Что объясняет миф о пань гу
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
МИФ О ПАНЬ-ГУ.
МИФ О ПАНЬ-ГУ.
Мифы Китая.
Миф о Пань-гу.
На Востоке, как и на Западе, существуют свои предания о сотворении мира. В Китае верят, что все сущее пошло от гигантского богочеловека Паньгу.
Паньгу пришел в мир много миллионов лет назад, когда еще не сформировались небо и земля, все пребывало в хаосе, не было ни верха, ни низа, ни лева и ни права, не было ни востока, ни запада, ни юга, ни севера.
Сам Паньгу, родоначальник всего человечества, зародился в громадном яйце. Он спал ни много ни мало восемнадцать тысяч лет. А когда проснулся, то не увидел вокруг себя ничего, кроме черного и липкого мрака. Ударил он в этот мрак, и яйцо со страшным грохотом раскололось. Всё легкое и чистое, что было в нем, тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а всё тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Опасаясь, как бы небо и земля вновь не соединились, Паньгу уперся ногами в землю и подпер головой небо.
Так прошло еще 18 тыс лет. Паньгу всё стоял между небом и землей, не позволяя им соединиться и снова превратиться в хаос. Его голова стала богом неба, и его ноги – духом земли. Каждый день небо поднималось всё выше, а земля становилась всё толще, и вместе с ними рос и Паньгу.
На острове Хайнань есть место поминовения Паньгу, где, по приданию, живет его душа. Есть храм Паньгу и в городе Гуйлинь, Гуанси-чжуанского автономного района, где веруюшие также совершают жертвоприношения.
Китайский миф о боге Паньгу – создателя Мира
Древние китайские мифы обрисовывают создание Вселенной, происхождение человека и появление культуры. Они считаются частью наследства 5-тысячелетней китайской культуры. К примеру, эти древние легенды сообщают о том, как была сотворена Земля. В былые эпохи прародители ведали собственным детям, что все в этом Мире (сама Вселенная) была сотворена богом Паньгу.
В Начале Вселенная представляло собой огромное яйцо. Из сего яйца появился Паньгу. Он находился в яйце 18 тысяч лет, а, очнувшись, начал искать способ, как выбраться наружу. Паньгу прорубил скорлупу топором. Свет и тёпло янская Ци поднялись и сформировали большущее голубое небо, а тяжёлая и тёмная иньская Ци спустилась к низу и стала твердью (Землёй).
Паньгу встал на землю и уперся своей головой в небо, чтобы не дать им опять смешаться и стать хаосом. Пока же Паньгу стоял меж Небом и Землёй, день за днём Небо подымалось всё выше и выше, а твердь становилась всё плотнее и плотнее. Паньгу рос каждый день на 3 метра высь. Протекло еще восемнадцать тыс. лет, пока Небо уже более не могло взлетать выше, а Земля — опускаться ниже. Паньгу стал невероятным гигантом, держащим Небо и Землю.
И всё же Паньгу был единственным человеком меж Небом и Землёй. Положение в атмосфере следовало за состоянием его эмоций и впечатлений. Когда он был доволен, Небо было светлым, когда был зол — погода хмурилась. Его слёзы навевали ливни, а вздохи — сильные ветры. Когда он моргал — Небо озаряли молнии, храпел — гремел гром, день наступал, когда великан Паньгу открывал глаза, а когда закрывал — опускалась ночь.
Прошло очень много лет, Небо стало высоким, а Земля — непроницаемой. Паньгу простоял еще 18 тысяч лет и растворился в Сущном. Голос его стал громом, вздох — ветром и облаками, левый глаз — Солнцем, правый — Луной, туловище — четырьмя сторонами света, кровь — реками, плоть — почвой. А вот люди по легенде появились из паразитов, которые ползали по телу Паньгу.
Откуда же произошли китайцы? Древние легенды говорят, что их сделала Нюйва, и собственно, что все китайцы — её потомки.
Миф о Паньгу
В то время, когда земля и небо еще не отделились друг от друга, Вселенная представляла собой сплошной хаос, и по форме напоминала огромное яйцо, в котором и зародился наш предок Паньгу. Выйдя из яйца, он был прекрасным псом. Лишь много тысячелетий спустя, уже после того, как на свете появились звери и люди, Паньгу принял образ человека, но голова его навсегда осталась собачьей…
Так по одному из древних китайских преданий был сотворен мир, а пес Паньгу был первым «человеком» на земле. Однако этот миф не является самым популярным в Китае.
Из тыквы под блюдом.
По какой-то причине количество китайских космогонических мифов очень скромно по сравнению с разнообразием сюжетов других народов, населяющих Китай – чжуан, монголов, мяо, яо. Более того, некоторые ученые связывают образ Паньгу с образом первопредка именно народов мяо и яо – Паньху или Пань-ваном.
И, самое интересное, большинство таких преданий возникли в Китае только в начале первого тысячелетия н.э., хотя именно мифы о создании мира являются у всех народов самыми древними по происхождению. У китайцев же они появились, очевидно, после того, как Конфуций создал свое учение, Лао-цзы написал свой трактат, появилась первая империя и была построена Великая Китайская стена. Примечательно, что ни Конфуций, ни Мэн-цзы, столь почитавшие древность, нигде не упоминают ни Паньгу, ни других «строителей мира». Например, Мэн-цзы неоднократно обращается в своих наставлениях к так называемым первоправителям Китая — Яо и его преемнику Шуню, а также усмирителю потопа Юю. Но и он ничего не говорит о сотворении мира ни Паньгу, ни какими-либо другими божествами.
В Древнем Китае, по-видимому, не существовало даже упоминаний о Паньгу. Они появились лишь в раннесредневековых текстах, например в «Записках о поисках духов» 4го века или династийной «Истории поздней Хань» 5го века. Но в них Паньгу совсем не демиург мира, а просто «пятицветная собака», которая взяла в жены земную женщину. Самая известная версия мифа о Паньгу, зафиксированная в трактате Юй Чжэна «Исторические записи о трех правителях и пяти императорах» 3го века так передает эту историю:
«В древние времена, когда правил Гаосинь-ван, у его жены неожиданно заболело ухо. Потом оттуда выскочил маленький золотистый червячок, и болезнь прошла. Женщина посадила этого червячка в тыкву-горлянку и прикрыла блюдом. Там он превратился в прекрасного пса. А так как он появился в тыкве-горлянке под блюдом, ему дали имя Паньгу (пань – “блюдо”, гу – «тыква»). Гаосинь-ван, увидев Паньгу, не отпускал его от себя ни на шаг. В то время князь Фан-ван неожиданно поднял мятеж. Гаосинь-ван испугался за судьбу государства и обратился ко всем сановникам со словами: «Если найдётся человек, который принесет мне голову Фан-вана, я отдам ему в жёны свою дочь». Тогда Паньгу отправился в стан врага, вцепился зубами в горло Фан-вана и отгрыз голову. Гаосинь-ван не хотел выдавать дочь замуж за пса, но тот попросил на семь дней посадить его под колокол, чтобы он смог превратиться в человека. Принцесса на шестой день захотела посмотреть на будущего мужа, и приподняла колокол. Тело Паньгу уже успело превратиться в человеческое, а голова оставалась собачьей, и уже не смогла превратиться в человеческую. Паньгу и принцесса поженились, а от их детей возник народ, который стал почитать Паньгу, как общего предка».
Люди-“паразиты”.
В дальнейшем миф о Паньгу ещё более развился. В книге Чжоу Ю «Сказание о сотворении мира», написанной в начале 17 века, говорится, что Паньгу разделил небо и землю с помощью зубила и топора. Именно с этими предметами пса изображали в позднее средневековье.
Существуют и другие предания о волшебной силе и превращениях Паньгу после его смерти: «вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос – громом, левый глаз – солнцем, правый – луною, туловище с руками и ногами – четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами». Рассказывают также, что кровь Паньгу стала реками, кожа и волосы на теле – травами, цветами и деревьями, зубы и кости – блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, превратился в капельки дождя и росу.
Согласно более позднему преданию, люди произошли из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал на смертном одре, а ветер развеял их повсюду. А в позднем религиозном даосизме Паньгу – один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы).
При всех расхождениях в описании Паньгу общим является то, что китайцы почитали его как первопредка, отделившего небо от земли. Поэтому предание рассказывает, что в Южном море есть могила Паньгу длиной триста ли. А ещё есть рассказ о государстве Паньгуго, в котором все жители носили фамилию Паньгу.
Миф о том, как духи сотворили людей, в самом деле очень интересен, но, к сожалению, записей о нём в древних книгах практически нет. Поэтому этот миф не получил широкого распространения, и не каждый китаец вам расскажет, что когда-то у нас был общий предок в образе собаки.
Использованы материалы книги Маслова А.А. «Китай: колокольца в пыли».
Паньгу
Бог Паньгу, держащий символы инь и янь
В мифе о рождении Паньгу повествуется, что на заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю. Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю.
В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на три метра. С такой же скоростью рос Паньгу. Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паныу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги. Плоть стала деревьями и почвой, волосы на голове и борода — звездами небесными, волосы на теле — травой и цветами. Из зубов и костей образовались металлы и камни, из пота — дождь и роса, из костного мозга — жемчуг и нефрит. И наконец, вши и иные паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. Согласно одной из поздних версий, смена дня и ночи происходит, когда Паньгу открывает и закрывает глаза. Другая версия мифа повествует о том, что Паньгу родился из пяти основных элементов и сотворил небо и землю резцом и молотом. Поэтому Паньгу чаще всего изображали с топором и зубилом в момент отделения им неба от земли.
AРТ-Цигун
Цигун и Арт-терапия в Одессе и ОНЛАЙН
Пань-гу – предок Неба и Земли. Китайские космогонические мифы.
Самой примечательной фигурой в китайской космогонии считается Пань-гу. Именно он вывел Вселенную из Хаоса и придал ей определенность. Как считают, он был порождением первоначальной двойственности природы, инь и ян (как обозначают их сегодня), созданным для того, чтобы придать форму всему сущему и «создать Небеса и Землю».
В некоторых мифах он показан как создатель Вселенной, предок Неба и Земли и всего того, что живет, двигается и производит себе подобных.
Слово «пань» означает «блюдо» и «гу» – «тыква», указывая, что Пань-гу вначале возник из Хаоса, и устройство им бытия оказалось напрямую связанным с его происхождением. Это имя связано с легендой о том, что его вырастили в тыкве, хотя сами иероглифы указывают лишь на его древнее происхождение.
На то же указывает и появление Пань-гу в образе собаки, и лишь позже он обрел человеческие черты, сохранив собачью голову. Его изображают как карлика, одетого в медвежью шкуру или с передником из листьев с двумя рогами на голове. Как демиург, в правой руке он держит молоток, в левой – стамеску – инструменты, символизирующие его созидательную миссию.
На ряде изображений его можно увидеть в обществе четырех мифологических существ: единорога, феникса, черепахи и дракона, на некоторых он показан с солнцем в одной руке и луной в другой, символизирующими его деятельность как творца мира.
Пань-гу трудился восемнадцать тысяч лет, за это время он создал солнце, луну и звезды, Небеса и Землю.
Наконец завершив свои земные труды, он умер, продолжая жить в своих творениях. Его голова стала горами, дыхание преобразилось в ветер, реки и облака, голос в гром; плоть стала землей, конечности – четырьмя частями; кожа и волосы превратились в травы и деревья, зубы, кости и мозг стали металлами, скалами и драгоценными камнями, пот – дождем, ползавшие по его телу насекомые обернулись людьми; таким образом, он отдал всего себя тому, чтобы созданный им мир был богатым и прекрасным.
Приведенный нами рассказ о Пань-гу и его творениях имеет даосское происхождение, это позднейшая адаптация даосского мифа. Его не следует путать с совершенно иной картиной мира – буддийской космогонией.
(фрагмент из книги “Мифы и легенды Китая”, Вернер Эдвард)