Что нужно учителю для работы
Профессия учителя. Можно ли работать в школе без педагогического образования и что для этого нужно?
Стать учителем в детстве и юности хотят многие, но далеко не все поступают в педагогические вузы. Кто-то останавливает выбор на профессии менеджера, инженера или врача и находит в ней свое призвание, а кто-то продолжает мечтать о работе в школе. Можно ли воплотить эту мечту в жизнь и как это сделать? Давайте разберемся.
Какими качествами должен обладать современный учитель?
Для начала нужно понять, подходит ли вам профессия, ведь далеко не все, кто любит детей, могут стать хорошими учителями. Помимо этого современный педагог должен:
Конечно, кроме вышеперечисленных качеств учитель должен иметь и ряд профессиональных компетенций. Чтобы получить их, и создано педагогическое образование – как основное, так и дополнительное.
Какой предмет выбрать для преподавания?
В первую очередь преподаваемый предмет должен быть вам интересен и хорошо знаком. Только в этом случае работа будет приносить удовольствие, уроки будут увлекательными и полезными для детей. Поэтому желательно, чтобы предмет был близок к вашей профессии или к сфере ваших личных интересов.
Также важно учитывать, насколько просто будет набрать часы для ставки с выбранным для преподавания предметом. Учителю математики, русского языка или литературы нужные 18 часов в неделю поставят даже в небольшой школе. Преподавателю музыки или ОБЖ добиться этого будет труднее, ведь на эти предметы в расписании большинства классов отводится 1-2 часа в неделю. Но у нас есть программы переподготовки, на которых можно получить сразу несколько квалификаций и вести не один, а два или три предмета и за счет этого набирать нужные часы. К тому же, некоторые учителя совмещают должности в нескольких учебных заведениях, ведут секции и кружки, занимаются методической работой.
Если вы планируете подрабатывать репетиторством или сделать его своей основной работой, учитывайте, насколько востребована ваша специализация. Чаще всего репетиторов ищут по тем предметам, которые сдают на ЕГЭ и ОГЭ, то есть по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию, биологии, химии, физике, истории, литературе.
Что нужно, чтобы работать учителем без педагогического образования?
Актуальная версия профессионального стандарта «Педагог» не выделяет высшее или среднее профессиональное образование по педагогическому профилю как единственное и обязательное условие для работы учителем. Вы также можете устроиться в школу, если у вас есть:
Таким образом, чтобы работать в школе без педагогического образования, вам не обязательно тратить несколько лет на обучение в вузе. Вам потребуется несколько месяцев, чтобы пройти профессиональную переподготовку.
Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?
Во-первых, вы экономите время. Обучение в вузе займет от 3 до 6 лет в зависимости от формы обучения и исходного уровня образования, в колледже или техникуме – 2-3 года. А курсы профпереподготовки занимают от 3 месяцев до 1,5 лет.
Во-вторых, программы профпереподготовки не требуют сдачи вступительных экзаменов. Для поступления нужно просто подтвердить уровень своего образования и внести оплату. А она также в разы меньше, чем в случае с вузами, колледжами и техникумами.
В-третьих, в программах высшего и среднего профессионального образования много теоретических дисциплин, которые не пригодятся вам в будущей работе. Иногда их можно перезачесть, если вы уже проходили их раньше, но такую возможность дают не все учебные заведения. А программы переподготовки всегда имеют максимально практическую направленность – в них нет физкультуры или философии.
Где пройти профессиональную переподготовку, чтобы стать учителем?
Итак, при наличии среднего или высшего профессионального образования вы можете пройти курсы профпереподготовки, которые позволят вам работать педагогом в общеобразовательной школе. Мы предлагаем сделать это на наших дистанционных* программах. Выбирайте направление обучения, которое будет отвечать вашим целям:
Советы для начинающих преподавателей
Диляра Кашапова
28 августа 2018 • 14:44
Автор Skyteach и преподаватель школы Skyeng Диляра Кашапова сделала адаптивный перевод презентации, обобщила и наглядно представила основные идеи. Их можно разделить на несколько блоков.
Начнем с организационных моментов
На первом месте для вас должна стоять организация. Когда она налажена, работа упрощается.
1. Будьте организованы и учите этому своих учеников.
Это поможет вам сэкономить много времени. Поддержание чистоты рабочего места может даже уберечь вас от потенциальных болезней. Когда дети подходят к столу за помощью, зачастую начинают прикасаться к вещам грязными руками.
2. Все материалы должны храниться в одном месте.
Убирайтесь в конце каждого рабочего дня, и следующим утром вам не придется долго искать необходимое. Не забудьте также вымыть доску. Пусть утро начинается с чистого листа.
3. Приходите рано и уходите вовремя.
Не задерживайтесь подолгу, это помешает вам эффективно работать. Начинайте со срочного. Выясните, что действительно важно и необходимо, и приступайте к этим делам. Используйте один бумажный, и один электронный календарь, чтобы не сойти с ума, запоминая даты и время встреч и ваши дедлайны. Однако, не тратьте лишнее время на тайм-менеджмент. Попробуйте, например, установить таймер на полчаса и за это время управиться с задачей по планированию.
4. Запомните правило – урок должен быть тщательно продуман «от» и «до».
Не беспокойтесь по пустякам и на всякий случай имейте план Б. То, что сработало в одном классе, может не сработать в другом. Планируйте больше, чем возможно успеть. Лучше подготовить «лишний» материал и оставить его на следующий раз, нежели думать, чем занять учеников в случае, если до конца урока осталось много времени. Имейте материалы с запасом на случай отмены или замены урока. В этом случае вы сможете занять даже незнакомую ранее группу учеников. В случае, если вы используете электронные ресурсы, будьте готовы к тому, что что-то может пойти не так. Компьютеры не всегда работают так, как нужно, поэтому план Б (или даже C) может очень пригодиться.
5. Создайте гугл-форму для того, чтобы выяснить, чем увлекаются ваши ученики, что им дается легко, а что – тяжелее. Объедините ответы в общий файл, это поможет узнать детей гораздо лучше.
6. Заведите дневник, в котором будете фиксировать положительные и негативные моменты рабочего процесса.
Теперь, непосредственно, к рабочему процессу.
Часть 1 – взаимодействие с учениками
1. Знать ответы не на все вопросы – это нормально.
2. Сконцентрируйтесь на одном предмете.
Не “распыляйтесь” на все и вся. За следующий предмет можно взяться позднее. Если погонитесь за двумя зайцами – есть риск не поймать ни одного.
3. Любите выбранный предмет.
Если вы и вправду увлечены им, у ваших студентов, вслед за вами, «загорятся глаза».
4. Всегда думайте об учениках. Они первостепенны.
Настройте себя на взаимодействие с ними, воспринимайте их в качестве ваших партнеров. Если вы завоюете их доверие, они будут направлять вас, подскажут, где можно ускорить темп, а где – притормозить. Говорите им, что именно они – капитаны их плавания под названием «учеба».
5. Требуйте, но в то же время уважайте студентов.
Будьте готовы выслушать и поделиться своим мнением, начните с создания особой атмосферы, в которой студенты не будут бояться ошибок.
6. Если ученики почувствуют вашу неуверенность в себе, вам предстоит непростой год, если проявите себя – все пройдет гораздо легче.
7. Будьте готовы к тому, что все дети учатся по-разному, по-разному мыслят и запоминают.
Не забывайте о персонализации: очень важно понимать, что нравится и не нравится ученикам. Можно провести опросник (шаблонов которых много в сети) на тему того, кому как проще запоминать материал, и затем использовать все эти техники в ходе занятий.
8. Будьте очень, очень, очень терпеливы.
Все меняется, и все мы порой теряемся. Терпение необходимо вам для нормальной коммуникации с родителями и учениками.
Всем знаком «тот самый» взгляд мамы, который способен вмиг усмирить ребенка. Потренируйте его дома, перед зеркалом. Голосовые связки зачастую садятся, поэтому «тот самый» взгляд пригодится не раз.
10. Составьте план поведения для учеников.
План обеспечит взаимопонимание, координацию и чувство принадлежности к коллективу. Кстати, правила в нем не должны фигурировать просто, «для галочки». Вносите в список только то, за чем вы действительно будете успевать следить.
11. Контактируйте со студентами, это самое важное.
Постарайтесь узнать поближе каждого из учеников. Зачастую большее количество внимания уделяется самым лучшим и самым неуспевающим студентам, тогда как «среднестатистические» дети остаются в тени.
12. Не имейте любимчиков. И ни в коем случае не придумывайте ученикам прозвища.
13. У детей сильно развито чувство справедливости.
Правила есть правила, и не нужно делать исключений, скажем, для более успевающих учеников.
14. Забудьте об учебном плане в первый день занятий.
Дайте ученикам возможность почувствовать, что значит быть в вашем классе. У вас еще будет время и возможность поучить их, в первый же день важно задать настрой. Посвятите первую неделю общению с ними, и наградой вам будут более послушные ученики. Что касается учебной программы, пусть дети прочитают ее друг другу сами.
15. Позвольте себе не только учить, но и учиться.
Прежде всего, у ваших учеников. Дайте им шанс поделиться тем, что они знают.
16. Учите своих студентов думать.
17. Почувствуйте разницу между «быть друзьями» и «быть дружелюбными».
18. Не вступайте в спор.
В случае, когда ученики хотят с вами поспорить (такое случается), спокойно скажите: «Я не собираюсь спорить с тобой» и отходите в сторону. Не позволяйте ученику вступать с вами в баталии.
19. Избегайте конфликтов на глазах у всего класса.
В случае возникновения конфликтов, поговорите с учеником «один на один», не решайте проблему при всем классе.
20. Не забывайте, что каждый ученик – это, в первую очередь, человек.
21. Оставьте ваше эго за пределами школы и будьте взрослее тех, кого учите.
Привыкайте к тому, что кто-то может нелестно отозваться о вас, такова наша работа.
Часть 2 – взаимодействие с коллегами
1. Не знаешь – спроси, знаешь – поделись опытом!
Не бойтесь спрашивать! Обращайтесь к коллегам по любым интересующим вас вопросам. То, что у вас возникают вопросы – ни в коем случае не является признаком некомпетентности.
2. Найдите наставника – человека, у которого вы сами сможете учиться, с кем сможете поговорить. Развивайтесь профессионально.
3. Не изобретайте велосипед.
Попросите у коллег помощи с поурочным планированием. Найдите самых профессиональных учителей и вежливо попросите поприсутствовать на их уроках. Конспектируйте, задавайте вопросы, запоминайте их методы. Прочувствуйте их манеру проведения занятий и внедряйте их в собственную практику.
4. Начинающие и опытные педагоги, несомненно, должны контактировать.
Важно понимать незаменимость социальных сетей и педагогических блогов. Будет хорошо, если и вы заведете свой. Начните \ записывать ваши идеи, мысли, фиксировать возникающие вопросы. Огромное сообщество учителей готово прийти на помощь и направить вас.
5. Постарайтесь как можно скорее познакомиться с двумя людьми: секретарем и сторожем.
Эти люди, как правило, в тени, но именно их работа обеспечивает нормальный рабочий процесс. Познакомьтесь со школьным библиотекарем. У них всегда есть интересные идеи и материалы под рукой.
6. Соблюдайте правила, которые установились среди педагогов вашей школы и не спешите с выводами.
Администрация и опытные учителя – не враги. Неприятные люди есть в каждой школе, будут и в вашей. Избегайте общения с ними, избегайте «нытиков» и сплетниц – они не окажут вам поддержки. Старайтесь не участвовать в обсуждении разного рода слухов.
7. Будьте честным, стойким и последовательным.
Узнайте об учениках со слов их предыдущих учителей, но не забывайте, что начинать новый учебный год стоит с чистого листа. Не общайтесь с теми, кто постоянно жалуется, напротив, старайтесь взаимодействовать с опытными учителями, которые знают свое дело, и к кому вы бы хотели стремиться. Интегрируйтесь в педагогический коллектив вашей школы, но избегайте «педагогического выгорания». Вы начинаете карьеру педагога, сложную, но благодарную.
Часть 3 – взаимодействие с родителями
1. Узнайте больше об ученике от родителей.
В первый день попросите родителей выполнить следующее задание: «Опишите своего ребенка с помощью миллиона…или меньшего количества слов». Это очень эффективный способ получить информацию как о положительных, так и об отрицательных чертах характера ваших учеников, о способах их мышления и памяти. Родители, как правило, пишут не менее трех абзацев. При чем, это работает в любом классе.
2. Уделяйте особое внимание общению с родителями.
Следите за тоном и речью, грамотно пишите сообщения. Позвоните им в течение первой недели, представьтесь каждому лично. В дальнейшем звоните им не только чтобы поругать их ребенка, но и чтобы похвалить.
3. Обратная связь с родителями.
Если вы преподаете в начальной или младшей школе, отправляйте еженедельные сообщения ученикам и их родителям. Им понравится подобная связь со школой. Подобные рассылки также помогут вам оповещать всех в один клик.
О себе любимых
1. В первый год работы вы, вероятно, почувствуете себя брошенным. Поймете, что все, что изучалось в институте, мало общего имеет с практикой. И, да, о практическом преподавании вы толком и не знаете. Ни капельки. Уверенность придет к вам лишь через пару-тройку лет.
2. В первый год работы вы будете истощены как физически, так и морально, поэтому не забывайте про сон.
3. Будьте смиренными. Будьте доброжелательны. Но и не берите на себя слишком много. Ничего не принимайте близко к сердцу.
4. Настройтесь позитивно, работайте усердно и никогда не переставайте учиться.
5. Развивайте чувство юмора, будьте добры по отношению к студентам и самим себе, уделяйте время размышлениям. Умейте также посмеяться и над собой. Улыбайтесь!
6. Если урок сорвался, не «грызите» себя изнутри. Солнце обязательно встанет и птицы запоют вновь. И уж точно у вас будет еще шанс провести хороший урок.
7. Делайте выбор в пользу качества, а не количества. Не пытайтесь успеть все и сразу. Сконцентрируйтесь на паре вещей и покажите ученикам, насколько интересным может стать изучение чего-то нового.
8. Будьте гибкими и тогда вы легко адаптируетесь к новому месту и условиям работы.
9. Будьте собой. Не теряйте свои человеческие качества в угоду профессионализму.
10. Будьте честны и работайте усердно, чтобы никто не мог упрекнуть вас.
11. Не пытайтесь быть идеальными.
12. Позаботьтесь о себе. Ограничьте объем работы, который вы берете на дом. Делайте это не чаще 2-3 раз в неделю, и не занимайтесь работой в выходные. Помните, что у вас есть жизнь и за пределами школы.
13. Каждый день после школы занимайтесь тем, что приносит вам удовольствие. Вы должны понимать, что, за пределами школы у вас тоже есть жизнь. Не считайте дни до начала летних каникул, ведь учителем вы стали не ради отпуска. Наслаждайтесь общением со своими учениками.
14. Не забудьте о собственном комфорте, и спрячьте в шкафчик пару удобных тапочек на случай трудного дня.
15. Прочтите книгу «Teaching with Love and Logic», она перевернет вашу профессиональную жизнь. Прочтите также «The Death and Life of the Great American School System» (автор – Диана Равитч). Однако, пока данные книги доступны только на английском языке.
16. Не верьте в то, что, чтобыть учителем значит обязательно мучиться и страдать. Это не армия. Наверняка, вы будете задавать себе кучу вопросов, в том числе и «как и когда начать?» Сейчас! Не бойтесь ошибок. Опытные учителя скажут вам о том, что порой все идет не по плану, но именно умение упасть и подняться являются залогами успеха настоящего педагога.
Как говорит Мартин Хайдеггер «Обучать сложнее, нежели учиться. Мы знаем об этом, но редко задумываемся. Почему же учить труднее, чем учиться? Не только потому что учитель должен быть всегда наготове и обладать большим количеством знаний и ресурсов. Обучать сложнее потому, что задача учителя – позволять учиться. Ученикам может показаться, что учитель ничему не учит, однако именно благодаря обучению мы приобретаем нечто новое и ценное. Учитель идет впереди учеников, однако ему предстоит научиться большему – научить учиться. Однако прежде, он должен прекрасно овладеть этим навыком сам».
Дорогу осилит идущий. Успехов вам!
Как устроиться на работу в школе
Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны.
В рейтинге средних зарплат в России по регионам зарплата учителя остаётся в хвосте.
Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми.
Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.
Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:
Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».
Главная страница сайта “Труд всем”
Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.
В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.
Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.
Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2020-2021 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:
Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:
Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.
Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.
Приём на работу
Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.
В приказе указывается такая информация:
Приказ подписывается директором школы и педагогом.
Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.
Заявление о приёме на работу
Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:
Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.
Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.
Требования к учителям
Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).
В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.
Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:
Обязанности учителя
Основные обязанности учителя в школе:
Преимущества и недостатки работы учителя
Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:
Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.
Заработная плата по специальностям
Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:
Заработная плата по регионам
Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
Город или округ | Средняя заработная плата (выражено в рублях) |
Ямало-Ненецкий | 77 000 |
Чукотский | 75 400 |
Немецкий | 65 370 |
Ханты-Мансийский | 56 900 |
Камчатка | 52 300 |
Магадан | 58 800 |
Якутия | 49 140 |
Москва | 58 800 |
Сахалин | 53 300 |
Коми | 39 460 |
Хабаровск | 34 900 |
Тюмень | 33 700 |
Красноярск | 33 500 |
Санкт-Петербург | 39 000 |
Архангельск | 32 600 |
Свердловск | 29 000 |
Карелия | 29 000 |
Иркутск | 30 700 |
Татарстан | 27 200 |
Бурятия | 27 000 |
Нижний Новгород | 24 800 |
Ярославль | 24 300 |
Тыва | 27 400 |
Вологда | 26 000 |
Омск | 25 580 |
Кемерово | 26 140 |
Пермь | 26 230 |
Томск | 31 400 |
Рязань | 23 000 |
Самара | 24 930 |
Новосибирск | 26 120 |
Ростов | 22 600 |
Челябинск | 27 000 |
Калининград | 26 000 |
Липецк | 22 300 |
Смоленск | 21 600 |
Калуга | 27 000 |
Ставрополь | 21 500 |
Владимир | 21 800 |
Алтай | 22 000 |
Оренбург | 22 900 |
Воронеж | 23 000 |
Волгоград | 22 900 |
Астрахань | 23 600 |
Тверь | 23 820 |
Ульяновск | 20 300 |
Ингушетия | 21 170 |
Новгород | 24 280 |
Адыгея | 20 170 |
Псков | 20 300 |
Башкортостан | 23 500 |
Орёл | 20 000 |
Тамбов | 19 600 |
Брянск | 20 200 |
Белгород | 22 900 |
Калмыкия | 19 000 |
Киров | 20 260 |
Курган | 20 180 |
Курск | 22 000 |
Пенза | 21 450 |
Саратов | 21 280 |
Осетия | 19 800 |
Костром | 20 260 |
Мордовия | 18 700 |
Дагестан | 18 500 |
График работы учителя
Согласно установленному порядку режим работы педагога не может быть менее 36 часов в неделю. Основная рабочая ставка составляет всего 18 часов. Вторая половина подразумевает под собой время, потраченное на индивидуальную работу с детьми, проверку тетрадей и участие в школьных мероприятиях.
В режиме работы учителя должен обязательно присутствовать методичный день, который необходим педагогу для повышения квалификации, посещения курсов, подготовки к урокам и т. п.
Формы работы в начальных классах
Формы работы применяются для лучшего усваивания материала школьниками. Но если в более взрослом возрасте, школьник уже самостоятельно конспектирует информацию и изучает её, то для учеников 1-3 классов учителя начальных классов применяют такие формы работы: