Что объединяет брахманы баптисты кшатрии вайшьи шудры
Характер: психофизическая природа. Брахман, кшатрий, вайшья, шудр
Характер – психофизическая природа
Психофизическая природа – определенная форма разума, полученная при рождении. Изменить её нельзя, так как она не заключается только в качествах, проявляющих характер. Она заключается также в стремлениях, желаниях и способностях. В образе мышления и действий, в манере поведений. Уникальность каждого человека не ставится под сомнения, однако среди людей всегда можно найти особенно похожих по духу людей. Схожие по духу и разуму люди более склонны уважать, понимать и сотрудничать друг с другом. Не только по причине схожести, но и по причине общности как цели, так и методов. Лебедь, рак и щука имели разные природы, потому их совокупное взаимодействие приводило к нулевому результату, однако в сказке про репку совокупный результат оказался более значимым, потому что все были настроены на общий лад.
Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.
Объединение людей по схожим психофизическим природам происходит естественно. С людьми, имеющим другие виды характера, они общаются с трудом, непониманием или не находя общих интересов. Имея разные направления в своей деятельности, разные стремления и взгляды на жизнь, такие люди редко образуют прочную связь. Для сравнения объединений людей можно привести в пример четыре общества: актеров, предпринимателей, спортсменов и монахов. У каждой общины будут свои интересы, которые будут находиться в разных плоскостях и они не будут пересекаться. Актеры занимаются игрой на сцене и их интересует всё что касается актерского мастерства, предпринимателей интересует прибыль, спортсменов – достижения и победа, а монахов – Истина и поклонение Богу.
Таким образом, следует выделить четыре группы характеров людей, из которых состоит человеческое общество:
Брахманы: учёные, священники, учителя
Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
Брамхан переводится с санскрита как «духовное начало». Брахманическая природа разума — означает преобладание интеллектуальных и духовных наклонностей. Такие люди предпочитают заниматься деятельностью связанную со знанием, изучением, исследованием. Естественная тяга к знанию позволяет добиваться больших успехов в сфере науки, а также во всех областях где необходим энциклопедический объем информации.
Характер и природа разума таких людей не только интеллектуальная, но и нравственная. Сострадание, честность, милосердие — эти качества больше всего выделяются в людях, чьей природой будет природа брахмана. Совестливость не позволит обманывать, а потому врать такие люди не умеют. Это против их природы, присущей им от рождения. Причинять другим вред или пытаться идти по головам, также не входит в образ действия таких людей. Они лучше останутся в тени, чем причинят кому-то вред.
Они не склонны стремится к обретению богатства, власти или красоты, однако более склонны к желанию уважения к их интеллектуальным способностям. Часто это перерастает в желание стать объектом поклонения.
Занятием таких людей является область деятельности в которой особенно большая концентрация знаний. Такие люди лучше других получают знания и передают их. Не только потому что это их врожденная способность, но и потому что им, от природы, нравится этим заниматься. Бывает и так, что это перерастает в сильное желание догнать кого-нибудь и научить жизни или причинить добро. Из них получают лучшие ученные и учителя. Монахами и священниками такие люди становятся из искреннего желания служить Истине, а не из выгоды.
Характер брахманов
Характер таких людей мягкий, доброжелательный и чувствительный. Тонкая психика не позволяет заниматься деятельностью связанной с давлением и конкуренцией. Материальные богатства их не интересуют, по этому у них нет стимула заниматься обогащением. Однако в области знаний это несомненные лидеры. Их честность не позволяет им искажать истину, а принципиальность не позволяет отступить от неё. Если вступить в спор с таким человеком, высока вероятность того, что его убеждения заменят ваши. Такие примеры часто встречаются. Характер таких людей направлен на поиск истины и стремление жить в соответствии с ней.
Для этой группы людей важно не столько обладание таким психотипом, сколько соответствие ему. Если такой человек не ведет нравственную, чистую жизнь, не посвящает себя высшим идеям — он очень быстро деградирует и теряет свои способности, что превращает его в неприкасаемого: работать по призванию не может, а остальные работы ему даются с великим трудом и стрессом.
Характер как труда, так и подхода жизни у такого человека — морально-интеллектуальный.
Основная идея: совершенство и стремление к Истине.
Роли брахмана:
Кшатрии: воины, правители,
Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.
Кшатрий состоит из двух санскритских слов или корней: «кшат» и «трайате», что означает «вред» и «защищать» соответственно. Это значит что такой человек может как защищать общество, так и приносить ему вред. Ровно также это означает что такой человек защищает общество от вреда. По ходу повествования эти два примера станут очевидны.
Природа разума кшатрия – это природа воина. Чтобы представить себе такого человека, легче всего представить прирожденного военного: дисциплина, отвага, строгость, лидерство, героизм, сила и способность сражаться. Таким людям лучше остальных удается сражаться, соревноваться, руководить, управлять и нести ответственность. Разум таких людей тверд и стоек, что позволяет им не только ни впадать в шок при виде боевых действий, но и вести других в бой.
Такие люди интеллектуальные с практической точки зрения, им чужда теория, ведь они признают только практику. Это является как сильным, так и слабым местом воинов. Отвергая теорию, они теряют множество возможностей для роста, но в условиях непредсказуемости и неопределенности их находчивый разум работает совершенно. Невозможно теоретически рассуждать о противнике, который находится в нескольких метрах и готов уничтожить тебя. Это ещё одна причина, почему такие люди лучше проявляют себя в боевых областях — это может быть как и военное время, так и спортивные соревнования.
Воины психически и физически выносливы и сильны. Они могут терпеть лишения и преодолевать преграды лучше остальных, поэтому область их действия находится в самых стрессовых областях: спасатели, пожарные, военные, правители, руководители, спортсмены, летчики. Это те области, где у них нет естественной конкуренции, ведь только они могут нести большую ответственность и выполнять самые трудные задания. Наиболее яркий пример воина — это боец спецподразделения. Разум таких людей идеально подходит под такие виды деятельности.
Они стремятся к превосходству, могуществу, признанию и власти. И всегда они соперничают с такими же как они, потому что остальные быстро выходят из этой игры. Богатство для них — это способ получения и поддержание власти, а не цель. Часто, такие люди становятся аскетами, в желании обрести большое могущество.
Характер кшатриев
Они благородны, великодушны и щедры, следуют принципам в бою и в мирной жизни. Ударить лежачего, безоружного, слабого или больного для воина хуже поражения. Принципиальность для них имеет первостепенную роль. Однако, для воина важно следовать правильным принципам, иначе он может превратиться в фанатика или убийцу.
Это также наиболее частые герои эпопей: начиная от полубогов и демонов, — например Индра и Хираньякашипу, заканчивая историческими личностями, — например А. В. Суворов и Князь Святослав.
От рождения им присуще чувство долга. Это чувство позволяет им действовать без сомнений и часто жертвовать жизнью, ради спасения других. Служение Родине, обществу, армии или преданность своему лидеру — для них это второй смысл жизни, ради которого они без сомнения отдадут всё. Однако, в желании привести свой народ к процветанию и славе, было разожжено множество кровопролитных воин, которые обескровили множество поколений.
Характер у таких людей твердый, спокойный, решительный. Они честны и прямолинейны, хотя иногда они преувеличивают свои достоинства, в желании обрести признание. Они легко загораются идеями, но не создают их, а следуют им. Такие люди очень склонны защищать более слабых и брать под покровительство и защиту других людей. Воины не нарушают своих обещаний, которые они любят давать, и придерживаются его любой ценой. Слово «честь» — принадлежит именно этим людям.
Слабым местом таких людей является чувство превосходства, самолюбие, жестокость, агрессивность. Их характер очень вспыльчив и упрям. Отступать они не умеют, поэтому им тяжело в сфере торговли, ведь их ум, который представляет собой железный стержень, не настолько гибкий для постоянных изменений рынка. Кшатрии азартны и склонны соревноваться с другими. Им тяжело признают чужое превосходство, но если признали, что уважение к такому человеку будет очень сильным. Только победив воина, не унизив его, можно заслужить его уважение. Однако униженный воин, посвятит остаток жизни мести и такой враг является очень опасным.
Исторический пример, проявления общности воинов, — это история о 47 самураях, кодекс чести которых обязывал их отомстить за убийство их господина. И кодекс чести их также обязывал совершить самоубийство, так как это нарушение закона. В случае следованию кодексу, они в любом случае погибали, в случае его игнорирования — жили дальше. И они решили следовать кодексу и стали легендой о преданности идеалам.
Характер труда и поведения: психический и физический.
Основная идея: Долг, защита общества и следование принципам, взятие на себя ответственности за процветание общества.
Роли кшатрия:
Вайшьи: торговцы, предприниматели.
Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев.
Слово вайшья переводится с санскрита как «народ» или «преданность». Вайшья означает торговец, предприниматель или купец. В современном мире — это бизнесмены и самостоятельные торговцы, работающие на себя. Они могут продавать что угодно от овощей на рынке и акций на бирже, до знаний на многочисленных и дорогих тренингах.
Природа таких людей заключается в создании и распространении материальных благ. Их интеллект очень быстрый и гибкий, он позволяет им извлекать выгоду из большинства ситуаций. Они стремятся к обогащению, для разных целей: кому-то хочется заниматься благотворительностью, кому-то помочь родителям или детям, кому-то для собственных потребностей. Неизменным останется только желание зарабатывать деньги.
Само по себе, желание зарабатывать деньги не плохое. Ведь из желания заработать деньги люди производят мебель, одежду, еду, проводят телекоммуникации, строят дороги и создают рабочие места. Разнообразие возможностей в нашем обществе создают именно вайшьи. Это может обернуться для общества пользой – например создание сети книжных магазинов, так и вредом – создание сетей алкогольной продукции. Так что говорить однозначно о позитивной или негативной стороне деятельности любой группы людей нельзя. У любой медали существует две стороны.
Характер вайшьи
Характер у торговца обычно мягкий, сострадательный, семейный, заботливый. Они больше других склонны помогать другим материально. И именно из этой группы людей происходят самые знаменитые и щедрые меценаты. Такие люди больше других любят свою семью, стремятся создать её и продолжить род. Для них это продолжение их самих и они желают отдать своим детям всё, что они заработали. Однако, часто они забывают о настоящем семьи, ради его будущего.
Торговцы внутри преданны своим идеалам, — например религиозный человек будет немного молиться и благодарить Бога за удачу, но глубоко посвятить себя духовному пути не решится. И это нормально, ведь идти против своей природы очень опасно.
Хорошие торговцы в своей деятельности честны, предприимчивы, активны. Они не подкручивают весы, или не предлагают некачественный товар, так как для них репутация важнее и дороже небольшой выгоды. Они могут и любят торговаться. Их способности и ум всегда будут вести их к заработку денег. Так, если торговец попадет на пост ученного, то он будет использовать оборудование лаборатории для сертификации частных фирм за немаленькие деньги, а не для исследований.
Они могут заниматься любой сферой деятельности где присутствуют деньги. Для них важнее сколько они смогут заработать занимаясь тем или иным видом деятельности. Они разбираются в области своего заработка, так как от этого напрямую зависит степень их дохода. Если такой человек работает в сфере услуг, то он скорее будет перепродавать услуги других людей своим клиентам, нежели сам заниматься данной работой.
Очень активный ум создают в уме таких людей не только способности и возможности для заработка, но и желания вместе с беспокойствами. Вайшьи больше других склонны наслаждаться роскошью, богатством и красотой, то есть всем тем, что можно купить. Но их будут постоянно беспокоить денежные вопросы. Не только со стороны заработка и накопления, но и со стороны защиты. Ум также создает страхи и привязанность в голове торговцев, что часто мешает их хладнокровно принимать стратегические и важные решения.
Главным источником счастья и страдания для вайшьи традиционно считаются деньги и семья. Так как к ним он наиболее привязан и боится потерять. Он очень привязан к своим детям и относится к ним с большой любовью. Но беспокойства, желание опекать ребенка и защищать его всегда будут создавать трудности в отношениях с детьми. Деньги и имущество же торговцу приходится защищать не только от грабителей и государства, но и порой от членов своей семьи.
О царь, в материальной мире члены семьи, хоть и зовутся женой и детьми, ведут себя в точности как тигры и шакалы. Как бы бдительно пастух ни стерег свое стадо, тигры и шакалы все равно крадут у него овец, и, как бы человек ни берег свои деньги, домочадцы всё равно отнимают их
Слабостью в характере торговцев является жадность, страх и вожделение. Всё это не только способствует деградации личности, но и мешает исполнять свой долг перед обществом. Проявляется это в сильном завышении цен, некачественном товаре, установлении монополии в сговоре с другими участниками рынка или установлении низкой заработной платы.
Жадность мешает действовать и жить свободно, постоянно увеличивая желание заработать деньги и накопить богатства. Жадность нельзя удовлетворить. Страх проявляется в беспокойстве при мыслях о бедности, потере денег или близких, к которым такой человек привязан очень сильно. А вожделение появляется из-за сильного и активного ума и побуждает человека наслаждаться различными вещами от еды и алкоголя до женщин.
В обществе, вайшьи — это создатели материальных благ. Они по-своему преданны и уважают кшатриев, в лице государства, которое хоть и пытается получить долю прибыли, но защищает торговцев от бандитов и мошенников. Также они по-своему уважают и брахманов, почитая их знания, мудрость и характер. Хотя они несколько не понимают их альтруизма, именно отсутствие стремление к богатству позволяет торговцам доверять брахманам. Зная что те не хотят их денег, они чувствуют себя спокойно и более склонны жертвовать.
Основная идея: заниматься честной торговлей, выгодной для всего общества; избегать предпринимательской деятельности, которая вредит обществу, например алкоголь или бойни; заниматься благотворительностью.
Роли вайшьи:
Шудр: рабочий, слуга, мастер
Предназначение шудр — заниматься физическим трудом и служить другим.
Перед тем, как начать разбор следующего психофизического типа, хочется сказать важную вещь. Шудры делятся на «чистых» и «низших». Чистые шудры – это мастера, ремесленники, крестьяне, электрики, токари и прочие крайне полезные для общества профессии. Низшие шудры — это профессии вредные для общества связанные с производством мясной, алкогольной, табачной продукции. Также к этой группе людей причисляются те, кто начал жить обманом. Это может быть как руководитель, которые начал брать взятки, так и торговец, который занимается вредной для общества деятельностью, желая быстро обогатиться, так и брахман, который проповедует знание, приводящие к деградации человеческого общества, зато позволяет обогащаться ему самому. Такие знания обычно проповедуют люди, которые сами эти знания придумали, для удовлетворения своих желаний.
То есть, с точки зрения общественного блага, таких людей не должно быть, потому что они ведут к разрушению своей группы. Один священник, который обличен в каком-то неприглядном деле, накладывает грязное пятно на всех остальных. Один сотрудник правоохранительных органов, превысивший свои полномочия, заставляет ненавидеть всю систему. Один торговец, продавший некачественный товар, формирует негативное мнение о всех торговцах.
Шудр переводится с санскрита как «подверженный сомнениям«. Природа разума этих людей направлена на занятие творчеством, физическим трудом или выполнением исполнительной деятельности. Их интеллект развит в сторону воображения, что позволяет им заниматься всеми видами творчества от вязания до танцев. В процессе обучения и освоения навыков, у них лучше получается заучивать и автоматизировать всё. Они более способны на монотонную физическую и умственную работу. Они наиболее многочисленны среди всего населения.
«Чистые» шудры — это, традиционно, мастера в своем деле. Они не занимаются исследовательской деятельностью, не руководят общим процессом производства, не занимаются торговлей. Они производят товары и услуги. Это может быть работа повара, массажиста или актера. Обычно им тяжело работать самим на себя, так как это подразумевает занятие торговлей, рекламой и организацией, чем обычно занимаются другие люди. Если они что-то и производят на продажу, то это обычно покупают знакомые и знакомые знакомых. Иногда, таким методом они становятся знаменитыми, но чаще всего это остается на одном уровне.
Характер шудра
Разум шудра направлен на материальные ценности: уровень жизни, отдых и развлечения стоят выше всего. Это самые простые люди, они не претендуют на что-то высокое, а честно занимаются трудом и достигают результатов за счёт упорного труда. Им комфортно находится под чьим-то руководством и чувствовать стабильность. Неопределенность очень плохо влияет на их работоспособность. Они знают как хорошо делать своё дело и если поставить на правильное место такого человека — он принесет много пользы.
Шудры от природы трудолюбивые, упорные в работе, выносливые, им не тяжело работать долго, они способны вынести тяжелые нагрузки, которые другие не способны выдержать даже физически. Они исполнительны и надежны, они не чураются работы. Это рабочие люди, простой народ. Их потребности небольшие, они не приносят беспокойства обществу, хотя более склоны к алкоголю.
Шудры — хорошие слуги
Как уже было сказано, они занимаются предоставлением услуг. Шудры — это хорошие слуги, они внимательны к своим обязанностям, но если наложить на них слишком много обязанностей, они не смогут всё контролировать. Они услужливы и бережно относятся к своим рабочим обязанностям — это делает из них хороших производителей услуг. Они профессионалы в ручной работе и лучше других понимают и чувствуют её тонкости.
Интересы шудров лежат в области грубых чувственных удовольствий. И им необходимо совсем немного: семья, праздники несколько раз в год, стабильная и спокойная жизнь, возможность отдохнуть, хорошо поесть и по развлекаться. Хороший рабочий, мастер, будет иметь средства на такую жизнь и будет жить вполне счастливо. Не испытывая нужду, человек открывает для себя возможность расширить свой кругозор.
Чистый шудр — это эталон честного и трудолюбивого человека, который занимается делом и живет довольно. Такой человек не ленив, разум его спокоен и дружелюбен, его не сложно заинтересовать знаниями, но углубляться он в них будет редко. Работать, в принципе, такой человек может где угодно, где есть чёткая инструкция и алгоритм действия. Сейчас много врачей, которые по определенной технике решают общие проблемы, не углубляясь в детали.
Самыми серьезными препятствиями для шудр будут: апатия, лень, страх бедности, слишком сильная привязанность к наслаждению и непризнание важности самоосознания. Также, возможно желание быстрых и легких денег, что часто приводит их к мошенникам. Такими людьми очень легко завладевает страх, что очень полезно на хорошей работе, но не очень хорошо в жизни. Им сложно защищать себя и отстаивать свои интересы, поэтому они объединяются в общины, в современном мире это профсоюзы.
В обществе, это подавляющие большинство людей, которые живут в обществе. Характер таких людей обычно пассивен, и для того чтобы побудить их к действию необходим лидер с подходящей идеей. Тогда случается бунт, примеров которых в истории множества. Однако придя к власти, шудры вскоре теряют её и она переходит к другим группам людей.
Общая идея: честно трудиться, принося пользу окружающим своим трудом
Что такое варна? Как определить и понять свою варну?
Варна — это определенный психотипа человека, в соответствии с которым ему будет больше подходить та или иная деятельность, качества, образ жизни, форма отношений и то или иное стремление. Варна очень важна для понимания, если человек хочет занять своё место жизни и чувствовать себя комфортно занимаясь своим делом. Идти по тому пути, который предназначен для него.
Всего существует 4 типа варны:
Эта система имеют иерархию: брахманы-кшатрии-вайшьи-шудры.
Варна или психотип человека — это врожденная природа, проявляющаяся в совокупности качеств, стремлений, желаний и моделей поведения человека. Такая природа предопределена ещё до рождения и будет присуща до конца жизни. Понимание варны даёт возможность найти своё предназначение, избавиться от навязанных желаний и страхов, а также понять, какие роли и какая деятельность больше всего подходит вам. Варна практически никогда не меняется в ходе жизни и это делает знание и понимание собственной варны особенно значимым, ведь это фундаментальное знание, которое не измениться ни завтра, ни через год, ни через десятилетия.
Качества, стремления и желания, присущие конкретной варне проявляются с детства и до самых последних моментов жизни. Поэтому, для понимания своей варны, важно будет проанализировать всю свою жизнь:
Также важно задать себе несколько важных вопросов связанных с настоящим временем:
Вопрос определения варны – это процесс поиска себя в разных ситуациях, в своём внешнем поведении и внутренних реакциях, в том как события влияют на вас и какие выводы вы делаете из различных ситуаций. Понимание себя – это не единоразовое получение информации, а процесс глубинного понимания. Это означает, что не стоит спешить с выводами и приписывать свою природу к той или иной варне, чётко осознавая что ценности и “нужная” модель поведения может быть навязанной, что просто дезинформирует вас, если вы решите в один момент очертить границы своей личности в одно значение.
Смешанные варны
Варна человека может быть смешанной. То есть в человеке могут присутствовать признаки двух варн. Одна варна будет доминирующей, вторая будет оказывать меньшее влияние. Человек будет склонен действовать в соответствии с доминирующей варной. Примером смешанной варны будет кшатрий-шудр, который с одной стороны будет проявлять признаки воина, а с другой признаки слуги. Если доминирует кшатрий, то ответственность, целеустремленность и преданность идеалам будут смешиваться с апатией, ленью, склонностью к алкоголю и агрессивностью в поведении.
Если доминирует шудр, то скромность, высокая трудоспособность, неспособность взять за себя и других ответственность будет сочетаться с высокой физической активностью, способностью постоять за себя и периодической храбростью, проявляющейся в поступках.
Таким образом при смешанных варнах будут проявляться качества сразу двух варн. Это ни хорошо и ни плохо. С одной стороны это делает личность более многогранной, с другой – это создает разнонаправленные стремления, которые создают множественные внутренние конфликты. Например, стремление у брахмана-кшатрия могут быть несовместимыми стремление к превосходству и реализация внутренних принципов гармонии. Это будет вызывать разнонаправленность стремления, заставляя человека попросту разрываться между двумя искренними желаниями.
Также чистая варна, в силу более яркого и беспримесного проявления качеств и стремлений, будет более успешна в узкой деятельности, к которой она свойственна. Так, чистый вайшья будет превосходить вайшью-шудра в торговле, а брахман будет превосходить по количеству знаний и пониманию брахмана-вайшью.
Почему возникает смешанная варна?
Смешанная варна возникает в силу влияния воспитания, общения и отношения к человеку на протяжении всей жизни. Итак, в результате каких факторов может возникнуть смешанная варна?
Смешанная варна естественным образом возникает, если ребёнок продолжительное время общается в обществе, в которой доминирует умонастроение, свойственное определенной варне. Так, если ребёнок много времени проводит среди детей, которым присуща природа вайшьи – у ребёнка с определенной вероятностью может возникнуть примесь вайшьи. Если же ребёнок постоянно общается с кшатриями – кшатрия. Подделать специально это нельзя, не стоит насильно загонять ребёнка в желательное общество, принимайте его таким, какой он есть. Настоятельно не рекомендуется проецировать собственные амбиции на своих детей, это основной источник разочарований, ссор, скандалов и отдаления ребёнка от родителей.
Общей рекомендацией, в случае смешения варн, будет стремление реализовывать варну, стоящую по иерархии выше. С точки зрения ведической философии, эволюция сознания лежит в плоскости того, насколько близко человек находится к возможности обрести непосредственное счастье изнутри самого себя, приобретая добродетели и исполняя свой долг наиболее совершенным образом. Брахман наиболее приближен к этим параметрам, далее идёт кшатрий, за ним вайшья и потом шудр.
Как определить варну?
Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, соответствующей трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.
Бхагавад-Гита. 18.41
Основной метод определения варны – это анализ проявляемых в деятельности и общении качествах. Именно из качеств, а не из происхождения следует определять принадлежность человека к тому или иному психотипу. Так, в Шримад-Бхагаватам (7.11.35), говорится, что определять варну человека стоит по качествам, которые он проявляет, вне зависимости от его происхождения. Священные тексты также утверждают, что определять варну основываясь исключительно на происхождении человека – признак невежества.
Таким образом, варна определяется качествами, которые человек проявляется в своей жизни, общении, деятельности, поступках. В зависимости от совокупности наиболее проявленных качеств определяется варна. Смешанная варна определяется таким же образом, качества доминирующей варны будут проявлены ярче, а качества варны-примеси – меньше и тусклее, но они будут давать о себе знать.
Методом определения варны также служит подбор деятельности и роли, которая наиболее подходит внутренне. Именно роли, которые человек занимается естественно, с готовностью и неосознанно, также влияют на определение варны. Например, желая помочь брахман будет проявлять роль учителя, кшатрий – защитника, вайшья – благотворителя, а шудр – помощника.
Качества различных варн
Чтобы определить варну, нужно сопоставить фундаментальные качества, которые проявляют варны с теми качествами, которые проявляет человек. Также необходимо обратить внимание на занятие, к котором склонен индивидуум, стремясь как к самой деятельности, так и к её плодам.
Итак, какие качества и занятия присущи разным варнам?
Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.
Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим.
Таким образом, стремление заниматься деятельностью, которая соответствует качествам определенного психотипа — будет также подтверждением определения варны человека. Вопрос тут не в прибыли, могуществе или удобстве, а именно во внутреннем комфорте и искреннем стремлении совершать такую деятельность, ради самой деятельности. Настоящий воин сражается ради сражения, а настоящий исследователь проводит исследования ради знаний. Кому-то приятнее служить другим, помогая и обеспечивая комфорт, кому-то зарабатывать деньги различными путями, кому-то руководить, управлять и преодолевать, а кому-то постигать знания и передавать их другим.
Качества различных варн описываются не только в Бхагавад-Гите, но и в Шримад-Бхагаватам:
Признаки брахмана — это владение своим умом, владение чувствами, аскетичность, чистота, удовлетворенность, незлопамятность, бесхитростность, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Личности Бога.
Воинская доблесть, непобедимость, выдержка, сила, щедрость, воздержанность, умение прощать, преданность брахманам, неистощимая жизнерадостность и правдивость — таковы признаки кшатрия.
Преданность полубогам, духовному учителю и Верховному Господу, Вишну, стремление совершенствоваться в выполнении религиозных обязанностей, обеспечении материального благополучия и удовлетворении чувств [дхарме, артхе и каме], вера в слова духовного учителя и священных писаний, а также умение и неизменное желание зарабатывать деньги — таковы признаки вайшьи.
Почитание представителей высших сословий [брахманов, кшатриев и вайшьев], безукоризненная чистоплотность, отсутствие лицемерия, преданность своему господину, совершение жертвоприношений без произнесения мантр, отсутствие склонности к воровству, правдивость и стремление всячески защищать коров и брахманов — таковы признаки шудры.
Суммируя указания Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-Гиты, можно выделить основные качества и занятия, которые проявляются разными варнами:
Качества вайшьи и шудров были описаны в священных текстах не так значимо, но можно с определенной уверенностью определить и их качества и их занятия логическим и аналитическим методом.
Как же определить варну и какие есть трудности?
Определение варны – это процесс выявление и наблюдения качеств, которые проявляются в ваших поступках, речах, мыслях, действиях и так далее. Это процесс требующий внимания, искренности, терпения и времени больше чем скоропостижных выводов, и вот почему.
В силу определенного влияния общества, родителей, друзей и партнеров, человек достаточно часто оказывается в ситуации, когда он занимает несвойственное ему положение и получает через такое занятие средство к существованию. Это влияние уже сформировало определенное мировоззрение и видение себя, а это означает, что самоидентификация своего характера носит уже более-менее свершившийся характер. Для реального обретения себя и осознания своей истинной природы придется пройти путь очищения от такого влияния.
Во-первых – этот путь может быть достаточно болезненным, так как привычный человеку мир с его преимуществами и недостатками может попросту рухнуть. Что очень болезненно, особенно, при наличии сильных привязанностей.
Во-вторых – это просто тяжелая дорога, требующая глубокой проработки и обретения навыка и возможности слышать и слушать себя, наладить с собой контакт, доверять и любить себя. Это также требует усилий.
В-третьих – это придется делать не отказываясь от своих обязанностей. Если вы приняли ответственность за других на себя, то поиск себя не может быть причиной отказа от исполнения обязательств. Вам придется приобретать знания параллельно исполняя обязанности. Намного легче это делать, если вам не нужно трудиться ради пропитания других людей, однако, если у вас есть семья, которая зависит от вас – духовный путь не может быть оправданием для того, чтобы эту семью оставить. Кроме тех случаев, когда имеет место быть полный отказ от материальной жизни, а это подразумевает невозможность заведения семьи и вообще материальных наслаждений.
В случае с обязанностями относительно других людей, переход к деятельности, которая соответствует вашей природе должна происходить при поддержке вашей семьи, а не вопреки. Так как это сам по себе сложный процесс, лучше заранее урегулировать вопрос смены деятельности с членами семьи, если это необходимо.
Для правильной, гармоничной и счастливой жизни очень важно определить то, чем следует заниматься, а от чего стоит отказаться. Исполнение деятельности, которая соответствует природе, приводит к совершенству, а отказ от исполнения такой деятельности – к деградации.
Качества лучше всего проявляются в общении с другими и построении отношений, а также в самые кризисные моменты жизни. В такие моменты, человек вынужден задействовать в самом ярком проявлении все свои качества и сразу становится очевидна психофизическая природа конкретной личности.
Проявление варны в различных обстоятельствах
В момент трудностей:
Брахманам свойственна удовлетворенность, отрешенность от материальных благ, стремление к истине, милосердие, естественная склонность к совершенствованию своего бытия, любознательность, интеллектуальные и аналитические способности, а также высокие навыки в приобретении и передачи знаний.
Кшатрию свойственна решимость, отвага, стойкость, выносливость, гордость, щедрость, великодушие, честь, стремление к славе и могуществу, стремление к лидерству и дух соперничества, а также сильная самодисциплина, волевой характер и стремление защищать слабых.
Вайшье свойственна способность и стремление зарабатывать, мягкое сердце, большая активность в деятельности, привязанность к детям, стремление заводить различного рода связи, общительность, открытость, быстрота ума и способность адаптироваться, способность выдерживать стресс и трудности в продолжительном времени. А также стремление к красоте и чистоте, опрятности.
Шудрам свойственна трудолюбие, исполнительность, надежность, простота, внимательность к обязанностям, услужливость, терпение в труде, выносливость, отсутствие стремления занимать лидерские позиции или бороться за превосходство. А также высокий навык ручного труда, способность к творчеству и склонность помогать другим.
Брахманы стремятся получать, понимать и передавать знания, кшатрии — руководить, вайшьи — зарабатывать, а шудры — трудится. Это естественные проявления качеств в разных сферах деятельности.
Брахманы опираются на мудрость и интеллект, кшатрии — на характер, вайшьи — на интуицию и понимание, а шудры — на свои способности.
В детстве брахманы, чаще всего одиночки с узким кругом общения, кшатрии занимают позиции лидера, вайшьи заводят большое количество друзей среди всех, а шудры являются большинством и занимают различные положения.
Брахман будет поступать руководствуясь понятиями «правильно-неправильно».
Кшатрий будет действовать стремясь обрести превосходство, успех, могущество.
Вайшья будет стремиться к приобретению материальных благ и обустройству жизни себя и своих детей.
Шудр будет пытаться строить стабильную, комфортную жизнь с простыми радостями.
Варна – образ жизни
Варна понимается в сочетании практики с теорией, если вы знаете определенные границы различных видов деятельности, то вы способны определить ваш психотип, занимаясь определенной деятельностью. Но без активного опыта постижения себя как в деятельности, так и во внутренней жизни невозможно до конца понять себя.
Естественный признак понимания себя — это облегчение, легкость, ощущение света внутри, радость и стремление заниматься своей деятельностью бескорыстно. Стремление жить определенным образом в соответствии с вашей варной. То есть понимание себя дает вам понимание своего место, что порождает в сердце большое облечение и чувство большого приобретения.
Образ жизни также воплощает природное стремление определенного психотипа к определенному стремлению человека. Образ жизни будет, таким образом, вытекать из потребности человека реализовать свои стремления, свой потенциал, свой внутренний порыв. Каждая варна имеет своё стремление, которое предопределяет жизнь человека.
Брахманы стремятся к улучшению мира, обучению и поддержке людей, приобретению знаний. Исходя из этого, они будут выбирать определенный образ жизни, который наиболее удобен для воплощения своих идеалов.
Кшатрии, в свою очередь, стремятся к превосходству и доминированию, к тому, чтобы занимать первые места. Они стремятся к почёту, славе, влиянию, власти, к признанию их как лидеров. Эти стремления тоже диктуют определенный образ жизни, полу-военный, так сказать.
Вайшьи будут стремится в первую очередь зарабатывать деньги и накапливать материальные богатства. Это для них естественное желание, исходящее от их психотипа. Варна, в таком случае, будет источником предприимчивости и сильного стремления зарабатывать. А для чего – это уже второй вопрос.
Шудры стремятся к отдыху, развлечениям, простым радостям жизни. Их стремление к сильному богатству, превосходству или знанию имеет непостоянную природу, отчего они не преуспевают на этом пути. Им просто некомфортно и неинтересно брать слишком много из чужих областей жизни. Тогда как другая варна, напротив, видит цель жизни в тех стремлениях.
Понимание варны
Однако, часто люди ошибочно отождествляют себя с тем или иным психотипом, как под влиянием воспитания, так и под влиянием окружения и обстоятельств. Профессия и окружение человека не определяют его психотип, но психотип проявляется в подборе определенного окружения и определенной профессии.
Понимание своей варны приведет человека к способности исполнить своё предназначение, свою дхарму. Честно исполняя свой долг и предназначение, человек способен получить как внутреннее благо и умиротворенность, так и внешние плоды труда. Понимание своей варны – это длительный процесс исследования и результат успеха в нём – это облегчение, счастье и радость от возможности заниматься деятельностью, которой хочется заниматься. Понимание себя требует большого труда. Cчастье в обмен на труд – честная сделка.