Что нужно учитывать при правильном рассаживании учащихся в классе
Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя.
С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.
Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:
Совет №1
Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.
Совет №2
Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.
Совет №3
Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке. Так, например, если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте.
Совет №4
Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.
Совет №5
Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации.
Совет №6
В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар. Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно.
Советы, как избежать проблем при рассаживании учеников за парты
Обычно дети не придают особого значения тому, за какой партой они сидят — для них важно, кто будет их соседом.
А вот родители акцентируют на внимание на том, где именно сидит ребенок. Многие из них обращаются к учителю с просьбой посадить их ребенка на первую парту. Они считают, что от этого зависит его успеваемость.
Конечно же, угодить всем одновременно не получится. В качестве выхода из такой ситуации рекомендуется в начале каждой четверти менять порядок рассаживания учеников. Это не только позволит каждому ребенку посидеть на первых партах, но и служит хорошей профилактикой против нарушения зрения или осанки.
Кроме этого, дети могут меняться местами за партами при выполнении отдельных видов работ на уроке. Чаще всего это происходит при использовании интерактивных упражнений, работе в группах.
Привлеките родителей к рассадке детей
Совет №7
Еще один отличный способ избежать недоразумений с родителями по поводу того, что их ребенок сидит на «плохой» парте — предложить им самим составить схему расположения детей в классе. Лучше всего сделать это на родительском собрании.
Для выполнения такого задания родителей нужно разделить на несколько групп и каждой раздать карточки с необходимой информацией об учениках без указания их фамилий. Взрослые должны, ориентируясь только на объективные данные, распределить места за партами. В завершение следует обсудить все полученные схемы и решить возникшие несогласованности.
Когда общая схема будет готова, назвать имена детей и подписать, кто, где будет сидеть. После этого никаких повторных обсуждений или дополнительных просьб не должно быть.
«Первая парта» теряет свою актуальность
Совет №8
Под конец собрания нужно успокоить всех родителей, особенно тех, кто окажется недовольным. Следует объяснить, что в ходе современного урока значительно изменились формы и методы работы с классом, и теперь доска и учитель не являются основным источником знаний.
Дети много времени на уроке работают в парах и группах, занимаются практической и познавательной деятельностью. Процесс познания происходит на основе универсальных учебных действий и компетенций. Как следствие, при обучении упор делается на самостоятельную работу и самоконтроль.
Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам
Совет №9
Также можно привести данные психологов и опытных педагогов о том, что обычно учитель в ходе урока больше внимания уделяет тем, кто сидит в центре класса и на задних партах. Он не находится все время за столом или возле доски, а передвигается по классу, ходит между рядами и постоянно контролирует работу каждого ученика.
Мнение, что ученики, сидящие на задней парте, от этого будут плохо учиться, является предрассудком. Никакой взаимосвязи между этим нет. Важно добиться от родителей понимания в данном вопросе и никогда не идти у них на поводу.
Тест «Школьная мебель: требования безопасности, правила подбора и расстановки»
Проверь свои знания в тесте «Школьная мебель: требования безопасности, правила подбора и расстановки»
1. Высота сидения определяется
1) длиной бедра
2) длиной голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см на высоту каблука
3) длиной голени учащихся
4) ростом сидя
5) ростом учащихся
2. Глубина сидения определяется
1) длиной бедра
2) длиной голени
3) ростом учащихся
3. Дистанция сиденья – это
1) высота сиденья
2) глубина сиденья
3) расстояние от переднего края стула до края стола по вертикали
4) расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали
5) ширина сиденья
4. Дистанция спинки – это
1) высота верхнего края спинки над сиденьем
2) высота нижнего края спинки над сиденьем
3) расстояние от передней поверхности грудной клетки до края крышки стола
4) расстояние от спинки стула до края крышки стола
5) ширина спинки
5. Дифференция – это
1) высота верхнего края спинки над сиденьем
2) высота нижнего края спинки над полом
3) расстояние от края стула до края стола по вертикали
4) расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали
6. Для правильного рассаживания учащихся преподавателям необходимо иметь
1) листок здоровья в школьном журнале
2) медицинские карты учащихся
3) цветную маркировку мебели
4) цветную мерную линейку
7. Искривления позвоночника часто встречающиеся при несоответствии мебели росту детей
1) кифозы
2) лордозы
3) сколиозы
8. К мерам профилактики нарушений осанки учащихся относят
1) ежемесячное пересаживание учащихся крайних рядов
2) контроль за соблюдением на протяжении всего урока наиболее рациональной позы
3) обучение учащихся навыку правильной посадки
4) пересаживание учащихся крайних рядов 2 раза в год
5) подбор мебели в соответствии с антропометрическими показателями учащихся
6) чередование на протяжении урока рациональных поз
9. К приемам самоконтроля за правильностью посадки учащихся относятся
1) определение правильности подбора мебели с помощью цветной маркировки и цветной мерной линейки
2) определение расстояния от глаз до тетради, книги (не менее длины предплечья с кистью)
3) определение расстояния от грудной клетки до края стола (не менее ширины кисти, сжатой в кулак)
4) определение угла рассматривания доски (с помощью транспортира)
5) определение углов сгибания позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах (метод фотогониометрии)
10. Какие отклонения в состоянии здоровья учащихся могут возникнуть в результате неправильного подбора мебели?
1) близорукость
2) нарушения осанки
3) плоскостопие
4) сдавление органов грудной клетки и брюшной полости
5) сколиозы
11. Какой показатель учитывается при подборе парты для учащегося?
1) возраст
2) длина голени
3) длина тела
4) длины верхней и нижней конечностей и их сегментов
5) переднезадний диаметр туловища
12. Наибольшая удаленность последнего места обучаемого от классной доски составляет
1) 820 см
2) 860 см
3) 900 см
13. Оборудование, необходимое для определения соответствия размера школьной мебели росту ученика
1) гониометр
2) калипер
3) ростомер
4) рулетка или сантиметровая лента
5) цветная мерная линейка
14. Общие требования, предъявляемые к школьной мебели
1) гигиеническое покрытие, легко поддающееся очистке
2) легкость
3) окраска в светлые тона
4) окраска в темные тона
5) соответствие росту учащихся
15. Основными гониометрическими показателями рабочей позы учащегося являются углы сгибания
1) голеностопного сустава
2) головы по отношению к туловищу
3) грудной и поясничной части позвоночника
4) коленного сустава
5) локтевого сустава
16. Основными измерениями, которые необходимо провести для определения номера комплекта школьной мебели, являются
1) высота заднего края крышки стола над полом и дистанция сиденья
2) высота задней крышки стола над полом и глубина сиденья
3) высота сиденья и высота заднего края крышки стола над полом
4) высота сиденья и дистанция спинки
5) дистанция спинки и дистанция сиденья
17. При 4-рядной расстановке учебной мебели
1) увеличивается расстояние от доски до задних парт
2) угол видимости доски увеличивается и улучшаются условия для зрительной работы
3) угол видимости доски увеличивается и ухудшаются условия для зрительной работы
4) угол видимости доски уменьшается и ухудшаются условия для зрительной работы
18. При правильной посадке учащегося
1) дистанция сиденья отрицательная от –4 до –8
2) дистанция сиденья положительная от +4 до +8
3) от 2/3 до 3/4 бедра лежит на сидении
4) туловище школьника отодвинуто на 10-12 см от края стола
5) туловище школьника отодвинуто на 4-5 см от края стола
19. При правильном рассаживании учащихся в классе учитывается
1) длина тела учащегося, заболевание органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость, желание учащегося
2) длина тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость
3) длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям
20. При разработке функциональных размеров учебной мебели необходимы антропометрические исследования следующих показателей
1) диаметров туловища
2) длины верхней и нижней конечностей и их отдельных сегментов
3) длины тела
4) длины тела сидя
21. При рассаживании учащихся необходимо учитывать
1) длину тела учащегося
2) желание учащегося
3) наличие хронических заболеваний
4) склонность к простудным заболеваниям
5) состояние органов слуха и зрения
22. При расстановке школьной мебели в классе нормируются
1) максимальное расстояние до классной доски
2) максимальный угол рассматривания классной доски
3) минимальное расстояние до классной доски
4) минимальное расстояние до стен (перегородок)
5) минимальный угол рассматривания классной доски
23. При расстановке школьной мебели в классе основной световой поток должен падать на рабочее место
1) направление светового потока значения не имеет
2) сзади
3) слева
4) спереди
5) справа
24. Расстояние от края стула до края стола по вертикали называется
1) дистанция сиденья
2) дистанция спинки
3) дифференция
25. Расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали называется
1) дистанция сиденья
2) дистанция спинки
3) дифференция
26. Расстояние от спинки стула до края крышки стола называется
1) дистанция сиденья
2) дистанция спинки
3) дифференция
27. С физиолого-гигиенических позиций для школьной мебели предпочтительно
1) горизонтальная крышка стола
2) мягкое сиденье
3) наклон сиденья кпереди на 3-50
4) наклонная крышка стола
5) плоское твердое сиденье
28. Современная школьная мебель рассчитана на число групп
1) 3
2) 5
3) 6
29. Столы и стулья в детских учреждениях маркируются
1) индивидуальными картинками
2) порядковыми номерами
3) фамилиями учащихся
4) цветными пятнами или полосами
30. Школьная мебель делится на группы с учетом
1) возраста детей
2) длины тела детей
3) пола детей
4) состояния здоровья детей
31. Школьная мебель с меняющимися параметрами высоты стола и сиденья должна иметь
1) длину и ширину стола, соответствующие наибольшему размеру мебели
2) длину и ширину стола, соответствующие наименьшему размеру мебели
3) ширину сиденья, соответствующую наибольшему размеру мебели
4) ширину сиденья, соответствующую наименьшему размеру мебели
9 советов учителям, как рассадить учеников за партами и отвечать на претензии родителей
С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.
Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя
Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:
Совет №1
Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.
Совет №2
Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.
Совет №3
Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке. Так, например, если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте.
Совет №4
Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.
Совет №5
Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться не сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации.
Совет №6
В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар. Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно.
Советы, как избежать проблем при рассаживании учеников за парты
Обычно дети не придают особого значения тому, за какой партой они сидят — для них важно, кто будет их соседом.
А вот родители акцентируют на внимание на том, где именно сидит ребенок. Многие из них обращаются к учителю с просьбой посадить их ребенка на первую парту. Они считают, что от этого зависит его успеваемость.
Конечно же, угодить всем одновременно не получится. В качестве выхода из такой ситуации рекомендуется в начале каждой четверти менять порядок рассаживания учеников. Это не только позволит каждому ребенку посидеть на первых партах, но и служит хорошей профилактикой против нарушения зрения или осанки.
Кроме этого, дети могут меняться местами за партами при выполнении отдельных видов работ на уроке. Чаще всего это происходит при использовании интерактивных упражнений, работе в группах.
Привлеките родителей к рассадке детей
Совет №7
Еще один отличный способ избежать недоразумений с родителями по поводу того, что их ребенок сидит на «плохой» парте — предложить им самим составить схему расположения детей в классе. Лучше всего сделать это на родительском собрании.
Для выполнения такого задания родителей нужно разделить на несколько групп и каждой раздать карточки с необходимой информацией об учениках без указания их фамилий. Взрослые должны, ориентируясь только на объективные данные, распределить места за партами. В завершение следует обсудить все полученные схемы и решить возникшие несогласованности.
Когда общая схема будет готова, назвать имена детей и подписать, кто, где будет сидеть. После этого никаких повторных обсуждений или дополнительных просьб не должно быть.
«Первая парта» теряет свою актуальность
Совет №8
Под конец собрания нужно успокоить всех родителей, особенно тех, кто окажется недовольным. Следует объяснить, что в ходе современного урока значительно изменились формы и методы работы с классом, и теперь доска и учитель не являются основным источником знаний.
Дети много времени на уроке работают в парах и группах, занимаются практической и познавательной деятельностью. Процесс познания происходит на основе универсальных учебных действий и компетенций. Как следствие, при обучении упор делается на самостоятельную работу и самоконтроль.
Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам
Совет №9
Также можно привести данные психологов и опытных педагогов о том, что обычно учитель в ходе урока больше внимания уделяет тем, кто сидит в центре класса и на задних партах. Он не находится все время за столом или возле доски, а передвигается по классу, ходит между рядами и постоянно контролирует работу каждого ученика.
Мнение, что ученики, сидящие на задней парте, от этого будут плохо учиться, является предрассудком. Никакой взаимосвязи между этим нет. Важно добиться от родителей понимания в данном вопросе и никогда не идти у них на поводу.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
По каким критериям учитель рассаживает учеников за партами
Содержание статьи
Рассаживая учеников в классе, учитель руководствует разными критериями. Определенное значение имеет телосложение – ведь если впереди ребенка небольшого роста сидит ученик значительно выше его, школьнику плохо будет видна классная доска. В ряде случаев решающим фактором оказывается состояние здоровья – слабовидящего ребенка приходится сажать поближе к доске. Но в большинстве случаев учитель опирается на психологические особенности детей.
Ведущий глаз и ведущее ухо
Одна из индивидуальных характеристик человека связана с асимметрией полушарий головного мозга. У одних людей ведущее полушарие правое, у других – левое. Не всегда человек с ведущим правым полушарием бывает левшой, но в большинстве случаев ведущее полушарие определяет ведущий глаз и ведущее ухо.
Грамотный в психологическом отношении учитель всегда учитывает такие особенности детей при рассаживании их по партам, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь у семилетних детей еще не сформировано произвольное внимание, и если посадить ребенка с ведущим левым глазом у окна, расположенного слева от него, он будет смотреть не на доску, а в окно. Первоклассник с ведущим правым ухом, сидя у стенки, расположенной справа, будет больше прислушиваться к тому, что происходит за ней, чем к словам учителя.
Рассаживать детей нужно так, чтобы ведущие органы чувств были обращены к учителю и классной доске. Мальчиков ориентируют преимущественно по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху.
Диагностировать эти особенности учитель может с помощью простых тестов, которые предлагает детям в форме игры: «посмотрим в подзорную трубу», «положим на парту часы и послушаем, как они тикают». Дети непроизвольно «подносят» воображаемую подзорную трубу к ведущему глазу, а к воображаемым или реальным часам наклоняют ведущее ухо.
Другие особенности
В процессе занятий становятся очевидными и другие психологические черты детей, которые тоже приходится учитывать.
Учеников неусидчивых, склонных постоянно отвлекаться, учителя сажают поближе к своему столу, чтобы удобнее было их контролировать. Озорников, которые любят привлекать к себе внимание одноклассников вызывающим поведением, сажают на заднюю парту, тем самым лишая их возможности «играть на публику».
Многие учителя сажают детей-холериков за одну парту с флегматиками или меланхоликами: присутствие спокойного одноклассника умиротворяющее действует на излишне возбудимого ребенка.
Хороший вариант – посадить за одну парту друзей, но если они на уроках больше разговаривают друг с другом, чем занимаются, их приходится рассаживать.
Нередко учителя учитывают и фактор успеваемости. Отстающих сажают рядом с отличниками, чтобы сильные учащиеся помогали слабым. Правда, при этом учитель должен быть уверен, что будет иметь место именно помощь, а не списывание.
Как организовать рабочее место учащегося в классе
Современный учебно-воспитательный процесс оказывает значительное влияние на растущий организм детей. В снижении негативных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, не последняя роль принадлежит организации рабочего места учащихся.
Для успешного освоения образовательной программы и сохранения здоровья, необходимо создать комфортные условия школьного рабочего места для каждого учащегося.
Учеными давно доказано, что состояние осанки и позвоночника учащихся в первую очередь зависит от организации учебного места. Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы. Каждый ученик должен быть обеспечен удобным учебным местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.
При оборудовании классных помещений мебелью необходимо учитывать ряд существенных требований:
— для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос,
— детей с нарушением слуха и зрения рекомендуется рассаживать за парты независимо от их номера на первые ряды, причем для обучающихся с пониженной остротой зрения парты (столы) должны размещаться в первом ряду от окон.
— детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены,
В целях профилактики нарушений осанки и развития сколиозов, рекомендуется не менее двух раз в год менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду. Для правильного рассаживания учеников используются листы здоровья в классном журнале, который заполняет медицинский работник школы, где отмечают необходимый номер мебели, а также записывают рекомендации по рассаживанию в зависимости от состояния здоровья учащегося.
Правильная рабочая поза ученика характеризуется следующими признаками:
— голову держат прямо или слегка наклоняют вперед,
— корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край стола),
— руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности,
— ноги согнуты под прямым углом с опорой на пол или подножку парты.
Современные подходы к оптимизации учебного места способствуют профилактике переутомления детей, отсрочке наступления утомления и делает более продолжительным период высокой работоспособности учащихся.
Необходимо помнить, что от правильно организованного школьного рабочего места, зависят благоприятные условия обучения на протяжении всего учебного года, а также сохраняется здоровье учащихся.