Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл

Единство цикла рассказов сборника И.А. Бунина «Темные аллеи»

В бунинский сборник «Темные аллеи» вошли рассказы, созданные в период с 1937 по 1944 годы. Большая часть из них была создана в период Второй мировой войны, в период оккупации юга Франции, где жил писатель, итальянскими, а затем немецкими войсками.

Однако несмотря на тяжелую мировую обстановку, голод и разруху, Бунин избирает для всех рассказов отстраненную от всех этих катаклизмов тему – тему любви. Именно данная тематика, присутствуя в каждом рассказе и являясь концептуальной, объединила все сорок из них в единый цикл.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Сам писатель считал «Темные аллеи» лучшим своим творческим детищем. Что и небезосновательно: четыре десятка рассказов сборника повествуют, казалось бы, об одном ― о любви, однако в абсолютно каждом из них представлен свой неповторимый оттенок этого чувства. В сборнике встречаются и возвышенная «небесная» любовь, и любовь-увлечение, и любовь-страсть, и любовь-безумие, и любовь-похоть. И это неслучайно, ведь в авторском понимании любовь – это бесконечно сложное чувство, «темные аллеи» человеческой жизни.

И все же при всем многообразии оттенков любви, запечатленной в рассказах цикла, в ней имеется одна преобладающая черта. Это сравнение силы любви с непреодолимой силой стихии, вместить которую дано не каждому. Любовь, созданную Буниным на страницах «Темных аллей», вернее всего будет сравнить с грозой – могущественной, но кратковременной стихией, которая, вспыхивая в душе, сотрясает ее до основания, но в скором времени исчезает.

Оттого во всех рассказах сборника любовь обрывается на драматической либо глубокой меланхолической ноте – расставания, смерти, катастрофы, резиньяции. Так, умирает при родах Натали, едва ее любовь достигает своего рассвета («Натали»), офицер пускает себе пулю в лоб, узнав об измене жены («Кавказ»), у русского парижанина, встретившего на склоне лет тепло и ласку, в вагоне метро случается разрыв сердца («В Париже»), подруга романиста, Генрих, погибает от руки своего прежнего любовника на пороге новой жизни («Генрих») и т.д.

На первый взгляд все эти развязки неожиданны, на многих читателей они производят впечатление удара ножом, как будто писатель, не зная, что делать со своими героями, насильственно обрекает их на печальное окончание их любовных историй. Но внутренне такие финалы совершенно оправданы, поскольку в понимании писателя, простым смертным не дано долго жить в атмосфере этого внеземного чувства. Истинное чувство, по Бунину, всегда трагично.

Объединяет рассказы цикла также и то, что в большинстве из них Бунин использует мотив памяти: воспоминаний об однажды вспыхнувшей страсти, о невозвратном прошлом. Бунин описывает то, что кажется ему самым главным и почти невесомым в воспоминаниях о прошлом: волнение любви, то трепетное напряжение человеческого существа, от которого весь видимый мир вдруг становится ослепительно-звонким и неповторимым. В памяти у героев цикла остается лишь то, что было срезано на лету, что не успело снизиться и сохранило чудесную яркость подъема.

Таким образом, рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи», объединяет то, что в каждом из них Бунин с большой изобразительной силой говорит о разнообразии ликов любви и о огромной силе этого чувства.

Источник

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть картинку Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Картинка про Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл

Помимо новелл в книгу «Темные аллеи» входят произведения, по своей структуре относящиеся к жанру рассказа. Это, прежде всего, «Темные аллеи», «Руся» (1940), «Баллада» (1938), «Поздний час» (1938), «Холодная осень» (1944), «В одной знакомой улице» (1944), «Начало» (1943), «Речной трактир» (1943), «Таня» (1940), «Месть» (1944).

И.А. Бунина интересовало не только внезапное прозрение истинной силы любви, приводящее к трагической развязке сюжета [новелла «Кавказ»], но и проверка на духовную и нравственную состоятельность этой внезапно открывшейся правды жизненным опытом героя. Подобное усложнение художественной задачи повлекло не только введение в цикл жанра рассказа, но и его трансформацию.

Рассмотрим особенности рассказов в книге «Темные аллеи».

История любви героя и Руси самодостаточна, автономна. По сути это отдельное произведение. Но введение его в общий строй рассказа не нарушает целостности последнего. Введенная И.А. Буниным новелла эмоционально более насыщенна. Это объясняется попыткой автора показать всю важность, ценность воспоминаний для героя, сравнить те короткие минуты со всей его последующей жизнью. Кроме того, автор ставит задачу показать всю несостоятельность выбора, сделанного когда-то человеком, и, в то же время, невозможность его избежать, невозможность противостоять судьбе.

Автор: И.В. Щербицкая

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Источник

Урок литературы в 11 классе «Тёмные аллеи Ивана Бунина»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Тёмные аллеи Бунина.doc

Урок литературы в 11 классе

по книге Ивана Бунина «Тёмные аллеи»

Продолжить изучение творчества И.А. Бунина;

Узнать, как создавался последний сборник рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи» на примере избранных рассказов («Чистый понедельник», «Натали», «Лёгкое дыхание»),

Выяснить философию отношения писателя к любви, к жизни.

У каждого писателя, несмотря на многообразие творчества, есть свои наиболее удачно раскрываемые темы. Такой темой для Ивана Бунина, как и для многих других писателей, стала тема любви.

Вспомните, какие произведения Иван Буна вы читали?

Сегодня наше знакомство с творчеством Иван Бунина продолжится. Мы обратимся к циклу рассказов «Тёмные аллеи», который создавался в очень непростой для писателя и для России период – весной 1944 года, когда Советская Армия, наступая, гнала захватчиков со своей территории.

Сначала познакомимся с историей создания книги «Тёмные аллеи».

II Выступление заранее подготовленного ученика

Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.

Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.

Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В Советском Союзе рассказы впервые начали печатать с 1955 года.

Учитель: Обратимся к дневнику писателя: «Плохо мы живём в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом. Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой – деньги Нобелевской премии давно уже прожиты».

Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг русской литературы. И о чём? О любви!

Русская классическая литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, а любовь отступала на второй план. Л. Н. Толстой в 80-е годы пришёл к мысли, что любовь – это грех, это нечто постыдное. В «Крейцеровой сонате» он писал: «Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое. »

Преклоняясь перед Толстым, Бунин всё же никогда не мог согласиться с его словами. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

III Разбор рассказов «Чистый понедельник», «Натали», «Лёгкое дыхание»

Название рассказа яркое, точное, вместе с тем многозначное. Что значит для человека этот день недели – понедельник?

Обычно с понедельника человек решает изменить свою жизнь.

Учитель. Верно. Но не день недели определяет поворот в жизни, а внутренние часы человека, которые идут по своим законам. К смыслу заглавия мы вернёмся чуть позже, а сейчас давайте прочитаем отрывок из рассказа.

«Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные, постовые ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв, призывающих нас к сердечному сокрушению о грехах».

Давайте попытаемся проникнуть в художественный мир рассказа. Какие особенности произведения вы заметили?

Повествование ведётся от первого лица, у героев нет имён.

Почему нет имён у главных героев рассказа?

Возможно, для писателя важны не имена, а нечто другое: важно показать внутренний мир человека, отношения между людьми, переживания героев.

А есть ли в рассказе имена собственные? Какова их роль?

Есть. Это фамилии, названия улиц, каких-то московских местечек.

Значит, в этом рассказе судьба героев тесно переплетена с судьбой России. Прежде всего обращает на себя внимание героиня. Что можно сказать о ней?

Натура очень сложная, загадочная, во многом она непонятна герою. Она зачем-то училась на курсах, разучивала начало «Лунной сонаты», зачем-то повесила над диваном портрет босого Толстого.

А на вопрос: «зачем?» пожимала плечами: «А зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в своих поступках?» Всё, что делает героиня, похоже на поиск себя; но её ничто не удовлетворяет.

Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?

Жизнь, самая обычная для их круга. Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут на концерт, на театральный капустник, в театр.

Как относится к такой жизни героиня?

Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать».

Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо?

Можно ответить строчками текста: «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом. »

Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И герой скоро это поймёт. Когда это произойдёт?

Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось «чувство родины её стороны».

Учитель. Да, героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество несовершенны. А наш герой? Он вполне удовлетворён жизнью. Здесь мы видим пропасть, разделяющую героев.

Бунин ставит героиню перед выбором. Что она выбирает?

Она выбирает монастырь, её не устраивает настоящее, ей хочется в прошлое.

Разрыв с настоящим происходит в Чистый понедельник. Почему так назван рассказ?

В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь.

И. А. Бунин считал, что в сборнике «Тёмные аллеи» каждый рассказ написан «своим ритмом», а про «Чистый понедельник» он написал на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

А вот читателям больше полюбился рассказ «Натали». Бунин вспоминал, как никто не мог поверить, что всё это выдумка.

Сначала Бунин хотел написать весёлую вещь. Герой разъезжает по усадьбам, подобно Чичикову, но ищет не «мёртвые души», а любовные приключения. Вышло же совсем не весело.

Давайте вспомним, как начинается рассказ? Как ведёт себя Мещерский, главный герой произведения?

Меняется ли поведение героя во второй части рассказа?

Мещерский по-прежнему беззаботен, хотя уже сразу, едва взглянув на Натали, понял, что «даже помыслить не смеет о возможности поцеловать её с такими же чувствами, с которыми целовал вчера Соню!»

Как изображает автор героя в третьей части рассказа? Отчего Мещерский так мучается?

В третьей части Мещерский не знает ни минуты покоя. Он мучается, ему кажется, что Бог наказал его. Он думает, что любит обоих девушек, но по-разному. Мучительно обожает Натали и в то же время испытывает телесное упоение Соней.

Когда же герой понимает, что его чувство к Соне ненастоящее?

В шестой и седьмой частях рассказа, где повествуется о дальнейшей жизни Мещерского, он только один раз вспоминает Соню, но не свое чувство к ней, а её насмешливые слова о любви «до фоба», и думает, что такая любовь существует, и именно она связывает его и Натали.

Как складывается дальнейшая жизнь героев? Что понимают они?

Каков финал рассказа?

«Теперь мы вместе и уже навсегда»,-говорит героиня любимому. Но счастье длится недолго. Несколько месяцев любви, а «в феврале она умерла от родов на Женевском озере».

Рассказ «Лёгкое дыхание». О чём этот рассказ и почему он так назван?

Как вы думаете, почему книга названа «Тёмные аллеи»?

Учитель: В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.

Какая тема объединяет рассказы в сборнике «Тёмные аллеи»?

Тема сборника: рассказы о любви, любви недолговечной и трагичной, рассказы о России. Действие всех рассказов происходит в старой России, все герои – русские.

«Я 38 раз (такое количество рассказов в книге) писал об одном и том же» Иван Бунин

Ни один из рассказов сборника не имеет счастливого конца. Как вы думаете, почему?

Написанные вдали от России, рассказы не могли иметь счастливого конца.

Подготовить выступление: биография Аркадия Аверченко

прочитать 2 – 3 рассказа писателя (по выбору учеников)

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть картинку Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Картинка про Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть картинку Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Картинка про Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть картинку Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Картинка про Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Смотреть картинку Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Картинка про Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл. Фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл

Урок литературы в «Тёмные аллеи» Ивана Бунина» разработан по книге по одноимённой книге писателя и рассчитан для учащихся 11 класса.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

У каждого писателя, несмотря на многообразие творчества, есть свои наиболее удачно раскрываемые темы. Такой темой для Ивана Бунина, как и для многих других писателей, стала тема любви.

II Выступление заранее подготовленного ученика

Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»).

Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В Советском Союзе рассказы впервые начали печатать с 1955 года.
Учитель. Верно. Но не день недели определяет поворот в жизни, а внутренние часы человека, которые идут по своим законам. К смыслу заглавия мы вернёмся чуть позже, а сейчас давайте прочитаем отрывок из рассказа.

Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе.

Источник

Работа » Исследовательская работа по теме: «Поэтика цикла новелл «Тёмные аллеи» И.А.Бунина».». Автор: Цевелёва Галина Александровна

1.1 Сведения об авторе 3

1.2 Критики о «Тём ных аллеях» И. А. Бунина 5

1.3 Теоретическ ий аспект исследования 8

2.1 Особенности поэтики цикла 11

2.2 Анализ рассказа «Солнечный удар» (1925г.) 15

2.4 Методическая часть 20

2.5 Библиографический список 24

Бунин «рисует» по воспоминаниям. В его рисунках много музыки, того меланхолического ритма, который составляет дыхательную интонацию его прозы:

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творения,

Живого не утратит выражения

С тебя когда-то списанный портрет…

Изучение особенностей поэтики цикла, как единого целого, и есть предмет наблюдения и изучения работы.

В автобиографических записях Бунин писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский…»

Жизнь будущего писателя прошла на хуторе, в обстановке усадебной культуры.

Дебют Бунина как поэта состоялся в 1887 году : было напечатано первое стихотворение «Деревенский нищий». Бунина стали публиковать в журналах «Родина», «Орловский вестник». Начинается новая жизнь. Приходится искать работу. Трудился и в редакции газеты в Орле, служил статистом в Полтаве, работал в журнале «Русское богатство» в Петербурге.

Дальше- переезды, работа над стихотворениями и рассказами. Знакомство с Чеховым, Л. Толстым. Жизнь в Москве.

Бунин писал Толстому: «Я теперь вполне бродяга: с тех пор как уехала жена, я ведь не прожил на одно месте больше двух месяцев…» (это и Гурзуф, Ялта, Екатеринослав, Царицыно, Одесса).

В 1920 г, в разгар Гражданской войны, А. Бунин вместе с женой В. Н. Муромцевой навсегда покидает родину (непримиримо относясь к происходящему в стране после Октябрьской революции, Бунин считал, что в России «вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое то недоумённое существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество»).

И. А. Бунин соединил в своей творческой биографии два века. Он был современником Толстого, близко знал Чехова, Горького и Куприна, пережил не только своих ровесников, но и более молодых Булгакова, Платонова и многих других. Бунин оказал сильнейшее влияние на отечественную прозу шестидесятых годов, когда его книги после долгого перерыва вернулись в Россию. М. Горький так отзывался о творчестве писателя: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой «страннической души». (4, 76)

В монографии В. Афанасьева «И. А. Бунин. Очерк творчества» (1966г.) исследуется творческий путь писателя, дается лаконичная характеристик его произведений. Автор обращается и к освещению темы вечной любви в прозе Бунина, отмечает, что в произведениях «любовь- сильная, часто роковое потрясение в жизни человека». (1, 21)

А. Волков в своей монографии «Проза Ивана Бунина» (1969 г.) видит источник бунинской темы любви в социальных и личных причинах. Автор солидарен с другими исследователями: любовь имеет слепую власть над людьми.

В журнале «Литература в школе» №4 за 1990 г. была опубликована статья О. Михайлова «Литература русского зарубежья» проводится анализ сборника «Темные аллеи», отражение эмиграции на произведение Бунина.

В монографии Л. А. Смирновой «И. А. Бунин. Жизнь и творчество» (1991 г.) попытки разобраться, вникнуть в тайники душ героев, проследить истоки трагедий.

В книге «Иван Бунин. Силуэты русских писателей» (1991 г.) Ю. И. Айхенвальд подробно анализирует бунинскую философию: «из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времён и миров». «Бунин верит солнцу… он знает, что неиссякаемы родники вселенной и неугасима лампада человеческой души».

В статье О. В. Сливицкой «Сюжетно е и описательное в новеллистике И. А. Бунина», опубликованной в журнале «Русская литература » (№ 1, 1991 г.), автор характеризует худож ественную систему Бунина как би полярную: 1) описательность; 2) сюжет. Для того чтобы понять глубины произведений Бунина, Сливицкая выстраивает разные системы описательности и сюжета.

В журнале «Октябрь» (№1-2, 2000 г.) опубликован труд М. Рощина «Князь. Книга об Ива не Бунине, русском писателе». Принципиальная позиция автора – биографические факт ы, цитаты из дневников, высказывания близких Бунину людей. Это попытка понять творчество через призму личности. Со страниц книги встаёт образ Ивана Бунина – яркой личности и самобытного художника слова.

Таким образом, проанализировав литературу об И. А. Бунине, можно прийти к выводу о том, что о творчестве писателя написано немало монографий и статей, однако проблема изучения поэтики «Тёмных аллей» требует более детального и глубокого исследования.

Приступая к анализу новелл И. А. Бунина, необходимо уточнить понятия поэтики, новелл как литературоведческих категорий.

Поэтика – один из старейших терминов литературоведения. В XIX веке поэтику начали отождествлять с «теорией словесности». В начале XX века в школе «русского формализма» основным предметом изучения поэтики снова стал язык в его поэтической функции. Некоторые ученые продолжают утверждать поэтику как особую науку, изучающую независимые от содержания формы, и сводят поэтику к теории поэтической, стихотворной речи.

«Краткая литературная энциклопедия определяет поэтику «как науку о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых».

На протяжении же последнего столетия поэтикой (или теоретической поэтикой) стали называть раздел литературоведения, предмет которого – состав, строение, функции произведения, а также роды и жанры литературы.

С XX века существует и иное значение термина «поэтика». Этим словом фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а так же художественных направлений и целых эпох.

В сочетании с определением «историческая» слово «поэтика» обрело еще один смысл: «это дисциплина в составе литературоведения, предмет которой – эволюция словесно-художественных форм и творческих принципов писателей в масштабах всемирной литературы».

Этим определением и будем руководствоваться при рассмотрении цикла новелл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина.

Избранный Буниным малый жанр – рассказ или короткая повесть – в наибольшей степени отвечает устремлениям писателя (принципы «мгновения» жизни, «сгущения» напряжения в повествовании). Этот жанр писателем творчески обогащён, рассказ по- своему пересоздан; он синтезирует в себе поэтическое и прозаическое, лирическое и эпическое, субъективное и объективное. Соотношение их в творчестве Бунина меняется.

А в «Краткой литературной энциклопедии» найдём следующее: «новелла – повествовательный прозаический (гораздо реже – стихотворный) жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму». Нередко термин «новелла» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но во многих работах в термине «новелла» специфическое содержание.

В новелле осуществляется многостороннее художественное освоение личной, частной жизни людей. Драматизм, воплощенный и в содержании, и в сюжетных, и в стилевых особенностях, является основным жанровым признаком новеллы, отделяющим её от более «спокойного» и эпичного рассказа, хотя грань эта, несомненно, является условной.

Новеллистическое повествование у Бунина при его тяготении к построению именно рассказа как жанровой формы обнаруживает яркие черты «новых технологий» прозы. Так можно отметить тяготение автора к малой прозаической форме – рассказу, новелле, его стремление в минимальном объёме выразить ёмкое содержание.

Писателя уже не устраивала форма традиционного классического романа с разветвлённым сюжетом, строго выдержанной логикой повествования. Нарушение причинно-следственных связей, использование ассоциаций как принципа повествования, фрагментарность, незаконченность, недосказанность, укрупнение, на первый взгляд, случайного и несущественного, краткость – всё это свидетельствовало об обновлении «старомодного» реализма.

Итак, перед нами стоят следующие цели и задачи для детального изучения поэтики рассказов, решению которых будет способствовать рассмотрение целостной аналитической системы:

Психологическое изображение героев

Особенности финалов любовных историй

Сам творческий процесс, как неоднократно говорил Бунин, начинается у него не с фабулы, а с внешнего впечатления. «Это у меня постоянное – то и дело ни с того ни с сего мелькает в воображении какое-нибудь лицо, какой-нибудь пейзаж, какая-нибудь погода…». Характеры, отношения между ними, события возникают уже позднее (10, 61).

Описательность занимает в новеллах разный объём – от крайне малого до всеобъемлющего всё повествования. Сюжет может быть последовательно изложен, а может и вовсе не подчиняться чёткому построению. Так же и время: оно может быть смещённым, а может быть и линейным. Виртуозность в построении сюжета у Бунина необычайная.

Уяснить во всей полноте функцию сюжета и описательных элементов можно лишь при их сопоставлении. Система их взаимодействия – важнейший срез художественного мира Бунина.

У Бунина во многих рассказах сюжет – и прерывистый, и пульсирующий, и с неглубоким руслом – всё-таки присутствует.

Поэтому же наряду с новеллами, сюжет которых редуцирован вплоть до нулевого, существует и немало других: с сюжетом, который доминирует и построен классически «правильно». В них чётко определены начало, середина и конец. Эти новеллы содержат историю, которую нетрудно пересказать, а это вернейший признак крепко сделанного сюжета. Не случайно это именно те новеллы, которые известны самому широкому кругу читателей («Антигона», «Руся», «Галя Ганская», «Генрих», «В Париже», «Зойка и Валерия», «Натали», «Холодная осень» и др.).

Один из наиболее выразительных примеров – «Натали». Здесь достаточно пространная экспозиция, завязка, напряжённое развитие действия, кульминация – и внезапная развязка. А затем следует вторая часть новеллы, где события вновь нарастают, достигают своей кульминации – и внезапно обрываются (известие о смерти Натали).

В этой новелле события изложены в линейной временной последовательности, и ничто не предвещает трагической развязки. Повествователь находится «в середине движущего ряда событий» и так же, как и читатель, не знает, к чему приведёт их развитие.

Тем не менее, не предсказанный ничем конец является не только неожиданным, а абсолютно неотвратимым.

О контексте как доминанте в рассказах цикла «Тёмные аллеи» пишет, к примеру, Ю. Мальцев, автор одной из лучших книг о Бунине. Высказывается и мысль о том, что во многих новеллах цикла («Кавказ», «Муза», «Холодная осень», «Таня», «Галя Ганская» и др.) появились особенности, характерные для поэтического произведения: усиление связи ассоциаций, их роли, повышенная эмоциональность, ритмичность.

Но писателя привлекает земная любовь, являющая собой слияние «земли» и «неба», гармонию, которую постоянно ищут. Она огромное счастье, но счастье мгновенное. Поэтому, по мнению Бунина, не может быть связана с браком. Но зарница счастья, хотя и оборванного, может осветить всю память и жизнь человека.

Так через всю жизнь пронесла любовь к «барину», некогда соблазнившему ей, Надежда, владелица постоялой горницы в новелле «Тёмные аллеи». Двадцать лет не может забыть Русю «он», когда-то молодой репетитор в её семье, и, мало того, помнит в мельчайших подробностях то, что было в самое счастливое лето его жизни. А героиня «Холодной осени» не только тридцать лет хранит в своём сердце любовь к убитому на войне жениху, но и вообще считает, что вся жизнь её после того осеннего вечера лишь «ненужный сон».

Бунин никогда не пишет о счастливой, соединяющей любви. Это – совсем иные отношения. Но если его герои всё-таки стремятся соединить свои жизни, то в последний роковой момент, когда, казалось бы, всё идёт к счастливому завершению, разражается внезапная катастрофа, возникают неожиданные обстоятельства, вплоть до смерти героев. Всё это для того, чтобы «остановить мгновенье» на высшем взлёте чувств («Генрих», «Руся», «В Париже», «Натали»).

В цикле новелл сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как всё остальное на свете, проходит, другой же – что любовь остаётся в душе навсегда («Тёмные аллеи»).

Для многих новелл цикла характерен такой приём, как обращение героев к прошлому из настоящего («муза», «Поздний час», «Волки» и др.). Этот приём позволяет Бунину раскрыть любовь, чаще всего юную и непродолжительную по времени, прерванную каким-либо неожиданным обстоятельством, как самое значительное событие в жизни.

Но с наибольшим интересом и мастерством изображает Бунин первую молодую любовь, раскрывает совершенно различные, неповторимые женские характеры («Муза», «Руся», «Натали», «Галя Ганская»). Особенно привлекательны образы девушек из народа, самозабвенно и безраздельно отдающихся первой любви. Они покоряют читателя свежестью, искренностью и непосредственностью своих чувств к человеку, пробудившему их любовь. Эти же мотивы звучат и в новеллах, посвящённых судьбам «падших», как лицемерно их называли люди из «общества», женщинам из народа (Катя из «Второго кофейника, «девушка с улицы» из Мадрида»).

Но среди новелл с гуманистической основой есть и такие, где над всем – анекдотическая, нередко фривольная ситуация («Визитные карточки», «Гость»).

И всё же не эти более поздние произведения характеризуют в целом книгу «Тёмные аллеи». Большинству входящих в неё новелл присуще то сочетание тонкого психологизма и проникновенной лирики чувств с остротой и чёткостью пластического рисунка. Поэтому маленькие (в 4-5 страничек) новеллы не уступают своей психологической насыщенностью портретных характеристик иной обширной повести. Строгая экономия выразительных средств достигает в них большого художественного совершенства.

Изучению поэтики, её особенностей способствуют при изучении «Тёмных аллей» следующие единство стиля, концовок, тематика, проблематика, жанровое сходство. Именно на этом уровне рассмотрим рассказ «Солнечный удар» (1925 г.).

Рассказ «Солнечный удар» (1925 г.) – один из шедевров бунинской прозы. В нём до совершенства доведено присущее писателю искусство сочетания предельной конкретности, чувственной ощутимости запечатлённых картин жизни с широким, всечеловеческим, вечным смыслом, достигнута максимальная «сгущенность» образного мгновения.

В рассказе мы видим мгновение любви, у которой будто нет начала и продолжения (она внезапна, как вспышка молнии), но нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остаётся на всю жизнь. Любовь – чудо, которое нельзя объяснить.

Это почти всё, кроме одного штриха: «Рука, маленькая и сильная, пахла загаром». В этой детали по «аналогии ощущений» «синтезированы» воедино цвет и запах, вызывающие сложные ассоциации с солнечным сиянием и свежестью.

В портрете героини, дорисованном воображение героя (и читателя), соединяются черты яркого чувственного впечатления с предощущением чего-то совсем иного, глубинного, затронувшего всё существо действующего лица, его сердце. У героя «замерло сердце», и этот образ – знак будущего страдания, неотделимого от подлинного чувства любви.

Подчёркнутая безымянность героини («маленькая, безымянная женщина»), прочитывается под знаком неузнанности тайны.

В пейзажах «Солнечного удара» воедино слиты художником сияющий свет, чистые звуки («звон церквей»), с детства родные для русского человека запахи (запах сена) и яркие, радостные краски. Выделены в рассказе цвета белый (белые дома, белые занавески, даже пыль и др.), синий и розовый.

В «солнечном ударе» писатель сосредоточивает внимание читателя на изменениях в характере восприятий героем происходящего вокруг него, на некую внутреннюю логику подобных изменений в реакциях героя. Рамки увиденного по воле автора постепенно раздвигаются: номер гостиницы, улицы города, жизнь героя, весь мир.

В воспоминаниях поручика о случившемся появляется нечто для него самого неожиданное, не просто память о чувственном наслаждении, а ощущение чего-то иного, большего, волнующего уже не тело, а душу: «…но теперь главным было всё-таки это второе, совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство…» (2, 163).

Композиция повествования складывается как образ дня, в котором всё обычное, прежде виденное, знакомое видится уже совсем по-иному, чем раньше. Картины весёлого базара, службы в соборе кажутся ему теперь совсем иными. Внутренние изменения героя выражены и в его восприятии природы, неба и солнца, того самого «солнца», которое одарило «солнечным ударом». Весь простор кажется теперь «опустевшим». Иным качественно становится и мироощущение героя, исчезают его былые представления о ценностях человеческого существования. В переживания и сознание героя вторгается новая мера вещей, новое измерение, появляется критерий бесконечности, безмерности.

Меняется и самосознание героя, то есть его представление о самом себе. Это преломляется в портрете героя, который нарисован художником в зеркальном отражении – как некий автопортрет поручика: «…лицо его, обычное офицерское лицо… имело теперь сумасшедшее выражение…было что-то юное и глубоко несчастное» (2, 163).

Самое главное, резко и драматически меняется, переворачивается представление героя о его собственной жизни в целом, о будущем. К герою приходит чувство «ненужности всей своей дальнейшей жизни».

«Солнечный удар» пронизан лирическим авторским чувством, но выражено оно не прямо, а в «подтекстах», то есть в каких-то неявных, косвенных проявлениях авторских оценок.

Таким образом, изучить особенности поэтики помогает детальный анализ удивительной новеллы «Солнечный удар», что и помогло в решении поставленных целей и задач.

Цикл новелл «Тёмные аллеи» является вершиной творчества И. А. Бунина, результатом многолетней работы, высветившей все грани таланта писателя.

Разговор о поэтике цикла остается актуальным и по сей день. Во-первых, любовь – тема вечная, во-вторых, И. А. Бунин – яркая «звезда» европейской литературы.

От писателя не укрылось ни одно из противоречий внутреннего бытия людей. Основой психологизма становится в новеллах внутреннее состояние героя: противоречие одновременно мучительного и восторженного переживания. В этом и состоит трагизм душевного состояния героя. Нужно успеть насладиться вспышкой любви, а потом жить воспоминаниями.

Тема памяти в цикле занимает большое место, она позволяет связать воедино временны́е пласты цикла.

Природа у Бунина – не просто фон, а олицетворение идеала естественной жизни, столь характерное для русской жизни, литературной традиции.

Герои новелл – не многогранные характеры; они реализуются как личности, как характеры только в любви. Поэтому основное в психологическом изображении – внутреннее состояние героя в вершинный момент жизни, в её « з вездный » час.

Бунинская «пластика» в изображении героев заключена в особой структуре портретов героя и героини, которые выполнены тонко, искусно, подробно. А портреты – сжато, сухо.

В поэтике И. А. Бунин а очень важна роль детали, вплетённой в лирический и философо-эстетический план.

«Тёмные аллеи» представляют собой замечательное художественное богатство с точки зрения жанровых форм (и драматические рассказы, и рассказы-зарисовки, и рассказы-предания и т.д.). Существует внутренняя связь между вполне самостоятельными новеллами, она-то и позволяет говорить об органическом единстве цикла и тематически, и проблематически.

Большое место отводится контексту («подводные течения»).

Для создания эмоциональной сферы чувств и переживаний героев автор выбрал образно-стилистические экспрессивные, эмоционально окрашенные средства, включая и символику цвета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *