Что объединяет и различает кабаниху и дикого
Технология урока
Вы здесь
В чём сходство и в чём различие образов Дикого и Кабанихи? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Рубрика:
В чём сходство и в чём различие образов Дикого и Кабанихи?
(По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Савёл Прокофьевич Дикой: имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев.
Марфа Игнатьевна Кабанова, в просторечии Кабаниха. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны.
Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров.
В социальном положении
В появлении на сцене – («визитная карточка»)
О нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!». Появление Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным
Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса.
В социально-психологических типах
Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа.
В нравственном облике
В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. Дикой способен только кричать и буйствовать
Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Кабанихе полностью отсутствует сознание своей греховности. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
На чём основывается власть этих хозяев города?
Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. (Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних).
В отношении к религии
Они очень набожны и религиозны.
Отношение к семье и оружающим
Не скрывает от окружающих отношений в семье.
В способности к нравственным изменениям
С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков.
Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю». Это осознание придает трагизм ее фигуре. К. – не самодурка, она осуждает своего кума Дикого за самодурство и относится к нему как к слабому человеку. Она олицетворение патриархального уклада жизни, хранитель традиций предков.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
Отрицательными персонажами драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» являются Дикой и Кабаниха. Сравнительная характеристика в таблице позволит найти сходства и различия героев-тиранов, ценителей патриархального общества. Сопоставительный анализ представителей темного царства» может встретиться в сочинении на ЕГЭ по литературе.
Суть произведения
Современное поколение автор описывает как общество, желающее найти лучик света и надежды на счастливое будущее. Старое же стремится к сохранению традиций, которые держатся на грубости и строгости. Катерина, жена Тихона, является главным символом прогрессивного общества, ей чужды оковы патриархального устоя Кабанихи, матери мужа. Светлый образ девушки противоречит самодурству, лицемерию и унижениям сложившегося исторически устоя. Она желала освобождения, прекрасного и счастливого будущего, однако ее надежда была обречена на провал.
С помощью взаимоотношений Катерины и семьи Кабановых Островский старается перенести ту социальную обстановку, которая оказалась на границе нравственных переломов и разрушений. Суть произведения кроется в стойкости по отношению к интересам — отстаивании правды, надежды на независимость, поиска смысла жизни.
Если будет хоть намек на проявление слабости, и человек сдастся раньше времени в таком обществе, то он окончательно может опустить руки и подвергнуться разрушительной силе старого порядка, где отклонения от принятых правил уже граничат со смертью.
Говоря кратко, деспотичные купцы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова давно захватили власть в небольшом городке Калинов, где все пропитано денежными сделками и страхом. Тихон, сын Кабанихи, всегда идет на поводу у собственной матери, выполняет все, что потребуется. Катерина чувствует себя в этой семье, будто в клетке, из которой невозможно выбраться. Она не любит мужа и постоянно вспоминает о том, как была счастлива и свободна раньше.
Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, однако тот уже давно решил уехать подальше от матери и жены, чтобы побыть одному. У девушки есть симпатия к Борису, племяннику Дикого. Не в силах скрывать измену от мужа, Катерина рассказывает ему все. Тот готов ее простить, но деспотичная свекровь начинает сильно давить на героиню. Вот почему все приводит к тому, что Катерина больше не видит смысла жить и бросается с обрыва.
Сопоставление Дикого и Кабанихи
Сравнение этих персонажей показало, что они оба являются представителями старого уклада общества. Герои похожи своей деспотичностью, властностью и жестокостью. Представленная таблица с цитатами поспособствует понять, есть ли у этих персонажей отличия, или же они абсолютно одинаковы.
Дикой | Кабаниха | |
Семья | Ненавидит ее и особенно любит издеваться над своим племянником Борисом, который прислуживает дяде ради наследства бабушки. | Детей старается держать в страхе. К невестке относится с презрением, поэтому постоянно унижает. |
Отношение к людям | Жители города для него червяки, которых хочется раздавить. Этот персонаж не скрывает своей неприязни, открыто демонстрирует отношение к людям: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Дикой чувствует вседозволенность и уверенность, что противостояния собственному мнению не встретит. | Хороший человек на людях. Дает деньги нищим, посещает церковь, общается с жителями. Заботится о своем высоком статусе правильной и набожной женщины. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин. Она надевает маску добродетельности, в то время как сама ничего не чувствует и эмоции не выражает. Главными принципами ее жизни давно стали власть, сила, порядок и чин. Чужие интересы Кабаниха на самом деле не воспринимает всерьез. Она только притворяется, раздает советы, учит жизни других людей, повышает свой статус и поддерживает старинные обычаи. |
Отношение к деньгам | Все, что попадает в карман Дикого, остается там. Даже крестьянам он не оплачивает труд. А своего племянника герой постоянно обманывает и заставляет выполнять множество поручений, зная, что у Бориса нет выбора, кроме как подчиниться. | Кабаниху привлекают материальные ценности, а также статус человека в обществе. |
Анализ показал, что не признают честь и достоинство Дикой и Кабаниха. А цитатная характеристика говорит о том, что каждый из них привык быть в центре внимания, властвовать над другими людьми и не только в семье, а распространять свое влияние на весь город. Поступки героев деспотичны и остаются безнаказанными, потому что все испытают страх перед ними.
Расчетливая холодность Марфы Игнатьевны очень страшна, по сравнению с грубым поведением Дикого. Кабанова всегда считает себя правой и чужого мнения не слушает. Она очень умна и рассудительна. Жизнь ее была нелегка, и теперь она считает, что имеет полное право учить других. Даже ее фальшивая доброта не может скрыть злостность и бесчеловечность. Она давно привыкла командовать и властвовать, особенно в семейном кругу. Кабаниха не проявляет ни капли материнской любви и заботы, что делает ее еще более сильным антигероем повествования.
Кабаниха и Дикой — сравнительная характеристика героев драмы А. Н. Островского «Гроза»
Социальное, материальное и семейное положение
Дикой и Кабаниха принадлежат к купеческому сословию. Савёл Прокофьевич очень богат, он «значительное лицо в городе». Марфа Игнатьевна — богатая вдова. Их богатство — причина того, что их считают главными в городе и очень влиятельными среди его жителей людьми.
В доме Кабановой проживает её семья: сама хозяйка дома Марфа Игнатьевна, её сын Тихон с женой Катериной и дочь Варвара. Сына, невестку и дочь она постоянно поучает и укоряет.
В доме Дикого проживает сам Савёл Прокофьевич, его жена и дочери-подростки. К семейству купца можно причислить и Бориса, его племянника, приехавшего из Москвы и живущего у дяди в услужении. К своему семейству Дикой относится очень грубо, даже жестоко.
Говорящие фамилии и имена
Имя Марфа — это русская форма имени Марта, которое в переводе с древнееврейского означает «хозяйка», «наставница», «владычица». Калиновцы прозвали эту купчиху Кабанихой, от этого прозвища веет чем-то грубым, недобрым.
Сравнение характеров Дикого и Кабанихи
Характеры Кабанихи и Дикого имеют сходство, но в них имеются и существенные различия.
Сходство
Объединяет Дикого и Кабаниху основная черта характера — властолюбие. Из-за своего богатства и солидного возраста они считают себя главными в семье и во всём городе. Эти люди гордятся своим умом, которого у них, на самом деле, не очень много. Они не понимают, что вредят своим близким, унижая их, требуя безоговорочного подчинения, постоянно ругая их беспричинно.
Властолюбивая Марфа Игнатьевна всегда пресекала в своих детях стремление к самостоятельности в суждениях и поступках. Поэтому у неё сын бесхарактерный и слабовольный, а дочь научилась обманывать мать и живёт по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
Объединяет Дикого и Кабаниху ненависть ко всему новому. Они похожи тем, что держатся за старые порядки, не желают видеть, что жизнь меняется, им не по душе прогресс: железные дороги, громоотводы и т. п.
Различие
Деспотизм и самодурство Дикого и Кабанихи проявляется неодинаково. Деспотично Марфа Игнатьевна ведёт себя только с домочадцами, а перед калиновцами старается выглядеть хорошей матерью и хозяйкой.
Дикой же не старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Он ругает не только своих домочадцев, но и других людей. У него почти всегда плохое настроение, и поэтому он может отругать любого, а своих домашних и побить. А плохое настроение у Дикого от его патологической жадности: его расстраивает, что работники за свой труд просят у него деньги. Он так злится на них и ругается, что некоторые, спасаясь от его агрессии, уходят без оплаты — а ему того и надо. Вряд ли такой жадный человек помогает нищим.
А вот Кабаниха нищих и странниц оделяет щедро, так как хочет казаться набожной. Помогая нищим, эта ханжа мучает своих домочадцев ворчанием и придирками.
Если Дикой — человек искренний, то Кабаниха не приемлет искренних проявлений чувств. Она считает, что вести себя нужно, соблюдая патриархальные ритуалы (например, жене полагалось выть подольше, если муж уехал хоть и ненадолго).
Эти герои создали в своих домах особую атмосферу: у Дикого в доме царит атмосфера страха, а у Кабанихи — атмосфера лицемерия, весь уклад её дома держится на обмане.
Взаимоотношения Дикого и Кабанихи
Отношение этих персонажей друг к другу выявляется из их разговора (диалог Кабанихи и Дикого — действие 3, сцена 1, явление 2). Хмельной Дикой на вопрос Кабанихи почему он бродит так поздно, ответил сердито и грубо. Но Марфа Игнатьевна сразу пресекла его ругань. Савёл Прокофьевич попросил её: «…разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всём городе умеешь меня разговорить». Оказалось, что его с утра рассердили работники, просившие денег за свой труд. Кабаниха вовсе не одобряет поведение Дикого и укоряет его: «А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь?» Действительно, купец, когда видит, что у него что-то просить хотят, нарочно накидывается на домашних, чтобы рассердиться — тогда к нему такому сердитому просители боятся даже подойти.
Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого (таблица)
Сравнительные параметры | Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) | Савёл Прокофьевич Дикой |
Социальное, материальное и семейное положение | Купчиха, богатая вдова. В её доме живут сын с невесткой и дочь. | Купец, богат, является значительным лицом в Калинове. Он женат, у него есть дочери-подростки. В его доме живёт и племянник Борис. |
Значение имён | Марфа — в переводе с древнееврейского означает «наставница», «хозяйка», «владычица». | Имя Савёл напоминает имя «Савл», которое носил евангельский персонаж, гонитель христиан. |
Сходство характеров | Эти персонажи эгоистичны, властолюбивы, склонны к деспотизму. | |
Различие характеров | Ханжа, лицемерка, хладнокровна, любит показывать свою набожность. Она зациклена на соблюдении старых обрядов и ритуалов и требует этого же от своих детей и Катерины. | Злобный, агрессивный, жадный, грубый человек, не признающий никаких правил. У него очень горячий нрав. |
Взаимоотношения | Не боится Дикого, не одобряет его поведения, может успокоить, когда он сердится. | Уважает Кабаниху. |
Отношение к другим людям | Постоянно поучает своих домочадцев, ворчит на них. Нищим и странницам помогает. | Домашних своих держит в страхе. С другими людьми тоже часто ведёт себя агрессивно. |
Вывод
Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Дикой и Кабаниха как представители темного царства в драме «Гроза»
Драма «Гроза» стала одной из самых известных в творчестве Александра Островского. В произведении автор создал персонажей, что были характерны для той эпохи. Дикой и Кабаниха — представители темного царства в драме «Гроза», они унижают бедных людей и творят, что вздумается, как у себя дома, так и на улицах города. Характеристика этих двух персонажей поможет школьникам во время подготовки к уроку и при написании сочинения по произведению.
Представители темного царства
В «Грозе» Островского Дикой и Кабаниха олицетворяют «тёмное царство». Они считают себя главными в этом мире, а их самодурство не знает границ. Персонажи проживают в городе Калинове, в котором вся власть принадлежала не городничему, а купцам. Ведь они за счет своих денег и связей легко смогли заручиться поддержкой вышестоящей власти. Купцы издеваются над мещанами и обманывают беззащитных бедняков. Сильнее всего негативные черты этого класса проявляются в характере Савела Прокофьевича Дикого — он держит в страхе всех горожан, дает в долг только под большие проценты и наживается на других купцах.
В город не могут проникнуть новые технологии и знания. Так происходит, потому что горожане очень темны и со страхом и недоверием относятся ко всему новому и боятся, даже чтобы здесь что-то основали новое или построили. Большинство жителей города, так же как Дикой и Кабаниха, негативно относятся к переменам и это их объединяет.
Устаревшее мышление персонажей
Марфа Игнатьевна всячески настаивает на соблюдении старых традиций. Женщина требует, чтобы люди делали элементарные вещи, к примеру, здоровались, выражали свои эмоции и общались, также как это было во времена ее молодости. Но при этом ее совершенно не беспокоят проблемы людей и соответствие этих действий реальному миру. К примеру, Кабанихе нет дела до пристрастия к спиртному сына, главное, чтобы он слушался ее во всем.
Для образа Марфы Игнатьевны присущи внешняя обрядовость и атрибутивность. Она привыкла все делать напоказ. Кабаниха подобным образом относится и к религии. Как примерная русская женщина, она еженедельно посещает церковь, но забывает об основных заветах Бога и что вера должна идти из сердца. В сознании представителей «темного царства» православие смешалось с языческими суевериями, что становится заметно в их отношении к грозе. Дикий считает, что это наказание людям от высших сил и не способен поверить в научное объяснение явления.
Марфа Кабанова считает, что планета держится на тех, кто соблюдает старые законы и убеждает в этом Дикого. Из их диалога становится заметна определенная иерархия в их отношениях. Савел сам осознает, что у Кабанихи очень сильный характер и острый ум, прекрасно видит ее лидерские качества. Он понимает, что неспособен на такие манипуляции, которым каждый день поддает женщина свою семью.
Сравнивая персонажей, невозможно не отметить, что самодурство Дикого больше направлено на внешний мир, в то время как от деспотизма Кабанихи страдают только ее родственники, на людях же она получила репутацию хорошей матери и хозяйки.
Марфа и Савел почему-то абсолютно не переживают, на какие темы ведутся разговоры вокруг их особ и в какие сплетни верят люди. Ведь абсолютно уверены, что они правы и все делают верно. Ни одного из них не волнуют чувства близких и они не беспокоятся об их счастье. Для них, особенно для Кабанихи, отношения строятся исключительно на страхе и угнетении.
Характеристика купца
В Калинове самым богатым человеком являлся Савел Прокофьевич Дикой, который был купцом. По характеру это властный и суровый мужчина, привыкший, чтобы все вокруг него беспрекословно слушались и готовы были сделать все, что он пожелает. Савел прекрасно ощущает свою силу и власть над другими горожанами и пользуется этим. Ему ничего не стоит выругать, обокрасть или вытолкать откуда угодно бедняка.
В городе ходят легенды о жестоком нраве купца. Среди жителей никто, помимо Кудряша, не способен постоят за себя, и Дикой всячески этим пользуется. Он повышает свою самооценку и утверждается в глазах других за счет издевок и унижения людей, а чувство вседозволенности только увеличивает жестокость. Удивительно, что Дикой всю свою злобу выливает исключительно на слабохарактерных горожанах или на близких. К примеру, однажды гусар обругал Дикого, но тот ничего не сказал в свою защиту. Зато вскоре он отыгрался на членах своей семьи, так что они 2 недели ходили по струнке перед хозяином.
Дикой — очень корыстный человек и ради наживы готов обмануть кого угодно. Это доказывает его же цитата «Не доплачу каждому рабочему по копеечке, у меня из этого тысячи составляются, так что оно мне и хорошо». Кулигин однажды отметил, что второго такого ругателя, как Дикой, в мире не найти.
Савел Прокопьевич — темный и безграмотный человек. Это особенно проявляется в определенных сценах:
Несмотря на религиозность героя и его страх прогневать Бога, он не стеснялся издеваться над бедными людьми. Он настолько жаждал денег, что пренебрег завещанием собственной матери и не отдал часть ее наследства своему племяннику Борису. Дикий — эгоист по своей натуре.
Марфа Кабанова
Кабаниха или Марфа Игнатьева Кабанова — второй человек в драме, который символизирует «темное царство» По роду деятельности она также относилась к калиновскому купечеству. Женщина по натуре своей суровая и властная, подавляет любое неугодное ей мнение в семье и заставляет близких подчиняться ей во что бы то ни стало. Кулигин дает этой женщине очень точное цитатное описание «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Женщина строго следует устоям домостроевской старины и старается навязать их своим детям. Ведь они, по ее мнению, живут уже по иным, совершенно ей непонятным и в то же время неправильным порядкам. Кабаниха не в силах представить, как будет жить молодежь, когда представители ее поколения умрут. Она считает себя, своих ровесников и представителей старшего поколения всезнающими и очень мудрыми, а потому не понимает, на ком будет стоять этот белый свет без них. Марфа Игнатьевка, как и Дикой, темна и невежественна. Когда странница Феклуша рассказывает ей о новых удивительных машинах, Кабаниха критикует ее слова и то, что она описывает и считает транспорт чем-то опасным.
Женщина также очень злая по своей натуре и склонна к деспотизму. Она требует беспрекословного повиновения и преклонения перед своей личностью и тем самым не дает Тихону и Катерине насладиться спокойной супружеской жизнью и самостоятельно принимать решения. Марфа Игнатьевна сразу же настолько невзлюбила невестку за ее свободолюбие и гордость, что даже была рада, когда та в конце пьесы умерла.
Властный характер Кабановой проявляется и в тот момент, когда она заставила Катерину встать на колени перед ее сыном, «В ноги, в ноги!» приговаривала она. Женщине кажется невероятным высказывание сына, что во время прощания ему достаточно лишь объятий жены. По мнению Марфы, Катерина, как и любая другая жена во время разлуки должна выть, прощаясь с мужем и бросаться ему в ноги. Женщина регулярно вмешивается во взаимоотношения сына с невесткой и учит их, как жить, что неблагоприятно сказывается на их браке.
Сравнение героев
Кабаниху и Дикого сильнее всего сближает чувство вседозволенности и сильная уверенность, что все должно быть именно так, как они считают нужным.
Между Савел Прокофьевичем и Марфой Игнатьевной, несмотря на большое сходство, есть и ряд различий:
Кабанова была единственным человеком в городе, с мнением которого считался купец. Эти двое как типичные представители «темного времени» препятствовали появлению всего нового и современного.
Александр Островский сумел мастерски нарисовать представителей купечества в драме «Гроза», обличить все их пороки и изъяны. В произведении на протяжении всего сюжета показывается неизбежная обреченность «темного царства» всех Кабановых и Диких, которые мешают становлению демократичной свободной жизни. Таким, как они, нет места в новом мире, ведь их герои — это лишь пережиток прошлого.
Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого — героев драмы А. Н. Островского «Гроза»
Социальное, материальное и семейное положение
Савёл Прокофьевич Дикой — богатый купец, «значительное лиц в городе». У него есть жена и дочери-подростки, запуганные своим грозным владыкой. К семейству купца можно отнести и его племянника Бориса, который живёт у него в услужении в надежде, что дядя даст ему с сестрой причитающееся им бабушкино наследство.
Марфа Игнатьевна Кабанова — купчиха. Она богатая вдова. С нею проживают сын Тихон с молодой женой Катериной и дочь Варвара. Своих великовозрастных детей и невестку Марфа Игнатьевна постоянно учит уму-разуму.
И Дикой, и Кабанова считаются главными людьми в городе, так как оба очень богаты.
Значение имён и фамилий
Имя Марфа является русской формой имени Марта и означает в переводе с древнееврейского языка «наставница», «хозяйка», «владычица». Это имя часто встречалось в купеческой среде. От жителей города Калинова купчиха получила прозвище «Кабаниха», от которого веет чем-то недобрым, грубым.
Сопоставление характеров
Характеры Кабанихи и Дикого во многом сходны, но есть в них и существенные различия.
Сходство
У Дикого и Кабанихи главная черта характера — властолюбие, стремление подчинять себе других людей. Эти персонажи считают себя в городе и в семье главными и самыми разумными людьми, так как они богаты и имеют большой жизненный опыт. На самом деле, ума у них не очень много, они не понимают, что руганью, постоянным ворчанием и требованием безоговорочного подчинения вредят своим же детям, унижая их.
Властолюбивая Кабаниха, стремясь пресекать в своих детях самостоятельность в суждениях и действиях, вырастила слабовольного, бесхарактерного сына и дочь, которая научилась её обманывать и жить по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (действие 2, явление 2).
Различие
Самодурство Дикого и Кабанихи проявляется по-разному. Марфа Игнатьевна деспотично относится только к своим детям, невестке и слугам. В обществе она старается выглядеть добропорядочной матерью и хозяйкой. Дикой же грубо относится не только к своей семье, но и к жителям города. Он считает себя вправе ругать людей, бить своих домочадцев. «Пронзительный мужик!» — говорит о нём его конторщик Кудряш (действие 1, явление 1). Ваня Кудряш молод, смел, силён, не боится своего хозяина, отвечает на его ругань, а других людей купец совсем запугал. Дикой очень жаден, старается не платить своим работникам за труд, запугивая их своей злобностью и агрессией. Такая патологическая жадность, наверно, не позволяет ему помогать нищим.
В отличие от Дикого, который не признаёт никаких правил, Кабаниха — строгая и фанатичная блюстительница домостроевских правил и ритуалов, нетерпимая ко всему новому. «…Кабаниха создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев, за которые стоит со всем тупоумием самодурства», — писал Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве».
Марфа Игнатьевна набожна, ведь верить в бога и ходить в церковь — это одно из правил Домостроя. Она помогает нищим, а своих домашних совсем замучила своим постоянным недовольством и ворчанием. За это Кулигин отзывается о ней, как о ханже, с виду благочестивой, но угнетающей своих близких. Кабаниха — противница искренних проявлений чувств, все должны вести себя согласно патриархальным традициям и ритуалам. Например, она отругала Катерину, когда та при прощании кинулась мужу на шею, и заставила молодую женщину кланяться ему в ноги.
Если в доме Дикого царит атмосфера страха, то Кабаниха создала у себя атмосферу лицемерия и обмана. Её дочь Варвара говорит Катерине, что весь их дом держится на обмане.