Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.

Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.

Первого сентября начался новый учебный год и родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Управление Роспотребнадзора по Московской области в связи с этим разъясняет.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10) образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таб. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

-обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Источник

Методики составления расписания занятий

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный.

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой «Наука составлять расписание». Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. «Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов». В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Мы хотим рассказать про такой сервис, «Составитель расписания». Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.

Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы.

Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников : Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. «Составитель расписания» предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.

Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание.

А теперь, благодаря интеграции с сервисом «Составитель расписания», сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.

Источник

Рекомендации по составлению расписания в среднем и старшем звене общеобразовательной школы

Составление расписания в школе является одним из важнейших и сложных видов деятельности заместителя директора. Умело составленное расписание определяет эффективность работы школы, создаёт условия для оптимальной работы учителей и учащихся.

Активность умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10—12 часов. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4 уроках. Уровень умственной работоспособности учащихся нарастает к середине недели и остаётся низким в понедельник и в пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Можно включить в расписание либо наиболее трудные предметы, либо в большем количестве средние и лёгкие. Следует чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков можно использовать таблицу, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

ПредметКоличество баллов
Математика, русский язык11
Иностранный язык10
Физики, химия, информатика9
История, обществознание8
Литература7
Биология, география, экономика, астрономия6
Физкультура, ОБЖ5
Технология4
Черчение3
ИЗО, МХК2
Музыка1

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов для учащихся старшего возраста должно приходиться на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность по сумме баллов за день должна приходиться на вторник и четверг, среда должна быть несколько облегчённым днём. Расписание не будет отвечать санитарным нормам, когда наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Для составления расписания необходимы следующие документы:

— учебная нагрузка учителей (таблица 2);

— расписание учителей (таблица 3);

— расписание по классам на неделю (таблица 4);

— временное расписание по дням недели (таблица 5);

— перечень кабинетов (таблица 6).

Таблица 2. Учебная нагрузка учителей.

класс9 класс10 класс11 классабабабМатематикаИванов И.С.66555Петров Н.И.65555Русский языкСидорова А.А.855Клименко В.К.775Потапова Л.С.5555

Аналогично заполняется учебная нагрузка других учителей-предметников, количество учебных часов по предметам и классам определяет учебный план.

Таблица 3. Расписание учителей.

Ф.И.О. учителяКл. рук-воКабинетНагрузкаПонедельникВторник
123456123456
Математика
Иванов И.С.8-а5275-а8-а/г6-а11-б/а10-а/а
Петров Н.И.7-а1226
Русский язык
Сидорова А.А.5-а23185-а/р5-а/л
Клименко В.К.6-а4119
Потапова Л.С.9-б3220

Аналогично составляется расписание на остальные дни недели. Через косую черту отмечается “алгебра” или “геометрия”, “русский язык” или “литература”, “история” или “обществознание”, “география” или “экономика”, “ИЗО” или “черчение”, “химия” или “биология” и т.д., если эти предметы ведёт один учитель. Начать расстановку часов следует с уроков технологии, иностранного языка, информатики и других предметов, по которым есть деление на подгруппы. Затем следует расставить уроки физической культуры, ИЗО, музыки, т.к. они не должны совпадать в один день в одном и том же классе.

Колонка “Классное руководство” нужна для того, чтобы расписание классного руководителя и класса совпадало по количеству на последнем уроке. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог провести после последнего урока “пятиминутку” с классом, или внеклассное мероприятие, или организовать уборку.

Колонка “Нагрузка” позволяет проверить количество часов учителя после составления расписания.

Колонка “Кабинет” необходима при расстановке кабинетов в готовом расписании.

Параллельно с заполнением таблицы 3 следует заполнять таблицу 4.

Таблица 4. Расписание по классам на неделю.

УрокиПонедельникУрокиВторникУрокиСреда
1математика11
222
3русский язык33
4литература44
555
666
УрокиЧетвергУрокиПятницаУрокиСуббота
111
222
333
444
555
666

Аналогично составляются такие таблицы для всех классов. Это позволяет видеть свободные уроки, делать перестановку, контролировать количество учебных часов на неделю.

После того, как расписание составлено, его необходимо переписать в ином виде (таблица 5).

Таблица 5. Временное расписание уроков по дням недели.

Расписание уроков на понедельник.

Уроки5-а6-а7-а8-а9-а9-б10-а10-б11-а11-б
1Матем. 5
2Геом. 5
3Рус.яз. 23Матем. 5
4Литер. 23Алгеб.5
5Алгеб.5
6

Аналогично выписывается временное расписание на остальные дни недели. Расписание заполняется из таблицы 3 по дням недели (сначала понедельник, затем вторник и т.д.). Можно заполнять временное расписание по урокам (первый, второй и т.д.), а можно выписывать расписание учителей (Иванов И.С., Петров Н.И. и т.д.). Такое заполнение временного расписания позволяет обнаружить ошибки: пропущенные уроки, совпадение предметов на одном уроке, ошибка в нагрузке и т.д.

После заполнения временного расписания необходимо сверить количество уроков по классам по расписанию за неделю с количеством уроков по учебному плану.

После проверки необходимо расставить номера кабинетов, если в школе не каждый учитель имеет закреплённый кабинет. Для этого используется таблица 6.

Таблица 6. Перечень кабинетов.

12345678910
11121314151617181920
21222324252627282930
31323334353637383940
41424344454647484950

Аналогично составляется перечень на остальные уроки и на все дни недели.

При заполнении таблицы 5 номера кабинетов учителей, имеющих кабинеты, проставляются сразу, т.к. в таблице 3 имеется колонка “Кабинеты”. Затем в таблице 6 вычёркиваются кабинеты, которые уже проставлены. Оставшиеся свободные кабинеты проставляются на уроки учителей, не имеющих своих закреплённых кабинетов, при этом учитывается предмет и свободный предметный кабинет.

Временное расписании вывешивается на доску объявлений, чтобы учителя и учащиеся могли познакомиться с ним. Как правило, возникает необходимость корректировки расписания (поменять русский язык и литературу местами, спарить уроки в старших классах, убрать первый урок учителю из-за отдалённости местожительства, перенести последний урок с одного дня на другой, т.к. учащиеся не успевают на подготовительные курсы и т.д.). После этого следует внести коррективы, учитывая пожелания учителей и учащихся. А затем перенести временное расписание на стенд с постоянным расписанием.

Примерное расписание 5 класса

(недельная нагрузка 28 часов).

УрокиПонедельникВторникСредаЧетвергПятница
1Ист.47 (8 б)Рус.35(11б)Ин.яз.25(10б)Лит.35 (7 б)Рус.35(11 б)
2Рус.35(11б)Лит.35 (7 б)Мат. 8 (11 б)Мат. 8 (11 б)Муз.20(1 б)
3Физ-ра (5б)Мат. 8 (11б)Физ-ра (5 б)Ист.47 (8 б)Мат.8 (11 б)
4Мат. 8(11б)Прир.28(6б)Рус.35(11 б)Рус.35(11б)Ин.яз.25(10б)
5Ин.яз.25(10б)Рус.35(11б)Техн.48 (4 б)Прир.28(6 б)Физ-ра (5 б)
6ИЗО 36(2 б)Техн.17 (4 б)ОБЖ 10(5б)
45 баллов48 баллов45 баллов48 баллов38 баллов

В течение учебного года учителя могут болеть, посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим завучу приходится делать изменения в расписании. Обычно предмет, который нужно заменить, проводит другой учитель этого же предмета. Но это приводит к тому, что необходимо делать изменения в расписании на дополнительном стенде. Для этого используется таблица 3 “Расписание учителей” и таблица 6 “Перечень кабинетов”. В изменениях указывается расписание только тех классов, в которых такие изменения есть.

Завуч, отвечающий за расписание в общеобразовательной школе, должен помнить о том, что его цель создать оптимальные условия для учителей и учащихся при проведении образовательного процесса.

Источник

Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе

Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть картинку Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Картинка про Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе

В школе нет мелочей, все важно, все сказывается на со­стоянии и здоровье ребенка.

Ученик проводит в школе значительную часть своего времени. Успешность обучения, физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей во многом зависят от условий обучения. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность коры головного мозга учащихся и высокий уровень работоспособности.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай в рамках контрольно-надзорных мероприятий образовательных учреждений проводится контроль соблюдения режима образовательной деятельности. Так в прошлом 2016-2017 учебном году в 10% из проверенных школ установлены нарушения гигиенических требований к расписанию занятий. По итогам проверок должностные лица привлечены к административной ответственности, выданы предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

К примеру, в Майминской школе №1, в школе №13 г.Горно-Алтайска при составлении расписаний занятий не учтена динамика изменения работоспособности обучающихся: наиболее трудные предметы в расписании установлены уже с первых уроков, не предусмотрено снижение максимальной учебной нагрузки в течение недели.

В БОУ РА «Республиканский классический лицей» не было разработано расписание для факультативных занятий, что не позволяло определить объем нагрузки на обучающихся. Не обеспечена организация больших перемен по 20-30 минут, установлены только перемены по 15 минут, следовательно, восстановительные процессы в организме школьников происходить будут не должным образом.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-м, 3-м и 4-м уроках. Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели также неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница). В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду, а в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать четыре урока, 2-4 –х классов – пять уроков, 5-6-х классов – шесть уроков, 7-11-х классов – семь уроков.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультатив­ные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Необходимо помнить, что, согласно Санитарным пра­вилам, часы факультативных занятий должны входить в общий объем максимально допустимой нагрузки.

Факультативные занятия посещает значительная часть учащихся. Во избежание переутомления между началом факультативных занятий и последним уроком обязатель­ных занятий устанавливается перерыв продолжительнос­тью 45 минут.

Если не учитывать нормы составления расписания возникает высокая перегрузка нервной системы и психики обучающихся, что приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. У детей в первую очередь это выражается в изменении почерка и в поведении, появляются жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе.

В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Управление Роспотребнадзора по РА обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к составлению расписания занятий, в первую очередь, соблюдению интересов обучающихся и их учебной нагрузке, а не в пользу своих коллег, обеспечивая им наиболее комфортные условия работы, такие, как минимальное количество «окон» или начало/окончание рабочего дня в удобное для них время.

Специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай призывают родителей школьников обращать особое внимание на организацию учебных занятий в школе и повышать роль родительского контроля в соблюдении гигиенических требований к режиму образовательной деятельности.

Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть картинку Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Картинка про Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе
Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть картинку Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Картинка про Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школеЧто нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть картинку Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Картинка про Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе
Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть картинку Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Картинка про Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школеЧто нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть картинку Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Картинка про Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Эл. почта: Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Смотреть картинку Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Картинка про Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе. Фото Что нужно учитывать при составлении расписания уроков в школе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 887 гостей онлайн