Что нужно уметь фрилансеру

Фриланс: что это такое, что придётся делать и сколько вам будут платить

Рассказывает фрилансер с семилетним стажем.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Я слышал что-то о фрилансе. Можно поподробнее, что это такое?

Фриланс — удалённая кратковременная работа с разными заказчиками. Вы выполняете какую-то задачу для одной компании, а потом делаете какую-то работу для другой, но не числитесь в их штате.

При этом работать на фрилансе — не значит постоянно искать новых заказчиков: можно вести одновременно несколько постоянных проектов. Это как обычная работа, просто официально у вас не будет постоянного трудоустройства, а значит — и оплачиваемых больничных.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

И что именно можно делать на фрилансе?

Всё что угодно, если это можно делать удалённо. На фрилансе работают копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, SMM-специалисты, таргетологи и другие специалисты в сфере Digital. Например, я — копирайтер: пишу статьи в блог Skillbox и в блоги других компаний.

На фрилансе совсем не обязательно даже выбирать конкретную специализацию. Можно выполнять простейшие задачи типа обработки изображений или обзвона базы клиентов — для этого не нужны специальные знания, как в случае с работой таргетолога или маркетолога.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

А как вообще строится работа на фрилансе?

Ищете клиентов, выясняете задачу, договариваетесь об оплате. И если вас всё устраивает, начинаете работать. У каждого заказа есть дедлайн — срок сдачи. Если не успеете вовремя закончить работу, клиент может не принять её и передать заказ другому фрилансеру: получается, что вы зря потратите время и не получите денег.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Сколько времени занимает работа на фрилансе? Можно, например, подрабатывать так?

Вы сами строите себе график и можете работать хоть 1–1,5 часа в день. Но учтите, что за пару часов в день и доход будет соответствующим, небольшим. Чтобы зарабатывать много, фрилансеры трудятся как в офисе или даже каждый день. Просто они могут работать когда удобно, хоть ночью, и в любой момент съездить в садик за ребёнком, не отпрашиваясь для этого у начальства.

Лично я работаю с 8:00 до 18:00, иногда приходится задерживаться за ноутбуком и до 20:00–21:00. Пишу пять дней в неделю, суббота и воскресенье — стабильные выходные.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Почти как офис. А я постоянно слышу, что можно легко получать до 200 тысяч рублей в месяц. Это правда?

Всё зависит от сферы, вашего опыта, качества услуг, времени и сил, которые вы уделяете фрилансу. Здесь оплата труда не как в офисе: отсидел положенное время и получил фиксированную ставку. Чем больше работаете, тем больше получаете.

Мой среднемесячный доход — 100 тысяч рублей. При этом я могу себе позволить иногда лениться и отказываться от проектов. Есть и те, кто зарабатывает 150–200 тысяч, и те, кто получает около 30 тысяч в месяц. Новички часто начинают с небольших сумм около 5–10 тысяч в месяц, а потом прокачивают скиллы и зарабатывают больше.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Круто! А где брать клиентов, чтобы столько получать?

Есть разные способы поиска клиентов на фрилансе. Можно начать с бирж и добиться там успеха. Биржи фриланса — места, где клиенты выставляют задачи, а фрилансеры подают заявки на их выполнение. Это как тендеры: если выбрали вас, выполняете работу и получаете деньги.

В свободном плавании лучше — клиенты обычно предлагают более высокую оплату. Но новые задачи придётся искать самостоятельно. Это несложно — клиенты есть везде:

Сначала придётся много работать над поиском клиентов. Потом, если будете качественно выполнять работу, они будут приходить к вам сами по сарафанному радио: лично я последний год не ищу работу — она сама меня находит, а из-за высокого спроса я даже не могу брать все проекты.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

А клиенты могут обмануть?

На биржах можно работать через «безопасную сделку». В этом случае у вас будет гарант: администрация биржи или человек, которые контролируют процесс. И если клиент выставит необоснованные претензии к качеству работы, с него принудительно спишут деньги и перечислят их вам.

Если работать с клиентами напрямую, да, вас могут обмануть. В моей практике такое случалось пару раз: я высылала текст, а человек бросал меня в чёрный список и ничего не оплачивал. Чтобы защититься от обмана, можно просить предоплату. Или просто работать с людьми с хорошей репутацией либо с крупными компаниями, которые платят по договору.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

А как вообще мне будут платить?

Размер оплаты зависит от ваших запросов и возможностей клиента и почти не ограничен. В том же копирайтинге есть авторы, которые пишут по 10 рублей за 1 000 символов, а есть те, кто берёт 15 тысяч рублей за одну статью.

Если речь о способах перевода, то они тоже могут быть разными. На биржах деньги сначала поступают к вам на счёт, а оттуда можно вывести их на электронный кошелёк или на карту. Клиенты, с которыми работаете напрямую, тоже могут платить на кошельки (например, PayPal) и на банковские карты.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Налоги придётся платить? И что будет с пенсией?

Многие фрилансеры работают неофициально и не платят налогов, поэтому не накапливают пенсионные. Но это незаконно и недальновидно. Если планируете серьёзно зарабатывать на фрилансе, а не брать подработки один-два раза в месяц, лучше оформить всё официально.

Можно стать самозанятым и платить 4–6% от дохода или индивидуальным предпринимателем, платить 0–15% в зависимости от формы налогообложения и получать потом пенсию. У ИП она будет, потому что предприниматели платят за себя страховые взносы. Самозанятые получат пенсию, только если сами делают отчисления в ПФР.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

То есть если я хочу, я могу просто начать заниматься фрилансом?

Не совсем: вы должны понимать, что фриланс (как и офисная работа) подходит не всем. Тяжело придётся экстравертам и людям без самодисциплины, потому что в процессе работы вы общаетесь только в чатах, а чтобы сдавать задачи вовремя, нужно грамотно строить график и следовать ему. Сначала лучше попробовать свои силы на фрилансе, а потом принимать взвешенное решение.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

А если я всё-таки хочу попробовать, с чего начать?

Можно взять пару лёгких заданий, не требующих каких-то специальных навыков. А если хотите выбрать конкретную специализацию, сначала лучше получить профессиональные навыки в ней: научиться настраивать рекламу, писать полезные статьи или же делать макеты сайтов. Например, можно пройти курс дизайнера-фрилансера от Skillbox: на нём вас научат не только основам дизайна, но и поиску клиентов и выстраиванию отношений с ними.

Обложка: Pressmaster / Zerbor / wavebreakmedia /

Источник

Что нужно знать и к чему готовиться, если перешли на фриланс

Фрилансер должен быть и бухгалтером, и юристом, и менеджером для самого себя: знать все о налогах, уметь составлять договоры и вести переговоры. Узнали, с чего стоит начать, если решили работать на себя.

Разобраться с договорами

Разобраться с налогами

Защититься от разводов

Защититься от правочек

Не работать бесплатно

Выбрать облачное хранилище

Завести рабочий телефон

Научиться зарабатывать за границей

Прочитать истории других фрилансеров

Создать финансовый резерв

Подписаться на нашу рассылку

Подборка материалов для тех, кто решил работать из дома:

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Посоветую грамотно считать стоимость своей работы. Она будет дороже за час, если сравнивать с работой в офисе за оклад. В стоимость закладывают время, потраченное не только на непосредственную работу, но и на поиск клиента и переговоры с ним. Если в офисе работаешь за 40к в месяц, то час стоит примерно 220р. На фрилансе он будет стоит 500-700р.

Valeryi, вы прочитали мое первое предложение? я лично заказчикам озвучиваю сумму за всю работу, но про себя прикидываю, что работать 2 часа, поэтому задачка стоит 1000р. Новички фриланса могут подумать, что 1000р в день это нормально, поэтому 2 часа работы будут стоить 250р

Начинайте фрилансить по вечерам и выходным, имея официальную работу.

Вы пощупаете рынок. Стоимость и типы заказов, биржи, иностранные биржи. Кто отзывается, как расположить клиента к себе. Как выводить деньги. Как быть с государством. Как застраховаться от рисков быть кинутым.

Вы пощупаете себя. Действительно ли вы стоите столько, сколько думаете? За сколько вы сможете себя продать? Хотите ли вы искать клиентов? Хотите ли такой формат работы? Правильно ли вы поставили сроки? Хватает ли у вас навыков не только профессионально выполнять свои задачи, но и управлять процессом их выполнения? Готовы ли вы тратить первое время на поиск клиентов с низкой отдачей для наработки рейтинга?

И только сделав выводы, уходите с работы или с фриланса.

Источник

Как начать зарабатывать на фрилансе в школе и институте

Гид для начинающих: кто такие фрилансеры, кем они работают и сколько зарабатывают

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Что такое фриланс, в чём плюсы и минусы работы в таком формате и как школьнику или студенту начать зарабатывать? На личном опыте разбираемся в деталях и раскладываем всё по полочкам.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

совмещает учёбу и работу на фрилансе

Что такое фриланс

Фрилансерами называют людей, которые работают на себя. Такой человек сам ищет клиентов, договаривается о гонораре и обсуждает условия трудоустройства.

Обычно фрилансеры работают удалённо, но не стоит их путать с удалёнными сотрудниками в компаниях. Те оформлены в штат, у них есть начальник, коллеги и регламентированный рабочий день — просто они выполняют свои обязанности из дома.

Фрилансер же сам себе руководитель. В этом есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Минусы

Если вы учитесь в школе или институте, то с помощью фриланса можете получить первый опыт работы, найти полезные связи и немного заработать. Я занимаюсь фрилансом с 16-ти лет. Расскажу, с чего я начинал и как искал заказы.

📱 SMM-специалист

Чем занимается

Он представляет бренды в социальных сетях: наполняет сообщества компаний контентом, отвечает на вопросы пользователей и настраивает рекламу.

С чего начать. В 16 лет я заинтересовался, как работают различные разделы во «ВКонтакте» — приложения, паблики и микроблог. Начал изучать wiki-разметку и рисовать в фотошопе простые меню для групп в соцсетях. Поэтому овладейте фотошопом как можно раньше: SMM-специалисту важно уметь работать в графических редакторах.

Также можно подписаться на сообщества и каналы, в которых публикуют актуальные новости интернет-маркетинга:

Не торопитесь сразу найти оплачиваемую работу. Чтобы набраться опыта и попробовать свои силы, первого клиента возьмите бесплатно. Например, знакомая вашей мамы печёт торты. Сделайте ей профиль в инстаграме, попросите подписаться общих знакомых, попробуйте найти новых клиентов.

Если знакомых с бизнесом нет, придумайте свой проект. Многие сообщества начинались с интересной идеи и не вкладывали деньги в продвижение, а сейчас авторы хорошо на них зарабатывают. Например, как ребята из «Страдающего Средневековья».

Как искать работу

Когда вы получите первый опыт работы, составьте резюме. Опишите, что умеете делать и какими инструментами владеете.

1. Зарегистрируйтесь на бирже фрилансеров. К сожалению, приличные биржи платные: чтобы иметь возможность откликнуться на вакансию, нужно платить от 300 до 1000 рублей в месяц. Из них самые популярные и надёжные fl.ru и freelance.ru.

2. Заводите полезные знакомства. Если торты маминой подруги стали активно покупать через инстаграм, можно договориться о небольшом проценте с продаж.

3. Читайте специальные группы. Есть много форумов и групп в соцсетях, где работодатели ищут специалистов. Больше всего живых групп в Фейсбуке, одна из самых больших — «Работа в SMM». Также много вакансий в каналах и крупных чатах в Телеграме, например, в «Охотниках за головами». Новички могут искать стажировки в канале New directions.

Сколько можно заработать

На старте можно получать 5 000 — 8 000 рублей в месяц. Специалист с опытом 1–2 года может зарабатывать 15 000 — 20 000 рублей.

На своей первой стажировке я 9 месяцев бесплатно работал в интернет-подразделении глянцевого журнала. Потом мне платили 6 000 рублей. Тогда я начал брать на себя больше обязанностей, и зарплата удвоилась.

Сколько времени занимает

Один серьёзный проект, наподобие ведения сообщества журнала, может занимать до 20 часов в неделю. Я работал в основном по утрам и выходным. Если проект небольшой, достаточно тратить 7–10 часов в неделю.

📷 Фотограф

Чем занимается

В России коммерческие фотографы в основном снимают свадьбы, репортажи мероприятий и портреты людей. В этих сферах молодому фотографу устроиться проще всего.

С чего начать

Я фотографирую больше семи лет. Всё это время я действовал методом проб и ошибок и в итоге решил, что лучше начинать с четырёх шагов:

1. Изучить, как работают фотоаппарат и оптика. Важно понимать именно физику процесса: как проходит свет, как матрица распознает изображение, чем фотоаппарат отличается от человеческого зрения.

2. Выбрать и купить технику. Вначале потребуется не меньше 15 000 рублей. Это цена фотоаппарата начального уровня на б/у рынке. Если таких денег нет, экспериментируйте с телефоном. Если планируете зарабатывать, фотоаппарат вам все равно понадобится.

3. Изучить построение кадра. Для портретов и пейзажей есть общие правила и уникальные приёмы.

4. Освоить программу для обработки изображений. Я советую фотошоп и курсы Андрея Журавлева. Они платные, стоят 9500 рублей. Советую начинать с них, потому что курсы тщательно прописаны и структурированы, в бесплатных курсах я такого не видел. Если поначалу не можете оплатить курсы, почитайте блог Андрея и посмотрите бесплатные видео на ютьюбе.

Пока вы учитесь, практикуйтесь как можно больше. Снимайте друзей и мир вокруг вас. Если моделей не хватает, найдите в соцсетях группы с моделями и фотографами. Предлагайте съёмку TFP — это когда фотограф и модель договариваются о бесплатной съёмке и оба могут использовать получившиеся кадры для своего портфолио.

Как искать работу

Искать клиентов можно через группы моделей. Также создайте свою группу и выкладывайте туда лучшие снимки. Можно сделать себе сайт-визитку, например на Тильде, или создать профиль на профильных сайтах: ru.35photo.ru и 500px.com. С последних вы скорее получите критику от других фотографов, чем клиентов, но это тоже полезно.

Спустя несколько заказов начнёт работать сарафанное радио. Если вы хорошо делаете свою работу, вас будут советовать друзьям и знакомым.

Я получил деньги за съёмку только один раз — не хотел зарабатывать на творчестве. Поэтому решил просто снимать в своё удовольствие, если мне нравится идея съемки и модели.

Сколько можно заработать

Фотограф — работа сезонная. Это удобно студентам и школьникам, у которых свободное лето. Но это и минус: зимой фотографом много не заработаешь.

В начале карьеры летом можно заработать 5 000 —10 000 рублей в месяц. Чем больше ваш опыт, круче техника и портфолио, тем дороже ваши услуги. На свадьбах можно зарабатывать и 100 000 в месяц.

Сколько времени занимает

Я не советую снимать больше одного сета в день. Фотографии нужно обработать — это ещё 2–5 дней, в зависимости от опыта и количества снимков, то есть 5–6 сетов в месяц.

✏️ Дизайнер

Дизайнер — слишком общее название. Он занимается внешним видом упаковок, уличными баннерами, мобильными приложениями и даже разрабатывает дизайн автомобилей. Всё это разные профессии.

Я занимаюсь дизайном презентации и рисую иллюстрации для социальных сетей. В основном это необходимо мне как SMM–специалисту, но иногда я беру сторонние заказы: помогаю людям с дизайном презентаций или с иллюстрациями в их группах.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

С чего начать

1. Изучить главные инструменты дизайнера: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Figma. Фотошоп в основном используют для обработки фотографий, но в нём часто рисуют дизайн сайтов и баннеров. В Adobe Illustrator рисуют векторные изображения: иконки, макеты приложений и графику для простых анимированных видеороликов. В Figma легко делать базовые шаблоны и макеты, расставлять элементы и текст. Можно изучить только одну программу, но их связка очень важна для дизайнера.

На курсах вы освоите базовые навыки. Эти программы очень сложные и знать абсолютно все сочетания функций невозможно. К тому же, они часто обновляются. Поэтому после курсов продолжайте учиться — читайте статьи, смотрите новые уроки.

2. Совмещайте обучение с практикой — старайтесь рисовать как можно чаще. Можете выбрать что-то одно: рисовать сайты, интерфейсы, иконки или иллюстрации. Придумывайте себе задачи самостоятельно.

Как искать работу

Советую искать заказы на биржах, в специальных группах в Фейсбуке и на каналах в Телеграме. Дизайнерам подходят те же сообщества, что и для SMM–специалистов.

Сколько можно заработать

На дизайне у меня получается зарабатывать 5 000 — 6 000 рублей в месяц, но я не беру сложные проекты с большой занятостью. Чем больше и сложнее проекты, тем выше зарплата.

Сколько времени занимает

Чем больше проектов вы будете брать, тем больше у вас будет нагрузка. Чтобы не перенапрягаться, планируйте своё время. Например, чтобы нарисовать баннер, мне нужно 30–40 минут, а на сайт в 3–4 страницы уйдёт уже несколько дней.

💻 Копирайтер

Чем занимается

Пишет тексты на заказ: новостные заметки, статьи или описания товаров в интернет-магазине.

С чего начать

Я люблю писать, поэтому начал работать копирайтером. Я писал про приложения в один паблик об Андроиде, писал новостные заметки в «TJournal», а сейчас пишу об образовании в Фоксфорд.Медиа. Параллельно я вел свой блог об SMM, писал об играх и сериалах в своём профиле во «ВКонтакте».

Писать профессионально нужно учиться. Для этого советую, например, курсы «Нетологии». Также важно прочитать тематическую литературу:

Пока читаете книги, постоянно пишите — только так вы научитесь правильно излагать мысли.

Попробуйте найти стажировку в местном новостном издании или предложите себя редактором в городской паблик. Если писать новости вам неинтересно, выберите свою тему. Например, вы любите кино и сериалы. Начните писать обзоры и публиковать отзывы в профиле в социальных сетях или создайте для этого своё сообщество.

Берите темы, которые нравятся и в чём вы разбираетесь — это проще. Со временем вы поймете, что за час можно разобраться в любой теме на уровне, чтобы написать новостную заметку.

Чтобы обновлять знания, советую подписаться на тематические телеграм-каналы:

Как искать работу

Заказы на тексты есть на биржах фрилансеров fl.ru и freelance.ru. Ещё есть отдельная биржа для авторов от проекта Главред и хороший канал в Телеграме — «Норм работа».

Сколько можно заработать

Как и в дизайне, всё зависит от сложности проектов. Первые несколько лет мне не платили деньги за тексты: я находил бесплатные стажировки. Сейчас я пишу 3–4 крупных материала в месяц, и это мне приносит до 10 000 рублей. Нормально зарабатывать на этом я начал спустя четыре года.

Сколько времени занимает

Большая статья может занять 5–6 часов. Такие статьи не пишутся сразу: черновик проверяет редактор, затем он оставляет замечания, которые вы должны исправить. На новостную заметку уйдет 30–60 минут, потому что новости стараются выпустить быстрее.

Что запомнить

Совмещать учёбу и работу проще, если вы учитесь в домашней школе.

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Изображение на обложке: Tagirova Kate / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Путь фрилансера. Часть 1. Советы новичкам

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Доброго времени суток, друзья, люди, фрилансеры, инопланетяне.

Заметив тенденцию на спрос постов по тематике фриланса подумал, что, пожалуй, пора и мне внести свою лепту по этой тематике. Много чего уже было сказано, но, на мой взгляд, не всегда конкретизировано в конкретные пункты.

Вкратце в двух словах о себе и прочем чтобы пост имел некоторую большую содержательность: на фрилансе 3 последних года с копейками. Работаю не один. Команда. Объединены интернетом и рамками СНГ. Большинство никогда не видел и даже с ними ни разу не созванивался. Офиса нет. С одним из таких граждан общаюсь и работаю уже лет 5-6. Как это ни странно барьером это не послужило. Знакомых, друзей, бывший сотоварищей по работе в команде нет и никогда не было, как и не было этой самой другой работы. Да, есть и такие странные люди на свете, кто никогда не работал в офисе и ничем иным не занят и это ни разу мне не помешало, а скорее наоборот.

Как я «докатился до такой жизни» и всю иную историю, предысторию и реалии опишу как-нибудь в другой раз, если сообщество посчитает это нужным (на этот случай предусмотрен опрос). А сейчас перейдём к тому, что и было запланировано.

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?»

«Разбогатей или умри.»

Идеальной истории успеха нет, как и нет алгоритма как железобетонно стать богатым/предпринимателем/найти девушку своей мечты<вставьте ваш термин>, но всегда может быть некий регламент или свод правил, который большинство людей в той или иной области может посчитать целесообразным с позиции большей вероятности получения необходимого. Для фриланса, с его нестабильностью и неоднозначностью, все эти аспекты актуальны вдвойне. За время работы, при которой пришлось поведать всевозможное, мы накопили свой… регламент и мысли.

Ответы

1. Нет шаблонным ответам

Может быть SEOшники (не в обиду последним) и иные граждане считают, что хорошо нанять «школьников», или самому написать «идеальное» продающие предложение и жмакать его на каждой площадке. Экономит время. Кто бы там что не писал, есть конверсия. Лихо 50 ответов, 1 сработал — достаточно, работаем.

Мой вывод иной — никому не рекомендую так делать. Лучше пишите 50 хороших заявок в неделю, на 1 площадке, по 10 штук в день, если то позволяет ваш ресурс. 45 не сработает, 5 сработает — будете иметь хороший результат к концу месяца. Всегда стоит как минимум поверхностно вникать в суть задачи, сразу задавать вопросы если они имеются, уточнять у сотоварищей, если они у вас есть, есть ли у них вопросы. Если просят указать цену — указывайте, даже если описание скупое и мало деталей. Тоже со сроком. Не сильно деталей хватает — запросите. Не знаете, что указать — обдумайте ценник на позицию типовой услуги, скажем «интернет-магазин», «лендинг», «корпоративный портал» и указывайте цену ОТ с запасом скажем в 1/2 или 1/3 суммы, или сколько вам понравится.

2. Техническое задание

Нет ТЗ? Не запрашивайте его в лоб. Если его нет, то значит его нет. Стоит либо аккуратно уточнить о его наличии и попутно предложить его составление за небольшие деньги совместно, либо ограничиться сугубо последним. Оставите запрос там, где его нет, исходя из соображений «мне не нравится этот тип, проект без ТЗ. » — не получите ответа с большой вероятностью, да и если вам «не нравится этот тип», то ответ лучше не оставлять. Всегда. Об этом далее.

3. «Мне не нравится этот тип»

Вам не нравится заказчик? Описание проекта? Аватарка? Отзыв? Что-то ещё? Забудьте об этом проекте и ищите другой, не зависимо от того какая там сумма. Может это мистическое совпадение, или чистая случайность, называйте как хотите, но по моему опыту сотрудничество по такого сорта проектам на какой-то стадии, зачастую не начальной, всегда, абсолютно всегда, кончается плохо по совершенно порой не очевидным на стадии рассмотрения проекта причинам («примечательные примеры», также как-нибудь в последующих постах). Универсального метода работы с ‘туголомными» людьми нет. Поэтому не говорят «Не лезь, убьёт!» — не лезьте, не тот случай.

4. Оперативность реакции

Отслеживайте в режиме реального времени проекты на фриланс-биржах или кого-то из сотоварищей озадачьте это задачей за небольшой % с каждой таковой, что уйдёт в оборот. Старайтесь максимально оперативно написать ответ на интересные вам проекты, без при этом, повреждения их качества.

Если человек указал почту, телефон, skype — наберитесь наглости и напишите ему. В особенности если он то явно просит сделать. Бытует мнение, что так делать не стоит, это не культурно и т.д. Скажу так — однозначного ответа на этот вопрос я для себя не нашёл. Все люди ведут себя по разному. Кто-то реагирует, кто-то отвечает, кому-то такой подход не нравится. Зачастую вы сразу можете договориться и получить оперативный ответ или отказ, скажем если бюджет не устроил и не терять более время. Кому-то нравится подискутировать и вообще пообщаться обо всём по телефону, даже если вы сами ему позвонили, кто-то не выносит такое по определению. Какой здесь формат подойдёт именно вам можно установить только опытным путём.

Если ответов в проекте уже >=10 — не оставляйте заявку, если у вас не портфолио на 1000 работ и не +600 отзывов конечно.

Добавлено 5.08.14. Если у заказчика указано имя — обращайтесь к нему по имени. Несколько выделитесь только уже благодаря этому на фоне шаблонных заявок.

Денежные вопросы

Определите для себя минимальную ставку и никогда не опускайтесь ниже неё. На начальной стадии набора опыта и отзывов можно несколько демпинговать, но в конечном итоге стоит застолбить это правило и не отклоняться от него. Оставьте «мелкоправочников» голодным студентам. Сбережёте свои нервы и нервы заказчика, который рассчитывает на иную категорию исполнителей и дадите подзаработать тем, кому это действительно нужно.

Если заказчика не устраивает бюджет и вы не можете с ним договориться — забудьте про него и не торгуйтесь. Идите дальше.

Если работаете в команде, особенно распределённой — возьмите за правило, что цену определяет исполнитель. Ставки и интересы у всех могут быть разные. Нет никакой рыночной цены. Можно сделать интернет-магазин на OpenCart за 20000 рублей, а можно за 100000, а можно столько и более потратить только на лицензию на 1С-Битрикс, при той же задаче. Заведите себе стандартную формулу и плюсуйте все остальные проценты поверх. Если цену уже определил заказчик — разложите её по своей формуле на части. Не указывайте на биржах СНГ цену за час. Только фиксированную.

Есть сомнения в цене и прочем — обсудите с сотоварищами. Нет ясности по сути задачи — заранее обговорите с заказчиком возможность её расширения в процессе.

Заведите себе все популярные реквизиты и идентифицируйтесь на площадках и в системах. QIWI, Yandex.Money, карту/счёт в сбербанке, WebMoney, Skrill/PayPal (для иностранных заказчиков).

6. Аванс или сделка через ресурс

Не важно планируете вы только начать свой путь фрилансера или продолжить и как часто вы видите сообщения «работаем без предоплат» и насколько они соответствуют действительности — это правило стоит соблюдать железно, если не хотите проблем и потери времени зря — всегда берите аванс в 30-50% за любую задачу, или проводите сделку через СБР и его аналоги. Если заказчика такие условия не устраивают — лучше найдите другого. Если проект крупный — разбивайте его на логические этапы по тому же принципу.

Приведу лишь один пример здесь — однажды, путём стечения целой группы отчасти не совсем очевидных обстоятельств по долгосрочному проекту от местного заказчика, мне пришлось возвращать 40000 рублей по сути из личного кармана, после не слишком приятных разговоров.

В процессе работы

7. Дедлайн наше всё

Озвучили срок — укладывайтесь, даже если вы работает с крайне лояльным заказчиком. Для надёжности всегда берите срок с запасом в несколько дней-неделю, озвучивайте его заказчику, а себе ставьте и своим людям ставьте без запаса. Не перегружайтесь, если срок горит. Да это опасно для репутации и общей картины, но ваши победоносные 20 часов онлайн в сутки не гарантируют положительного результата, а недосып и иные проблемы заработаете железно. Есть вещи важнее работы.

Раз в 1-3 дня проводите подробное обсуждение в skype, формальную часть фиксируйте в двух словах в вашем трекере.

8. Менеджер (трекер) задач

Фиксируйте все задачи, всю информацию, в одном месте, в особенности если работаете в команде. Нет, я не имею ввиду skype и заметки на бумаге. Воспользуйтесь любой популярной CRM, что вам по душе, обратитесь к разработкам 37signals, напишите свою систему «под себя», поставьте MyLife Organized и пишите всё туда. Дайте по возможности ограниченный специализированный доступ к заказчику, чтобы он мог следить за формальной стороной процесса.

Если у вас команда — попросите её всё фиксировать там. Сделайте авто-импорт проектов с площадок прямо к вам в трекер, дополнительно фильтруйте их, пусть люди просматривают поток проектов, подпишутся на RSS и рассылку интересных им проектов по тэгам, отставляют заявки в вашей внутренней системе. Завидите статусы, статистику по дедлайнам, срокам, активности людей, финансам, кто сколько заработал, сделайте графики, фиксируйте информацию о заказчиках, ведите архив проектов, сделайте сводку текущих, что в работе и т.д. и т.п. насколько позволит фантазия, руки и средства. Можно взять за основу redmine, JIR’у, bugzill’у, track, мегаплан или какую-то иную систему.

Для себя мы сделали собственное подобное решение. С нуля, на php.

Ресурсы

9. Портфолио, лого, хостинг

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

«Ты хочешь предложить мне услугу, но у тебя нет собственного сайта даже в формате uberdeveloper.narod.ru. », перефразируя известную фразу — заведите себе сайт-визитку и загружайте туда примеры работ, опишите кратко кто вы, что вы, ваш регламент работы, может быть типовые услуги.

Попробуйте сделать оригинальный дизайн, скажем в стиле кубизма, поместите туда пару «кубизтических» (назовём их так) котов. Все любят котов. А кто говорит, что не любит, любит вдвойне. В общем всё как рассуждал по иной теме Фрейд.

Не пишите шаблонных фраз про «молодую развивающуюся компанию» и прочее в таком духе и не особо мотайте на ус «лурку» по теме «толпы, которая пытается выделиться из толпы» — здесь это правило не работает и в целом, поменьше читайте лурку.

Сделайте узнаваемый логотип и имя — размещайте его в своих работах по возможности.

На поддоменах вашего портфолио или ресурса можно держать тестовые версии сайтов, если вдруг у заказчика не окажется хостинга.

10. Негативные отзывы это хорошо?

Никогда не грейте себе и людям мозг на эту тему и перестаньте бояться негативных отзывов. Зачастую они могут сыграть вам на руку, с вашим комментарием или без. Не всегда и всем можно угодить. Не всегда и всё может получаться. Люди могут ошибаться, заказчики могут быть неадекватными или не в настроении и далее по длинному списку. Проблемы стоит решать по мере их поступления.

«Если вы знаете как решить проблему — значит нет проблем. Не знаете — тем более незачем напрягаться».

Здесь главное одно — положительных отзывов должно быть всегда больше чем отрицательных. Про остальное можете забыть.

11. Всесторонняя специализация

Ограничьте круг и стек технологий, CMS, архитектур с коими вы работаете и работайте только с ними. Если работаете в команде — запишите публичный список кто в чём наиболее опытен по 5 бальной шкале, что кому наиболее интересно, это важно, ссылки на наиболее интересные предыдущие проекты, за рамками команды, если были, контакты (skype, телефон) ваших сотоварищей. Узнайте, готов ли ваш сотоварищ подписать договор с заказчиком, если то потребуется и у вас нет ООО. Может ли он предоставить скидку? Скажем в размере 10-20% если заказчик железно отдаст вам проект в течении 24 часов?

Работы «за рамками» вашей общей деятельности не стоит загружать в ваше новоиспечённое портфолио. Пусть оно будем не густым на первых порах, но будет действительно вашим.

Никогда ни привлекайте посторонних людей для работы над проектами. Вы можете иметь толпу человек, набранных на фрилансе по определённым параметрам, но это должны быть именно набранные вами люди, постоянно находящиеся в вашей команде, проявляющие какую-то как минимум периодическую активность, имеющие с вами общие интересы, пусть и только денежные и соблюдающие ваш регламент.

12. Заведите библиотеку

Складируйте туда интересные книжки, ссылки на хабр и прочее, что может быть полезно вам и вашей команде с позиции набора опыта и расширения кругозора.

Сопутствующие вопросы

13. Заведите групповые чаты, флудилку (если работаете в команде)

Если вы не сделаете этого сами — люди будут писать в другие места, ЛС, группы, обсуждать политоту, девушек, котиков, ржаку и прочее везде где можно и нельзя и никакими ограничениями вы этот вопрос не решите.

Под профильные вопросы, по заказам — заведите отдельную группу. Нарушителей удаляйте из неё, делайте предупреждения.

14. Регламент для всех. Или «садо-мазо менеджмент с кожаными плётками».

Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть фото Что нужно уметь фрилансеру. Смотреть картинку Что нужно уметь фрилансеру. Картинка про Что нужно уметь фрилансеру. Фото Что нужно уметь фрилансеру

Чётко определите свой регламент и придерживайтесь его. Скажем, что не работаете после 6 вечера и в выходные. На часах 18:00 и пожара на мониторе нет — отключайтесь и идите заниматься другими вещами. Не зависимо во сколько вы сегодня встали, спали ли до обеда и сколько сегодня работали часов. Работа по 12-14 часов в день удалённо не даст вам больших результатов, а только принесёт проблемы со здоровьем и, как это ни странно, заказчиками. Ориентироваться стоит на результат. Забудьте про офисный регламент, он здесь не работает по всех отношениях.

Если работаете в команде — сделайте его публичным и требуйте его соблюдения. Беспощадно удаляйте людей, кто нарушает важные пункты из него, или любой пункт, смотря какой у вас регламент, скажем момент с дедлайнами, или отгрузку кода на ваш сервер раз в 3 дня и пр. Они не исправятся, а очередной проваленный проект, из-за того, что скажем человек работал почти сугубо на localhost, а потом попал в больницу на месяц (реальный пример), только усугубит ситуацию и без того натянутые отношения, а чтобы не было лишних вопросов, новичкам ставьте условие — или работаем так, или нам не по пути исходно.

Могут быть и дополнительные условия. Возьмём такой пункт. Срываешь срок? Жмёт дедлайн? Значит тебя по умолчанию могут заменить другим человеком или убрать из команды, или потребуется ввести штраф из бюджета, чтобы нормально уложиться, или нужно будет подогнать кого-то в кооперацию.

Пока у нас не было регламента мы в разной степени критично наступали на разные грабли, иногда по нескольку раз. Много кто покинул команду из-за его наличия и способности соблюдения. Но и количество проблемных ситуаций было сведено если не к нулю, то к минимуму. Люди могут быть здесь крайне не надёжными, в том числе ранее проверенные, это стоит принять как факт, успокоиться и методично работать, пока не наберёте постоянный адекватных состав сотоварищей, пусть и через вашу команды пройдут сотни человек.

Наш регламент уложился в 5 коротких пунктов.

Расширение зоны комфорта

15. Заведите ЧавО, внутренний ресурс, общую доменную почту (если работате в команде)

Записывайте туда (на ресурс) все часто задаваемые вопросы, ответы на них, дублируйте важные новости. Почту как и портфолио лучше хранить по одному адресу, желательно лаконичному и хорошо запоминающемуся. Почтовый ящик можно сделать в духе типичных support@вашдомен.ру. Легче будет запомнить.

16. Распределяйте ваши функции (если работаете в команде)

По мере расширения вашей организации делегируйте полномочия, назначайте менеджеров, скажем 1 фриланс-площадка = 1 менеджер, пусть они общаются с заказчиками со стадии того, как ответ поступил в работу, контролируют ход работ, но не финансы и скажем, форсмажоры. По мере роста опыта последнее можно поручить им, а финансовый вопрос оставить за собой. Выдайте в обязанности отдельному человеку слежку за почтой и оставление качественных заявок. В замен предложите небольшую ставку, если можете и обороты позволяют, или предложите процент с каждого проекта, что уйдёт в оборот с тех заявок, что он оставил, объясните, что работаете над общим делом и если дело будет плохо в целом по проектам, то с деньгами будет плохо и у него, и у разработчиков и у вас.

Важное замечание — подобного сорта вещи стоит начинать делать не с самого начала, а только тогда, когда вы будете чувствовать, что сами набрались опыта, имеете относительно слаженную команду и надёжных людей, коим такие вещи можно поручить + доросли до определённого уровня и будет чувство, что далее одному тянуть все орг. вопросы будет тяжело. Если решите внедрить это сходу, то не стоит удивляться, если вас кто-то кинет, не будет уважать или считать наглым и жадным посредником, который просто хочет грести деньги лопатой и ничего не делать.

17. Общий чат с заказчиком (если работаете в команде)

По мере необходимости или большого потока вопросов, при учёте, что вы менеджер проектов или кто-то из ваших сотоварищей, создавайте общую группу с заказчиком и вашими людьми. Без необходимости этого делать не стоит. Программист должен писать код и больше ничего. Если вы включите его в чат без явной необходимости, то, во-первых, можете потерять в уважении во всех смыслах с его стороны, а во-вторых только усложните, а не улучшите процесс ведения проекта.

Начните с одного места, затем расширяйтесь по мере необходимости. Скажем с freelansim. Затем перейдите на fl, weblancer, freelance. Как установитесь в СНГ — elance, odesk. Если уверены в своих силах и не особо любите «наших» — начните с elance.

Грамотно заполните везде профили, подгружайте новые работы в портфолио, укажите цены, контакты, пройдите тесты. Если работаете в команде — так и укажите, избежите лишних и не нужных вопросов.

19. Дополнительные услуги

Предлагайте поддержку в течении 3 месяцев после сдачи проекта, с возможностью подкрутки чего-то нового крупного за отдельную плату. Подпишитесь на партнёрскую программу с хостингом, который вам нравится и предлагайте его заказчику, если он будет нужен. Уже упомянутую ранее скидку, если видите таковое возможным.

20. Постоянное улучшение

Если вы руководитель или менеджер проектов, то читайте всякие интересные профильные книжицы, Rework и ему подобные, книги от «Манн, Иванов, Фербер», посты на хабре, расширяйте свой кругозор, периодически думайте, что можно было бы улучшить, проводите раз в месяц небольшой опрос в команде, собирайте предложения по улучшениям и внедряйте их, следуя заветам Масааки Имаи и его «Кайдзену».

Добавлено 5.0.8.14 21. Постоянные заказчики и предложенные проекты

Момент довольно очевидный — по мере роста вашей популярности будет расти и поток предложенных проектов и проектов от постоянных заказчиков. Их стоит всегда ставить в приоритет. Где-то и денег могут предложить больше, чем в любом «обычном» проекте, а в перспективе и вовсе сможете ограничиться сотрудничеством только с небольшим кругом лиц если дела пойдут хорошо.

На том всё. Оставляйте ваши предложения о том, что на ваш взгляд нужно учесть новичку, желающему стать фрилансером, добавлю в пост c пометками, вместе составим, по возможности, эталонный список, а также о чём хотели бы услышать по теме в следующих постах если хотели бы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *