Что объединяет эти два высказывания о языке
Общие сведения о языке. Из истории языкознания.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Третье сентября. Классная работа. Общие сведения о языке. Из истории языкознания.
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис) Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)
— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда, мышления. Он служит человеку.) — Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.) — Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)
Язык 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3) речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык жестов).
Язык и общество И из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В процессе трудовой деятельности у людей появилась необходимость в общении: надо было передавать друг другу трудовой и жизненный опыт. Поэтому в процессе общения примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие конкретный смысл и передавались из поколения в поколение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык каждого поселения отличался от языка других племён, живущих в значительном отдалении. Этим объясняется, что на Земле существует великое множество языков и диалектов.
Язык – это тоже система знаков. Особенности языковой системы: 1) универсальность, т.е. способность выражать практически неограниченные типы содержания; 2) неоднородность языковых единиц (части речи); 3) динамизм (постоянное, хотя и неравномерное изменение самого языка, его состава и внутренних правил. Выделение документной лингвистики является одним из значимых подтверждений динамизма языковой системы); 4) открытость языковой системы проявляется в постоянном изменении состава элементов языковой системы (появление новых языковых единиц и устаревание);
5) нежесткость языка (потеря или разрушение какого-либо элемента не приводят к цепной реакции, проявляющейся в изменениях других элементов). Наиболее явным образом нежесткость языка заметна в лексике; 6) иерархичность (подчинение одних языковых единиц другим); 7) способность развиваться по собственным законам. На развитие языка сильно влияют условия жизни общества, экономические, социальные и культурные стороны его существования оказывают различные воздействия на элементы и отношения языковой системы.
Известные специалисты, ученые в области языкознания:
Александр Христофорович Востоков (1781 – 1864) Один из основоположников сравнительно-исторического метода в русском языкознании. В своей работе «Рассуждение о славянском языке…» заложил основы сравнительного изучения славянских языков в России. Выдвинул ряд перспективных идей в области изучения русского синтаксиса: поставил вопрос о формах выражения составного сказуемого, сумел показать многообразие именных, глагольных и наречных типов словосочетаний; выделил существительные, употребляющиеся только в ед или мн. числе. В 1831 опубликовал пособие «Русская грамматика». В ее основу ученый положил живой разговорный язык. Редактировал и участвовал в составлении «Словаря церковнославянского и русского языка». Осуществил первое научное Издание «Остромирова евангелия», описал 473 памятника древнерусского языка.
Федор Иванович Буслаев (1818 – 1897) Ученики и последователи называли его вторым Ломоносовым в области языка и словесности. Книга Ф.И.Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» имела огромное значение для установления норм русского литературного языка. Он провел четкую границу между морфологией и синтаксисом, различал морфологические и синтаксические признаки. Выделил три вида сочинительных отношений (соединительные, противительные и разделительные), обратил внимание на переходные конструкции между сочинением и подчинением. Буслаеву принадлежим мысль об определении второстепенных членов предложения по смысловому вопросу (в лесу – в чем? где?; дом отца – кого? чей?) Этот способ определения второстепенных членов предложения до сих пор используется в нашей школе.
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) Российский медик, биолог, этнограф, языковед; специалист в области русской лексикографии, доктор медицины. В 1852 г. выходит его исследование «О наречиях русского языка», в котором Даль впервые предложил классификацию русских диалектов, наметил задачи изучения народных говоров. Главным трудом жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», которому он посвятил свыше 50 лет своей жизни. Словарь содержит около 200тысяч слов, 83 тысячи из которых, по замечанию самого В.И.Даля, не встречаются ни в одном словаре. Этот словарь стал огромным событием в истории отечественной лексикографии. Сам автор писал, что свой словарь он составлял, опираясь на «устную речь простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством»
Алексей Александрович Шахматов (1864 – 1920_ Русский языковед-славянист, специалист по фонетике, диалектологии, лексикографии, синтаксису, истории русского языка, современному русскому литературному языку, истории восточных славян, истории древнерусской литературы. Его фонетические исследования, представленные в диссертации «Исследования в области русской фонетики», «открывали новую эпоху в построении истории звуков русского языка». Основные лингвистические интересы Шахматова были сосредоточены в области истории русского языка. Ему удалось опубликовать восстановленный древнейший, принадлежащий монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, текст «Повести временных лет». Словообразование ученый выделяет в самостоятельный раздел науки о языке. Он дает подробно классификацию односоставных предложений.
Лев Владимирович Щерба (1880 – 1944) Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам. Среди его научных интересов были синтаксис, грамматика, вопросы взаимодействия языков, вопросы преподавания русского и иностранных языков, вопросы языковой нормы, орфографии и орфоэпии. Подчёркивал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, создал научную типологию словарей. Поставил проблему построения активной грамматики. В работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» разграничил языковой материал, языковую систему и речевую деятельность, развив тем самым идею Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи.Щерба ввёл понятия отрицательного языкового материала и лингвистического эксперимента.
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 – 1942) Выдающийся языковед, этнограф и специалист по русской диалектологии, крупнейший лексикограф и педагог. Один из создателей русской орфоэпии. В Своей статье «Русская орфоэпия и ее задачи» (1928) он разрабатывает нормы правильного литературного произношения, считая образцовым произношение московское, но признавая вместе с тем некоторые отступления от него в связи с живыми процессами, происходящими в языке. Множество работ Д.Н.Ушаков посвящает и вопросам современного русского языка, большинство из них – научно- методические. Главным же делом всей жизни Ушакова стал четырехтомный «Толковый Словарь русского языка», в составлении которого ученый принимал участие и как редактор, и как один из авторов.
Виктор Владимирович Виноградов (1894/1895 – 1969) Специалист в области грамматики, лексикологии, фразеологии, стилистики, теории нормы, истории русского литературного языка. В золотой фонд отечественного языкознания вошли грамматические труды Виноградова «Современный русский язык» (1938), «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947), «Основные вопросы синтаксиса предложения» (1955).В 1848г он возглавляет группу лингвистов, работавших над составлением «Словаря языка Пушкина». Принимает активное участие в подготовке и составлении «толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова. В.В.Виноградов – один из виднейших специалистов по стилистике русского языка. Теоретическому анализу вопросов стилистики посвящены его книги «О языке художественной литературы», «Проблема авторства и теория стилей», «Стилистика. Теория поэтической речи».
Домашнее задание: 1. Из приведенных ниже высказываний о языке выписать 3 слова с проверяемой гласной в корне и 3 слова с непроверяемой гласной в корне. 2. Объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях. Наш язык совершеннее наших понятий. (Л. Вовенарг) Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель) Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор) Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1530747
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока 10 класс «Взаимосвязь языка и общества»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Взаимосвязь языка и общества»
— раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества;
— углубить знания о значимости и предназначении языка;
— раскрыть понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры в языке;
— закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
-формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами;
— развивать связную монологическую и диалогическую речь обучающихся.
– воспитание гражданина и патриота;
— формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
— воспитание коллективизма на основе групповой самоорганизации.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные: обучающиеся должны знать взаимосвязь языка и истории, культуры русского нарда и его отражение в лексике.
Регулятивные: обучающиеся должны уметь обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы; определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
— побуждающий диалог, составление синквейна
— обобщающая беседа по изученному материалу;
— индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос;
— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
— комментирование орфограмм и пунктограмм.
Средства и технологии обучения:
-технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно – иллюстративного способа обучения;
— технологии развивающего обучения;
— технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе;
— технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
-технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально – познавательное усвоение учащимися заданного предметного материала;
— проектно – исследовательские технологии, которые обеспечивают рост личности учащихся.
Цель: включение учащихся в деятельность
Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении языка, речи.
Обращение к записи на доске
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)
Чтение и обсуждение вопросов:
Что объединяет эти два высказывания о языке?
— Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека?
— Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия
Разминка: разбор синтаксиса и орфограмм, работа с лексическим значением слов
Цель: закрепление ранее изученного материала
Контроль и направление работы с предложенными текстами
— Объясните постановку знаков препинания в тексте.
— Выделите корни в словах с орфограммой «проверяемая гласная в корне»
— Назовите орфограмму в корне в слове гигантского.
Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого
определить значимость и предназначение языка;
раскрыть понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры
закрепить навыки правописания безударных гласных и непроизносимых согласных в
— Ребята, в 1 курсе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.
— В работе нам поможет учебник. Знакомство с учебником.
Особенностью учебника является то, что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10—11 классах. Большое внимание уделяется раз личным видам разбора (анализа) текста.
Учебник поможет создавать различные по стилю и жанру сочинения, правильно оформлять деловые бумаги.
В конце или в начале каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения.
На форзацах учебника помещены различные схемы разбора. В конце книги приведен список литературы, который поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому.
II. Работа по теме урока
1. Синтаксическая разминка
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)
— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда, мышления. Он служит человеку.)
— Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.)
— Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)
2. Разбор синтаксиса и орфограмм
— Объясните постановку знаков препинания в тексте.
— Выделите корни в словах с орфограммой «проверяемая гласная в корне» (Производительный, движения, рождённые.)
— Назовите орфограмму в корне в слове гигантского. (Непроизносимая согласная.)
3. Различные толкования слов
Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.
Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3) речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык жестов).
Производительный: плодотворный, продуктивный.
Мириады: неисчислимое множество.
Толкование словосочетаний «духовная энергия», «кристаллы мириадов трудовых движений».
И из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В процессе трудовой деятельности у людей появилась необходимость в общении: надо было передавать друг другу трудовой и жизненный опыт. Поэтому в процессе общения примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие конкретный смысл и передавались из поколения в поколение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык каждого поселения отличался от языка других племён, живущих в значительном отдалении. Этим объясняется, что на Земле существует великое множество языков и диалектов.
— А как вы думаете, отражаются ли в языке особенности культуры народа, говорящего на этом языке?
5. Зрительный диктант
На доске выписаны высказывания:
Наш язык совершеннее наших понятий. (Л. Вовенарг)
Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
— Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.
— Как вы понимаете четвёртое высказывание?
особенности культуры народа, говорящего на этом языке?
5. Зрительный диктант
На доске выписаны высказывания:
Наш язык совершеннее наших понятий. (Л. Вовенарг)
Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
— Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.
— Как вы понимаете четвёртое высказывание?
(После работы над высказываниями учитель стирает с доски и учащиеся записывают афоризмы по памяти).
— Поразмышляйте над высказыванием Эразма Роттердамского «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия»
— Прочитайте текст и составьте простой план.
1) «Народ выражает себя полнее и вернее в языке своём».
2) «Язык есть собственность нераздельная целого народа».
3) История языка нераздельно связана с историей народа.
— Сформулируйте основную мысль текста.
— Выполните устные задания к упражнению
— Может ли язык существовать вне человеческого общества?
— Отражает ли язык национальную культуру общества?
1. Подобрать 20 слов с орфограммой «проверяемая гласная в корне» и 20 слов орфограммой «непроизносимая согласная в корне».
2. Упр. 269 из текста выражения, наиболее ярко передающие основную мысль автора, объясните в цитатах знаки препинания, подчеркните устаревшие слова.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа.
Цели урока:
Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого
определить значимость и предназначение языка;
раскрыть понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры
закрепить навыки правописания безударных гласных и непроизносимых согласных в
Ход урока
I. Вступление
— Ребята, в 1 курсе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.
— В работе нам поможет учебник. Знакомство с учебником.
Особенностью учебника является то, что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10—11 классах. Большое внимание уделяется раз личным видам разбора (анализа) текста.
Учебник поможет создавать различные по стилю и жанру сочинения, правильно оформлять деловые бумаги.
В конце или в начале каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения.
На форзацах учебника помещены различные схемы разбора. В конце книги приведен список литературы, который поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому.
II. Работа по теме урока
1. Синтаксическая разминка
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)
— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда, мышления. Он служит человеку.)
— Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.)
— Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)
2. Разбор синтаксиса и орфограмм
— Объясните постановку знаков препинания в тексте.
— Выделите корни в словах с орфограммой «проверяемая гласная в корне» (Производительный, движения, рождённые.)
— Назовите орфограмму в корне в слове гигантского. (Непроизносимая согласная.)
3. Различные толкования слов
Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.
Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3) речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык жестов).
Производительный: плодотворный, продуктивный.
Мириады: неисчислимое множество.
Толкование словосочетаний «духовная энергия», «кристаллы мириадов трудовых движений».
4. Слово учителя
И из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В процессе трудовой деятельности у людей появилась необходимость в общении: надо было передавать друг другу трудовой и жизненный опыт. Поэтому в процессе общения примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие конкретный смысл и передавались из поколения в поколение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык каждого поселения отличался от языка других племён, живущих в значительном отдалении. Этим объясняется, что на Земле существует великое множество языков и диалектов.
— А как вы думаете, отражаются ли в языке особенности культуры народа, говорящего на этом языке?
5. Зрительный диктант
На доске выписаны высказывания:
Наш язык совершеннее наших понятий. (Л. Вовенарг)
Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
— Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.
— Как вы понимаете четвёртое высказывание?
особенности культуры народа, говорящего на этом языке?
5. Зрительный диктант
На доске выписаны высказывания:
Наш язык совершеннее наших понятий. (Л. Вовенарг)
Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
— Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.
— Как вы понимаете четвёртое высказывание?
(После работы над высказываниями учитель стирает с доски и учащиеся записывают афоризмы по памяти).
— Поразмышляйте над высказыванием Эразма Роттердамского «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия»
6. Работа с текстом
— Прочитайте текст и составьте простой план.
1) «Народ выражает себя полнее и вернее в языке своём».
2) «Язык есть собственность нераздельная целого народа».
3) История языка нераздельно связана с историей народа.
— Сформулируйте основную мысль текста.
— Выполните устные задания к упражнению
III. Итоги урока
— Может ли язык существовать вне человеческого общества?
— Отражает ли язык национальную культуру общества?
Домашнее задание
1. Подобрать 20 слов с орфограммой «проверяемая гласная в корне» и 20 слов орфограммой «непроизносимая согласная в корне».
2. Упр. 269 из текста выражения, наиболее ярко передающие основную мысль автора, объясните в цитатах знаки препинания, подчеркните устаревшие слова.