Что нужно чтобы преподавать танцы
Профессия хореограф: обучение, места работы, обязанности и зарплата
В области хореографии работают разные специалисты. В их числе хореографы-танцоры, педагоги-хореографы, руководители хореографических коллективов. Все эти профессии востребованы на рынке труда.
Кто такой хореограф и чем он занимается?
Хореограф специализируется на постановке танцевальных номеров, в том числе для спектаклей в театре, цирковых выступлений, ледовых шоу, музыкальных клипов и пр.
Список обязанностей зависит от того, где и с кем работает хореограф. При работе в училище, колледже, студии или секции вам предстоит проводить отбор желающих, проверять их навыки и уровень подготовки, планировать занятия (в том числе на месяц и на год), отслеживать и анализировать результаты тренировок.
Участие в подготовке театральных выступлений, цирковых номеров и пр. предполагает помощь в подборе костюмов и прически (одежда должна быть удобной, прическа — не разваливаться во время энергичных движений), постановку танца, проведение репетиций. При работе со взрослыми артистами и актерами, которые не изучали профессионально танцевальное искусство, нужно суметь создать красивый, эффектный, соответствующий идее и при этом простой танец, не требующий многолетней базовой подготовки.
Руководитель хореографического коллектива, помимо отбора учеников, проведения занятий и оценки результатов должен добиваться правильного взаимодействия между всеми участниками группы, учить их работать слаженно.
Плюсы и минусы профессии
Недостатки работы хореографа :
Где учиться на хореографа?
Вариантов несколько.
Школьники могут пройти обучение в академии или танцевальной студии. Подготовка специалистов в сфере танцевального искусства часто начинается уже с 7-10 лет — в частности, это касается артистов балета.
Куда пойти учиться :
Если у вас уже есть ВО или СПО по любому профилю плюс вы обучались в танцевальной студии, но вам не хватает навыков преподавания, обратите внимание на курсы профпереподготовки. Учиться можно дистанционно*.
Важно: на программах профпереподготовки вас будут учить не танцевать, а преподавать танцы!
Обратите внимание на программы АНО «НИИДПО»:
Dance-инструктор: танцуют все!
Как стать учителем танцев: где пройти курсы, стоимость и программа обучения инструкторов танца.
Искусство танца сродни магии: на хорошего танцора можно любоваться бесконечно — он завораживает красотой и пластичностью движений, умением подстраиваться под любой ритм. Если вы любите танцевать сами и хотите учить этому других, выбирайте интересную, современную и творческую профессию — инструктор по танцам.
Во времена легендарных дискотек 80-х танцевальные школы не могли вместить всех желающих разучить последние новинки: ламбаду или брейк-данс. С тех пор изменились только названия танцевальных стилей, да и ритмы стали быстрей. Молодежь охотно занимается в группах спортивных танцев — хип-хоп, рок-н-ролл, джаз-модерн, степ и хастл. У представительниц прекрасного пола неизменной популярностью пользуются страстное фламенко и манящий беллиданс (танец живота).
И, конечно, все возрасты покорны классике паркета — вальсу, фокстроту, танго, румбе и ча-ча-ча. Даже в фитнес-клубах всегда есть приятная альтернатива «железу» (силовым тренажерам) и беговым дорожкам: танцевальная аэробика. При этом именно танцы современных стилей составляют основное содержание занятий, а слово «аэробика» просто указывает на их оздоровительный характер.
Чем больше выбор танцев, тем больше желающих им научиться. Соответственно, растет и спрос на услуги преподавателей. Как можно «официально» войти в эту профессию? Вполне надежный путь — закончить специализированные курсы. На них вы сможете усовершенствовать ваше танцевальное мастерство, а самое главное — освоить методику преподавания.
Инструктор, педагог, хореограф? На пути к совершенству
Борис Н., школа танцев «Текила-Дэнс»:
— Все инструкторы по танцам учатся на мастер-классах для профессионалов. Это один из наиболее эффективных методов, он полезен для танцоров и преподавателей всех уровней. Такие занятия позволяют «окунуться» в стиль другого танцора и тем самым расширить свой танцевальный кругозор. К счастью, с мастер-классами в Москву и в Питер регулярно приезжают известные танцоры и хореографы: Борис Заварицкий, Хоакин Перез, Лил Фил — хореограф Мэрайи Кэри. Так что возможность учиться есть!
«Учитель танцев» — звучит старомодно. Но в дипломах выпускников спортивных вузов и колледжей чаще всего обозначена именно педагогическая квалификация: «педагог-хореограф, преподаватель танца». Для того чтобы именоваться так с полным правом, необходимо, во-первых, пройти жесткий отбор при поступлении, во-вторых, проучиться по крайней мере три года, в третьих, сдать госэкзамены по нескольким видам танца и защитить диплом.
Этот канонический путь по разным причинам подходит далеко не всем. С развитием фитнес-индустрии танец из светского развлечения и элитарного искусства превратился в особый вид спорта, а также в элемент здорового образа жизни. Понятно, что на всех желающих не хватит преподавателей из Московской государственной академии хореографии или Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург).
Поэтому так популярны курсы продолжительностью от двух-трех месяцев до полугода. Конечно, экспресс-обучение не заменяет среднего профессионального или высшего образования, но необходимые навыки дает. Кстати, чем короче курс, тем плотнее и насыщеннее программа, рассчитанная в том числе и на обязательную самостоятельную работу с использованием специальных учебников и видеоматериалов.
В свидетельствах, выдаваемых по окончании большинства курсов (при условии сдачи квалификационного экзамена), специалистов в области изящных движений называют инструкторами по танцу, а также инструкторами групповых программ. Нередко отдельно оговорена специализация — джаз-модерн, беллиданс, танцевальная аэробика, степ и т.п.
На первый взгляд, у педагогов-хореографов и инструкторов по танцу общая задача: научить людей красиво двигаться, слышать ритм, развивать координацию движений. Но между ними есть существенное различие, и дело не только в том, что стать инструктором проще. Педагог-хореограф прежде всего воспринимает танец как искусство, инструктор — как спорт. Возможно, именно поэтому инструкторами по танцу нередко становятся тренеры, работающие в спорт-клубах, желающие расширить свою специализацию. Но эту стезю также выбирают и танцоры-любители, начавшие серьезно заниматься каким-либо видом танца.
Все на базу!
В отличие от вузов и колледжей хореографической направленности, на курсы инструкторов танца принимают всех желающих. Однако условием успешного обучения является не только хорошая физическая подготовка и прилежание, но и хореографическая база. То есть знание основ классического танца. Казалось бы, зачем будущему преподавателю джаз-модерна или танцевальной аэробики «архаичные» кор-де-бра, батманы, плие и шанжан-де-пье? Однако хореография дает инструктору танца осанку и правильную постановку корпуса, хорошую пластику и гибкость, отточенность движений и поз и множество других автоматических навыков, необходимых для разных видов танца. К тому же без общей базы вам будет трудно конкурировать с коллегами по профессии. Если вы танцевать научились в любительской студии, но отдельно не занимались хореографией, то до записи на курсы инструкторов имеет смысл индивидуально пройти основы классического танца с хорошим педагогом.
Три «корочки»
Вы хотите не только трудоустроиться «с гарантией», но и стать со временем известной персоной в мире танца? Тогда вам надо нарабатывать и подтверждать квалификацию. Обучающих программ для инструкторов танца много, курсы открываются при спортивных и танцевальных ассоциациях (например, федерация хастла) и в самостоятельных учебных заведениях (Академия Wellness, Академия фитнеса и т.п.). Как не ошибиться в выборе?
Прежде всего, определите направление или танцевальный стиль, который вас более всего привлекает. Решите для себя, хотите ли вы стать инструктором-универсалом (в таком случае имеет смысл посетить кастинги, которые регулярно проводят крупные спортивные клубы) или специализироваться в чем-то одном — беллидансе, латине, степе, хастле. Затем трезво оцените свои возможности, исходную подготовку, временные и финансовые ресурсы. И, наконец, определитесь, какой документ вы рассчитываете получить в итоге.
В большинстве случаев на курсах выдают сертификат, подтверждающий право на ведение инструкторской деятельности по выбранному направлению. Внимание: это может быть как свидетельство о повышении квалификации государственного образца, так и «авторский» сертификат определенного клуба. Последний обычно имеет меньший вес в глазах работодателя. Но если клуб достаточно известен и существует много лет, такой сертификат тоже может цениться. Увы, любой сертификат по танцам действителен только в течение трех лет, а затем его нужно подтвердить, заново сдав квалификационный экзамен. Диплом государственного образца после курсов выдается реже, но такая практика существует (например, в УКЦ «Знание»). Его выгодное отличие от сертификата в том, что он не устаревает.
На занятиях: теория и практика
Солидный статус учебного заведения, открывшего курсы для инструкторов по танцам, подтверждает присутствие в штате именитых преподавателей. Это гарантирует профессиональное обучение методикам ведения занятий. Кроме того, в программе обучения должны присутствовать как практические, так и теоретические блоки. Для удобства студентов полный курс чаще всего разбивается на ступени продолжительностью от 36 до 107-112 ак. часов. Каждый этап посвящен определенному танцевальному стилю и методике его преподавания.
В течение всего курса студенты сдают промежуточные зачеты и выполняют домашние задания, а также посещают мастер-классы и практикумы. На мастер-классах большая часть времени отведена отработке практических навыков. Например, известный преподаватель Ирина Черникина в сотрудничестве с несколькими учебными заведениями проводит регулярные курсы повышения квалификации профессиональных инструкторов танцевальных программ «Bellydance PRO — танец живота, профессиональный уровень». Эта программа позволяет оттачивать и навыки преподавания, и расширять спектр танцевальных движений.
На итоговом экзамене нужно показать не только выученные упражнения, но и пройти собеседование по всем теоретическим разделам. Например, вас могут спросить, какие биохимические изменения происходят в клетках организма под воздействием разных видов физических нагрузок (аэробной, анаэробной и т.п.), а также подробно расписать схему построения конкретного урока.
Обучение стоит недешево — цена за полутора-двухмесячный курс может составлять от 7 до 19 тыс. руб. в зависимости от насыщенности программы, а за полугодовой — от 35 до 70 тыс. руб. и больше.
Знать и уметь
Конечно, «корочка» (диплом, сертификат или свидетельство) — важный итог обучения, но нельзя рассчитывать только на нее. К окончанию программы инструктор по танцу должен разработать свою методику преподавания. Это самое сложное, своего рода дипломная работа. Ведь ваша программа должна быть доступна любому ученику, для нее необходимо выработать алгоритмы выполнения элементов, продумать планы уроков. Важно накапливать опыт преподавания. Очень много плюсов при обучении дают постоянные тренировки дома, просмотр видео с выступлениями известных танцоров и посещение мастер-классов. А также учебные уроки, которые вы можете давать друзьям. И последнее: чтобы научить танцевать других, важно не только красиво двигаться самому, но и обладать тактом, чуткостью, интуицией, умением завоевать доверие.
Мнение эксперта
Лариса Подхалюзина, директор компании Академия Wellness:
— Сегодня многие хотят преподавать танцы или аэробику. Здоровый образ жизни в моде, и профессия популярна. На курсы инструкторов танца может прийти учиться любой желающий. Но мы всегда предупреждаем, что чем лучше базовая подготовка — и практическая, и теоретическая, тем проще освоить программу. Всегда приветствуется стартовое медицинское или физкультурное образование. Что касается сертификатов, они больше интересуют работодателей — владельцев клубов, которые, к сожалению, не всегда ориентируются в специфике фитнеса. Ведь «корочка» — не гарантия, что инструктор хороший. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно время, желание, упорство. Способность сдать нормативы еще не говорит о преподавательских способностях. В принципе, для трудоустройства достаточно получить свидетельство государственного образца. Но навыки подтверждает не сертификат сам по себе, а сданный экзамен по определенному стилю танца.
Куда идти после учебы? Популярные сетевые клубы регулярно проводят кастинги (вступительные экзамены) для инструкторов по танцу. В ходе кастинга представители клуба работают с соискателями, как на обычном занятии. И постепенно отсеивают тех, кто явно не подходит. Где-то больше смотрят на внешность, где-то на пластику, где-то важны навыки в определенном виде танца. Оставшимся предлагают более сложные задания, и тоже проводят отсев. И, наконец, счастливчиков приглашают на стажировку. Как правило, готовится слаженная команда для одного клуба, чтобы каждый инструктор мог вести любые оздоровительные программы (не только танцы). Но пока еще нет единой системы, нет единого мнения, как должен работать инструктор, и получить высшее образование в области фитнеса тоже негде.
Образование
Учитель танцев: как стать профессионалом?
28 апреля 2017, 00:00 | Катя Баранова
Для того чтобы танцевать, не нужно большого опыта, высшего образования или дипломов, а нужна увлеченность, страсть и немного упорства. А что нужно, чтобы преподавать танец? В преддверии Всемирного дня танца мы опросили двух профессионалов и выяснили, какие качества нужны для того, кто хочет стать преподавателем танцевальных дисциплин.
Екатерина Дёмина, преподаватель American Tribal Style, руководитель студии Трайбл Мафия:
О личном опыте
Я занималась восточными танцами некоторое время, потом мне понравился трайбл своей энергетикой, костюмами, фольклорностью. Спустя четыре года регулярных занятий меня фактически вытащили преподавать. Был свободный зал, и мой преподаватель предложил мне там «занять время», мне в компанию нашлись еще пара девочек. Затем меня начали приглашать в другие студии на замены, таким образом, я нарабатывала аудиторию, потом начали приглашать в другие города. При этом я постоянно тренировалась, ездила на семинары, выступала. Как клубок такой закрутился.
О качествах, важных для преподавателя танцев
Чтобы понять, каким человек станет педагогом, я смотрю, как он общается с людьми, как он реагирует на ту или иную ситуацию, может ли он, например, объяснить что-то своему партнеру, коллеге по группе или по постановке, и есть ли у него такие качества, как терпение, внимательность к человеку, сосредоточенность. Человек должен уметь себя подавать в классе, работать с людьми. Если я вижу, что у человека есть задатки, но он стесняется, я стараюсь помочь ему раскрыться, почувствовать уверенность в себе.
Также очень важно, как педагог ведет себя в соцсетях, в окружении, что он транслирует в мир. В танце хочется дарить доброту, общее состояние гармоничности и баланса внутри. Все это видно по комментариям в соцсетях, по его реакции на критику. Эгоизм, резкость, а тем более мат – не те качества, которые хочется видеть в педагоге танцев.
О том, кому не стоит преподавать
Если у человека нет терпения, если сквозит резкость, наглость, если он больше любуется собой, чем помогает ученикам, я не буду сотрудничать с таким педагогом. Это всегда заметно: он в зеркале всегда смотрит только на себя, не работает с людьми, не пытается им что-то донести, а просто выдает информацию и уходит дальше, то есть, танцует для себя.
О профессиональном опыте
Для преподавания педагогу важен не только опыт занятий в студии, но также и выступлений, посещения мастер-классов, семинаров. В своей области он должен быть авторитетом, даже если он только начинает преподавать. Тогда тем более ему следует вести активную деятельность в своей области, и это должно быть заметно.
Танцевальный опыт в целом не важен. Есть те, кто 5 лет ходит, а есть, кто годик походил, и уже начинает преподавать. Чаще всего все-таки у того, кто танцует с детства, сильнее развито тело и танцевальное мастерство, и он быстрее возьмет этот стиль.
Мария Шенгер, руководитель «Авторского танцкласса Марии Шенгер»:
Победительница и финалистка многих международных конкурсов, в том числе Isadora Cup в Киеве (2012), Ahlan Moscow (2013), Babilon Apulia Festival (Италия 2013), Танцевальная трилогия (2014, Москва,в рамках чемпионата ОРТО), AIDA III (2014, Москва), Helwa Festival (2015, Москва), Alessandria Cup (2016, Москва).
О личном опыте
В восточные танцы я пришла случайно – ходила на все подряд занятия в танцевальной студии, просто когда было удобно по времени. Как-то попала на belly dance, зацепила музыка, расслабляющая и в то же время энергичная. Стала ходить чаще, стало получаться, даже тренер ставила меня вперед вместо себя на занятиях и в групповых танцах на центр. Через года три я стала заменять ее на занятиях.
Через какое-то время я поняла, что хочу танцевать больше, чем три раза в неделю на занятиях, желательно каждый день и больше, чем по одному-два часа. Такой режим может обеспечить только преподавательская деятельность. Я решила, что устроюсь в какой-нибудь маленький уютный фитнес и буду вести уроки, и в свободное время репетировать сама, обычно для тренеров залы открыты для репетиций, если нет занятий. Какой-то маленький опыт ведения уроков в своей родной студии у меня был. Было страшно, но танцевать хотелось больше. И я пошла по клубам. Меня взяли сразу в большой и красивый.
О качествах, важных для преподавателя танцев
Преподавателю, как мне кажется, важно создать правильную атмосферу на занятии и делиться, в первую очередь своим кайфом от танца, это вдохновляет и заряжает учеников. Они уходят с занятия с ощущением, что они уже прекрасно танцуют, и возникает желание становиться еще и еще лучше. После этого, конечно, важно умение находить ключ к каждому человеку, объяснять образно и доходчиво. Это приходит с опытом.
О трудностях и необходимых знаниях
Бывают проблемы с осознанием своего тела. Я бы сказала, что это встречается очень часто. Когда очень хочется, но не можется, когда ты уже пятью разными способами объяснила, ученица все понимает, а сделать не может. Тогда надо потратить какое-то время на то, чтобы нащупать нужные мышцы, растянуть то, что не тянется, сделать подвижным то, что давно закостенело. Я много занималась пилатесом, йогой, стрейтчингом, миофасциальным релизом (это вообще отдельная длинная история) и в итоге нащупала комплекс упражнений почти для каждого движения восточных танцев, который подготавливает тело и делает само движение объемным и ярким. На самом деле, я сейчас успешно применяю эти же упражнения и с теми, у кого «все хорошо получается» и у них начинает получаться в разы лучше! Так что все трудности преподавания только делают тебя более сильным педагогом, закон жизни везде работает.
О том, кому не стоит преподавать танцы
Тем, кто не умеет и не любит общаться с людьми, тем, кто не вдохновлен танцами сам, для кого танец – что-то рутинное, очень утомительное, настоящая работа. Такие люди, даже если они завоевали когда-то титулы или заработали имя, только отбивают желание танцевать. Стоя сзади, всегда считываешь атмосферу, погружаешься в то состояние, в котором твой педагог. Быть в кайфе от движений, от музыки и от состояния танца, любить тех, кто приходит к тебе на уроки и хотеть с ними делиться – все, что надо для преподавателя. Остальное приходит с опытом.
А среди вас есть танцоры или преподаватели танцев? Расскажите свою историю в комментариях!
Кстати.
Must-have танцора – яркий макияж. В ярких фольклорных танцах не обойтись без подводки для глаз.
Fingertip Подводка-напёрсток для век, Sephora
MAC Pro Longwear Fluidline Устойчивая подводка для глаз, MAC
Real Tempting Threesome Набор для обворожительного взгляда, Benefit
Можно ли преподавать хореографию без диплома или квалификации?
Путь к тому, чтобы стать учителем в школе, довольно прост и ясен. Необходимо закончить среднюю школу, поступить в университет или колледж и получить образование с правом преподавания, чтобы руководящий орган мог сертифицировать или лицензировать вас на преподавание в школьной системе. Но нужно ли это делать, чтобы научить танцевать? Вам нужна степень или квалификация, чтобы преподавать танец?
Чтобы стать учителем танцев и работать или открывать собственную студию, не нужна танцевальная квалификация, нужен опыт. Чтобы преподавать танец в государственных школах и других государственных организациях, обычно нужна квалификация, такая как степень бакалавра со специализацией в танцах и образовании, которая позволит получить лицензию или сертификат.
Так что в некоторых случаях да, нужна квалификация, чтобы преподавать танец, но во многих других нет, из-за чего это звучит так, как будто любой человек может однажды проснуться и сказать: ну, сегодня я буду учить танцам. И на самом деле, любой может, но это не так ясно и просто.
5 основных обязанностей учителя танцев
Учитель танцев несет ответственность за обучение и танцевальное образование своих учеников, а также за благополучие и безопасность своих учеников во время их обучения. Хороший учитель танцев обучит своих учеников современным и передовым танцевальным практикам, которые учат правильной технике, синхронности, упражнениям для разминки и заминки, которые помогают предотвратить травмы у своих учеников как во время занятий, так и при отработке навыков дома.
Опытный учитель танцев знает, как эффективно вести танцевальный класс. Они умеют вести структурированный класс с разминкой и заминкой, упражнениями, которые обучают технике и синхронности, и могут создавать хореографию или танцевальные номера, чтобы дополнить изучение этих навыков.
Эффективный учитель танцев знает, как постепенно повышать уровень мастерства в зависимости от опыта учеников.
Восприимчивый учитель танцев будет настроен на потребности своих учеников в эмоциональном и психическом здоровье и будет знать, когда подтолкнуть их к достижению в танце, а когда позволить танцору учиться в своем собственном темпе и уровне.
Компетентный учитель танцев поймет и будет владеть бизнес-знаниями. На уровне преподавания они должны знать, как выставлять счета на оплату, обрабатывать квитанции, понимать законы по охране труда и технике безопасности и понимать законы об авторском праве в отношении хореографии и музыки. На уровне владельцев студии они должны хорошо понимать, как вести бизнес.
Стать учителем, это означает, что вы изучили танец до такой степени, что работодатели действительно готовы платить вам за ваш талант. На этом этапе своей карьеры многие профессиональные танцоры обращаются к обучению танцам в периоды, когда они не работают профессионально или не преподают после того, как их профессиональная танцевальная карьера закончилась. Их нанимают в частные студии на основе их способности вдохновлять и передавать свой опыт и знания в области танца и индустрии своим ученикам.
Во многих случаях у них нет формальной педагогической квалификации, и вы даже можете обнаружить, что они преподают в качестве гостя в университетах, государственных школах или других учреждениях, но всегда под наблюдением лицензированного учителя, который по-прежнему несет ответственность за обучение студентов.
Профессиональные танцоры также часто открывают свои собственные танцевальные студии, и многие родители танцоров и студенты с радостью платят этим профессионалам за то, что они делятся своим пониманием и знаниями о том, как они сделали карьеру в танце, даже без какой-либо формальной квалификации.
Обучение на рабочем месте
Сегодня есть много учителей, которые являются страстными танцорами, но по какой-то причине никогда не делали профессиональной карьеры в танце. Ко многим танцорам, возможно, подошел их учитель или другой человек в танцевальной студии, или они попросили стать помощником учителя или преподавать уроки для начинающих, и благодаря этому опыту они постепенно приобрели профессиональную подготовку и стали учителями танцев, преподающими в своей танцевальной школе.
Отсутствие квалификации и обучение на рабочем месте, как правило, нормально для преподавания в студиях других людей, поскольку владелец в конечном итоге несет ответственность за образование и благополучие своих учеников.
Чтобы преподавать танец в частной студии, часто не требуется никакого сертификата, но его наличие сделает преподавателя более трудоспособным. Тем не менее, для правильной и эффективной работы с детьми каждый уважающий себя хореограф обязан иметь профессиональное образование. Поэтому все наши педагоги уже получили или сейчас находятся в процессе получения квалификации хореографа.