Что нужно чтобы преподавать курсы
«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов
Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».
Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.
Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.
Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.
Кто такой эксперт?
Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:
Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.
Зачем преподавать?
Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.
Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Как трансформировать знания в обучающий продукт?
Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.
Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:
В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.
Как составить план занятия?
К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.
Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.
Введение
«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.
Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.
Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.
Основная часть
Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.
Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.
Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.
После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.
Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.
Заключение
Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.
Финишная прямая
После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:
Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.
На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.
К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.
В заключение
Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.
Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Лицензия на образовательную деятельность: кому она нужна и как получить
Чтобы учить людей, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одна школа может законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Разобрались, когда не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.
Евгений Бельский
Чтобы учить других, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одной школе можно законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Рассказываем, кому не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.
Для чего нужна лицензия
Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Ее нужно получить компаниям и ИП, чья деятельность связана с рисками для здоровья и безопасности людей. Образование в числе таких сфер. Если ребенок или взрослый получит неправильные знания о мире и профессии, это может испортить качество жизни самого человека и повлиять на состояние отрасли.
500 студентов учатся столярному мастерству на старых станках с некомпетентными педагогами. Студенты рискуют получить травмы во время учебы. А само обучение не дает нужных навыков для работы на производствах с современными станками. В результате заведение выпускает 500 плохо подготовленных специалистов. Им трудно найти работу, а на предприятиях города нехватка кадров.
Лицензия подтверждает, что государство проверило образовательный бизнес и убедилось в его безопасности для людей. Лицензию нужно получить всем ИП и компаниям, кто занимается обучением и соответствуют критериям для лицензирования — они перечислены в положении о лицензировании образовательной деятельности. Подробно о них расскажем дальше.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Что такое образовательная деятельность
Образовательная деятельность — это обучение по программе. Такое определение дает закон. Программа включает список дисциплин с количеством часов для изучения, расписание занятий, содержание тем и критерии для оценки знаний. Если бизнес обучает по программе и выдает документ об образовании, ему точно нужна лицензия.
Например, есть программы дошкольного образования. Там описывают план занятий для детей в детских садах и развивающих центрах. Программы высшего образования составляют для обучения студентов. Автошколы обучают по программам профессиональной подготовки.
В положении о лицензировании перечислены все программы, для обучения по которым нужна лицензия. Всего их 20, среди них программы дошкольного образования, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, дополнительные общеразвивающие программы. Полный список в перечне.
Каким требованиям должен соответствовать образовательный бизнес
Общие требования для образовательного бизнеса такие:
Для онлайн-обучения арендовать помещение и проходить проверку санэпидемстанции не нужно.
Конкретные требования зависят от образовательной программы. К примеру, для курсов обучения бухгалтеров работе в 1С бизнес должен арендовать помещение, поставить столы, стулья и компьютеры. Для автошколы требования совсем другие — кроме аудитории для изучения теории нужны учебные автомобили и площадка для отработки маневров.
Требования к образовательным программам перечислены в положении о лицензировании. Формулировки не всегда прозрачны, поэтому лучше проконсультироваться с профильным юристом, чтобы узнать, как подготовиться к получению лицензии.
Кому и когда нужна лицензия
Лицензия нужна всем компаниям и ИП, чей бизнес попадает сразу под все критерии образовательной деятельности:
Эти условия почти полностью повторяют требования, которые государство предъявляет к образовательному бизнесу. Чем больше модель бизнеса соответствует этим требованиям, тем больше вероятность, что для работы потребуется лицензия.
Программа. Бизнес сам разрабатывает программу или приобретает готовую, если работает по франшизе. Программа должна включать пояснительную записку, описание и содержание курсов, график изучения тем и результаты после изучения курса.
Документ об образовании. Его выдают ученикам по итогам аттестации. Документ подтверждает, что ученик сдал экзамен и освоил программу. Прописано, какую программу за сколько часов освоил и какие дисциплины. Речь не только про документы государственного образца. Это касается и сертификатов, которые школы и учебные центры составляют сами и выдают по итогам экзаменов.
Преподаватели в штате. Преподавателем считается любой сотрудник, у кого есть опыт и стаж работы в сфере, которой он обучает. К примеру, парикмахер может преподавать на курсах парикмахерского искусства, а вот в автошколе — нет.
Это условие действует на преподавателей, которые работают по трудовому договору и договору ГПХ. Если ИП обучает сам и не нанимает других преподавателей, лицензия не нужна.
Также не нужна лицензия самозанятым, если самозанятый не выдает документ об образовании и учит без программы.
Если учитель захочет готовить школьников к ЕГЭ и оформит статус самозанятого, сможет заниматься репетиторством без лицензии. Но если он захочет открыть центр подготовки к экзаменам, разработает программу и будет выдавать сертификаты, нужно зарегистрироваться как ИП и получить лицензию.
Под критерии лицензирования точно попадают частные и государственные детские сады, школы, колледжи, училища и вузы, а также курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования, автошколы.
Когда лицензия не нужна
Компании и ИП могут обучать без лицензии в нескольких случаях:
Если бизнес обучает без программы и не выдает документы об образовании, лицензия тоже не понадобится.
Кажется, что все просто. Есть критерии, и если им соответствуешь, вопросов от государства не будет. Но так происходит не всегда.
У бизнеса могут найти признаки образовательной деятельности: расписание занятий, собственные методички и рабочие тетради, сотрудники, оформленные по трудовой как «педагоги», и другие. В этом случае бизнес могут оштрафовать и обяжут получить лицензию. Поводом для проверки может стать жалоба клиентов или конкурентов в Рособрнадзор.
Сравним два судебных дела. Случаи похожи: предприниматель готовит детей к школе, лицензии нет.
В первом случае суд встал на сторону ИП.
Суд встал на сторону ИП: вести курсы без лицензии можно 👍
Ситуация. ИП Анастасия открыла курсы по подготовке к школе. Занятия шли в группах каждую неделю. В помощь пригласила Марию, тоже ИП. Предприниматели работали без образовательной лицензии. Родители пожаловались на них в прокуратуру, и та начала проверку.
Что выяснили. Прокуратура не смогла доказать, что обучение на курсах подходит к определению «образовательная программа»: занятия проходят не по графику, а по запросу родителей, по итогам курсов документа об образовании она не выдает.
Суд выяснил, что Анастасия ищет помещения для занятий, проводит психологические тренинги и консультирует родителей, а Мария занимается репетиторством по учебным программам дошкольного образования.
Что решил суд. ИП занимались консультационными услугами и репетиторством, а не образовательной деятельностью. Лицензия им не нужна. Все законно.
Во втором похожем случае ИП оштрафовали и обязали получить образовательную лицензию.
Суд назначил штраф ИП: вести курсы без лицензии нельзя 😠
Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.
Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.
Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:
Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.
Примеры показывают, что при похожих моделях бизнеса одним можно работать без лицензии, а другим — нет. Поэтому прежде чем начать свое дело в образовательной сфере, стоит подстраховаться и проконсультироваться с профильным юристом.
Кто выдает лицензию
Лицензию выдает Рособрнадзор или региональные ведомства по контролю образования. Узнать, кто именно выдает в вашем регионе, можно на сайте госуслуг.
Убедитесь, что регион указан верно.
Нажмите на блок с названием ведомства. Вы перейдете на страницу с его адресом и контактами.
С 2021 года бумажные или электронные экземпляры не выдают — в них нет необходимости. Все лицензии попадают в реестр лицензий. Если Роспотребнадзор или Рособрнадзор захочет проверить бизнес, он будет сверять данные с реестром.
Как подать документы на получение лицензии
Для получения лицензии компаниям или ИП нужно заполнить заявление, собрать документы и уплатить госпошлину. Затем — отправить все в Рособрнадзор с бумажном или электронном формате.
Заполнить заявление. Заявление можно заполнить в бумажном или электронном формате. Удобнее все сделать электронно — на сайте госуслуг. Заявление можно заполнить прямо в интерфейсе сайта.
Если заполняете в бумажном формате, шаблон заявления можно скачать на сайте госуслуг или запросить в Рособрнадзоре в вашем регионе. Здесь мы прикладываем шаблон заявления из КонсультантПлюс.
Чтобы скачать шаблон на сайте госуслуг, найдите услугу лицензирования образовательной деятельности в вашем регионе. В некоторых регионах подать заявление можно только в бумажном формате — лично или по почте. Об этом будет написано в строке «Как получить услугу».
Если вы подаете заявление в электронном формате — на сайте госуслуг или через систему электронного документооборота, заполнять бумажный шаблон не нужно.
Собрать документы. Точный список документов можно найти на сайте госуслуг или в постановлении о лицензировании образовательной деятельности. Некоторые копии документов нужно заверить нотариально, об этом будет написано в списке.
Уплатить госпошлину. Госпошлина для ИП и ООО одна — 7500 ₽. Заплатить нужно по реквизитам Рособрнадзора в вашем регионе. Сделать это можно через онлайн-банк, на госуслугах или в отделении банка. Реквизиты для оплаты указаны на сайте госуслуг.
Подать документы. Заявление и документы можно подать по почте, лично, через госуслуги или систему электронного документооборота.
Документы можно отправить по почте или принести лично по адресу Рособрнадзора в вашем регионе. Если отправляете почтой, отправку нужно оформить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если подаете лично, вам выдадут копию описи с отметкой о дате приема. Так ведомство подтверждает: вы подали документы, и ведомство их приняло.
Когда можно получить лицензию
После подачи у ведомства есть три дня, чтобы проверить, все ли документы вы собрали и верно ли они заполнены. Если есть ошибки, ведомство возвращает документы и дает 30 дней, чтобы собрать недостающие документы или заполнить их правильно.
Если все в порядке, заявление регистрируют и начинают проверку. В течение 45 дней после регистрации заявления ведомство проверяет, соответствует ли бизнес лицензионным требованиям, и решает, давать лицензию или нет.
Во время проверки Рособрнадзор или региональное ведомство по образованию изучает документы. Если бизнес работает в офлайне, инспекторы могут выехать в офис, чтобы проверить помещение и оборудование.
Если лицензия выдана, компания или ИП получает уведомление о выдаче — по почте, если подавали в бумажном формате, в личном кабинете, если подавали через госуслуги или через систему электронного документооборота. Если ведомство отказало в выдаче лицензии, ИП или компания тоже получит об этом уведомление.
Все действующие лицензии попадают в реестр образовательных лицензий на сайте Рособрнадзора. Проверить наличие лицензии у компании или ИП может любой желающий. Данные реестра открыты и обновляются ежедневно.
Лицензии, выданные до 2021 года, тоже перенесены в реестр.
Когда лицензию нужно переоформить
Выданная лицензия бессрочна, но бывают случаи, когда ее нужно переоформить.
Компаниям и ИП нужно подать заявление на переоформление лицензии. Способы подачи такие же, как и при подаче заявления на получение лицензии об образовательной деятельности: лично, по почте, на сайте госуслуг и через систему электронного документооборота.
Нужно заполнить заявление и предоставить документы — их будет меньше, чем при первичном получении лицензии. Список документов тоже есть на сайте госуслуг.
За переоформление ИП или компания платит госпошлину:
Решение о выдаче переоформленной лицензии Рособрнадзор примет в течение 10 дней после приема документов.
Как могут наказать за работу без лицензии или нарушение требований
Чтобы проверить, что бизнес соответствует требованиям, Рособрнадзор или региональное управление образования проводит проверки при получении лицензии или ее переоформлении. Еще бывают плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проходят через год после выдачи лицензии и потом раз в три года, внеплановые — в любое время. Причиной внеплановой проверки может стать жалоба ученика.
Если ведомство находит нарушения, оно выписывает предписание со списком недочетов и сроками, когда их нужно устранить. Если компания или ИП их не устранит, ведомство подает заявление в суд, а тот может отозвать лицензию. Работать без нее бизнес не сможет.
За работу без лицензии бизнес получит штраф. На размер штрафа влияет доход бизнеса и возможный ущерб. Например, во время занятия по ювелирному делу ученик сломал палец неисправного станка — это ущерб. Сумму ущерба оценивает суд.
Нарушение | Наказание | Основание для наказания |
---|---|---|
Бизнес нарушил требования для лицензирования и не устранил их | Аннулирование лицензии | Постановление о лицензировании образовательной деятельности |
Работа без лицензии при доходе бизнеса до 2,25 млн рублей в год, причинен незначительный ущерб | Административное наказание: |
— штраф для ИП — 4000—5000 ₽;
— штраф для ООО — 40 000—50 000 ₽
а) штраф до 300 000 ₽;
б) арест ИП или руководителя ООО сроком до 6 месяцев
а) штраф от 100 000 до 500 000 ₽;
б) принудительные работы сроком до 5 лет для ИП или руководителя ООО
Уголовную ответственность несут только ИП и руководители ООО. Сама компания может получить только административный штраф.
Я запустила образовательный курс
Без посторонней помощи и инвестиций
В апреле 2020 года я запустила курс по написанию прозы: пригласила экспертов, продумала программу, набрала участников и провела девять занятий в интернете.
Расскажу, как мне все это удалось и к чему нужно подготовиться, если вы тоже хотите создать образовательный курс.
Моей целью не были деньги
Сразу скажу, что я не хотела заработать много денег на первом наборе. Если хотите узнать, как построить многомиллионную империю в инфобизнесе, — у меня такого опыта нет.
Я хочу, чтобы однажды курс стал моим основным источником дохода, поэтому у меня есть идеи развития проекта. Но это планы на будущее. Мне кажется, это хорошая стратегия: сначала сделать крутой и выверенный продукт, а потом просить людей платить за него большие деньги.
Как появилась идея
Я писатель, редактор и продюсер. Три года занималась продюсированием образовательных программ по креативному мышлению Most creative camp. У нас был маленький коллектив из четырех человек, но мы обучали команды Сбербанка, МТС, «Касперского» и других известных компаний.
Вместе мы запустили онлайн-курс в телеграм-боте. Постарались, чтобы он получился качественным и полезным: недавно его прошли одновременно 1100 сотрудников «Ростелекома» и поставили среднюю оценку 9,1 балла.
За время работы продюсером я многому научилась и не хотела растерять свой опыт. Поэтому решила сделать собственный образовательный курс. Я несколько лет пишу рассказы и работаю над романом, а литература вообще — главная сфера моих интересов. Мне хотелось совместить знания о проектировании образовательных проектов и свои интересы, чтобы придумать что-то новое в преподавании творческого письма. До этого я сама была на нескольких курсах для писателей, и в каждом из них мне чего-то не хватало, например знакомства с разными подходами к созданию историй, активной практики, увлекательных заданий и новых форматов обучения.
Я хотела, чтобы курс был не просто набором лекций, а небольшим приключением: с сюрпризами, неожиданными и необычными домашними заданиями. Курс не должен был учить людей правильно писать — скорее, показать, как смотреть на мир глазами писателя, везде видеть истории и сюжеты, записывать их и превращать в рассказы.
Я не крутой писатель и лектор, но умею продюсировать образовательный процесс и проектировать программы, поэтому сразу решила, что вести занятия будут эксперты, а я буду участвовать только как модератор.
Подготовка к запуску
Чтобы определиться с процессом запуска, я представила, что собираюсь делать текст для сайта курса и задала себе вопрос: «Что нужно рассказать о курсе, чтобы привлечь участников?» Как минимум — описать концепцию, содержание, составить расписание, подготовить список экспертов и определить стоимость участия. Без этого курс не получится.
В итоге вот что я сделала перед запуском:
Расскажу подробно, как я готовилась к первому набору и как проходили занятия.
Где я хранила информацию о курсе
Вот листы, которые мне понадобились:
Концепция курса
Первое, с чем нужно было определиться, — какую задачу и каким образом будет решать курс.
В своей работе я отвечала на эти вопросы без всякой структуры и порядка, просто рисуя кучу табличек и схем. Когда села писать статью, решила упорядочить этот процесс. Вот что получилось.
Вопросы для разработки концепции курса
Какая цель курса? | Сделать так, чтобы участники почувствовали, что значит быть писателем |
Кто будет участвовать в таком курсе? | Люди, которые хотят писать прозу, но не знают, с чего начать. И люди, которым просто интересно пробовать новое, чтобы лучше узнать себя |
Будет ли у курса финальный продукт? Какой? | В конце мы выпустим собственный литературный самиздат-журнал с рассказами участников |
Каким будет формат занятий? | Минимум теории, максимум практики — на занятиях и в домашних заданиях. Персональная обратная связь каждому |
Какая примерная длительность курса и периодичность занятий? | Около месяца, занятия два раза в неделю |
Кто будет вести занятия? | Приглашенные эксперты из разных областей: писатели, сценаристы, драматурги и редакторы |
Сколько участников будет на курсе? | 12, чтобы можно было работать в парах, тройках, четверках и делиться на две большие команды |
Я сразу определилась, что не хочу делать длинный и сложный курс: на это мне просто не хватало смелости. Кроме того, мне нравятся интенсивные форматы, когда на небольшой период времени погружаешься в другую жизнь, после чего уже сам решаешь, хочется продолжения или нет. Поэтому оптимальная длительность курса, на мой взгляд, не больше месяца.
Я подумала, что будет здорово проводить занятия два раза в неделю: тогда участники все время будут включены в процесс, но при этом у них останется время на домашние задания.
Мне важно было сделать камерный курс, чтобы успевать выслушивать всех на занятиях и давать каждому качественную обратную связь. Поэтому я решила, что участников будет 12.
Название
Придумать название было настоящим мучением. Никогда не любила этим заниматься, потому что решение нужно принять надолго: не получится взять и все переиграть в любой момент. При этом название, как и сайт, многое говорит о бренде и его характере.
Сначала я придумала название «Школа писательских опытов». Оно почти полностью отражало суть проекта, в котором ключевое место отводится практике и экспериментам. Это название существовало почти до самого запуска курса и изменилось, только когда был готов сайт. Я отправила его на проверку друзьям — они сказали, что название занудное.
После этого я создала лист для собственного мозгового штурма в гугл-таблице курса и написала знакомым из рекламных агентств, чтобы они предложили свои варианты слов и выражений о писательстве. Получилось где-то пятьдесят вариантов типа «слово за слово», «писать поперек», «пиши». Но все они были заняты или не нравились мне и окружающим.
Вечером перед анонсом курса, окончательно измучившись, я нашла слово «глагол». Уже не стала ни с кем советоваться, а просто попросила дизайнера заменить название на сайте.
Программа и расписание
Мне было важно, чтобы в финале каждый участник написал свой рассказ. Поэтому сначала я выписала в блокнот навыки, которые надо для этого прокачать: научиться смотреть по сторонам, придумывать новое, развивать драматургию и думать о целях героя, подбирать слова и редактировать написанный текст. Это был самый минимум программы курса.
Сначала я разработала программу, в которой было несколько офлайн-занятий. Но за месяц до старта курса стало ясно, что проводить его в таком формате небезопасно: началась пандемия. Тогда я объявила участникам, что мы полностью самоизолируемся. Все меня поддержали. Через несколько дней после этого ввели запрет на собрания группами больше десяти.
По воскресеньям мы занимались пять часов: два часа длился курс, потом перерыв на час, потом снова два часа занятий. По средам участники занимались по два часа вечером.
Пятичасовое занятие — это жестко: все очень уставали. Поэтому во втором наборе курса я решила делать занятия не длиннее двух часов.
Я считаю, что хороший курс похож на голливудский фильм: неожиданные повороты сюжета, спецэффекты, драматургия, которая заставляет прилипать к экрану. Участнику курса должно быть интересно, иначе он запустит на соседней вкладке «Фейсбук» или просто закроет вебинар.
Вот несколько советов, которые помогут подготовить методическую часть курса — продумать лекции и теоретические основы, а также построить его драматургию — понять, что за чем должно идти, чтобы не терялась динамика:
Эксперты
Экспертов я выбирала исходя из того, какую тему хотела раскрыть в тот или иной день курса. О поиске сюжетов говорил сценарист короткометражного кино, о развитии героев — драматург, о том, как подбирать верные слова, — главред литературного журнала.
Вместе с экспертами я обсуждала их занятия, чтобы скоординировать подход и продумать задания. Они должны были быть интересными и полезными, не слишком простыми или сложными. Еще одно условие — возможность выполнять задания в онлайне. У кого-то из экспертов уже был набор готовых заданий, а с кем-то мы вместе над ними думали.
Я хотела позвать людей, у которых мне было бы интересно учиться самой, но которые не преподают в других школах. Составить список экспертов было просто: я слежу за творческим миром, а многих уже когда-то добавляла в друзья в «Фейсбуке».
А вот решиться написать незнакомым людям было так сложно, что запуск курса я откладывала несколько месяцев. Но в итоге я отправила приглашения всем, кого приметила. Для убедительности сделала презентацию курса. Мне казалось, что все скажут что-то вроде: «А ты вообще кто?» Но отказался только один человек — на эти даты у него уже были планы.
Один раз мне пришлось написать пост в «Фейсбуке» и посоветоваться с людьми, кто мог бы вести лекцию по драматургии. После этого было легче писать незнакомому человеку: сообщение можно было начать со слов « такая-то посоветовала обратиться к вам».
Конкуренты и стоимость курса
Когда я начинала интересоваться писательскими курсами, больших и серьезных было всего два: первый предлагал долгосрочные программы с одним писателем-мастером, а на втором были лекционные и семинарские занятия с разными известными авторами.
Сейчас курсов стало больше — чувствуется спрос на такое обучение. У всех есть офлайн-версии, и большинство проводятся в Москве: все-таки основная концентрация и писателей, и потенциальных покупателей именно в столице. Есть курсы только для девушек, есть обучение жанровой прозе, работе над рассказами, романами и даже поэзии в онлайне и офлайне.
Я давно следила за темой, поэтому знала все хорошие команды на рынке. Я изучила сайты всех курсов, куда могла бы пойти сама, и выписала их преподавателей, формы обучения, длительность и стоимость. Так я поняла, какие вообще есть расценки и концепции курсов, и прикинула, где среди них может быть мой проект.
стоил мой первый месячный курс
Мне нужно было установить такую стоимость курса, которая не казалась бы потенциальным покупателям чрезмерной по сравнению с конкурентами, но в то же время позволяла окупить вложенную работу.
Для первого набора я остановилась на 19 000 Р за месячный курс — довольно высокая цена для обычных писательских курсов, но для качественной образовательной программы в целом это совсем недорого.
Я могла бы сделать курс дешевле, но заработать много, если бы набирала больше людей. Но камерный формат из 12 участников был для меня важнее миллионов в кармане: так я могла индивидуально работать с каждым.
Сервисы для работы онлайн
Иногда я показывала презентации — хотела пользоваться доской «Миро», на которой можно рисовать схемы, но в итоге она не пригодилась. Еще многие рекомендовали мне доски «Падлет» — это сервис, где все участники могут размещать и редактировать картинки, схемы и текст на одном бесконечном листе. Возможно, в одном из наборов курса использую их.
Смета
я заплатила за дизайн сайта
Можно самостоятельно сверстать сайт на «Тильде» и не покупать домен — тогда получится запуститься с нулевыми вложениями.
Мерч и подарки. У меня было заложено 30 000 Р на аренду помещений для тех дней курса, которые сначала должны были пройти в офлайне. И еще 20 000 Р я собиралась потратить на мерч: 50 блокнотов и 50 выпускных журналов — это минимальный тираж в типографии.
Расценки я узнала в типографии ESH print, которую посоветовал друг: она специализируется на разных самиздат-журналах. Я отправила им запрос, встретилась, посмотрела на образцы и заказала расчет стоимости нескольких вариантов тиража и цветности. Чем больше тираж, тем дешевле одна копия, а чем больше цветов — тем дороже. Остановилась на тираже в 50 штук и печати в один цвет.
На сэкономленные от аренды деньги я купила кучу полезных подарков для участников и отправила их курьерской доставкой: это были книги, литературный журнал, наклейки, билеты в театр, подписка на сервис для чтения книг и маленькие бутылки шампанского.
Эксперты. Экспертам я решила платить 2000—3000 Р в час. Это позволило мне сохранить адекватную стоимость курса. Дальше я бы хотела увеличивать ставки, потому что приятно платить всем хорошие гонорары.
Чем именитее эксперт, тем больше он стоит. Многие организаторы курсов просто покупают «имя», чтобы выглядеть круче, но иногда даже хорошие специалисты в своей сфере оказываются слабыми преподавателями. Лучше звать тех, у кого есть педагогический опыт, чем тех, у кого популярные книги.
я планировала потратить на запуск курса
Еще 5000 Р заложила на рекламу в «Фейсбуке». У меня уже был опыт работы с их рекламным кабинетом — это единственное место, которое я умею настраивать сама. Кабинет ужасно неудобный, но реклама крутится эффективно и недорого. Подробнее про рекламу расскажу ниже.