Что нужно чтобы открыть барбершоп с нуля
«Барбершоп — оптимальный вариант для старта»
— В чем заключается основное преимущество барбершопов по сравнению с обычными парикмахерскими?
— Изначально самым притягательным и отличительным знаком барбершопа была атмосфера, мужчины хотели иметь место, в котором можно расслабиться, отвлечься от повседневных дел и заодно привести себя в порядок. Барбершопы как раз предлагали атмосферу закрытого мужского клуба, в которую все стремились попасть. Но рынок активно развивается, и сейчас одной атмосферы уже стало недостаточно, появилась потребность в первоклассных мастерах, которые работают исключительно с мужской аудиторией, анатомией головы, следят за последними трендами мужских стрижек, используют исключительно мужскую косметику.
— Что дает франчайзинговая модель на этом рынке?
— Франчайзинговая модель развития в первую очередь дает возможность быстрого масштабирования. За два года наша сеть выросла до 148 барбершопов, из которых семь — собственные. В Москве и Московской области сейчас работает 71 салон, а остальные приходятся на российские регионы и Республику Беларусь. В первый раз мы объявили о продаже своей франшизы 10 мая 2016 года, и с тех пор занимаемся распространением нашего бизнеса по франчайзингу. Сегодня мы входим в топ-3 крупнейших сетей барбершопов в России.
— Как вы находите и отбираете потенциальных франчайзи?
Мы выявили три основные категории наших потенциальных франчайзи.
Первая — молодые люди 22–35 лет, которые хотят открывать атмосферные места — пабы, клубы, лофт-пространства, где все будет сделано на их вкус, места, в которых приятно находиться. Открытие паба или любого другого заведения с лицензиями на алкоголь требует больших вложений и времени, поэтому, оценив свои финансовые и временные возможности, они склоняются в сторону лофтов и барбершопов. Но лофты не настолько прибыльны, как барбершопы, так что выбор становится очевиден.
Вторая — женщины-домохозяйки с образованием в области экономики и финансов. Они очень трепетно относятся к развитию бизнеса и принимают в нем непосредственное участие
И третья категория — уже состоявшиеся предприниматели либо топ-менеджеры крупных компаний. Как правило, у них накоплен большой опыт в управлении бизнесом и имеется стартовый капитал.
Барбершоп — это универсальный вариант: минимальное количество сотрудников, простота в управлении, стабильный доход при небольших первоначальных вложениях, интересная сфера деятельности.
Очень многие загораются идеей открыть свой Borodach, побывав в одном из наших салонов. Также для поиска потенциальных партнеров мы используем различные рекламные каналы: «Яндекс. Директ», Google AdWords, ищем схожую аудиторию в социальных сетях. Кроме того, размещаем свои предложения на франчайзинговых порталах, участвуем в выставках по франчайзингу.
— Сколько стоит франшиза на открытие барбершопа и что входит в пакет франшизы? Какой примерно срок окупаемости инвестиций?
— Франшиза в Москве стоит 380 тыс. руб., в регионах — 290 тыс. руб., а в совсем маленьких городах с населением до 100 тыс. человек –190 тыс. руб. В эту стоимость входит индивидуальный дизайн-проект, смета на ремонт помещения, эксклюзивные условия работы с подрядчиками. В среднем открытие барбершопа обходится в 1,3–1,5 млн руб. Эта сумма включает все затраты. У нас есть собственное производство мебели, своя линия косметики — мы предоставляем нашим франчайзи цены на 20–30% ниже рыночных.
Что касается окупаемости, то это очень сильно зависит от региона, в среднем по стране срок окупаемости нашего барбершопа — около 12 месяцев.
Практика показывает: чем меньше город, тем больше сроки окупаемости. У нас есть барбершоп в городе Волгодонске Ростовской области — это небольшой южный город, там развитие шло медленно, однако наши франчайзи подошли к проекту с большим энтузиазмом, в итоге срок окупаемости составил два года. Есть и очень позитивные примеры — наши салоны в Люберцах и Пушкино окупились чуть больше чем за пять месяцев, буквально пару месяцев назад открыт салон в Обнинске, который пока бь ет все рекорды; прогнозируем что он окупится за четыре месяца.
— Каким образом вы обучаете барберов? Есть какая-то централизованная программа?
Я убежден, что мы совершили прорыв в этом направлении. В нашем головном офисе в подмосковном Королеве работает учебный центр с двумя оборудованными классами для обучения и повышения квалификации барберов. В нем еженедельно проходят курсы как для наших франчайзи, так и для всех желающих. Также учебный центр предоставляет возможность проживания в комфортных условиях ученикам из регионов России.
Перед открытием любой наш франчайзи в Москве и Подмосковье может отправить потенциальных сотрудников на кастинг в учебный центр, где мы проводим аттестации и предоставляем свое экспертное заключение. Если барбершоп расположен в регионе, то за три дня до открытия туда вылетают наши специалисты, на месте проводят кастинги и обучение барберов. Единственное, что оплачивает франчайзи, — стоимость трансфера и проживания нашей команды открытия.
К тому же мы обучаем не только мастеров, но и администраторов и собственников бизнеса. Семинары по продажам, управлению, маркетингу проходят каждые две недели. Также мы проводим разборы бизнес-практик действующих салонов. Главная наша цель — обеспечить партнеров знаниями и навыками для организации прибыльного бизнеса.
— После того как франчайзи открыл свой барбершоп, вы его как-то поддерживаете или контролируете?
— Поддержка и контроль франчайзи — это одно из важнейших направлений работы центрального офиса. После открытия нового барбершопа к франчайзи прикрепляется личный менеджер, который отвечает на все возникающие вопросы, информирует о нововведениях в сети и организует взаимодействие с отделами центрального офиса. Таким образом франчайзи получает доступ к опытным специалистам без дополнительных затрат. У нас в штате есть маркетолог, дизайнеры, SMM-менеджеры, бизнес-аналитики, юристы.
— Насколько важным для развития франчайзинговой сети является размер роялти? За счет чего можно удержать своих партнеров?
— Мы изначально решили, что роялти должно обеспечивать только работу центрального офиса, а наш заработок будет формироваться за счет поставок косметики барбершопам нашей сети — это наш внутренний «биткоин». Мы создали комфортные условия для покупки наших товаров и ограничили размер роялти 12 тыс. руб. в месяц — это минимальная ставка роялти на рынке. Удержать партнеров можно за счет своего уникального торгового предложения: это возможность стать частью бренда с высоким уровнем лояльности клиентов, сильной командой поддержи, с собственными академией барберинга и линией косметических средств.
— Может ли франчайзи отказаться от закупки ваших товаров?
— Мы никому свою косметику не навязываем, но, если франчайзи отказывается от них, значит наш сервис недостаточно комфортен или он нашел где-то продукцию дешевле, а это сделать проблематично. Изначально, когда мы только запускали первые барбершопы, ассортимент мужской косметики на российском рынке был очень скуден, а цена была сильно завышена. Например, литр шампуня American Crew стоил тогда около 1700 руб.
И тогда мы задумались о своем производстве, нашли технологов и лаборатории, а пробную продукцию отдавали тестировать нашим барберам. Они оценивали их по различным параметрам: «консистенция», «запах», «степень фиксации», «удобство использования» и др. Таким образом мы сумели добиться высокого качества по приемлемой цене при низкой себестоимости. В итоге литр шампуня нашего производства стоил 600 руб., то есть почти в три раза дешевле аналогов.
Затем мы создали свою линейку стайлингов для волос и продуктов для бритья. В общей сложности выпустили 12 различных средств для бороды и волос. У нас своя уникальная рецептура, но производим мы продукцию пока по контрактам на двух различных предприятиях в Московской области и Санкт-Петербурге.
По сути, мы параллельно развивали два направления бизнеса: барбершопы и собственное производство косметики для мужчин.
Бизнес-план барбершопа
Финансовая модель барбершопа
1. Краткий инвестиционный меморандум
Барбершопы активно развиваются на российском рынке с 2015 года, и на данный момент это одно из самых перспективных направлений сферы услуг. Благодаря низкой конкуренции и высокому спросу выживает порядка 85% всех вновь открытых заведений этого типа.
Основными клиентами барбершопов являются мужчины в возрасте от 25 до 45 лет с уровнем дохода не ниже среднего. Они являются активными пользователями соцсетей, следуют моде, предпочитают комфорт и готовы платить за качественные услуги. Средний чек в заведении составляет порядка 1 200 рублей.
Для открытия своего барбершопа понадобится помещение (90 м.кв.), 6 сотрудников, специализированное оборудование. Помещение должно соответствовать требованиям пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Основные показатели
Средняя ежемесячная прибыль
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Барбершоп – парикмехерская исключительно для мужчин. Изначально эти заведения возникли в Европе, затем перекочевали в Америку. Настоящий бум начался в 2000 годах, когда на мировых подиумах стали дефилировать бородачи, а культура ламберсексуализма активно продвигалась в массы.
В Россию эта культура пришла позже на 10 лет, первое заведение открылось по американской франшизе. Сейчас существует более 400 заведений, которые успешно сочетают классические методики стрижки и бритья с абсолютно новыми, например, такими, как огненная стрижка.
Барбершоп отличается от обычной парикмахерской не только перечнем услуг, но и особым стилем оформления, продвижением и ценообразованием. Такое заведение не просто место, где можно привести себя в порядок, но и клуб по интересам. Клиент может обсудить любые проблемы с барбером, посоветоваться или посмотреть футбольный матч.
Барбершопы являются элитными заведениями, соответственно цены на простую стрижку могут быть выше, чем в обычной парикмахерской на 40-45%. Однако этот факт не влияет на частоту и готовность мужчин посещать заведение, так как большая часть посетителей является состоятельными людьми.
Площадь, необходимая для организации такого бизнеса, не должна быть меньше 80 м. кв. Это обусловлено тем, что рабочее место барбера не должно быть менее 10 м.кв., иначе создастся ощущение тесноты и дискомфорта.
В рабочей зоне размещаются: стулья для барбера и клиента, стол, зеркало, осветительные лампы, стойка для инструмента и инвентаря. Для барбера, который будет дополнительно оказывать услуги маникюра, нужно установить дезинфектор и обеззараживатель. Стойки для шампуней и прочих уходовых средств можно разместить в зале барберов, а вот кофейный автомат лучше оставить в зоне приема посетителей вместе с кофейным столиком.
Часть помещения (примерно 25-30 м.кв.) отводится для зоны приема посетителей. Здесь располагается стойка администратора, телевизор, кресла и диваны. Для большего комфорта посетителей рекомендуется разместить звуковые колонки.
Набор услуг обязательно включает все виды стрижек, окрашивание, бритье, моделирование усов и бороды, а также дополнительные услуги (педикюр и маникюр). В зависимости от спроса и сезона этот список может расширяться, например, зимой будут востребованы услуги косметолога, не требующие получения отдельной лицензии.
Средний чек составляет порядка 1 100 – 1 200 рублей. Барбершоп работает с 10 до 21 часа без выходных дней. Количество необходимого персонала – 6 человек, включая управляющего.
3. Описание рынка сбыта
Согласно исследованиям, рынок барбершопов продолжает активно расти. Особенно эта тенденция характерна для регионов, где количество подобных заведений на 1000 жителей не достигает 2%. В таких регионах, как Москва и Санкт-Петербург, конкуренция выше, после открытия выживает примерно 85% вновь открывшихся барбершопов.
Причиной популярности таких заведения стала усталость мужчин от обслуживания в стандартных парикмахерских, где рядом сплетничают девушки или кричат дети. Опросы, проводимые различными исследовательскими центрами, выявили две закономерности:
В барбершопах возникновение нежелательных обстоятельств исключено, мужчины охотней и чаще посещают их, кроме того, не боясь осуждения со стороны женщин, пользуются всеми услугами.
Целевой сегмент
Целевая аудитория барбершопов – мужчины в возрасте от 26 до 45 лет с уровнем доходов от 50 000 рублей. Как правило, это люди, ведущие активный образ жизни, готовые к переменам и уделяющие внимание своей внешности. Они готовы воспользоваться услугами барбера раз в 2 недели и заплатить сумму от 1 200 до 3 500 рублей.
Люди старшего поколения (46-55 лет) реже пользуются услугами барберов, они более консервативны и не готовы к переменам. Как правило, это руководители среднего и высшего звена с уровнем дохода от 100 000 рублей в месяц. Они не так активно пользуются Интернетом, а информацию получают от друзей и знакомых. Однако они готовы тратить большие суммы, средний чек в этом сегменте – от 2 500 рублей.
Возрастная структура посетителей барбершопов
4. Как привлечь клиентов в барбершоп
Продажи и маркетинг
Общая концепция
Каждое заведение такого типа должно иметь концепцию, основой которой является стиль оформления заведения, цветовая гамма, фирменная символика. Удачный концепт поможет сформировать позитивное отношение клиентов, повысить узнаваемость бренда и облегчит продвижение в Интернете.
Немаловажный вклад в «раскрутку» барбершопа внесет правильно оформленная входная группа. Особая роль отводится фасаду, который должен подчеркивать, что это заведение сугубо для представителей мужского пола. Использование «мягких» цветов недопустимо, ведь клиент платит не только за услугу, но и за соответствующую атмосферу.
Витрина имеет особое значение. Потенциальный клиент может оценить внутреннее убранство заведения, внешний вид мастеров, понаблюдать за их работой. На стекле можно нанести надписи рекламного характера, либо разместить информацию о цене и рекламных акциях.
Реклама
Баннеры, расположенные вблизи барбершопа, привлекут внимание нужной аудитории и информируют их о существовании заведения. Отлично работают растяжки на здании или над пешеходными дорожками. У входа можно разметить штендеры с информацией о видах услуг и прейскуранте.
Учитывая особенности целевой аудитории, реклама в СМИ, раздача печатных рекламных материалов не принесут видимого результата. Гораздо эффективней вкладывать средства в продвижение посредством:
Программы лояльности (скидочные карты, карты постоянного покупателя) имеют огромное значение, так как способствуют удержанию клиентов и формированию у последних «привязанности» к одному заведению. Активное использование инструментов по повышению лояльности позволит не только сгладить влияние сезонности, но и сохранит средний чек на нужном уровне.
Не стоит забывать о программах льготного обслуживания. Первый вариант – абонемент для ВИП-клиентов. По более высоким ценам посетитель может воспользоваться любыми услугами в удобное время. Второй вариант – подарочные сертификаты, они станут прекрасным подарком на день рождения или 23 февраля. Третье – льготное обслуживание по сниженным ценам с 10 до 11 утра или с 20 до 21 часа позволит привлечь больше клиентов, которые станут «живой рекламой» барбершопа.
Структура ежемесячных расходов на рекламу
Продажи
Как любая другая, сфера обслуживания подвержена сезонности. Количество посетителей барбершопов падает в конце осени и зимой, а вот весной и летом закономерно растет.
Значительную часть выручки заведению приносят основные услуги (стрижка и бритье), на дополнительные приходится менее 15%.
5. План производства
Выбор организационно-правовой формы и регистрация бизнеса
Это первый этап, без которого нельзя начать реализацию проекта. Так как бизнес относится к малым, то оптимальной организационно-правовой формой является ИП. Законодательство допускает несколько вариантов налогообложения, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:
Регистрация предпринимателей проходит по упрощенной схеме. Достаточно обратиться любым удобным способом (по почте, через Интернет или лично) в налоговую инспекцию по месту жительства и предоставить документы:
В течение недели налоговая рассматривает документы и выдает свидетельство о регистрации в качестве ИП, присваивает ИНН (если ранее номера не было). Затем предпринимателю нужно обратиться в органы статистики и получить справку о присвоенных ему кодах.
До официального открытия бизнеса предприниматель должен поставить на учет в налоговой инспекции кассовый аппарат, заключить договор с организацией-оператором фискальных данных. Также необходимо открыть расчетный счет в банке и подписать соглашение об эквайринге. С этого момента предприниматель может приступить к обслуживанию клиентов.
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя имеет только один существенный недостаток – в случае возникновения долговых обязательств отвечать придется всем имуществом. Это означает, что убытки будут возмещаться за счет средств на расчетном счете, личных сбережений гражданина, его имущества и жилья.
Законодательство также позволяет вести данный бизнес в качестве юридического лица. Процедура открытия ООО сложнее, понадобится сформировать уставной капитал, зарегистрировать Устав и назначить директора. Минус этой организационно-правовой формы – высокие штрафы и большая ответственность должностных лиц.
Подбор помещения, разработка дизайн-проекта и ремонт барбершопа
Основное требование к помещению – оно должно находиться в районе активного пешеходного трафика, желательно рядом с остановкой общественного транспорта. Оптимальная площадь для барбершопа – от 90 до 120 м.кв. на первом этаже жилого или офисного здания. Допустимо открытие барбершопа в торгово-развлекательном центре, но только в том случае, если стоимость аренды не будет превышать рыночную на 5-10 %.
Небольшая площадка перед входом для организации стоянки автомобилей клиентов станет большим плюсом. При отсутствии свободного места рекомендуется оценить возможность обустройства парковки в шаговой доступности от барбершопа. Также необходимо предусмотреть организацию специальной стойки для велосипедов и электросамокатов.
Не рекомендуется выбирать помещения подвального или полуподвального типа, расположенные на втором этаже и выше. Также следует избегать площадей с длинными лестничными маршами, без возможности размещения вывески на фасаде. Нежелательно арендовать помещения «внутри» спальных районов, так как клиенты будут испытывать сложности с поиском салона и парковкой.
Дизайн и ремонтные работы лучше доверить специализированной организации, так как при несоблюдении санитарных норм заведению не разрешат открыться. В проекте должна быть заложена долгосрочная аренда с правом последующего выкупа.
Получение разрешений
Вместе с дизайн-проектом нужно заказать специальный план эвакуации, а также согласовать места установки противопожарного оборудования (огнетушителей). После подачи заявки в Пожнадзор на место выезжает инспектор и составляет акт о соответствии (несоответствии) требованиям пожарной безопасности. После этого ответственное лицо (чаще сам предприниматель) должно провести обучение всех сотрудников правилам безопасности и отметить это в специальном журнале.
Заключение о соответствии нормам санитарно-эпидемиологической безопасности готовится в течение двух недель. В зависимости от состояния помещения специалисты могут разрешить работу заведения или потребовать устранить нарушения.
Еще одно важное условие – наличие санитарных книжек у всех сотрудников. Выдаются они поликлиниками, имеющими лицензию на проведение профосмотров.
За разрешением нужно обратиться в администрацию округа, для этого в письменной форме подают заявление. Там же регистрируют книгу жалоб и предложений.
Договорная работа
Если предприниматель не заключил договор на вывоз мусора, его могут привлечь к административной ответственности. Чтобы проверяющие организации не наложили штраф, нужно обратиться в компанию, занимающуюся оказанием этого вида услуг. Как правило, после заявления в течение недели промаркированный контейнер устанавливают на ближайшей площадке.
Чтобы обеспечить бесперебойный процесс работы заведения нужно, чтобы стиркой пеньюаров и полотенец занималось специализированное заведение.
Подбор персонала
Барбер – особая профессия, предполагающая не только определенные профессиональные навыки, но и клиентоориентированность. При подборе потенциальных сотрудников лучше отдавать предпочтение новичкам, желающим пройти обучение и стать профессионалами, чем тем, кто уже имеет опыт работы в этой области. Не рекомендуется брать на работу специалистов, работавших в салонах красоты с женщинами, так как переучивать их сложнее.
Обучением барберов занимаются специальные академии, например, Столичный институт Имиджа и Красоты (г. Москва), Академия барберинга «РУСАК» (г. Москва), курсы барберов «Hipertin School» (г. Москва), барбер — школа «МАГИСТР». Средняя продолжительность курсов – от месяца до трех, стоимость зависит от уровня преподавателей и начинается от 20 000 рублей.
Приобретение и монтаж оборудования
Это заключительный этап, на котором нужно приступить непосредственно к монтажу оборудования. После размещения кресел к сети подключаются лампы дополнительного освещения, навешиваются зеркала и крепятся на стены элементы декора.
Наименование | Кол-во | Цена, шт | Сумма |
Кресло для барбершопа | 3 | 52 000 | 156 000 |
Мойка для барбершопа | 1 | 34 190 | 34 190 |
Тележка для оборудования | 4 | 4 490 | 17 960 |
Зеркало и рабочий стол барбера | 3 | 25 990 | 77 970 |
Раковина и душ | 1 | 13 350 | 13 350 |
Кресло парикмахерское | 1 | 9 250 | 9 250 |
Стул для мастера | 4 | 2 150 | 8 600 |
1 | 76 000 | 76 000 | |
Стойка администратора и стул | 1 | 68 500 | 68 500 |
Витрины | 2 | 13 500 | 27 000 |
Осветительное и звуковое оборудование | 1 | 73 800 | 73 800 |
Мобильная мойка | 1 | 6 150 | 6 150 |
Кассовый аппарат | 1 | 15 000 | 15 000 |
Итого: | 583 770 |
Приобретение расходных материалов
Перед открытием барбершопа нужно закупить всю косметическую продукцию (шампуни, средства для укладки волос и стайлинга, окрашивания, бритья), расходные материалы (одноразовые полотенца, парикмахерский инвентарь, моющие и дезинфицирующие средства). Разместить продукцию можно в витрине при входе или непосредственно в основном зале барбершопа, чтобы клиенты смогли ознакомиться с марками косметики.
6. Организационная структура
Штатная численность персонала барбершопа:
Со специалистом по маркетингу, контент-менеджерами, клининговой компанией и фирмой, занимающейся ведением бухгалтерского учета, можно заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг, либо передать услуги на аутсорсинг. Такое разделение обязанностей позволит сэкономить на социальных выплатах, отпускных и ФОТ.
Общее руководство барбершопом осуществляет управляющий. В его обязанности входит закупка необходимых расходных материалов, взаимодействие с контролирующими организациями, руководство персоналом и удаленными службами, а так же договорная работа. Он отвечает за результаты работы заведения и является подотчетным лицом. По умолчанию эти функции на себя берет сам предприниматель. Оплата труда складывается из фиксированной части и процента от продаж (2%).
Администратор записывает клиентов на прием, отвечает на телефонные звонки и встречает гостей, принимает оплату, ведет кассовые отчеты, а также сглаживает конфликтные ситуации в случае разногласий между сотрудником и клиентом. Его зарплата не зависит от результатов работы и состоит из твердого оклада. Выбирать будущего сотрудника среди тех кандидатов, которые уже имели опыт работы с клиентами и работали на такой же или аналогичной должности.
Барберы непосредственно обслуживают клиентов и отвечают за качество оказываемых услуг. Они также являются материально-ответственными лицами и в случае намеренной порчи оборудования или утраты дорогостоящего инвентаря могут быть привлечены к ответственности. Помимо оклада эти специалисты получают премиальную часть в размере 10% от стоимости оказанных ими услуг. Стимулирующие выплаты начинаются на 2-3 месяц работы, когда клиентская база уже наработана, а средняя посещаемость не будет опускаться ниже 20 человек в смену.