Что объединяет философию религию и миф
Соотношение мифологического, религиозного и философского знания
Содержание:
Введение
Чтобы понять суть какого-либо явления, важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от более поздних, зрелых. Конкретные люди приходят к философским размышлениям разными путями. Но есть и путь, по которому человечество когда-то пришло к философии. Чтобы раскрыть специфику философии, важно, хотя бы в общих чертах, представить этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному мировоззрению как предпосылке философии. В отличие от мифологии и религии, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность научно исследовать действительность, в результате чего она становится основой научного мировоззрения.
Религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время включает в себя определенное поведение и поступки, которые основаны на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, неподвластным пониманию человеческого разума.
Этим объясняется возникновение политеистических религиозных систем, в которых многие боги олицетворяют различные природные стихии, например, бог грома и молнии принимался за верховное божество древними греками (Зевс), римлянами (Юпитер), древними славянами (Перун).
Мифы. Мифология
Другую точку зрения высказывали Дж. Вико и Ф. Ницше. Они придерживались идеи циклического возвращения мифотворчества в культурно-исторический процесс. Миф был реальностью и может стать ею снова, когда все интеллектуальные возможности будут исчерпаны.
Формирование мира понималось в мифологии как его создание или постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы (называемые эсхатологическими), описывающие грядущее разрушение мира, за которым в некоторых случаях последует его возрождение.
Первые значительные попытки осмыслить своеобразие и природу мифопоэтической образности, разработать концепции мифа можно обнаружить в древнегреческой культуре, в эпоху ее ранней классики.
На протяжении многих веков развитие мифологии было тесно связано с искусством и религией. На этом тысячелетнем пути не только философские концепции мифа, но и цели и задачи мифологии не раз менялись.
Миф как самая ранняя форма духовной культуры человечества соединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, различных видов искусства и философии. Лишь позднее эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Он выражал мировоззрение, мироощущение, миропонимание той эпохи, в которую был создан. Мифологическое сознание запечатлело поэтическое богатство и мудрость разных народов.
Отношения между философией и религией
Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого нереального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим только через веру в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в некое «священное» начало, непостижимое для человека. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, тайну и авторитет служит способом существования.
Корни религиозного мировоззрения имеют различную природу.
Социальные корни связаны с условиями общественного существования человека. Они выражают зависимость человека от господствующих на данном историческом этапе общественных отношений, из которых он не может вырваться самостоятельно, с помощью только собственных сил.
Гносеологические корни связаны с определенным уровнем развития человеческого сознания, появлением абстрактного мышления, которое таит в себе возможность отрыва мысли от реальности. Человек учится фантазировать, представляя в своих фантазиях даже то, чего не существует в реальности. Кроме того, возникновение религии связано с недостаточностью накопленных к тому времени знаний, что лишало его возможности рационально объяснить многие природные явления и процессы.
Основные функции религии
Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому-либо одному элементу и не могут быть рассмотрены вне связи этих элементов, а их связь осуществляется, прежде всего, в процессе функционирования. Как подсистема общества, религия занимает в нем различные, меняющиеся в ходе истории места и выполняет, в соответствии с конкретной исторической ситуацией, определенные функции:
Религиозное мировоззрение задает систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество и человек, придает смысл и цель жизни. Придание смысла существованию человека дает верующему возможность освободиться от ограничений существования, сохранить надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.д.
Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие человека перед лицом обстоятельств. Давление необходимости и ограниченные возможности преодолеваются «свободой в духе», социальное неравенство трансформируется в «равенство» в греховности и страданиях, разделение и изоляция заменяются братством в общине, а разобщенность и безразличие людей в повседневной жизни заменяются личным общением с Богом и общением в религиозной группе. Психологический аспект компенсации снимает стресс и угнетение.
Коммуникативная функция религии включает в себя процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком и его общения с Богом.
Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций и обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп и сообществ. Особенно важна система предписаний религиозного права и морали. Верующий человек должен стремиться подражать в своей жизни примерам подвижников и героев легенд.
Ранние формы религии
Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.
Вера в самостоятельную жизнь души, освобожденной от телесной оболочки, порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его сознания. Так, например, образы, которые человек видел во сне, воспринимались им так же реально, как и окружающий мир, и оба были объективно значимы. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как и встреча с живыми, что закреплялось в специальных ритуалах и церемониях.
В то же время страх перед появлением душ умерших породил целую систему защитных ритуалов, направленных на предотвращение их появления в виде призраков. Это можно наблюдать в погребальных обрядах (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при погребении, сам факт обязательного погребения, похоронные обряды и т.д.).
Первобытное представление о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т.д. является магией. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, что позволяет соединять в мышлении вещи, не связанные в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно влиять на мир. Субъективные переживания и основанная на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и окружающий его мир. И так же, как человек строил свои отношения с реальным миром, он пытался строить их с миром духов.
Магическое знание было неявным, тайным. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он всегда был индивидуален, и только посвященные люди совершали магические действия. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась только по результату, то есть задним числом, а в случае отрицательного результата всегда можно было сослаться на неудачное выполнение каких-то магических действий или просто на более сильное противодействие других духов.
Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами человеческой деятельности. Можно выделить хозяйственную, медицинскую (белую) и вредоносную (черную) магию. Несмотря на то, что ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.
Заключение
Мифология, религия и философия тесно связаны между собой. Истоками философии были мифология и религия, но в отличие от них философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность к научному исследованию действительности, в результате чего она становится основой научного мировоззрения.
Что касается мифологии, то она является очень важной частью системы философского знания. Формирование мифологии было как необходимым условием генезиса философского самосознания, так и его следствием. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, различных видов искусства, философии. Лишь позднее эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Он выражал мировоззрение, мироощущение, миропонимание той эпохи, в которую был создан.
В историческом развитии мифологической философии от античности до романтизма существовал целый ряд трактовок сущности мифа: подлинная реальность, божественное откровение, бессмысленный полет фантазии, праздное воображение, неверно истолкованное событие, историческая память о деятельности древних великих людей, ставшая фактором власти и идеологических отношений общества.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Философия. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.
1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.
Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.
2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.
Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.
Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.
Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.
Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.
3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:
• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;
• развитие государственного строя;
• возникновение научной формы знания.
4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.
Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.
Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.
Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.
5. Основные особенности религии:
• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;
• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;
• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;
• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.
6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.
Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.
Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
— как он развивается;
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
— через воспитание в условиях религиозной семьи;
— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.
Читайте также
4.3. Философское сознание Является ли философия наукой? — 222 Связь философии с бытием — 223 Высший уровень абстракции — 224
4.3. Философское сознание Является ли философия наукой? — 222 Связь философии с бытием — 223 Высший уровень абстракции — 224 Характеристика такой формы общественного сознания, как философия, значительно облегчается тем, что многие ее существенные черты уже рассмотрены в
Связь философии с бытием
Связь философии с бытием Если задать современному, относительно образованному и культурному человеку вопрос, может ли он представить себе полноценную духовную жизнь общества без философии и философов, то ответ наверняка будет отрицательным. А вот мнения о том, каково
II УЧЕНИЕ В. ДЖЕМСА ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ
II УЧЕНИЕ В. ДЖЕМСА ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ Так развертывается, исходя из религиозного опыта, теория религии. В. Джемс не забывает поставить вопроса, какую позицию занимает эта теория по отношению к науке.Раз религия подобно науке опирается на опыт, то почему
ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАИГРЫВАНИЕ С РЕЛИГИЕЙ
ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАИГРЫВАНИЕ С РЕЛИГИЕЙ Разглагольствования Криге о любви и его выпады против эгоизма есть, само собой разумеется, не что иное, как высокопарные откровения души, целиком проникнутой религией. Мы сейчас увидим, как Криге, который в Европе постоянно выдавал
b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религией
b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религией Философия вообще несравнима ни с чем другим? Может быть, все-таки сравнима, пускай лишь негативно, с искусством и с религией, под которой мы понимаем не церковную систему.
α. Различие между философией и религией
?. Различие между философией и религией Мифическую сторону и между прочим историко-положительную сторону вообще интересно рассмотреть потому, что из такого рассмотрения сделается ясным различие в отношении формы, благодаря которому это содержание противоположно
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия
Наследственный спор между философией и религией
Наследственный спор между философией и религией Историю немецкой философии начиная с Канта можно понимать как своего рода судебный процесс, на котором разбираются эти непросвещенные наследственные отношения. Эллинизация христианства привела к симбиозу религии и
7.3. Отношения между наукой и религией в наше время
7.3. Отношения между наукой и религией в наше время Хотя иные и стремятся доказать, будто научная практика подрывает разумность веры в любые чудеса, подобные утверждения являются преувеличением. Существуют, однако, другие ситуации, открывающие более широкий простор для
Является ли трансгуманизм культом/религией?
Является ли трансгуманизм культом/религией? Трансгуманизм точно не является культом; он не удовлетворяет ни одному из критериев культа, принятых Сетью осведомления о кyльтах (Cult Awareness Network, больше не функционирует) и другими подобными организациями. Трансгуманизм не
Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна
Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна Уиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) является первым и крупнейшим представителем аналитической философии, родившимся в США. Но не только этим он выделяется среди участников этого философского направления.
Где астрономия встречается с религией и психологией
Где астрономия встречается с религией и психологией Некоторые философы спорят с физиками и астрономами, доказывая, что сотворение должно относиться не к области физики, а к сфере теологии. В конце концов, мы не можем экспериментально воспроизвести начало Вселенной – по
Грань между наукой и религией
Грань между наукой и религией Наука и религия отделены друг от друга, но не так разобщены, как можно подумать. Вообще, наука подобна религии, поскольку ученые верят в высшее начало: существование закономерностей, проявляющихся в измерениях пространства, времени и материи.