Что объединяет февральскую октябрьскую революцию

Русская катастрофа 1917 года: можно ли объединять две революции

Две революции – эпоха великих потрясений

Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы продолжаем цикл бесед о русской катастрофе 1917 года. Возникает такой вопрос, правда, он носит несколько научный характер: возможно ли объединять Февральскую и Октябрьскую революцию в одну Великую российскую революцию? Сейчас есть подобные тенденции, что все идет в соответствии с какими-то историческими законами, все идет по плану, значит, это единые стороны одного процесса. Насколько это научно?

Профессор Владимир Лавров: Сейчас такой взгляд получил распространение в связи с новым образовательным, школьным стандартом, там говорится о Великой российской или Великой русской революции 1917-1921 годов. Однако мне представляется, что этот взгляд не точен.

Если вернуться к Ленину, то Ленин говорил о Февральской революции, Ленин говорил об Октябрьской революции, то есть о двух революциях 1917 года; при этом он иногда говорил о том, что 1917-1918 годы – это одна революция. И одно, и другое одновременно. Я думаю, имеет место тот случай, когда, в принципе, это можно принять, потому что, действительно, это единый процесс, но не до 1920 или 1921 года, а именно до 1918-го.

Результаты революции были закреплены в первой советской Конституции, а первая Конституция РСФСР принята в июле 1918 года. Тогда же начинается новый этап нашей истории – широкомасштабная гражданская война. Революция от февраля 1917 до июля 1918, а потом гражданская война.

Но сливать всё воедино? Можно, в принципе, если назвать смутой, как называл Деникин. Конечно, была Февральская, конечно, была Октябрьская. В принципе, можно говорить и о единой революции. Тут ведь как? Октябрь по отношению к Февралю тогда в 1917 году зачастую определяли как контрреволюцию – это иная революция. Стоило Октябрю победить и утвердиться, и сторонников Февраля стали называть контрреволюционерами. Смотря кто удерживает власть, тот других обзывает контрреволюционерами.

Протоиерей Александр Ильяшенко: Тогда можно.

Профессор Владимир Лавров: Да. Однако не было ничего великого. Февраль – страшный провал, русская катастрофа.

Протоиерей Александр Ильяшенко: Предательство.

Протоиерей Александр Ильяшенко: Эпоха великих потрясений, вот что это.

Профессор Владимир Лавров: И ничего хорошего в них нет. Говорят «Великая французская революция» – да, такой термин существует, и не очень он мне нравится. Конечно, говорят – великая беда, великое горе, но все-таки не следует кидаться термином «великая».

Это была именно катастрофа, была русская трагедия. Мы потеряли тысячелетнюю великую православную Россию, что тут великого? Это ужас! И реки крови.

Есть Февральская, есть Октябрьская, одновременно это, конечно, общий исторический процесс.

Люди, которые жаждут возвеличить Ленина со Сталиным, они хотят, чтобы Октябрь был великий, пусть с этим Февралем, мы его потерпим, главное, чтобы Октябрь был великий.

Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть картинку Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Картинка про Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию

1917 год. Революционные матросы Кронштадта

«Пусть скорее грянет буря!»

Протоиерей Александр Ильяшенко: Это, конечно, тупиковый подход. Это все равно, как если бы наши предки стали бы защищать период Смутного времени, очень интересно было бы называть эту Смуту, это страшное разрушение государственной жизни великим периодом в нашей истории. Все-таки у них хватило здравого смысла, просто у них не было такого искаженного поворота, который произошел на протяжении последующих столетий. Не зря же Горький писал: «Так кричит пророк победы: пусть скорее грянет буря!»

Но когда грянула буря, которую он накликал, тут я позволю себе его немножечко перефразировать и сказать: умный Горький ловко спрятал тело тощее на Капри. Прекрасно! Вызвал этого джинна из бутылки и смылся от него. Я это оценил, когда прочитал «Мастера и Маргариту». Оказывается, летняя резиденция императора Тиберия была на острове Капри. Знал Горький, куда уезжать – лучшее место в Европе.

Вот цена этого либерального подхода – накликали этот ужас и смылись. А потом, кто осознал, но, по-моему, так никто и не осознал, а кто продолжал махать после драки кулаками или всё валить на большевиков. Как сказал Владимир Михайлович, они пусть противоестественно, но эволюционно выросли из Февральской революции.

Профессор Владимир Лавров: Вы знаете, еще летом 1906 года Николай II по просьбе Столыпина встречался с будущим первым премьер-министром Временного правительства князем Львовым, с военным министром Временного правительства Гучковым. Столыпин хотел, чтобы эти люди, представители оппозиции, вошли в царское правительство.

Николай II с ними встретился, говорил с каждым по часу, и сохранилось ответное письмо Николая II к Столыпину. Причем Николай II был не против, чтобы представители оппозиции вошли в правительство, но Николай II пишет: «Говорил с каждым по часу. Вынес глубокое убеждение, что они не годятся в министры сейчас. Они не люди дела, то есть государственного управления, в особенности Львов. Поэтому приходится отказаться от старания привлечь их в совет мин. Надо искать ближе». И история подтвердила эту характеристику.

Протоиерей Александр Ильяшенко: Если бы он последовал примеру своего великого пращура Петра I, который велел говорить без бумажки, чтобы «глупость каждого видна была». Пожалуйста, поставь Гучкова, Милюкова к власти, и для каждого стало бы очевидным, что это люди, которые только могут быть в оппозиции, молоть языком, а дело делать не могут.

Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть картинку Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Картинка про Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию

Владимир Лавров и протоиерей Александр Ильяшенко

«Русские бабы нарожают»

Профессор Владимир Лавров: Они действительно взяли власть, удержать не смогли, ушли в отставку, и к власти пришли крайние революционеры, экстремисты, и поставили над Россией эксперимент: что будет, если построить общество без частной собственности? И не вышло – не работает без частной собственности.

Протоиерей Александр Ильяшенко: У меня неожиданно для меня самого недавно появились контраргументы к этому утверждению. Я могу обозначить, может быть, мы посвятим этому особую беседу. В Интернете я раскопал статью 1913 года тогдашнего специалиста, он приводит данные о смертности и рождаемости трех крупнейших европейских государств – Англии, Германии и России. Рождаемость в России непревзойденная, здесь она на первом месте. Но смертность в России в 1,5-2 раза больше, чем в Англии и Германии. Эта статистика велась примерно с 1870 года в течение 40 лет, до этой статьи. За это время смертность в Англии и Германии снизилась еще в 1,5 раза, а в России всего лишь на 15-20%.

Зато в 1926 году в разоренной революциями, гражданской войной, голодом, Бог знает чем стране высвободились колоссальные деньги, которые частная собственность подминала под себя, и смертность вышла на европейский уровень. Ясное дело, что это все было заложено при царской власти, но умные люди были и тогда, в 1913 году, те же самые, только на 10 лет постарели. Они могли бы решить эту проблему раньше, но царское правительство опоздало, не дало им денег, а большевики вовремя сразу дали.

Но в государстве появилось столько свободных средств, которые можно вложить в народное здравоохранение, не высших эшелонов, там более-менее нормально, а в народное здравоохранение, победить колоссальную детскую смертность.

Оказывается, в царской России детская смертность составляла 26%, 26 детишек из 100 умирали в течение первого года. «Русские бабы нарожают» – ничего себе, отношение к русскому народу. А в советское время победили детскую смертность, несмотря ни на что.

Профессор Владимир Лавров: За счет чего победили? Когда частная собственность была почти уничтожена, страна пришла к страшному голоду. В начале 20-х годов, по мнению современных историков, умерло 3,5 миллиона человек от голода. Ленин был вынужден разрешить НЭП, то есть за счет разрешения частной собственности восстановили народное хозяйство.

Протоиерей Александр Ильяшенко: Тогда земли у крестьян не отнимали, а просто изымали все, что можно было, бандитским способом. Тут Ленин понял, что по-бандитски относиться к народу нельзя, и одно из, мне кажется, здравых проявлений власти – это не мешать народу жить. Русский крестьянин сам себе жизнь устроит, никакая власть ему не нужна. Как только это противоестественное воздействие власти прекратилось, народ тут же встал на ноги. Но 1926 год – это все-таки самое начало, медицинские реформы тоже требуют времени. Оказалось, что сошлось, и смертность в России стала сокращаться, правда, к сожалению, и рождаемость тоже, но все-таки в России сохранялся очень высокий темп прироста населения, даже превосходящий дореволюционный.

Это очень интересно, эти цифры надо анализировать, они вызывают размышления и вопросы, и нужно понять, как их правильно интерпретировать, но факты таковы. Другое дело – как сформулировать правильное отношение к этим фактам, и это очень интересно будет обсудить, но это меня немножечко поколебало в твердости такого отношения к этому периоду. Дело в том, что все равно любая власть – это люди, которые принимают решения.

Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть картинку Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Картинка про Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию

Протоиерей Александр Ильяшенко

Оказывается, было столько по-настоящему выдающихся людей! Почему у нас эпоха называется сталинской? Таким же образом эпоху можно было назвать эпохой Курчатова, Королева, эпохой многих великих людей – Бурденко, Вишневского, это действительно великие люди. Великие люди, которые делали великие дела. Они, а не Сталин, делали великие дела. И тогда были, просто, может быть, мы этих имен не знаем, хотя было бы очень хорошо знать тех людей, которые так талантливо, так замечательно, так быстро стали развивать народное здравоохранение.

Текст: Тамара Амелина

Видео: Виктор Аромштам

Историческая миссия России

Цикл бесед об исторической миссии России – попытка с духовно-нравственных, православных позиций осмыслить важнейшие события отечественной истории.

Ведущий – протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель интернет-порталов «Православие и мир», «Непридуманные рассказы о войне», основатель постоянно действующего мобильного фестиваля «Семейный лекторий: Старое доброе кино», член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы.

Гость – историк Владимир Михайлович Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, академик Российской академии естественных наук.

Источник

Октябрьскую и Февральскую революции объединили в Великую российскую

Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Смотреть картинку Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Картинка про Что объединяет февральскую октябрьскую революцию. Фото Что объединяет февральскую октябрьскую революцию

Научный руководитель рабочей группы по созданию Концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян накануне подтвердил, что Великая Октябрьская социалистическая революция (как ее называли во времена СССР) переименована в Великую российскую революцию по примеру французской, и теперь это понятие включает в том числе события февраля 1917г. По его словам, учеными были даны новые трактовки событий и исторических личностей.

Заместитель директора Института российской истории РАН, доктор исторических наук Сергей Журавлев заявил в интервью телеканалу «Дождь», что в концепции осталось «примерно то же самое, что говорят французы о своей революции».

«Есть Великая французская революция, а у нас есть Великая российская революция 1917г., которая прошла в своем развитии несколько этапов: события в феврале (раньше называлась Февральской), события в октябре (раньше называлась Октябрьской революцией) и гражданская война как продолжение революции. Вот очень многие наши граждане выступали за то, чтобы упоминание Октябрьской революции оставить в концепции. В результате, если вы посмотрите, там говорится о Великой российской революции, прошедшей в своем развитии несколько этапов. Нет ни слова «великая», ни слова «социалистическая», — отметил ученый.

Напомним, что сегодня, 31 октября, концепция нового учебно-методического комплекса по истории России должна быть представлена президенту РФ Владимиру Путину. Разработанный стандарт представляет собой брошюру, куда включены принципиальные оценки ключевых событий истории, основные подходы к преподаванию предмета в современной школе, темы, понятия, события и персоналии, которые должны войти в будущие учебники.

В конце перечислено 20 «трудных вопросов истории России» (с точки зрения учителей) по которым планируется издать отдельные пособия и методички, содержащие альтернативные оценки сложных для преподавания событий. Среди них, к примеру, роль Ивана Грозного в российской истории, цена петровских преобразований, внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны, перестройка и развал Советского Союза и др.

Как сообщил накануне на расширенном заседании совета Российского исторического общества (РИО) А.Чубарьян, основную сложность для составителей концепции представили последние 20 лет российской истории: многим событиям этого периода все еще сложно дать однозначную оценку.

Поэтому, пояснил ученый, было решено ограничиться фактографическим освещением периода. Хотя без оценок не обошлось: «шоковая терапия», приватизация, криминализация общества, военные конфликты на Кавказе в 1990-х гг. получили в концепции негативную оценку. Кроме того, А.Чубарьян подтвердил, что переименована была не только Октябрьская революция: монголо-татарское иго школьники будут изучать как ордынское.

«Но главное – концепция подразумевает многофакторный подход: на ход истории влияют очень многие обстоятельства, она никогда не бывает черно-белой. Воспитательная функция будет реализована через показ всех спектров жизни страны: не только грандиозных побед, но и трагедий», — заверил ученый.

По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории «стала продуктом широкого общественного согласия». «Дискуссия по данной теме показала, что российское общество готово обсуждать самые сложные вопросы», — полагает председатель нижней палаты парламента.

«Нам удалось выйти на согласованные формулировки по множеству тем нашей истории. К этой работе были привлечены и представители педагогического сообщества, родители, ученые, эксперты, ветераны Великой Отечественной войны. В итоге можно с полным основанием говорить, что концепция стала продуктом широкого общественного согласия», — заявил С.Нарышкин.

Также он напомнил, что впереди – конкурс на создание линейки учебников и методических пособий, которые будут базироваться на подготовленной концепции.

Источник

Авторы новой концепции учебника по истории России объединили Февральскую и Октябрьскую революции

В концепции нового учебника истории России Октябрьская революция не признается ни «великой», ни «социалистической», а представлена лишь как этап «Великой русской революции», сообщает телеканал «Дождь». Концепция занимает 80 страниц.

90‑е и 2000‑е годы, как и ожидалось, предлагают изучать в школе в несколько спорной трактовке, однако возникли вопросы и к более ранним периодам истории. Например, Татаро-монгольское иго почему-то называли «иго Золотой Орды». Обнародованная концепция, отмечают ведущие в студии, перечисляет исторические вехи скупо и точечно, практически хэштегами, поэтому, отмечают авторы программы, выводы о ней делать рано. О новой концепции учебника в эфире телеканала рассказал доктор исторических наук, замдиректора Института российской истории РАН, член авторского коллектива проекта Историко-культурного стандарта Сергей Журавлев.

Ведущие акцентировали внимание на выбор персоналий для упоминания в учебнике истории XX-XXI веков, среди которых есть, к примеру, Юрий Шевчук, но нет Березовского и Ходорковского. Сергей Журавлев отметил, что это – «общественный консенсус».

Однако дискуссию вызвало другое заявление историка.

Это решение, по словам историка, также часть «общественного консенсуса». Сергей Журавлев напомнил, что, когда был опубликован первый вариант учебника, сразу начались широкие обсуждения. Свое мнение высказали ветераны войны и труда, религиозные деятели, учителя, родители и сами школьники.

Newsru.com со ссылкой на «Коммерсант» сообщает, по мнению сопредседателя Российского исторического общества и директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна «революции вошли в число трудных вопросов уже по ходу работы над стандартом».

Коммунисты с этой идеей не согласны. Со ссылкой на «Интерфакс» Newsru.com цитирует зампреда ЦК КПРФ Валерия Рашкина, который сказал, что нужно чтить историю как царского, так и советского времени. Он также подчеркнул, что во всем мире этот период истории известен именно как Великая Октябрьская социалистическая революция.

30 октября концепция нового учебно-методического комплекса по истории России была отправлена на утверждение президенту Владимиру Путину. В стандарт включены оценки ключевых событий истории и даны основные подходы к преподаванию предмета в школе, а также перечислены темы, события и персоналии, которые должны войти в учебники. В конце брошюры перечислены 20 трудных вопросов истории России, по которым планируется издать отдельные пособия и методички.

Источник

Сравнение февральской и октябрьской революции

1. Сопоставление первой русской и февральской революций: сходства и различия

Презентацию подготовили студентки группы Ю1-2
Галицкая Ангелина и Рогова Дарья
Преподаватель: Шагиева Розалина Васильевна

Причины
Сходства
Различия
1. Остается нерешенным
национальный,
аграрный, крестьянский
вопрос.
2. Обостряются
социальные
противоречия.
3. Усталость населения от
войны. Для революции
1905-1907- это русскояпонская война. Для
февральской
революции- это первая
мировая война.
4. Падение авторитета
царя.
1. Усиление антивоенного
движения происходило
с разным темпом
2. Политика царя
окончательно усугубила
ситуацию до начала
февральской революции.

Краткий ход революций
Первая русская революция
Февральская революция
1905 г.:
9 января – «Кровавое воскресенье» – расстрел
мирной демонстрации;
Май – июнь – объединение крестьянской силы в
единый союз; Иваново-вознесенская стачка;
Восстание на броненосце «Потемкин»;
Октябрь – Октябрьская всероссийская политическая
стачка: «временное равновесие борющихся сил» или
Октябрьский маятник; Манифест 17 октября 1905 г.
«Об усовершенствовании государственного
порядка»; Севастопольское восстание;
Ноябрь – восстание на крейсере «Очаков»;
Декабрьское вооруженное восстание – кульминация.
1906 г.: мощное крестьянское движение, восстания
солдат и матросов. Реакционная политика
подавления мятежей и волнений.
1907 г.: Спад революции.
3 июня 1907 г. – государственный переворот.
1917 г.:
25 февраля – всеобщая политическая забастовка
Петроградских рабочих, на сторону которых встали
солдаты, крестьяне и предпринимательские слои
общества;
27 февраля – первое заседание Петроградского
Совета о создании милиции, Приказ № 1 «О
демократизации армии»;
В ночь с 1 на 2 марта – отречение Николая II от
престола в пользу Михаила, отречение Михаила в
пользу Временного правительства.

Ход событий
Первая русская революция
Февральская революция
Различия
1. Длилась в период с 1905 по 1907 год.
2. Восстания вспыхнули по всей стране.
1. Длилась в течении нескольких дней.
2. Все основные действия происходили в пределах
Петрограда и его областей.
Сходства
1. Обе революции сопровождались массовыми общественными движениями и беспорядками.
2. Обе революции имели буржуазно – демократический характер, так как движущую силы каждой составляли:
рабочий класс, крестьянство, а также представители интеллигенции, служащих, представители угнетенных
народов и студенты. Такое социальное разнообразие предало каждое из революций общенародное значение.
3. По форме борьбы революции также были схожи – обе были пролетарскими: стачки, забастовки, демонстрации
протеста, вооруженное восстания.

Итоги революции
Первая русская революция
Цели:
1. Свержение самодержавия
2. Установление
демократической
республики
3. Введение демократических
свобод
4. Ликвидация помещичьего
землевладения и наделения
крестьян землей
5. Сокращение
продолжительности
рабочего дня до 8 часов
6. Признание прав рабочих на
стачки и создание
профессиональных союзов
Итоги:
1. Ущерб экономике, десятки убитых и раненых, гибель значительных
культурных ценностей, разложение армии.
2. Политические: Начало развития парламентаризма – учреждение
Государственной Думы, достигнуто некоторое ограничение
самодержавия.
3. Социальные: введены демократические свободы, отменена цензура,
разрешено организовывать профессиональные союзы и легальные
политические партии. Увеличение заработной плата и уменьшение
продолжительность рабочего дня до 9 – 10 часов.
4. Аграрные: Крестьяне добились отмены выкупных платежей, была
расширена свобода передвижения крестьян и ограничена власть земских
начальников. Однако окончательно данный вопрос решен не был.
5. Духовные: миллионы россиян обрели чувство собственного достоинства,
сделали большой шаг вперед по пути превращения в полноценных
граждан, потянулись к печатному слову, образованию и культуре.

Итоги революции
Февральская революция
Цели:
1. Свержение самодержавия и установление
демократической республики
2. Решение аграрного вопроса и наделение крестьян
землей
3. Решение рабочего вопроса и законодательное
закрепление 8 часового рабочего дня.
4. Предоставление народам России независимости или
равноправия в составе России
5. Гарантия выполнения властью демократических свобод.
6. Вывод России из войны и заключение
демократического мира
Итоги:
1. Политические: в государстве фактически
установилась буржуазная республика;
создавалось двоевластие в стране: Временное
буржуазное правительство и Петроградский
совет рабочих и солдатских депутатов. Старый
государственный аппарат в центре и губерниях
постепенно заменялся новым.
2. Вопрос войны: война продолжалась. На фронтах
было затишье, происходило братание солдат.
3. Экономика: проблемы экономики и финансов
продолжали обостряться.

Список источников и литературы:
Альбов А.П., Николюкин С.В. История отечественного государства и права.
Учебник для академического бакалавриата. – Юрайт. – Москва, 2016.
Первая, вторая и третья русские революции: сравнительный аспект. // Studopedia.
[Электронный ресурс].URL: http://studopedia.ru/4_15567_pervaya-vtoraya-i-tretyarusskie-revolyutsii-sravnitelniy-aspekt.html
Рубаник В.Е. История государства и права России в 2 т. Учебник для
академического бакалавриата. – Юрайт. – Москва, 2016.

Спасибо за
внимание!

Сопоставление первой русской и февральской революций: сходства и различия

Ответ следует начать с анализа причин Февральской революции. Затем следует отметить особенность этой революции, ее основные события и итоги.

Рассматривая события февраля-октября 1917 г., необходимо подробно проанализировать причины кризисов Временного правительства и их последствия, причины стремительного роста влияния большевиков среди населения.

В заключении необходимо высказать собственное (аргументированное) мнение по вопросу о неизбежности прихода к власти большевиков, а также об особенностях октябрьских событий 1917 г. (можно ли их считать революцией?).

Примерный план ответа:

1. Февральская революция, ее основные события и итоги (23-27 февраля 1917 г.).

Причины революции. Экономический и политический кризис, дестабилизация обстановки из-за затянувшейся Первой мировой войны; падение морального авторитета царизма из-за «распутинщины» (что это такое?).

Характерная черта Февральской революции – ее стихийный характер (ни одна партия не была готова к революции).

23 февраля 1917 г.

– начало забастовки на Путиловском заводе (вначале преобладали экономические лозунги: улучшить снабжение Петербурга продовольствием и т.д.).

24-25 февраля– забастовка приняла общегородской характер.

26 февраля – массовые демонстрации в Петрограде под антивоенными лозунгами, столкновения с полицией и войсками.

27 февраля – переход петроградского гарнизона на сторону восставших; образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовета) и Временноого Комитета Государственной Думы.

2 марта – отречение Николая II за себя и за своего сына Алексея в пользу брата Михаила Александровича (этот была хитрость Николая, так как по закону о престолонаследии он не имел права отрекаться за сына → видимо он планировал в ближайшее время объявить свое отречение незаконным).

Одновременно Петросовет и Временный комитет ГД договорились о создании Временного правительства (должно было действовать до созыва Учредительного собрания) на основе Временного комитета ГД, но под контролем Петросовета (большинство министерских портфелей получили кадеты и октябристы, от Петросовета в Правительство вошел правый эсер Керенский как министр юстиции).

Петросовет также издал Приказ № 1 (отмена чинопочитания в армии, введение солдатских комитетов и выборных командиров). Его значение – солдаты полностью поддержали Петросовет, но одновременно началось разложение армии, полное падение воинской дисциплины.

3 марта – отречение Михаила от престола, но Россия не была провозглашена республикой (по мнению «партии власти» – кадетов – это могло сделать только Учредительное Собрание).

Итоги революции: свержение монархии, фактическое установление республики (официально провозглашена только 1 сентября1917 г.); провозглашены максимальные демократические права и свободы населения, всеобщее избирательное право.

Тем самым Февральская революция 1917 г. можно считать законченной буржуазно-демократической революцией.

2. Режим двоевластия. Кризис Временного правительства. Одним из итогов Февральской революции было установление двоевластия (наличие двух альтернативных центров власти: Петросовета и Временного правительства). Это стало одной из причин крайней нестабильности политической обстановки, отразившейся кризисах Временного правительства.

Первый кризис – апрельский: из-за выступления лидера кадетов министра иностранных дел Милюкова с нотой о продолжении войны до победного конца.

Итог: массовые антивоенные демонстрации и отставка Милюкова и Гучкова (военный министр, лидер октябристов).

Второй кризис – июньско-июльский. Причина: неудачное наступление на фронте, в ответ – массовые антивоенные демонстрации; попытка большевиков под их прикрытием захватить власть → демонстрации были расстреляны войсками, большевики объявлены вне закона как «немецкие шпионы»; изменился состав Временного правительства (в него вошли лидеры меньшевиков и эсеров из Петросовета, председателем стал Керенский).

Итог: окончание двоевластия, центром власти стало Временное правительство.

Третий кризис – августовский. Причина: попытка верховного главнокомандующего генерала Корнилова захватить власть 26-27 августа (подробнее рассказать об особенностях «корниловского мятежа», позиции Керенского, кадетов, эсеров и других партий).

Мятеж был подавлен при активном участи большевиков. Следствие – резкий рост их авторитета, большевизация Советов в сентябре 1917 г.).

Общая причина кризисов Временного правительства – упорное нежелание решать назревшие проблемы (о войне, земле, политическом строе) до созыва Учредительного Собрания.

Причем выборы в Учредительное Собрание постоянно откладывались, что вело к падению авторитета правительства. Одна из причин подобной позиции правительства – идея «непредрешенчества» кадетов (в чем ее суть?).

Итог: катастрофическое ухудшение обстановки в стране.

Был ли неизбежен приход к власти большевиков? Большинство историков в настоящее время придерживается «теории двух альтернатив».

Ее суть: обстановка в стране к осени 1917 г. из-за бездействия Временного правительства ухудшилась настолько, что выйти из кризиса теперь можно было только при помощи жестких радикальных мер, то есть установления диктатуры либо «справа» (военные, Корнилов), либо «слева» (большевики).

И те, и другие обещали быстро решить все проблемы, не дожидаясь выборов в Учредительное Собрание. Попытка установления диктатуры «справа» провалилась, оставалась единственная альтернатива — диктатура «слева» большевиков.

Вывод: приход большевиков к власти в тех конкретно-исторических условиях логичен и закономерен.

Октябрьская революция.

Ее особенность – это ее почти бескровный характер (минимальное количество жертв при штурме Зимнего Дворца и захвате ключевых объектов в Петрограде).

При описании событий 24-25 октября необходимо проанализировать план Ленина, ответить на вопрос, почему захват власти был приурочен к открытию II Всероссийского съезда Советов (цель – поставить депутатов перед фактом смены власти).

Один из спорных вопросов – можно ли считать захват власти большевиками революцией?

Ответ – можно, так как это привело к коренному изменению социально-экономических и политических отношений в стране.

Основные события:

24 октября – захват Красной гвардией и Военно-революционным комитетом РСДРП(б) ключевых объектов Петрограда.

25 октября – захват Зимнего Дворца, арест Временного правительства, провозглашение власти Советов.

бря – открытие II Всероссийского съезда Советов.

Раздел 9.

Февральская революция и Октябрьская революции 1917 года

Февральская революция 1917 года в России (также Февральская буржуазно-демократическая революция, Февральский переворот, Февраль) — события в Петрограде, в результате которых в России был свергнут император Николай II. Революционные события охватили период конца февраля — начала марта 1917 года (по юлианскому календарю, действовавшему в то время в России).

Февральская революция началась как стихийный порыв народных масс, однако её успеху способствовал и острый политический кризис в верхах, резкое недовольство либерально-буржуазных кругов самодержавной политикой царя.

Хлебные бунты, антивоенные митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях города наложились на недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам. 27 февраля (12 марта) 1917 года всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание; войска, перешедшие на сторону восставших, заняли важнейшие пункты города, правительственные здания.

В сложившейся обстановке царское правительство проявило неспособность к быстрым и решительным действиям. Разрозненные и немногочисленные силы, сохранявшие ему верность, оказались не в состоянии самостоятельно справиться с анархией, охватившей столицу, а несколько частей, снятых с фронта для подавления восстания, не смогли пробиться к городу.

Непосредственным результатом Февральской революции стало отречение царя Николая II, прекращение правления династии Романовых и формирование первого Временного правительства под председательством князя Георгия Львова, тесно связанное с буржуазными общественными организациями, возникшими в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет).

Временное правительство соединило в своём лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). В своей Декларации Временное правительство объявило амнистию политическим заключённым, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.

Практически одновременно революционно-демократическими силами был сформирован параллельный орган власти — Петроградский Совет — что привело к ситуации, известной как двоевластие.

1 (14) марта 1917 года новая власть была установлена в Москве, в течение марта — по всей стране.

Согласно концепции авторов «Чёрной книги коммунизма», Февральская революция в России ознаменовала начало развала традиционных учреждений и всех форм управления вообще под воздействием ряда разрушительных сил, развивавшихся в обстановке всеобщей войны, которая сама по себе явилась источником общего упадка, экономического кризиса, социальных потрясений и падения авторитета государства:

В конце 1917 года кульминацией широчайшей социальной революции в России, совпавшей по времени с государственным переворотом — свержением Временного правительства и захватом политической власти большевистской партией, — стала Октябрьская революция.

Две революции ознаменовали кардинальные перемены в государственном устройстве России: Февральская революция привела к свержению самодержавия, Октябрьская — к установлению советской власти — совершенно новой формы правления.

Октябрьская революция (полное официальное название в СССР — Великая Октябрьская социалистическая революции, иные названия: «октябрьский переворот», «Октябрьское восстание», «большевистский переворот», «Великая российская революция») — одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории.

В результате началась Гражданская война в России, было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (РСДРП(б)) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре 1917 года новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В.

И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры.

27. Гражданская война в России. Эпоха «военного коммунизма».

Лидеры большевиков не предполагали немедленного «введения» социализма в России.

Еще весной 1918 г. в работе «Очередные задачи советской власти» В.И. Ленин писал о «первых шагах» к социализму, об «известном времени», которое необходимо для понимания массами идей государственного учета, контроля над производством и распределением.

Однако уже к середине 1918 г.

Советская Россия оказалась на положении военного лагеря. Началась быстрая милитаризация экономики страны, советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни (некоторые из них начали внедряться еще в конце 1917 г.).

Комплекс этих чрезвычайных мероприятий получил название «военного коммунизма».

В 1918—1920 гг. ускоренным темпом шел процесс национализации промышленности. Опасаясь того, что крупные предприятия на оккупированных Германией территориях могут перейти в ее собственность, Совнарком 28 июня 1918 г. в спешном порядке принял декрет о национализации крупных и частично средних предприятий всех основных отраслей промышленности.

В тот момент подлежало национализации до 2 тыс. акционерных предприятий. К концу 1918 г. в районах Центральной России из 9,5 тыс. учтенных предприятий (около половины из них считались крупными и средними) в руки государства перешло свыше 3,3 тыс., т.е.

35%. Национализация крупного производства страны была в основном завершена к весне 1919 г.

Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась в духе декрета о земле, принятого 26 октября 1917 г. Однако голод и гражданская война толкнули большевиков на путь чрезвычайных мер в сельском хозяйстве.

Власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем хлебная разверстка и хлебная монополия не были большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано управляющим министерством земледелия А.А. Риттихом 29 ноября 1916 г. и вступало в силу в январе 1917 г. Политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялись и Временным правительством.

советская власть осуществила ряд мер, совокупность которых получила название продовольственной диктатуры. Наркомат продовольствия и его органы наделялись чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия, подтверждалась незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб.

Все, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, объявлялись врагами народа.

комбеды были преобразованы и слиты с советами.

Уже осенью 1917 г. в хлебородные губернии страны стали отправляться первые продовольственные отряды. Численность всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919—1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс.

человек. Декрет от 11 января 1919 г. заменял беспорядочные поиски продовольственных излишков централизованной и плановой системой продразверстки. Неприкрытая реквизиция произвольно установленных излишков вызывала различные формы протеста со стороны крестьянства: вооруженные выступления, сокрытие запасов, отказ засевать больше земли, чем было необходимо для пропитания своей семьи.

В годы Гражданской войны весьма распространилось мошенничество, возникшее во время Первой мировой войны на почве продовольственного кризиса.

По официальным данным, в 1918—1919 гг. из 26 губерний России было вывезено в города 143,8 млн пудов хлеба, в том числе мешочниками — около 66 млн пудов, или 41%. За годы Гражданской войны в города мешочниками было доставлено около половины всего продовольствия.

Эпоха «военного коммунизма» привела к обесценению денег и росту натуральной платы (продовольственный паек по льготным ценам, бесплатная спецодежда и удешевленные коммунальные услуги). Деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности.

Однако полностью отказаться от них государство не смогло даже в условиях «военного коммунизма». Население продолжало пользоваться «царскими» денежными знаками, «керенками» и «думскими» деньгами образца 1917 г., расчетными знаками советской поры, а также многочисленными местными деньгами.

Несмотря на чрезвычайное положение военного времени в эти годы советским правительством осуществлялся комплекс мер по социальному обеспечению трудящихся, нетрудоспособных, престарелых и детей.

Создавались дома матери и ребенка, родильные дома, женские и детские консультации, молочные кухни, ясли. В 1919 г. в России действовало 1279 таких учреждений.

Высшей точки политика «военного коммунизма» достигла на рубеже 1920—1921 гг. Негативные последствия «военного коммунизма» сильнее всего отразились на крестьянстве, способствовали взрыву антибольшевистских восстаний. Вместе с тем политика и практика жесткого централизма в годы Гражданской войны была оправдана.

Она помогла спасти народное хозяйство страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. Одновременно Гражданская война усилила веру советских руководителей во всемогущество централизма.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года

Февральская революция началась неожиданно и для правительства. и для оппозиции, но назревала она в течении многих десятилетий и самым тесным образом была связна с первой русской революцией

Правительство Николая II хронически запаздывало с проведением необходимых преобразований:

— экономических (сохранялось крестьянское малоземелье и патриархальные общинные традиции, промышленность развивалась крайне однобоко, отсутствовало трудовое законодательство);

— политических ( отсутствовали объявленные Манифестом демократические свободы и гражданские права);

— социальных (сохранялся социальный гнет малоимущих слоев населения, составляющих почти 50% населения).

Кризисную ситуацию в стране усугубляла первая мировая война, вызвавшая чрезвычайное напряжение во всех сферах жизни российского общества, и падение авторитета правительства.

Характерной чертой февральской революции был ее стихийный характер.

Ни одна партия не была готова к революции.

Основные события Февральской революции 1917 г. С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, завод был закрыт, объявлен локаут. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля забастовка стала всеобщей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм!» «Долой войну!» Усилилось влияние левых партий, наладилось взаимодействие эсеров, меньшевиков, анархистов, трудовиков, большевиков.

Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, жандармерию, казаков. 25 – 26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание, был захвачен арсенал, царь издал указ о роспуске Государственной думы.

Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения.

27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа, начал складываться вооруженный союз рабочих и солдат, отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность государственных органов власти и правительства была парализована.

В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость.

1 марта образовано Временное правительство, которое должно было до созыва Учредительного собрания осуществлять исполнительно-распорядительные функции.

2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила, который не осмелился принять российскую императорскую корону.

С самодержавием в России было покончено.

Итоги революции: свержение самодержавия, фактическое установление республики (официально провозглашено только 1 сентября 1917г.); провозглашены демократические права и свободы населения, все общее избирательное право. Тем самым февральскую революцию 1917г. можно считать законченной буржуазно-демократической революцией.

Режим двоевластия: Кризис временного правительства.

Уже в ходе всеобщей политической забастовки рабочие Петрограда по опыту революции 1905-1907 гг.

приступили к созданию революционной власти в форме Советов рабочих депутатов. 27 февраля состоялись выборы в Петроградский совет, который вскоре объединился с Советом солдатских депутатов. Исполком Петроградского совета возглавили меньшевики Н.

И. Скобелев и трудовик А.Ф. Кренский. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами. Устанавливался контроль над распределением продуктов, финансов, над железными дорогами и типографиями.

Таким образом, в Петрограде установилось двоевластие: Временное правительство, у которого вначале не было власти, и Советы рабочих и солдатских депутатов, обладавшие реальной властью, но не имевшие четкой программы действий.

Постепенно реальная власть стала переходить Временному правительству, что во многом объяснялось поведением руководства Советов.

Продолжавшееся революционное движение масс не позволило Временному правительству, являвшемуся властью буржуазии, оставить в неприкосновенности государственные структуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *