Что нужно чтобы открыть столярную мастерскую
Как открыть столярную мастерскую без вложений
Дмитрий Бурков с друзьями, подхватив повсеместную моду на экологичность и натуральность, в 2014 году открыл в Перми столярную мастерскую по изготовлению деревянных сувениров. Предприниматели не вкладывали собственные средства — на развитие бизнеса пошли деньги, полученные от большого количества предновогодних заказов от рекламных компаний.
Дмитрий Бурков, основатель Sherwoodworkshop, рассказал Контур.Журналу о том, почему «человеку с улицы» очень сложно войти в рынок ремесленных изделий, почему бывшие рекламщики часто открывают свои мастерские по производству сувениров и как мастер-классы превращаются в перспективное направление для многих компаний творческой направленности.
Удачный старт
В бизнесе я уже давно. Например, несколько лет назад у меня был свой чайный магазин, который мы открыли вместе с одноклассником, но позже он перестал приносить прибыль, и мы решили его закрыть.
Новый проект мы также открыли вместе с одноклассником — он фрезеровщик, отлично разбирается в оборудовании, умеет работать на станке. На старте проекта мы использовали уже имеющееся оборудование и делали изделия на заказ. У нас не было денег и связей, но все изменил Новый год — 2014, когда мы рассылали предложения рекламным агентствам из Москвы. У нас сделали порядка 800 заказов сувенирных изделий с логотипами в подарок клиентам.
Это позволило нам получить первоначальный капитал для аренды помещения и приобретения собственного фрезеровочного станка, который мы собрали сами. То есть открывались мы вообще без вложений, все деньги на развитие проекта получили от первых заказов клиентов.
После этого мы получили еще несколько крупных заказов и наработали клиентскую базу. Сейчас мы тесно сотрудничаем с рекламными компаниями и свадебными агентствами, у которых есть собственные клиентские базы. Также наши постоянные партнеры — магазины интерьерной тематики. Работаем и с индивидуальными заказами, которые традиционно выстреливают в праздники.
Когда у тебя есть огромные бюджеты, у тебя больше возможностей, но и их нужно правильно использовать. Можно взять капитал в 1 млн руб. и просто выкинуть в никуда, купив в Китае каких-нибудь изделий и потом не продав. Это сложно назвать бизнесом.
Партнеры и продвижение
Мы на рынке всего два года, причем прошлый 2015 год не ознаменовался такими удачными предложениями от партнеров. Посмотрим, что будет дальше. Мы продвигаемся абсолютно во всех направлениях: активно пиарим свои предложения в интернете, настраиваем рекламу, ходим на личные встречи.
Многие наши партнеры сами выходили на нас, налаживали связи. Также каждую неделю мы ходим на личные встречи и регулярно посещаем выставки-ярмарки — это идеальное место для того, чтобы найти будущих коллег и клиентов. Мы сами еще ни разу не выставлялись там, теперь хотим поставить свой стенд и надеемся, что это будет продуктивно. Ведь даже когда мы просто посещали ярмарки, нам удавалось привлечь клиентов, потому что оказалось, что многие игроки рынка уже знали нас — подходили и спрашивали про наш проект.
Каналы продаж очень сильно различаются в зависимости от товаров, которые мы продаем. Деревянные рамочки и разные интерьерные решения лучше всего продаются через социальные сети, а светильники — через сайты и у партнеров. Мы делаем самые разные вещи: фоторамки, ключницы, настенные часы, меловые доски, сувениры к праздникам — дням рождения, юбилеям, свадьбам.
Также мы занимаемся рекламным направлением — размещаем вывески и наружную рекламу. Если говорить об интересных проектах, то, например, мы оформляли магазин разливного пива — все полочки, полы, стены и вообще все внутри было сделано из цельного дерева.
Время от времени мы видим собственные интересные проекты в Перми, я всегда обращаю на это внимание. Можно, конечно, расширить свое влияние в городе, но результат и сейчас уже неплохой, и это приятно. На простой заказ может уйти один день, на сложный — пять дней. Обычно мы оставляем себе запас в два-три дня.
С деревом проблем нет, у нас очень много поставщиков, но самое лучшее поставляют даже не из Перми, а из Екатеринбурга — к счастью, это наши соседи, поэтому везти недалеко. Есть посредники, которые сюда его привозят. Само сырье здесь тоже недорогое, но большой разницы с ценами в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах нет.
Конкуренты и проблемы
Мы знаем, что есть некоторые компании, которые делают акцент на конкретике, например, производят только стулья, и стараются достичь небывалых высот в этом деле. Мы также хотим работать качественно, но в нескольких направлениях.
С вероятностью 95% наша аудитория — женщины в возрасте от 20 до 30 лет, в основном с детьми, потому что деревянные сувениры часто связаны с детской и подростковой тематикой. Мужчины в этом плане очень сдержанны — от них практически нет заказов. Мы подстраиваемся под эти показатели.
Индивидуальные заказы стоят примерно от 1 000 до 1 500 руб. Если проект сложнее, стоимость повышается до 2 000-3000 руб. Расценки на рекламные конструкции начинаются от 15 000-20 000 руб. Все зависит от объема работы и типа материалов. Если клиент хочет внести много изменений в готовый макет, цена также пропорционально увеличивается.
Когда мы начали заниматься производством деревянных сувениров, мы видели, что такие идеи висят в воздухе. У тех, кто находился на ярмарках мастеров, в первую очередь появились эти идеи, и они начали их реализовывать, но не совсем качественно, какими-то подручными инструментами. В дальнейшем мы стали их замечать, когда наткнулись на группы в социальных сетях в других городах.
Многие рекламщики также переквалифицировались в ремесленников или просто использовали такое производство как дополнительный источник заработка. У них были дополнительные материалы, которые оставались с рекламных конструкций, из которых они в дальнейшем делали какие-то продукты и продавали их.
Как только мы начали развивать идею деревянных сувениров в Перми, у нас появилось много подражателей. Некоторые поначалу с нами сотрудничали, были партнерами, а потом открыли собственное производство. Конкуренты, которые у нас сейчас появились, в основном из рекламной сферы.
Команда и производство
Войти в этот рынок совсем непросто: здесь нужны не только определенные навыки и образование, но и, как говорит наш технолог Алексей, набитая рука. Тот, кто не может похвастаться такими преимуществами, может только принимать заказы на сувенирную продукцию, но если вы хотите наладить собственное производство, то вам в любом случае нужен узкий специалист, хотя бы грамотный дизайнер.
Все зависит от имеющегося оборудования. Если в офисе стоят лазерные станки, тогда в принципе хватит и дизайнера. Он нарисует эскиз в специальной программе, и лазерный станок, который работает по принципу принтера, ее «напечатает», если она хорошо нарисована. Для работы с фрезеровочным станком требуются совершенно другие навыки и другие программы, поэтому нужно быть узким специалистом.
В нашей команде всего три человека. В том числе у нас есть два дизайнера: дизайнер и дизайнер-технолог. Мы не формируем штат менеджеров, потому что у нас много партнеров, которые выполняют какую-то часть управленческих функций.
Был момент, когда и у нас, и у партнеров заказов было очень мало. Этот промежуток был не такой длительный — всего два месяца. Мы так и не поняли, в чем была причина. Потом как-то все выровнялось. Сейчас проблема не стоит так остро. Возможно, это можно отнести к пику кризиса. Но мы стараемся оставлять цену на продукцию на одном уровне, поэтому так как цены стали выше, мы стали меньше зарабатывать. Сейчас все выравнивается. Посмотрим, как будет дальше.
Наша основная проблема заключается в том, что мы достигли стабильности и планки продуктового и денежного оборота, через которую теперь не можем переступить, а хотели бы. Для этого сейчас мы пробуем разрабатывать новые продукты, которые потенциально могут быть интересны людям, планируем нанимать новых сотрудников и партнеров на дополнительные проекты.
Возможно, в будущем откроем офлайн-магазины. Сейчас это популярное направление. Многие открывают магазины сувениров и прямо там разукрашивают их.
Актуальное направление сейчас — проведение мастер-классов, на которые мы тоже смотрим. Возможно, мы будем его развивать. Сейчас люди постоянно ищут варианты, чтобы не просто приятно провести время, а где-то научиться чему-то полезному.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Бизнес план столярной мастерской
Эксперты по малому предпринимательству отмечают растущий интерес к бизнесу, который можно открыть дома или в гараже с небольшими стартовыми инвестициями. Есть предприниматели, которые хотели бы изготавливать изделия на продажу своими руками или с небольшим числом верных помощников. Объясняют это неудачным опытом найма недобросовестных работников.
Эффективный способ заработать на «золотых руках» — открыть «столярку». Но прежде чем приступать к запуску дела, стоит обязательно составить грамотный бизнес план столярной мастерской. Это уже большой шаг на пути к финансовому успеху.
Анализ рынка и целевой аудитории
15 лет назад на российский рынок стройматериалов «хлынули» пластиковые окна и штампованные из ПВХ и стального проката двери, разорив многочисленных столяров. Однако в последнее время индекс производства изделий из дерева стабильно увеличивается, причем не только в нашей стране, но и за рубежом.
Сегодня востребованы деревянные оконные блоки. По этому показателю в РФ превышен уровень 700 тысяч кв. метров. По другим столярным изделиям произведено и продано более 1 миллиона куб. метров. Потребители стремятся к экологическим стандартам и все меньше доверяют изделиям из пластика. Если в 2010 году 87% жителей называли металлопластиковые окна хорошим выбором, то в 2017 году этот показатель снизился до 74%. То есть сейчас ореол потенциальных заказчиков столярных изделий составляет четверть взрослого населения и продолжает расти.
Какие товары выпускает столярная мастерская?
Столярная мастерская производит глубокую переработку дерева, превращая его в изделие, готовое к установке. К числу часто заказываемых изделий относят:
Выпуск деревянных изделий с низкой добавленной стоимостью (таких как доски, вагонки, бруски, блок-хаусы, декинги) могут себе позволить крупные деревоперерабатывающие производства. Конкуренцию с ними небольшая столярная мастерская не выдержит.
Профессиональные навыки и технология производства
Будет ли хозяин частной столярки работать сам или наймет столяров, в любом случае ему нужно знать свое дело. И хотя свои мастерские открывают те, кто неплохо разбирается в деревопереработке, углубить знания помогут профильные книги, например, «Иллюстрированное пособие по производству столярно-мебельных изделий» автора С. Шумега и «Столярное дело» Г. Кулебакина. Со столярными клеями и методиками их применения поможет справочник Л. Айрапетяна.
Хозяин столярной мастерской также должен уметь читать сложные чертежи и изучить программы PowerShape и CorelDRAW для 3D-моделирования изделий и управления деревообрабатывающими станками ЧПУ соответственно. Что касается профессиональных навыков, необходимы специальные знания и умения. Даже такое простое дело, как распил с помощью циркулярной пилы, требует хорошей подготовки. Надо еще уметь с высокой точностью фуговать кромки для клейки и фрезеровать пазы.
Андрей Сивов, хозяин столярки, рассказал порталу EquipNet.ru, что ему приходилось, помимо окон, изготавливать сложную мебель для ресторана, самую настоящую карету, «луковку» для сельского храма и многое другое. То есть он имел дело с достаточно широким ассортиментом заказов.
Как выбрать помещение для столярки
Если предприниматель решил работать один или с парой помощников, можно ограничиться тем, что есть. Для небольшой столярной мастерской необходима теплая с принудительной вентиляцией комната площадью от 20 до 40 кв. метров. Она должна, само собой, отвечать нормам противопожарной безопасности. То, что ставку делают на свое или небольшое арендуемое помещение, объясняется нестабильным рынком, который оживает летом и стагнирует зимой.
Если же цели у бизнесмена более амбициозные, нужно открывать полноценное производство со складом и сушкой. Правда, стартовые инвестиции во втором случае нужны уже серьёзные. Следует разработать подробный бизнес план столярного цеха с расчетами и проектом на самом первом этапе. Выполним эту работу под силу опытным консалтинговым компаниям, которые способны просчитать оптимальный бизнес процесс.
«Чаще всего открывают небольшие мастерские в подвалах или гаражах пенсионеры или люди после 40 лет. Благо, что звуко- и теплоизоляционные материалы позволяют это. Главное, не надо платить за аренду, – поделился своими наблюдениями Андрей Сивов. – Столярный цех с несколькими десятками рабочих – это серьезный бизнес с многомиллионными капиталовложениями. На это дело идут самые отчаянные начинающие бизнесмены, которые уверены в крупных и стабильных заказах».
Персонал
Полноценный столярный цех правильнее было бы отнести к среднему бизнесу. Его открытие оправдывает себя только тогда, когда можно организовать поточное производство, например, оконных блоков или дверей. Однако крупные застройщики по технологическим причинам предпочитают пластиковые окна и фабричные двери, несмотря на растущую популярность дерева. Хотя работа на дому упрощает столярный бизнес, известны успешные примеры, когда в небольших столярных цехах трудились 5-6 человек. При этом предприниматель сосредотачивался на работе с договорами и поиске заказов. Для столярного производства понадобятся такие работники:
Как открыть столярную мастерскую в эпоху гипермаркетов
Сегодня столярные мастерские становятся редкостью, поэтому прежде чем открывать свое дело в этом направлении, стоит всерьез задуматься о том, какие изделия вы сможете предложить рынку.
Плюсы и минусы столярных мастерских как бизнеса
столярный бизнес относится к так называемому бизнесу “на земле”: мастерские открываются на собственных участках, в гаражах, сараях и так далее. Вы работаете в домашних условиях, а дома, как говорится, и стены помогают;
такой материал, как дерево всегда будет востребован даже в эпоху сверхпопулярности пластика. Это натуральный и экологичный материал, который веками ассоциировался у людей с домашним уютом и остается таковым и сейчас. Более того, многие вещи до сих пор невозможно изготовить из чего-то другого, кроме древесины;
столярный бизнес имеет небольшие затраты относительно многих других видов бизнеса;
столярное дело подразумевает широкий спектр продукции, которую вы можете производить. А это означает, что вы всегда сможете перестроиться на выпуск других видов деревянных изделий и выбрать новую нишу, если вдруг они станут непопулярными, а условия рынка изменятся;
у столярных мастерских на одного мастера обычно не бывает каких-то постоянных и одновременно крупных заказов, поэтому требуется много времени на формирование клиентской базы, выполнение мелких заказов;
финансовая отдача от затраченных усилий в большинстве случаев не оправдывает себя. Большинство одиночных мастерских в силу разных причин (невостребованный ассортимент, неверная политика ценообразования, неумение продавать и находить клиента) не могут выстроить дело таким образом, чтобы оно приносило им постоянный и высокий заработок.
Первое, из чего стоит исходить в столярном бизнесе, это наличие рук и желание этими руками что-то создавать. Люди, которые собираются открыть столярную мастерскую, а тем более, зарабатывать на этом, основное внимание должны уделять совершенствованию мастерства. Но прежде чем всерьез приступать к вопросам обустройства помещения и оснащения его оборудованием, нужно хотя бы в общих чертах разобраться с текущей ситуацией на рынке. Подход к столярному делу как к бизнесу отличает от подхода к нему как к хобби три вещи. Это рациональный и глубоко продуманный подход к выбору специализации, к качеству работ и к способам продвижения.
Что сегодня могут предложить клиенту столярные мастерские
Какие товары могут производить столярные мастерские:
Лестницы. Лестницы дают больше простора для творческой мысли. В отличие от дверей и окон, у столярной мастерской, которая специализируется на лестницах, есть возможность предложить и оригинальные размеры, и необычные формы, и нерядовые породы, и неповторимое исполнение в целом. Однако на рынке уже действует много компаний, которые создают лестницы и достигли высокого уровня мастерства в своем деле, и догонять их с нуля будет очень тяжело.
Мебель. С мебелью ситуация примерно та же, что и с первыми двумя категориями. Сейчас на рынке существует огромное количество мебели на любой вкус и кошелек. Благодаря таким гипермаркетам как Castorama, Леруа Мерлен, Ikea мебель становится все более доступным и массовым товаром. Однако, даже то разнообразие, которое есть на рынке, оставляет много возможностей для создания эксклюзивного ассортимента, который не найти в магазинах. Небольшой мастерской можно делать ставку на оригинальный ассортимент, предлагая столы, стулья, комоды, шкафы, кресла и прочее из дорогих видов древесины и с необычным дизайном.
Как лучше сегодня позиционировать свою продукцию
Второй вопрос, о котором тоже лучше задуматься заранее, это вопрос уникального торгового предложения и вопрос качества. Чтобы ваша продукция отличалась от того, что предлагает массмаркет, в первую очередь уделите внимание материалу. Во-первых, какое именно дерево это будет? Какие цвета и какие расходники вы будете использовать? Какой будет дизайн у ваших изделий?
Самые популярные виды древесины для мебели по запросам пользователей Яндекса
*по данным Яндекс Wordstat на 12.09.2018
Если говорить о сегменте мебели, то согласно поисковым запросам, самой востребованной древесиной для нее является сосна. По популярности она почти в пять раз опережает дуб. В то же время опытные столяры и плотники советуют не сильно обольщаться сосной. Во-первых, хорошо высушенную сосну найти трудно. Свойства этой древесины таковы, что она трудно поддается качественной окраске, оставляет много грязи на инструментах, а как следствие, приводит к издержкам.
100 самых популярных цветов мебели по запросам пользователей “Яндекса”
*по данным Яндекс Wordstat на 11.09.2018.
Во-вторых, изделия из самой ходовой древесины имеют и соответствующую своей массовости цену. Скажем, мебель из тика будет стоить в несколько раз дороже мебели из сосны. То есть, выбрав необычный материал, вы сможете значительно увеличить прибыльную составляющую, которая закладывается в цену готового изделия.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Так или иначе качество вашей мебельной продукции будет зависеть от комплектующих. Работать можно по пути максимального сокращения издержек, приобретая дешевые комплектующие из Китая, либо отдавать предпочтения более дорогим, но надежным поставщикам фурнитуры. Признанными лидерами по качеству фурнитуры считаются австрийские, немецкие и итальянские производители фурнитуры, имеющие представительства в России и активно продвигающие свою продукцию.
Представители столярного бизнеса все больше становятся сторонниками того, что сегодня продукцию ручной работы нужно позиционировать дорого. Ситуация на рынке диаметрально изменилась. Если раньше все, что производилось столярами покупалось с руками и ногами, а на столярные работы был постоянный спрос, то сейчас для выживания работать на качество, а не на количество. Как и во многих других сферах бизнеса, современным столярам все больше требуется осваивать продажи и маркетинг.
Динамика популярности поискового запроса “столярные работы” с 2004 по 2018 год*
*по данным сервиса Google Trends
Особенность столярного бизнеса в том, что никто точно не скажет вам, какую цену следует назначать за стол, стул или тумбочку, потому что средних расценок в столярном бизнесе не бывает. Современный подход такой: вы считаете цену затраченного материала, красок, лаков и комплектующих, и затем умножаете полученное в несколько раз. А во сколько именно, уже зависит от того, насколько дорого мастер себя позиционирует и от уровня его мастерства. Как правило, наценка в 100% себя не оправдывает, сегодня за ручной труд можно и нужно назначать гораздо большую цену.
Какое помещение нужно для столярного цеха
Вернемся к более традиционным вопросам, касающимся непосредственно открытия мастерской. Для размещения небольшого столярного цеха лучше всего подойдет помещение площадью 50-60 кв. метров. Аренда такого помещения будет обходиться примерно в 20 тыс. рублей в месяц.
Средняя арендная плата за съем производственных помещений в России, руб.*
Помещения 50-60 кв. м
Помещения 70-80 кв. м.
*по данным анализа объявлений Avito на 12.09.2018
Понятное дело, аренду могут себе позволить не все, особенно на старте. Поэтому чаще всего столярные мастерские открывают на дому, используя для этих целей сараи, гаражи или подвалы.
При выборе площади прежде всего нужно учитывать длину помещения. Если вы будете заниматься изготовлением дверных и оконных рам, то длина помещения должно быть никак не менее четырех метров. Внутри мастерской должно быть тепло и сухо, поскольку древесина боится влаги. Обустраивая помещение, не забудьте о том, что вам нужны ровные полы, так как станки должны быть устойчиво установлены.
Для бесперебойной работы желательно снабдить помещение мастерской трехфазным электричеством. В том случае, если помещение для мастерской построено из дерева, проводка должна быть уложена в провода или гофротрубы, а розетки и оборудование должны быть заземлены.
Если цех будет расположен вблизи от жилья, позаботьтесь о звукоизоляции стен и двери. Желательно, чтобы окна выходили в ту сторону, где нет жилых домов. Также необходимо соблюсти требования по пожарной безопасности. Внутренняя обшивка столярок обычно обрабатывается антипиренами, которые препятствуют возгоранию. Желательно иметь в здании порошковый огнетушитель или, хотя бы, ведро с песком на случай воспламенения электроприборов.
Во многих мастерских не уделяется особого внимания вентиляции. Однако без притока свежего воздуха в цех вы обречены на постоянное вдыхание древесной пыли. А это грозит определенными проблемами со здоровьем, о которых вы можете легко узнать из интернета.
Какое оборудование нужно для столярного цеха
Поэтому, есть у вас есть только желание создавать деревянные изделия, скажем, собственную мебель, и имеется только опыт изготовления простых изделий, для которых не требуется никаких специальных инструментов (столов, простых полок, табуретов и т.д.). В таком случае начинать следует не с покупки серьезных агрегатов и станков, о назначении которых вы пока не имеете четкого представления, а с приобретения самого базового набора. Условно его можно разделить на четыре группы.
Минимальный базовый набор инструментов, который позволит создавать простую мебель
Оснастка и расходные материалы
Пила по дереву и металлу ручная
Рулетка на 3-5 метров
Фуганки и рубанки ручные
Линейка металлическая 50-100 см
Киянка с резиновым или деревянным бойком
Сверла Форстнера для сверления несквозных отверстий с плоским дном
Угольник металлический, сторона 30 см.
Сверла по металлу диаметром от 2 до 10 мм с шагом 0,5 до 1 мм
Стамески по дереву (набор)
Сверла по дереву диаметром от 2 до 12 мм
Отвертки прямые и крестовые (набор)
Сверла с твердосплавным наконечником
Биты для шуруповерта (набор)
Маркер или карандаш
Примерный перечень оборудования для небольшого столярного цеха
Токарный станок 500 Вт
Стационарная циркулярная пила
Комплект ручного инструмента
Измерительные приборы (рулетки, линейки, штангенциркули)
Вот несколько принципов относительно приобретения и использования оборудования, которых советуют придерживаться владельцы столярных цехов:
Цена оборудования должна соответствовать уровню развития вашего бизнеса. Многие мастера без опыта испытывают соблазн потратить средства на неоправданно дорогое оборудование, которое не соответствует уровню развития их дела и потребностям, а также не дает каких-либо существенных преимуществ по скорости/качеству. Необходимо помнить о том, что дорогое оборудование элитных марок всегда менее ликвидно, чем дешевое и “народное”. Оно и более дорого в обслуживании, и сложнее продается. Поэтому для начала лучше обойтись самыми проверенными аппаратами. К примеру, если ваши изделия не имеют большой длины, так называемого погонажа, нет большого смысла обязательно приобретать фрезерный станок за 100 тыс. рублей и дороже. Для начала лучше обойтись ручным фрезером, который сможет делать практически то же самое, но будет стоить в несколько раз дешевле.
Приобретайте новое оборудование постепенно или с крупных заказов. Разумнее всего задумываться о приобретении нового оборудования по мере роста мастерства и после крупных заказов. В остальное время следует стараться постепенно откладывать небольшую долю прибыли на амортизационные расходы, и уже из них приобретать новые станки.
Соблюдайте принципы приоритета при расстановке оборудования. Если сверлильные и токарные станки размещаются вблизи от верстака, то шлифовальные аппараты размещают на некотором удалении от рабочего места. Кроме того, у хорошего мастера все всегда должно быть под рукой, поэтому у верстака обычно располагаются тумбы, стеллажи и навесные полки.
Не устраивайте нагромождения. При обустройстве помещения держите в уме докупку новых станков в перспективе. В идеале свободное пространство должно вдвое превосходить место под станки. Отсутствие места может нарушить технологический процесс. К рабочей плоскости должен иметься подход с нескольких сторон. Также не стоит превращать помещение в склад: дерево должно идти в оборот, а не валяться по углам.
Нужно ли нанимать работников в столярный цех
На начальном этапе, пока объемы невелики, мастеру проще и быстрее действовать одному. Однако это не означает, что никакая наемная сила вам ни разу не пригодится. Столярам обычно требуются помощники для черновой работы или подмастерья. Они могут носить доски, фуговать, убирать стружки и мусор либо выполнять другие несложные обязанности. В качестве рабочей силы обычно используются подростки, которые ищут подработку летом или молодежь.
Стоит отметить, что столяры с опытом обычно не спешат выращивать себе полноценную замену. И их опасения понятны: велик риск вырастить из ученика своего конкурента, который может перетянуть себе клиентов. Поэтому часто дело ограничивается подсобными рабочими с договорной оплатой труда.
Средний уровень зарплат по профессиям “столяр/плотник”, “помощник столяра/плотника”, руб.