Что объединяет философию историю и медицину
Философия и медицина
В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.
1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.
2) Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).
3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.
В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.
Философия и медицина: описание взаимосвязи
Медицинская философия как наука
Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.
Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.
Философия и медицина – что общего
Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.
И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.
Теория или практика
Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?
И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.
Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.
Философия народной медицины
Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.
Восточная медицина
Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.
Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.
Медицинская этика
Роль философии в медицине для европейских медиков определяется чаще всего на уровне теоретическом. Лекции по философии воспринимаются, как важное, но не первостепенное дополнение к основным знаниям. Тем, не менее, один аспект врачебной практики связан с философией медицины наиболее тесно – это вопрос медицинской этики. Степень доверия к своему доктору определяет сроки выздоровления. С этим не спорят даже самые закоренелые скептики. Право врача решать, когда прекращать лечение, этическая сторона эвтаназии, врачебная тайна – эти вопросы обсуждают и медики и философы. Главная цель их работы сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!»
Философия медицины в разные исторические эпохи.
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека осуществлялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате этого сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Древневосточная мудрость представляет собой симбиоз философских и медицинских идей, заключенная в египетской «Книге мертвых», индийских ведах, в учении китайских даосов («Учение о бессмертии»), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна).
В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова личная и общественная ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным. Эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов, как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.
В средневековой европейской традициифилософские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественнонаучных исследований (прежде всего химии), включающая так же элементы ворожбы и колдовства, – алхимия. Несмотря на нереальные цели (например, поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа, так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф.Бэкон, Парацельс и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.
В новое и новейшее время, особенно в ХХ веке, философия медицины, как особая отрасль научного знания, становится особенно популярной. Появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины, разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга).
Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины: здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности, как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие).
Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества, можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, русских ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова и др.
Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются. Как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.
Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:
— медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),
— теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),
— а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.
Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психобиосоциального существа.
В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.
Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.
Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.
Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм[1], нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).
Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении.
Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.
Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого организма, вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.
Феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии. Биологическая структура объединяет динамичный субстрат (объект морфологии) с «оформленным» процессом (объект физиологии). До сих пор в медицине теоретическое признание единства структуры и функции мирно уживалось с уверенностью в том, что в начале болезни изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых функциональных расстройств. Достижения современной биологии и медицины, особенно молекулярной биологии, биофизики, генетики позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и дают возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функции. Таким образом, системно-функциональный подход в медицине позволяет как исследовать детали, части, процессы индивидуального организма, рассматривать функции его систем, так и не забывать о целостности, изучая человека не как механический конгломерат «частей и деталей», но живую систему, органично вписанную в природосоциальную реальность.
К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие – от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скурпулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины. Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную биосоциальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.
Вопросы к лекции №16:
1. Когда впервые появляется связь между философией и медициной?
2. Какие общие цели преследуют медицина и философия?
3. Что лежит в основе древневосточной философии медицины?
4. Кто разрабатывал античную философию медицины?
5. Алхимия и ее влияние на философию медицины?
6. Современное состояние философии медицины?
7. Модели врачевания как взаимопересечение философии и медицины?
Философия для медицинских специальностей
Представлены современные философские проблемы медицины в контексте основных разделов философии: истории философии, онтологии, гносеологии, аксиологии и социальной философии. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов всех специальностей, а также преподавателей философии медицинских и фармацевтических вузов и колледжей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия для медицинских специальностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Раздел I. Философия и ее история
Тема 1. Что такое философия
Человек отличается от всех живых существ, как известно, тем, что он способен мыслить. Предметом его размышлений могут быть самые разные вещи, но рано или поздно каждый из нас задает себе вопросы, которые принято считать вечными: зачем я живу; почему вообще существует жизнь и в чем ее смысл; что будет в будущем с человечеством; как устроен мир; есть ли в нем другие разумные существа, кроме людей; как устроена Вселенная; существует ли Бог? Их много, этих вопросов. Каждый отвечает по-своему, исходя из своего опыта, своих ценностей и стремлений, основываясь на своих знаниях. Иногда кажется, что не решив для себя этих проблем, невозможно жить дальше. Есть, и всегда были, в мире люди, которые сделали работу по поиску ответов на подобные вопросы смыслом всей своей жизни. Это философы. Их усилиями и создана философия. Но что же это такое — наука, вера, образ мысли, образ жизни или еще что-то?
Философия как наука и мировоззрение
Термин «философия» возник из сочетания двух греческих слов: «филео» («любовь») и «софиа» («мудрость»). Впервые термин употребил древне греческий ученый и философ Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.), термин оказался настолько удачным, что сразу закрепился и стал употребляться всеми.
Но простой перевод понятия «философия» еще ни о чем не говорит, поэтому со времен Пифагора чуть ли не каждый философ пытался дать свое определение философии и объяснить, как он ее понимает. Из этих попыток возникали и овладевали умами все новые философские направления и школы. Но ответы на главные философские вопросы оставались спорными, и каждое новое поколение вновь задавало их себе.
Человек всегда пытался как-то объяснить мир, понять себя самого как его часть. Но на первых этапах существования человечества знаний о мире было очень мало, поэтому формой его объяснения мира была мифология.
Мифология (греч. mythología, от mýthos — «предание, сказание» и lógos — «слово, рассказ, учение»):
1) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов;
Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, которые воспринимались как живые существа. Устные рассказы о происхождении и творении мира передавались от поколения к поколению, обрастая новыми подробностями. Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные попытки объяснения природных и социальных явлений, еще не связанные с научным знанием о них (такого знания попросту не было), но и отношение к миру. Мифологическое сознание оперирует конкретным и персональным. Оно существует и сейчас, с него началась философия, с него начинаются и размышления каждого из нас о самых общих и самых значимых вещах. Наиболее ярким примером являются легенды и мифы Древней Греции — колыбели западной философии, мифы Древней Индии и Китая — родоначальников философии восточной. Они возникли приблизительно в одно и то же время, никак не связанные между собой, но пытавшиеся отвечать на одинаковые вопросы.
В период между 800 и 200 гг. до н. э. в Индии, Китае и Древней Греции произошел исторический скачок. Люди уже достаточно окрепли, чтобы тратить силы и время не только на выживание, но и на размышления о жизни. Именно в это время человек начинает осознавать бытие в целом, самого себя и свои возможности. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой на ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами знания (рис. 1.1).
Знания сначала дополняют верования, потом вытесняют некоторые из них, происходит трансформация мифологии в философию.
Рис. 1.1. Рождение философии
И сразу обнаруживаются два пути в осмыслении человеком самого себя, природы, мира в целом: это путь веры и путь знания. Но и то, и другое не являются достаточными, чтобы признать их философией, ведь мудрость — это и знания, и опыт, и вера, а не только что-то одно. С другой стороны, философия не существует без знания, ибо взывает к разуму, но не существует и без веры, поскольку ведет речь о предметах, относительно которых знание пока недостижимо. Лучше всего эту ситуацию описал классик современной философии, ученый-математик, лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел:
«Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия».
Есть вопросы, на которые наука ответить не может, а теология отвечает неубедительно. К таким вопросам Бертран Рассел относил следующие:
Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?
Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами?
Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель?
Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?
Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?
Является ли человек тем, чем он кажется астроному, — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете?
Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету?
А может быть, он является и тем и другим одновременно?
Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой?
Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?
Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?
Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, — просто максимально рафинированная глупость?
Список этих вопросов можно продолжать и продолжать, поскольку каждое новое поколение сталкивается с новыми проблемами и пытается осмыслить их философски. Сейчас для нас важно, например, станет ли человечество однополым (угроза разрушения Y-хромосомы доказана) и естественным образом угаснет? Будет ли искусственный интеллект паритетным по отношению к естественному или вытеснит его? Что происходит с психической энергией, существование которой почти доказано, после смерти человека? И так далее… Но подведем итог.
Несмотря на дискуссионность проблемы предмета философии, исследователи в своем большинстве склонны рассматривать философию в двух аспектах: как мировоззрение и как науку. При этом мировоззрение может быть как рационалистическим, так и иррационалистическим. Оно рассматривает проблему соотношения мира как такового, его активной, целеполагающей, разумной составляющей является человек. Люди осознают мир посредством образов и представлений, а также путем логически организованной системы понятий и категорий. Таким образом, можно выделить два способа духовного освоения мира, которые образуют различные типы мировоззрений: эмоционально-образный (миф, религия, искусство) и логико-рассудочный (философия). Мировоззрение суть осознание бытия в целом, включая бытие человека.
Но философия является не только мировоззрением. Ее выводы и постулаты могут быть основаны и часто основываются на научных знаниях, философия имеет свои законы и отвечает трем критериям научности: имеет свой предмет, свой метод и свой язык.
Предмет философии — вся совокупность наиболее общих вопросов об отношениях человека и мира. Часто предметом философии называют мир в целом, общие принципы и закономерности его бытия и познания.
Методы философии: диалектика, софистика, эклектика, метафизика, догматизм, герменевтика и др.
Язык философии — это категориальный аппарат, которым пользуются философы. Наиболее известные понятия: «бытие», «материя», «дух», «сознание», «человек», «природа», «общество», «ценности» и т. п.
Философия имеет достаточно ясную структуру, которая формировалась веками. Интересно, что в самых разных философских направлениях эта структура представлена как инвариант, хотя разные философы придают разное значение ее составляющим. Мы будем исходить из следующей структуры философии (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура философии
История философии изучает различные школы и направления философской мысли разных времен в их хронологической, теоретической или другой последовательности. Дело в том, что историчность данного раздела философии может трактоваться не как временная, а как логическая, персонализированная или объектная. Другими словами, философские системы связаны между собой по разным основаниям, а не только и не столько во времени. Иногда проходят годы и десятилетия, прежде чем появится продолжатель идей того или иного философа, но, несмотря на большой временной промежуток, их объединяют в одну философскую школу или направление. Интересно, что история философии одновременно и есть сама философия, как считают некоторые ученые (Т.И. Ойзерман, например). Но данная точка зрения не является общепризнанной, поэтому мы приводим ее только в ознакомительных целях.
Различные структурные части философии имеют отличия в предмете, методах и в категориальном аппарате. Так, социальная философия изучает общество, его историю и перспективы, его структуру и динамику социальных связей, роль человека в обществе и роль общества в жизни человека. Кратко можно сказать, что социальная философия отвечает на вопрос «Что есть общество?».
Эстетика (др.-греч. αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. По мнению классика отечественной философии А. Ф. Лосева, предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась. [2] К основным категориям эстетики относят: прекрасное и его противоположность — безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, искусство, эстетический опыт и т. п.
Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, наука о правильном мышлении, искусство рассуждения, от λόγος — «речь, рассуждение, мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Чаще логику называют просто наукой о законах правильного мышления. Смысл логики — в поисках способов достижения истины путем рассуждения, а не чувственного опыта. Любой науке логика служит одним из основных инструментов. [3]
Непосредственно теоретическая философия состоит из трех основных разделов: онтология, гносеология, аксиология.
Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — «сущее», то, что существует и λόγος — «учение, наука») — учение о сущем; учение о бытии как таковом. [4] В этом разделе изучаются фундаментальные принципы бытия, устройство мира, законы развития материи, такие ее атрибуты, как движение, пространство, время. С позиций медицины этот раздел интересен тем, что в нем формулируются основные принципы бытия индивида, определяются его границы.
Философия — это огромный мир мысли, и в мире этом нельзя провести какие-то раз и навсегда данные границы. Поэтому разделение «по горизонтали», которое мы провели, весьма относительно. И оно не может не быть дополнено разделением «по вертикали», хотя и здесь мы, скорее, пользуемся метафорой, а не каким-то логическим инструментом.
Об этом же писал Иммануил Кант, правда, он подразумевал под практической философией этику. Почему? Дело в том, что философский дискурс традиционно ориентирован в двух плоскостях — теоретической и практической. Теоретическая философия всегда ставила умозрительные проблемы, касающиеся сущности предметов и явлений. Она находится в единстве с практической философией, направленной на рассмотрение нравственных и социально-политических проблем. Другими словами, есть философская теория и есть философские нормы и предписания о том, как эту теорию применять. В наше время к практической относят всю нормативную философию, так или иначе связанную с деятельностью человека. Но поскольку со времен Канта практической принято было считать этику, то сам термин «практическая» к философии применяется только специалистами. А вот для того, чтобы структурировать этот раздел по видам деятельности, которые он описывает, оценивает и по отношению к которым разрабатывает предписания, употребляют термин прикладная философия.
Действительно, существует субуровень философии, который нельзя игнорировать, тем более что наш курс предполагает специальное изучение одной из его составляющих. Дело в том, что, отражая действительность в ее скрытой, истинной сущности, философия как бы повторяет дифференциацию этой действительности на сферы человеческой жизнедеятельности. Возникают своеобразные «теории среднего уровня», составляющие в комплексе то, что и принято называть прикладной философией.
Термин не всеми разделяется, но обладает несомненным эвристическим превосходством перед другими названиями группы философских дисциплин, о которой можно сказать следующее: это философские комплексы, основанные на постулатах теоретической философии и организующие ее связь с действительностью путем разработки наиболее общих предписаний в автономных областях человеческой практики (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Структура прикладной философии
Таблица 1.1. Основные подразделы прикладной философии
1 Авторское определение интерпретировано в последней теме курса.
Этот список можно было бы продолжить, но мы приводим его в качестве примера, поэтому выбрали наиболее распространенные разделы прикладной философии, соответствующие основным направлениям человеческой деятельности.
Но сразу заметно, что философия медицины имеет ряд отличий от перечисленных выше направлений прикладной философии. Она не так четко определена, ее появление в перечне сразу вызывает вопрос о взаимосвязи философии медицины и философии здоровья (рис. 1.4). И, наконец, о философии медицины гораздо реже упоминают, чем, например, о философии права, политики или культуры. Причина в том, что сама медицина — очень «закрытая» область человеческой деятельности. Здесь много вопросов, которые не подлежат широкому обсуждению.
Рис. 1.4. Взаимосвязь философии и медицины
Взаимосвязь философии и медицины — тема особая. Современная медицина представляет собой целый комплекс научных дисциплин, которые являются теоретической базой для медицинской практики. Медицинское знание обширно и чрезвычайно неоднородно. Отсюда возникает задача теоретического синтеза медицинских представлений и определение предмета теоретизации. Медицина имеет дело с человеком. Очевидно, что вовлечение биологического, гуманитарного и технического знания в сферу деятельности врача неизбежно. Именно поэтому медицина связана с философией не непосредственно, а опосредованно, через интерес к общему предмету. Она имеет дело не с философией вообще, а с определенной ее смысловой частью — философией человека. Описывая структуру философского знания, мы не выделили философию человека, поскольку она присутствует в той или иной степени в каждом философском направлении. О чем бы ни размышляли люди, они в конечном итоге размышляют о самих себе.
Человек как предмет философии
Действительно, человек — это вечная загадка. Кажется, что мы знаем о нем все, но стоит задуматься — и открывается бездна непонятного, необъяснимого. И пока человек живет, он обречен на познание самого себя, потому что как бы ни был безначален и бесконечен мир, самое главное в нем для человека — он сам.
Зачем нужны знания о человеке? Для того, чтобы жить. Чем больше мы узнаем друг о друге, тем легче найти общий язык, избежать конфликтов. Чем больше мы знаем о своем организме, тем легче избавить его от болезней. Чем лучше мы разбираемся в своей душе, тем успешнее управляем своими желаниями и поступками. Узнавая человека, мы одновременно постигаем и законы природы, потому что в нем как в высшем проявлении жизни на земле отражено все ее многообразие.
Но у человека есть то, чего нет больше нигде в природе, — сознание. И, проникая в его тайны, мы узнаем не только о своих возможностях, о своем будущем, но и о непонятом пока космическом единстве разума. Ведь человек воплощает в себе не только законы земли, но и космоса.
Можно ли узнать человека до конца? Нет, сам себя человек не узнает целиком никогда. Чтобы получить исчерпывающие знания о какой-то системе, надо выйти за ее рамки, посмотреть на нее как бы сверху. Человек не может выйти за пределы самого себя. Он изучает себя как бы «по кусочкам», но всегда из поля наблюдения исключается какая-то часть его самого, прежде всего та, которая наблюдает.
Человек всегда больше, чем его знания о себе. С развитием науки появляются новые средства человекознания, но как бы совершенны они ни были, изобретают их сами люди, потому программы применения этих средств ограничены уровнем интеллектуальной зрелости человека.
Можно ли до конца понять человека? А вот это уже другой вопрос. Как часто люди не могут объяснить свои собственные поступки! Как часто мы знаем, что сделает тот или иной человек, но не можем объяснить, откуда это знание взялось! Как часто мы чувствуем боль и радость других, даже не задумываясь о природе этих представлений.
А дело в том, что далеко не все в человеке поддается рациональному объяснению. Многие связи, даже в организме, не говоря уже об эмоционально-чувственной сфере, о подсознании, не укладываются ни в какие логические законы и не могут быть высказаны словами. Поэтому человека мало узнавать, его надо чувствовать. Все это вместе и называется пониманием. И мы смело можем сказать, что каждый человек способен понять себя и другого. До конца ли? Этого никто не знает, потому что в понимании фиксируется целостное представление о человеке.
Целостное — это не значит все. Целостность — это внутреннее единство объекта, его автономность, независимость, отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. В философии понятие целостности сближается с понятием сущности. Таким образом, задача целостного восприятия человека может трактоваться как задача постижения его сущности.
Отличие философии человека от других наук, изучающих его, состоит в том, что она соединяет в себе наиболее общие знания о человеке с интуитивным постижением его сущности. Философия должна не просто изучать человека — она должна переживать его.
Человека изучают многие науки. Это не удивительно, потому что люди очень интересны сами по себе. Но науки эти достаточно изолированы друг от друга, каждая из них имеет своим предметом лишь какую-то одну сторону в многообразии человеческих проявлений. Однако для целостного представления о человеке знания, добытые конкретными науками, необходимы. Что же это за науки и как они представляют человека? Назовем некоторые из них (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Науки о человеке
При характеристике комплекса наук о человеке сразу обнаруживается, что каждая из них берет лишь определенный срез человеческого бытия, не рассматривая человека в целом. Интересно, что все они структурируются как научные дисциплины в середине XIX в. Но на этом сходство заканчивается. Междисциплинарные связи между науками о человеке развиты чрезвычайно слабо.
Невольно вспоминается притча о слепцах, которых попросили рассказать, что такое слон. Один потрогал ногу слона и сказал: «Это столб». Другой взялся за хвост и сказал: «Это веревка». Третий ощупал хобот и заметил: «Это труба». Так и в науках о человеке. Психолог скажет о человеке: это душа. Педагог заметит, что человек — это объект воспитания. А многие врачи так до конца жизни и полагают, что человек — это больной.
Но без наук о человеке не может сложиться целостное представление о нем, не может сформироваться философия человека. Это особенно очевидно в наше время, когда науки о человеке претендуют на роль лидера в системе научного знания.
Здесь необходимо отметить, что в разные периоды истории роль лидера выполняли разные дисциплины. Первоначально это была механика (Новое время), затем — физика и химия (начало XX в.), после на первое место вышли биология и весь цикл биологических дисциплин (такое положение сохраняется и сейчас), но в настоящее время все больший приоритет приобретают человековедческие дисциплины, номенклатура которых постоянно расширяется. Это связано, прежде всего, с объективной потребностью общества, о чем мы еще расскажем, а также с тем, что данными науками накоплен достаточно большой материал, нуждающийся в обобщении.
Почему же такого обобщения до сих пор нет? Как уже говорилось, человек никогда не познает себя до конца. Но даже если полностью познать человека невозможно, то иметь целостное представление, составленное из тех данных, которыми мы располагаем, можно и нужно.
И вот здесь-то и возникают новые трудности.
Во-первых, это недостаток эмпирических данных в некоторых науках. Так, генетика человека — это область знания, где эмпирические данные накапливаются десятилетиями, поэтому на вопросы, поставленные одними учеными, придется отвечать их внукам.
Во-вторых, становление целостного представления о человеке тормозится неравномерностью развития частных наук. Колоссальный материал, накопленный, например, антропологией и этнографией, лежит порой без движения, потому что нуждается в интерпретации в терминах биологии человека, а она еще не готова к этому.
В-третьих, для формирования целостного представления о человеке нужна определенная методологическая база. Мы уже говорили, что подходить к созданию портрета человека можно по-разному. Но какой подход правильный? Вот это пока не выяснено. И философия человека пытается ответить на такие вопросы, как:
• Смотреть на него как на часть космоса или самого считать микрокосмом?
• Складывать картинку из данных индивидуальной жизни или из того общего, что присуще каждому поколению?
На эти вопросы можно ответить, только имея четкие методологические установки. Именно поэтому философский синтез знаний о чело веке является предпочтительным. Но на основе какой философской системы он возможен? Видимо, должна быть отдельная система, а именно — философия человека. Строго говоря, вся история философии — это история размышлений о человеке. Античные философы вообще считали, что и мир, и человек подчинены одним законам, причем, не отдавая себе в этом отчета, они приписывали и вещам, и животным, и планетам человеческие свойства.
Например, Анаксимандр полагал, что взаимоотношения между космическими телами строятся по принципам справедливости, Пифагор читал проповеди животным, полагая их наделенными душой, и т. п.
Человек для античных философов не был «производным» от природы или от Бога, он существовал в органическом единстве с ними, как бы то ни было, иерархия была весьма условна. Такой взгляд на человека типичен для первых попыток философских размышлений о нем. После Сократа начинает все больше и больше разграничиваться рассмотрение человека и природы, духовного и телесного бытия.
Сейчас необязательно останавливаться на частностях и подробно рассматривать, как понимали человека Гераклит и Эпикур, Демокрит и Анаксагор и т. п. Важно отметить попытку целостного рассмотрения человека как исходного пункта всех философских течений, которые, начавшись в Античности, не всегда сохраняли ее самые ценные находки.
Нужно обратить внимание и на причину именно такого — нерасчлененного — подхода к человеку. Это, прежде всего, недостаток знаний о мире и о себе. Впоследствии знаниям о себе уделялось больше внимания, чем знаниям о мире, потому что в самопознании (!) еще древние видели ключ к познанию мира, руководствуясь известной формулировкой Сократа. С тех пор теориям человека в философии всегда отводилось первое место.
Но даже тогда, когда первые философские размышления о человеке были размышлениями о его целостности, единстве с природой и Богом, в разных культурах эта целостность и единство мыслились по-разному. На это следует обратить внимание, потому что именно тогда возникли два основных подхода к человеку, которые существуют и сейчас, наиболее отчетливо проявляя себя в медицине. Речь идет о восточной и западной традициях в философии.
Как размышляли о человеке философы Запада? Они, прежде всего, рассуждали о духе, но о духе как онтологической реальности для человека. Платон, Аристотель, Гегель — все они, так или иначе, старались рационализировать до степени логической схематики свои представления о человеке, сознательно отчуждая его от природы и от самого объективного духа. Поэтому и в материализме, и в идеализме западных мыслителей постоянным было одно — путь к человеку через внешнее воздействие на него. Отсюда и в западной медицине сложилось несколько различных философских школ. Они пользовались данными других наук о человеке и в своих рассуждениях пытались восполнить пробелы, оставленные ими. Многообразие подходов к проблеме говорит о том, насколько она сложна.
А в чем особенность размышлений о человеке в восточной философии?
Важнейшей чертой ее является ориентация личности на гуманное и уважительное отношение к миру природы и миру людей. Но главное — это совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д. связано, прежде всего, с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Но все это реализуется лишь через трансцендентные связи — человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром. Философия человека Древнего Востока всегда носила психологический характер, также в ней много внимания уделялось проблеме телесности, возможно, поэтому многие направления этой философии представляли единое целое с древневосточной медициной.
Нет ничего удивительного в том, что философы Востока — в большей степени и философы Запада — в меньшей, но достаточно заметной степени, размышляя о человеке, очень часто обращались к медицине. Более того, среди современных философов очень многие имеют высшее медицинское образование. Преимущественно это психиатры и педиатры. Кроме того, все они имеют прекрасную биологическую подготовку. Врачи начинают заниматься философией тогда, когда им тесно в рамках своей профессиональной деятельности, когда она ставит перед ними вопросы, на которые у медицины нет ответов. Поэтому не удивительно, что философия воспринималась часто как объясняющая теория медицины.
Из всех философских концепций медицине ближе всего философская антропология. В широком смысле — это философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX в., исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).
Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, т. е. ответ на вопрос: что есть человек? При этом Шелер отчетливо осознавал сложность нахождения ответа на этот вопрос, поскольку «человек столь широк, ярок и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими».
Но, как мы уже отмечали, антропологизм присущ и всей восточной философии. Он являлся также характерной чертой философии русской.
Особенно заметна была здесь фигура великого русского философа Николая Александровича Бердяева (1874–1948). Для медицины философская антропология предстает мировоззренческой и методологической базой, но не как отдельное философское направление, а именно в широком смысле — как философия человека. Так мы и будем ее в дальнейшем называть.
Философия человека и медицина
Исходным пунктом отношения к медицинской проблематике в философии человека является констатация онтологической тождественности физиологических и психических процессов. Физиологическое и психическое — лишь две стороны одного и того же жизненного процесса. Отсюда задача медиков — выяснить, насколько одно и то же поведение организма может быть вызвано или изменено, с одной стороны, внешними физико-химическими раздражениями, а с другой стороны — психическими стимулами (внушение, гипноз, всякого рода психотерапия, изменения социальной среды), от которых, по мнению М. Шелера, зависит гораздо больше, чем думают.
В философии человека учитываются (но считаются неполными, односторонними) как западная техницистская традиция в медицине — путь к человеку через тело, так и противоположная, восточная традиция — путь к человеку через душу. Проблема в том, чтобы найти золотую середину. И все-таки в своих медицинских экскурсах представители-философы чаще основываются на том факте, что у человека основная доля ассимиляционного материала идет на нервную систему, а у животных — на другие органы.
И здесь мы отмечаем существенное расхождение с медицинскими подходами к человеку, которые либо не рассматривают эти вопросы, либо решают их в вероятностном плане, вне связи с практикой. Это связано с тем, как сама медицина рассматривает человека.
Специфика медицинских представлений о человеке складывается из следующих положений.
1 Человек является основным предметом медицинского знания
2 Знания о человеке в медицине складываются опытно-эмпирическим путем
3 Цель медицины — практическая деятельность, поэтому она востребует из других наук только те данные о человеке, которые обеспечивают успех этой деятельности
4 Западная традиция в медицине, в русле которой проводится обучение в наших вузах, ориентирована на операции с организмом, более того — с отдельными органами и системами
5 Каждая медицинская система имеет своим предметом не человека в целом, а отдельные части, системы, структуры
Все это приводит к тому, что целостной концепции человека в медицине нет. До недавнего времени она и не была нужна, поскольку человек может решать только те задачи, которые сам себе поставил. Это значит, что, располагая методами воздействия на организм в целом, медицинские дисциплины не нуждались в целостном представлении о нем. Поэтому и медицина как наука не носит целостного характера. Кроме того, каждая из них еще не исчерпала своих возможностей.
Почему сейчас возникла потребность медицины в целостной концепции человека?
Во-первых, в результате технологического скачка человек приобрел возможность глобального воздействия на окружающую среду. Соответственно, изменился его персональный статус. Он стал ценностью, существование которой во многом обусловливает существование биосферы.
Во-вторых, в результате того же научно-технического прогресса, который, кстати, принес с собой и новые болезни, человек все больше высвобождается из процесса производства, все больше времени у него остается на самого себя. Если раньше он занимался исключительно добыванием средств к существованию, то теперь он все больше занимается добыванием средств к хорошему существованию. Медицина — одно из таких средств. Потребность в ней возрастает. Но не в такой медицине, которая была раньше. Больному (и здоровому) теперь нужен не только врач, который вылечит его от головной боли или радикулита. Ему нужен врач, который поможет понять причину и последствия болезни, откроет человеку его самого, будучи интеллектуальным партнером.
И здесь эти потребности изменившегося человека наталкиваются на то, что каждый узкий специалист в медицине занят своей областью, продолжает видеть в человеке организм, а не личность. Это происходит потому, что ни одна медицинская дисциплина не дает целостного представления о человеке. Но медицинские дисциплины и не должны этим заниматься, иначе исчезнет их предмет. Человек в зеркале медицины предстает в мозаичной форме. Кроме того, в медицинских науках преобладают знания о патологии, тогда как представления о норме носят условный характер и служат в основном как сравнительный материал.
Медицина не имеет целостной концепции человека потому, что а) сама не является целостной наукой;
б) не должна (по определению составляющих ее дисциплин) представлять человека в целом.
И здесь мы сталкиваемся с не разрешенным пока противоречием. В медицине нет целостной концепции человека, потому что ее и не должно быть. Но врач должен обладать целостным представлением о человеке, потому что его деятельность основана на непосредственном контакте с ним. Более того, как мы отметили, современный пациент предъявляет требования относиться к нему как к целостной, уникальной личности.
Есть еще один момент, чрезвычайно важный в современной врачебной деятельности. Дело в том, что современные методы лечения уже достаточно совершенны, чтобы затрагивать тончайшие структуры человеческого организма, вмешательство в которые грозит изменением гомеостазиса. А поскольку все три структурных уровня в человеке — организм, психика, личность — тесно связаны, это означает ни много ни мало вмешательство в личность. Насколько может врач позволить себе такое вмешательство? Может ли он, не представляя себе человека в целом, представить последствия своего вмешательства в его организм? Очевидно, нет.
Из всего сказанного ясно, что в современных условиях профессиональные проблемы врача выходят за рамки медицины (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Знания, необходимые врачу в его профессии
Первую и вторую проблемы, опираясь только на медицинские знания, решить нельзя. Это задача философии. Третья и четвертая — проблемы собственно медицинского образования. А вот последнюю проблему можно решить только совместными усилиями философии и медицины.
Современная медицина имеет в своем распоряжении огромные запасы знаний, но у нее отсутствует целостное фундаментальное знание о человеке, нет единых связующих звеньев между различными медицинскими теориями, концепциями и философскими системами миропонимания. Поиск такого фундамента медицины — одна из важнейших задач философии. Иными словами, медицина дает философии обширный фактический материал, а философия предоставляет медицине общий метод научно-теоретического познания жизни вообще и жизнедеятельности человека в особенности. Кроме того, это высоко индивидуализированная сфера деятельности, поэтому путь к философским обобщениям — долог и непрост. Мы попробуем его пройти, но последовательно, чтобы не ошибиться, не уйти в сторону, чтобы не просто узнать, а понять философский смысл медицины. И начать нужно — с начала, с истории философии.