Что нужно чтобы быть учителем обж
6 вузов, в которых можно пройти профессиональную переподготовку учителю ОБЖ
Учитель ОБЖ является востребованной профессией, так как эта должность имеется в каждой школе, а также в ССУЗах и ВУЗах. Специалист предоставляет знания об основных элементах социальной и технической системы безопасности. В настоящее время получить диплом государственного образца возможно не выходя из дома, так как активно применяется дистанционное обучение по профессиональной переподготовке.
Что из себя представляет профессия учителя ОБЖ
Стажировка или педагогическая практика является составной частью курсов профессиональной переподготовки работников образования и проводится на базе образовательной организации
Учитель указанного профиля не только обучает основам безопасности жизнедеятельности, он также формирует у своих учеников мотивы к здоровому образу жизни. Основными направлениями его деятельности являются следующие:
Учитель ОБЖ может работать не только в государственных, но и частных школах. При желании он также может стать заместителем директора или заведующим учебной частью.
Кому подойдет преподавать основы безопасности жизнедеятельности
Учитель ОБЖ осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки
Человек, желающий стать учителем ОБЖ, должен иметь высокую степень гуманизма. Он должен отдавать приоритет сохранности жизни и здоровья, учитывать общечеловеческие ценности и заниматься всесторонним развитием личности.
Человек должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков, знать возрастною психологию и физиологию и, знать нормативно-правовую документацию и иметь организационные способности. Еще одним плюсом станет такое личное качество, как умение управлять группой.
Кто может пройти переподготовку и повышение квалификации
Для того, чтобы пройти переподготовку или повышение квалификации по специальности «Безопасность жизнедеятельности», необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование. Также обязательным условием является возраст от 18 лет, но это правило распространяется лишь на некоторые образовательные учреждения.
Обучение по дистанционным формам доступно для граждан любого возраста и для проживающих в любом населенном пункте. Профессиональная переподготовка также рекомендована для педагогов, которые в будущем планируют занять руководящую должность, либо изменить профиль своей подготовки.
Какие образовательные учреждения проводят переподготовку по этой специальности
При выборе учреждения для обучения необходимо обратить внимание на наличие у них лицензий
Почти в каждом образовательном учреждении, занимающемся переподготовкой кадров, имеется возможность освоить курс дистанционно. Обучение может проходить в государственных ВУЗах, либо в частных компаниях. При выборе учреждения рекомендуется обратить внимание на наличие необходимых лицензий, а также подробно ознакомиться с информацией о нем.
Интересно будет узнать по теме: плюсы и минусы различных видов учебных заведений России и Топ 10 самых знаменитых вузов России.
ВЫБОР РЕДАКЦИИ: Региональная академия делового образования
Выпускники Региональной Академии Делового Образования
Учреждение располагается в Москве. Оно предоставляет возможность всем желающим получить диплом установленного образца по дистанционной форме. Сдача квалификационных экзаменов также происходит в режиме онлайн.
Академия отличается наличием широкого списка всевозможных курсов. Здесь возможно пройти переподготовку не только по ОБЖ, но и получить более узкие знания в сфере безопасности труда и пожарной безопасности. Такие навыки помогут улучшить свою профессиональную компетенцию и продвинуться по карьерной лестнице.
Стоимость обучения варьируется от 1600 до 8000 рублей, это зависит от выбранного направления и его длительности. Средняя продолжительность курса по ОБЖ составляет 210 академических часов.
Обучение проходит с использованием новейшей методической литературы, для учащихся регулярно проводятся вебинары, также имеется возможность проконсультироваться с преподавателем в онлайн-режиме.
ВЫБОР РЕДАКЦИИ: Современная научно-техническая академия
Академия предлагает эффективные курсы профессиональной переподготовки на учителя ОБЖ
В академии имеется возможность пройти достаточно широкий курс по направлению «Педагог БЖД». Во время обучения особое внимание уделяется таким вопросам, как охрана труда педагога БЖД, социальная психология, первая медицинская помощь и специфика проведения практических занятий. Также особое внимание уделяется организации внеклассной работы с учащимися и рекомендациям ФГОС в отношении преподавателя БЖД.
Обучение проходит дистанционно. Каждый учащийся имеет своего личного куратора, гибкий график учебы, удобный формат получения учебной информации и возможность получать официальное удостоверение о профессиональной переподготовке.
Длительность обучения от 72 академических часов, средняя стоимость курса составляет 5000 рублей.
Московская академия профессиональных компетенций
В академии легко освоить педагогические аспекты данной профессии
В указанной академии существует множество образовательных программ по направлению «Безопасность жизнедеятельности». Для педагогов предусмотрены курсы по методике преподавания и составления методической литературы. Стоимость курсов варьируется от 1800 до 8000 рублей, это зависит от направления подготовки, а также от количества академических часов. Предоставляется возможность оплаты по частям.
Для учебы используется дистанционная форма. Форма не указывается в документации. Выпускник получает диплом установленного образца, приложение к диплому и сертификат.
Сертификат Московской Академии Профессиональных Компетенций Педкампус
В академию возможно поступить в любой день, при этом документы оформляются в течение дня. Образовательная программа отвечает всем профессиональным стандартам, поэтому после ее освоения выпускник может рассчитывать на получение желаемой должности.
Автономная некоммерческая организация «Европейский университет «Бизнес треугольник»
Европейский университет «Бизнес треугольник» — университет профессиональной переподготовки проводит обучение по многим востребованным на сегодняшний день профессиям
В образовательном учреждении проводятся курсы повышения квалификации только для учителей по ОБЖ школьной программы. Также данный курс будет уместен для заместителей руководителей общественных учреждений по безопасности.
По окончании обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца
Курс затрагивает развитие профессиональных и общекультурных компетенций в методике преподавания ОБЖ. Также уделяется время изучению законодательства РФ в данной сфере.
Форма обучения – дистанционная. Все учащиеся получают доступ к закрытой библиотеке, где находятся вся необходимая литература и методические указания. Существует возможность связаться с преподавателем в режиме онлайн и пройти личную консультацию.
Российское просвещение
Образовательное учреждение находится в Москве. Но так как для подачи документов не обязательно личное обращение, то обучение возможно из любой точки страны. Всю документацию можно отправить на электронную почту, либо письмом. После сдачи экзамена выпускник получает диплом и удостоверение при помощи курьерской доставки.
Стоимость обучения зависит от выбранного профиля подготовки. В среднем она составляет 5000-8000 рублей. На все образовательные программы предоставляется возможность оплаты в рассрочку.
Также существуют курсы повышения квалификации, их средняя стоимость составляет 2000 рублей. По окончанию выдается удостоверение и сертификат. Курсы рассчитаны на рассмотрение современных методик преподавания и инновационные подходы к процессу обучения.
Институт современного образования
После переподготовки вы сможете официально работать в должности учителя основ безопасности жизнедеятельности
В указанном образовательном учреждении существует множество курсов различной направленности, в том числе многие из них осуществляются по программе «Безопасность жизнедеятельности». Обучение производится по дистанционной форме, что считается очень удобным для тех, кто работает, либо просто не имеет возможности пройти курс очно.
Документы очной и дистанционной формы не отличаются. Выпускник по окончанию получает диплом установленного образца, удостоверение и свидетельство.
Дистанционники по окончании обучения получают те же документы, что и на очной форме обучения
Курсы затрагивают не только методику преподавания ОБЖ, но также и особенности патриотического воспитания у учащихся. Полная программа переподготовки занимает 320 академических часов и стоит 5200 рублей.
Стоимость курсов повышения квалификации в среднем составляет 1500-2500 рублей.
Обучение проводят только педагоги, имеющие большой стаж. Дистанционная программа подразумевает, что учащийся в любое время может получить необходимую помощь в режиме онлайн. Учеба происходит в формате вебинаров, самостоятельных занятий и проверочных заданий. Вся программа рассчитана на то, чтобы учащемуся было как можно легче сдать квалификационный экзамен.
К чему необходимо быть готовым на дистанционном курсе
Не отрываясь от основной работы, можно повысить квалификацию, что при нынешнем ритме жизни неоспоримый плюс
Дистанционное образование пользуется огромной популярностью, так как оно позволяет освоить желаемую профессию, не отрываясь от основной работы.
Неоспоримым плюсом дистанционной формы является то, что поступить в образовательное учреждение из любого уголка страны. При этом нет необходимости тратиться на дорогу и проживание в другом регионе. Такая форма значительно экономит финансы, так как такие курсы всегда стоят в несколько раз дешевле.
Кроме финансовой выгоды стоит также обратить внимание на то, на сколько богат список ВУЗов, в которых можно пройти переподготовку и повышение квалификации. Они существуют в каждом городе. При выборе необходимо изучить всю информацию об учреждении, а также поинтересоваться, имеются ли у него все необходимые документы и лицензии.
Дистанционное обучение требует повышенного самоконтроля
Перед поступлением на дистанционную форму обучения рекомендуется оценить уровень самостоятельности и возможности самому организовывать свой учебный процесс. Необходимо обладать высокой степенью ответственности, уметь самостоятельно планировать свое личное время. Без этого навыка дистанционная учеба может показаться достаточно сложной.
Для качественного образовательного процесса необходимо иметь технику с новым программным обеспечением. Это может быть компьютер или ноутбук. Главное, он должен исправно функционировать. Без техники не обойтись, так как для учебы применяются вебинары, консультации и онлайн-конференции. Зачастую используются смартфоны. На них приходит вся необходимая литература. Также существуют специальные приложения, позволяющие сделать процесс образования максимально удобным и эффективным.
Подобрать желаемое место работы также рекомендуется заранее. Диплом о повышении квалификации или профессиональной переподготовке открывает новые возможности для трудоустройства.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации рекомендованы всем учителям по предмету ОБЖ. Это позволит расширить круг своих умений и приобрести новые навыки.
Проще трудоустроиться гражданам, которые прошли профессиональные курсы
Образовательные организации охотнее трудоустраивают граждан, которые прошли профессиональные курсы. После получения диплома человек может быть не только педагогом, но и занять руководящую должность.
Ответы на важные вопросы о работе учителя ОБЖ
Есть стереотип, будто обязанности учителя ОБЖ в школе — рассказать о действиях при любых ЧС вплоть до землетрясения или цунами и в общих чертах объяснить, как оказывать первую помощь. Это неверное представление, и оно привело к печальным последствиям: и дети, и взрослые зачастую не умеют накладывать повязки, не понимают, как действовать во время пожара и даже не следуют простому правилу: если происходит что-то опасное — беги прочь, а не иди снимать происшествие на телефон.
Мы расскажем о неочевидных задачах учителя ОБЖ и о важности этой профессии. А также покажем срез зарплат специалистов по России и объясним что нужно для трудоустройства на эту должность.
Как стать учителем ОБЖ?
Чтобы разобрать этот вопрос детально, разделим его на два: расскажем отдельно про требования и про варианты обучения.
Высшее или среднеспециальное по педагогике или по ОБЖ и ГО. Обратите внимание на этот момент: если вы окончили учебное заведение по профилю « основы безопасности жизнедеятельности », и в вашем документе об образовании не указана квалификация «учитель», вы все равно можете преподавать в школе.
В профстандарте также перечислены требования к знаниям, умениям и навыкам педагога. Обратите на них внимание и подумайте, есть ли моменты, над которыми вам еще предстоит поработать, чтобы стать хорошим преподавателем.
Если у вас уже есть нужное образование, но не хватает знаний или навыков, либо вы просто хотите работать еще лучше, приглашаем на курсы повышения квалификации. Обратите внимание на программу «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» — благодаря ей вы разберетесь в требованиях федерального государственного образовательного стандарта и научитесь работать, соблюдая их.
Может ли учитель технологии вести уроки ОБЖ?
Из-за острой нехватки педагогов в школе этот вопрос сейчас очень актуален.
Ответ — да, может, при условии, что у него есть соответствующее образование (достаточно курсов переподготовки по ОБЖ) или стаж работы в этой сфере от 3 лет (подойдет, в том числе работа военного).
Неочевидные задачи учителя ОБЖ: в чем они заключаются?
Педагог должен дать ученикам знания и навыки, которые им пригодятся. Вместо того, чтобы обучать правилам безопасного использования интернета, основам тактического поведения в разных ситуациях (включая прогулки по вечерам и посещение клубов) и проводить практические занятия по оказанию первой помощи до тех пор, пока дети все не усвоят, учителя рассказывают о землетрясениях и цунами, которые большинству жителей России не грозят. Между тем мошенничество и шантаж в интернете остается большой проблемой, как и несоблюдение простейших правил — не ходить вечером в одиночку, не ехать домой к едва знакомому человеку, не пробовать непонятные напитки «за компанию» и пр. Для подростков, которым хочется показать всем, какие они взрослые и крутые, это порой заканчивается плохо.
Учитель ОБЖ должен адаптироваться к современной ситуации, а не следовать старой программе. Не бояться говорить с учениками о терактах. Не отмахиваться от трагедий, которые происходят в городах России и мира — объяснять, как действовать правильно, моделировать ситуации, проводить практические занятия и тренировки. Приводить в пример то, что происходит в реальности, чтобы дети усвоили — каждый из них может попасть в сложную ситуацию и должен знать, как действовать.
Каковы должностные обязанности учителя ОБЖ в школе?
Сколько получают учителя ОБЖ?
Мы приведем только средние значения. Зарплата учителя зависит от его ставки (т.е. от количества рабочих часов) и дисциплин, которые он ведет. Например, если педагог преподает сразу физкультуру и ОБЖ, он будет зарабатывать больше. Преподаватели с опытом и квалификацией, особенно высшей, получают больше молодых специалистов. Зарплата в колледжах, кадетских корпусах и школах может различаться. Наконец, учителям могут давать премии — например, за победы учеников в соревнованиях или конкурсах.
Средняя зарплата учителя ОБЖ в Москве — 30—50 тыс. рублей (при высшей квалификации до 75 тыс.), в Санкт-Петербурге — 20—35, в Омске — 15—20, в Кемерово — 15, в Пскове — 10—15, в Ростове-на-Дону — 13—18, в Новосибирске — 20—25, в Мурманске — 25—30 тыс. рублей.
Квалификационные требования к учителю безопасности жизнедеятельности
Квалификационные требования предъявляемые к учителю безопасности жизнедеятельности учитывают специфику его профессиональной деятельности. Анализ работ по рассматриваемой проблеме позволяет прийти к выводу о том, что в современной научной литературе содержится материал по исследованию различных аспектов деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, которая протекает в специфических условиях по сравнению с деятельностью других учителей.
— влечет за собой различные несчастные случаи на занятиях, возникающие вследствие утомления, несоблюдения техники безопасности, недостаточной психологической подготовленности, несоблюдения правил личной гигиены;
— разнообразна по своему содержанию и требует знаний, умений и навыков прикладного характера, базирующихся на хорошей психологической подготовленности.
По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя безопасности жизнедеятельности можно отнести к 4-ой группе, самой психически напряжённой по основным характеристикам деятельности, к которым относят:
— число объектов наблюдения более 25-ти;
— длительность сосредоточенного наблюдения более 75-ти % от времени работы;
Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключаться с одной возрастной категории на другую (смена ролей, которые педагог как актер играет в разных классах, учитывая психологию людей разного возраста). Учителю одновременно необходимо следить за многими объектами и моментами в своей деятельности, за содержанием и формой изложения материала, доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой, пантомимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу учащихся, что вызывает повышение психического напряжения специалиста в процессе реализация деятельности.
Для понимания сущности профессиональной устойчивости педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности необходимо разобраться в специфике деятельности и требованиях, предъявляемых к его личности обществом и государством. Функциональные обязанности учителя безопасности жизнедеятельности определены нормативно-правовыми источниками общего и специального назначения. К ним, прежде всего, относятся: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «О безопасности». Закон РФ «Об образовании», где излагаются основные принципы государственной политики в области образования, ориентирующие учителя безопасности жизнедеятельности на приоритет общечеловеческих ценностей, подчеркивается гуманистический характер образования России, подчеркивается приоритет сохранения жизни и здоровья человека, отмечается обеспечение свободного и всестороннего развития личности. Этим законом установлена объективная оценка грамотности любого специалиста, получившего образование.
Видами профессиональной деятельности специалиста являются:
Работа учителя безопасности жизнедеятельности, согласно Закону «Об образовании» и выполнение им определенных специальных функций представляют собой различные формы в разных сферах жизнедеятельности человека, работа в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, начального среднего, среднего профессионального, также ведомственных детских учреждениях, центрах безопасности жизнедеятельности, центрах военно-патриотического и гражданского воспитания, кружках аналогичной направленности в учреждениях по подготовке и переподготовке специалистов и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и в военное время.
Таким образом, функции, выполняемые учителем безопасности жизнедеятельности, достаточно специфичны, сложны и многообразны. Они отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой курса ОБЖ и современными требованиями к нему.
— формирование мировоззрения у школьника по мере его перехода из класса в класс, подготовка учащегося к участию в общественной деятельности;
— осознание единства природы, общества и человека;
— утверждение во взаимоотношениях учащихся общечеловеческих ценностей;
— формирование законопослушного гражданина;
— влияние на формирование эстетических идеалов, взглядов современного школьника, но не навязывание ему своих;
— осознание необходимости физического совершенствования.
— передача технологий оптимального взаимодействия с природой, техникой, людьми;
— развитие навыков защиты от угроз природе, обществу, самому себе;
— передача знаний, взаимозависимости физического, психического и социального здоровья личности;
— формирование навыков поведения и действий во всех областях безопасности: правовой, информационной, психологической, физической и коммуникативной;
— обучение приемам психической саморегуляции при пребывании в сложных социальных условиях, нестандартных жизненных ситуациях;
— подготовка школьников к действию в ситуациях называемых экстремальными: служба в армии, правоохранительных органах и т.д.
— планирование индивидуальных программ формирования личности безопасного типа;
— участие в составлении комплексного плана формирования личности безопасного типа в конкретном образовательном учреждении;
— интегрирование курса основы безопасности жизнедеятельности в другие предметы школьной программы;
-использование принципов безопасной жизнедеятельности в организации внутри коллективных связей и отношений в школе;
— организация сотрудничества и обмен опытом работы с другими государственными и общественными структурами по безопасности жизнедеятельности.
От содержания функциональных обязанностей целесообразно перейти к основным требованиям к уровню образованности выпускника высшего учебного заведения по специальности «Безопасность жизнедеятельности», которые изложены приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 3 июня 1995 года.
Решение этих задач составляет содержание профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности. Структура требований, вытекающих из содержания деятельности, образует профессиограмму педагога данного профиля.
А.В.Матвеев пишет, что профессиограмма учителя безопасности жизнедеятельности базируется на следующих положениях:
— учитель-это прежде всего образованный человек с высоким уровнем нравственных и морально-волевых качеств;
— учитель-это педагог, обладающий глубокими знаниями психолого-педагогических, медико-биологических наук, хорошо разбирающийся в смежных областях знаний;
— учитель-это специалист профессионал, владеющий всем арсеналом средств и методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный уровень профессиональной готовности.
Следует отметить, что работа по созданию профессиограммы учителя безопасности жизнедеятельности пока еще не завершена, но для выяснения ее научных основ уже многое сделано.
В соответствии с потребностями процесса подготовки учителя безопасности жизнедеятельности и повышения его квалификации профессионально-педагогическая готовность служит категорией целевого ориентира и является предпосылкой профессиональной устойчивости специалиста. Следовательно, для определения содержания образования педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности
— формы и методы патриотического воспитания молодежи;
— психологию поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения и методы организации работы с населением в чрезвычайных ситуациях.
— составить психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей, поведения), дать интерпретацию собственного психического состояния и др.
— оценивания риска появления локальных опасных и чрезвычайных ситуаций, применения своевременных мер по ликвидации их последствий;
— формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
— бережного отношения к своему здоровью, окружающей среде;
— обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;
— организации спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;
— использования приборами радиационного, химического и дозиметрического контроля и др.
Необходимо познание профессиональной готовности. Если рассматривать проблему профессиональной готовности специалиста в целом, то необходимо отметить, что в теории и практике деятельности под ней понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния психики физического здоровья специалиста, качеств личности требованиям выполняемой деятельности. Профессиональная готовность является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.
Профессиональная готовность к педагогической деятельности включает в себя уровень умений и навыков, уровень физического здоровья, развитость необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.
Так А.К.Маркова отмечает, что профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добивается профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии. Она также подчеркивает, что в сегодняшнем обновляющемся обществе становлению профессионала способствуют такие черты личности как:
— следование профессиональной этике;
— индивидуальная социальная и экономическая ответственность;
— внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах);
— гибкость и оперативность, смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе);
— внутренняя диалогичность личности;
— готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.;
— стрессоустойчивость и конкурентоспособность.
Тем самым определённая роль в личности профессионала отводится устойчивости.
В работе И.А.Щеголева дана характеристика комплексной системы развития профессионально-педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности, определен уровень влияния методов активного обучения на ее развитие. Рассматривая структуру профессионально-педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности, автор отмечает это особое состояние в виде процесса и результата овладения студентом педагогического вуза определенным уровнем знаний, умений и навыков деятельности по специальности
Безопасность жизнедеятельности, направленной на воспитание, обучение и образование школьников в процессе формирования, развития и совершенствования личности безопасного типа.
В содержании профессионально-педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности автор выделяет следующие показатели:
— умение передавать знания;
— владение основами знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности;
— знание возрастной психологии школьников;
— способность к самосовершенствованию;
— осознание личной ответственности и социальной значимости профессии;
— владение приемами информационной защиты;
— знание правовых основ безопасности жизнедеятельности;
— общая культура речи, мышления;
— психологическая готовность к общению, взаимодействию. Связывая изменения в обществе с профессиональной компетентностью учителя безопасности жизнедеятельности, В.Гафнер подчеркивает, что «диапазон знаний в области обеспечения безопасности неуклонно расширяется, появляются новые разделы, углубляются межпредметные связи, усиливается интеграция разных сфер общественной деятельности, обеспечивающих безопасность и охрану здоровья, повышаются требования к педагогу, как к личности, так и к профессионализму».
Под профессиональной компетентностью понимается общая способность к какой-либо деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, но не сводимая ни к знаниям, ни к умениям. Это общая настройка человеческого поведения, связанная со способностью «мобилизовать» в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.
Учитывая должностную функцию, «педагог-организатор», учитель безопасности жизнедеятельности, кроме уроков проводит различные внеклассные внешкольные мероприятия, занятия в отрядах «Юных спасателей», кружках «Помоги себе сам», «Школа безопасности», «Школа выживания» и т.д., организовывает командно-штабные, тактико-специальные учения и тренировки по гражданской обороне, организует соревнования по допризывной военной и прикладной подготовке. Сюда же относятся просветительская работа с учащимися, родителями, проведение семинаров с учителями начальных классов, классными руководителями по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности. В процессе проведения различных мероприятий учителю безопасности жизнедеятельности приходится больше, общаться со своими учениками, чем преподавателям других предметов, что предъявляет высокие требования к нему в плане нахождения надлежащей формы взаимоотношений со своими воспитанниками, контроля и руководства их деятельностью.