Что общего между кантом и кантатой в музыке

Конспект урока музыки в 3 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока музыки

Ф.И.О. учителя: Кирпа Светлана Олеговна

Место и роль урока в изучаемой теме:Урок изучения нового материала

Тема урока: «Кантата «Александр Невский».

Цель: Способствовать формированию патриотического воспитания; создать

единый музыкальный образ России на примере кантаты «Александр

Образовательные: подвести учеников к открытию понятия «кант» «кантата», определить характерные особенности этого жанра; о пределять основные формы музыки и приемы музыкального развития; характерные особенности музыкального языка великих композиторов на примере музыки С.С. Прокофьева.

Развивающие: развивать эмоциональный отклик и отзывчивость на звучащую музыку, уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа; ассоциативное мышление, воображение, синтез, анализ, обобщение.

Воспитывающие : воспитывать любовь к музыке и уважительное отношение к русской культуре, осознание национальной принадлежности; воспитывать в детях нравственные и патриотические чувства, доброту и милосердие на примерах жития святых.

Для учителя: презентация, хор из кантаты «Вставайте люди русские» С.С. Прокофьева, русская народная солдатская песня «Солдатушки, браво ребятушки»

Для учеников: рабочая тетрадь, учебник.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Настраивает на работу. Проверяет готовность.

Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку? Всё ли лежит ровно на партах? Теперь повернемся к своему соседу по парте и улыбнемся. Надеюсь, наш урок будет наполнен только хорошим настроением и такими яркими улыбками.

Настраиваются на урок.

Формирование УУД (Р): волевая саморегуляция.

(Л): развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подведение обучающихся к раскрытию темы урока.

-РебятаА посмотрите внимательно на экран, здесь вы видите два слова КАНТ и КАНТАТА. Слово «кант» вам говорит о чем-нибудь?

Слово кант нам знакомо, а слово кантата нет, но если мы внимательно посмотрим на экран, мы визуально увидим общую черту между двумя этими словами. Кто назовет эту черту?

Канты – это многоголосные песни. Само название жанра произошло от латинского слова cantus, что значит «пение».

— Кант это торжественная

песня; в ней воспевали победу и скорбели

о погибших; кант похож на гимн…

слушать и слышать учителя

мотивация к обучению и

открыто выражать свою

причин успеха (неуспеха) в

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта.

-Подумайте и скажите, кто такие святые?(вывешивается слово на доску)

Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы.

-Давайте вспомним имена русских святых.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается, с течением времени становится ярче и светлее.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

-Кто догадался какая тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами познакомимся с

кантатой «Александр Невский», которую

написал замечательный русский

композитор Сергей Прокофьев.

Внимательно прочитайте определение

слова кантата в вашем учебнике по

музыке и попробуйте сравнить два

понятия кант и кантата.

— Чем отличается кантата от канта?

Внимание на экран, кого вы там

Знакомо вам какое-нибудь музыкальное произведение этого

Наш композитор Сергей Сергеевич

Прокофьев сочинил кантату «Александр

Невский». Его вдохновил великий

полководец нашей русской земли

Александр Невский. Внимание на экран

(слайд3). Событие кантаты посвящено

великому ледовому побоищу, которое

произошло на нашей Руси очень давно,

сейчас я вам расскажу эту историю:

«В 1242 году на нашу землю русскую

решили напасть враги(слайд4). Это были

германцы, шведы, литовцы. Их

количество намного превышало

количество нашего русского войска. Но в

то время нашей армией управлял великий

полководец Александр Невский(слайд5).

Он был очень умным и находчивым

полководцем и решил победить врага не

предложил врагу сразиться на льду, на

Чукотском озере(слайд6). И вот утром 4

апреля началась великая битва. Наших

Невский заметил, что враги и их кони

были одеты в тяжёлые железные доспехи,

а наши солдаты были на легке (слайд7). И

тут он начал заманивать врага на

середину озера, а так как был апрель

месяц, то лёд уже немноготрескался(слайд8). Как вы думаете что

было дальше? Правильно, выглянуло

наше красно солнышко, которое немного

растопило лёд, и враг потонул со своими

тяжёлыми доспехами(слайд9). А битву

назвали «Ледовое побоище»(слайд10).

Вот такая интересная история про

храбрость наших солдат и силу нашей

— Ребята, а как вы думаете, почему именно

это историческое событие вдохновило

нашего композитора к созданию кантаты

«Александр Невский»? (очень храбрые

солдаты, Александр Невский был очень

В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

-Александр Невский, Сергей Радонежский, княгиня Ольга и князь Владимир.

— «Александр Невский. Кантата».

«Александр Невский», узнать про что

эта музыкальная история, найти

определение слова «кант».

Кантата-это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она используется обычно в концертном зале хором, оркестрами и певцами-солистами

понятие кантата шире, чем кант; кант

этот просто песня, а кантата это большое

музыкальное произведение, которое

состоит из нескольких музыкальных

Сергей Сергеевич Прокофьев,

это русский композитор

самоконтроль процесса и

выражать свою позицию на

понимание причин успеха

(неуспеха) в учебном

самоконтроль процесса и

к обучению и познанию;

выражать свою позицию на

понимание причин успеха

(неуспеха) в учебном

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 20 мин

Показ фрагмента кантаты.

Слушание песни «Вставайте, люди русские»

Слушание песни» Мертвое поле»

Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

— Теперь мы с вами переходим к

музыкальной части нашей кантаты.

— В Кантате Александр Невский 7 частей.

Мы познакомимся с хором «Вставайте, люди русские!»

Звучит хор «Вставайте, люди русские»

— Что происходит в этом музыкальном

Звучит музыкальный фрагмент 2

(6 часть кантаты «Мертвое поле»)

— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Как вы думаете, что произошло в этой музыкальной части?

Звучит музыкальный фрагмент 3 (7 часть «Въезд Александра Невского во Псков»)

— Что происходит в заключительной 7 части кантаты?

В честь Александра Невского была написана икона. Её вы увидите на странице 16 ваших учебников.

— В русском фольклоре и в творчестве композиторов есть произведения, которое славят героев, защитников Родины. Сегодня мы познакомимся с русской народной песней «Солдатушки, бравы ребятушки».

Что такое Русская народная песня?

— При прослушивании песни определите ее жанр и постарайтесь понять, о чем поется в песне?

-А теперь мы с вами разучим эту песню.

1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? поют девочки

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды! поют мальчики

2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!

в песне призывают русских людей на смертный бой за матушку Русь

печальное настроение, скорбь, грустно поет женский голос).

-это время после боя, женщина ходит по полю и оплакивает наших солдат, которые погибли за нашу Родину)

Александр Невский возвращается со своими солдатами домой, все радуются победе над врагом

Высказываться о музыке.

Воспринимать на слух

самоконтроль процесса и

Анализ работ учащихся.

Самооценка результатов деятельности

«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

А сейчас подведем итог нашего урока.

Скажите мне пожалуйста, понравился ли вам образ Александра Невского, представленного в кантате Прокофьева?

На этом наш урок закончен, кому урок

Понравился –поднимите руку.
Спасибо за урок.

познакомились с кантатой «Александр

Невский», узнали понятие слова кантата, узнали о подвиге русского полководца.

-мы послушали кантату

«Александр Невский», увидели кантату в

картинках, узнали об исторических событиях того времени.

выражать свою позицию на

понимание причин успеха

(неуспеха) в учебном

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Данный конспект урока имеет целью: Способствовать формированию патриотического воспитания ; создать

единый музыкальный образ России на примере кантаты «Александр

Задачи:

Образовательные: подвести учеников к открытию понятия «кант» «кантата», определить характерные особенности этого жанра; о пределять основные формы музыки и приемы музыкального развития; характерные особенности музыкального языка великих композиторов на примере музыки С.С. Прокофьева.

Развивающие : развивать эмоциональный отклик и отзывчивость на звучащую музыку, уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа; ассоциативное мышление, воображение, синтез, анализ, обобщение.

Воспитывающие : воспитывать любовь к музыке и уважительное отношение к русской культуре, осознание национальной принадлежности; воспитывать в детях нравственные и патриотические чувства, доброту и милосердие на примерах жития святых.

Номер материала: 153315

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра

Голос человека – это первый музыкальный инструмент. Хотя почему человека? Животные также используют голоса для общения, а они появились гораздо раньше Homo sapiens. Чарующие песнопения птиц завораживают, переносят в некий иной мир, вдохновляют и вызывают массу эмоций. А это именно те качества, которые присущи музыке. У животного мира музыкальность даже более развита, чем у человека. Поскольку для общения люди используют слова, а животные остались на уровне передачи информации с помощью характерных действий и интонаций голоса. Другими словами, благодаря музыке.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Поэтому неудивительно, что еще в эпоху Возрождения голос человека приравнивался к музыкальному инструменту. Если вдруг в ансамбле не хватало звучания какого-то музыкального инструмента, его заменял певец с похожим тембром, который вел партию голосом без слов. Иногда такие солисты сольфеджировали, называя соответствующие ноты, как на уроках в музыкальных школах в наши дни делают дети во время учебы. Бывало и наоборот, когда певца заменяли музыкантом-инструменталистом и особого ущерба общему звучанию произведения это не приносило.

Что такое кантата в музыке

На вопрос о том, что такое кантата в музыке, можно ответить и так: вокально-музыкальное произведение для оркестра, хора или солиста.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

В конце 17-го столетия жанр кантаты возник как небольшое музыкальное сочинение. Главной его задачей было именно пение. Со временем жанр начал развиваться и набираться сил. Вершины развития кантата достигает в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Всего композитор написал около 200 произведений этого жанра.

Творчество Вольфганга Амадея Моцарта также сыграло важную роль на этапе становления такого музыкального жанра, как кантата. В последние годы перед смертью он активно писал произведения, в которых, как в мессах, подчеркивал хоровое пение. Вершиной жанра стал «Реквием» – гениальное произведение великого композитора.

Какие основные виды кантат

Чтобы лучше понять, что такое кантата в музыке, следует разобраться в ее специфике в зависимости от содержания. Кантаты писали светские и духовные. Они несли в себе торжественность, радость, скорбь, философские взгляды и др.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Если говорить о зарождении жанра кантаты, то в эпоху барокко он имел много сходств со своей сестрой сонатой. На ранних этапах возникновения кантате было характерно звучание всего одной арии во всем произведении, да и то, по сути, оно заменяло звучание какого-то музыкального инструмента. Уже позже в нее начали вплетать дуэты и хоры, что сделало этот жанр близким к оратории.

Особенности кантаты эпохи барокко

Следует отдельно разобраться в вопросе о том, что такое кантата в музыке эпохи барокко. Само звучание солистов значительно отличается от привычного всем в наши дни оперного пения. Главным отличием служит звукоизвлечение. Барочное песнопение намного чище и гибче. Это связано с тем, что исполнялись кантаты в основном в небольших помещениях либо в готических соборах с хорошей акустикой. Певцам не нужно было заполнить звучанием зал на 2000 человек. К тому же в сопровождение пению использовали небольшие оркестры, а не симфонические, как в наше время, и солисты не пытались их перекричать.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Отличия кантаты эпохи классицизма

Жанр кантаты во времена эпохи барокко был не особо требовательным к смысловой нагрузке текстов, которые использовались в произведениях. Но на смену данной эпохе пришла эпоха классицизма, которая начала выделять литературу наряду с другими видами творчества. Это спровоцировало установлению довольно тесных отношений между словом и музыкой. Слушая кантаты эпохи классицизма на иностранном языке, важно знать перевод, поскольку в противном случае произведение будет сложно понять.

Эпоха романтизма

Разбираясь в вопросе о том, что такое кантата в музыке, определение мы давали выше. Но чем она была характерна во время эпохи романтизма? Попробуем разобраться.

Наступление эры романтизма стало еще более требовательным к смыслу музыкальных произведений. Особенно роль текстов усилилась с возникновением программной музыки. Такие произведения исполнялись только инструментально, без вокальных партий, тем не менее содержание к ним было словесным. Одни авторы предпочитали издавать их в письменном виде, другие, наоборот, предоставляли возможность слушателям самим догадаться, в чем суть.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Музыка ХХ столетия

Мы уже знаем, что такое кантата в музыке. Определение кратко звучит так – музыкальное произведение для оркестра и хора. ХХ век для этого жанра стал своего рода борьбой музыки и слов. Поочередно один стиль вытеснял другой, но потом опять менялись местами. Существуют произведения, в которых литература на 95 % преобладает над музыкой. Но есть и такие, где слова не играют большой роли, превознося чистое звучание музыкальных инструментов на пьедестал почета.

Перечисляя разные произведения, вспоминаешь мимоходом урок музыки. Кантата как отдельный жанр присуща творчеству И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Ф. Тельмана, Ф. Мендельсона, К. Орфа и многих других композиторов. Данный стиль широко используют и в современном творчестве. За последние десятилетия было создано множество творений в этой области. Примером может послужить российский композитор Г. Свиридов, написавший кантаты «Деревянная Русь», «Курские песни», «Снег идет» и другие. Кроме него, к этому жанру обращались С. Рахманинов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Э. Денисов и другие отечественные деятели искусства.

Источник

Интегрированный урок «Кантата Александр Невский»

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Кантата Александр Невский»»

Урок музыки в 3 классе «Кантата Александр Невский»

Под музыку канта ученики 3-го класса входят в кабинет музыки.Приветствие.

У:Внимание на экран. Нам нужно разгадать кроссворд. Отгадываем первое слово. Под какую музыку или песню вы заходили в кабинет? (кант)

-Кто более полно расскажет про жанр кант и его особенностях? (ответы)

Совершенно верно. Кант песня военная, исполняют его мужчины.

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыкеЗнакомо ли нам это слово? О чём сегодня на уроке мы будем с вами говорить? (ответы детей, выход на тему, задачи урока)

Тема урока «Кантата А. Невский». Сегодня мы знакомимся с кантатой С.С. Прокофьева «А.Невский».

У каждого народа есть свои национальные герои, которых чтят и помнят. Александр Невский родился на Ярославской земле в Переславле – Залесском.

Добавьте мой ответ, найдя нужную информацию, у вас в тексте (ученики добавляют материал об А.Невском, его сражениях и почему народ называет его Невским).

Обратимся к картине художника Павла Игоревича Корина. Каким изобразил А.Невского художник?

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Д: Вид строгий, серьезный. Он опирается на меч сильными руками. Взгляд суров, устремлен вдаль. Воин изображен в доспехах.

У: Почему А. Невский изображен не в русском костюме, а в военных доспехах?

Д: Он готов к бою, к защите своей Родины. Что мы видим за фигурой великого князя?

Можно А.Невского назвать героем? Кто в вашем представлении является героем? (Любой человек, который любит Родину и готов за неё сражаться и даже отдать жизнь).

У: Как вы думаете, какая музыка подойдёт такому образу героя?

(используются словари эмоциональных эпитетов)

Сейчас мы попытаемся создать музыкальный образ А.Невского (работа в парах с таблицей)

Средства музыкальной выразительности

Выбор средств музыкальной выразительности

Отложите свои карточки, чтобы у вас была возможность чуть позже сравнить с музыкальным образом, создавшим композитором С.С.Прокофьевым.

У: С. Прокофьев – гениальный композитор, только тот, кто любит свою Родину – Россию, мог написать такую музыку. Это произведение было создано по заказу для художественного фильма об А.Невском. Режиссер фильма Сергей Михайлович Эйзенштейн. В точном соответствии с замыслом режиссера С.Прокофьев пишет музыку кантаты.

Итак, кантата – что же это за жанр? (работа с текстом, словарём, интернетом, смысловое чтение).

Ответы детей (многочастное произведение, в котором участвуют хор, солисты, оркестр). Ученики дают определение новому жанру.

Сравним определение жанра кантата.

У: Кантата «А.Невский имеет 7 частей. Давайте послушаем одну из частей этой кантаты.

Звучит 4 часть кантаты «Вставайте, люди русские!»

У: Как звучала музыка? ( Решительно).

У: Что необычного вы услышали в сопровождении в начале части? (колокольный звон, который звучал тревожно).

Исполнение с движением под музыку, с использованием треугольников.

У: Обратите внимание: ритмическое движение мелодии – ровное, а в оркестре – неожиданные акценты?

Какой характер придают эти акценты? (Тревогу).

У: Какую музыку выбрал композитор для характеристики А.Невского–вокальную или инструментальную? (вокальную и инструментальную).

У: Давайте разучим основную мелодию хора.

Разучивание мелодии хора 4 части «Вставайте, люди русские».

Дети исполняют 4 часть «Вставайте, люди русские» с инструментами (треугольник).

У: Давайте определим основные средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор создал музыкальный образ Александра Невского, и сравним их с нашими.

Как мы с вами исполнили главную тему 4 части кантаты? Получилось у нас исполнить решительно, энергично? Получилось у нас передать то настроение, задуманное композитором? ( если нет- исполнение темы еще раз)

Совпало ли наше восприятие образа А.Невского с музыкальным образом А.Невского, созданным композитором Прокофьевым? (работа с созданной таблицей)

У: А теперь посмотрите на картину художника Михаила Васильевича Нестерова. Каким он изобразил А.Невского?

Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть фото Что общего между кантом и кантатой в музыке. Смотреть картинку Что общего между кантом и кантатой в музыке. Картинка про Что общего между кантом и кантатой в музыке. Фото Что общего между кантом и кантатой в музыке

Д: Воин склонил смиренно голову перед иконой Божьей Матери. Он её о чём- то просит.

У: что вы видите в окне? (Русские просторы).

У: давайте послушаем второй номер кантаты «Песню об А.Невском»

Слушание 2 части кантаты.

У: Что вы услышали в этой песне? Какой темп этой части кантаты? (сдержанность, медленный темп). Кто исполняет 2 часть кантаты? (женские и мужские голоса).

Обратите внимание, как тема 4-ой части кантаты включена в фрагмент фильма «А.Невский».

Видеофрагмент фильма. На экране отрывок фильма въезд А. Невского в город Псков.

Вопросы ученикам (закрепление темы урока):

1.Композитор, создавший кантату? (С.С.Прокофьев)

2. Сколько частей в кантате? (7)

3.Кто исполняет кантату? (мужской хор и женский голос альт)

У: За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. В 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.
Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Мы сейчас с вами сейчас тоже споём песню. Осанка гордая, взгляд целеустремленный. За плечами каждого из нас наша Россия, а вы её защитники.

Исполнение песни «Бравые солдаты».

У: Сейчас прошу вас оценить свою деятельность на уроке. Ответы учеников, оценивание своей работы на уроке.

Домашним заданием будет задано: прочесть книжку про А.Невского из школьной библиотеке и просмотреть с родителями фильм «А.Невский» режиссер Эзейштейн.

Завершение урока. Наш урок подошёл к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *