Что нужно сделать чтобы информация появилась ответ на вопрос
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнастасия Недоросткова
Похожие презентации
Презентация на тему: » 1.Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2.У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к.» — Транскрипт:
1 1.Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2.У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к сейфу). Что я смогу с ней сделать? 3.Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? 4.Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? 5.Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского языка на русский, получить закон физики, поставить диагноз)? 6.С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина, список группы, компьютерная программа)? 7.Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)?
3 Передача, обработка и хранение информации происходит в форме сигналов или знаков. Сигналы По физической природе По способу восприятия Электромагнитный Световой Тепловой Звуковой Механический Биохимический Зрительный Слуховой Осязательный Вкусовой Болевой Физиологический Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды или шифры, ноты и т.д.
4 Передача информации Информация Канал связи Помехи
5 Обработка информации Входная информация (сведения, которые получает человек или устройство) + запас имеющихся знаний и опыта Выходная информация (новая) Обработка (преобразование) информации Помехи, шум
Что нужно сделать чтобы информация появилась ответ на вопрос
Как обрабатывать новую информацию быстро и эффективно, не теряя при этом концентрации внимания? Как убедиться, что вся информация надежно сохранена в памяти? Современные исследования показывают, что в течение дня мы забываем около 70% всего увиденного и услышанного. Однако этих потерь можно избежать. Методика, описанная в книге «Как читать, запоминать и никогда не забывать», научит усваивать информацию лучше и быстрее, не тратя на это много энергии. Делимся с вами несколькими советами.
Заполните пустоту
За одну минуту в голове могут появиться до 1400 различных мыслей. Скорость чтения в среднем составляет около 200 слов в минуту. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства, чтобы думать о другом.
Именно поэтому во время чтения мы отвлекаемся на посторонние мысли: «Мне нужно позвонить маме, мне нужно отправить электронное письмо, мне нужно купить продукты». Недостаток внимания затрудняет запоминание информации. Для быстрого и полноценного ее усвоения и анализа необходима концентрация.
Один из способов заполнения пустоты — запоминать информацию быстрее. Если вы читаете со скоростью 300, 400, 500 слов в минуту, свободного для других мыслей пространства остается меньше. В результате концентрация внимания увеличивается и уровень понимания повышается, что приводит к лучшему запоминанию.
Ваша скорость чтения должна определяться ответом на вопрос: «Понимаю ли я, что читаю?» Если не понимаете — это тревожный знак. Тогда задайте себе следующий вопрос: «Это происходит, потому что я думаю о чем-то другом?» Если так, попробуйте читать немного быстрее. Стимулируйте работу мозга и заполняйте пустоту. Или вы не понимаете информацию, потому что она сложна? Тогда попробуйте читать немного медленнее.
Смотрите на общую картину
Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.
Довольно интересное исследование подтвердило эту концепцию. Двум группам студентов предложили прочитать детективный роман. Участники первой группы получали его по одной странице, переходя к следующей только после прочтения предыдущей. Участников другой группы попросили сначала прочитать заключение, чтобы они знали, кто и почему совершил убийство. А потом им дали книгу полностью.
Сравнивая результаты двух групп, исследователи обнаружили, что группа, читавшая роман постранично, потратила на него на 30% больше времени, а результаты теста на понимание текста здесь оказались ниже. Группа, которая сначала получила «общую картину», показала уровень понимания текста на 38% выше и лучше отделяла важные факты от неважных. Кроме того, формирование общей картины позволяет запомнить информацию на более долгий срок.
Информация никогда не бывает сама по себе, она всегда часть чего-то большего. Как только вы увидите это большее, вам будет легче изучить отдельные элементы.
Взгляните на картинку, прежде чем собирать пазл. Источник
Общая картина, особенно если речь идет о большом количестве текстов, помогает провести предварительный просмотр. Вы можете сориентироваться в тексте, понять, что вы уже знаете по теме. Так создаются ожидания относительно текста. А когда вы знаете, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы.
Другими словами, вы быстрее обрабатываете информацию. Конечно, просмотр текста занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды. Критический момент — десять страниц, то есть если вам нужно обработать десять страниц информации, сначала просмотрите ее.
Вспомните, как это бывает. Вы собираетесь посмотреть фильм, трейлер которого уже видели или о котором вы читали отзыв, то есть вы уже знаете сюжет. Другой пример — участие в гонках. В этом случае просмотр трассы жизненно важен. Штурман сидит рядом с водителем и может предупреждать его о предстоящих маневрах, например о крутом повороте через 300 метров. Конечно, водитель его тоже заметит, но теперь он будет лучше к нему готов. Как результат, водитель может ехать гораздо быстрее. То же относится и к обработке информации.
Используйте образы
Что вы лучше запоминаете: слова или изображения? Большинство людей ответят, что изображения, и будут правы — изображения сохраняются в нашей памяти невероятно хорошо. Аж треть нашего мозга задействована в обработке визуальной информации.
Сотни исследований подтверждают это. Одно из них — парадокс Бейкера — бейкера. Участникам дали фотографию человека. Одну группу попросили запомнить, что фамилия человека на фотографии — Бейкер, другую — что его профессия пекарь (по-английски — «бейкер»).
Через две недели участники, которым сказали, что речь идет о пекаре, смогли это легко вспомнить. А из участников, которых просили запомнить имя, только один смог его воспроизвести. Почему же так отличаются результаты, если участникам нужно было запомнить одно и то же слово? Объяснить это можно следующим: когда вы думаете о профессии пекаря, то представляете образ человека, что-то пекущего. Это просто визуализировать. Запомнить имя Бейкер не так просто — оно не создает в вашем мозге никаких образов, если только вы не знаете человека с таким же именем.
В Гарварде проводят исследования, насколько точно изображения сохраняются в нашем мозге. Участникам показали три тысячи изображений пустынь, парков и школ, затем показали 200 пар изображений, состоящих из новых и тех, что они уже видели, и попросили показать изображение, которое им уже знакомо. Никто не испытал никаких трудностей, точность распознавания составила 96%. Даже когда исследователи увеличили количество изображений, которые нужно было вспомнить, способность участников их воспроизвести не снизилась.
Следовательно, если вы хотите запомнить информацию, имеет смысл преобразовывать ее в изображения. Можно ли это сделать с любой информацией? Нет, но с определенной долей фантазии обычно бывает эффективно. Предположим, вы хотите запомнить, как зовут Хэнка, вашего нового знакомого. Это имя созвучно со словом «танк». Представьте, что Хэнк сидит в танке. Звучит немного странно, но имя стало образом, и мозгу гораздо проще обработать эту информацию. В образы можно перевести даже цифры. Например, цифра 2 выглядит как лебедь, а цифра 8 — как снеговик.
Не всегда вам нужно превращать информацию в образы самостоятельно. Если рядом с текстом есть рисунок, будет проще его запомнить.
Одно исследование красиво это доказало на примере того, какие статьи в газетах лучше запоминаются. Большинство людей запомнили статьи рядом с рекламой. Это удивительно, потому что реклама обычно никак не связана с текстом статьи. Тому есть простое объяснение: сознательно или бессознательно, вы ассоциируете информацию с изображением рядом. Оно дает вашему мозгу дополнительную зацепку для воспроизведения информации.
С точки зрения восстановления из памяти не важно, имеет изображение отношение к тексту или нет. Образ может быть даже таким простым, как нарисованное солнце. Поэтому вы можете взять эту идею на вооружение: нарисуйте что-то на полях или рядом со своими заметками — запоминание и обращение к этой информации упростятся.
Что такое информация – какая она бывает и какие операции можно совершать с информацией
Все сведения и знания.
Информация – это совокупность сведений о чем-либо. Эти сведения могут быть переданы одним живым организмом другому, обработаны им и поняты.
Обработать информацию – значит изменить ее для определенной цели. Например, когда наши барабанные перепонки улавливают звуковые колебания, они дрожат. Затем органы слуха превращают эту «дрожь» в электромагнитные импульсы, импульсы посылаются в мозг и мозг «понимает», кто издает определенный звук, зачем и так далее.
Информацию получают и передают все живые существа. Только разными методами. Люди могут передавать ее через текст, голос, жесты. Бактерии получают информацию о химических веществах вокруг, анализируя их через оболочку своих клеток.
Давайте углубимся в вопрос о том, что же такое информация и разберемся в деталях.
Виды информации
Видов очень много, они классифицируются в зависимости от выбранного критерия.
По способу восприятия
Визуальная – такая, которую мы воспринимаем глазами. Увидели тучи на небе – получили информацию, что скоро может пойти дождь. Увидели круглый дорожный знак с перекрещенными красными полосами на синем фоне, поняли: остановку делать нельзя, стоянку – тем более.
Звуковая – ее мы воспринимаем ушами. Услышали, как капли стучат по крыше – поняли, что начался дождь. Разговор с человеком по телефону – это тоже обмен звуковой информацией.
Тактильная – ее мы воспринимаем «кожей». Например, пришли вы в контактный зоопарк, трогаете там пальчиками кролика и понимаете, какой он мягенький и пушистенький.
Обонятельная – информация, которую вы получаете «носом». Несмотря на то, что у нас нюх развит в 48 раз слабее, чем у собаки, мы безошибочно определяем по запаху бензин, щи, спирт, нашатырь.
Вкусовая – мы воспринимаем ее вкусовыми рецепторами на языке. Больше всего их на кончике языка, поэтому кончик языка определяет абсолютно все вкусы: кислый, горький, пресный соленый. На остальной поверхности языка эти рецепторы тоже есть, но распределены неравномерно. Например, корень языка может чувствовать горечь, но не определяет степень солености.
Особенность всех этих типов – их нельзя переводить один другой. Нельзя тактильно ощутить, сладкая пища или горькая, нельзя учуять носом колебания звуков или различить цвета.
По форме представления
Текстовая – информация, которая подается через буквы определенного алфавита. Эта статья написана как раз в текстовом формате.
Числовая – передается числами. Числом записывается информация о дне вашего рождения, о важных исторических событиях.
Графическая – это рисунки. Самая древняя информация, которая дошла до наших дней, была передана через рисунки на скалах.
Звуковая – песни и музыкальные композиции распространяются по миру как раз в таком формате.
Видеоинформация – в ней есть и звук, и визуальный материал.
Особенность этой категории информации – один тип часто можно перевести в другой. Например, можно описать текстом, что изображено на картинке, можно словами назвать число, можно сделать картинки для текстов, чтобы воспринимать их визуально.
Конечно, есть свои рамки. Звук очень сложно передавать через текст, цифры или картинку, его восприятие слишком индивидуально.
По назначению
Массовая – это информация, которая ориентирована на массы. Книги о Гарри Поттере легко читаются массовым читателем, а вот романы Толстого идут хуже. Крида, Коку и Тимати слушают все подряд, а вот Чайковского и Моцарта некоторые люди вообще никогда не слышали.
Элитарная – это вот как раз Бах и Бетховен, Толстой, Айвазовский и Пикассо. То есть информация, которую могут воспринять только «элитарные» слои общества – самые образованные, понимающие искусство.
Специальная – информация, которой делятся специалисты определенной области. Информация о том, как репрезентируется концепт «город» в творчестве Рубиной – специальная, отличия архей от прокариот и эукариот – тоже.
Секретная – такая, которая по определенным причинам скрывается от большинства людей. Ей обычно обмениваются представители спецслужб.
Личная – касается одного человека и не передается им вообще никому. Она нужна ему для самого себя: приватные фото и видео, к примеру.
По значению
Информация бывает актуальная и устаревшая. Актуальная – то есть соответствующая положению вещей на данный момент. Новость о возможном импичменте Трампа актуальна на сегодня, но через неделю, когда пройдет инаугурация Байдена, она станет устаревшей и неинтересной.
Достоверная, сомнительная и недостоверная. Достоверная – то есть безошибочная, точная, проверенная. Сомнительная – не проверенная, но такая, которая может оказаться и достоверной, и недостоверной. Недостоверная – то есть такая, которую опровергли. Информация о том, что земля плоская, сейчас уже недостоверная.
Понятная – то есть человек, который эту информацию воспринимает, может ее обработать и понять. Я могу понять текст на русском языке, частично пойму на английском и малую часть еще пойму на немецком. На французском уже ничего не пойму.
Полная, достаточная, неполная. Полная – это вся информация по какому-то вопросу. Она таковой бывает очень редко. Но то, что «дважды два – четыре» – это полная информация. Достаточная – то есть неполная, но достаточная для определенной цели. Если я хочу идти на лыжах, мне нужна информация о погоде, но не вся абсолютно. Достаточно знать, сколько градусов ниже нуля и (может быть) какой ветер. Мне без разницы, облака на небе или солнце, атмосферное давление и прочие детали. То есть неполная информация вполне может быть достаточной.
Информация может быть ценной – такой, которую можно использовать в данный момент. Она также может быть не ценной по определенным причинам: она устаревшая, неполная или просто не в нужном месте и не в нужное время эта информация получена.
Что можно делать с информацией
Хранить. Для хранения используются носители информации. Это могут быть книги, рукописные тексты, флешки, диски, глиняные таблички, пластинки со звуками.
Передавать. Для этого используется какая-то среда или специальные проводники. Например, звук передается по воздуху, электронные сигналы передаются по проводам, дельфины передают друг другу информацию через воду.
Воспринимать. Чтобы ее воспринять, мы используем органы (глаза, уши, кожу, язык).
Для восприятия информации могут быть нужны навыки работы с ней. Например, если она текстовая, надо суметь ее прочитать.
Обрабатывать – то есть что-то делать с информацией для достижения своей цели. Если она передается через иностранный язык, которого вы не знаете, вам нужно будет перевести этот язык. Если она передана в программном коде, надо будет запустить программу, которая этот код поймет.
Заключение
Я постарался максимально полно ответить на вопрос о том, что такое информация. В следующей статье мы поговорим о единицах ее измерения – битах, байтах, мегабайтах и их переводе друг в друга.
Подписывайтесь на нашу рассылку. Я каждую неделю буду присылать вам новые статьи рубрики Образование.
Если статья кажется вам поверхностной, сложной, запутанной – покритикуйте ее в комментариях. Ваш комментарий поможет мне сделать этот текст лучше.
Что нужно сделать чтобы информация появилась
Урок. Информационные процессы
Что такое информация?
Каким образом человек воспринимает информацию?
Каким образом человек может улучшить восприятие информации?
Что нужно сделать, чтобы информация появилась?
Что можно сделать с имеющейся у нас информацией?
Что можно сделать с информацией, находящейся у другого?
Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций?
ВЫВОД: Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает получение, передачу, обработку и хранение информации.
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
Человек начал использовать информацию уже на самых первых этапах своего существования. В доисторический период, когда люди добывали пищу в основном за счет охоты, они криками предупреждали друг друга об опасности, призывали на помощь, голосом, свистом или стуком в подобие барабана подавали сигналы для согласованного нападения на крупную добычу и т. д.
В дальнейшем старшие и более опытные стали учить молодых изготавливать каменные и костяные орудия, обучали их практическим приемам охоты и др. Таким образом, появилась осмысленная речь, а с ней и возможность передавать другим опыт и знания, т. е. способность обмениваться информацией.
Затем человек стал обрабатывать почву и сеять хлеб, смог приручить диких животных, научился строить жилища, короче говоря, человек стал не просто брать готовое, а начал сам производить то, что ему необходимо. Так начался прогресс человечества и его быстрое развитие. Значение информации возросло во много раз.
В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию.
Сообщение – информация представленная в определенной форме (речь, текст, изображение, цифровые данные, график, таблица) и предназначенная для передачи информации.
Восприниматься сообщение тоже может по-разному различными людьми в зависимости от их подготовленности и интересов. Пример: Слова «хорошая погода» могут означать и солнечную погоду, и морозный зимний день, и дождь.
Восприятие и представление информации
Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Существуют различные способы восприятия информации человеком. Они зависят от того, через какие органы поступает информация:
Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Для повышения чувствительности своих органов современные люди используют различные измерительные приборы и сложные системы наблюдения и регистрации.
Передача и получение информации происходит по следующей схеме:
ВОПРОС: Приведите примеры источников информации
Информацию мы извлекаем из учебников и книг, газет и журналов, телепередач и кинофильмов.
Источники и приемники информации могут быть:
ü одушевленными (животное, человек) и неодушевленными (ПК, телевизор)
ü явными (учитель – ученик) и косвенными (шум воды может говорить о близости водопада)
Каналом связи – между приемником и источником может быть как телекоммуникационный канал, так и воздух, переносящий звуковые и радиоволны.
Пример 1. Сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается приемнику (телезрителю) от источника (специалиста-метеоролога) посредством канала связи – телевизионной аппаратуры и телевизора.
Пример 2. Открываем дверь ключом. Источник – ключ, приемник – замок, помехи – не соответствие формы ключа форме отверстия замка.
1) Сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается телезрителю (?) от метеоролога (?) посредством телевизионной аппаратуры (?)
2) Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: «Сейчас в городе идёт дождь, температура воздуха два градуса».
– Кем является стюардесса?
– Кем является пассажиры?
– Кем является бортинженер?
3) Капитан спрашивает матроса: «Работает ли маяк?». Матрос отвечает: «То загорается, то погаснет!»
– Чем является маяк в данной ситуации?
Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.
– получение новых данных
Ø Вычисление. Решение задачи – найти гипотенузу прямоугольного треугольника, по двум сторонам.
Ø Логическое рассуждение. Доказательство теоремы
Ø Кодирование – преобразование из одной формы в другую (азбука Морзе…)
Ø Сортировка – упорядочивание (например, по алфавиту)
Ø Структурирование (организация по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое)
Пример 1. «В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы: 1 – Солнце, 2 – Луна, 3 – Марс, 4 – Меркурий, 5 – Юпитер – 6 – Венера, 7 – Сатурн, 8 – Уран, 9 – Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету.
24.10.1989 = 2 + 4 + 1 + 0 + 1 + 9 + 8 + 9 = 34 = 3 + 4 = 7 – Сатурн
входная обработка выходная
Развитие человечества не было бы возможным без сохранения знаний. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания мира, а память человека – великолепное устройство для хранения информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность хранить ее помимо памяти одного человека. Необходим какой-либо материальный объект, предназначенный для хранения информации – носитель информации.
Носитель информации – среда для записи и хранения информации:
ü Любой материальный предмет (бумага, глиняные, восковые и деревянные таблички, береста, папирус, кожа, камень, узелки на веревке, печатные книги, фотопленка, кинопленка)
ü Волны различной природы (световая волна)
ü Акустические носители
ü Электромагнитные носители
ü Гравитационные носители
ü Вещество в различном состоянии
ü Компьютерные носители (магнитные диски, оптические диски, винчестер, флэш-карта)
Но просто сохранить информацию недостаточно. Ее необходимо упорядочить, с тем, чтобы быстро найти необходимые сведения.
Примерами упорядоченного хранения информации является записная книжка, оглавление в книге, словари, расписание, каталоги.
ИТАК, передача, обработка и хранение информации происходит в форме:
ü по физической природе (световой, тепловой, электромагнитный, звуковой, механический, биохимический)
ü по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, физиологический)
ü алфавит любого языка
ü знаки языка жестов
Информационные процессы в технике
Информационные процессы характерны не только для природы, человека и общества, но и для техники. Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер).
Информационные процессы в природе
Второе начало термодинамики, один из основных законов классической физики, утверждает, что если какую-либо систему «предоставить самой себе» и убрать все внешние воздействия (такую систему называют «закрытой»), то эта система будет стремиться к состоянию термодинамического равновесия. Составляющие ее элементы «перемешиваются», разрушается их структура и наступает полный беспорядок — хаос. Энтропия системы, которая является мерой беспорядка, возрастает, а информация (антиэнтропия), которая является мерой упорядоченности, уменьшается. В соответствии с такой точкой зрения нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», то есть прекращение каких-либо изменений и развития.
Однако, по крайней мере, на нашей планете многое происходит наоборот: идет саморазвитие, эволюция живой природы, то есть повышение сложности и разнообразия живых систем. Жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.
Таким образом, энтропия в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) — увеличивается.
Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее.
Рассмотрим примеры информационных процессов, заполнив таблицу:
Как обрабатывается (помехи)
Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки
Другое животное сравнивает со своим запахом и делает вывод, что запах не его
Летучая мышь ориентируется в пространстве, испуская ультразвуковые волны
Банк располагает данными о своих вкладчиках
На дисках ПК или бумаге
Процессором по спец. программе
Приведите примеры каждого из названных процессов для живой и неживой природы:
Домашнее задание – конспект, заполнить таблицу:
Название | 3. Найти общие черты, используя наводящие вопросы: Что нужно сделать, чтобы информация появилась? |
Дата публикации | 23.03.2013 |
Размер | 81.63 Kb. |
Тип | Документы |
skachate.ru > Информатика > Документы
Информационные процессы в технике.
Цели: познакомить учащихся с понятием информационных процессов; научить приводить примеры информационных процессов в природе, обществе и технике.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
– что такое информационные процессы.
Учащиеся должны уметь:
– приводить примеры информационных процессов в природе, технике и обществе.
1. Постановка целей урока
1. Какие процессы можно назвать информационными?
2. Обрабатывает ли дверной замой информацию?
^ 2. Проверка домашнего задания
1.Соединить стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.
Информационное общество
Конец XIX века
Информационная культура
Индустриальное общество
70 – е годы XX
Первая информационная революция
Информационное неравенство
различных технических устройств
Открытие электричества
Развитие промышленности
Увеличение доли умственного труда
Персональный компьютер
Книгопечатание
Проблема информационного общества
Появление письменности
2.Попробовать сформулировать понятие информации в различных науках:
– математика: информация – это сведения, которые человек создал с помощью умозаключений;
– биология: информация – это генетический код человека;
– в обычной жизни: информация – это сведения, сообщения, осведомлённость о положении дел;
В толковом словаре Ожегова информация – это:
– сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
– сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
3. Найти общие черты, используя наводящие вопросы:
1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (Создать, найти, искать, собрать.)
2. У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к сейфу). Что я могу с ней сделать? (Передать, распространить, использовать, копировать, разделить.)
3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу её передать? (Помехи.)
4. Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (Получить, разрушить, упростить.)
5. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)? (Обработать, преобразовать.)
6. С помощью чего информация передаётся (текст письма, видеофильм, картина, код ДНК, список класса, наскальные рисунки, компьютерная программа)? (Бумага, кассета, ген, классный журнал, камень, жёсткий диск.)
7. Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)? (Воздух, телекоммуникационные каналы.)
Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
^ 3. Изучение нового материала.
Вспомнив определение информатики (указать ещё раз на него), вы поймёте, что как раз информационные процессы являются предметом информатики. Как же происходит передача, хранение и обработка информации?
Передача, обработка и хранение происходят в форме сигналов или знаков.
Сигналы можно разделить на несколько типов:
– по физической природе (электромагнитный, световой, тепловой, звуковой, механический, биохимический);
– по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, физиологический).
Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды или шрифты, ноты и т.д.
Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.
^ Передача информации происходит по следующей схеме:
Канал связи
Информация Информация
(примеры) Помехи (примеры)
(примеры)
Пояснение: примеры приводятся учащимися и записываются на схеме.
^ Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путём выполнения некоторых действий.
Модель этого процесса:
Входная информация
(сведения, которые Обработка
получает человек или (преобразование) Выходная информа-
устройство) + запас информации ция (новая)
имеющихся знаний и
опыта.
Развитие человечества не было бы возможно без сохранения знаний. В результате мы так много знаем о минувших веках. Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания мира. А память человека – великолепное устройство для хранения полученной информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность хранить её помимо памяти одного человека. Необходим какой – либо материальный объект, предназначенный для хранения информации – носитель информации.
Хранение информации – это её накопление на различных носителях.
Носитель информации – среда для записи и хранения информации:
Но просто сохранить информацию недостаточно. Её необходимо организовать, чтобы быстро найти нужные сведения. Примерами организованного хранения информации являются записная книжка, оглавление в книге, словари, расписание, каталоги. Это наиболее эффективно организованное хранение информации.
^ 4. Закрепление изученного.
Выполните обработку информации и нарисуйте схему к следующей задаче: «В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы: 1-Солнце, 2-Луна, 3-Марс, 4-Меркурий, 5-Юпитер, 6-Венера, 7-Санурн, 8-Уран, 9-Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету».
24.10.1989=2+4+1+0+1+9+8+9=34=3+4=7 – Сатурн
Входная Обработка Выходная
Пояснение: условие задачи заранее написать на доске; ученики определяют каждый «свою» планету в тетради и результат объявляется вслух.
Привести примеры носителей информации и записать несколько из них.
Привести примеры процессов, в которых отсутствуют прямые действия с информацией (устно).
(Идёт снег, крот роет землю, пассажир получает багаж, люди загорают на пляже.)
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
1.Рассмотреть примеры информационных процессов, заполнив следующую таблицу.
Пояснение: № 1,2 – выполняются на уроке, № 3 – 8 – домашнее задание.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемelevvas.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Информационные процессы Упражнение 1 1)Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2)У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина.» — Транскрипт:
3 Упражнение 1 1)Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2)У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в голове, код к сейфу). Что я могу с ней сделать? 3)Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? 4)Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? 5)Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с русского на английский, расшифровать код ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)? 6)С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина, код ДНК, список класса, наскальные рисунки, компьютерная программа)? 7)Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)?
4 Информация не существует сама по себе, а проявляется в информационных процессах, которые всегда протекают в каких-либо системах. Информационные процессы – это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата
5 Носители информации (память) Источн ик Канал Прием ник Без примене ния техниче ских средств( в уме) С примене нием техничес ких средств (в т.ч. ПК) Виды обработки: Математические вычисления Логические рассуждения Поиск Структурирование Кодирование Правила обработки: алгоритмы Внутрен няя память Внешняя память Хранилище информации Характеристики: объем информации, надежность хранения, время доступа, защита Органы чувств – биологичес кие каналы человека Техническ ие каналы связи: телефон, радио и др. Характеристики: скорость передачи, пропускная способность канала, защита от шума Хранение Передача Обработка Информационные процессы (три составляющие)
6 Схема взаимосвязи информационных процессов
7 Упражнение 2 Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы) будут выполнены учеником, если он: а) учит правило, б) решает у доски задачу, в) слушает музыку, г) пишет письмо, д) переводит текст с английского языка на русский, е) пишет диктант.
8 Н ОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЗАПИСИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (бумага, доска дерево)МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (бумага, доска дерево) ВОЛНЫ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ (акустическая, электромагнитная, гравитационная)ВОЛНЫ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ (акустическая, электромагнитная, гравитационная) СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА (жидкость, газ)СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА (жидкость, газ)
9 Эволюция информационных носителей камень, шкура животных глиняные дощечки, папирус бумага для книг фотопленка, кинопленка, фотобумага перфоленты, перфокарты, магнитные ленты магнитные диски оптические диски
10 Упражнение 3 В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он: а) слушает оперу, б) смотрит футбольный матч, в) читает орфографический словарь, г) выбирает букет в магазине, д) ест мороженое, е) разговаривает по телефону, ж) гладит кошку, з) слушает по радио сообщение о курсе доллара.
11 Передача информации – это одна из составляющих информационного процесса, в ходе которого информация переносится с одного информационного носителя на другой. ПРИНЯТОЕ СООБЩЕНИЕ ПРИНЯТЫЙ СИГНАЛ СООБЩЕНИЕ ИСТОЧНИКПЕРЕДАТЧИК КАНАЛ СВЯЗИ ПРИЕМНИКАДРЕСАТ ИСТОЧНИК ШУМА
13 Сигнал Аналоговый Дискретный Сигнал, непрерывно и плавно изменяющий свои параметры по амплитуде и во времени Сигнал скачкообразно изменяет свои параметры и принимает конечное число в конечном числе моментов времени По каналу связи информация передается с помощью сигналов. Сигнал – это физический процесс, который передается либо веществом, либо энергией (электромагнитные и акустические волны, гены)
14 Примеры: Cообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника специалиста-метеоролога посредством канала связи телевизионной передающей аппаратуры и телевизора. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
15 Упражнение 5 Опишите, кто или что будет являться источником и кто или что приемником информации в следующих ситуациях: а) Андрей собирается переходить перекресток, регулируемый светофором, б) Петя беседует с Колей по телефону, в) Аня слушает прогноз погоды по радио, г) Женя учит стихотворение А.С. Пушкина «Ан чар», д) Света едет в автобусе до остановки «Парк культуры» в незнакомом городе.
16 Обработка информации – это одна из составляющих информационного процесса, которая связана с изменением формы представления информации или её содержания. Входная информация Обработка информации исполнителем Выходная информация
17 Упражнение 6 В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы 1 –Солнце, 2- Луна, 3-Марс, 4- Меркурий, 5 – Юпитер, 6 – Венера, 7- Сатурн, 8 –Уран, 9 – Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету = =34=3+4=7-Сатурн
18 Информационные процессы в системах различной природы Сис тема В живой природеВ обществеВ технике Растительный мирЖивотный мир Инфор мацион ные процес сы Сезонные изменения и природе на основании информации об окружающей среде (температура воздуха, почвы. длина светового дня) Хранение, передача. обработка информации с помощью головного мозга и центральной нервной системы Общение людей (коммуникация) осуществляется посредством основных информационны х процессов Моделирует действия человека и реагирует на его воздействия
19 Упражнение 7 ПроцессПередачаГде хранится (носитель) Как обрабатывается (возможные помехи) источникприемник 1Животное, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки МеткаДругое животное РастениеДругое животное сравнивает со своим запахом и делает вывод, что запах не его. 2Мы смотрим новости по телевизору 3Банк располагает данными о своих вкладчиках 4Петя решает задачу по математике 5Петя играет в компьютерную игру 6Летучая мышь ориентируется в пространстве, испуская ультразвуковые волны 7Автоматическое управление полетом ракеты 8Открытие двери ключом
20 Домашнее задание 1.Распределите перечисленные ниже ситуации на три группы. К первой отнесите ситуации, в которых носителем информации является предмет, ко второй – где ностиелем информации являются волны, к третьей – в которых носителем информации являются состояния вещества. 1) звонок на перемену; 2) кипящее молоко; 3) раствор поваренной соли; м4) запись на классной доске; 5) страница книги; 6) разговор; 7) сигнал светофора; 8)объявление в газете; 9) жужжание пчелы; 10)телепередача. 2.Распределите перечисленные ниже ситуации на две группы. К первой отнесите ситуации, в которых носителем информации является дискретные сигналы, ко второй – где носителем информации является аналоговые (непрерывные) сигналы. 1) Музыкальное произведение; 2) сигналы светофора; 3) передача сообщения с помощью азбуки Морзе; 4) устная речь; 5) письменный текст; 6) передача данных по компьютерной сети; 7) сигнал светофора; 8) рисунок художника; 9) технический чертеж; 10) телепередача.