Что нужно чтобы стать ректором
Кто такой ректор и что он делает
Обязанности
Ректор отвечает за осуществление всех видов деятельности в учебном заведении. В его обязанности входит:
Ректор обладает обширными познаниями в своей научной отрасли и педагогике. Ему также необходимы знания менеджмента и экономики. Руководитель вуза должен хорошо разбираться в законах и правовых нормативах, которые касаются высшего и послевузовского образования.
Ректор лично отвечает за качество образования выпускников, ведение научной деятельности сотрудниками и финансовую стабильность всего учебного заведения.
Знаете ли вы? Самые первые университеты, появившиеся в Западной Европе в XI–XII веках, по сути, ещё не были учебными заведениями. Это были корпорации студентов и учителей, объединённых взаимной клятвой. Они были похожи на религиозные братства, городские коммуны и гильдии ремесленников.
Места работы
Ректоры возглавляют вузы разных уровней аккредитации, широкой и узкой специализации. Это могут быть институты, академии и университеты.
Специализация, карьера и перспективы
Ректора можно назвать руководителем широкого профиля. Он является учёным и педагогом в одном лице. К тому же главе учебного заведения следует быть хорошим менеджером и экономистом. Он управляет сотнями сотрудников и тысячами студентов, различными проектами и материальными средствами своего университета.
Должность ректора — вершина карьерной лестницы в высшем учебном заведении. Но перспективы для роста всё же есть. Можно развиваться в направлении науки, образования и политики.
Зарплата ректора
Заработная плата ректоров разных вузов отличается. На её размер влияет то, в каком регионе находится заведение, а также уровень его развития. Ежемесячный ректорский доход в разных регионах страны составляет от 29 тыс. до 70 тыс. руб. Руководители московских университетов получают 35–90 тыс. руб. Главы некоторых престижных университетов зарабатывают ещё больше.
Знаете ли вы? Болонский университет считается одним из самых старых университетов мира, действующих до сих пор. Он был основан ещё в XI веке. Среди его выпускников — 3 римских папы.
Кому подходит профессия
Исполнять обязанности главы университета могут как мужчины, так и женщины, умеющие управлять другими людьми. С напряжённым и ненормированным графиком работы справится эмоционально выносливый человек. В роли руководителя университета или академии комфортно будет личности коммуникабельной, организованной и ответственной.
Востребованность — легко ли устроиться на работу
В России более двух тысяч вузов. Каждому из них нужен талантливый руководитель. В 2018 году больше всего открытых вакантных мест находятся в Московской области. Второе место по вакансиям занимает Ленинградская область. Ректоры требуются также в Томской, Самарской, Новосибирской, Нижегородской и других областях.
Как стать ректором
Возглавить университет или институт можно несколькими способами:
Важно! Участниками ректорских выборов могут быть и те, кто не является сотрудником этого заведения. В дополнение к обычному пакету бумаг они должны предоставить копии документов о высшем образовании, учёной степени, учёном звании и выписку из трудовой книжки.
Чаще всего ректоры получают свою должность первым способом. Каждый, кто желает стать участником выборов, подаёт необходимые документы:
Ещё до выборов каждый претендент обязательно должен пройти аттестацию в Комиссии по аттестации кандидатов.
Требования к ректору
Глава вуза избирается только из тех желающих, которые имеют:
Важно! Возглавлять вуз не может человек, у которого есть судимость, и тот, кто судом лишён права вести педагогическую деятельность.
Стать главой университета сразу после его окончания невозможно. Но стремиться к этой цели может каждый выпускник вуза, обладающий хорошими личностными данными. Несколько лет усердной работы и самосовершенствования в своей научной сфере помогут возглавить тот или иной вуз.
Ректор: суть его работы в вузе
Ректор – это руководитель высшего учебного заведения. В его обязанности входит контроль над образовательной, финансовой, производственной деятельностью вуза. Специалист данного профиля ставит цели и определяет задачи дальнейшего развития учебного заведения, отвечает за образовательную деятельность педагогов, представляет свой вуз на различных конференциях и собраниях и пр.
Ректор – это глава вуза. Он выполняет множество функций по обеспечению качественного образования студентов: руководит учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения, издает приказы, решает финансовые вопросы, принимает на работу и увольняет с должности сотрудников вуза, руководит советом. Ректор – главный представитель высшего учебного заведения на различных мероприятиях.
Если ректор государственного университета временно отсутствует и не может выполнять свои обязанности, его заместителем выступает проректор (в вузе имеются несколько специалистов этого профиля).
Ректор высшего учебного заведения – это ответственная и почетная должность, которая требует наличия определенных знаний и умений. Специалист данного профиля должен иметь развитые коммуникативные и организаторские способности, чтобы наладить работу в образовательном учреждении. Ректор выполняет множество функций, поэтому его работа считается напряженной, требующей много времени и моральных и физических сил.
Должностные обязанности ректора кратко
Источник фото DCStudio/freepik
Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:
организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);
руководство образовательной деятельностью;
выработка стратегии развития вуза;
руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;
издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;
прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;
утверждение расписания, структуры вуза;
обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;
подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.
Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.
Назначение на должность ректора
Таким образом, ректор вуза – это не профессия, а должность. Руководитель образовательной организации выполняет множество задач по обеспечению студентов качественным образованием. Сюда входит создание необходимых условий для преподавания, поиск и привлечение инвестиций, курирование научных разработок и в целом научно-исследовательской работы в вузе и т.д. Заниматься этим должен только очень опытный и грамотный человек с большим стажем работы в вузе.
И по этой причине назначение на должность ректора проводится несколькими способами. Порядок прописан в п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ:
избрание собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
назначение на должность учредителем образовательной организации;
назначение на должность Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
назначение на должность Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Кто может работать ректором
Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:
опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;
звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;
ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).
Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:
государственных образовательных стандартов;
педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;
теории и методов управления высшим учебным заведением;
законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.
Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.
Личностные качества ректора
Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:
Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.
Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.
Востребованность профессии
Профессия ректора не является высоко востребованной. Фактически это высшая точка в карьере вузовского преподавателя и научного работника. К этой должности идут долгие годы и в большинстве случаев она достается проректорам (заместителям) учебного заведения.
Источник фото DCStudio/freepik
Сколько получает ректор
Заработная плата ректора в России зависит от региона проживания, места работы и пр. В Москве она составляет от 35 до 90 тыс. руб. В остальных регионах – от 20 до 70 тыс. руб. в месяц.
Плюсы и минусы профессии
Как и любая должность, профессия «ректора» имеет свои плюсы и минусы. К положительным моментам работы по этой специальности относятся:
высокая заработная плата;
почетная, уважаемая профессия;
многочисленные связи с людьми, занимающими высокие должности.
К минусам профессии относятся:
ненормированный рабочий день, командировки;
Что должен знать и уметь рекрутер
Специалистов по подбору персонала (рекрутеров) в стране немало – около 0,5% штатной численности частных компаний, т. е. около 150 000 человек. Кто эти люди и чем они заняты?
На рынке труда наблюдается большая информационная асимметрия между продавцами (работниками) и покупателями (работодателями). Рекрутеры работают для того, чтобы нанимателям и соискателям было легче найти друг друга. В России довольно эффективный рынок массового подбора кадров. Соотношение фонда оплаты труда и стоимости найма в России в разы лучше, чем в Великобритании. Зарплаты отличаются примерно в 5 раз, а стоимость найма – на порядок. Одна из причин – очень эффективные электронные площадки в России. Если цена размещения вакансии на популярном ресурсе в России – около 100 руб., то в Великобритании – сотни фунтов.
Существуют разные категории рекрутеров. Внутренние рекрутеры работают в той же компании, которая нанимает персонал, а агентские – в агентстве по подбору персонала. Одни занимаются массовыми специальностями, другие – подбором квалифицированных специалистов, третьи – подбором топ-менеджеров.
Рекрутеры, занятые массовым подбором (рабочими специальностями), зарабатывают мало, их деятельность более похожа на работу оператора контактного центра. Дальнейшая их судьба незавидна: сотни стартапов работают над созданием роботов-рекрутеров, технологий найма без участия рекрутеров и т. д. Нет сомнений, что работа рекрутеров массовых специальностей будет автоматизирована в течение следующих 10–20 лет. У рекрутеров, которые ищут квалифицированных исполнителей или топов, перспективы сохранить работу гораздо выше – при наличии нужных качеств.
Хороший рекрутер – прирожденный нетворкер, который не устает от общения и получает от него удовольствие. Его основной инструмент – не база данных, как у специалиста по массовому подбору, а сеть деловых контактов. Поэтому нетворкера заменить роботом невозможно.
Рекрутер должен быть, как вода, податливым и текучим. Твердые убеждения о том, как нужно нанимать людей, очень быстро вступают в противоречие с мнением клиента, который, разумеется, знает лучше. Спорить контрпродуктивно. Ведь клиент должен быть доволен работой рекрутера.
Столь же важно, чтобы рекрутер был психологически устойчив. У него очень широкий диапазон переживаний – от азарта и восторга до глубокой депрессии, когда, например, кандидат принял предложение клиента, но на новую работу не вышел, а виноват, естественно, рекрутер. Трудно не выгореть после многих лет работы в очень нервном режиме.
Наконец, все рекрутеры рано или поздно становятся циниками. По нашим наблюдениям, самые циничные люди из распространенных профессий – врачи и рекрутеры.
Еще для рекрутера важны харизма и артистизм, особенно при работе с топ-менеджерами.
На Западе хедхантеры, занимающиеся подбором гендиректоров и членов советов директоров, как правило, имеют солидный опыт работы в промышленности, это бывшие руководители крупных компаний. В России хедхантеры обычно не имеют опыта работы на производстве. Отсутствие реального опыта им восполняют артистизм, умение производить впечатление эксперта, самоуверенность, знание профессионального жаргона.
Рекрутеры в Москве зарабатывают в месяц от 50 000 до 5 млн руб., бывает, что и больше. Правда, столь много могут заработать только те, кто ищет топов с похожими доходами. Попасть в этот клуб очень сложно, нужно напрямую общаться с олигархами из первой сотни Forbes и их управляющими. Если вас зовут к этим людям на дни рождения, если вы можете набрать их на мобильный, то в рекрутменте вы можете прилично зарабатывать. Впрочем, скорее всего, и каким-то еще способом. Или вам это уже не нужно.
Рекрутмент – профессия для трудолюбивых и быстрых. Мало того, что нужно много работать в рабочее время, нужно еще и быть готовым встречаться на ранние завтраки и поздние ужины, координировать работу из отпуска и поздними вечерами. WhatsApp и Telegram – главные инструменты современного рекрутера.
Но куда может уйти бывший рекрутер? Как правило, в HR, и это не самый интересный поворот в карьере. Иногда он становится топ-менеджером. Самый известный пример – назначение на должность главного исполнительного директора розничной сети X5 Retail Group Игоря Шехтермана, основателя компании «Росэксперт», проработавшего в ней 20 лет. Есть примеры переходов в финансы, в подразделения, отвечающие за соблюдение законов и нормативов (комплаенс), в продажи. Но все это скорее исключения из правила. Обычно успешные консультанты по подбору топ-менеджеров делают свой бутик и до глубокой старости ищут топов для узкого круга клиентов. Это очень хороший вариант бизнеса, основанного на образе жизни.
Кто главнее: проректор, декан или заведующий
Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.
Иерархия должностей в вузе
Поможем разобраться во внутренней системе университета.
Ректор
Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.
Проректор
Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:
Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.
Директор и декан
Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.
Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:
У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо
Заведующий кафедрой
Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:
У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.
Преподаватели
У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:
Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.
Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов
Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».
Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.
Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.
Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.
Кто такой эксперт?
Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:
Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.
Зачем преподавать?
Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.
Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Как трансформировать знания в обучающий продукт?
Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.
Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:
В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.
Как составить план занятия?
К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.
Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.
Введение
«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.
Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.
Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.
Основная часть
Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.
Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.
Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.
После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.
Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.
Заключение
Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.
Финишная прямая
После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:
Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.
На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.
К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.
В заключение
Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.
Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.