Что нужно чтобы стать воспитанным человеком
Кто такой «воспитанный человек» и как им стать
Уважает личность и не рисуется
Воспитание — это прежде всего уважение человеческой личности. Само собой, такой человек не позволит себе унизительно шутить в присутствии других и будет вежлив даже с самым последним хамом (но ровно до того момента, как хамло перешагнет за рамки дозволенного). Воспитанный человек будет мягок и тактичен, он не будет пытаться с первых секунд показать себя, заполнить собой и своим эго всё пространство и устроить презентацию своих возможностей. Ты считаешь, что это плохо, что нужно себя преподносить, чтобы тебя заметили? Отчасти ты прав, но воспитанность всегда бросается в глаза. Она не такая шумная, как бахвальство, не такая громоздкая, как наглость, но такая же заметная. Не путай воспитанность со скромностью и молчаливостью, наш герой совсем не такой. Он мало говорит, но всегда по делу, не перебивает, вежлив, общается остроумно, но без оскорблений, и старается поддерживать контакт со всеми. Вспомни таких людей на различных вписках и вечеринках (или как вы, молодежь, это называете?). Зачастую обнаруживается спокойный чувак, к которому привлечено внимание всех остальных. А ведь он не декламирует стихи Лаэртского, не хлопает ногами, стоя на руках, не шутит про какашки.
Не вопит по пустякам
Если вдруг что-то пошло не так, воспитанный человек не станет поднимать панику, визжать как свинья на бойне и доставать людей своим нытьем. Он будет вести себя как белый офицер перед расстрелом — невозмутимо и горделиво. Просто ему вовремя сказали, что истеричный мужик выглядит очень гнусно. А уж волноваться по мелочам вроде потерянного зонта — это вообще глупо. Воплями и нервами беде не поможешь, только окружающих выбесишь.
Сострадателен и справедлив не только к кошкам
У воспитанного человека повышенное содержание сострадательности и справедливости в крови. Если тебя воспитывали нормально, то наверняка говорили про взаимовыручку и помощь ближнему. Не надо вспоминать про волчьи законы и кричать, что на этой планете порядка нет, все друг друга предают и кидают. Это крайности. А вот прийти на выручку другу, которому нужно перевезти гроб, помочь с деньгами или помочь в пьяных разборках — это святое. Вызвать скорую сваленному инсультом пенсионеру, мимо которого прошли десятки ног — это не героизм, когда-то это считалось в порядке вещей. Поддержать морально сломленного приятеля — это обычное дело. Молча помочь занести коляску в троллейбус — тоже из этой же серии поступок.
Отдает долги
Воспитанный человек умеет уважать. Не кого попало, а только тех, кто этого достоин. Он им не завидует, он ими искренне восхищается и искренне благодарен за помощь или поддержку. И именно поэтому воспитанный человек всегда платит долги и старается это делать вовремя. Это благодарность за помощь и проявление уважения к чужой собственности.
Самодостаточность и чувство собственного достоинства
И еще немного об уважении. Стоит ли говорить, что воспитанный человек не будет принижаться, не будет вызывать к себе сочувствие, сострадание, намекать, что ему пригодилась бы помощь? Ну это ведь как-то неприлично и унизительно, ты не находишь? Всё это от чувства самоуважения. Просто воспитание не позволяет пользоваться столь низкими, столь грязными и столь подлыми приемами.
Поэтому воспитанный человек старается отыскать в себе какой-нибудь талант и развить его максимально. Так что самодостаточность — это во многом следствие воспитанности.
Не приемлет ложь
Человек воспитанный ложь не принимает и не одобряет. Зачем ему лгать, это ведь некрасиво, неприлично и глупо. Даже мелкая ложь по пустякам неприемлема. Как мы говорили, у воспитанного человека с чувством собственного достоинства всё в порядке, поэтому ему не нравится, когда ему вешают лапшу на уши. А воспитанные люди как раз ведут себя в соответствии с библейским принципом «Не делай того, чего бы сам себе не пожелал». Поэтому они не рисуются и не пускают пыль в глаза, не делают вид, что им интересна пустая дребедень вроде машин или бинарных опционов только для того, чтобы поддержать разговор.
Культура поведения превыше всего
Воспитанный человек не обязательно должен разбираться в культуре и отличать Моне от Мане. Но культура внутренняя у него должна быть. Лучше не знать, кто такой Глюк, но при этом жить в чистоте, чем цитировать Державина и при этом жить в свинарнике, ходить неряшливо-грязным, с нестриженными ногтями. Он не нажирается до свинского состояния, руководствуясь предлогом «а почему бы и нет», он выпивает, когда есть возможность. Это культура поведения, которая передается и на культуру взаимоотношений, и на образ жизни. Воспитанный человек при знакомстве с девушкой не будет отпускать шутки в адрес выдающихся прелестей, он будет максимально романтичен и вежлив. Чехов называл это «умением облагородить свой половой инстинкт». Быть может, он меняет партнерш как перчатки, но не относится к женщинам как к средству самоудовлетворения на двух ногах.
Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева
«Воспитанный человек – тот, кто хочет и умеет считаться с другими», – считал литературовед, филолог Дмитрий Лихачев. Человек высокой культуры, сам он удивлял собеседника доступностью и простотой обращения.
Уровень – есть, воспитанности – нет?
Понятие воспитанности в ХХI веке всё более размыто. Оно уходит из нашей жизни. А ведь это довольно точная величина, у которой есть собственная шкала. Недаром школьные учителя еще употребляют этот непопулярный термин – уровень воспитанности.
Быть хорошо воспитанным и иметь приличные манеры сегодня кажется немного странным и даже ретроградным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не просто воспитанным, но и благородным.
Внутреннее благородство – вечная ценность и сегодня как никогда актуально – отчасти потому что редко. Можно ли воспитать в ребёнке такое благородство и что для этого нужно?
Обратимся за ответами к эпистолярному и прозаическому наследию Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Достойная жизненная цель – увеличивать добро в мире
Человек, рожденный в царское время и воспитанный в имперской гимназии, потрудившийся в стране Советов, Дмитрий Сергеевич никогда не переставал учиться и воспитывать себя самого.
И, как пишет Д. С. Лихачёв, его учителями и воспитателями были герои и события древних эпох, памятники родной истории и старины, древнерусской литературы, а также встреченные им люди и реальный жизненный опыт.
Лихачёв – настоящий русский интеллигент, который естественно и просто нес в себе царственное достоинство. Он не считал себя верующим, однако тексты, с которыми он соприкасался всю жизнь, были христианскими.
Христианским же – то есть бого- и человеколюбивым – было и его поведение, и его отношение к окружающим, многие из которых еще помнят примеры его действенной помощи.
Вхожий в высшие круги советского общества, он был общедоступен и демократичен, прост в обхождении, заботлив и снисходителен. Вот несколько ярких высказываний Дмитрия Сергеевича.
«Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – настоящее искусство.
Нет лучшей “музыки в человеке”, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место».
“В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если ты будешь ему верен… А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас”.
«Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость».
«Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…»
«Стравинский говорил о В.Стасове, что он не отзывался плохо даже о погоде».
«Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. Совершенствовать свой язык – громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое…»
«Письма о добром и прекрасном»
Академик Д. С. Лихачёв, помимо научных трудов, создал много публицистических очерков, читательская аудитория которых – молодые люди.
«Письма о добром и прекрасном» – не только собственные мысли признанного ученого и писателя, достигшего в своей области больших высот.
Это обобщенный Лихачёвым опыт его предшественников – то есть большие пласты истории, этики и философии. И, конечно, педагогики. Процитируем пару глав из этого актуального произведения
Письмо тринадцатое. «О воспитанности»
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких – он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.
Умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство.
А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих.
Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.
Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды.
Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.
И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.
Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение.
Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».
И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Письмо двадцать восьмое. «Быть вместе»
Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?
Сложный вопрос. Исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. Они заменяются танцами или тем, что называется танцами.
А между тем игры очень важны в воспитательном отношении.
Игра – будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь – воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника.
Это очень важная воспитательная вещь – игра.
Игры должны быть возрождены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, скажем, в крокет. А крокет – важная игра, потому что в крокет играют и взрослые, и дети, это общение взрослых и детей. Это важно.
Дома заняты тем, что смотрят телевизор. Вот тут телевизор оказывается серьезным конкурентом. А раньше играли в цифровое лото, играли дети, играли взрослые, и это служило общению взрослых и детей, это был один из моментов, очень важный в воспитательном отношении.
Но не только лото, существовали разные игры, в которых принимала участие вся семья. Так же, как, скажем, вся семья на Севере где-нибудь принимала участие в пении хоровых народных песен.
Это важный момент, потому что хор, он не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует семью, нравственно организует общество, собравшееся где-то в деревне, в зимнюю пору, при вьюге снежной.
Поют – люди общаются этим способом друг с другом, они вступают в контакт. А как мало у нас сейчас контактов между людьми!
Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные, которые вот в играх, в хоровом пении, в музыке организовывались.
Поэтому на эту сторону нашего быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание педагогическим организациям.
И не сделать ли уроки физкультуры в наших школах игровыми? Это давало бы одновременно и физическое развитие, и нравственное, и объединяло бы класс».
Публикацию отрывков глав этого сочинения хотелось бы завершить ещё одной веской цитатой Дмитрия Сергеевича:
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека».
Вступительная статья Валентины Киденко (по материалам СМИ)
Воспитанность
Воспитанность – это мерило личностной зрелости, обнаруживающееся в слаженности знаний, убеждений, поведенческих паттернов и характеризующееся степенью сформированности социально коренных качеств. Воспитанность – это существующий сейчас показатель личностной зрелости, этим она разнится от воспитуемости, являющейся потенциальным уровнем личностной сформированности, территорией её возможного развития. Социум анализируемое понятие причисляет к обязательным качествам, вследствие чего родители стараются прилежно взращивать его в отпрысках. Это обусловлено выгодой социума иметь воспитанных гомо сапиенс, которые свято чтут его нормы.
Что это такое
В повседневном бытие обычно воспитанность характеризуется хорошими манерами, способностью адекватно держать себя в социуме и уважением к окружению. При этом перечень хороших манер варьируется в различных социокультурных общностях, вследствие чего рассматриваемое понятие определяется в качестве умения и привычки руководствоваться поведенческими нормами, установленными в определённой группе.
Таким образом, отвечая на вопрос, что такое воспитанность, можно трактовать её в качестве внушённого индивиду уважения к социальному окружению. Если человека, как следует обучили манерам поведения, нормам воспитания, а индивид, в свой черёд, усвоил знания, то он является воспитанной личностью. Если индивида не учили, и он не впитал воспитание, то такого человека считают невоспитанным. Иногда люди самостоятельно обучаются манерам поведения и результат зачастую аналогичный тому, когда он впитывает эти азы от родителей, школьной среды, ближайшего окружения.
Как и всякий навык, рассматриваемое понятие бывает хорошо усвоенным, ставшим личностной чертой, и наносным, то есть легко слетающим в проблемных жизненных обстоятельствах, либо спадающим с субъекта при исчезновении с его стороны контроля.
Элементарная воспитанность рознит индивида, получившего минимальные азы культурности от вовсе невоспитанного. Если кроха, пребывая в социокультурной среде, не орёт беспричинно словно резаный, не дерётся, не пытается залезть в чужую миску, то у него присутствуют элементарные черты культурности. Элементарное воспитание предписывает, что следует делать, но не в минимальной степени предписывает поведенческий стиль.
Истинная воспитанность характеризует больше поведенческий стиль. То есть это далеко не формально-бездумные поведенческие паттерны, а прежде всего разумение смысла действий, внутренняя склонность к воспитанности.
Критерии воспитанности
Индивиды становятся личностями в ходе социализации, которая заключается в усвоении поведенческих норм, знаний, социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в социокультурных общностях. При этом социализация объединяет и стихийные, самопроизвольные, и общественно управляемые воздействия на поведенческие паттерны людей и их сознание.
Воспитанием именуется деятельность, включающая трансляцию новому поколению социально-исторических навыков, целенаправленное формирование установок, нравственных убеждений, ценностных норм, направлений, обеспечивающих условия, необходимые для формирования и активного формирования индивида в социуме.
Воспитание осуществляет взаимосвязь, а также преемственность между поколениями. Именно ему принадлежит ключевая роль в индивидуально-нравственном развитии, умственно-физическом созревании человека.
Критерии и показатели воспитанности личности являются разработанными теоретическими мерилами степени сформированности разнообразных личностных качеств.
Рассматриваемые критерии условно подразделяются на мягкие и твёрдые. К последним причисляют значимые статистические данные, характеризующие в комплексе общую направленность воспитанности тинэйджеров: количество преступлений и ориентация на их предупреждение, число молодых лиц, расплачивающихся за совершённые правонарушения, число расторжений уз Гименея и распавшихся семей, темпы роста пьянства, табакокурения, наркомании, проституции среди тинэйджеров. Для характеристики воспитания в учебной среде чаще используются мягкие критерии, способствующие педагогам получать общее понимание о прохождении и итогах воспитательного процесса.
Также выделяются две подгруппы критериев: содержательные, обусловленные выделением соответствующих анализируемому качеству мерил, и оценочные, заключающиеся в возможности отчасти точно фиксировать интенсивность выражения диагностируемого качества.
Помимо того выделяют общие, определяющие конечные результаты достигнутой степени воспитанности индивида либо группы, и частные критерии, служащие для анализа предварительных результатов, обусловленных выработкой отдельных качеств.
По способу направленности и месту использования критерии делятся на: обусловленные внешними проявлениями плодов воспитания – суждения, поступки, оценки, деяния личности, и обусловленные явлениями, сокрытыми от воспитателя – убеждения, мотивы, цели, ориентации.
К ключевым критериям рассматриваемого понятия причисляют:
– высокую степень нравственно-духовного формирования индивида, знание этических установок;
– установки, ценностные ориентиры и соответствующие им поведенческие паттерны, умение сопоставлять собственные действия с эталонами этических норм;
моральную ответственность за собственную поведенческую модель;
– гуманистическую устремлённость личности, обнаруживающуюся в неизменном превалировании мотивов общественно полезных видов жизнедеятельности над эгоистическими ориентирами;
– владение собой, управление собственными поведенческими паттернами, адекватное эмоциональное реагирование;
– самоконтролю и способность преодолевать нежелательное поведение;
– самореализацию и склонность к самовоспитанию.
Как стать воспитанным
Часто слово «невоспитанный» становится мерилом множества поступков, когда люди утрачивали контроль над собственным реагированием. Нервничая, злясь, люди начинают демонстрировать не самые привлекательные черты характера, что свидетельствует о слабой степени воспитанности.
Сегодня проблема воспитанности заключается в людском эгоизме, ставшем неотделимой частью общества. Хвастовство и выпячивание собственного эго оказались практически нормой современного бытия, тактичность, взаимоуважение, вежливость стали рудиментарным образованием нынешнего социума.
Формировать в людях воспитанность нужно, прежде всего, путём выработки уважения к деятельности, труду, которому индивид себя посвятил, поскольку недостаточно только трудиться, необходимо выполнять выбранную деятельность хорошо, а также уважительно относиться к труду других.
Воспитанность заключается не только в приятных манерах. Она нечто большее и значимое в личности. Это в первый черёд внутренняя интеллигентность, внимательность, уважительность, деликатность, тактичность, скромность.
Современная жизнь предоставляет множество поводов к злости, агрессивности, беспричинному раздражению. Как просто нагрубить человеку в утренней толкучке на остановке либо в бесконечной очереди. Не сдержавшись и вспылив по незначительному поводу, человек унижает не только своего визави, но и себя. Именно так проявляется низкая воспитанность людей.
В действительности, человек, обладающий адекватным уровнем воспитанности, действует так:
– незамедлительно оказывает помощь;
– не преступает нормы законодательства;
– адекватно реагирует на неизбежные обстоятельства;
– уважает воззрения окружения, даже противоречащие его собственной позиции;
– умеет при необходимости поддержать беседу;
– говорить ёмко и по делу;
– не склонен перебивать собеседника;
– избегает неуместных шуток, оскорблений.
Психологи советуют начинать повышения собственного уровня воспитанности с нижеприведённых действий:
– стараться понимать мотивы поступков, мысли других индивидов, вникать в их обстоятельства;
– следовать общеустановленным поведенческим нормам;
– не пытаться перевоспитывать окружение.
Способность вести содержательный диалог также считается значимой особенностью воспитанной личности.
Помимо того важна и манера говорить, поэтому необходимо перед любым высказыванием, прежде всего, подумать о чувствах собеседников.
Дабы обладать должным уровнем культурности следует развивать самообладание.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»