Что нужно учесть когда учреждение составляет рабочий план счетов
Энциклопедия решений. Рабочий план счетов бухгалтерского учета
Рабочий план счетов бухгалтерского учета
При формировании учетной политики организация самостоятельно утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета. Он должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Разрабатывая рабочий план счетов, необходимо учитывать, что дублировать (копировать) все синтетические счета, предусмотренные общим Планом счетов, не нужно. Утверждая рабочий план счетов, экономический субъект должен ориентироваться на хозяйственные операции, которые он будет осуществлять постоянно, а также имея в виду операции, которые планируется осуществлять в ближайшем будущем. При разработке рабочего плана счетов необходимо учитывать ряд факторов, например:
— отраслевую принадлежность экономического субъекта;
— организационно-правовую форму экономического субъекта;
— осуществляемые виды деятельности;
— структуру и масштабы экономического субъекта;
— необходимость ведения раздельного учета;
— необходимость соотнесения показателей бухгалтерского и налогового учета;
— требования заинтересованных пользователей к бухгалтерской отчетности.
При составлении рабочего плана счетов изменять синтетические счета, предусмотренные общим Планом счетов, нельзя. Для учета специфических операций экономический субъект может по согласованию с Минфином РФ вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера. В целях управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности, следует использовать субсчета (счета второго уровня, второго порядка), предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета к соответствующему синтетическому счету. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Инструкция к Плану счетов, см. также письмо Минфина России от 18.01.2006 N 07-05-06/07).
Предложенные Планом счетов корреспонденции бухгалтерских проводок также не являются строго обязательными. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов (см. также письмо Минфина России от 06.10.2015 N 07-01-06/56934).
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции к Плану счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.
Примечание
Рабочий план счетов в организациях госсектора разрабатывается на основании соответствующих Планов счетов и Инструкций, которые утверждены:
Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора
План счетов бюджетной организации — это аналитическая система для ведения бухгалтерского учета. В 2020 инструкция его применения обновилась: готовьте учетную политику на 2021 в соответствии с законодательными изменениями.
Что такое план счетов
Единый план счетов государственного учреждения (ПС) нужен для систематизации регистров бухгалтерского учета по количественным, групповым и цифровым значениям в зависимости от объекта учета и целевого функционирования той или иной организации. Он является связующим звеном между показателями учета и бухгалтерской отчетности. В план объединяются те счета, которые используются в операциях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Вся отраженная информация применяется для проведения аналитики функционирования учреждений и прогнозирования ее дальнейшего финансового развития.
План применяется в учете абсолютно всех организаций независимо от их формы собственности. Различают следующие виды по типам экономических субъектов:
В каждом ПС, созданном для разных типов экономических субъектов, отражаются данные, сгруппированные в соответствии с отраслевой и организационной спецификой учреждений. За содержание и нормативное регулирование документа отвечают межотраслевые министерства и ведомства. Для каждого типа учреждения разработана собственная инструкция по применению, в которой приводится детализация счетов и субсчетов к ним.
Кто обязан применять план счетов
Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.
Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:
Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.
План для бюджетников
Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2021 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.
Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:
В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.
Все остальные бюджетники используют в работе ПС бухгалтерского учета. Такое различие образовалось в связи с возможностью ведения бюджетными и автономными учреждениями предпринимательской деятельности и получения дохода от нее (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). Бюджетные организации формируют рабочий план на основе инструкции № 157н. Нумерация рабочих счетов состоит из 26 цифр, в которых отражены аналитический код учета, тип денежного обеспечения, синтетический код счета учета и код финансово-хозяйственной операции по КОСГУ.
Бюджетный план состоит из балансовых и забалансовых счетов. Он ведется в соответствии с источниками финансирования: бюджетными и внебюджетными.
Структура плана счетов бюджетной сферы
Структура бюджетного плана представлена следующими разделами:
Раздел плана счетов
Код счета бухгалтерского учета, пример
Раздел «Нефинансовые активы» отражает информацию обо всех внеоборотных активах экономического субъекта. В раздел включают учет следующих объектов:
0 101 05 000 «Транспортные средства» — формирование информации о первоначальной стоимости автотранспортных средств, находящихся в собственности (оперативном управлении) предприятия.
0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» — отражает первоначальную стоимость недвижимости, находящейся в казне. По такому имуществу амортизация не начисляется. Также по активам, находящимся в казне, не предусмотрено выделение особо ценного и иного имущества.
Раздел «Финансовые активы» аккумулирует сведения обо всех оборотных активах учреждения. Под оборотными активами понимаются не только денежные средства, находящиеся в кассе и на расчетных счетах учреждения, но и вложения в финансовые активы, авансы и дебиторская задолженность.
Раздел включает следующие группы:
0 201 11 000 «Денежные средства на счетах учреждения» — раскрывает информацию о наличии финансов на расчетных счетах, открытых в органе, осуществляющем кассовое обслуживание субъекта (в рублях и иностранной валюте).
0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». По нему начисляются доходы от оказания предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Раздел «Обязательства» раскрывает данные о принятых обязательствах:
0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» — отражает сумму начисленной заработной платы в пользу работников, трудящихся по трудовому договору.
0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи» — отражает кредиторскую задолженность, возникшую по договорам предоставления услуг связи.
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — фиксирует данные о произведенных удержаниях налога с заработной платы сотрудников организации и с иных налогооблагаемых доходов.
Специальный раздел «Финансовый результат» используется для отражения доходов и расходов по результатам деятельности экономического субъекта за определенный период. Предусмотрена детализация по временным промежуткам. Сведения группируются по результатам текущего периода, прошлых лет и будущих периодов.
0 401 10 000 «Доходы текущего периода» — используется для начисления доходов учреждения, причитающихся в текущем финансовом году.
0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному году» — раскрывает информацию о понесенных расходах прошлого периода.
Регистры раздела «Санкционирование расходов» раскрывают учетную информацию по:
0 501 11 000 «Доведенные ЛБО» — отражает сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств в рамках текущего финансового года.
План счетов бухучета для бюджетных и госучреждений
Актуальная таблица счетов бюджетного учета в 2021 году для государственных и бюджетных учреждений по инструкции 157н:
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2020-2021
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из 5 разделов:
В нефинансовые активы входят:
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают в себя:
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Классификация синтетических счетов на основании требований нормативных документов
План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат полный перечень счетов, которые используются для ведения бухгалтерского учета.
По наличию субсчетов их можно разделить на три группы:
Синтетические счета, входящие в группу
Счета, которые содержат субсчета, обозначенные в плане счетов
08, 10, 19, 41, 50, 55, 58, 69, 73, 75, 76, 79, 90, 91, 98
Счета, которые нужно делить на субсчета по рекомендованному признаку
01, 03, 04, 66, 67, 68, 86, 96, 97
Счета, которые представлены в плане счетов только в синтетическом виде
02, 05, 07, 09, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 45, 44, 45, 46, 51, 52, 57, 59, 60, 62, 63, 70, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 94, 99
У некоторых счетов есть также определенные требования к аналитике, которую они должны содержать. С этой точки зрения счета можно классифицировать следующим образом:
Синтетические счета, входящие в группу
В инструкции к плану счетов есть требования к детализации счета, которые должны быть реализованы с помощью субсчетов
01, 02, 03, 04, 08, 10, 14, 16, 19, 41, 42, 50, 52, 55, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 73, 75, 76, 79, 83, 84, 90, 91, 96, 97, 98
В инструкции к плану счетов есть требования к аналитике счетов, которые могут быть реализованы с помощью других признаков (например, в соответствии с инвентарным и складским учетом, с помощью отдельных складов, заказов, мест возникновения затрат и т.п.), но без использования субсчетов
01, 02, 03, 04, 05, 07, 09, 10, 11, 15, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 41,43, 44, 45, 46, 51, 60, 62, 70, 71, 77, 80, 86
В инструкции нет требований к аналитике
Выделенные в таблице балансовые счета должны быть детализированы не только на уровне субсчетов, но и пообъектно. Например, счет 01 (основные средства) должен содержать информацию о тех объектах, которые находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде. Это можно реализовать на уровне субсчетов. Но при этом еще должна быть аналитика и по инвентарным объектам.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Подробнее о них читайте здесь.
Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, пробный демо-доступ к системе можно получить бесплатно.
О том, какие еще приложения, кроме рабочего плана счетов, могут потребоваться к учетной политике, читайте в статьях:
Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. С 2022 года станет обязательным к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Подготовить график документооборота вам поможет «КонсультантПлюс». Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Парные счета
Речь идет о тех счетах, которые в отчетности отражаются свернуто: 01 и 02, 04 и 05, 10 и 14, 20, 21, 23 и 14, 43 и 14, 58 и 59.
Если посмотреть на таблицы с классификациями, то можно увидеть, что счета, которые идут вторыми в паре, представлены в плане счетов только в синтетическом виде, хотя в инструкции по применению есть требования к детализации. У этих счетов должны быть такие субсчета, которые позволят дополнить первые счета в паре. Например, если счет 01 детализирован в соответствии с требованиями инструкции, а счет 02 ведется только по инвентарным номерам, то для того, чтобы получить остаточную стоимость по какой-нибудь группе, придется очень потрудиться. А вот если к счету 02 открыть субсчета по аналогии со счетом 01, то необходимую информацию можно получить в любой момент.
Аналогичная ситуация со счетами начисления резервов, которые уменьшают балансовую стоимость запасов и финансовых вложений. Так, счет 14 используется для начисления резерва под снижение стоимости не только материалов, но и НЗП, готовой продукции. Это разные строки баланса. Если при создании субсчетов для счета 14 не учесть этот момент, то при составлении баланса придется собирать эту информацию дополнительно.
Счета 04, 08 и 97
Раздел I «Внеоборотные активы» отчетной формы «Бухгалтерский баланс» требуется заполнять по утвержденным показателям. Среди них есть такие, которые требуют обязательного наличия субсчетов к некоторым синтетическим счетам.
Показатели «Нематериальные активы» и «Результаты исследований и разработок» учитываются на счете 04. Значит, при формировании плана счетов нужно это учитывать, и не только по счету 04, но и по «парному» счету 05.
«Материальные и нематериальные поисковые активы» — отдельные строки баланса. Согласно они ПБУ 24/2011 должны учитываться на отдельных субсчетах к счету 08. Если организация разрабатывает, например, месторождения, то бухгалтерия должна учитывать этот фактор и предусмотреть отдельные субсчета.
«Прочие внеоборотные активы» — активы со сроком обращения более года. Сюда, например, попадают расходы будущих периодов со сроком использования свыше 12 месяцев. Значит, на счете 97 должен быть предусмотрен соответствующий субсчет.
О составе внеоборотных активов читайте в материале «Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете».
Забалансовые счета
Для того чтобы вести учет ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся у нее, в плане счетов предусмотрены трехзначные забалансовые счета. Записи по забалансовым счетам производятся только в дебет (при поступлении ценностей) или в кредит (при выбытии ценностей).
Нужно ли проводить инвентаризацию имущества, учтенного на забалансовых счетах, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
В инструкции по применению плана счетов содержится аналитика, которую забалансовые счета должны поддерживать. К ним при необходимости можно и нужно открывать субсчета.
Например, к забалансовому счету 001 «Арендованные основные средства» могут быть открыты субсчета «Арендованные основные средства в России» и «Арендованные основные средства за пределами Российской Федерации». По забалансовому счету 001 ведется аналитика по каждому объекту основных средств в оценке, указанной в договорах на аренду.
По забалансовому счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» организации-покупатели отражают ценности, принятые на хранение. Также на этом забалансовом счете покупатель отражает полученные ценности, право собственности на которые к нему еще не перешло, или бракованные ценности, оплату которых покупатель производить не собирается.
Забалансовый счет 002 может применяться также и поставщиками. Например, поставщики учитывают на забалансовом счете 002 товарно-материальные ценности, оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Оценка ценностей, отраженных по забалансовому счету 002, производится в ценах, в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или счетах, платежных требованиях.
Материалы, принятые от заказчика для последующей переработки и не подлежащие оплате, организации-изготовители отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Аналитический учет по забалансовому счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения по ценам, предусмотренным в договорах.
Для учета бланков строгой отчетности используют забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет на забалансовом счете 006 должен обеспечить формирование информации по видам бланков и местам их хранения. При этом установлено, что бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 в условной оценке. Порядок условной оценки, по которой будут учитываться бланки, целесообразно закрепить в учетной политике.
Для отражения полученных обязательств и платежей используется забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Учет на забалансовом счете 008 ведется по каждому полученному обеспечению, при этом денежная оценка производится по стоимости обязательства или стоимости, указанной в договоре.
Пример рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации
Составление рабочего плана счетов подчиняется нескольким правилам. Неиспользуемые счета можно не включать в рабочий план счетов. Имеет значение и количество счетов. Если их будет слишком много, есть вероятность того, что при отражении хозяйственной операции можно неправильно выбрать счет. Если их будет мало, то не будет достигнута необходимая детализация отчетности. Вот почему для каждой организации так важно найти «золотую середину».
Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
Ниже представлен план счетов, наиболее часто применяемых в организациях.
Утвержден Рабочий план счетов учреждению и централизованной бухгалтерии
Dmyrto_Z / Depositphotos.com |
Но как показывает практика, ревизоры часто фиксируют в качестве нарушения именно отсутствие утвержденного Рабочего плана счетов. К сожалению, серьезный подход к формированию этого документа свойственен далеко не всем. А между тем утвержденный Рабочий план счетов или Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета и порядок организации аналитического учета являются основанием для проведения мероприятий по автоматизации бухучета.
И хорошо, когда есть опыт коллег, который можно позаимствовать.
На федеральном уровне модель централизации бухгалтерской функции реализуется в Федеральном казначействе. В связи с недавними поправками в Едином плане счетов и Инструкции № 157н Казначейство утвердило новый Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядок его применения. В нем учтены все изменения в аналитическом учете, который, напомним, учреждения должны обеспечить дополнительно к информации в денежном выражении, отраженной на соответствующих счетах бухгалтерского учета. А требования к аналитике учета многих объектов расширились. Так, например, если основные средства ранее учитывались в разрезе ответственных лиц и видов имущества, то теперь:
Какие меры поддержки государство предоставляет гражданам в период пандемии COVID-19, узнайте из нашей подборки
Новые требования и к аналитике амортизации, имущества казны, капитальных вложений на счете 106 00, нематериальных активов, земельных участков, расчетов с контрагентами и т.д. Все эти нововведения уже учтены в новом Рабочем плане счетов Казначейства. Обратите внимание, какая подробная детализация предусмотрена для забалансовых счетов!
Здесь же утверждены и Правила формирования номера счета бухгалтерского учета при централизации, и они также составлены с учетом последних изменений в порядке формирования 5-17 разряда номера счета.
Совершенно очевидно, что эти наработки Казначейства вполне могут быть использованы в качестве базовых как централизованными бухгалтериями в регионах и муниципальных образованиях, где такой Рабочий план счетов не утвержден уполномоченным органом, так и учреждениями для формирования своей учетной политики.