Что нужно чтобы стать кинокритиком
«Вскрыть устройство фильма»: чем занимается кинокритик
Наталия Алекса
Кто такой кинокритик и в чем заключается его работа? Какие навыки нужны в этой профессии и как им обучиться? Почему писать статьи о кино, имея гуманитарный бэкграунд недостаточно, чтобы стать кинокритиком?
Объясняет Алексей Гусев — кинокритик, киновед, автор более 500 статей о кино и театре, член редколлегии издательства «Сеанс» и куратор мастерской кинокритики Московской и Санкт-Петербургской школ нового кино.
Алексей Гусев
Кинокритик, киновед, куратор мастерской кинокритики Московской и школ нового кино
Кто такой кинокритик
Скажем, Жиль Делез, написавший фундаментальный труд «Кино», не стал киноведом, потому что он его, попросту говоря, написал извне. Он великий философ и рассматривает кино как территорию применения своих философских концепций. Само по себе это вполне правомерно. Но у кино есть своя специфика. Даже гениальный филолог Юрий Михайлович Лотман, когда писал о кино, не всегда учитывал специфику текстовой коммуникации в кино. Он знал, разумеется, что она есть, и формулировал ее, но порой не учитывал ее глобальность. И применял к кино те законы, которые у него так блестяще работали на литературном материале. И возникали сдвиги, сбои, зазоры. Я всегда рекомендую студентам читать «Диалог с экраном» Лотмана и Цивьяна, потому что великий киновед Юрий Гаврилович Цивьян на правах соавтора, по-видимому, эти перекосы корректировал. Он-то мыслил о кино как раз изнутри.
Задача кинокритика
Конечно, можно просто написать свое мнение. Но ты не имеешь права получать за это деньги. За что, собственно? Да, ты думающий человек, ты получил некоторые впечатления. Излагая их в письменном виде, ты еще не совершаешь работы.
Кинокритик подходит к этому иначе. Ему может понравиться плохой фильм и не понравиться хороший. При этом на плохой фильм он напишет негативную рецензию, а на хороший — хвалебную. Причина проста: то, что мне нравится и не нравится, не касается никого и не может служить источником дохода. Как говорил Годар, странно думать, что, если ты смотришься в зеркало, твое отражение должно быть для тебя прибыльно. Нет!
Есть видеоролики, авторы которых разбирают фильм за минут. Какими бы милыми и лихими они подчас ни были, это не кинокритика и не киноведение; это профанация
Профессиональный разбор любого фильма — это полтора-два часа минимум. А такие ролики можно сравнить со школьными сочинениями по литературе: они могут быть хороши, но это не литературоведение. Так и здесь.
Навыки кинокритика
Не говорить свое мнение. Это кажется ясным, но на практике непросто. Когда нужно разобрать фильм и написать о нем, возникает соблазн его интерпретировать. Где именно провести черту? Студенты начинают чувствовать границу, за которой начинается интерпретация, где-то на году непрерывного обучения. Дать универсальный алгоритм здесь нельзя, можно только натренировать.
Нужен аналитический склад мышления, который подразумевает среди прочего страсть к анализу, своего рода аналитический кураж. Нужна также насмотренность. Это по меньшей мере позволяет освоить тот довольно специфический тип восприятия, который предлагает кинематограф. В музыке есть гаммы, которые помогают поставить руку, а здесь — фильмы, которые помогают «поставить» глаз.
Всему этому можно научиться, но требуется время.
Чем кинокритик отличается от киноведа
Киноведение — это чистая наука. Кинокритика — это приложение научных знаний к актуальному процессу.
В России так сложилось, что кинокритики и киноведы — это выпускники киноведческого факультета. Можно уйти в науку и писать диссертацию, статьи в научные журналы — тогда ты киновед. Или ты можешь податься в практическую кинокритику.
На Западе дело обычно обстоит иначе. Люди, оканчивающие Cinema Studies, как правило, идут в науку. Кинокритикой занимаются журналисты, которые сужают интерес своей деятельности до кино и становятся в этом профессионалами. В целом это не бог весть как хорошо. Часто западные кинокритики хороши постольку, поскольку они являются исключениями из этого правила — людьми с научной подготовкой, которые решили заняться практикой.
Как работает кинокритик
Казалось бы, сейчас многие могут писать — и пишут — в свои блоги, но с профессиональными требованиями у этой практики сложные отношения. Дело, во-первых, в деньгах. Не помню, кто это сказал: «Профессионал — тот, кто всегда работает за деньги и никогда ради денег». А доходность у сетевых ресурсов все еще куда менее прозрачна, чем у печатных, поэтому они зачастую, скажем так, уязвимы. Всегда есть риск, что тебя заподозрят в ангажированности в пользу спонсорских интересов. Это низко и подло — но неизбежно.
Есть и другой момент. Меня в свое время научили (и за двадцать лет в профессии я не разочаровался в этой заповеди), что оптимальный адресат рецензии — это главный редактор. Ты пишешь для него, и твой стиль (не мнение!) должен его устроить.
Разумный главный редактор никогда не будет тебе диктовать, что именно писать о фильме
Даже если ты напишешь разгромную рецензию на фильм, который редактору понравился, он может разве что спросить, почему так. Но интонация текста должна быть направлена на него. Писать проще, когда видишь перед собой адресата. Главный редактор — очень удобный ориентир.
Популяризация кино и кинокритика
Сейчас, как известно, кризис экспертного мнения: мы теряем то влияние, которое было у кинокритиков еще полвека назад
Тогда какой-нибудь Роджер Эберт, поставив фильму не четыре звездочки, а одну, обрекал его на провал в прокате. Было ли это правильно? Возможно. Нужно ли жалеть о том, что все изменилось? Думаю, нет.
На мой взгляд, кинокритика достаточно долго обладала властью и могла влиять на решение зрителя пойти в кинотеатр. Есть ли у нас право на эту власть? Думаю, да. Есть ли в ней необходимость? Думаю, нет. Мы можем работать без этого. Кроме того, одних критиков эта власть сделает более ответственными, а других развратит ощущение собственного могущества. Нынешний кризис учит нас смирению. Сможешь ли ты остаться добросовестным критиком, даже если от тебя ничего не зависит? Остаться верным идеалам профессии просто потому, что так правильно?
Как стать кинокритиком
Получение профессии кинокритика не обязательно связано с вузовским образованием, однако из этого не следует, что учиться не нужно. Наверное, освоить необходимый объем информации можно и самостоятельно, но, во-первых, помимо информации есть еще и навыки, а — зачем? Кинематограф — это феноменальное явление в истории культуры, и были периоды, когда каждый месяц на экранах появлялись десять, двадцать шедевров мирового значения. Это сложно. По-настоящему сложно. Пытаться штурмовать это в одиночку, самотеком — гарантированная потеря уймы времени при весьма туманных выгодах взамен.
Киноведческие отделения есть во ВГИКе и питерском КИТе. Пятилетняя программа позволяет получить некоторый диапазон представлений, а дальше все зависит от педагога и от самого студента. Педагог должен уметь давать, но и студент должен уметь брать. Сколько бы в тебя ни вложили за пять лет, все зависит от того, что ты делаешь вне университетской аудитории. Меняешь ли ты свое мышление под нормы профессии даже в обычной жизни.
Вузовское образование — это в первую очередь о киноведении: мы понимаем, как передать научное знание. Научить кинокритике намного сложнее. В идеале нужно сидеть с каждым студентом по часу и разбирать каждую его работу, каждый абзац, каждую фразу. В рамках вузовской системы это очень сложно. Нужен энтузиазм, который российская система образования не поощряет. Возможно, мастерские в МШНК, где преподаю я, подходят для этого несколько лучше. Хотя курс кинокритики и длится здесь не пять лет, а два года.
Как стать кинокритиком — описание профессии, где учиться и зарплата
Абитуриенты перед выбором учебного заведения обязательно должны ознакомиться с описанием профессии: как стать кинокритиком, где учиться, плюсы и минусы, зарплата. Эти важные моменты нужно подробно рассмотреть еще до того, как будут поданы документы и сданы экзамены. Кинокритик истолковывает и дает оценку с разных точек зрения. Этому мастерству нужно учиться, поэтому поступление в вуз остается актуальным для представителей профессии.
Историческая справка
Еще в Древней Греции упоминаются мыслители, которые давали оценку театральным выступлениям. Это могли быть политики, общественные деятели и другие образованные граждане. Они высказывали свое мнение об увиденном спектакле. От подобных рецензий зависел успех и известность пьесы.
Доходило до того, что судьба актеров зависела от мнения таких критиков. Они положили начало новой профессии. Так появились не только театральные, но и кинематографические, отельные, ресторанные и прочие критики.
В современном мире создателям кино важно знать адекватное, непредвзятое мнение профессионалов. Оно должно учитывать точку зрения простого зрителя и настоящих знатоков этого вида искусства.
Кинокритики появились практически сразу после выхода первых фильмов. Они давали все более глубокие рецензии, а также заметнее влияли на рейтинги фильмов. Сегодня существуют онлайн-платформы, где кинокритики высказывают свое мнение о той или иной картине, вышедшей на большой экран.
Особенности профессии
Профессия кинокритик (kinokritik) — интересная и довольно сложная. Этот специалист должен не только анализировать процесс кино и давать рецензии. Он говорит о собственных впечатлениях о фильмах, определяет их достоинства и недостатки.
Критику фильмов необязательно иметь специальное образование. В России подобную профессию часто осваивают актеры, журналисты, режиссеры, киноведы. Критиковать фильм специалист должен объективно. Цель написания рецензии — повысить интерес зрителей к картине, чтобы увеличить ее рейтинг.
Готовые работы кинокритиков публикуются в интернете, СМИ, на сайтах компаний кинохостинга и т. д. За эти рецензии критики получают зарплату, поэтому работать такие специалисты могут удаленно. Если рецензии понравятся зрителям, специалист получает повышение. Известные кинокритики могут стать гостем передач на телевидении и радио, принимают участие в закрытых показах и т. д.
Задачи кинокритика
Профессионал, дающий рецензии на новые фильмы, является экспертом. Он может работать на определенную компанию или быть независимым автором. В своей деятельности он осуществляет 4 основные задачи:
Получив образование, профессионал может стать преподавателем в вузе по соответствующему профилю. Он может занять место в судейской коллегии, комиссии на кинофестивале, профильных конкурсах. Основная организация в России специалистов этого профиля — Гильдия кинокритиков и киноведов.
Получение образования
Чтобы занять вакансию кинокритика, необязательно иметь профильное образование, но наличие диплома повышает шансы на успех. Человек, который хочет профессионально заниматься подобной деятельностью, должен постоянно мотивировать себя, чтобы заниматься саморазвитием. Без профессиональных знаний работать в этой сфере будет сложно.
В начале карьеры кинокритика стоит получить диплом киноведа. Кроме того, можно учиться на факультете режиссуры, журналистики или театроведения. Многие вузы в России позволяют получить высшее образование по этим специальностям.
Чтобы поступить на выбранный факультет, абитуриент должен сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку, а также обществознанию. В некоторых вузах есть творческий конкурс на поступление. Определенное количество мест на факультете могут занять абитуриенты, которые пройдут успешно этот экзамен.
Список обязанностей
Чтобы добиться успеха, кинокритик должен выполнять ряд обязанностей. Перед поступлением в вуз нужно подробно рассмотреть, что должен делать специалист этого направления. Основные обязанности следующие:
После этого критик должен опубликовать свою работу на соответствующих ресурсах. В ходе творческого процесса специалист применяет теоретические знания о кинематографии, упоминает использованные в ходе съемок картины приемы. Акцентируется внимание на игре актеров, прочих важных аспектах.
Критик должен искать нестыковки, ошибки при съемке фильма, неправильно выбранные планы. Подобная работа проводится до выхода фильма на большой экран. В этом случае анализ готовится исключительно для съемочной группы. Это необходимо для устранения ошибок до выхода картины.
Необходимые качества
Одним из главных качеств, которым должен обладать специалист, является любовь к кино. Также профессионалу потребуется определенный багаж знаний и умений. В противном случае он ничем бы не отличался от среднестатистического зрителя. Основные качества, которыми должен обладать критик кино:
Одним из основных качеств профессионала в этой области является честность. Обязательны грамотность, педантичность и справедливость. Это интеллигентный и уравновешенный человек, в меру настойчивый и дисциплинированный. Если известный кинокритик даст негативную рецензию, это вполне может сорвать показ картины, поэтому специалист должен нести ответственность за свои действия, быть непредвзятым, чтобы его слова были убедительными.
Достоинства и недостатки
Чтобы правильно выбрать будущую профессию, нужно рассмотреть ее плюсы и минусы. Взвесив их, принять решение будет проще. Преимущества профессии следующие:
Это интересная профессия, перед представителями которой открываются двери закрытых показов, появляется возможность общаться со звездами кино. Возможны частые командировки для общения с иностранными коллегами. Недостатки профессии:
Доходы представителей
Критики кино получают оплату за каждую рецензию. Обычно у них нет определенной ставки. Это мотивирует писать рецензии, готовить видео с определенной периодичностью. Минимально в месяц кинокритик готовит 4−5 рецензий.
Новичок получает за свою работу около 1000 р. Когда критик хорошо себя зарекомендует, получит определенную известность, его гонорар за одну рецензию может подняться до 15−20 тыс. и больше. Оплата зависит от региона и типа трудоустройства.
Зная достоинства и недостатки, особенности профессии, проще принять решение о будущем виде деятельности. Это востребованная специальность, которая приносит хороший доход.
14 советов начинающим кинокритикам
Чтобы хорошо писать о кино, нужно много смотреть, читать и, главное, любить свое дело — советы для начинающих от кинокритика «Лайфхакера», автора подкаста «Смотритель» специально для ЖУРНАЛИСТА
Подумайте, зачем вы все это затеяли
Если хочется завести маленький уютный блог о любимых фильмах, который будут читать десять единомышленников, то все просто: можете писать что хотите. А если планируете привлечь множество читателей, задача усложняется.
Для начала подумайте о балансе между тем, что интересно лично вам, и массово-популярным кино. Предположим, вы любите датский нуар и хотите писать только о нем. Тогда будьте готовы, что и читать вас будут лишь поклонники датского нуара. Увы, их меньше, чем хотелось бы. Возможно, стоит обратить внимание также на развлекательные массовые фильмы и сериалы. И уже среди популярных тем рассказывать о любимых работах неизвестных авторов.
Смотрите много и разное
Насмотренность не только помогает сформировать ваш собственный вкус в кино, но и дает немалый багаж знаний. Квентин Тарантино именно так и решил стать режиссером: он просто смотрел старые фильмы, когда работал в видеопрокате, а потом захотел снимать свои такие же.
Вам же это позволит понять, как режиссеры «общаются» друг с другом. Работы Тарантино и даже «Звездные войны» буквально собраны из кусочков классических картин. Идею кодекса джедаев Джордж Лукас почерпнул из фильмов о самураях, первая сцена с андроидами копирует «Троих негодяев в скрытой крепости» Акиры Куросавы, а момент с отрубленной рукой — его же «Телохранителя». Летящий вступительный текст взят из сериала «Флэш Гордон покоряет Вселенную», а штурм «Звезды смерти» очень похож на атаку в картине «Разрушители плотин» 1955 года.
Если вы научитесь видеть в одних фильмах отсылки к другим, то восприятие станет полнее.
Не ограничивайтесь только кино
Чем шире ваши познания в мире искусства, тем лучше. Кинематограф плотно связан с литературой, театром, компьютерными играми, живописью. И речь не только об экранизациях, которых сейчас все больше.
Знание мира искусства помогает вписать кино в культурный контекст, увидеть скрытые аллюзии и лучше почувствовать произведение. Ведь не зря анимационный фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» стилизовали под работы самого мастера. Авторы пригласили больше сотни художников, которые рисовали масляными красками на досках.
Разберитесь в особенностях кинопроизводства
Кинокритик не обязан изучать номера всех объективов и доподлинно знать, как создаются спецэффекты. Но будет очень полезно посмотреть или почитать обзоры именно с точки зрения операторов и постановщиков трюков.
Николас Виндинг Рефн в «Драйве» делит кадр пополам, рассказывая в каждой части об одном из персонажей и будто отделяя их друг от друга фоновыми цветами. Терренс Малик снимает на широкоугольные объективы, пытаясь передать человеческий взгляд, захватывающий множество деталей. Если вы поймете, как это делается, то лучше осознаете, почему их фильмы настолько завораживают.
Это работает даже с боевиками Майкла Бэя. Обратите внимание на их звуковое оформление, именно оно создает половину эффекта от просмотра.
Изучите историю создания фильма и его авторов
Перед просмотром картины будет полезно побольше узнать о режиссере, создании сценария или работе над лентой. Предыстория помогает лучше понять задумку автора. Ведь если фильм разрабатывали с девяностых годов, то, возможно, он и будет похож на сюжеты того времени.
«Последняя капля» Софии Копполы воспринимается иначе, если знать, что режиссер рассказывает о своих отношениях со знаменитым отцом. А главную героиню она сделала буквально своей копией. «Манк» — проект мечты Дэвида Финчера, сценарий к которому написал еще его отец. Такие факты помогают прочувствовать фильм.
Читайте других, но не забывайте о собственном мнении
После просмотра неоднозначного фильма у вас сформируется собственное мнение и восприятие сюжета. Это хорошо. Но всегда полезно узнать и чужие версии. Обязательно читайте разборы других критиков: возможно, вы что-то упустили, кто-то понял картину совсем иначе или просто связал сюжет с фактами, о которых вы не знали.
Но не стесняйтесь, если ваше мнение не совпадает с чьим-то, даже самым авторитетным. Профессиональные критики могут быть слишком резкими или же просто иначе смотреть на мир.
Например, фильм «Капоне» во время съемок преследовали проблемы: то режиссер был в депрессии, то исполнитель главной роли Том Харди уходил в другие проекты. А релиз провалился из-за начавшейся пандемии. Картину тут же разнесли американские критики, обвинив в бессвязности сюжета. Но на самом деле фильм не так плох. Он полностью разрушает идею романтизации мафии и показывает, что даже такая легенда, как Аль Капоне, к старости стал жалким и беспомощным.
Не бойтесь выражать эмоции и быть субъективным
Критик старается разобрать фильм с разных точек зрения и обосновать их. Но все же любая рецензия субъективна, ведь ее пишет живой человек со своим прошлым, знаниями и мнением. Поэтому думайте, как фильм отзывается именно у вас. Если вы нашли какую-то трактовку, которую не заметили остальные, — это хорошо.
Так, «мама!» Даррена Аронофски рассказывает о семейной паре, живущей в уединенном доме. К ним приходят странные люди, и действие превращается в сплошной сюрреализм. Сюжет этого фильма можно трактовать как взаимоотношения человека и природы или общение творца с музой. Кто-то найдет здесь религиозный подтекст. А критик-интроверт заметит, что часть сюжета посвящена вторжению посторонних в мир такого же закрытого человека. И каждый из этих вариантов имеет право на жизнь.
Есть фильмы, которые каждый понимает по-своему. Достаточно почитать отзывы о французской картине «Усы». Она начинается забавно: главный герой сбривает усы, а этого никто не замечает. Но вот дальше происходит нечто странное. И мнения о сюжете картины совершенно разные. Одни считают, что она об альтернативных реальностях, другие уверены, что о потерянных мгновениях жизни.
Подскажите читателю, чего ждать от фильма
Рекламная кампания любого фильма призвана привлечь к нему максимум внимания. Причем трейлеры зачастую делают отдельные студии. Из-за этого у потенциальных зрителей могут сформироваться неверные ожидания.
Указывайте в рецензии, что зритель увидит на самом деле, чтобы он не обманывался в ожиданиях. Если вместо фильма ужасов будет мрачная философская драма, лучше знать об этом заранее.
Обращайте внимание не только на сюжет
Нередко можно встретить обсуждения картин, в которых говорят только о содержании и сюжетных поворотах. Но сценарий лишь одна из составляющих фильма. Не менее важны визуальная подача, актерская игра и сама идея.
Ведь есть отличные картины вроде «Выживут только любовники» или «Рыцарь кубков», в которых очень мало действия, но они все равно завораживают. В конце концов, одним из величайших фильмов в истории называют «Зеркало» Андрея Тарковского. А описать его сюжет практически невозможно: это просто полет мысли и воспоминания автора.
Но не пытайтесь во всем найти подтекст
Иногда развлекательное кино — это просто развлекательное кино. Далеко не во всем нужно искать тайный смысл и пытаться привязать это к каким-то событиям. У некоторых сюжетов может не быть предыстории, достаточно лишь желания и фантазии автора.
В первой же сцене экспериментального фильма «Шина» Квентина Дюпье (больше известен как Mr. Oizo) говорят, что в этой истории все происходит просто так, без причины. Поэтому главным героем картины сделали колесо, за которым наблюдают зрители, сидящие в поле.
Помните, что логика и факты не всегда важны
Здорово, когда сюжет картины построен полностью логично. Но почти в любом художественном произведении есть некоторые допущения, которые нужно принять. Поэтому не стоит постоянно искать ошибки и нестыковки, за этим можно упустить действительно интересную историю.
«Тихое место» может быть сколько угодно нелогичным с точки зрения фантастики. Герои, спасаясь от чудовищ, которые ориентируются на звук, почему-то так и не создали звуконепроницаемые помещения и не поселились у водопада. Но как притча о семейных страхах фильм работает отлично: это история о паре, которая боится за своих детей, но даже не может это обсудить. Недаром картину создали супруги Джон Красински и Эмили Блант, у которых незадолго до этого родился ребенок.
Рассказывайте о сюжете понятно, но без спойлеров
Синопсис картины, который пишут в официальных промо, не всегда дает точную информацию. Его задача — привлечь ваше внимание и задать настроение. То же самое и с трейлерами. Поэтому, когда вы принимаетесь за рецензию, лучше вкратце описать сюжет, чтобы читатели понимали, о чем пойдет речь в фильме.
О спойлерах в тексте часто спорят. Некоторые критики и вовсе превращают разборы картин в подробный пересказ сюжета с добавлением своих мыслей. Но все же спойлерить в тексте просто невежливо по отношению к читателю. Старайтесь ограничиваться минимальными описаниями. А уж если не обойтись без какого-то важного момента, предупреждайте об этом заранее.
Структурируйте мысли
Необязательно четко делить текст на смысловые блоки с отдельными подзаголовками. Но в голове эта структура все же должна быть. Лучше заранее набросать план или хотя бы мысленно упорядочить свои ощущения.
Если впечатления от просмотра неоднозначные, постарайтесь разбить их на плюсы и минусы. И даже если хотите сказать о фильме только хорошее или только плохое, разберите его по частям: оцените отдельно сюжет, актерскую игру, визуальную подачу и другие составляющие истории.
А еще, даже если вам фильм не понравился, стоит задуматься: а кому он придется по вкусу? Эта информация тоже будет полезна читателям, ведь среди них разные люди.
Пишите для людей, а не ради самолюбования
Если вы пишете не в стол и рассчитываете, что вас будут читать, постарайтесь сделать рецензию понятной для людей. Не стоит увлекаться специфической терминологией, сыпать латинскими выражениями и строить сложные конструкции на пять строчек. Рецензия должна быть легкой, особенно если вы пишете о простом развлекательном кино.
И ровно по этой же причине не стоит делать обзор совсем уж синефильским. Если посвятить 80% текста исключительно необычной операторской работе или философским аллюзиями, читатель быстро запутается и устанет.
Это не значит, что рецензию нужно делать примитивной. Но все же она пишется не для того, чтобы показать, насколько умен ее автор. А для того, чтобы читатель что-то узнал о фильме.