Что объединяет белорусский народ
Что объединяет белорусов и в чем их сила? Такой вопрос «ДК» задал жителям района
Елена ТРУБКИНА, заместитель председателя Добрушской районной организации РОО «Белая Русь»:
– Солидарность и взаимопонимание людей, объединенных общей историей, традициями, культурой и духом уважения и равенства. Вот что нас объединяет. Эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.
В чем наша сила? В сплоченной семье, традиционных семейных ценностях. А еще – в готовности жертвовать собой во имя высоких целей.
Достаточно вспомнить наших дедов и прадедов, проявлявших мужество в моменты тяжелейших испытаний военных лихолетий. Наши предки показали не на словах, а на деле, что означает единство народа. Любовь к Родине, работа во благо страны и защита ее интересов – это должно прививаться сейчас молодому поколению.
Екатерина РАДЧЕНКО, директор районного краеведческого музея:
– Наша страна имеет уникальную историю, которая повлияла на становление современной суверенной Беларуси. Несмотря на общую культуру и территорию, любой регион нашей страны представляет собой уникальный объект, имеющий свои исторические особенности: диалекты, кухню, элементы одежды.
Однако эти отличительные черты белорусов объединяет общий менталитет: толерантность, доброта, сочувствие, сопереживание, стремление помочь ближнему. Чтобы приобщить жителей и гостей нашего города к истории и традициям народа, в районном музее мы еженедельно проводим мероприятия, приуроченные ко Дню народного единства.
Алексей РЫКАЛИН, настоятель прихода храма святого благоверного князя Олега Брянского:
– Белорусский народ дорожит своей культурой, хранит связь с историей и обращается к богатому духовному опыту, хранимому православием. Взаимодействие православной церкви и государственных институтов основано на понимании той пользы, которую церковь может принести обществу в современных условиях. Отрадно, что молодежь принимает участие в общей молитве, в молодежных слетах, собраниях…
Люди идут в храмы, тропинка к нему не зарастает. И даже если в храме будет стоять один человек, важна молитва от сердца для того, чтобы народ объединялся в одну большую семью. Сила нашего народа – в молитве. Слезной, радостной, смиренной.
Национальное единство: что объединяет белорусов и к чему еще нужно стремиться? Рубрика «Будет дополнено»
Белорусы как нация. Что нас на самом деле объединяет? И что ещё нужно сделать? И это не о культуре, наследии и даже языке.
2021-й – год национального единства Беларуси. Предложение – поговорить об этом нормально, с учетом того, что у нас сейчас происходит в семьях, с друзьями, коллегами на работе.
Я уверена, что, провожая 2020-й, многие за новогодним столом поспорили. Не с близкими, так с друзьями или дальними родственниками, которые позвонили вам по скайпу и, как у меня спросили одни: «Ну что, ты там еще работаешь?», – а вторые: «Работаешь – вот и работай!»
И тем, и тем я обычно в ответ вежливо улыбаюсь, потому что, много соприкасаясь с политическими историями, я давно научилась личное и профессиональное отличать. Я очень твердо стою на позиции, что мои политические взгляды могут не принимать мои друзья. Но если из-за них мы друзьями перестали быть не по моей инициативе, значит, мы ими никогда и не были.
Народное единство для меня заключается вот в этом. Белорусские мамы, все мамы – национальная характеристика – должны быть защищающими, надежными. Белорусские врачи – лечащими того, кто к ним придет, а не избирательно. Педагоги – учащими всех детей. Те, кто получил наказание во время уличных противостояний, – понимать, «куда они идут, зачем и что будет». И что милиция белорусская, включая ОМОН, из ниоткуда не появилась. Она все это время патрулировала ваши улицы, чтобы вы не боялись ходить по ночам, она разбиралась с воровством, так, чтобы машины можно было во дворе оставлять открытыми, двери в частных домах только на ночь закрывать, грабители, мелкое ворье, дебоширы на районе – все это было под контролем.
Мы из Минска, журналисты, выезжаем каждый день практически. Вы тоже съездите. И посмотрите, сколько всего хорошего у нас есть. Далеко от столицы. Я лично в глубинке не видела ни одного ненакормленного ребенка или абсолютно брошенного старика. А если такое есть, и делают это люди, – то включается государство.
Вот оно – национальное единство. Без ненависти в адрес друг друга, лучше – с помощью. Хотите, добавьте еще сюда христианство – и вообще все получится. Если сидит Владыка и говорит, что белорусы должны объединиться – и он верит, что это возможно, и молится за это – кто может себе позволить думать, что это «так себе идея». Подумайте об этом перед Рождеством. И помиритесь с тем, кого вы на время потеряли из-за политических взглядов или других разногласий. Это и будет ваше личное – национальное единство.
Белорусы и русские. Долгий и тернистый путь к единению
Древняя Русь
Белорусский и русский народы (как и украинский) выросли из единой древнерусской народности. Это этническая общность, которая составляла население княжеств Киевской Руси.
Древнерусское государство имело раннефеодальный строй с единой княжеской династией Рюриковичей, поэтому многочисленные вожди местных племён утратили собственную власть. На территории восточных славян начались процессы объединения вокруг одного центра управления и переход от родо-племенного строя к феодализму.
Эти тенденции привели к тому, что многочисленные и ранее разрозненные славянские племена (кривичи, дреговичи, вятичи, радимичи и т.д.) сформировали русскую народность, которая населяла территории нынешних Белоруссии, России и Украины. Националисты наказали уличных музыкантов во Львове за русские песни
Объединяющим фактором стала и религия — все русские в 10-м веке были крещены в православное христианство.
Противники восточнославянского единства пытаются переписать историю и утверждают, что якобы древнерусская народность — это миф. Но все дошедшие до нас из Средневековья письменные источники показывают, что у населения всей территории Руси были все признаки народности — общий язык, культура, самосознание, религия и территория. Например, местные жители разных регионов называли себя русскими (иногда «руськими», «русами» или «русичами», реже употреблялось самоназвание «славяне») и говорили на одном языке, хотя и на разных диалектах.
Что касается общей культуры, то на всей территории Древней Руси учёные находят идентичные предметы быта и одежду. Невозможно отличить большую часть предметов материальной культуры, изготовленных, например, в Киеве, от аналогичных предметов из Новгорода, Пскова или Минска.
Разделение русской народности
В 13-м веке Древнерусское государство было разорено ордами Батыя, что привело существование первого и единого восточнославянского государства к трагическому концу — оно было раздроблено. В итоге западные земли Руси (территория современной Белоруссии) вошли в состав Литовского княжества, а восточные (Россия) продолжали существовать обособленно друг от друга.
В последующие несколько веков в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) стали доминировать русская культура и русский язык. Славяне составляли абсолютное большинство населения, при этом в его состав постоянно входили всё новые и новые территории. В итоге к 15-му веку возникло довольно внушительное по размерам государство, которое стало претендовать на собирательство русских земель. В то же время само государство нельзя назвать полноценно русским — им правил литовский род Гедиминовичей.
К этому же времени княжества восточной Руси окончательно добились независимости от Золотой Орды и стали объединяться вокруг Москвы. Набирающее силу Московское княжество тоже стало претендовать на собирательство всех русских земель и довольно быстро превзошло по территориальным размерам Литовское государство.
Таким образом, русская народность оказалась разделена между двумя мощными государствами, претендующими на роль лидера в регионе. По этой причине между ними возникали регулярные войны, которые в мифологии белорусских националистов принято считать «священными войнами белорусов против русских». «Фашизм не пройдет!»: белорусы собрались на пикеты у дипмиссий Украины
Параллельно соперничеству с Москвой ВКЛ сближалось с Польским королевством. Начало этому было положено ещё в 14-м веке, когда литовский князь Ягайло принял католичество и женился на польской королевне Ядвиге. На фоне постоянных войн с Москвой литовские князья всё больше были вынуждены развивать сотрудничество с поляками, что в итоге вылилось в объединение русско-литовского государства ВКЛ с Польшей в одну державу — Речь Посполитую. Это произошло в середине 16-го века.
В Речи Посполитой доминировала Польша. В этой связи с течением времени на западнорусских землях ВКЛ стали всё сильнее насаждаться католицизм, польский язык, а также польская культура и идентичность. Население территорий, которые ныне принадлежат Белоруссии и Украине, время от времени поднимало восстания, ощущая на себе национальный, сословный и религиозный гнёт.
В это время Московская Русь существенно возросла в размерах и превратилась в Российскую империю. Спор за собирательство русских земель был предрешён. И вскоре Россия выполнила свою историческую миссию: в 18-м веке она приняла участие в разделе ослабшей Речи Посполитой, и западнорусские земли спустя долгие 5 веков воссоединились с восточнорусскими.
Белорусская борьба за общее Отечество
Длительное нахождение западнорусских земель в составе других государств не могло не оставить определённых культурных и языковых особенностей у местного населения, которые немногим отличали его от русских Российской империи. Тогда получила государственный статус теория о триединстве русского народа. Считалось, что он, хотя и представляет одну национальную общность, состоит из трех ветвей — великороссов (в нынешнем понимании русских), малороссов (украинцев) и белорусов.
Тогда же, в 19-м веке, формировалась и русская нация в её современном понимании. Причём общерусская национальная идентичность была одинаково характерна как для великороссов, так и для белорусов. Но и представления о трёх отдельных ветвях одного народа тоже были распространены.
После падения самодержавия в России часть местной белорусской интеллигенции подняла вопрос о создании отдельного белорусского государства. Но, судя по историческим документам и фактам, народные массы, которые в своём большинстве были крестьянами, негативно восприняли эти идеи. В частности, весьма красноречивы результаты выборов в Учредительное собрание в 1917 году. Тогда единственной партией, выступавшей за отделение Белоруссии от России, была «Белорусская социалистическая грамада», и она набрала в белорусских губерниях меньше 1% голосов. Победителями тогда оказались общероссийские партии — эсеры и большевики. Болкунец назвал плюсы и минусы Союзного государства
Советская национальная политика резко отличалась от царской. После прихода к власти большевики начали формировать у русских, белорусов и украинцев идентичность трёх братских, но отдельных народов. Есть разные версии, для чего было принято решение уничтожить общерусскую идентичность трёх ветвей одного народа, доставшуюся от империи. Многие сходятся во мнении, что это могло быть вызвано опасениями «возрождения контрреволюционного великодержавного русского шовинизма» в противовес «пролетарскому праву наций на самоопределение».
Тем не менее в 20-м веке белорусам ещё дважды предстояло выразить народное волеизъявление против отделения от России. Так, в 1991 году более 80% населения БССР проголосовало за сохранение СССР, а в 1995 году примерно столько же — за интеграцию с Россией, что легитимизировало создание Союзного государства, одной из ключевых дат в строительстве которого и стало 2 апреля.
Заключение
Единение народов Белоруссии и России в Союзном государстве — это естественный и логичный ход истории. Лишь вместе предки нынешних белорусов и русских достигали главных высот в своей истории, в то время как периоды разделения часто были омрачены войнами, раздробленностью, национальным и религиозным угнетением. Поэтому логично, что, как только история предоставляла шанс воссоединиться, народное волеизъявление всегда было на стороне единства.
Кроме общей истории, у жителей Белоруссии и России сохранились общий язык, общая культура и в основном общая вера. Более того, язык и культура, благодаря развитию образования и СМИ, гораздо более унифицированы, чем были во время Древней Руси или Российской империи. Местные диалекты и региональные особенности быта отошли в прошлое — и теперь в целом очень сложно отличить среднестатистического жителя белорусского Бреста от жителя российской Тулы.
Но после распада Советского Союза у молодых поколений белорусов и русских общая идентичность уже фактически отсутствует — они воспринимают наши народы как близкие, но всё же разные.
В то же время в Белоруссии ширится круг тех, кто настроен и вовсе русофобски, — в этом направлении в республике работает целая сеть прозападных и националистических СМИ и НКО. И они довольно популярны среди тех, кто интересуется политикой. Похожие процессы происходили ещё за долгое время до Евромайдана и на Украине, где не так давно тоже господствовало общерусское самосознание.
Поэтому сегодня формирование союзной идентичности у белорусской и русской молодёжи, а также продвижение правдивой истории являются одними из краеугольных камней для сохранения Союзного государства и русского единства в будущем. Пока этим вопросам уделяется непростительно мало внимания.
БИСИ выяснил, что в первую очередь объединяет белорусов
Место проживания, традиции и обычаи, а также характер и менталитет – главные ответы общества на вопрос «Что в первую очередь объединяет белорусов?». Об этом свидетельствует аналитический доклад «Ценностный портрет современного белорусского общества», подготовленный Белорусским институтом стратегических исследований и презентованный сегодня в Национальном пресс-центре Беларуси.
Как следует из аналитического доклада, ответы опрошенных на вопрос «Что в первую очередь объединяет белорусов?» распределились следующим образом (в процентах):
» место проживания (город, село) – 78,5;
» традиции и обычаи – 77,3;
» менталитет, характер – 76,8;
» территория страны – 75,4;
» белорусское гражданство – 70,9;
» история страны – 70,5;
» славянские корни – 65,9;
» политические взгляды – 64,5;
» вероисповедание, религия – 49,2;
» белорусский язык – 47,5;
» чернобыльская трагедия – 39.
При подготовке данного исследования БИСИ в качестве генеральной совокупности использовал население в возрасте 18 лет и старше, проживающее на территории Беларуси. Методом социологического исследования был избран анкетный опрос, объем выборочной совокупности составил 1500 человек. Максимальная погрешность не более плюс-минус 2,78% при уровне значимости а=0,05.
Никаких барьеров: что объединяет россиян и белорусов
Поезда в Белоруссию пошли. После карантинных ограничений каждый состав забит до отказа. Границу между Россией и Белоруссией в пути можно и не заметить. Пограничный контроль как формальность, за всю дорогу – один раз проверка документов, только в Смоленске.
— А белорусские пограничники?
— Нет у нас, – сказал Дмитрий Рабакин, начальник поезда.
— Совсем. Между нашими государствами это пока единственный поезд, который начал курсировать.
От Москвы до Минска – за девять с половиной часов. И вот уже белорусский колорит. Новая достопримечательность Минска. Вроде бы обычный куб, но на самом деле это виртуальный памятник. IT-технологии здесь действительно хорошо развиты.
В общественных местах люди носят маски – примета времени. В поликлиниках делают прививки, в первую очередь врачам. Вакцину привезли из Москвы.
«У нас традиционно доверяют тому, что сделано у дружественного народа России. К тому же Институт Гамалеи достаточно известен своими разработками, своими вакцинами», – отметил один из медкиов.
Вакцина «Спутник V» теперь производится в том числе в Минске. Здесь это – одна из главный новостей недели. Уже публично показали образц.
«Впервые вне границ Российской Федерации проводилось клиническое испытание данной вакцины. В планах – поставка вакцины в третьи страны», – заявил Дмитрий Пиневич, министр здравоохранения Белоруссии.
В Минске вывески на белорусском языке и на русском равноправны. Республика двуязычна. Приезжая из России, чувствуешь себя как дома – никаких языковых барьеров.
Центр самой оживленной народной дипломатии, где россиян ждут с нетерпением, – местные рынки.
«Если бы не Россия, мы бы пропали. Видите, как Европа на нас наезжает: и на Россию, и на Белоруссию», – говорит одна из местных жительниц.
Молоко и мясо, сало и картошка – аграрные бренды Белоруссии дают примерно 15% экспортных доходов. Каждый десятый белорус работает на селе.
Ручная дойка – это такой элемент экотуризма, скорее, потому что доят этих коров машинным способом. С помощью современных аппаратов. И тем не менее натуральная продукция белорусская тем и отличается, что отношение к традициям здесь особенно трепетное.
«В вареной колбасе, в сосисках и сардельках у нас 95% мяса, 4% яйцо, остальное – натуральные специи. Это можно легко посмотреть и проверить», – уверяет Юрий Климаш, директор сельхозпредприятия.
После развала Советского Союза здесь удалось сохранить практически весь промышленный потенциал. Крупное машиностроение. Вот знаменитый «МАЗ». Завод, как целый город. Самый современный грузовик «МАЗа» соответствует высочайшим стандартам качества и при этом является, по сути, результатом межгосударственного сотрудничества. Вот, например, «сделано в России». Этот бак и другие комплектующие закупаются на российских заводах. Выгодно всем.
Слесарь завода Александр Линник о политике говорить не хочет. Но все равно говорит: «Человек, который работает, должен быть уважаемым. Эти, которые за границей сидят, агитируют: «Белорусы не работайте. Не покупайте белорусское». Это тоже влияет. Так говорить о своей стране, саботировать, я не понимаю, Как это?!»
Каждый день С этого конвейера сходят больше 30 грузовиков. Белоруссия демонстрирует промышленную мощь. Половина машин отправляется в Россию. Наша страна – основной партнер республики по всем направлениям.
— Мы столько уже вместе с Россией, что мы считаем, что мы – одно целое. Если разъединиться с Россией, это ни к чему хорошему не приведет. Это будет намного хуже, считает Александр Линник.
– А если объединится еще теснее?
Историческая часть Древней Руси. Здесь крещение принимали от Владимира Святого. Большинство верующих – православные. И русский и белорусский язык в школах учат все. Здесь и на историю смотрят так же, как в России.
Партизанское движение в Белоруссии – вклад в общую победу. В таких небольших землянках жили партизаны. Здесь и в полный рост не везде можно встать. Спали на простых лежанках. Вот предметы крестьянского быта. Еду готовили тоже прямо здесь. Довольно тесно, но зато здания эти снаружи почти не видны, а скрытность – одно из главных условий существования партизанских отрядов и одно из главных преимуществ. Воевали довольно эффективно. Освобождали целые районы, дожидаясь помощи из Москвы. Вот в таких сложных условиях ковался белорусский характер.
Здесь было свыше тысячи партизанских отрядов, от которых немцы понесли больше потерь, чем за время войны с Францией и Польшей. Фронтовой опыт помог и позже, когда восстанавливали страну.
«В 1944 году, когда освободили Белоруссию, часть партизан была призвана полевыми военкоматами на фронт, а часть осталась на месте руководителями. Возглавляли колхозы партизаны», – вспоминает Виктор Феоктистов председатель, Дзержинского районного Совета ветеранов.
В 1965 году Белоруссию возглавил Петр Миронович Машеров, Герой Советского Союза. Восстановление Республики – тоже дело рук партизан. Вот история еще одного командира – Владимира Яковенко, уроженца Украины. Молодой летчик был сбит в первые дни войны над Белоруссией. Его ранило, прятали крестьяне. Ушел в партизанский отряд, который со временем возглавил. Подробности уже после войны рассказывал сыну.
«Бригада была очень большая и близко к дивизии. У них были свои аэродромы, контролировали большие территории Белоруссии. И, естественно, что в партизанах были практически все союзные республики. И вот я у отца спрашивал: а все-таки какой был язык общения? Особенно меня эта тема интересовала после распада Советского Союза. Он говорит: общались, конечно, на русском. Но белорусы говорили на своем языке, а те, кто из других республик, иногда вставляли свои слова. При этом никто не обижался, но самое главное, что белорусский и русский язык шли как бы рядом. И потом он, когда рассуждал о белорусской культуре, говорил, что Белоруссия и Россия по своей культурной особенности, по своей мощи стояли ближе всех друг к другу», – отметил : Александр Яковенко, ректор Дипломатической академии МИД России.
Александр Яковенко – сын героя-партизана – сам уроженец Гомеля. Сейчас возглавляет Дипломатическую академию российского МИД.
«Отца пытались взять два раза живым. И вот та атмосфера, которая была в партизанской бригаде, она была совершенно особенной. Я думаю, что белорусов отличали сверхпатриотизм и сверхгеройство. Что-то есть в этой земле, какая-то энергетика, которую мы до конца не понимаем. И вот белорусы именно поэтому и сохранили свою самобытность, что, защищая Родину, с одной стороны, защищали себя, с другой, – всю страну», – считает Яковенко.
Именно день освобождения Минска от немецкой оккупации отмечается в республике как День независимости. Белоруссия стала свободной 3 июля 1944 года. У Вечного огня на площади Победы минские школьники несут вахту памяти в любую погоду.