Что нужно учитывать врачу в работе с пациентом ребенком дошкольного возраста
Что нужно учитывать врачу в работе с пациентом ребенком дошкольного возраста
Клиническое интервью (беседа с пациентом) имеет большое значение для вовлечения пациента и его родственников в активную терапевтическую программу. Врач общей практики должен заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье своих маленьких пациентов. Клиническое интервью служит прежде всего для сбора информации и выявления нарушений поведения.
Практическая часть клинического интервью в большинстве детских клиник и учреждений общего профиля — это простой сбор медицинских сведений, которые имеют отношение к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. Другие аспекты жизни пациента, в частности психосоциальные, часто остаются вне поля зрения врача. Однако наличие психосоциальных проблем оказывает значительное влияние на течение болезни, выполнение рекомендаций по ее лечению и даже служит основным поводом для посещения врача.
Кроме того, коррекция поведенческих нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния ребенка подобно вождению автомобиля вслепую. Педиатр может использовать клиническое интервью для выяснения эмоционального статуса пациента, поиска вероятных причин психосоциальных нарушений в контексте семьи. Знание вех развития ребенка и критериев оценки внутрисемейных отношений необходимо для успешного проведения клинического интервью и эффективного анализа информации, полученной в процессе беседы.
Понимание эмоционального статуса ребенка или способность вникать во внутренний мир семьи в равной степени зависит от специфических навыков врача и индивидуальной манеры его общения. Первая цель — найти общий язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше шансов найти с ним общий язык. Краткий экскурс в историю становления навыков при развитии ребенка облегчает эту задачу. Однако есть несколько основных принципов ведения беседы при сборе анамнеза, которые полезно сразу принять во внимание.
Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко затрагивать частные интимные вопросы, но без ответов на них врач не может быть уверен, что пациент (или его семья) доверительно относятся к врачу и готовы сообщить ему необходимые факты. Важно придерживаться адекватной продолжительности визита.
Учитывая психосоциальное и физиологическое состояние ребенка, который впервые пришел к врачу, беседа не должна длиться более 30-40 мин — это время, необходимое для выяснения основных, наиболее значимых деталей.
Очень важно рационально использовать время в процессе беседы с пациентом. При каждом последующем визите врач имеет возможность дополнить сложившееся у него представление о пациенте, если вначале удалось добиться взаимного доверия. Педиатру необходимо быть открытым, его вопросы следует строить таким образом, чтобы на них нужно было отвечать развернутой фразой, а не коротким, односложным ответом.
В процессе клинического интервью в центр внимания следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается довольным вниманием врача. На практике при четко сформулированных вопросах во время беседы и живом интересе к пациенту клиническое интервью может занимать не больше времени, чем обычный осмотр. Построение диалога таким образом, чтобы он был нацелен на обсуждение проблем пациента и членов его семьи, в дальнейшем позволяет избежать диагностических ошибок.
Кроме того, клиническое интервью можно разбить на несколько частей, например: часть вопросов можно задать родителям в начале осмотра, часть — в процессе физикального осмотра ребенка и часть — по его окончании. Каждый пациент, приходя к врачу, боится не быть услышанным, поэтому стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему.
Большую долю информации можно получить, сосредоточившись на невербальных каналах. Как врач, который пальпирует, но не применяет аускультацию при физикальном осмотре, может пропустить важную информацию, так и врач, который не обращает внимание на выражение лица и жестикуляцию, может не заметить существенных фактов, касающихся психического статуса пациента. Например, подросток с опущенным взглядом печальных глаз, безусловно, находится в состоянии дискомфорта. Если врач этого не замечает и аккуратно не поинтересуется причинами такого состояния, лечение может оказаться неэффективным. Кроме того, если внутренние потребности пациента не удовлетворены, он может обращаться за помощью к другим врачам.
Эффективность клинического интервью значительно повышается при разумном анализе невербальной информации.
Часто внутрисемейные проблемы (например, когда родители не могут найти общий язык со своим ребенком) словесно не обсуждаются с врачом, но о них можно узнать из невербальных источников. Как правило, в процессе беседы такая невербальная информация предоставляется, но врач должен правильно расценить ее. Нужно помнить, что информацию не всегда можно выразить словами, поэтому врачу также следует использовать невербальные приемы во время беседы с пациентом. Например, такие банальные приемы, как внимательный взгляд и спокойный тон голоса во время объяснения терапевтических рекомендаций, увеличивают степень понимания пациентом и его родителями излагаемых фактов.
Четко написанные инструкции в сочетании с подробным объяснением, почему их необходимо выполнять, еще более улучшают качество терапии. Иногда, при необходимости, может быть полезным позвонить родителям по телефону и еще раз напомнить о каких-либо важных терапевтических рекомендациях.
При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития. Ниже приведены некоторые советы по ведению разговора с детьми разных возрастных категорий.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Что нужно учитывать врачу в работе с пациентом ребенком дошкольного возраста
Чтобы поддерживать желание ребенка сотрудничать с Вами и быть приверженным тактике лечения необходимо наладить с ним взаимопонимание и доверительные отношения. Стиль вашего общения должен соответствовать возрасту и уровню развития ребенка: помните, дети являются центральным звеном всей консультации.
а) Советы по общению с детьми младшего возраста. Для успешного осмотра необходимо, чтобы ребенок был отдохнувшим и накормленным. Если ребенок спит во время консультации — используйте эту возможность, чтобы провести осмотр органов зрения — оценку зрительной функции и движения глаз можно будет провести, когда малыш проснется. Покормите ребенка из бутылочки, если он плачет и не дает провести осмотр органов зрения,—это поможет успокоить его.
Как правило, исключая возможные случаи ретинопатии, при работе с доношенными детьми используют расширитель. Рекомендуется применять местную анестезию, плотно запеленать ребенка или дать ему что-нибудь сладкое, если Вы планируете использовать расширитель.
Самой трудной возрастной группой для осмотра являются дети, недавно начавшие ходить. Они не понимают зачем Вы их осматриваете и с ними крайне редко удается договориться. Уставший голодный ребенок вкупе со своим родителем, находящимся в состоянии стресса, могут сделать полный осмотр невыполнимой задачей.
Самостоятельно вызывайте семью в консультационный кабинет, чтобы ребенок смог рассмотреть Вас поподробнее; улыбайтесь ребенку, дружелюбно подшучивайте и говорите ему теплые слова. В случае осложненного анамнеза заболевания позвольте ребенку сначала поиграть и изучить комнату до того момента, когда Вы будете готовы начать осмотр. Если Вы чувствуете, что время вашего осмотра ограничено — в первую очередь выполните все самые важные манипуляции, а остальные перенесите на следующий визит.
В своей практике я крайне редко пытаюсь каким-либо образом усмирить ребенка; вначале я использую другие всевозможные способы влияния — напитки, изюм, печенья и т. д. Если я считаю, что необходимо провести осмотр глазного дна для исключения серьезной патологии, то прошу родителей ребенка аккуратно взять его на руки, пока я быстро выполню манипуляцию. Если я не уверена в результате, то сообщаю об этом родителям (обычно мне попадаются понимающие родители) и назначаю им посещение в другое время. Часто существенное влияние на ситуацию оказывает раннее время назначенной консультации или необходимость заранее дома расширить зрачки. Некоторые дети боятся глазного осмотра или процедур по установке глазных линз, поэтому во многих клиниках существуют специально обученные терапевты, которые могут отвлечь детей при помощи игровой терапии.
б) Советы по общению с детьми школьного возраста. Понимание проблем зрения и глаз, а также их лечение, может быть очень трудной задачей даже для крайне смышленых детей. Видеоанализ консультаций по типу «доктор-родитель-ребенок» показал, что в 90% таких консультаций ребенок крайне быстро теряет нить беседы. Следует акцентировать большую часть своей беседы на ребенке с учетом его уровня развития, а в случае необходимости допустимо воспользоваться помощью родителей. Не поворачивайтесь к ребенку спиной, разговаривая с родителем; поддерживайте постоянный зрительный контакт. Создайте дружелюбную атмосферу, задав простые вопросы ребенку о его возрасте, успехах в школе, любимых занятиях, друзьях и т. д.
Им легко отвечать на вопросы такого типа, а в дальнейшем становится более вероятно, что они захотят ответить на вопросы медицинской тематики. Всегда честно рассказывайте о возможном дискомфорте во время процедуры, с подробными объяснениями зачем Вам нужно выполнить эту манипуляцию. Капните каплю местного анестетика или циклоплегического средства ему на кончик пальца перед его использованием, или покажите ему рикошетный или воздушный тонометр, чтобы ребенок увидел, что ему нечего бояться.
Для детей этого возраста характерно развитие функциональной зрительной симптоматики вследствие их школьного и домашнего образа жизни. По возможности постарайтесь поговорить отдельно с ребенком и родителями, чтобы узнать, в чем может заключаться проблема; иногда дети не рассказывают родителям о том, что их задирают в школе, потому что боятся репрессивных мер со стороны однокашников. Крайне важно заручиться поддержкой родственников для понимания и разрешения причин существующих проблем.
Несмотря на то, что иногда кажется, что мы делаем недостаточно для детей с серьезными зрительными нарушениями, регулярные консультации дают ребенку возможность откровенно поговорить о своих проблемах с квалифицированным специалистом, понимающим с какими зрительными, образовательными и социальными проблемами им приходится сталкиваться в повседневной жизни. Со временем ребенок будет расти и развиваться, поэтому Вы сможете в дальнейшем более подробно объяснить причину его состояния, предписанное лечение, а также исходы заболевания. Большинство детей не хотят отличаться от своих одноклассников, они могут избегать общения на тему своей патологии со своими сверстниками; Вы же даете им уникальную возможность открыто обсудить то, что их волнует.
Пубертатный возраст — динамичный период развития ребенка, включающий многочисленные физические и физиологические изменения. Данные изменения могут привести к неадекватному поведению, выражающемуся в рискованных и необдуманных поступках, бунтарстве, показывающем их непослушание. Полезно осознавать социальные и образовательные ожидания свойственные данному возрасту. Подростки могут быть скрытными, и при этом, как правило, непослушными; их молчание и угрюмость — это защитная реакция. Крайне важно показать им, что Вы больше беспокоитесь за их здоровье, чем пытаетесь показать свое превосходство и установить за ними контроль.
Советы по общению с детьми школьного возраста:
• Представьтесь и начните беседу с ребенком с УЛЫБКИ.
• Объясните причину, по которой вы встретились.
• Установите кресло для осмотра таким образом, чтобы оно находилось между Вами и родителями, что позволит Вам уделять внимание как ребенку, так и его родителям.
• Попросите описать проблему.
• Используйте простые слова и короткие предложения, но не общайтесь с ними как с маленькими.
• Честно расскажите им, что Вы ждете от осмотра.
• Не продолжайте осмотр, если ребенок начал плакать.
• Не давайте обещаний, которых Вы не сможете сдержать.
• Объясните ребенку почему ему нужны очки/пластырь/операция и постарайтесь добиться его согласия.
• Узнайте, если у ребенка какие-нибудь вопросы.
Советы по общению с детьми пубертатного возраста:
• Узнайте, хотят ли они провести осмотр вместе с родителями или без них.
• Внимательно выслушайте, не вмешиваясь.
• Не пытайтесь использовать жаргон подростков — так они будут считать Вас неудачником!
• Задайте пару общих вопросов, чтобы наладить взаимный контакт. Все будет замечательно, если ребенок сможет увидеть в Вас личность; продемонстрируйте ему Ваше чувство юмора.
• Старайтесь говорить просто, но не пытайтесь говорить снисходительно.
• Всерьез воспринимайте всех их опасения по поводу своего здоровья.
• Если подросток выглядит мрачным и сердитым — не пытайтесь отвечать ему в той же манере.
• Проявляйте уважение к их взглядам.
• Не старайтесь заниматься нравоучениями или занимать сторону родителей.
• Вовлеките их в разработку плана собственного лечения.
• Согласитесь держать всю информацию в тайне, но постарайтесь объяснить ему, что если информация будет настолько значимой, что родителям будет необходимо ее узнать, вы вместе обсудите как преподнести ее им.
в) Если больше ничего не получается. Согласно моему опыту лучше провести осмотр ребенка, у которого Вы подозреваете наличие серьезного заболевания, с использованием седативных средств или общей анестезии, чем выполнять его в неоптимальных условиях, иначе он никогда больше не будет доверять ни Вам, ни другому специалисту.
Не упустите возможность закончить осмотр органа зрения, если в дальнейшем у пациента по расписанию предстоит другая процедура с использованием седативных препаратов или общей анестезии (например удаление зуба, дренаж среднего уха, выполнение томографии). Применение пероральных седативных препаратов для осмотра глаз должно выполняться под контролем педиатра. Необходимо взять информированное согласие у родителей, а ребенок должен воздерживаться от приема пигци также как и при общей анестезии. Циклоплегические капли необходимо давать перед приемом оральных седативных препаратов. Не забудьте о местной анестезии при работе со специальными инструментами: роговичная чувствительность не уменьшается при седации.
Отличным седативным эффектом обладает буккальный мидазолам (500 мкг на кг, максимум 15 мг); он начинает действовать через 30 минут, эффективность его действия составляет тот же временной промежуток. В некоторых странах для детей младшего возраста и детей, недавно начавших ходить, применяют пероральный или ректальный хлоралгидрат (50 мг/кг для детей младшего возраста 4 кг с максимальной дозой в 2 г). Своего эффекта, который длится несколько часов, он достигает примерно через час. Как правило, седативные препараты лучше влияют на детей младшего возраста и детей, которые недавно начали ходить, чем на детей школьного возраста.
Седация так же опасна для детей, как и общая анестезия, хотя механизм риска различается, но тем не менее, данную манипуляцию необходимо выполнять с осторожностью в целях безопасности. Седация должна выполняться только при возможности оказания экстренной помощи.
г) Выводы. Успех осмотра глаз и офтальмологических процедур напрямую зависит от доверительных отношений между ребенком и врачом, основанных на сотрудничестве. На мой взгляд, неправильно проводить осмотр или выполнять манипуляции, если ребенок плачет и его пытаются усмирить, хотя бывают ситуации, когда такое отношение необходимо для сохранения здоровья ребенка. Для детей, которым предстоят регулярные процедуры рекомендуется использовать игровую терапию. При необходимости проведения осмотра, выполнить который нельзя в условиях клиники, применяют седацию.
Хорошего детского офтальмолога характеризует его способность почувствовать и подстроить свою манеру общения под каждого конкретного ребенка, а также способность грамотно оценить какие обследования необходимо сделать сегодня, а какие можно перенести на завтра. Никогда не стремитесь стать перфекционистом!
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Памятка пациента и лица, осуществляющего уход за ребенком (пациентом)
В соответствии с Федеральным законом об охране здоровья граждан пациенты, поступающие на лечение в стационар, в обязательном порядке оформляют информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, которое дает один из родителей или иной законный представитель ребенка. По достижении ребенком возраста 15 (пятнадцать) лет он сам реализует свои права как пациент.
Лицам, сопровождающим ребенка в возрасте до 4 лет, предоставляется право на совместное круглосуточное пребывание с ребенком в стационаре для осуществления ухода за ним в течение всего периода лечения, а также на обеспечение питанием.
Лицам, сопровождающим ребенка в возрасте старше 4 лет, предоставляется право на совместное круглосуточное пребывание с ребенком в стационаре для осуществления ухода за ним в течение всего периода лечения при наличии показаний, определяемых заведующими профильными отделениями в соответствии с внутренними нормативными документами.
Прочим категориям лиц, сопровождающим ребенка, предоставляется право на совместное дневное нахождение с ребенком при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка с 08:30 до 19:30.
В связи с необходимостью госпитализации (перевода) ребенка в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), где круглосуточное наблюдение и уход осуществляет медицинский персонал больницы, лица, совместно госпитализирующиеся для круглосуточного ухода за ребенком, могут быть размещены в коечных отделениях РДКБ исключительно в случае наличия свободной койки и питанием на период нахождения ребенка в ОРИТ не обеспечиваются. Посещения ребенка в ОРИТ осуществляется в соответствии с правилами посещения родственниками пациентов отделения реанимации и интенсивной терапии, утвержденными главным врачом больницы.
При отсутствии показаний к совместному круглосуточному пребыванию с ребенком в стационаре для осуществления ухода за ним листок нетрудоспособности не выдается.
Лицо, осуществляющее уход за ребенком, имеет право пользоваться кухней в отделении для подогрева пищи с 06:00 до 08:00 часов и с 16:30 до 19:30 часов, если в связи с особенностями режима проведения медицинских процедур и приема лекарств в отделении не установлено индивидуальное время.
Личные вещи ребенка, а так же лица, осуществляющего уход за ним, и продукты, не запрещенные для детского питания, хранятся в специально отведенных в отделениях местах.
Вход и выход с территории больницы производится по пропуску, определяется режимом работы больницы и КПП и разрешенным временем совместного нахождения с ребенком в стационаре:
Пропуск выдается в Бюро пропусков при предъявлении документа, удостоверяющего личность, в часы его работы: с 08:00 до 20:00.
Находиться на территории больницы необходимо в сменной обуви и в опрятном виде, соответствующем общественному месту.
Перемещения в пределах больницы возможны с уведомления дежурного медицинского персонала. Выход за территорию больницы для консультаций в других лечебных учреждениях допускается только с разрешения заведующего отделением и с уведомлением дежурной медицинской сестры с указанием времени отсутствия. Пациент и лицо, осуществляющее уход за ребенком, не может покидать отделение с 20:00 до 08:00 часов следующего дня.
Во время тихого часа с 14:30 до 16:00 часов ребенок, а так же лицо, осуществляющее уход за ним, должны находиться в палате. Не допускается ходить из палаты в палату, громко разговаривать и нарушать покой других пациентов. Необходимо помнить, что тишина и покой для ребенка — это факторы, положительно влияющие на результат лечения.
Пациенты могут пользоваться ванной комнатой, в том числе для стирки белья по индивидуальному графику, установленному в отделении.
В отделениях ограничено использование мобильных телефонов, компьютерной техники, DVD-проигрывателей и пр. (заранее уточнить у медицинского персонала отделения).
Обязанности
Ребенок и лицо, осуществляющее уход за ребенком, обязаны:
Нарушением режима
Нарушением режима лечения и правил внутреннего распорядка считаются:
При нарушении режима и правил внутреннего распорядка лицо, осуществляющее уход за ребенком, может быть выписано из больницы. При этом в листок нетрудоспособности по уходу за ребенком будет внесена отметка о нарушении режима. Также будет проинформирован территориальный орган здравоохранения, направивший Вас на лечение.
Правила посещения пациентов родственниками
Время посещения детей родственниками разрешается в строго отведенное время по пропуску:
Пропуск на посещение пациентов оформляется в Бюро пропусков при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Время пребывания посетителя отмечается в информационном листке сотрудником охраны в Бюро пропусков. Пропуск предъявляется по первому требованию сотрудникам охраны, медицинскому персоналу, представителям администрации больницы.
Посетители должны оставлять верхнюю одежду в гардеробе, иметь при себе сменную обувь.
Посещение детей возможно только за территорией отделения. Посещение в палате к пациентам, находящимся в тяжелом состоянии, осуществляется с разрешения заведующего отделением. Одновременно у ребенка в палате могут находиться только два человека (лицо, осуществляющее уход за ребенком, и посетитель).
В отделении реанимации и интенсивной терапии не разрешается посещать пациентов детям до 14 лет.
При нарушении лечебного режима, требований медицинского персонала и Правил посещения пациентов родственниками пропуск аннулируется.
Предупредите и ознакомьте близких и родственников о порядке посещений и правилах поведения в больнице.
При нарушениях
В случае нарушения по отношению к Вашему ребенку прав пациента, Вы можете обращаться:
Что нужно учитывать врачу в работе с пациентом ребенком дошкольного возраста
Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности. Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.
Изначально деонтология (от греч. δ?ον — должное) являлась учением о проблемах морали и нравственности, разделом этики. Этот термин был введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н.Н.Петров. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия медицинского работника с коллегами и пациентом.
Работа с маленькими пациентами – это дело чрезвычайно сложное и ответственное. Установление психологического контакта с пациентом–ребенком имеет зачастую не меньшее значение, чем лечебные процедуры. Для детей характерны такие психологические особенности как отсутствие осознания болезни в целом, неумение формулировать жалобы, сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни, восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий, усиление дефектов характера и воспитания ребенка в период болезни, чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.
Деонтологической тактикой в работе с детьми будет эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами. А также немаловажным является профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.
Специфика ухода зависит от возрастной категории ребенка, характера и тяжести его заболевания. Медицинский работник, выполняя свой профессиональный долг, обязан обеспечить оказание, ему необходимой медицинской помощи, используя все достижения современной медицины и всеми мерами избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике.
Психологические особенности работы с подростками зависят от индивидуальных особенностей личности – характера, темперамента, индивидуального опыта. Психологическими особенностями подростков являются: преобладание психологической доминанты возраста – «притязание на взрослость», бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости, пренебрежительное отношение к болезни факторам риска.
Подростки в подавляющем большинстве случаев, осознавая свое болезненное состояние, угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное противодействие болезни, подавляют свой страх и отрицательные эмоции, связанные с предстоящим лечением. Деонтологической тактикой при работе с подростами является общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность и взрослость подростка.
Психологические особенности работы с пациентами работоспособного возраста, как и с подростками, зависят от индивидуальных особенностей личности. Медицинскому работнику необходимо, прежде всего, выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.
Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию будет лучшей деонтологической тактикой. Кроме того, выбор тактики общения лучше проводить в зависимости от внутренней картины болезни, а также корректировать неадекватные установки тревожно-мнительных пациентов.
Установление психологического контакта с пациентами пожилого и старческого возраста является делом довольно сложным и ответственным, требующим специальных навыков, большого внимания и терпения. Для пациентов пожилого и старческого возраста характерна такая психологическая доминанта возраста, как «уходящая жизнь», «приближение смерти», чувство тоски, одиночества, нарастающая беспомощность; такие неприятные возрастные изменения как снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, а также снижение возможности самообслуживания; интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Деонтологическая тактика при работе с пожилыми пациентами будет поддержание у последнего ощущения собственной значимости, подчеркнуто уважительное, тактичное, деликатное отношение без фамильярности и нравоучений; ориентация на двигательную активность и мотивация на выздоровление.
Общение медицинского работника с пациентом – важнейший элемент процесса лечения. Одним из значимых условий для установления взаимопонимания между медицинским работником и пациентом является ощущение поддержки. Если пациент осознает, что медперсонал намерен помогать, а не заставлять, то и он активнее участвует в лечебном процессе. Когда медперсонал проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда медицинский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах. При хорошем контакте с медицинским работником пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект.
Очень важным моментом в работе медицинского работника является умение понять пациента, поддержать его, настроить на выздоровление независимо от возраста пациента. Это является основой лечебной деятельности медицинского работника.