Что нужно учителю истории для работы
Что должен знать и уметь учитель истории и обществознания по ФГОС
История и обществознание — популярные дисциплины, которые часто выбирают при сдаче ЕГЭ, поэтому учителям, которые их преподают, нужно уделять максимум внимания подготовке учеников к экзаменам. Кроме того, во многом от профессионализма педагога, преподающего эти дисциплины, зависит, насколько хорошо дети знают свои корни и историю собственной страны, как они относятся к другим народам, а главное — умеют ли они разделять реальные факты и их оценку в интерпретации разных людей.
Компетенции учителя истории и обществознания
Квалификация: Учитель истории и обществознания
Согласно ФГОС, учитель истории и обществознания должен:
Знать историю и особенности культуры разных народов и относиться толерантно к каждому из них.
Выстраивать учебную программу с учетом возраста детей, проверенных методик и технологий.
Помогать детям систематизировать свою картину мира.
Придерживаться принципов профессиональной этики и понимать роль педагога в формировании характера и личности ребенка. Аморальные поступки недопустимы для учителя даже вне стен школы.
Относиться к каждому ученику как к личности и помогать ему развиваться. Недопустимо отношение через призму успеваемости или особенностей поведения (например: «этот ученик троечник, незачем уделять ему особое внимание, он все равно не поймет материал»).
Включать в учебный процесс даже замкнутых детей, которые не хотят идти на контакт.
Выявлять одаренных, талантливых детей, помогать им в подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Мотивировать отстающих учиться лучше, помогать им освоить материал.
Уметь анализировать, обрабатывать и систематизировать большие объемы информации. Преподаватель должен знать, как строить графики и таблицы, готовить наглядные учебные материалы.
Замечать конфликтные ситуации и вовремя пресекать их.
Разбираться в азах дефектологии, психологии, логопедии, работать совместно со специалистами этих профилей, если потребуется.
Советы молодым учителям истории
Советы молодым учителям истории.
Знание, только знание делает человека свободным и великим.
1. К каждому уроку нужно тщательно готовиться, писать расширенные урочные планы, несмотря на педагогический стаж и опыт работы. Желательно готовиться не в школе в свободное время, а дома, в спокойной обстановке, обдумывая заранее сценарий урока.
2. Тематические планы должны соответствовать программе, если учебников в школе не хватает, учитель должен самостоятельно выбрать наиболее оптимальный вариант выхода из затруднительного положения, чтобы ни один ученик не остался без учебника.
3. Обязательно необходимо начинать урок с приветствия, потому что брошенное в сторону детей учительское «садитесь» может испортить урок с самого начала.
4. Нужно добиться от учащихся сознательной дисциплины не только на уроке, в школе, но и за её пределами, убедить их поступать так не за страх, а за совесть.
5. Необходимо контролировать соблюдение детьми единых правил для учащихся, обеспечить наличие на партах всего необходимого для данного предмета, чтобы учебно – письменные принадлежности лежали в порядке и не было ничего лишнего, что могло бы помешать уроку.
6. Вначале урока учителю нужно поставить чёткую цель на весь урок, чтобы учащиеся не задавали потом много вопросов. Они должны ясно себе представлять, чем будут заниматься в ближайшие 45 минут.
7. Урок в течение всего урока нужно вести стоя, если позволяет здоровье и держать всех учащихся в поле зрения так, чтобы у них не было шансов нарушить дисциплину или заняться посторонними делами.
8. Поведение учителя должно быть безупречным. Он должен быть аккуратно одет, каждый раз перед тем, как пойти к детям проверить свой внешний вид, иначе они на уроке не будут внимательно слушать рассказ учителя, а будут обсуждать его изъяны.
9. Требовательность к учащимся должна сочетаться с справедливостью, вниманием и заботой, чтобы у них не создалось ощущение, что у учителя есть свои «любимчики». Относиться к каждому из них нужно как к своему ребёнку.
10. Нужно проявлять интерес учащихся к каждой теме, добиваться их активного участия, чтобы не было ни одного равнодушного на уроке, используя для этого разнообразные методы привлечения внимания пассивных к происходящему.
11. Так как ни в одном классе нет одинаковых по своим способностям учеников, педагогу следует найти к каждому из них дифференцированный подход. И сильным и слабым учащимся задание нужно давать соответственно их умственным и физическим способностям.
12. Речь учителя должна быть грамотной, спокойной, доступной и понятной каждому ученику. Урок истории нужно вести исключительно на русском языке и того же требовать от учащихся. Ни в коем случае нельзя высказывать непродуманные фразы или приводить неудачные примеры.
13. Урок должен быть плотным, ни одной минуты нельзя терять даром. Темп ведения урока нужно разнообразить, объяснять материал то быстро, то медленно, чуть громче и чуть тише, чтобы не было монотонности каждодневной работы учебно – воспитательного процесса.
14. Формы опроса должны быть разнообразными. Самое пристальное внимание уделить индивидуальному опросу у доски или с места, проводить карточные работы на листочках и на доске, фронтальный опрос всего класса и находить ответы на вопросы в конце темы или главы.
15. Чтобы у учащихся не было ощущения несправедливости, оценки им нужно ставить вовремя, мотивируя их убедительными комментариями.
16. Необходимо всемерно поддерживать активное участие детей на каждом уроке, всячески поддерживать и поощрять любое проявление интереса к Вашему предмету. Нельзя скупиться на похвалы, которые тоже нужно преподносить с умом.
17. Новую тему при объяснении нужно связывать с пройденной, плавно переходить от одной главы к другой, выделять самое главное, необходимые записи делать на доске и в тетрадях.
18. Перед учащимися нужно ставить проблемные вопросы, заставляющие их думать, иметь собственное мнение по тому или иному вопросу, а не слепо копировать рассказ учителя или зубрить книжные слова.
19. На каждом уроке использовать имеющуюся наглядность, технические средства обучения (компьютер, ДВД, диафильмы, диапозитивы, кинокольцовки и др.), учебные иллюстрации, которые должны дать дополнительную информацию к рассказу учителя. Однако при использовании ТСО время урока нужно распределить рационально, чтобы не навредить и получить желаемый результат.
20. Систематически нужно работать с учебником, уделять самое пристальное внимание выразительному, грамотному чтению учащимися необходимых выдержек из темы, умению работать с историческими источниками, разнообразными схемами, напоминая о важности самостоятельной работы дома с различной литературой.
21. Тетради по истории желательно оставлять общие в клетку, там отдельные страницы в конце должны быть выделены историческому словарю и историческим датам. В четверть один раз тетради нужно проверять, исправлять ошибки и выставлять оценки за ведение тетради с необходимыми замечаниями.
23. Нужно добиваться того, чтобы дети задавали непонятные вопросы по домашнему заданию или во время объяснения новой темы, а не делали вид, что всё знают и понимают. Если учитель не знает ответа на поставленный вопрос, то ни в коем случае нельзя давать приблизительный или неверный ответ, а честно признаться и обещать найти и ответить позже.
24. Не должно быть ни одного урока по истории без воспитательных моментов. Повсеместно нужно проводить работу по нравственному, патриотическому, физическому, трудовому, правовому, эстетическому воспитанию, нужно сформировать личности, достойных граждан, которыми будут гордиться не только близкие и друзья, но и потомки.
25. Большое внимание должно быть уделено работе с картами у доски, в учебниках, в других кабинетах. Сравнивать исторические карты с физическими, географическими, контурными, учить вовремя находить необходимые страны и города, горы и реки т. д.
26. Систематически нужно опрашивать исторические термины и даты, которые учащиеся должны знать наизусть. Опрос производится как индивидуальный ответ у доски, так и как отдельная контрольная работа. Поскольку исторических дат и терминов великое множество, следует выбирать самые главные.
27. Время от времени нужно проводить контрольные работы по пунктам заданной на дом темы, как на листочках, так и в тетрадях с исправлением ошибок, ибо борьба за грамотность является обязанностью каждого учителя.
28. Систематически учить старшеклассников работать с историческими документами, как в учебнике, так и в отдельных экземплярах, объясняя важность изучения первоисточников для объективного исследования проблемной темы.
29. Каждая тема из прошедшей истории человечества должна быть связана с современной жизнью, потому что сравнивая различные периоды развития общества учащиеся будут стараться делать объективные выводы для себя.
30. В течение всего урока учитель должен иметь контакт со всем классом, проверяя, насколько они внимательно слушают его, задавая неожиданные вопросы и требуя повторения сказанного.
31. В конце урока следует обязательно закрепить прошедший на уроке материал, убедившись в том, что учащиеся поняли новую тему. Постановку вопросов разнообразить, отвечать на вопросы в конце темы или главы. При возникновении вопросов к учителю, предоставлять возможность самим учащимся ответить на них.
32. В месяц или в четверть один раз необходимо провести повторительно – обобщающий урок в сочетании с фронтальным опросом. Учащихся нужно научить выбирать из пройденного материала самое главное, акцентировать их внимание на причинно – следственные связи.
33. Домашнее задание нужно написать на доске вовремя, объяснить его подробно, учитывая способности дать более сложные задания сильным учащимся, а слабым – посильные. Задания можно дать разнообразные ( составление таблиц, схем, ответить на вопросы в конце темы, описание биографии какого – нибудь исторического деятеля ) и, конечно же, с обещанием соответствующего поощрения за труд.
34. Поскольку от природы не все дети являются способными и не могут осилить существующую программу, то учителю необходимо отдельно работать со слабыми учащимися, как на уроке, так и после окончания занятий. Им нужно дать простые, соответствующие их умственному и физическому уровню задания и обязательно похвалить, поощрить любое, даже самое мелочное рвение детей.
35. Задействовать как можно больше учащихся в участие в историческом и краеведческом кружках, вместе с ними заниматься изучением истории родного края, обычаев и традиций его жителей, исследовательской деятельностью, совершать экскурсии к памятным историческим местам.
36. Выступать с интересными беседами с использованием разнообразной наглядности перед учащимися всей школы, проводить различные конкурсы, викторины, исторические брейн – ринги, КВН, в год один раз проводить в школе неделю истории.
37. Необходимо оформить кабинет истории так, чтобы и учителю и учащимся приятно было заходить туда каждый день. Во всём помещении должна быть вывешена разнообразная, необходимая учащимся всех классов, наглядность, в том числе и самодельная.
38. В отдельную папку изо дня в день нужно собирать дополнительный материал из газет и журналов, привлекая к этой работе детей и пользоваться им при подготовке к уроку.
39. Постоянно прививать любовь к истории родного села, района, республики, нашей Родины – России, совершать экскурсии в школьный музей, изучать жизнь и трудовую деятельность знаменитых земляков, пополнять экспонаты музея и пользоваться его материалом.
40. В старших классах необходимо проводить политинформации, причём учащиеся сами должны их готовить. Интересоваться самому и держать учащихся в курсе происходящих в стране и в мире событий, используя для этого все доступные средства массовой информации.
41. Учителю истории нужно постоянно работать над повышением своей педагогической квалификации, использовать современные инновационные методы обучения, выписывать предметный журнал, газеты, иметь домашнюю библиотеку с различной методической и учебной литературой.
42. Необходимо посещать уроки других учителей, при возможности уроки своих коллег в соседних школах, интересоваться методикой преподавания лучших учителей республики и страны.
43. Урок истории следует закончить чётко, подводя итоги проделанной работе, отметив наиболее активных учащихся и их выступления, объявив тему следующего урока.
Ахбердилов. А,А, учитель истории МОУ «Тидибская СОШ» Шамильского района,
Почётный работник общего образования Российской Федерации,
Победитель конкурса «Лучший учитель России 2009 г.».
«Я довольна доходом, но практически не отдыхаю»: сколько зарабатывает учитель истории
В Москве
Мы уже публиковали рассказ учителя английского языка из Волгограда. В этот раз своей историей поделилась учитель из Москвы. Она рассказала, чем отличаются условия работы в частной школе и государственной, как введение ЕГЭ повлияло на ее доход и возможности, а также с какими угрозами от учеников и их родителей приходится сталкиваться и почему школьное руководство во всем обвиняет учителя.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Никогда не думала, что стану учителем, да еще истории России. В школе никогда не имела тяги к этому предмету: рассказывали неинтересно, на уроках было скучно. Я с шести лет занималась музыкой, мне очень нравилось. В 1996 году поступила в Гнесинку — с первого раза и на бюджет. Но на последнем курсе сломала руки, и карьера профессионального музыканта для меня закрылась. С трудом, но окончила училище, получила диплом и пошла работать в школу учителем музыки.
Работать было психологически сложно: ученики несерьезно относятся к предмету «музыка». Родители не воспитывают в детях интерес и уважение к классическим видам искусства и классической музыке в частности.
Тогда, в 2000 году, передо мной встал сложный выбор: какую профессию получить, если я, кроме профессиональной игры на фортепиано, ничем не занималась? Так как я гуманитарий, поступила на юридический факультет. Утром работала в школе, вечером училась, но без особого энтузиазма — просто потому что надо.
Так продолжалось три года, пока директор школы, в которой я работала, не предложила мне подменить коллегу — учителя истории. Та серьезно заболела, нужно было срочно найти замену, а у меня на юрфаке история была профильным предметом. Я согласилась. Завуч переделала расписание уроков, и я стала вести два предмета — музыку и историю. И моя жизнь изменилась: я поняла, что хочу и дальше работать учителем истории. Нашла свое призвание.
Но для этого нужно было окончить исторический факультет педагогического вуза. Перевестись с юридического на исторический не получилось. Пришлось поступать заново. Пошла в МПГУ им. Ленина. С 08:00 до 15:00 работала в школе, а с 18:00 до 22:00 училась.
Работать по двум направлениям было уже в тягость, так что с 2005 года музыку в школе я больше не преподавала. А в 2008 году получила диплом о высшем образовании, в котором написано «учитель истории».
Я на себе испытала, как меняется отношение учеников и родителей к учителю в зависимости от предмета, который он ведет: одно дело — музыка и совсем другое — история и обществознание. И зарплата учителя музыки тогда была ниже, чем учителя истории. Но в цифрах сейчас не помню.
В частной школе в классах было не больше 15 учеников, это были дети из обеспеченных семей, работать с которыми намного приятнее, чем с детьми из обычной районной школы. Но и ответственности больше: родители платят за образование, поэтому ждут, что дети получат достойные знания. Ученики находились в школе полный день, расписание там было такое: с 09:00 до 15:00 — уроки, а с 15:00 до 18:00 — выполнение домашних заданий и консультации с учителями. Уйти пораньше можно было только по согласованию с директором.
Я продолжала брать подработки в качестве репетитора игры на фортепиано. Стоимость занятий уже доходила до 700 Р за час. Итого в 2007 году я зарабатывала около 25 000 Р в месяц. Тогда я впервые в жизни съездила за границу.
Благодаря введению ЕГЭ я поняла, что репетиторство помогает нищему учителю жить достойно.
В 2011 году мне предложили работу в школе при спортивном клубе. Работать со спортсменами интересно, но сложно, специфично. Клуб деньгами не обижал, получала 70 000 Р на руки плюс годовые премии. Однако тоже не было никакого профессионального роста. Ушла оттуда по семейным обстоятельствам, о чем до сих пор жалею.
Суть работы
Первые лет 10 работы в школе я всегда готовилась к урокам: писала конспекты, делала карточки, обдумывала каждое занятие. Мне очень нравилось, я была фанатом этого дела: горела идеями, мероприятиями, школьной жизнью. Работа учителем — призвание. Дети же все разные: с разными характерами, интересами, взглядами. Нужно уметь лавировать среди них — регулировать конфликты, слушать и, главное, слышать.
На моих глазах растут дети, которые, кроме Владимира Путина, в качестве руководителя страны больше никого не видели. Это оставляет некий отпечаток на сознании подростков. Разбирая на уроках признаки монархии и республики, они не могут понять, как получается так, что во главе политической власти РФ больше 20 лет стоит один и тот же человек.
Но вообще мало кто из детей интересуется политикой. Большинство из них воспринимают ситуацию в стране и мире через разговоры в семье. Новости практически никто не смотрит, газет никто не читает. У современной молодежи тренды — красивые фотки в «Инстаграме» и видео в «Тиктоке». На переменах восемь детей из десяти — в телефонах.
Как победить выгорание
За 20 лет в школе многое изменилось. И отношение к школе как к образовательному учреждению тоже.
Раньше учитель был авторитетом в глазах учеников и родителей. Не спорю, и в советской системе были «плохие учителя». Например, моя учительница в первом классе била детей по рукам указкой — тогда моя мама просто перевела меня в другую школу. А сейчас эту проблему решили бы по-другому : уволили бы с позором и показали бы по главным каналам страны.
Сейчас ученики могут специально вывести учителя на конфликт и записать на видеокамеру смартфона, чтобы поржать. После таких историй самое противное — продолжать учить ребенка, который натворил гадостей. Ни он, ни его родители не извинятся, будут делать вид, что ничего не произошло.
А учителю нужно отряхнуться и войти в класс после унижения, которое он испытал.
Я не оправдываю поступки некоторых учителей. Но человеческая порядочность за последние пять лет исчезла — ведь если семья в детях воспитывает базовые принципы, то ребенок никогда не напакостит, будет честным и порядочным. При этом у большинства учителей нет гордости и уважения к себе и личному времени. И все потому что «если напишу заявление, то работу больше не найду», «школа рядом с домом, а тратить на дорогу час в одну сторону неудобно».
Часто слышу фразу «учитель обязан, а школа должна». Учитель превратился в обслугу, в нянечку, которая следит за ребенком, пока тот в школе. Если происходят неприятности или несчастные случаи, закон на стороне родителя, ученика и администрации школы. Администрация никогда не встанет на сторону педагога, в школе издается множество приказов, которые переносят всю ответственность на классного руководителя и учителя-предметника.
И в советской школе дети получали травмы, прогуливали, хамили, курили, но в стенах школы этот вопрос закрывался: даже если приезжала скорая помощь, учитель, директор и родители по-человечески решали этот вопрос. Теперь, если ребенок в школе получил травму, виноват дежурный учитель и классный руководитель. У меня был случай, когда в моем классе мальчик Саша — имена вымышленные — ударил Петю на перемене за то, что тот оскорбил его маму. Петя упал, ударился головой. Так мне впаяли административное правонарушение за то, что я не провела воспитательную работу с ребенком.
Сейчас во всем виноват учитель. С родителя снимается ответственность за то, что ребенок хамит, дерется, обзывается, прогуливает уроки, не выполняет домашние задания.
Если раньше драчунов и прогульщиков вели к директору, то теперь директору не до этого. С 2012 года московские школы начали объединять: допустим, раньше в районе было 15 разных школ с разными директорами, а теперь это один огромный комплекс под руководством Марьи Ивановны, за работой которой следит руководитель департамента образования. Современный школьный директор — это хозяйственник, менеджер. Он больше не ведет уроки, поэтому ничего не знает о процессе обучения. Директор моей школы даже не помнит имен учителей.
Педагог должен решать свои проблемы сам. Если на тебя накатали жалобу родители, замни дело, чтобы об этом не узнала вышестоящая инстанция. Или родитель может позвонить напрямую с угрозой: «Если не исправите оценку 4 на 5, я испорчу вам всю карьеру». А были случаи, когда ребенок говорил: «Да вы знаете, кто мои родители?», «Вас уволят», «Я буду жаловаться в департамент» — и тому подобное. Приходится морально защищаться: современный учитель — это человек с характером. Я стала записывать разговоры с родителями, чтобы в случае конфликтов чувствовать почву под ногами.
Бывает, что поставишь в четверти Пете тройку, родитель звонит директору или завучу с просьбой срочно исправить оценку, так как это беспредел. А потом Петя пишет ОГЭ или ЕГЭ на два.
И учитель опять виноват, потому что не научил.
В московских школах существует рейтинговая система. Директор заинтересован в том, чтобы его школа вошла в топ и получила грант. Для этого нужны высокие показатели по итогам учебного года: победы учеников в олимпиадах и конкурсах, высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ. А за победами учеников стоят учителя.
Подготовить ребенка к олимпиаде непросто, а подготовить так, чтобы ее выиграть, в рамках урока невозможно — это вне школьной программы. Например, для того, чтобы семиклассник стал победителем муниципального тура по истории или обществознанию, он должен знать программу пятого, шестого, седьмого и восьмого классов. Предмета «право» в общей средней школе не существует, а олимпиада по нему есть. Получается, что учитель должен найти среди учеников того, кто заинтересован в профильном изучении предмета, и подготовить к конкурсу или олимпиаде. Среди детей из пятых-восьмых классов настолько высокомотивированных немного: из 35 учеников, возможно, один-два.
Обычно ученики начинают понимать, зачем они учатся, только в одиннадцатом классе. И то потому что на каждом углу трындят о ЕГЭ и поступлении в вуз. Современные школьники стали проще относиться к обучению, так как получить информацию можно откуда угодно. Из десяти детей шесть будут халявщиками: спишу домашку у соседа, меня не спросят, сдам потом, двойку не поставит и так далее.
Кстати, про журнал. Раньше он был бумажный, и если учитель ставил оценку, то навсегда. Это как минимум мотивировало выполнять домашние работы. В электронном журнале плохую оценку можно убрать, и в одну клеточку учитель вправе поставить до трех оценок. Это очень расслабляет учеников.
Большинство учителей находятся в статусе классного руководителя. Я одна из них. Это человек, который себе не принадлежит, так как у него минимум 30 чужих детей в классе и у каждого ребенка минимум по одному родителю. Задача классного руководителя — проследить за каждым учеником, решить его школьные проблемы, урегулировать конфликты, если они есть, успокоить разгневанных родителей — теперь таких стало очень много.
Недовольные родители — это отдельная категория людей, которые ищут повод придраться ко всему: от неверно выставленной оценки — «почему у Петеньки тройка в четверти, мы хотим четверку» — до «мне не нравится этот учитель, давайте его сменим на другого». И пишут письмо администрации школы с просьбой поменять учителя. В моем опыте такого не было, но знаю случаи, когда у учителя из-за такой ситуации наступало профессиональное выгорание.
Место работы
После футбольного клуба я устроилась в государственную школу, которая считается одной из лучших в своем округе.
По закону рабочая неделя учителя не может превышать 36 часов в неделю. В эти часы входят уроки, проверка тетрадей, классное руководство, внеклассная работа, работа с документами, планерки и совещания. Но работодатель регулярно нарушает закон вплоть до того, что просит выйти в выходной без оплаты.
За то, что я учитель истории и обществознания высшей категории, доплат я тоже не получаю, и социального статуса мне это не прибавляет. Высшую категорию я получила за отличные результаты работы — высокие баллы учеников на ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадах. Знаю, в регионах с этим проблема: практически невозможно получить высшую категорию. В Москве проще.
Немного статусности мне добавляет сертификат «учитель экспертного уровня», который я получила, сдав ЕГЭ с высоким результатом. В профессиональном кругу это считается достойным.
Подготовка детей к олимпиадам в моей школе тоже бесплатна — не знаю, как в других. А если везешь детей на конкурс или олимпиаду, оплата настолько мала, что этих денег не чувствуешь. Или можно вместо оплаты взять отгулом в каникулы, например.
Отгулов за учебный год накапливается столько, что не успеваешь все отгулять.
Я перестала выполнять дополнительную работу без приказа директора. Считаю, что любой труд должен быть оплачен. Тем более школа получает гранты в миллионы рублей, а выплаты из него получают единицы. Недавно выплатили премию в 8000 Р — немного, но спасибо. Стимулирующих, выплат к празднику нет. Раньше я возмущалась, но уже успокоилась. Продолжаю хорошо выполнять свою работу по трудовому договору, зарплату получаю в срок, а премий и доплат не жду.
Рабочий день
Рабочий день учителя в моей школе начинается в 08:00 и продолжается до 14: 00—17:00 в зависимости от количества уроков и внеклассной деятельности.
Приезжаю к 08:00. Нужно успеть позавтракать, так как в течение учебного дня это будет сделать невозможно. Если я дежурный учитель, то обязана находиться на этаже, на своем посту, с 08:10, а если мой класс дежурит, то в 07:50 нужно стоять у входа.
Уроки начинаются в 08:30. Последний, седьмой урок заканчивается в 15:20. Если в школе дел нет, после этого можно ехать по своим делам.
Но если у меня родительское собрание, рабочий день длится 12 часов, приезжаю домой поздно — в лучшем случае в 20:00, а бывало и в 22:00 возвращалась.
Провожу это время с семьей. Конечно, после каждого учебного года нужно отдохнуть, сменить обстановку. До коронавируса я регулярно ездила в Санкт-Петербург и Крым — море и солнце возвращают мне силы. Последняя моя поездка была осенью 2019 года в Тунис. Тогда я еще не знала, что нас всех ждет.
Подработки
Дополнение к моему заработку — репетиторство. Сейчас средняя стоимость урока по подготовке к ЕГЭ — 2300 Р за 90 минут, на меньшее не соглашусь. В целом и меня, и клиентов устраивает. Бывают случаи, когда говорят: «Мы хотим учиться у вас, но это дорого, может, скидку сделаете?» Сделаю, если будет два занятия в неделю.
В стоимость урока вложен мой опыт, доступное объяснение материала, хорошее настроение, с которым мы проводим урочное время. Плюс это проверка домашней работы после занятия, личные наработки для каждого ученика, наши переписки в чатах и мой быстрый ответ на сообщения ученика. Еще один плюс: во время урока нам никто не мешает, а занятие при необходимости можно перенести на другое время или день — многие педагоги в этом вопросе принципиальны.
Но это все мое время, которое стоит денег.
В 2020 году я закрыла ИП и перевелась на самозанятый режим. Это намного удобнее: клиенты оплачивают уроки переводом по номеру карты. Поступление фиксирую в приложении «Мой налог» и отправляю чек покупателю. Налог уплачиваю ежемесячно, сумма рассчитывается автоматически.
Доходы и расходы
С доходом от репетиторства получается зарабатывать минимум 170 000 Р в месяц на руки. Я довольна доходом, но чтобы заработать эти деньги, я работаю каждый день с 08:00 до 20:00 по будням и еще по 3—4 часа в выходные. Практически не отдыхаю. Очень устаю.
Я занимаюсь с учениками из семей с доходом намного выше среднего, и у них особый подход к педагогам: внешний вид и марка одежды здесь играют важную роль. Поэтому я не позволяю себе выглядеть неопрятно или плохо.
Финансовая цель
Хочу купить квартиру в Москве и жить в собственной, а не в родительской, как сейчас, — родители живут отдельно в частном доме. Но оптимальное жилье в Москве стоит от 8 млн рублей за 40 м². Это дорого. Многие скажут: «Бери ипотеку». Сейчас решаю этот вопрос.
Будущее
Мне осталось около пяти лет до пенсии. Сложно сказать, продолжу ли я работать в школе после. Сейчас очень хочу уйти по выслуге лет.
Моя мечта — открыть детский учебный центр. Но коронавирус смешал все карты и изменил планы. Зато он показал новые возможности для перехода образования в онлайн. Сейчас работаю как раз в этом направлении — хочу создать свою онлайн-школу и выйти на доход 500 000 Р в месяц.
А еще мечтаю, чтобы отношение к учителям поменялось в сторону уважения и благодарности.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Вы большая трудяга. Дневник вызвал чувство неподдельного уважения.
Sergey, это мы просто списали с доски с ошибкой( спасибо, что заметили, не ставьте, пожалуйста, двойку, мы уже все исправили