАРИАНТ. Самостоятельная подготовка.
Минусы данного подхода:
Учитывая эти минусы, а также перечисленные выше особенности аккредитации в системе ФСА, даже при максимально ответственном подходе к самостоятельной подготовке имеется крайне высокий риск получить отказ при первичной аккредитации в национальной системе. Что, объективно, является неприемлемым для многих организаций.
Чтобы избежать ненужных трат денег, времени и нервов мы предлагаем 2-й ВАРИАНТ – обратиться за помощью к профессионалам.
Мы оказываем услуги как по комплексной подготовке испытательных лабораторий (центров) к прохождению процедуры аккредитации в Росаккредитации, так и услуги, связанные с подготовкой отдельных документов.
Комплексная подготовка лаборатории:
При формировании комплекта документов проводится детальное изучение деятельности лаборатории, учитываются уже действующие процедуры СМК.
Выезд на места осуществления деятельности в заявленной области связан в первую очередь с оценкой функционирования СМК, в т.ч. с оценкой соблюдения персоналом лаборатории процедуры проведения испытаний.
Подготовка отдельных документов:
Также мы осуществляем сопровождение уже аккредитованной испытательной лаборатории при прохождении ею процедуры подтверждения компетентности.
ООО «РАСЭК плюс» специализируется на оказании помощи в подготовке к аккредитации следующих испытательных лабораторий (центров):
Основные этапы процедуры подготовки к аккредитации предусматривают:
Сроки и цены при оказании услуг определяются индивидуально.
Что нужно чтобы аккредитовать лабораторию
Дата введения в действие 1 июля 2006 года
ТРЕБОВАНИЯ
к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации
Документ разработан с целью укрепления доверия к лабораториям, которые соответствуют требованиям и положениям настоящего документа. В настоящем документе реализованы положения:
— Руководства ИСО/МЭК 25 «Общие требования к оценке технической компетентности испытательных лабораторий»;
— Руководства ИСО/МЭК 38 «Общие требования к приемке испытательных лабораторий»;
— Руководства ИСО/МЭК 43 «Организация и проведение проверок на компетентность»;
— Руководства ИСО/МЭК 45 «Руководящие положения по представлению результатов испытаний»;
— Руководства ИСО/МЭК 49 «Руководящие положения по разработке «Руководства по качеству для испытательных лабораторий»;
— документов Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК), устанавливающих общие требования к испытательным лабораториям;
— европейского стандарта EN 45002 «Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий»;
— ГОСТ Р 51000.4 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий»;
— ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
I. Область применения
Требования документа предназначены для применения при:
— создании, аккредитации и функционировании испытательных лабораторий в соответствии с областью аккредитации, включая инспекционный контроль за аккредитованными лабораториями;
— взаимодействии с центральным органом Системы, с органами по сертификации.
II. Определения
III. Общие положения
3. Официальным признанием технической компетентности в проведении испытаний в соответствии с областью аккредитации и независимости от разработчиков, изготовителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) продукции или только технической компетентности испытательной лаборатории в Системе является ее аккредитация.
4. Испытательная лаборатория имеет право на проведение испытаний продукции для целей сертификации в области пожарной безопасности в законодательно регулируемой сфере только после того, как она прошла аккредитацию в соответствии с требованиями настоящего документа и получила зарегистрированный в Госреестре Системы аттестат аккредитации.
5. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в Системе в качестве испытательной лаборатории, должна иметь собственную материально-техническую базу, документированные процедуры, организационную структуру, подготовленный персонал, управление, юридические и экономические возможности, систему обеспечения качества, комплект нормативных, правовых и организационно-методических документов, соответствующие требованиям настоящего документа.
6. Испытательную лабораторию аккредитуют только в отношении определенных объектов, которые могут испытываться лабораторией в стационарных условиях.
7. Область аккредитации испытательной лаборатории, при проведении испытаний для целей обязательной сертификации, должна однозначно определяться номенклатурой испытываемой продукции и видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов на них, а также наличием квалифицированных штатных испытателей. С этой целью в области аккредитации следует устанавливать возможно более точное определение проводимых испытаний с указанием испытываемой продукции, проверяемых характеристик (свойств, показателей) и используемых методов испытаний. В рамках добровольной сертификации допускается проведение испытаний продукции, не включенной в область аккредитации испытательной лаборатории, при условии наличия у нее соответствующей возможности (необходимого испытательного оборудования, средств измерений, квалифицированных штатных испытателей, удовлетворяющих требованиям настоящего документа, соответствующего вида испытаний (метода), установленного областью аккредитации).
8. При оценке компетентности испытательной лаборатории используются критерии, приведенные в настоящем документе.
9. Центральный орган Системы может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением испытаний конкретных видов (вида). В этом случае центральный орган Системы может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих видах испытаний.
10. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) представлены заинтересованным сторонам по их запросу.
12. Испытания в целях обязательного подтверждения соответствия лаборатории проводят только по заказам органов по сертификации.
IV. Юридический статус, беспристрастность,
независимость и неприкосновенность
13. Испытательной лабораторией может являться любая организация, изъявившая желание, независимо от ее организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, и удовлетворяющая требованиям настоящего документа.
14. Испытательная лаборатория может входить в состав органа по сертификации продукции (сертификационного центра) в качестве его подразделения.
15. Испытательная лаборатория в своей деятельности должна руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами Системы, Положением об испытательной лаборатории и документами системы качества, устанавливающими порядок и правила проведения испытаний продукции в данной лаборатории.
16. Юридический статус лаборатории, организационная структура, административная подчиненность и система оплаты труда ее сотрудников должны исключать возможность оказания коммерческого, финансового, административного или какого-либо другого воздействия на лабораторию или ее персонал, способного повлиять на объективность результатов проводимых ею испытаний.
17. Назначение руководителя испытательной лаборатории производится по согласованию с центральным органом Системы.
18. Испытательная лаборатория не должна заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении ее независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении испытаний.
В случае если аккредитуемая испытательная лаборатория сама не является юридическим лицом, а входит в состав организации или предприятия, являющегося юридическим лицом, между ними должен быть оформлен соответствующий документ (стандарт, приказ, декларация), предусматривающий четкое разграничение области деятельности и ответственности между руководством лаборатории и администрацией организации (предприятия), в состав которой входит лаборатория, за объективность результатов испытаний.
Если лаборатория консультировала разработчика, изготовителя или поставщика испытываемого изделия или имела какие-либо другие связи с перечисленными организациями по испытываемому изделию, то распределение ответственности между исполнителями должно быть закреплено документально.
19. Если испытывают изделия или участвуют в испытаниях организации, которые приняли участие в разработке, производстве или реализации этих изделий, то должны быть разработаны и приняты дополнительные меры, обеспечивающие объективность испытаний.
20. Оплата труда персонала, которому поручено проводить испытания, не должна зависеть от количества испытаний и их результатов.
V. Техническая компетентность
21. Испытательная лаборатория должна быть компетентной для проведения соответствующих испытаний.
Испытательная лаборатория должна иметь:
— организационную структуру, обеспечивающую для каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий (обязанностей и ответственности);
— технического руководителя, который несет ответственность за выполнение всех технических задач, связанных с проведением испытаний;
— документированное Положение, содержащее описание организации деятельности лаборатории, распределение обязанностей сотрудников, а также другие сведения об организации работы лаборатории (выполняемых функциях, взаимодействии с другими организациями и др.).
В испытательной лаборатории периодически (но не реже двух раз в год) должны проводиться внутренние проверки для оценки своего соответствия требованиям настоящего документа. Проведение и результаты таких проверок должны регистрироваться (с подробным описанием корректирующих действий в случае их необходимости).
Испытательная лаборатория должна располагать достаточным числом специалистов, имеющих соответствующее образование, профессиональную подготовку, квалификацию и опыт работы по испытаниям продукции в области пожарной безопасности, в соответствии с областью аккредитации. Руководство ИЛ должно обеспечивать постоянное обучение и повышение квалификации персонала.
Лаборатория должна располагать необходимой документацией и сведениями, касающимися квалификации, практического опыта, подготовки кадров и повышения квалификации персонала.
Для каждого специалиста должна быть разработана должностная инструкция (или другие внутренние документы), устанавливающая функции, обязанности, права и ответственность, квалификационные требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы. Такие документы должны своевременно актуализироваться.
Специалисты, непосредственно участвующие в проведении испытаний и оценок, должны быть аттестованы в установленном лабораторией порядке на право их проведения.
Каждый сотрудник ИЛ должен знать конкретную сферу своей деятельности и нести за нее ответственность.
24. Помещение и оборудование
Испытательная лаборатория должна быть оснащена собственным оборудованием, средствами измерений, а также расходными материалами (химическими реактивами, веществами и др.) для правильного проведения испытаний, определенных областью ее аккредитации, что требуется для признания ее компетентности.
Испытательное оборудование, средства и методики измерений должны отвечать требованиям стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных документов на методы испытаний. Испытательное оборудование должно быть аттестовано, а средства измерений поверены в установленном порядке.
Использование испытательной лабораторией испытательного оборудования и средств измерений, не принадлежащих лаборатории, допускается только в следующих случаях:
1) для дорогостоящего или уникального оборудования (не имеющего широкого распространения или требующего регулярного квалифицированного обслуживания), если для обеспечения области аккредитации требуется его регулярное использование;
2) для уникального оборудования, которое используется лабораторией нерегулярно;
3) при временной неисправности своего оборудования или прохождении им аттестации или поверки в период проведения испытаний.
Оборудование и средства измерения, не принадлежащие лаборатории, могут использоваться только при условии, что такое оборудование аттестовано, а средства измерений поверены в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных п.3), их использование предварительно согласовано с органом по сертификации, на основании решения которого проводятся испытания.
В случае, предусмотренном п.1), количество испытаний, в которых необходимо использование стороннего оборудования, должно составлять не более 10% от общего числа показателей, определенных областью аккредитации лаборатории. Это оборудование должно быть учтено в соответствующих документах лаборатории в соответствии с требованиями настоящего документа, и лаборатория должна иметь письменное согласие владельца оборудования (договор аренды, соглашение о сотрудничестве и т.п.) предоставлять его для проведения испытаний в необходимое время, обеспечивать пригодность для этих целей и возможность контроля его состояния.
Объем работ, выполняемых с помощью оборудования по п.2), не должен превышать 10% от общего количества за год в пересчете на количество итоговых протоколов испытаний.
Оборудование лаборатории, в том числе и средства измерений, должно использоваться по назначению, документация по его эксплуатации и техническому обслуживанию должна быть доступна.
Все используемое при проведении испытаний испытательное оборудование и средства измерений должны быть аттестованы и поверены. Порядок поверки и аттестации должен соответствовать требованиям, установленным в действующих нормативных документах, быть документирован (в том числе и в виде графиков поверок и аттестации). Все оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждений и преждевременного износа.
Для оборудования, требующего периодического технического обслуживания, должны быть разработаны и утверждены инструкции и графики по техническому обслуживанию.
Оборудование и средства измерения, которые неисправны и (или) дают при испытаниях сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации и этикетированы соответствующим образом, указывающим на их непригодность.
Такое оборудование следует хранить в специально отведенном месте до тех пор, пока оно не будет отремонтировано (налажено) и его пригодность не будет подтверждена с помощью испытаний (поверки, калибровки, аттестации).