Что объединяет экономистов разных школ
Экономические школы и их учения
Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Сегодня существуют самые разные экономические школы, которые представляют собой системы теоретических изысканий и взглядов, обосновывающих концепцию и законы данной науки. О самых интересных из них стоит рассказать.
Меркантилизм
Первые экономические школы представляю особый интерес. Меркантилизм как раз таковым и является. Он формировался в период XV-XII вв., а сам термин был введён в научным оборот французским экономистом Антуаном Монкретьеном, который также известен как драматург.
Меркантилизм отображал политику государства, поскольку сторонники данного учения представляли интерес торгового капитала. Главной их целью было удержание в стране драгоценных металлов. Что достигалось различными методами. На импортируемые товары устанавливались высокие цены, экспорт серебра и золота из страны сурово карался. А удержания в государстве денег удавалось добиться запретами на их вывод за границу. Даже если импортёрам удалось выручить прибыль с продажи их продукта, они были обязаны потратить средства на приобретение местных товаров.
Исходя из этого, можно заявить, что во главе меркантилизма стояла теория денежного баланса. Однако это был ранний этап данной школы экономического развития, длившийся до начала XVI вв. Затем наступил поздний меркантилизм. И основные положения изменились. Жесткие ограничения, касающиеся вывоза денег и импорта товаров, перестали существовать, появилась идея торгового баланса, начались активные закупки дешёвого товара в одних странах и его последующая реализация в других за бóльшие деньги.
Сейчас считается, что меркантилизм в плане школы экономической мысли является очень примитивным. Потому что он соответствовал лишь одной эпохе – той, когда основной идеей было накопление капитала. Но всё же именно это направление дало толчок к развитию учения, касающегося финансов. Так что к нему относятся с уважением – как к предыстории экономической науки.
Физиократия
Нельзя не отметить вниманием и это французское учение XVIII века, рассказывая про экономические школы. Его основателем является Франсуа Кенэ.
Физиократы испытывали враждебное отношение к сословному строю общества, а также к сеньориальным правам и дворянским привилегиям. Народолюбие было одной из главных их идей. Также физиократы считали, что богатство создаётся в сельском хозяйстве, а не в торговле. Потому что ремесленники и работники других сфер промышленности не создают ничего нового, приносящего прибыль. Они лишь перерабатывают всё произведённое в сельском хозяйстве. Торговля занимается перераспределением богатства, в то время как сельское хозяйство является его стабильным источником. Поэтому одним из важнейших вопросов физиократии была проблема сбалансированности рынка.
Интересно, что физиократия имеет место быть и в наше время. На сегодняшний день её развитием занимается американский экономист и политический активист Линдон Ларуш. Вообще, учение физиократов сложно переоценить. Ведь это была первая социально-экономическая школа, которая открыла научный этап развития данной науки. Именно она затронула ряд принципиально новых вопросов и частично решила некоторые проблемы. Появились идеи о разделении труда, происхождении и использовании денег, о заработной плате и факторах, которые на неё влияют. Они до сих пор представляют собой интерес и не теряют актуальности.
Классическая политическая экономия
Это направление, возникшее в период XVIII-XIX вв., заслуживает особого внимания. Ведь оно является первым из всех современных экономических учений. Которое, кстати, берёт начало из физиократии.
Кстати, именно в рамках данного направления возник термин «невидимой руки», известный каждому образованному человеку. Впервые о системе саморегулирования заговорил шотландский экономист и философ-этик Адам Смит. И сегодня действие рыночного механизма, координирующего решения продавцов и покупателей, можно наблюдать на практике. Принцип прост: производителю важно извлечь выгоду, однако его путь к ней прокладывается через удовлетворение потребностей покупателя. Поэтому он, преследуя собственную цель, реализует интересы общества.
Почему же классическая экономическая школа считается таковой? Потому что большинство её методологический положений и теорий, которые лежат в основе данного направления, имеют подлинно научный характер. И это очень важно. Ведь именно благодаря людям, представлявшим данное течение, экономическая теория получила статус научной дисциплины.
Неоклассицизм
О нём также необходимо рассказать, перечисляя школы экономической мысли. Неоклассицизм – это особенное учение. Поскольку оно включает в себя целый ряд направлений и школ, объединённых общим принципом, который подразумевает признание влияния издержек производства и полезности благ на формирование цены. Неоклассицизм – это однозначно высшая экономическая школа. Поскольку его направление до сих пор является лидирующим в современной науке.
А основоположником идеи является Альфред Маршалл. Именно он во второй половине XIX века разработал теорию цены, заработной платы и несколько других интересных идей.
Маршалл, как и последователи неоклассицизма, опирался на концепцию спроса и предложения, исходя из которой и вытекает идея цены. Стоимость блага определяется соотношением спроса и предложения, а также окупаемости. Производитель никогда не будет реализовывать свой товар по той цене, которая не даст ему прибыли, способной покрыть затраты. Идея Альфреда Маршалла представляет решение вопроса ценообразования не только с позиции производителя (как классическая экономическая теория). Она затрагивает и потребительскую сторону.
Кстати, именно в период формирования неоклассицизма появилось понятие эластичности спроса. Сегодня, ориентируясь на него, удается измерить степень реакции потребителя на изменение цен, что влияет на прибыль и доход производителя.
Социализм
Все основные экономические школы, известные науке, имеют в основе определённую мысль, принцип. И в случае с социализмом главной идеей является утопия. Поскольку в роли центральной мысли данного направления выступает справедливость, равенство, свобода и свержение капитализма.
Социализм в экономике подразумевает сохранение товарного производства, обращения товаров и денег. Идея этого течения направлена на максимальное удовлетворение культурных и материальных потребностей общества, а ещё на всестороннее обеспечение развития его членов, которое достигается вследствие непрерывного совершенствования производства. Эта высшая экономическая школа отводит в своём учении важнейшую роль заработной плате. Поскольку именно она влияет на подъём благосостояния народа и формирование социалистического образа жизни.
Сегодня социализм проявляется повсеместно. Ярким примером можно считать процесс оказания мировой экономической системой поддержки народам слаборазвитых стран.
Кейнсианство
Основная идея данного направления экономических школ выражается в теории об оказании влияния агрегированного показателя спроса на производство в краткосрочных перспективах. Её основателем является Джон Мейнард Кейнс. Он считал, что наука о финансах должна быть интуитивной, и выступал против излишней математизации.
Также Кейнса всегда волновали конечные цели экономической деятельности. У него было своё видение тяги к богатству. Он считал любовь к деньгам оправданной, ведь она даёт возможность жить хорошо. Кейнс также верил, что главной целью экономической активности людей является их стремление к нравственному совершенствованию нашего мира. У Джона Мейнарда были довольно интересные мысли касательно данной темы, ведь он был не только экономистом, а ещё и философом.
Рассказывая о специфике кейнсианской школы экономической науки, нельзя не отметить, что представители данного направления выступают за активное участие государства в данной сфере. Последователи этого течения называют решения частного сектора причиной неэффективности в народном, национальном хозяйстве. И решением является лишь фискальная и монетарная политика со стороны правительства и Центрального Банка.
Долгое время кейнсианство было стандартной экономической моделью большинства развитых стран. Ей следовали во времена Великой депрессии, Второй мировой войны, и даже в течение 30 лет после неё. Однако в середине 70-х кейнсианств перестало занимать доминирующее положение по причине стагфляции и энергетических кризисов. Сейчас же интерес к этому направлению снова растёт. Всё потому, что современные экономические школы и рыночные модели не могут справиться с последствиями финансового кризиса, случившегося в 2007-2008 гг.
Институционализм
Данное течение тоже нельзя обойти вниманием, перечисляя основные экономические школы. Ведь оно представляет собой очень интересную современную теорию, которая рассматривает влияние социальных институтов (традиций, морали, права, государства) на принятие экономических решений. Её основателем является Торстейн Бунде Веблен – американский публицист, социолог и футуролог.
Современный институционализм не игнорирует категории, считающиеся привычными для неоклассицизма. Цена, спрос и прибыль просто рассматриваются с учётом актуального спектра интересов и рыночных отношений.
Ещё приверженцы идей институционализма рассматривают экономику как часть социальной системы, а не в чистом её виде. Также данное течение считает общественные интересы главными. В этом прослеживается сходство с социализмом. Ещё умеренное государственное вмешательство в экономику приветствуется, так как считается целесообразным и полезным. И кстати, приверженцы институционализма считают, что не только цены влияют на экономическую ситуацию в стране. Они принимают во внимание также безработицу, кризисы, политическую нестабильность и инфляцию.
И если говорить о том, какая экономическая школа является наиболее простой для понимания, то это явно будет институционализм. Никаких сложных формул и графиков – только статистика и опыт. В центре внимания находится не анализ предложения, спроса и цен, а экономические проблемы, связанные с социальными, правовыми, этическими и политическими аспектами.
Монетаризм
Все экономические школы имеют свою центральную идею. Монетаризм рассматривает изменение цен, зависящее от объёма денежной массы. И эта мысль, кстати, пришла в экономическую теорию ещё во времена античности. Однако становление монетаризма пришлось на середину ХХ века.
Данная теория утверждает, что деньги – это финансовая основа и важнейший стимулятор экономического развития. Средства определяют движение и последующее развитие производства. Сторонники монетаризма считают, что испытываемую людьми потребность в деньгах определяет их высокая ликвидность. Спрос на средства постоянно растёт, и это обусловлено склонностью к сбережению и накопительству.
Кстати, рыночная экономика, по мнению монетаристов, отличается устойчивостью и стремлением к стабильности. Цены, в свою очередь, играют роль основного регулятора. Государственное вмешательство категорически не приветствуется.
Ещё отмечается приоритетность денежных факторов. Приверженцы монетаризма считают, что регулирование должно опираться на долговременные задачи, а не на текущие.
Также Милтон Фридман, являющийся основателем данной теории, уверял: инфляцию необходимо подавлять любыми способами. Даже если придётся сокращать социальные программы. Из-за этого, собственно говоря, к монетаризму сложилось противоречивое отношение.
Марксизм
Выше были перечислены все известные экономические школы. Однако о марксизме необходимо рассказать отдельно, несмотря на то, что данная теория имеет отношение к классическому течению.
Её основателем был экономист-социолог Карл Маркс и его близкий друг – философ Фридрих Энгельс. Специалисты придали идее классиков политической экономии научный характер, а также доказали необходимость использовать классовый подход по отношению к исследованию закономерностей общественного развития.
Именно Маркс доказал, что обмен – это обязательное условие для превращения какого-либо продукта труда в полноценный товар. К тому же он определил понятие средней рыночной стоимости. И доказал важность изучения не только закона распределения изготовленного продукта, но и самого производственного процесса, а также последующего обмена и потребления.
О марксистской теории обычно отзываются в положительном ключе, однако она не была лишена недостатков. Один из них проявлялся в неоцененности роли частной трудовой собственности в процессе реализации человеческих ресурсов. А вот влияние крупного производства, напротив, переоценили. Впрочем, как бы то ни было, это и наблюдается сейчас в современном обществе. Мелкое производство вытесняется крупным или же поглощается им. Также сторонники марксизма игнорировали деятельность предпринимателей, поскольку они считали источником дохода только труд наёмных работников. Но главным недостатком была необоснованная абсолютизация роли государственной собственности в создании нового строя.
Консерватизм
Это течение тоже стоит затронуть, рассказывая про экономические школы. Экономика является «взрослой» наукой. А консерватизм является движением, поддерживающим идею о сохранении ранее устоявшихся традиций. Он отрицает революции, большие реформы, нововведения. И выступает за идеализацию прошлого и возрождение старых порядков.
В экономике консерватизм защищает понятия частной собственности, рыночного механизма и личностной свободы. Это направление получило «второе дыхание» примерно 30-40 лет тому назад. Тогда даже появился термин «консервативный сдвиг». Им обозначали возрождение либеральной философии, появление теории рациональных ожиданий и идеи общественного выбора.
Сегодня идеология консерватизма активно развивается, воздействуя на социализм и либерализм. Вообще, в XXI веке все ранее сформированные экономические школы переосмысливаются и получают новые проявления, выражаются в других идеях. Иначе говоря, их «примеряют» на современные ситуации. Особое значение приобрела идея права собственности, трансакционная теория организаций. Ещё активно продвигается мысль о том, что человек является основным экономическим ресурсом постиндустриального общества. И проблемы, являющиеся актуальными, решаются как традиционными методами, так и экспериментальными.
Можно ещё долго рассказывать о концепциях современных и ранее существовавших теорий. Экономика – это наука и система производства, которая на сегодняшний день стремительно развивается. Она тесно связана с социологией, психологией, политикой. Мировая экономика строится по определённым законам и стремится к глобализации. В этом процессе не обойтись без применения некогда разработанных теорий и положений, без обращения к опыту наших предшественников. Экономика динамична. Но принципы её во многом неизменны, что доказывает сохранившаяся актуальность учений вышеперечисленных экономических школ.
ЕГЭ. Обществознание. Тема 6. Экономические школы
Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
В 20 веке появились новые вопросы: каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители :
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
( 2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители: О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
( 18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители: А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов» ), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители: К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель: Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Основная категория экономки – полезность.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители: А.Маршалл ( «Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители: Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
( 50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Основные школы экономической теории
Введение.
Экономическая мысль развивалась и в Древней Греции. Об экономике писали Платон, Аристотель, Ксенофонт. Их труды стали исходными пунктами развития экономики как науки. Экономические взгляды, господствовавшие в Древнем Риме, следует обозначить как продолжение развития древнегреческой мысли об экономике.
Меркантилизм.
Как наука экономическая теория в каноническом понимании возникла на рубеже XVI-XVII веков. Первой крупной экономической школой стали меркантилисты. Направление меркантилизма стремилось найти источник происхождения богатства. По их мнению, сущность богатства сводится к деньгам. Чем больше у государства денег, считали меркантилисты, тем больше экономика государства.
Меркантилизм следует разделить на ранний и поздний. Представители раннего меркантилизма относились к законникам. Они считали, что денежное богатство следует увеличить через законодательные методы решения вопроса. В частности, англичанин Уильям Стаффорд (экономист второй половины XVI века) считает решением вопроса об экономическом развитии запрет на вывоз благородных металлов, ограничение импорта и поощрение хозяйственной деятельности. Представители позднего меркантилизма считали, что продажа лучше покупки.
Из меркантилизма происходит протекционистская политика, направленная на защиту собственного производителя от конкурентов из других государств. Для защиты необходимо повышать таможенные барьеры для представителей других государств.
Труды меркантилистов подверглись критике со стороны шотландского экономиста Адама Смита, одного из основателей классической экономической теории, за поддержку узкого круга лиц и групп, а именно британской Ост-Индской компании. Её сущность заключалась в поддержке торговли с Индией и другими странами Южной Азии, что позже завершится колонизацией. Взгляды меркантилизма, нетрудно догадаться, имели поддержку в купеческой среде. Помимо защиты интересов торговой буржуазии, деятельность меркантилизма была направлена на увеличение занятости и сокращение спекуляций наряду с увеличением государственного бюджета и поддержкой национальной безопасности.
Физиократия.
Новым направлением в экономике станут физиократы, ставшие одной из господствовавших экономических школа XVIII столетия. Данная школа выражала интересы крупных землевладельцев. Физиократы отвечали на вопросы о влиянии природы на экономику. Источником накопления богатства физиократы считали труд земледельца. Основными представителями физиократической школы стали французы Франсуа Кенэ и Анн Роберт Тюрго.
Статьи Кенэ были занесены в «Энциклопедию» французских просветителей концаXVIII века. Карл Маркс отметил заслугу физиократов в том, что они провели анализ капитала в рамках буржуазной системы. По мнению Маркса, эта заслуга делает именно физиократов (а не меркантилистов) основателями политической экономии. В «Капитале» он часто упоминает физиократическую школу, что говорит о высокой оценке Марксом её представителей.
Широта кругозора физиократов была направлена на защиту интересов и высших слоёв, и третьего сословия (то есть, крестьянства). Но противоречивость физиократов в сословном вопросе никак не умаляет их заслуг в теории и на практике. Идеи физиократов были переняты Адамом Смитом, одним из ключевых исследователей классической школы. После выхода «Богатства народов» этого автора школа физиократов пришла в упадок, хотя во Франции ещё существовали её последователи вплоть до второй трети XIX века.
Вне Франции физиократы имели популярность в Германии, а физиократом из этой страны был Юстус Мёзер (XVIII век), который критиковал Смита за разрыв со стариной и за разделение труда. Нетрудно догадаться о логичности взглядов учёного, если он симпатизировал именно меркантилизму.
В России физиократия на уровне учёных-теоретиков популярности не получила, однако высшие слои российского общества имели представление о данной экономической школе благодаря ввозу в Россию сочинений её представителей. На него повлияли положительные отношение Екатерины II и французских просветителей, которые высоко оценивали представителей физиократической школы.
Классическая экономическая теория.
Смит создал трудовую теорию стоимости и продемонстрировал важность разделения труда. В разделении труда он видел один из факторов для успешного развития экономики. Работы Смита повлияли на учёных XIX века, которые их анализировали.
В XIX веке на основе достижений классиков Карл Маркс и Фридрих Энгельс (немцы) создают экономическую теорию, которая получила название марксизма. Марксистское учение основано на отсутствии эксплуатации человека человеком, общественной собственности, полная и всеобщая занятость, а также равная оплата за равный труд (по гендерному признаку).
С имением Маркса тесно связаны попытки организовать экономику без частной собственности. В таком случае экономика бы организовывалась строго из центра, а основным экономическим игроком стало бы государство.
Экономическое учение Маркса стало популярно и в России. Марксистские идеи были положительно восприняты одним из лидеров народнического движения Михаилом Бакуниным, знаменитым учёным-экономистом Георгием Плехановым, а также известным теоретиком и практиком революций Владимиром Лениным. СССР, преемник Российской империи, стал государством с командно-административной экономикой, регулируемого из центра. Такая модель дала свои результаты по выходу из кризиса 1930-х и кризиса после Великой Отечественной войны, но в рутинное время она далеко не всегда эффективна.
Если снова кратко обозначить экономическую позицию марксистов, то стоит отметить обесценивание труда рабочего в процессе производства. В результате данного процесса капиталист получает больше прибыли, чем он мог бы получить без обесценивания деятельности рабочего.
Реакцией на марксистское учение стала школа маржинализма, возникшая во второй половине XIX века в Германии и Австрии. Учение маржинализма стало идейным пращуром современной неоклассической экономической мысли. Из представителей данного направления следует обозначить Карла Менгера, Леона Вальраса, Ойгена Бём-Баверка.
Маржинализм.
На основе учения маржиналистов и Давида Рикардо, знаменитого классика, появляется неоклассическое направление, из представителей которого необходимо обозначить Альфреда Маршалла. Экономическое хозяйство рассматривается неоклассиками как совместная деятельность отдельных лиц, стремящихся к получению как можно большего числа прибыли и полезности при минимальных издержках.
Кейнсианство.
Кризисы рыночной экономики 1920-х годов, в том числе знаменитая Великая депрессия, стали поводом для обоснования государственного регулирования рыночной экономики. В этом заключалась основная сущность кейнсианства, основателем которого стал британский лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Его идеи стали обоснованием для государственного регулирования экономики. По Кейнсу, это можно было сделать путём роста или сокращения спроса посредством изменения как и безналичной, так и наличной денежной массы. Регулирование поможет воздействовать на инфляцию, занятость, неравномерность спроса (её устранение) и предложения товаров, а также выход из кризисов. Лорд Кейнс изучил влияние спроса на образование национального дохода и инвестиционный поток.
В результате актуальности собственной теориии осуществлённых на практике мер со стороны властей западных стран Кейнс стал «спасителем капитализма». Его теория в капиталистической экономике стала поистине революционной. В собственной деятельности Кейнс опирался на работы Рикардо и Смита. На взгляды экономиста повлияли и марксистские вопросы.
Из главных проблем экономики лорд Кейнс выделяет эффективность спроса, ёмкость рынка, общую теорию занятости и предельную эффективность капитала. Его экономическая политика, осуществляемая на практике властями западных стран, приносила серьёзные успехи до 1970-х, пока в США не начался кризис со стагфляцией. Для стагфляции характерна высокая безработица и высокая инфляция. Несмотря на объяснение данного явления кейнсианцами в рамках собственной теории, доверие экономистов к учению лорда Кейнса было подорвано.
Институционализм.
Институционализм стал другим известным направлением в экономической теорииXX века. Он исследовал хозяйственные явления с точки зрения правовых и методологических вопросов. Институционализм следует отметить из-за отхода от центрального значения технических факторов в вопросе влияния на экономику. Данное направление уделяло большое внимание социальным вопросам, в том числе и поведению человека в экономической сфере.
Монетаризм.
Фридман критиковал кейнсианство за негативные последствия вмешательства государства в экономику, что уже было актуально в 1970-80-е годы, когда настал кризис государства «всеобщего благосостояния». Кейнсианскую теорию автор считал «наивной», тем не менее, используя кейнсианский понятийный аппарат. Выводы Фридмана, несмотря на антагонистичную кейнсианству сущность, произошли именно от этого направления.
Выводы.
Экономические школы были и остаются актуальными для своего времени. Значение каждой из них состоит в том обстоятельстве, что у экономических направлений находились свои преемники или те направления, которые возникали как реакция на господствующие взгляды. Классики стали преемниками физиократов, марксисты и кейнсианцы опирались на работы классической экономической теории.Институционализм и монетаризм стали реакцией на кейнсианство, как когда-то физиократы возникли в качестве оппонентов монетаризма.