Что нужно сделать чтобы найти у слова окончание найди и обозначь окончания
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Укажите наиболее полное определение окончания.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это изменяемая часть слова.
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
Конспект урока русского языка по теме «Как найти окончание в слове?»
План-конспект урока русского языка
по технологии проблемного обучения
по теме: «Как найти окончание в словах?»
Тема: Как найти окончание в словах?
Цели: 1. познакомить с алгоритмом нахождения окончания в словах;
2. формировать умение изменять слова по вопросам и выделять окончание в разных формах слова;
3. содействовать воспитанию активной творческой личности ученика.
Оборудование: схема «Окончание», таблица «Алгоритм выделения окончания в словах», карточки с разноуровневыми заданиями, опорные схемы.
I . Организационный момент.
ФОРМУЛА УСПЕХА = знание + внимание + сотрудничество + терпение.
— Пожелаем друг другу успеха!
— Повторим написание строчных букв и их соединений с элементом «петля». При письме по одной линейке будем стараться писать буквы одинаковой высоты, соблюдая одинаковый наклон вправо:
После записи элементов и букв учитель спрашивает:
— Какое слово зашифровано?
— Объясните лексическое значение этого слова.
— Выделите в нём орфограммы. Написание каких из них можно объяснить?
— Я подобрала однокоренные слова. Какое слово является проверочным для безударной гласной в корне? Запишите рядом со словом окончание однокоренные слова, выделите в них корень.
КОНЕЦ, ЗАКОНЧИТЬ, КОНЦОВКА, КОНЕЧНЫЙ.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
— Какой корень вы обозначили? Какая часть слова называется корнем?
III . Создание проблемной ситуации.
Игра «Окончание убежало». Задание: дописать слова так, чтобы получилось предложение.
Внучк любит бабушк
Варианты: внучку любит бабушка и внучка любит бабушку.
Проверка выполнения задания.
— Прочитайте полученные предложения.
— Изменился ли смысл предложения? Почему? (изменилось окончание в 1-м и 3-ем слове, изменилось действующее лицо)
Постановка вопросов для актуализации знаний.
По мере поступления правильных ответов заполняется схема, расположенная на доске.
— Значит, изменив последнюю букву в слове, мы получим… (… его новую форму).
— Как называется эта часть слова, стоящая в конце?
— Что вы знаете об окончании? (кто забыл, может обратиться к учебнику, с. 86)
— Почему окончание получило такое название? (эта часть слова находится в конце).
— Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? (да, а значит окончание – изменяемая часть слова).
— Каким знаком обозначаем окончание?
— Обозначьте окончания в словах предложений о бабушке и внучке.
— Какую роль играет окончание в слове?
Для изменения формы слова,
Для связи слов в предложении.
Игра «Собери из слов предложение».
ЗВУЧИТ, НЕЖНЫЙ, МЕЛОДИЯ, ВАЛЬС.
Наблюдение и рассуждение.
— Прочитайте. Можно ли считать, что здесь записано предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов получилось предложение? (изменить окончания в словах).
— Измените. Произнесите, что у вас получилось.
— Для чего же служит окончание? (для связи слов в предложении).
5. Коллективная работа.
Ученики составляют предложение и записывают его в тетрадь. Пока остальные записывают, два ученика у доски выделяют окончания в словах данного предложения:
ЗВУЧИТ НЕЖНАЯ МЕЛОДИЯ ВАЛЬСА.
Варианты: звучит нежная мелодия вальса и звучит нежная мелодия вальса.
6. Учебная проблема:
— Кто из ребят правильно выделил окончание?
— Почему, выполняя одно задание, результат работы у ребят получился разный? (мы не знаем, как найти окончание в словах).
7. Формулирование гипотез.
— Ваши предположения: как найти окончания в словах? (окончание находится в конце слова, значит нужно выделять последнюю букву; надо изменить форму слова, сравнить слова и найти изменяемую часть – это и будет окончание).
IV . Сообщение темы, постановка целей урока.
— Определите тему урока. Какие цели вы перед собой поставите? Что вы должны знать и уметь?
Должны знать: что такое окончание, для чего оно служит, алгоритм выделения окончания в словах.
Должны уметь: находить и выделять окончания в словах, пользуясь алгоритмом.
Раз, два – потянуться,
Три, четыре – разогнуться,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Проверка гипотезы № 1.
Обращение к предложению: звучит нежная мелодия вальса.
— Как определить окончание в слове? Сколько и какие буквы будут последними в слове?
— Обратимся к учебнику: с. 86, правило. (в предложении Белка живёт в дупле в окончаниях слов встречается 1, 2 буквы, но бывает и больше двух).
Под белыми крыльями;
Вывод: окончание может состоять из 1, 2 и даже 3 букв. Первая гипотеза не подтвердилась.
— Как изменить форму слова? Ваши предложения. (способом: один-много, много-один).
— Сравните формы слова. Найдите окончания.
— Как ещё можно изменить форму слова? (с помощью вопросов).
— Сравните формы слова. Найдите окончания.
— Сделайте вывод по проверке второй гипотезы.
— Сопоставьте ваши выводы с правилом в учебнике.
1. Работа с правилом (с. 88).
Вопросы после прочтения:
— Как нужно изменить слово, чтобы найти окончание в нём? (по вопросам).
— Какая часть слова будет окончанием? (которая изменяется).
2. Алгоритм действий.
— Для того, чтобы найти окончание в слове, предлагаю воспользоваться алгоритмом действий.
Алгоритм нахождения окончания:
изменяю слово по вопросам.
сравниваю формы слова.
нахожу часть слова, которая изменяется.
выделяю значком
3. Коллективная работа по алгоритму.
Дети, пользуясь алгоритмом, определяют окончание в словах:
VI . Закрепление нового материала.
1. Работа в группах по алгоритму.
— Рассуждая по плану, найдите окончания в словах предложения, с которого мы начали урок:
2. Проверка выполнения работы в группах. Общий вывод.
VI I. Проверка усвоения нового материала.
Учащиеся работают по карточкам, на которых размещён материал трёх уровней. Ребёнок выбирает в карточке посильное для себя задание.
При выполнении задания первого уровня ученик покажет, знает ли он, что такое окончание, для чего оно служит; умеет ли он выделять окончания в разных формах одного и того же слова.
При выполнении задания второго уровня ученик покажет, знает ли он, что такое окончание, для чего оно служит; умеет ли он находить в тексте разные формы одного и того же слова и выделять окончания в данных словах.
При выполнении задания третьего уровня ученик покажет, знает ли он, что такое окончание, для чего оно служит; умеет ли, пользуясь алгоритмом, изменять слово по вопросам и обозначать окончания в нём.
Проверка работы с помощью карточки контроля.
— Проверьте задание по карточке контроля.
— Оцените свою работу. На полях карточки поставьте соответствующий знак:
понимаю и могу помочь другому;
— Как вы оценили свою работу?
IX . Итог урока. Рефлексия.
Оценка работы учащимися, учителем.
— Что нового узнали на уроке?
— Где мы можем применять полученные знания?
— Что общего у окончания и…
а). … облака (изменяют форму);
б). … предлога (служат для связи слов в предложении);
в). … корня (является частью слова).
— Добились ли мы успеха на уроке? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к формуле успеха.
ФОРМУЛА УСПЕХА = знание + внимание + сотрудничество + терпение.
Образец карточки – задания
для самостоятельной работы учащихся
Прочитай. Сравни формы слова. Выдели окончания.
Найди разные формы одного и того же слова. Подчеркни их. Выдели окончания.
Ветер – задира в осеннем лесу
Рыжей ольхе заплетает косу.
Рыжая белка гадает в уме:
«Скоро ли рыжик подсохнет к зиме?»
Рыжие сосны скребут небосвод.
Рыжая осень по лесу идёт.
Прочитай и отгадай загадку. В выделенных словах обозначь окончания, пользуясь алгоритмом действий.
Как поймаешь на ладонь.
Образец карточки – контроля
для проверки самостоятельной работы
Ветер – задира в осеннем лесу
Рыжей ольхе заплетает косу.
Рыжая белка гадает в уме:
«Скоро ли рыжик подсохнет к зиме?»
Рыжие сосны скребут небосвод.
Рыжая осень по лесу идёт.
Как поймаешь на ладонь.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-951900
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Личные окончания глаголов
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
Личные окончания глаголов
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.