Что нужно учитывать при построении формы носа
Рисуем нос человека
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать нос человека.
Для рисования этого урока вам понадобятся:
Для начала немного теории и анатомии, так как без них, вы никогда не научитесь рисовать реалистичный нос человека.
Нос каждого человека имеет индивидуальные особенности, внося свою лепту в неповторимость лиц. Его форма во многом зависит от пола, национальности, возраста. Нос-важная часть лица, и при умелом его рисовании, ваш портрет обязательно «оживет». Так же, при неправильном рисовании носа «летит» весь остальной портрет.
Прежде, чем начать рисовать нос, мы должны выучить аксиомы его построения, которые преподают в любой художественной школе.
Итак, нос любого человека по своей сути это призма (красные линии), и состоит из четырех частей.
Рассмотрим эти части.
Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины (4). Это самая объемная часть носа.
В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется.
Начиная рисовать нос, в первое время чертите себе такую памятку из трапеции. Позднее, эта форма будет «сидеть» в вашей голове и вы будете всегда рисовать нос, отталкиваясь от этой фигуры.
Итак, создав трапецию делим ее горизонтальными направляющими на четыре части и сразу отграничиваем будущие боковые стенки носа (синие линии).
Потом, выставив срединную линию, определяем для себя вспомогательные линии. Соедининяем слезники и края крыльев носа прямыми линиями ( вспомогательный серый ). Намечая верхний край крыла носа, тут же намечайте его с другой стороны, соединяя прямой, которая должна быть параллельной линии основания носа (фиолетовый ). Изображая ноздри, не забывайте о толщине ноздрей, в особенности, когда вы подчеркиваете нижнюю площадку носа, находящуюся в тени.
Мы будем рисовать женский нос, поэтому он будет «мягче» чем мужской. В призму врисуйте переносицу, миндалины, переход переносицы в лобную часть и все это смягчите плавными линиями. От точности этого первичного эскиза, будет зависить вся остальная часть работы, поэтому именно здесь станьте педантом и занудой. Рисуйте до тех пор, пока ваша конструкция не станет напоминать всамделишный нос.
Схематично обозначим глазные впадины. Это нам потребуется в дальнейшем для раскраски работы. Так же, обозначим боковые границы носа.
Следующим шагом мы должны обозначить свет, и, соответственно, тени, нашего носа. Все объемы носа, кроме хрящевой перегородки и выреза носовых ходов, мы будем прорисовывать именно свето-тенями! Никаких резких, тонких линий!
Для этого, на отдельном слое (назовите его «тени»), штрихуйте зоны затемнения так, словно вы рисуете на бумаге простым карандашом. И начнем с самых темных зон.
Красным цветом я показала цветовые связки. Именно так прорисовывайте переходы темного колора в светлый оттенок. Эта техника, поможет вам добиться плавных, естественных перетеканий цветов. Как видите, в переходе учавствует в среднем 4 оттенка одного цвета.
Освещение нашего рисунка не строго перпендикулярно средней линии носа, а немного слева. Я пишу этот урок специально с таким освещением, чтобы показать вам, как будет изменяться свето-теневая палитра цветов при изменении угла освещения.
И уже, в черно-белом эскизе, мы видим, что с освещенной стороны, тени нижней части «освещеной» ноздри обрываются резче (1), а на противоположной стороне они гуще и их переходы мягче(4), максимально осветленная вершина миндалин, продолжается и на часть переносицы с освещенной стороны (2), тени на боковых поверхностях переносицы гуще и «богаче» в цветовых переходах на неосвещеной стороне(3). Все эти нюансы, складываясь и дают гармоничное, объемное изображение носа.
Эта техника применима и в том случае, если вы решили сразу рисовать цветом. Но для начинающих художников, проще начинать рисование именно с черно-белой палитры. Тогда проще видить переходы свето-теней, и, соответственно, корректировать их.
Вот примеры носов, нарисованых мною именно в этой технике:
Как вы видите, у разнополых людей, разных национальностей носы имеют ряд ярких, собственных отличий, но при этом, они построены по идентичным схемам, путем призмы и деления на четыре уровня.
Рисование носа человека (полупрофиль)
Для рисования этого урока вам понадобятся:
При рисовании носа в полупрофиль работает та же схема построения через призму. Разница в том, что то передняя плоскость носа будет хорошо видна, а остальные будут в перспективном сокращении. Это понесет за собой и световые изменения. Та часть носа, которая обращена к нам, будет хорошо видна, а остальные плоскости призмы-носа будут не видны в перспективном сокращении. Поэтому, прежде всего надо правильно наметить в рисунке общую форму призмы-носа, уточнить ее положение в пространстве по законам линейной перспективы и проверить пропорциональные соотношения. Оптимально, чтобы у вас уже был набросок лица. Никогда не начинайте рисование лица с носа.
Строя призму носа, вы должны представлять ее в пространстве, и рисовать вспомогательные линии, словно строите 3D объект.
Создав призматический каркас, начинаем на новом слое уточнять линии носа. Рисуйте одновременно с правой и левой стороны. Например, наметив переносицу с правой стороны, сразу же намечайте левую. Наметив горбину носа справа, намечайте тут же слева. Уточняя характер формы миндалин, правую и левую часть изображаем одновременно.
У вас уже есть палитра кожи, и вы выбрали минимум 5 оттенков для окрашивания. Для удобства цветового моделирования носа, залейте нижний слой основным колором. Он поможет не «уйти» в сторону от цветовой палитры нашей кожи. Все свои манипуляции проводите на новых слоях. Это убережет вас от ошибок и сделает легким любое исправление.
Теперь переходим к окрашиванию нашего носа. Для этого будем использовать текстурные кисти Skin Texture Photoshop Brushes и обычные круглые, мягкие кисти. Играем прозрачностью и накладываем тон на тон, смешивая их между собой на стыках цветовых границ.
Прорисовывая нижнюю поверхность носа — у кончика носа, на границе боковой поверхности ноздри и нижней, где должна быть показана толщина ноздри, необходимо слегка подчеркнуть границы плоскостей усилением тона.
Плохо, когда нижняя, боковая и передняя плоскости сливаются тоном в одну общую. Чтобы этого не случилось, выделите боковую сторону носа более темным цветом, но обязательно мягко растворите его в общем фоне щеки.
Все мазки старайтесь делать так, чтобы они подчеркивали округлости или впадины. Так на миндалинах носа рисуйте полукруглыми движениями, как бы, обрисовывая выпуклость кончика носа.
Прорисовывая дальнюю ноздрю, мы почти схематично даем ее форму. Помним что она удалена от нас, и почти закрыта миндалинами носа. Используя всего три оттенка мы даем ее форму и показываем что она имеет объем.
На скрине посмотрите как прорисовываются тени. Ими мы создадим объем и подчеркнем выпуклость этой части носа.
В итоге, мы получаем нос как часть лица.
Рисование носа в профиль.
Для рисования этого урока вам понадобятся:
Внешний вид и закономерность формы носа в профиль в основном зависят от особенностей строения костей носа и лобного участка между бровями. У курносого лобный участок сильно выдается вперед, а носовая кость вдавлена (а). У людей с прямым носом переход от лобных костей к горбине носа плавный (б). У человека с орлиным (мефистофельским) носом лобная кость несколько выступает, а кости носа сильно выдаются вперед и резко опускаются книзу ( в). Отсюда закономерность расположения хрящей и мышц. Это надо будет учитывать при рисовании живой головы. В данном случае нам надо усвоить общую закономерность строения формы носа и его пластическую характеристику.
Нос в профиль частично располагается в границе лица и частично за ее пределами. Его выступающая часть вписывается в острый угол (синий цвет).
Обрисовывая вашу фигуру обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа. Если провести вертикальную линию (желтая линия) от слезников (зеленая точка) вниз, то это поможет вам определить границу крыльев носа.
Рисуя нос в профиль сразу же отрисуйте кость переносицы (1), ноздри (2), крылья носа (3) и миндалину (4),которая обращена к нам. Все эти части носа имеют объемы, и непрорисовывая их, невозможно достичь натурализма в рисовании пофиля.
Как рисовать нос? Поэтапный рисунок с обучающими схемами.
Когда люди учатся рисовать, то они, поначалу, стараются воспроизвести контуры объекта, вместо его объёма. Особенно эта склонность проявляется в портрете. Но в рисунке таких частей лица как нос, очень важно понять, что данная форма объёмная, это не просто контур. Конечно существуют разные виды рисунка — линейный, тональный… Поэтому художник может нарисовать портрет одной линией, без штриховки и без объёма. Однако на этапе обучения, начинающим нужно усвоить, что и нос, и глаза, и губы — это не контурная линия, а объёмная форма со светотенью.
Для этого я нарисовал схему, которая поможет понять форму носа. Если упростить рисунок до геометрических фигур, то нос будет похож на треугольник. И эта форма выпуклая, объёмная. Т. е. нос будет состоять из трёх граней — двух боковых и одной центральной, которая называется спинкой носа. В зависимости от направления света, одна из этих граней будет находиться на свету, а остальные две — в тени или полутени. Помня об этом, можно достаточно легко «слепить» объёмную форму носа. После того как три грани намечены, нужно нарисовать кончик и крылья носа (о том, что означают эти названия смотрите в конце статьи). Для этого можно наметить три окружности, так как и крылья носа и кончик носа похожи на «шарики». После этого можно уточнять рисунок, уходя от геометрии к реальным очертаниям.
Кроме схематичного изображения, я ещё выполнил полный поэтапный классический рисунок носа. На иллюстрации видны три основных стадии. На первой — выполняется построение. На второй — прокладывается лёгкая штриховка теней. На третьей стадии рисунка носа прорабатываются все полутона и подробности. Но какой бы ни была стадия рисунка, штриховку в портрете нужно «укладывать» как бы мазочками. Т.е. штрихи должны образовывать плоскости. На второй стадии моего рисунка видно, что эти плоскости или грани достаточно большие и обобщённые. На третьем этапе эти плоскости становятся мельче, благодаря чему более подробно прорисовываются детали. Т. е. рисунок как бы «лепится» маленькими плоскостями или гранями. Это похоже на работу скульптора, который пальцами придаёт глине нужную форму. Если штриховать слишком гладко, то рисунок будет менее реалистичным и похожим на пластмассовую маску. Поэтому начинающим художникам, нужно обратить на данный совет особенное внимание, так как об этом редко говорится, особенно в обучающих уроках рисунка в интернете.
Чтобы научиться рисовать портрет, конечно, недостаточно только правильно передавать форму, лепить объём и т. д. В портрете нужно уметь отразить характер человека. А характер отражается, в том числе, и в индивидуальной форме носа. Да, да. У каждого человека свой неповторимый нос. Но это «разнообразие носов» можно поделить на типы. Например, нос может быть прямым, с горбинкой, изогнутым и т. д. Чтобы увидеть эти особенности наглядно, я нарисовал десять различных типов носа. Этот рисунок поможет в передаче индивидуальных особенностей человека в портрете.
Ну и в заключении этого урока, ещё перечислю основные названия в пластической анатомии носа, которые можно проследить по приведённой схеме:
Надеюсь этот урок рисунка носа поможет тем, кто хочет научиться рисовать портрет. Главное помните, что нужно не срисовывать, а уметь «строить» рисунок, т. е. понимать ключевые особенности строения носа. При срисовывании (даже с натуры), когда не понимаешь строения — очень легко ошибиться. Но когда понимаешь суть, тогда рисовать намого проще.
Рисование гипсовых слепков частей лица
Голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения, поэтому следует постепенная предварительная подготовка к ее рисованию.
Прежде чем приступить к рисованию гипсовой головы, следует изучить строение и особенности главных частей лица, которые определяют пластику головы человека. Таким образом, целесообразно выполнить рисунки глаза, носа, губ, уха. В качестве моделей для таких рисунков обычно используют гипсовые слепки частей лица статуи «Давид», работы Микеланджело — итальянского скульптора эпохи Возрождения.
Рассмотрим строение и особенности рисования каждой части лица в отдельности.
Глаз. Глазное яблоко помещается в глазничной впадине. При изучении строения глаза различают глазное яблоко и его добавочные органы (рис. 3.13).
Глазное яблоко имеет округлую форму и определяет формы верхнего и нижнего век.
Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: фиброзной, сосудистой и сетчатой. Непрозрачная часть фиброзной оболочки называется белочной оболочкой, или склерой. Спереди склера переходит в прозрачную роговую оболочку, или роговицу. То, что мы называем белком глаза — это видимая через щель век часть склеры.
Через роговую оболочку видна радужная оболочка, представляющая собой переднюю часть сосудистой оболочки. Радужная оболочка содержит пигмент, от которого зависит цвет глаз. Различают три основных тона цвета глаз: темный, переходный от темного к светлому и светлый. Каждый из них имеет четыре подгруппы, в результате чего в общей сложности получается 12 разновидностей цвета глаз: черный, темно-карий, светло-карий, желтый, буро-желто-зеленый, зеленый, серо-зеленый, голубой с буро-желтым венчиком, серый, серо-голубой, голубой, синий.
В центре радужной оболочки находится отверстие — зрачок глаза. Сужаясь и расширяясь, он регулирует количество световых лучей, поступающих внутрь глазного яблока.
Позади радужной оболочки находится хрусталик, напоминающий по форме линзу. За хрусталиком располагается стекловидное тело, заполняющее большую часть полости глазного яблока.
Световые лучи, проходя через прозрачные среды глаза, преломляются и попадают на сетчатку, куда они проецируют обратное уменьшенное изображение видимого глазом предмета. В связи с тем, что хрусталик может изменять свою форму (становиться более выпуклым или уплощаться), наш глаз может отчетливо видеть как на близком, так и на далеком расстоянии.
Рис. 13. Глаз. Вид спереди:
1 — бровь; 2 — верхнее веко; 3 — наружный угол глаза; 4, 8 — белочная оболочка; 5 — нижнее веко; 6 — зрачок; 7, 11 — ресницы; 9 — внутренний угол глаза; 10 — слезное мясцо; 12 — радужная оболочка
В глазнице находится жировая клетчатка, которая имеет значение для глубины залегания глазного яблока. Известно, что при сильном похудании увеличивается западение глазного яблока.
Веки имеют скелет в виде хряща верхнего и нижнего век. Между кожей и хрящом находится уже упомянутая выше вековая часть круговой мышцы глаза. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее. Проходя над роговицей, верхнее веко приподнимается, следуя за движением глазного яблока.
Внутренний угол глаза закруглен, а наружный — острый. Со стороны внутреннего угла имеется расширение — «слезное озеро», в области которого находится небольшое возвышение красного цвета — «слезное мясцо». Со стороны наружного угла нижнее веко подворачивается под верхнее.
Положение щели век у разных людей неодинаково. Встречаются отклонения от ее обычного горизонтального направления, заключающиеся в том, что внутренний угол глаза располагается ниже наружного (раскосые глаза) или же, наоборот, выше наружного (рис. 14).
Между срединным фрагментом брови и верхним веком располагается несколько провисшая над ним «прикрывающая складка».
Вид глаза спереди можно вписать в форму вытянутого по горизонтали прямоугольника, а при профильном — глаз вписывается в треугольную форму. Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока, проводя на рисунке ось разреза и поперечную линию формы глаза (рис. 15).
Рисование гипсового слепка глаза осуществляется в той же последовательности, что и рисунок любого предмета: от общего к частному и наоборот. Пример последовательности рисования гипсового слепка глаза дан на рис. 16.
Приступая к рисунку глаза, необходимо наметить глазничную впадину, уточнить размер полушария глазного яблока, провести ось разреза глаза (рис. 16, а). Поперечной линией к оси разреза следует наметить положение зрачка, затем наметить положение верхнего и нижнего века (рис. 16, б). При рисовании век нужно иметь в виду, что они имеют толщину, причем всегда нижнее веко по всей толщине освещено, а верхнее получается затемненным (рис. 16, в, г).
Рисунок глаза желательно сделать в трех положениях: прямом, трехчетвертном и профильном. При этом необходимо внимательно проследить формы
Рис. 14. Типы расположения щели век
Рис. 15. Положение осевых линий глаза в различных его поворотах
Рис. 16. Последовательность рисования гипсового слепка глаза век и глазного яблока, а также его посадку.
Нос. Нос имеет скелет, состоящий из костей и хрящей. Жестким основанием носа вверху служат носовые кости и край грушевидного отверстия. Нос состоит из эластичных хрящей (рис. 17), которые являются опорными образованиями его подвижной части. Надпереносье образовано трапециевидной, с широким верхним основанием, площадкой лобной кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба.
Формы носов крайне разнообразны. При рассмотрении спереди можно выделить три основные формы: широкий, средний, узкий (или тонкий). При рассмотрении сбоку различают нос прямой, с горбинкой, с впадиной (курносый), неровный и др. (рис. 18). Однако, несмотря на все разнообразие форм, в основе построения носа в рисунке лежит призма, состоящая из четырех поверхностей: передней (спинка носа), лежащей между переносьем и кончиком носа, двух боковых и нижней, на которой расположены носовые отверстия (ноздри). Нижняя поверхность имеет форму трапеции (рис. 19).
При начальной разметке носа нужно помнить, что серединная лицевая
/ — носовая кость; 2 — боковой хрящ носа; 3 — хрящ перегородки носа; 4 — малый хрящ крыла носа; 5 — большой хрящ крыла носа
Рис. 18. Разные формы носов
Рис. 19. Конструктивное рисование носа:
а — плоскости, образующие форму носа; б — конкретизация формы носа
линия проходит через середину переносицы и середину основания носа. Нельзя проводить эту линию через кончик носа, так как он значительно отступает от основания. Это особенно важно учитывать при построении носа в трехчетвертном повороте. Чем сильнее поворот головы к профильному положению, тем дальше кончик носа выступает вперед.
Также большое значение в построении носа имеет правильное положение слезников (внутреннего угла глаза) и ноздрей, так как от этого во многом зависит верность пропорций носа.
Последовательность рисования гипсового слепка носа показана на рис. 20.
Губы. Губы очень подвижны. Как и глаза, они принимают активное участие в мимике лица. Сложную пластическую форму губ обусловливают круговые мышцы рта, конфигурация красной каймы, лежащей на сводах, образованных дугообразной формой челюстей и зубов (рис. 21).
Верхняя и нижняя губа, сходясь, образуют волнообразную линию рта. Верхняя губа имеет утолщение посередине — бугорок верхней губы, по направлению к которому от основания носа идет углубленная борозда, именуемая фильтром.
Нижняя губа делится на две симметричные части. Под нижней губой находится борозда, отделяющая ее от подбородка.
Яркость губ обусловлена приливом к ним крови. Губы бывают красные, розовые и бледные. Размер рта у разных людей неодинаков: большой, средний и малый. Выделяют губы средней полноты, толстые и тонкие (рис. 22). С возрастом полнота губ обычно несколько уменьшается.
Рис. 20. Последовательность рисования гипсового слепка носа
Рис. 21. Борозды в области носа, рта и подбородка:
/ — носовая; 2 — носогубная; 3 — «фильтр»; 4 — подбородочно-губная
При построении губ заметим, что ротовая щель проходит через верхнюю треть расстояния от основания носа до окончания подбородка. При прямом положении на рисунке ширину рта откладываем симметрично в обе стороны от серединной линии. При трехчетвертном повороте часть губ зрительно сокращается.
Намечая пропорции губ, следует обратить внимание на характер линии рта. Не следует сразу обрисовывать контур губ. Прежде всего, следует хорошо рассмотреть их форму и передать ее в рисунке с членением на ряд плоскостей.
Рис. 23. Этапы построения рисунка гипсового слепка губ и части носа
При рисовании губ в профиль нужно наметить величину разреза рта, его наклон, а также степень выдвинутости одной из губ. После этих построений можно лепить форму губ. На рис. 3.23 изображены этапы построения рисунка гипсового слепка губ и части носа в трехчетвертном повороте.
Рис. 22. Губы: а — тонкие; б — средней полноты; в — полные
Ухо. Ухо не только воспринимает звуковые раздражения, но и является также органом чувства, воспринимающим раздражения, связанные с перемещением тела (в особенности головы) в пространстве.
Ухо делится на наружное, среднее и внутреннее. В пластической анатомии имеет значение наружное ухо, к которому относится ушная раковина и наружный слуховой проход (рис. 24).
Рис. 24. Ушная раковина:
I — бугорок; 2 — завиток; 3 — противозавиток; 4 — полость ушной раковины; 5 — противоко-зелок; 6 — долька мочки уха; 7 — наружный слуховой проход; 8 — козелок
Ушная раковина имеет хрящевой скелет, который отсутствует только в нижней части ушной раковины, именуемой мочкой уха. Ушная раковина имеет по своему краю утолщение — завиток. К центру от завитка находится приблизительно параллельно идущий валик — противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются выступы — козелок и лежащий позади слухового отверстия противокозелок. В середине ушной раковины располагается углубление — ее полость.
Форма ушной раковины у разных людей неодинакова. Встречаются уши больших, средних и малых размеров. Также различной бывает степень отстояния ушной раковины от черепа. Велики индивидуальные особенности дольки ушной раковины. Иногда она хорошо выражена, а иногда может полностью отсутствовать.
Овал ушной раковины имеет условную ось, которая параллельна оси носа или ветви нижнечелюстной кости. В рисовании уха необходимо правильно наметить ось его овала. Далее устанавливают пропорции овала ушной раковины, общую форму уха и прорисовывают детали, соизмеряя и сравнивая их с общей формой.
Рис. 25. Этапы рисования уха с гипсового слепка
После завершения линейно-конструктивного построения нужно проложить светотень, лепя форму уха тоном и штрихом. Этапы ведения работы над рисунком гипсового слепка уха показаны на рис. 3.25. Следует отметить, что детали лица изображают линейно-конструктивным рисунком с легкой прокладкой светотени.