Что общего между кантом и кантатой и что отличает
Конспект урока по музыкальной литературе (четвертый год обучения) «Вставайте, люди русские!»
МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Луховицы
Конспект урока по музыкальной литературе (четвертый год обучения)
«Вставайте, люди русские!»
Целевой возраст (13-14 лет)
«Прокофьев был и остается одним из самых настоящих русских среди русских музыкантов… В нем всегда и до конца, была почти наивная свежесть. Может быть, происходит это потому, что в его творчестве неприкрыто виден человек, которого мы благодаря прокофьевской музыке полюбили всем сердцем».
· продолжение знакомства учащихся с музыкальным жанром «кантата»;
· продолжение знакомства учащихся с творчеством ;
· знакомство с творчеством кинорежиссера ;
· развитие эмоциональной отзывчивости, мышления у учащихся;
· накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;
· формирование положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке и кинематографу.
Техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, проектор.
Беседу с учащимися можно провести следующим образом:
Одно из самых известных сочинений — музыка к кинофильму «Александр Невский». Эта музыка стала главным участником фильма о великой любви русских людей к Родине, об их самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками — тевтонскими рыцарями, о славной победе над врагом.
Действие происходило в XIII веке и было построено на двух образах: русском, с одной стороны и тевтонских крестоносцев – с другой. Какая грандиозная битва происходит – до музыки ли в этом кинофильме! Между тем музыки в этом кинофильме очень много, и она является важным выразительным средством. Какими светлыми, солнечными красками пользуется композитор для создания образа русского народа. Музыкальные образы русских воинов полны жизни и радости, несмотря на трудности и напряжение войны.
Какие особенности мелодики, ритма использовал для характеристики образа великого князя Александра Невского?
Слушание: кантата «Александр Невский» 2 часть: «Песнь об Александре Невском».
После прослушивания проходит обсуждение о прослушанном фрагменте.
Кинофильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех.
Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату для хора, меццо-сопрано и симфонического оркестра.
Зиму 1938—1939 года посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. Кантата, состоит из семи частей, — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке.
17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории. В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков.
Слушая музыку перед нами предстает образ измученной, разоренной монголами Руси. Русский князь Александр Невский собирает народ для борьбы с новым врагом.
«Вставайте, люди русские!
Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!
Широко и плавно разлилась вдруг мелодия – запели низкие женские голоса:
Что кроме сюжета роднит замечательные творения композитора и кинорежиссера?
Просмотр фрагмента из кинофильма» «Александр Невский» кинорежиссера С. Эйзенштейна (1938 г.) «Вставайте, люди русские».
После просмотра фрагмента из кинофильма проводится обсуждение, обмен мнениями.
Прислушайтесь – насколько мелодичнее звучат в музыке образы русских воинов и насколько светлее, и яснее в них гармония. Сравните их с музыкальными образами тевтонских рыцарей – захватчиков. С особым вниманием прислушайтесь к тому, как эти два мира музыкальных образов, воплощающих реальные, жизненные противоположности, сталкиваются и борются.
Любовь к Родине, к своему Отечеству помогает русским воинам одержать победу над немецкими рыцарями.
Слушание: кантата «Александр Невский» 5 часть «Ледовое побоище».
После прослушивания обсуждение музыкального фрагмента, обмен мнениями с учащимися.
Псков встречает победителей. Снова песня – счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг ее мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
Мы слышим знакомые мелодии – все они уже звучали. Чудесное преображение, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы… Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».
Слушание: кантата «Александр Невский» 7 часть «Въезд Александра во Псков».
Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, вовремя и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме 1938 года «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней. Поэтому для изображения князя на ордене, в 1942 г., его автор, архитектор И. С. Телятников, использовал портрет актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме «Александр Невский».
Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Мощи святого покоятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербург.
В качестве домашнего задания для закрепления пройденного материала, учащимся предлагается решить кроссворд:
Кантата
Библиография:
Schmitz E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, 1914.
Полезное
Смотреть что такое «Кантата» в других словарях:
Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от… … Википедия
КАНТАТА — (ит., от лат. cantare петь). Духовная песнь, положенная на музыку и состоящая из арий речитативов, хоров и хоралов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТАТА 1) род вокальной пьесы с аккомпанементом… … Словарь иностранных слов русского языка
кантата — См … Словарь синонимов
кантата — ы, ж. cantate f., нем. Cantate <, ит. cantata. муз. Крупное музыкальное произведение для пения с инструментальным сопровождением; лирическая поэма торжественного характера. Сл. 18. Но разве вы меня хотите отпустить не пропевши ни одной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНТАТА — (итальянское cantata, от cantare петь), обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. Близка оратории. Возникла в 17 в. Вершина жанра в творчестве И.С. Баха (сохранилось около 200 духовных… … Современная энциклопедия
КАНТАТА — (итал. cantata от лат. canto пою), крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ( Москва П. И. Чайковского, Александр Невский С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий … Большой Энциклопедический словарь
КАНТАТА — КАНТАТА, кантаты, жен. (итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
кантата — КАНТАТА, ы, жен. 1. Крупное, близкое оратории, вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. 2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова
Кантата — (ит., лат., от canere петь) название вокальногопроизведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одногоголоса (мадригал) называлось К., в отличие от инструментальногосочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кантата — (ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим… … Энциклопедия культурологии
конспект урока музыки в 3 классе
Технологическая карта урока музыки
Ф.И.О. учителя: Кирпа Светлана Олеговна
Место и роль урока в изучаемой теме:Урок изучения нового материала
Тема урока: «Кантата «Александр Невский».
Цель: Способствовать формированию патриотического воспитания; создать
единый музыкальный образ России на примере кантаты «Александр
Образовательные: подвести учеников к открытию понятия «кант» «кантата», определить характерные особенности этого жанра; определять основные формы музыки и приемы музыкального развития; характерные особенности музыкального языка великих композиторов на примере музыки С.С. Прокофьева.
Развивающие: развивать эмоциональный отклик и отзывчивость на звучащую музыку, уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа; ассоциативное мышление, воображение, синтез, анализ, обобщение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке и уважительное отношение к русской культуре, осознание национальной принадлежности; воспитывать в детях нравственные и патриотические чувства, доброту и милосердие на примерах жития святых.
Для учителя: презентация, хор из кантаты «Вставайте люди русские» С.С. Прокофьева, русская народная солдатская песня «Солдатушки, браво ребятушки»
Для учеников: рабочая тетрадь, учебник.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Настраивает на работу. Проверяет готовность.
Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку? Всё ли лежит ровно на партах? Теперь повернемся к своему соседу по парте и улыбнемся. Надеюсь, наш урок будет наполнен только хорошим настроением и такими яркими улыбками.
Настраиваются на урок.
Формирование УУД (Р): волевая саморегуляция.
(Л): развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Подведение обучающихся к раскрытию темы урока.
-РебятаА посмотрите внимательно на экран, здесь вы видите два слова КАНТ и КАНТАТА. Слово «кант» вам говорит о чем-нибудь?
Слово кант нам знакомо, а слово кантата нет, но если мы внимательно посмотрим на экран, мы визуально увидим общую черту между двумя этими словами. Кто назовет эту черту?
— Кант это торжественная
песня; в ней воспевали победу и скорбели
о погибших; кант похож на гимн…
слушать и слышать учителя
мотивация к обучению и
открыто выражать свою
причин успеха (неуспеха) в
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
-Подумайте и скажите, кто такие святые?(вывешивается слово на доску)
Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы.
-Давайте вспомним имена русских святых.
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается, с течением времени становится ярче и светлее.
-Кто догадался какая тема сегодняшнего урока?
Сегодня мы с вами познакомимся с
кантатой «Александр Невский», которую
написал замечательный русский
композитор Сергей Прокофьев.
Внимательно прочитайте определение
слова кантата в вашем учебнике по
музыке и попробуйте сравнить два
понятия кант и кантата.
— Чем отличается кантата от канта?
Внимание на экран, кого вы там
Знакомо вам какое-нибудь музыкальное произведение этого
Наш композитор Сергей Сергеевич
Прокофьев сочинил кантату «Александр
Невский». Его вдохновил великий
полководец нашей русской земли
Александр Невский. Внимание на экран
(слайд3). Событие кантаты посвящено
великому ледовому побоищу, которое
произошло на нашей Руси очень давно,
сейчас я вам расскажу эту историю:
«В 1242 году на нашу землю русскую
решили напасть враги(слайд4). Это были
германцы, шведы, литовцы. Их
количество намного превышало
количество нашего русского войска. Но в
то время нашей армией управлял великий
полководец Александр Невский(слайд5).
Он был очень умным и находчивым
полководцем и решил победить врага не
предложил врагу сразиться на льду, на
Чукотском озере(слайд6). И вот утром 4
апреля началась великая битва. Наших
Невский заметил, что враги и их кони
были одеты в тяжёлые железные доспехи,
а наши солдаты были на легке (слайд7). И
тут он начал заманивать врага на
середину озера, а так как был апрель
месяц, то лёд уже немноготрескался(слайд8). Как вы думаете что
было дальше? Правильно, выглянуло
наше красно солнышко, которое немного
растопило лёд, и враг потонул со своими
тяжёлыми доспехами(слайд9). А битву
назвали «Ледовое побоище»(слайд10).
Вот такая интересная история про
храбрость наших солдат и силу нашей
— Ребята, а как вы думаете, почему именно
это историческое событие вдохновило
нашего композитора к созданию кантаты
«Александр Невский»? (очень храбрые
солдаты, Александр Невский был очень
В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.
-Александр Невский, Сергей Радонежский, княгиня Ольга и князь Владимир.
— «Александр Невский. Кантата».
«Александр Невский», узнать про что
эта музыкальная история, найти
определение слова «кант».
—Кантата-это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она используется обычно в концертном зале хором, оркестрами и певцами-солистами
—понятие кантата шире, чем кант; кант
этот просто песня, а кантата это большое
музыкальное произведение, которое
состоит из нескольких музыкальных
Сергей Сергеевич Прокофьев,
это русский композитор
самоконтроль процесса и
выражать свою позицию на
понимание причин успеха
(неуспеха) в учебном
самоконтроль процесса и
к обучению и познанию;
выражать свою позицию на
понимание причин успеха
(неуспеха) в учебном
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.20 мин
Показ фрагмента кантаты.
Слушание песни «Вставайте, люди русские»
Слушание песни» Мертвое поле»
Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки»
— Теперь мы с вами переходим к
музыкальной части нашей кантаты.
— В Кантате Александр Невский 7 частей.
Мы познакомимся с хором «Вставайте, люди русские!»
Звучит хор «Вставайте, люди русские»
— Что происходит в этом музыкальном
Звучит музыкальный фрагмент 2
(6 часть кантаты «Мертвое поле»)
— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Как вы думаете, что произошло в этой музыкальной части?
Звучит музыкальный фрагмент 3 (7 часть «Въезд Александра Невского во Псков»)
— Что происходит в заключительной 7 части кантаты?
В честь Александра Невского была написана икона. Её вы увидите на странице 16 ваших учебников.
— В русском фольклоре и в творчестве композиторов есть произведения, которое славят героев, защитников Родины. Сегодня мы познакомимся с русской народной песней «Солдатушки, бравы ребятушки».
— Что такое Русская народная песня?
— При прослушивании песни определите ее жанр и постарайтесь понять, о чем поется в песне?
— Какому жанру относится песня? О чём поется в песне?
-А теперь мы с вами разучим эту песню.
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? поют девочки
в песне призывают русских людей на смертный бой за матушку Русь
печальное настроение, скорбь, грустно поет женский голос).
-это время после боя, женщина ходит по полю и оплакивает наших солдат, которые погибли за нашу Родину)
Александр Невский возвращается со своими солдатами домой, все радуются победе над врагом
Интегрированный урок «Кантата Александр Невский»
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Кантата Александр Невский»»
Урок музыки в 3 классе «Кантата Александр Невский»
Под музыку канта ученики 3-го класса входят в кабинет музыки.Приветствие.
У:Внимание на экран. Нам нужно разгадать кроссворд. Отгадываем первое слово. Под какую музыку или песню вы заходили в кабинет? (кант)
-Кто более полно расскажет про жанр кант и его особенностях? (ответы)
Совершенно верно. Кант песня военная, исполняют его мужчины.
Знакомо ли нам это слово? О чём сегодня на уроке мы будем с вами говорить? (ответы детей, выход на тему, задачи урока)
Тема урока «Кантата А. Невский». Сегодня мы знакомимся с кантатой С.С. Прокофьева «А.Невский».
У каждого народа есть свои национальные герои, которых чтят и помнят. Александр Невский родился на Ярославской земле в Переславле – Залесском.
Добавьте мой ответ, найдя нужную информацию, у вас в тексте (ученики добавляют материал об А.Невском, его сражениях и почему народ называет его Невским).
Обратимся к картине художника Павла Игоревича Корина. Каким изобразил А.Невского художник?
Д: Вид строгий, серьезный. Он опирается на меч сильными руками. Взгляд суров, устремлен вдаль. Воин изображен в доспехах.
У: Почему А. Невский изображен не в русском костюме, а в военных доспехах?
Д: Он готов к бою, к защите своей Родины. Что мы видим за фигурой великого князя?
Можно А.Невского назвать героем? Кто в вашем представлении является героем? (Любой человек, который любит Родину и готов за неё сражаться и даже отдать жизнь).
У: Как вы думаете, какая музыка подойдёт такому образу героя?
(используются словари эмоциональных эпитетов)
Сейчас мы попытаемся создать музыкальный образ А.Невского (работа в парах с таблицей)
Средства музыкальной выразительности
Выбор средств музыкальной выразительности
Отложите свои карточки, чтобы у вас была возможность чуть позже сравнить с музыкальным образом, создавшим композитором С.С.Прокофьевым.
У: С. Прокофьев – гениальный композитор, только тот, кто любит свою Родину – Россию, мог написать такую музыку. Это произведение было создано по заказу для художественного фильма об А.Невском. Режиссер фильма Сергей Михайлович Эйзенштейн. В точном соответствии с замыслом режиссера С.Прокофьев пишет музыку кантаты.
Итак, кантата – что же это за жанр? (работа с текстом, словарём, интернетом, смысловое чтение).
Ответы детей (многочастное произведение, в котором участвуют хор, солисты, оркестр). Ученики дают определение новому жанру.
Сравним определение жанра кантата.
У: Кантата «А.Невский имеет 7 частей. Давайте послушаем одну из частей этой кантаты.
Звучит 4 часть кантаты «Вставайте, люди русские!»
У: Как звучала музыка? ( Решительно).
У: Что необычного вы услышали в сопровождении в начале части? (колокольный звон, который звучал тревожно).
Исполнение с движением под музыку, с использованием треугольников.
У: Обратите внимание: ритмическое движение мелодии – ровное, а в оркестре – неожиданные акценты?
Какой характер придают эти акценты? (Тревогу).
У: Какую музыку выбрал композитор для характеристики А.Невского–вокальную или инструментальную? (вокальную и инструментальную).
У: Давайте разучим основную мелодию хора.
Разучивание мелодии хора 4 части «Вставайте, люди русские».
Дети исполняют 4 часть «Вставайте, люди русские» с инструментами (треугольник).
У: Давайте определим основные средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор создал музыкальный образ Александра Невского, и сравним их с нашими.
Как мы с вами исполнили главную тему 4 части кантаты? Получилось у нас исполнить решительно, энергично? Получилось у нас передать то настроение, задуманное композитором? ( если нет- исполнение темы еще раз)
Совпало ли наше восприятие образа А.Невского с музыкальным образом А.Невского, созданным композитором Прокофьевым? (работа с созданной таблицей)
У: А теперь посмотрите на картину художника Михаила Васильевича Нестерова. Каким он изобразил А.Невского?
Д: Воин склонил смиренно голову перед иконой Божьей Матери. Он её о чём- то просит.
У: что вы видите в окне? (Русские просторы).
У: давайте послушаем второй номер кантаты «Песню об А.Невском»
Слушание 2 части кантаты.
У: Что вы услышали в этой песне? Какой темп этой части кантаты? (сдержанность, медленный темп). Кто исполняет 2 часть кантаты? (женские и мужские голоса).
Обратите внимание, как тема 4-ой части кантаты включена в фрагмент фильма «А.Невский».
Видеофрагмент фильма. На экране отрывок фильма въезд А. Невского в город Псков.
Вопросы ученикам (закрепление темы урока):
1.Композитор, создавший кантату? (С.С.Прокофьев)
2. Сколько частей в кантате? (7)
3.Кто исполняет кантату? (мужской хор и женский голос альт)
У: За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. В 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.
Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Мы сейчас с вами сейчас тоже споём песню. Осанка гордая, взгляд целеустремленный. За плечами каждого из нас наша Россия, а вы её защитники.
Исполнение песни «Бравые солдаты».
У: Сейчас прошу вас оценить свою деятельность на уроке. Ответы учеников, оценивание своей работы на уроке.
Домашним заданием будет задано: прочесть книжку про А.Невского из школьной библиотеке и просмотреть с родителями фильм «А.Невский» режиссер Эзейштейн.
Завершение урока. Наш урок подошёл к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.