Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем

Как стать хорошим читателем

Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем

Каждый, кто занимается саморазвитием, хочет извлекать максимальную пользу из каждой прочитанной книги. По данным Google в современной истории опубликовано около 130 миллионов книг. Излишне говорить, что это громадное количество. И если доступно так много книг, то какие из них вы должны прочитать?

Каждый разумный человек постоянно задается такими вопросами:

Кроме этого, перед каждым человеком становится еще один вопрос: каким образом удержать прочитанное в долговременной памяти? Марелиса Фабрега пытается найти ответы почти на все эти вопросы.

Что было бы хорошо прочесть?

Первый вопрос, который люди обычно задают себе, когда они решили, что они хотят много и разумно читать, таков: что мне читать?

К счастью, это вопрос, на который многие пытались ответить, поэтому вы можете просмотреть их рекомендации, чтобы сделать свои собственные выводы.

Список Томаса Джефферсона

На протяжении всей своей жизни несколько человек писали Джефферсону с просьбой рекомендовать список книг, которые они должны прочитать. Джефферсон отвечал на эти письма. Вот список обязательных для прочтения книг от него.

1001 книга, которую вы должны прочесть перед смертью

Этот литературный справочник был составлен более чем 100 литературными критиками и был отредактирован Питером Боксаулом. Он включает в себя как романы, так и рассказы, и каждый заголовок сопровождается кратким описанием и объяснением того, почему он был выбран. С другой стороны, есть несколько подобных списков (включающих то же число книг), так что выбирать есть из чего.

Книги западной цивилизации

Это один сборник книг, который призван дать читателю гуманитарное образование в соответствии с Гарвардской классикой. Данный список придумал небезызвестный Мортимер Адлер. Он содержит те книги, которые известны как западный канон.

Список Стивена Кинга

Стивен Кинг рекомендует 96 книг, которые должны прочесть как начинающие писатели, так и все люди, которые ценят литературу.

Генеральные принципы

В дополнении к чтению хороших книг, вы должны научиться хорошо читать. Вот общие принципы.

Читайте обдуманно и избирательно

Как было сказано выше, вместо того, чтобы каждый раз задаваться вопросом «что читать», создайте план для чтения на всю жизнь. Подбирайте книги внимательно и преднамеренно. В конце концов, как однажды сказал Генри Торо: «Сначала прочтите хорошие книги, иначе у вас не будет возможности прочитать их вообще».

Читайте для удовольствия

Вы никогда не сможете найти время для чтения, если не нашли книги, которые, по вашему мнению, вам понравятся. То есть, читать надо для удовольствия, а не из обязательств. Жизнь слишком коротка, чтобы заставлять себя читать книги, которые вы не хотите читать.

Выделите время

Чтобы читать больше, вам нужно выделить на это время в своем расписании. Когда вы собираетесь читать? Первым делом с утра? Перед сном? Отведите на чтение конкретное время в своем расписании.

Уберите все отвлекающие факторы

Относитесь к своему времени, выделенному на чтение, как к священному. Найдите тихое место, закройте дверь, выключите телефон и сделайте все, что вам нужно, чтобы полностью сосредоточиться на чтении.

Будьте терпеливы

Сначала ваш «интернет-мозг» не захочет оставаться неподвижным в течение времени, которое вы выделили для чтения книг. Вместо этого он будет жаждать постоянной стимуляции, которую получает из интернета. Однако если вы имеете терпение, то обнаружите, что через некоторое время снова обрели способность полностью погрузиться в то, что читаете.

Перемещайтесь между разными уровнями сложности

Не следует пытаться заставлять себя читать книги, но вы должны добавить сложные книги в свой список чтения. Те, которые в настоящее время превышают ваш уровень понимания. В конце концов, именно так и происходит личностный рост.

Отличный способ заставить себя читать трудные книги — чередовать различные уровни сложности чтения. Выполните следующие действия:

Активно думайте о том, что читаете

Как однажды сказал Денис Парсонс Буркит: «Лучше немного почитать и задуматься, чем много читать и немного мыслить». В конце каждого абзаца, каждой страницы или каждой главы книги, которую вы читаете, остановитесь на мгновение и подумайте о том, что вы только что прочитали. Вспомните школу, когда учитель просил вас прочесть отрывок из книги, а затем объяснить всему классу, что же вы только что прочли.

Делайте заметки на полях

Сделайте книгу своей собственной, опишите свои мысли на полях и выделите фрагменты, которые считаете особенно важными. Кроме того, вы держите разговор с автором, когда читаете и записываете, где вы согласны с автором и где не согласны. Как однажды сказал Мортимер Адлер: «Запись в книге указывает на интеллектуальную собственность».

Заведите журнал

Это один из самых лучших способов стать хорошим читателем. Вот формат, который вы можете использовать:

Источник

Сочинение на тему: «Что значит быть талантливым читателем?»

Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем

Чтение и анализ

Книги являются популярным увлечением людей всего мира. Оно вовлекает, поглощает и заинтересовывает, затягивает в мир интриг, приключений и страстей. Но, все-таки, для каждого читателя книжка — это что-то свое. Кто-то читает «в запой», а кто-то бегло пробегает по тексту, обращая внимание на картинки.

Именно это отличие, по моему мнению, и называется талантом к чтению. Если человеком перечитаны тысячи книг, то это вовсе не значит, что чтение было качественным. Читатель мог не анализировать прочтенное, не уловить смысл и идею автора, не понять идею.

Такое чтение не несет никакой пользы, кроме того, что человек тренирует скорость читки. Полезным может быть только осознанное прочтение, при котором осознаются все детали, намеренно скрытые автором. Так глубокие и смышлёные люди понимают гениальность автора и его произведения.

Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем

Талантливый читатель перед прочтением книги обязательно ознакомится с рецензиями, узнает историю создания произведения, определит его направление и жанр.

Только после того, как у него сложится вся картина и отчетливое представление о том, с чем он столкнется, он начнет ее читать.

В процессе чтения талантливый читатель будет отмечать важные для себя вещи, и даже делать заметки в блокноте. Он будет цепляться за фразы и слова, о которых в дальнейшем захочет узнать больше.

Закончив книгу, талантливый читатель проанализирует ее, составит характеристики героев, сделает выводы о том, что дает ему эта книга и в чем ее идея. К тому же он обязательно отметит:

В конце концов, читатель, вдумчиво прочитавший книгу, напишет собственную рецензию, выражая свое собственное мнение. Это важно, потому что даже самая хорошая книга рано или поздно сотрется из памяти, а с помощью написанных выводов можно вспомнить свои впечатления от произведения, а также полученные из нее знания.

Книги и собственное сознание

Читая книгу, я часто уношусь в неведомые дали, которые отличаются от далей, описанных автором. Часто мои мысли ассоциируются с сюжетом, но развиваются самостоятельно, рисуя в моем сознании развитие событий, которых нет в тексте.

Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем

Вот так, читая страницу за страницей, я действую механически, но при этом мой ум в этот момент где-то очень далеко. Я думаю, меня поймут многие люди, которые выполняют монотонную работу, но при этом думают о чем-то другом. Здесь напрашивается вывод о том, что читать нужно учиться: проявлять старание и концентрировать свое внимание.

Это умение тоже по своей сути механическое и не относится к таланту. Быть талантливым читателем, значит — подключить творчество. Нужно осознавать то, что пытается передать автор, но при этом пропустить все эти мысли через свое сознание.

Можно провести аналогию с картиной, в которой масса разных оттенков и интересных деталей. В книжке также есть много граней, а каждое слово внесет какой-то смысл. Кроме этого, есть контекст, особенности самого автора и так далее.

Не всегда талантливый читатель должен быть эрудированным, но полезно знать что-то об авторе и самом произведении. Сознательный человек выделяет для себя из книги такие моменты:

Прочитав книгу, человек «проработает» ее в своем сознании, и даже может додумать или доделать работу автора, фантазируя в своей голове. Такие рассуждения о работе писателя помогут понять суть произведения и сделать правильные выводы.

Писатель и читатель

Всем известно, кто такой талантливый писатель, но мало кто задумывается о таланте читателя. Их сейчас гораздо меньше, и далеко не всегда два этих таланта присущи одному человеку.

Ошибочно считать, что человек, читающий как можно больше книг, является талантливым. Истинный ценитель книжек многогранен, он развивается, проявляет творчество, а не просто занимается банальным чтением текста. Вдумчивый человек формирует свои навыки еще в детстве, а, возможно, это даже то, что передается по наследству на генетическом уровне. Я думаю, что вырастить талантливого читателя в зрелом возрасте практически невозможно. Но исключения бывают и здесь, хотя они редкие.

Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем. Фото Что нужно сделать чтобы стать талантливым читателем

Талантливый читатель не будет читать в автобусе или в метро, он посвятит этому процессу отдельное время, уединится и сосредоточится на сюжете. Выбирает не первую попавшуюся книгу, он действует по наитию:

Чтение для таких людей — это способ стать счастливее, прожить свою жизнь ярче, перенося книжные фантазии в реальную жизнь.

Работая над сочинением, нужно оценить свой читательский уровень, писать о своих рассуждениях, выражая собственную мысль. Если в окружении есть человек, подходящий под определение темы сочинения, то стоит описать в нем именно его.

Источник

Сочинение на тему Что значит быть талантливым читателем

Чтение книг — увлечение для людей по всему миру. Чтение полностью поглощает, вовлекая в свой мир приключений и страстей, интриг. Но каждый читатель видит книгу по-своему, кто-то больше, кто-то меньше, а кто-то способен лишь запомнить картинки, которые там нарисованы.

Это отличие людей и есть то, что называют талантом к чтению. Даже если человек перечитал сотни книг, это вовсе не значит, что его чтение было качественным, что он анализировал каждое предложение автора, что он уловил главные идею и смысл книги. Чтение как процесс не несёт в себе никакой пользы, кроме тренировки для скорости читки. Пользу несет осознанное чтение, понимание каждой детали, которую автор укрыл от обычных читателей, чтобы более смышлёные, более догадливые и глубокие люди видели всю гениальность действительно великого автора.

Кроме того, талантливый читатель перед тем, как слепо браться за какую-то книгу, прочтёт несколько рецензий, полистает историю создания этой книги, определит жанр и принадлежность какому-то направлению, чтобы иметь отчётливое представление о том, с чем ему предстоит столкнуться.

Во время прочтения книги талантливый читатель будет делать заметки на бумаге или у себя в голове о вещах, которые его заинтересовали, о которых он хотел бы узнать больше. Будь то исторические события, личности или незнакомые слова, он будет их запоминать, чтобы в дальнейшем узнать о них больше.

После прочтения же книги талантливый читатель возьмётся за анализ прочитанного, составит в голове характеристика главных героев, подумает о том, чему учит эта книга, в чём заключалась главная идея и как она была реализована. Кроме того, он заметит недостатки книги, отметит про себя важные моменты, которые портят общее впечатление о произведении.

Конечным же этапом для вдумчивого прочтения, если вы стремитесь стать талантливым читателем, я думаю, станет написание собственной рецензии. Когда человек на письме или в электронном виде выражает своё мнение, оно лучше запоминается, во-первых, а во-вторых, в любой момент можно найти написанное или напечатанное, чтобы вспомнить, что конкретно тревожило в момент прочтения книги. Это очень важно, потому что любые книги рано или поздно начинают стираться из памяти, если не пользоваться знаниями, полученными из неё.

Сочинение про Талантливого читателя

В процессе чтения книги мой ум часто уплывает в неведомые дали, и эти дали написаны совсем не автором книги. Зачастую эти мысли просто появляются как ассоциации с сюжетом и содержанием и развиваются далее самостоятельно.

Вот так страница за страницей книга как будто читается, хотя в действительности действие выполняется сугубо механически и ум, где-то далеко.

Подобное возможно видеть и в других примерах деятельности. Ведь иногда за монотонным занятием отвлекаешься от дела и начинаешь размышлять о чем-то другом, а делом совсем не занимаешься.

Какой- отсюда следует сделать вывод? Читать нужно уметь. Нужно проявлять старание и также концентрацию внимания.

Однако, такие умения тоже являются более механическими действиями и по большей части относятся к наработанному навыку, а не к таланту. Быть талантливым читателем означает к этим умениям подключить также и творчество, некий творческий импульс, который преображает деятельность. Тут нужно не просто ясно осознавать мысли, которые передает через книгу автор, но и пропускать эти мысли через себя оригинальным и чутким образом.

Наподобие того как картина имеет массу оттенков и различных деталей, книга тоже искрится множеством оттенков. Ведь каждое слово несет какой-то смысл, а в тексте они сочетаются в тысячах разнообразных комбинаций. Помимо этого есть контекст, есть особенности автора и множество остального.

Талантливый читатель – не всегда эрудит, хотя, конечно, полезно порой знать побольше и об авторе и о произведении, которое читается. Тем не менее, умение талантливого читателя заключается в способности пропускать произведение через собственный личный опыт и восприятие.

Например, мы читаем классиков, речь идет о событиях далеких с совершенно иным укладом общества и отношений, но мы можем пропустить через себя эмоции героев, сравнить рассуждения героев с собственными мыслями и поступками. Наверное, талантливый читатель также умеет брать из книги только положительное и полезное. Даже если книга не так интересна и автор не особенно талантлив, талантливый читатель способен «поработать» сам и в какой-то степени даже доделать дело автора в собственном сознании.

Также читают:

Картинка к сочинению Что значит быть талантливым читателем

Популярные сегодня темы

Добрые дела всегда ценились и будут цениться. Это то, что мы все стараемся сделать, то, что уважают люди и то, что делает нас счастливыми. Думаю, каждому знакомо то тёплое чувство в груди, когда ты кому-то помог, не так ли?

На картине Михаила Сатарова Лесная прохлада зритель видит летний лес и мелкую речушку или ручей, на правом берегу которого пятнистая лошадь, склонив голову, пьет текущую воду.

Одним из ключевых персонажей произведения является Николай Ростов, представленный писателем в образе молодого человека невысокого роста с курчавыми волосами, имеющего открытое выражение лица

Одним из основных персонажей произведения является Юлий Капитоныч Карандышев, официальный жених главной героини пьесы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.

В одном болоте жила себе лягушка. Ничем она не отличалась от других. Ловила мух, жуков, пауков и бабочек, а также умела громко квакать.

Источник

Как стать талантливым читателем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:26, научная работа

Краткое описание
Содержание

1) Введение;
2) Понятия: чтение и талантливый читатель;
3) Аспекты талантливого читателя:
1) Не количество, а качество прочитанных книг;
2) Смысловое чтение;
3) Подтекстовое чтение;
4) Различные способы чтения;
5) Работа с книгой;
6) Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

“Как стать талантливым читателем”

Научную работу выполнила:

Строкина Марина Сергеевна,
студентка 1-го курса МПГУ,104 гр.

2) Понятия: чтение и талантливый читатель;

3) Аспекты талантливого читателя:

1) Не количество, а качество прочитанных книг;

2) Смысловое чтение;

3) Подтекстовое чтение;

4) Различные способы чтения;

Анна Андреевна Ахматова «Читатель»

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад,

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд…

Наш век на земле быстротечен

И тесен назначенный круг,

А он неизменен и вечен-

Поэта неведомый друг.

2) Понятия: чтение и талантливый читатель

Чтение- это не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между автором и читателем.

3) Аспекты талантливого читателя:

1) Не количество, а качество прочитанных книг

2) Смысловое чтение

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:

2. ознакомительное (подвидами которого является выборочное чтение и чтение со сжатием информации)

Смысловое чтение- это то, которое требует полного и точного понимания содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

3) Подтекстовое чтение

Геннадий Николаевич Поспелов, советский литературовед- теоретик, тесно переплетает понятие «подтекст» с понятием «психологизм», «. чувства и мысли персонажей порой лишь угадываются в их впечатлениях от окружающего и их поведении. Решающую роль здесь играют беглые, как бы вскользь брошенные суждения о чувствах и намерениях героев. »

Валентин Евгеньевич Хализев, доктор филологических наук, профессор, подробно говоря о подтексте, определяет это понятие как «предметно- психологическую данность. лишь угадываемую в словах, которые составляют текст произведения. В подтекст, как правило, «уходит» то, что связано с внутренней жизнью персонажей и лирических героев, с ее глубочайшими, потаенными пластами. ».

4) Различные способы чтения

Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить:

· какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;

· в чем основной смысл книги;

· на какие смысловые или структурные части она подразделяется;

· какие основные проблемы автор стремиться решить.

Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:

· обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;

· обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;

· обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;

· определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора.

Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного пересказов, планов, конспектов, тезисов, аннотаций, отзывов, рецензий.

Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Но, увы, это не так, часто автор под знакомыми для нас словами подразумевает совершенно иные предметы и вещи.

Текст является лишь констатацией фактов и передачей информации. Будучи записанным, он абсолютно бесстрастен. Истина познается лишь путем понимания подтекста. Прочитанное одним человеком совсем не обязательно совпадает с тем, что увидит в данной статье другой.

В заключение хочется обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний».

Источник

«Воспитание талантливого читателя на уроках литературного чтения» (из опыта работы)

Выбранный для просмотра документ Из опыта работы.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10» г. Рославля

«Воспитание талантливого читателя

на уроках литературного чтения»

из опыта работы Фищенковой О.А.,

учителя начальных классов I категории

(Слайд 3) Эта проблема определила главную цель моей дальнейшей работы: повышение уровня качества чтения младших школьников.

(Слайд 4) Главным путеводителем для детей в мире художественной литературы является учитель. Именно он должен помочь детям разобраться в том, что читать (научить отличать низкопробную « одноразовую » литературу от хороших книг) и как читать.

К какому же чтению следует приучать младшего школьника?

(Слайды 5, 6) Проанализировав современные методики работы с художественными текстами на уроках литературного чтения, я выделила три модели взаимодействия читателя с книгой:

начальное взаимодействие (нацелено на получение информации), в процессе которого отбирается фактический материал;

смысловое чтение (выявление главных мыслей, зафиксированных в тексте, их оценка), в процессе которого читатель учится размышлять над прочитанным, считывать логику текста, интерпретировать его;

творческое чтение (рождение у читателя собственных мыслей, возбуждаемых мыслями автора).

(Слайд 7) Первые две модели взаимодействия читателя с текстом можно определить как рациональные, не затрагивающие личного отношения ребенка к содержанию книги, но дающие возможность тренинга, развивающего его интеллект.

(Слайд 10) Как бы по-разному ни определяли специалисты понятие «творческое чтение», все они говорят о способности человека реагировать на читаемый текст, активизировать по ходу чтения собственные мысли и чувства, оставлять след в душе от прочитанного, развивать сознание. (Слайд 10)

На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создает, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает.

(Слайд 11) В основе художественного восприятия, по мнению М.М. Бахтина, лежит процесс общения между читателем и автором, включающий в себя постижение произведения, его оценку и интерпретацию. В процессе непосредственного восприятия у читателя возникают художественные впечатления от прочитанного. На второй стадии восприятия, выражая их, читатель оценивает и интерпретирует произведение. Ведущая роль при этом может принадлежать либо мышлению, либо мышлению и воображению. При ведущей роли мышления возникает эстетическое суждение о прочитанном. В случае, когда мышление дополнено творческим воображением, оценка и интерпретация тесно связаны друг с другом и проявляют себя через вторичные художественные образы. По отношению к образам, созданным автором, они не всегда фотографичны, чаще всего возникают из области чувств и ощущений и выражают настроение, цветовые и звуковые ассоциации. Эти чувства и ощущения не всегда подлежат словесной фиксации в силу того, что слова никогда не передают безусловно точно те переживания и настроения, которые имеются в нашем сознании. Однако, они, несомненно, важны для читателя, так как являются результатом его активного восприятия. Следует ли при руководстве детским чтением игнорировать эти вторичные образы? Безусловно, нет. Напротив, вторичные художественные образы должны стать объектом беседы учителя с учениками. Они являются своеобразным ключом к пониманию художественного произведения, своего рода обратной связью для учителя.

В процессе творческого чтения читатель за словами видит и чувствует образы: картины природы, звуки (музыку и шумы), запахи. Создавая вторичные художественные образы в процессе творческого чтения, читатель видит невидимое.

(Слайд 12) Вторичные художественные образы, созданные фантазией во время чтения, являются своеобразным результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество (читатель-филолог), изобразительную (читатель-художник), музыкальную (читатель-музыкант) и театральную (читатель-актер) деятельность.

На уроках я сама читаю художественные произведения либо прошу это сделать хорошо читающих учеников. Литературное произведение живет не только на страницах книги, но и в звучащем слове. Чтобы ученик пережил и прочувствовал те образы и настроения, которые в нем заключены, оно не может быть прочитано кое-как, единообразно, торопливо и скучно.

В своей работе с учащимися над литературным произведением (в том числе и на уроках внеклассного чтения) я использую различные приемы.

(Слайд 13) Приёмы, направленные на активизацию творчества

Воспоминания о случаях из своей жизни. Эти воспоминания, а не наводящие вопросы также способны послужить толчком к разговору о произведении. Ребята с удовольствием рассказывают, с кем из окружающих людей можно сравнить персонажей, какие черты характера персонажа они обнаружили в себе, делятся живыми ощущениями, осмысливают текст «через себя».

Амплификация (дополнение) произведения с пользой может быть использована, например, в том случае, когда судьба героев в конце произведения недостаточно определилась. Детям можно предложить придумать продолжение. Подобная работа дает простор для выражения личных переживаний и тем самым содействует углублению понимания художественного произведения.

Сопоставление двух (или нескольких) произведений. Сходства и различия можно прослеживать, сравнивая главных героев (или других персонажей), поступки и их мотивы, результаты поступков.

Словесное рисование картин по прочитанному помогает раскрыть образную палитру произведения. В процессе ответа на вопросы «Что бы вы нарисовали, чтобы передать настроение этого произведения (эпизода)?», «Как бы вы изобразили чувства главного героя произведения?», «Какие цвета лучше использовать для этой сцены?» дети выразят в слове те художественные образы, которые возникли у них при чтении. Спор во время высказывания своих точек зрения будет стимулировать фантазию, способствовать обогащению словаря ребёнка, заставит искать аргументы в защиту своего мнения. В процессе словесного рисования происходит речевое развитие, а также подготовка к художественному иллюстрированию карандашом или красками.

Вычитывание можно использовать для того, чтобы проследить, как изменялось настроение персонажа, состояние окружающей природы, для перечисления главных событий в жизни персонажей, при составлении портретов и описаний.

(Слайд 15) Приёмы, направленные на активизацию творчества

Рисование эпизода, который больше понравился. Данным приём позволяет определить, какой эпизод для ребёнка более интересен. Изображение становится отражением эмоций читателя, коммен­тируя которое они опираются на текст, а также демонстрируют свое понимание произведения.

Рисование конкретного (заданного) эпизода или предмета. Данный прием позволяет провести обсуждение рисунков одного эпизода сразу с целым классом. Перед рисованием возможен кол­лективный выбор такого эпизода в словесном обсуждении. Прием рисования конкретного эпизода особо эффективен при сравнении двух или более произведений. Сопоставляя рисунки по разным текстам, дети на зрительном уровне смогут фиксировать различия и схожесть в обстановке, деталях костюмов, окружаю­щей природе.

Серия рисунков (комикс). Это один из любимых детьми прие­мов творческой работы, позволяющий привнести в рисунок эле­мент динамизма, продемонстрировать процесс развития событий. Рисуя комикс, дети выбирают важные, с их точки зрения, собы­тия произведения.

Рисование персонажа или предмета обращает внимание читателей на детали. Те подробности, которые иногда остаются за рамками беседы, становятся объектом обсуждения в ходе ра­боты с рисунками. Так, например, дополнительными штрихами образов становились цвет и форма одежды (шляпы, туфель, шу­бы), ее опрятность, аккуратность прически, длина волос, размер окон в доме, длина трубы, ширина реки, соотношение величин. Внимание к детали на рисунках выражалось более высоким ка­чеством изображения, прорисованностью, цветовой насыщен­ностью.

Изображение настроения эпизода, произведения. Рисунки-настроения иногда основываются на образах персонажей произведений. В некоторых произведениях происходит неоднократная смена настроения. В таком случае из рисунков к разным эпизодам можно составить так называемую палитру настроений персонажа или произведения.

(Слайд 16) Приёмы, направленные на активизацию творчества

Чтение в образе способствует созданию ситуации перевоплощения, слияния с персонажем. Чтение в образе предполагает предварительное вхождение читающего в представляемый образ. Осмысление прочитанного является основой выразительности чтения.

Чтение в лицах (радиотеатр) позволяет учителю проследить, как дети поняли характер и взаимоотношения персонажей.

Профессор Ю.Н. Столяров, исследуя отражение в русских народных сказках письменности и чтения, обратил внимание на способность Елены Премудрой читать не только по «писаному», но и «по неписаному». Как читать «по писаному», мы знаем – складывать из букв слова, из слов – предложения, черпать из текста информацию. Чтобы чтение, как сказочной Елене, прибавляло не только знания, но и мудрости, надо уметь читать «по неписаному», то есть между строк, видеть не текст, а подтекст, догадываться, постигать смысл, создавать истину собственным умом.

(Слайд 18) Процесс творческого прочтения, размышления над поднятыми произведением проблемами очень важен для саморазвития личности. Знания, добытые в процессе творческого чтения, обдумывания, обобщения информации, становятся основой системы мировоззрения, то есть взглядов на мир, общество, другого человека и самого себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *