Что объединяет философию и науку
Наука и философия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Взаимоотношения науки и философии – очень острая проблема для современных философов. Наука и философия – это две взаимосвязанные деятельности, которые направлены непосредственно на изучение людей и мира, который их окружает. Следует отметить, что философия стремится познать все: ощущаемое человеком и нет, видимое и невидимое, реальное и иллюзорное. Именно поэтому философия может выходить за грани познания науки. Наука изучает то, что можно потрогать, увидеть, взвесить. Следовательно, наука – это область исследований, которая направлена на продуцирование новых знаний об обществе, природе и мышлении. Исходя из этого наука имеет границы, в то время как философия – метафизическая категория.
Соотношение философии и науки в системе человеческого познания
Наличие двух абсолютно разных и абсолютно идентичных понятий «наука» и «философия» – парадокс, который не дает покоя множеству мыслителей по всему миру.
По своей сущности, наука – это отрасль человеческой деятельности, основной функцией которой является теоретическая систематизация и выработка объективных знаний о существующем – действительности и реальности. При этом, наука является результатом и одновременно деятельностью человека. Основная цель существования науки – это описание и объяснение, предсказание явлений и процессов реальности, которые и составляют главный предмет ее изучения, базируясь на открываемых ею законах. Таким образом, наука стремится к теоретическому, логическому, максимально обобщенному знанию. Тем не менее, все вышеуказанное относится непосредственно и к философии.
Готовые работы на аналогичную тему
Соотношение науки и философии:
Философия – наука
Научность философского знания отрицать нельзя. Важной составной данного принципа является то, что именно философия – это праматерь всех наук. Основа философии – рефлексия, которая возникает в зависимости от желаний, потребностей и простой человеческой деятельности. Именно посредством данного инструмента философия стала основой всех гуманитарных наук.
Уровни исследования
Научность философии подтверждают и уровни исследования, которые используются в научном знании:
Любое научное знание имеет неотъемлемое стремление к вершинам человеческого знания. Именно процесс научной деятельности – идеал науки, который вбирает в себя теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть доказательного и максимально аргументированного, объективного знания.
17 Связь науки и философии
Связь науки и философии, ее эволюция и влияние на судьбы
человечества.
Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. В отличие от искусства, которое отражает мир при помощи художественных образов, Н. постигает его в понятиях, средствами логического мышления. В противоположность религии, дающей извращенное, фанатическое изображение действительности, Н. строит свои заключения, опираясь на факты. Сила Н. в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные законы, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Н. призвана не только объяснять существующее, но на основе знания объективных законов развития предвидеть будущее. Прогресс Н. заключается в том, что она переходит от раскрытия относительно простых причинно-следственных отношений и существенных связей к формулированию более глубоких и фундаментальных законов бытия и мышления. Н. тесно связана с философским мировоззрением, которое вооружает ее знанием наиболее общих законов развития объективного мира, теорией познания, методом исследования. Современной формой философии, способствующей правильному обобщению данных Н. и служащей методологической базой научного исследования, является диалектический материализм. Возникнув из потребностей общественно-производительной практики и непрерывно испытывая стимулирующее влияние последней, Н. сама, в свою очередь, сильно воздействует на ход развития общества.
Соотношение философии и науки
Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п.
• Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?
• Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первона
чалах и первопричинах».
Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.
Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия. Представители науки обычно не задаются вопросом, как возникла их дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, — излюбленная тема философских размышлений.
Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих и
объективных знаний о действительности. Наука — это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов.
Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки, философия техники и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.
История науки
В истории науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности:
— первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), которая изучала преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Человек стремился построить модели таких изменений, с тем чтобы предвидеть результаты своих практических действий. Люди изучали вещи, их свойства и отношения, которые выявлялись самой практикой. Они фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Используя такого типа знания, можно было предвидеть результаты преобразования предметов, характерные для различных практических ситуаций, связанных с объединением предметов в некоторую совокупность;
— вторая стадия — наука в собственном смысле слова. На данном этапе наука начинает строить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем проверки уже созданных из идеальных объектов конструкций, сопоставляет их с предметными отношениями практики. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.
Благодаря новому методу построения знаний наука получила возможность изучать не только те предметные связи, которые могут встретиться в сложившейся практике, но и проанализировать изменения объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле.
С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ
Философия и наука: сходства и различия
Содержание
Что такое философия, и что такое наука? Что общего у них, и чем они отличаются? Философия является теоретической частью науки или наука прикладной частью философии? Для того чтобы попытаться дать ответы на эти непростые вопросы, нужно разобраться в самой сути этих понятий, в их истоках.
История возникновения
Философия в переводе с греческого языка означает «стремление к мудрости». Впервые слово «философ» употребил еще в шестом веке до нашей эры Пифагор, который считал, что поиск истины – это и есть смысл философии.
Первые известные нам философские учения возникли в середине первого тысячелетия до нашей эры в трех очагах цивилизации того времени: в древнем Китае, древней Индии и древней Греции. Предшественниками философии были мифологические мировоззрения древних народов, населявших нашу планету. На основе мифов сложились системы ценностей и образ мышления человека еще на начальных стадиях развития общества.
Появление философии – это продолжительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к рациональному. В процессе развития общества мифология себя изжила, и на ее место пришли религия и философия. И, если религия основывается на духовных канонах, то философия представляет собой систему знаний, основанную на рациональном восприятии и осмыслении мироустройства и месте человека в этом мире.
История науки также уходит в глубину веков. Когда, во времена палеолита, древний человек взял впервые в руки орудия труда и научился добывать огонь, тогда и началось применение, если еще не научного подхода, то уже накопленных знаний и опыта для решения своих насущных проблем.
Понятно, что без определенных познаний, древние египтяне или народы майя не смогли бы построить свои города, пирамиды, бальзамировать мумии. Или создать, например, древние календари, обнаруживающие глубокие познания цивилизаций того времени в астрологии.
Однако, в условиях мифологического сознания, все это носило исключительно прикладной, практический характер. Только с зарождением рационального мышления появилась возможность, с помощью логического развития, эмпирические знания систематизировать в научные. Поэтому временем зарождения науки также считается период античной древнегреческой цивилизации.
Особенности науки и философии, сравнение, общие черты и различия
Что же является объектом изучения философии? Если коротко, это общие и глубинные вопросы бытия, сущности и познания окружающего мира, места человека в этом мире, смысл жизни, какое начало лежит в основе всего – духовное или материальное. Существуют огромное количество разных философских теорий. Философия, как таковая, представляет собой совокупность различных, иногда во многом противоположных по взглядам учений. И часто эти учения, как в искусстве, отражают личностные представления и предпочтения создавшего их мыслителя.
Резюмируя вышесказанное, можем выделить сходства и различия науки и философии.
Можно сделать однозначный вывод, что наука и философия тесно переплетаются между собой на протяжении всей своей истории и призваны помогать человечеству в познании мира во всех его формах и проявлениях, находить ответы на насущные вопросы жизни и улучшать тем самым ее качество. Философия, в большей мере, классическая европейская, дополняет науку, расширяет ее границы и, очевидно, является ее уникальной, специфической составной частью.
Философию и науку объединяет то, что
Религиозное мировоззрение.
Религия— особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Структура религии:
Виды религий
Пантеизм – Бог растворен в природе
Вера в абстрактный идеал.(джайнизм)
Мировые религии
Христианство – возникло в 1 в н.э в Палестине.
Ислам – возник в 7 в н.э на Аравийском полуострове.
Буддизм – возник около 6 в до н.э в Древней Индии.
Философию и науку объединяет то, что
Философия и наука – способы познания мира
Философия и наука – формы логического бытия знаний
Философия и наука – это системы знаний о мире
Философия и наука – это система знания, оперирующая категориями и законами
А различие в том, что
Наука изучает объекты, где человек может не присутствовать, а предмет изучения философии – человек
В науке понятия – форма отражения действительности, в философии – форма ее существования
Наука неидеологична, а философия идеологична
Наука опирается на опытную проверку, философия не ставит опытов и экспериментов
Содержание науки задано объектом исследования, понятия философии имеют собственное содержание
Наука – это знание частное, а философия – всеобщее
Наука выносит за скобки личностное, эмоциональное, ценностное отношение ученого в отличие от философии
Наука нуждается в строгой организованности, а кредо философии: «подвергай все сомнению»
Наука – сфера необходимости, а философия – свободы
Наука стремится к накоплению знаний прошлого, философия – это стремление к переформулировке, она обратима и личностна
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:
• онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической., а также этика, эстетика, теология и социальная философия.
Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии.
Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.
При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др.
Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер.
Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения..
Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле) В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания.
Первой задачей философского мышления стала уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.
Основной вопрос философии- это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному.
Основные философские направления:
1 Материализм – философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи.
Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности.
Основные виды материализма:
-Наивный, стихийный, натурфилософия.
2 Идеализм – философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо.
-объективный идеализм- идеальное начало существует вне субъекта
-субъективный идеализм – идеальное начало существует внутри субъекта.
3 Агностицизм – агностики отрицают познаваемость мира. (Юм, Кант, Протагор, софисты)
4 Скептицизм – сомнение в возможности получения достоверного знания.
5 Дуализм – телесное и духовное существуют самостоятельно и независимо друг от друга(Декарт)
6 Пантеизм – идея растворенности Бога в природе(Бруно)
Античная философия 6 в до н. э по 6 в –онтология, космоцентризм, гилозоизм ( материя является одушевленной), становление диалектики, тесная связь с научным знанием того времени, появление первых философских систем, умозрительность.
Философия Возрождения 14-16 в – синтез искусства, философии и бурно развивающейся науки, новый взгляд на человека и природу, борьба против теологии.
Новейшая философия конец 19 – 21 в – рассматривает мир, принципы его познания в неразрывной связи с субъективными особенностями индивидуального бытия, направляя свое внимание на практические потребности человека. (Конт, Спенсер, Мах, Ницше, Бергсон)
Фалес из Милета 625 – 547 в до н.э. –выдвинул идею субстанции – первооснову всего. Он считал, что все происходит из воды и в воду обращается, Вода носитель всех изменений. Он отходил от мифологического мышления и был на пути естественного объяснения мира. У него булла идея единства мироздания. Бог – разум мира.
Зенон Элейский (490 – 430 г до н.э) – он развил логику как диалектику. Сформировал апории против движения (парадоксы), такие как « Ахилесс и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадион».
Гераклит – рассвет творческих сил Гераклита приходится приблизительно на 504-501 гг до н.э. Еще при жизни его прозвали темным. Он написал сочинение «о природе», которое отличалось трудностью изложения.
Взгляды Сократа (469—399 до н. э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учеников
Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Диалог— основной метод нахождения истины.
Государство. Теория идеального государства.
Лучшая форма правления – аристократия. Стремление к благу является общим, как для государства, так и для личности. Когда общество стремиться к благу, оно становиться справедливым, а личность добродетельной. Тирания – самая худшая форма правления. Основные сословия в государстве: ремесленники земледельцы, войны стражи и правители философы. Основная добродетель – справедливость, Цель человека – познать истинное благо, истинное добро для обретения гармонии с высшим началом, а высшее благо – это разум.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду вопросов он расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Ему принадлежит изречение « Платон мне друг, но истина дороже». Он считал, что философия – всеобщее знание, она состоит из 3 частей: теоретическая, практическая, поэтическая. Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Единство материи и формы – идея единичного бытия вещи. Энтелехия – сила, которая определяет действительность существования, цель бытия конкретной вещи. Душа человека – энтелехия тела. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.
Сами вещи, конкретные явления имеют 4 основания, причины для своего существования: 1 Формальную причину (что?)
2 Материальную причину (из чего?)
3 Движущую причину ( как и кем создано?)
4 Целевую причину (для чего?)
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Категории – это фундаментальные понятия философии.
Аристотель создает образец совершенного полисного государства. Государство – естественное образование, порядок жизни в нем соответствует человеческой природе. Он был против отмены частной собственности у семьи, но как Платон считал рабство справедливым. Три правильных Г. : монархия, аристократия, полития – народное представительство. Цель государства – счастливая жизнь граждан. Счастье в добродетельной жизни.
1 Эпоха патристики (учение отцов церкви)- отход от основных идеалов античной философии, проблема свободы воли человека. (Аврелий Августин)
2 Эпоха схоластики ( школьная философия)
Основные вопросы: соотношение веры и разума, единичного и общего, свобода воли и спасенное души.
-идея креационизма (все создано Богом)
— Бог обладает личностными качествами, но есть творческое, активное начало мира.
— Движение и изменчивость становятся признаками мира.
— Концепция «двойственной истины» (истина религии и истина философии)
— Соотношение веры и разума («Верою познаем», истина открывается через веру)
— Новая постановка проблемы происхождения человека и его сущности( человек греховен и сам познавать истину с помощью разума не может, новые идеалы – любовь, терпение, сострадание, путь к Богу – это не созерцание и познание, а преодоление греховности, очищение)
-Новый образ человека : отказ от праздности, зрелищности, обуздание плоти, не противиться злому, любит врагов, разум не приведет к спасению, а только вера и подчинение воли Бога, человеком движет не природа, а свобода воли.
— Бог проникает во внутренний мир человека
— Принцип свободы воли
-Концепция теодицеи- философская идея оправдания Бога за несовершенство мира и допускаемое Им зло на земле.
Спор об универсалиях – то есть о природе общих понятий (номинализм – универсалии существуют только в человеческом разуме, существует только индивидуальное и оно есть предмет познания. Реализм – общее существует в связи с единичным, то есть универсалии существуют до вещей, в божественном разуме, в вещах – как их форма, и после вещей в человеческом разуме.
Временные рамки 14-16 вв.
Антропология – идея антропоцентризма, возрождение идеалов античности провозглашение идеи гуманизма, реабилитация телесного начала человека, ценность земной жизни, свобода человека, культ человека творца.
Философия Нового времени характеризуется возникновением двух противоположных течений по вопросам познания мира – сенсуализм (эмпиризм) – Ф. Бэкон, и рационализм – Р. Декарт.
Эмпиризм Ф. Бэкона (1561-1626)
— основу познания составляет чувственное познание, мы познаем мир посредством наших ощущений. «нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»
— основанность знания на опыте, философия носит практический характер.
— Цель науки – господство человека над природой, подчиняясь ее законам, переход от философии слов к философии дела.
— основной девиз – «Знание – сила» (природа побеждается только подчинением ей)
— применял индуктивные методы(от частного к общему) познания (аксиомы – новые эксперименты)
— Наука делится на философию (истина разума) и теологию (истина веры)
Вольтер
Он ввел в научный оборот термин «культура». Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он признавал необходимость веры в бога как перводвигателя вселенной. Ему принадлежит фраза: Осмельтесь мыслить самостоятельно!
Руссо
Он призывал назад к природе, цивилизация испортила человека. Развивал теорию общественного договора, клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию. Был представителем демократического крыла идеологов просвещения, и сторонник естественного права
Дидро
Он утверждал, что все есть материя в движении. Душа – это продукт единства организма, его целостности.
Теория познания
—необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания
— Феномены – воспринимаемые явления вещей(мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) «ВЕЩИ ДЛЯ НАС»
—Ноумены – (вещи сами по себе, умопостигаемая, не данная в опыте, сущность) – непознаваемая часть мира «ВЕЩИ В СЕБЕ» вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом
— мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является
— Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил.
-Познание – взаимодействие рассудка и чувств
— Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога)
-Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления
— при попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – антиномии (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры)
Этика
-«Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
— Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой
— Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе.
-Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину)
-Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – категорический императив «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, как цели, и никогда как к средству»
-Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства.
-Религия – нравственное единение людей.
Материализм Фейрбаха
Антропологический материализм Фейербаха
Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности.
Основой антропологии Фейрбаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Дух вторичен, природа первична. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.
18 Основные идеи марксистской философии.
базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.Системообразующим принципом ОЭФ является способ производства.Смена способов производства определяет смену ОЭФ.
Исторически конкретное единство производственных отношений и производительных сил характеризует специфический для каждой общественно-экономической формации способ производства (деятельность по преобразованию и созданию экономических благ).Производительные силы включают в себя предмет труда, орудия труда (средства производства) и рабочую силу.
Все было направлено на совершение социальной революции в обществе, для того, чтобы заменить его более справедливым.
Основные философские идеи марксизма
* Идея практики; Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру.
* Идеи и принципы материалистической диалектики; Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека.
* Диалектико-материалистическое понимание истории; Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы:
— Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.
-Общество исторично, оно развивается во времени.
— В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.
* Концепция отчуждения; выделялись такие формы отчуждения:
-Отчуждение условий труда от самого труда.
— Отчуждение результатов труда.
— Отчуждение идеологии от жизни.
Федоров
Флоренский
. Флоренский принадлежал к софиологическому направлению русской религиозной философии,. Именно православная церковь и оказывается «столпом и утверждением истины». Он утверждает, что как человечество является душой и совестью твари, так церковь является душой и совестью человечества. Флоренский противопоставляет божественный и тварный миры. Божественный мир внутренне един, целен благодаря наличию софийного единства трёх ипостасей божественной Троицы. Земной мир лишён изначальной целостности и поддерживается силами мира божественного. Весь тварный мир рассыпается в антиномических противоречиях, преодолеваемых не рассудочным познанием, а верой. Сам рассудок не является цельностью, а распадается на ряд антиномических противоречий.
Циолковский,Чижевский (русский космизм)
Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Впервые ввёл в научный лексикон понятие «космическая погода
Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Неопозитивизм.
Неопозитивизм — одно из распространённых направлений философии XX века, современная форма позитивизма.
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
1) Философы «Венского кружка» (Шлик – основатель, его последователи – Карнап, Нейрат, Рейехенбах)
2) Представители Львовско-Варшавской школы (Тарский, Лукасевич)
1. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.
2. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков.
3. Основной принцип неопозитивистов – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта.
4. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.
5. Другой основной целью неопозитивизма является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
Постмодернизм
Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство.
остмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.
Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.
Философия существования
Одно из наиболее значительных направлений соврем философии – «философия существования». Крупные представители: Н.Бердяев, Л.Шестов, А.Камю, К.Ясперс и др. Появление этого течения обусловлено кризисом европейского обществава 20в, связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократ режимов фашистскими, тоталитарными.
2. утверждение идеи неповторимости, уникальности человека и его судьбы
3. утверждая уникальность человеческого бытия, подчеркивает особую роль активности человекака в осознании самого себя, своей сущности
Проблема свободы – одна из центральных проблем.
Основные исторически сложившиеся позиции в онтологии:
Релизм –признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (объективная реальность).
Объективный идеализмсчитает объективно реальным и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Духовное – высший род бытия. Бытие духовного вечно, телесного –временно.
Материализм отрицает самостоятельное, независимое от материи существование душевных явлений.
Субъективный идеализм – реальность в рамках опыта.
Феноменология ХХ в. Э. Гуссерль. Вещи – часть содержания самого сознания, на которую направлены акты самого сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Бытие феноменов, сущностей.
Экзистенциализм – бытие человека – бытие вещей.
Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления –категории(бытие-небытие, качество-количество, сущность и явление, целое-часть)
Бытие – философская категория, обозначающая реальность, действительность, т.е. все, что существует тем или иным способом, это общая характеристика мироздания. Антитезой бытия является Ничто.
— Бытие понятий (идей)
В античности бытие рассматривалось как поиск первоначала мира, оно было едино и неизменно.
В средние века истинное бытие – Бог.
В эпоху возрождения бытие совпадало с природой.
Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: Субстанция – первооснова всего существующего, то, из чего все существует (протяженность, мышление)
В эпоху просвещения бытие отождествлялось с материей и веществом.
А в марксизме бытие – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека.
Материя –объективная реальность, данная в ощущениях.
В античности материя – это первоначала.
В возрождении материя одухотворена
В просвещение материя – это вещество.
Согласно материализму материя внутренне противоречива и это противоречие станосится источником ее изменения.
Основное свойство материи – движение.
Современная научная картина мира – находится в периоде, который называется постнеоклассицизм. Она характеризуется междисциплинарностью.
Современную научную картину мира сформировали прежде всего крупнейшие открытия физики, сделанные в конце XIX — начале XX в. Это открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считались атомы, то в конце прошлого века были открыты электроны, как собственные части атомов. Позднее было исследовано и строение атомных ядер, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (частиц, не имеющих заряда).
. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы».
Фундаментальные основы новой картины мира:
1. общая и специальная теория относительности
2. квантовая механика
Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в био