Что объединяет людей перечисленных ниже запишите в ответ название
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап )
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны ‒ «НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы.
1. Политический процесс – это способы и методы воспроизводства политической системы.
2. Точка зрения, согласно которой объективное знание возможно, но всегда относительно, называется скептицизмом.
3. Если увеличивается цена на лыжи, то величина спроса на лыжные ботинки снижается.
4. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм является полностью деидеологизированным режимом.
5. Элементами социального контроля выступают социальные статусы, социальные роли и социальные интересы.
6. На рынке совершенной конкуренции продавцы предлагают только однородную продукцию.
7. Понятия «сознание» и «мышление» являются синонимами.
8. Компьютерные игры являются популярной культурной практикой
2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.
3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Достижение 18 лет, дееспособность, проживание на территории РФ в течение пяти лет, наличие законного источника средств к существованию, знание русского языка, обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Рецессия, оживление, инфляция, бум, депрессия.
5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Мировоззрение, социальные установки, фантазии, убеждения, интересы, влечения.
6. Соотнесите высказывание и мировоззренческую установку. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
А) «Общепринятые книги – всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, – там обыкновенно воняет».
Б) «Кто пожелает отделаться от всесильных предрассудков обычая, тот обнаружит немало вещей, которые как будто и не вызывают сомнений, но вместе с тем и не имеют иной опоры, как только морщины и седина давно укоренившихся представлений. Сорвав же с подобных вещей эту личину и сопоставив их с истиною и разумом, такой человек почувствует, что, хотя прежние суждения его и полетели кувырком, всё же почва под ногами у него стала твёрже»
В) «Поскольку мораль основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя через свой разум безусловными законами, она, для того чтобы познать свой долг, не нуждается в идее о другом существе над ним, а для того чтобы исполнить этот долг, не нуждается в других мотивах, кроме самого закона. По крайней мере это вина самого человека, если в нём имеется такая потребность, хотя тогда ему уже нельзя помочь ничем другим, так как то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствие у него моральности».
7. Соотнесите элементы и составные части правосознания. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
А) идеи, взглядыБ) чувства, эмоцииВ) настроение
Д) мотивы деятельности
Е) правовые принципы
1) правовая идеология2) правовая психология
Алексей, молодой человек 25 лет, решил трудоустроиться в магазин «Башмачок» в качестве продавца обуви. Такое решение во многом было связано с тем, что старший брат Алексея уже работал в системе торговли. Заключив трудовой договор 1 февраля, Алексей приступил к работе. Однако в канун 8 марта вместо него на работу пришёл его брат. Брат объяснил, что готов отработать день, так как Алексей сегодня занят. Работодатель уволил Алексея. Насколько правомерны поведение Алексея и действия администрации магазина?
10. Решите логическую задачу. Запишите ход ваших рассуждений.
Философия есть_____(А), достигаемое посредством правильного_____(Б) и объясняющее действия или явления из познанных нами ____(В), или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания ‒ из известных нам действий. Чтобы понять это_____(Г), нужно учесть, вопервых, что хотя ____(Д) и память (____(Е), которыми человек обладает вместе со всеми животными) и доставляют нам знание, но, так как это знание даётся нам непосредственно _____(Ж), а не приобретается при помощи логического рассуждения, оно не есть философия. Во-вторых, следует помнить, что, поскольку опыт целиком основывается на памяти, а _____(З) является не чем иным, как ожиданием вещей, подобных тем, которые уже встречались нам в нашей ____(И), предусмотрительность не должна быть причислена к философии. Гоббс Т. Основы философии. О теле. 1655.
Список терминов : 1. причина 2. восприятие 3. природа 4. познание 5. зрение 6. практика 7. фантазия 8. творчество 9. рассуждение 10. воображение 11. способность 12. интеллект 13. предусмотрительность 14. теория 15.определение
Лица, способствующие правосудию, суд, подозреваемый, сторона обвинения, субъекты уголовного процесса, потерпевший, прокурор, сторона защиты, обвиняемый.
13. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его. Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на фотографии. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.
14. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту внесите в бланк работы около соответствующего номера задания.
Е.Я. Варшавская, М.Б. Денисенко МОБИЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Источник: «Социс» №, 4, 2014
1. Международная трудовая миграция стала заметным социальноэкономическим явлением России. В общей сложности за 2000-е гг. иностранным гражданам выдано более 11 млн разрешений на работу. В 2012 г. численность трудовых мигрантов, работающих на законных основаниях, превышала 2 млн человек. Ещё больше иностранцев трудилось и трудится без разрешений на работу, т. е. незаконно. По оценкам ряда экспертов и руководителей ФМС, ежегодно в стране 3–5 млн иностранных граждан работают без официального разрешения. Целью статьи являются два вопроса: «Как встречает российский рынок труда иностранных работников?» и «И как протекает процесс экономической адаптации мигрантов?».
1.1. Дайте определение понятия «миграция».
1.2. Разновидностью какого более широкого социологического понятия является миграция?
1.3. Дайте классификацию этого социального явления, назвав не менее 4 его видов.
1.4. Как вы понимаете процесс «экономической адаптации»? Почему важно знать особенности экономической адаптации мигрантов?
2. Эмпирической основой анализа выступили результаты исследования, проведённого в ноябре 2011 г. «Центром этнополитических и региональных исследований». Всего было опрошено 8499 мигрантов, их распределение по странам прибытия представлено в таблице 1.
Опрос проводился по заказу НИУ Высшая школа экономики в 8 субъектах Российской Федерации: Москва, Московская область, СанктПетербург, Астраханская, Самарская, Свердловская области, Пермский, Приморский края. По данным ФМС, в январе-октябре 2011 г. на выбранные регионы приходилось 54% легально занятых иностранных работников в Российской Федерации. В основу распределения квот выборочной совокупности (квотной выборки) по регионам положена доля региона среди всех отобранных субъектов по суммарному показателю численности работающих, по разрешению на работу и по патентам. Респондентами выступали иностранные граждане независимо от их правового статуса и этнической принадлежности.
2.1. Каким методом проведено социологическое исследование – количественным или качественным?
2.2. По каким признакам в тексте Вы это определили?
2.3. Что такое квотная выборочная совокупность (квотная выборка)?
2.4. Что стало квотами в данном случае? Назовите три квоты.
Справочно: РФ в целом (по данным ФМС)
Азербайджан Армения Киргизия Молдова Таджикистан Узбекистан Украина
Итоговая контрольная работа за курс «Обществознание 6 класс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Итоговая контрольная работа за курс «Обществознание 6 класс» Вариант 1
1. Отличие человека от животных заключается:
А. в заботе о потомстве Б. в умении изготовлять и использовать орудия труда
В. в умении общаться с себе подобными Г. в умении строить себе жилище
2. Основной составляющей хозяйственной деятельности человека является :
А. производство Б. распределение В. Обмен Г. потребление
3. К большим социальным группам не относится:
А. население городов Б.семья В. Чуваши Г. православные христиане
А. суверенитет Б. территория В. аппарат управления Г. национальность
А. Закон об образовании Б. Закон всемирного тяготения
В. Трудовой Кодекс Г. Устав школы
А. Всегда поступай так, как тебе нравиться
Б. Иди к своей цели, не обращая внимания на других
В. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе
Г. Делай все, чтобы понравиться окружающим
А. с рождения до 11 лет Б. с 3 до 11 лет В. с 3 до 14 лет Г. с рождения до 18 лет
А. 4- х летнее Б. 9 летнее В. 11 летнее Г. нет обязательного образования
1.Установите соответствия между приведенными понятиями и определениями
А. Страна 1. Социальная организация нации
Б. Государство 2. Территория, которая имеет определенные границы
В. Общество 3. Политическая организация той или иной страны
2. Укажите, что из перечисленных источников семейного бюджета относятся к социальным выплатам:
А. заработная плата
Б. прибыль от предпринимательской деятельности
Д. дивиденды от акций предприятия
Е.пособие по безработице
А. Социальные нормы 1. Малая группа, основанная на браке и кровном родстве
Б. Семья 2. Правила поведения в определенных социальных кругах
В. Брак 3. Правила, регулирующие человеческое поведение
А. установлено государством
Б. существует в неписаной форме
В. соблюдается общественным мнением
Г. существует в писаной форме
Д. устанавливается обществом
Е. соблюдается принудительной силой государства
1. Исключите лишние в данных рядах понятия
А. заработная плата, банковский процент, коммунальные платежи, пенсия
Б. выпечка хлеба, продажа одежды, борьба с преступностью, страхование жизни
В. выигрыш, вклад, заемщик, кредит
А. Группа людей, родившихся в определенный период в одних и тех же исторических условиях- П ++++++++
Б. Наука об окружающей природе- Э+++++++
В. Тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей- П ++++++++++
Г. Система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг — Р ++++
1. Приведи пять отличий человека от животного. Ответы впиши в таблицу:
2.Перечисли состав двухпоколенной семьи: ______________________________________
3.Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции должны
представлять малые социальные группы, а три последующие – большие социальные группы.
Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.
1) женщины 4) россияне
2) класс 5) футбольная команда
3) украинцы 6) детский хор
4.Вычеркни лишнее слово: смекалка, творчество, обыденность, мастерство. Объясни, почему слово оказалось лишним ________________________________________________________________
С1. Российская императрица Екатерина II написала специальную азбуку для своего внука. Вот некоторые правила из этой книги: «Мальчик должен закаляться с детства, спать под лёгким одеялом. Он должен иметь разных домашних животных и лично за ними ухаживать. Если мальчик капризничает из-за болезни, его надо успокоить и оказать врачебную помощь. Если мальчик капризничает из-за упрямства, желая что-нибудь получить слезами, ему надо спокойно объяснить его неправоту и ничего не давать».
1.Какие черты характера хотела воспитать у внука Екатерина II? Назовите не менее трех качеств.
2. Какое значение семья имеет в жизни человека? Проиллюстрируйте на трех примерах.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как вы считаете, каковы причины семейных конфликтов? Назовите не менее трех причин. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа за курс «Обществознание 6 класс» Вариант 2
1. Понятию ОБЩЕСТВО более всего соответствует определение :
А. группа людей с общими целями и идеалами
Б. часть мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей
В. люди, проживающие в той или иной стране
Г. все человечество в целом
А.выпуск нового автомобиля Б. покупка хлеба в магазине В. строительство нефтепровода Г. съемка кинофильма
3. Продолжительность рабочего времени в неделю не должна превышать:
А. 36 часов Б. 40 часов В. 48 часов Г. 54 часа
А. семья Б. школьный класс В. Мусульмане Г. спортивная секция
А. основной закон страны Б. орган законодательной власти
В. независимость и верховенство государственной власти
Г. название одной из государственных валют
6.Принцип разделения властей не предполагает наличие в стране власти :
А. законодательной Б. церковной В. Исполнительной Г. судебной
А. существуют в форме законов Б. регулируют отношения между людьми
В. установлены обществом Г. соблюдаются в силу привычки
А. семья Б. школьный класс В. Сверстники Г. учителя
1. Соотнесите социальные явления и сферы общественной жизни, к которым они относятся:
А. экономическая Б. политическая В. Социальная Г. культурная
1. визит Президента РФ в Чувашию 2. строительство завода 3. начало занятий в школе
4. посещение больницы 5.выплата пенсии 6. выборы в Госдуму 7. открытие астрономами новой звезды 8. выдача зарплаты на предприятии 9. выход на экраны нового кинофильма
А. Банк 1. Обмен товарами и услугами в процессе купли- продажи
Б. Деньги 2. Денежные средства, размещаемые в банки для хранения и получения доходов
В. Вклад 3. Финансовое учреждение, принимающее вклады и выдающее кредиты
Г. Торговля 4. Особый товар, который можно обменять на любой другой товар
А. Религиозное образование детей Б. Организация досуга и отдыха
В. Обеспечение безопасности общества Г. Обеспечение продолжения человеческого рода
Д. Организация домашнего хозяйства Е. Контроль за исполнением социальных норм
А. Президент Б. министр В. депутат Г. Федеральное Собрание Д. Арбитражный суд
Е. Государственная дума Ж. Правительство З. Совет Федерации И. Парламент
А. пенсия, стипендия, пособие по безработице, детские пособия
Б. фермерское хозяйство, коммерческий банк, туристическое агентство, ателье
В. торговля, цена, продавцы, покупатели
А. Символические действия, установленные обычаем — О++++
Б. Одобряемые обществом и служащие идеалом для людей представления о добре, справедливости, честности, благородстве и т.д .- Ц+++++++
В. Избранный представитель народа, работающий в законодательных органах власти-
Г. Процесс создания разнообразных экономических благ/ товаров и услуг/-
1.Приведи пять отличий, по которым животное отличается от человека. Ответы впиши в таблицу:
2.Перечисли состав трехпоколенной семьи: ______________________________________
3. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции должны
Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.
1) чуваши 4) подростки
2) музыкальный ансамбль «Домисолька» 5) клуб любителей современных танцев
3) отряд спасателей 6) европейцы
4.Вычеркни лишнее слово: творчество, новое, ценное, однообразное. Объясни, почему слово оказалось лишним ________________________________________________________________________________________
С1. Прочитайте отрывок из статьи «Язык жестов» и ответьте на вопросы.
2.Зачем люди общаются? Проиллюстрируйте на трех примерах. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Как вы думаете, почему образованному человеку легче найди общий язык с собеседником? Укажите не менее трех причин. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что объединяет людей перечисленных ниже запишите в ответ название
Участником какого из перечисленных событий, процессов был султан Мехмед II? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.
1) Возникновение и распространение ислама.
2) Экспансия турок-османов и падение Византии
3) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.
4) Наполеоновские войны
В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходила хиджра? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.
1) Возникновение и распространение ислама.
2) Экспансия турок-османов и падение Византии
3) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.
4) Наполеоновские войны
К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.
Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.
1) Возникновение и распространение ислама.
2) Экспансия турок-османов и падение Византии
3) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.
4) Наполеоновские войны
Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из воспоминаний
«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…
Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…
Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».
Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из воспоминаний
«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…
Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…
Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».
Школьная олимпиада по обществознанию для 7 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обществознание, 7 класс, школьный этап
Время проведения – 1 час 30 минут.
1.Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Впишите ответы в таблицу.
1) Гражданин — это лицо, наделенное правами и обязанностями, поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2) Обществом можно считать весь материальный мир.
3) Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
4) Центром рыночного механизма являются отношения между продавцами и государством.
5) Лидером может быть только человек с сильным характером.
6) Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество.
7) Каждая личность обладает собственным взглядом на мир.
8) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отчество и фамилия.
9) Термин «республика» появился в Древней Греции.
10) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.
(Максимально – 10 баллов). По 1 баллу за каждый правильный ответ.
2. Выберите все правильные ответы. Ответы занесите в таблицу.
2.1. Что из перечисленного относится к группам, образованным по демографическому признаку?
5) люди среднего возраста;
2.2. Что из перечисленного относится к правовым нормам?
1) Государственная дума приняла Федеральный закон, налагающий запрет на курение в общественных местах
2) Директор школы провел линейку, посвященную началу учебного года
3) Постановлением Правительства установлен порядок отпуска лекарств льготным категориям граждан
4) Учитель приобрела билеты в театр для своего класса
5) В соответствии с Конституцией молодой человек 18 лет был призван в ряды Вооруженных сил
(Максимально – 3 балла). По 1 баллу за полный правильный ответ по каждому пункту.
3. Используя все слова, составьте определения обществоведческих понятий. Запишите термин и составленное определение.
3.1. нужда в том человеком осознаваемая поддержания и развития организма для личности что необходимо
3.2. предметы в процессе создает он деятельность человека необходимые своих потребностей для удовлетворения которой
(Максимально – 4 балла). По 2 балла за каждое определение.
4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
4.1. Край, область, автономный округ, республика – это
4.2. Мораль, обычай, право – это
4.3. Герб, гимн, флаг – это
(Максимально – 3 балла). По 1 баллу за каждое определение
5. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.
1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг — управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах» (Марк Туллий Цицерон)
2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (В. Г. Белинский)
«Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».
Максимально – 3 балла). По 1 баллу за каждое определение
6. Решите правовую задачу.
1) Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери?
2) Куда ему следует обратиться с такой просьбой?
Максимально – 4 балла). По 2 балла за каждое определение
7. Решите социологическую задачу.
После неудачного матча с «К.» возле стадиона нападающего Артема дожидалась группа болельщиков, один из которых насел на него с вопросами о том, почему у команды нет характера, используя нецензурную лексику. Артём сначала предложил выйти и самому сыграть, а потом просто оскорбил фаната. Объединение болельщиков «Ф.» выступило с заявлением, в котором потребовало от нападающего публичных извинений за оскорбление поклонника команды. «Допустив в адрес болельщика нецензурную лексику, Артём в его лице оскорбил и всю «Ф.» в целом. Недовольство игрой команды выразил на пресс-конференции и главный тренер команды. «Нам непонятна реакция Артёма на совершенно справедливые вопросы к нему и команде в целом», — говорилось в нём. Официального примирения пока не состоялось, часть болельщиков продолжают освистывать Артема.
О каком социальном явлении идет речь в тексте?
Назовите стадии его развития. Проиллюстрируйте их фрагментами текста.
Укажите стратегию поведения, которая используется в этой ситуации.
(Максимально – 8 баллов). По 2 балла за каждый правильный ответ.
8. Заполни пропуски в тексте.
(Максимально – 8 баллов). По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Знаете ли Вы глобальные проблемы современного мира?
1. Перечислите не менее трёх проблем.
2. Выберите из них одну и составьте 3-4 предложения, раскрывающих сущность данной проблемы.
(Максимально – 15 баллов). 6 баллов максимально за ответ на 1 вопрос. 9 баллов за ответ на 2 вопрос.
Максимальное количество баллов: 58.
Ответы к заданиям школьной олимпиады.
Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Впишите ответы в таблицу.
(Максимально – 10 баллов). По 1 баллу за каждый правильный ответ.
2. Выберите все правильные ответы. Ответы занесите в таблицу.
(Максимально – 3 балла). По 1 баллу за полный правильный ответ по каждому пункту,
3. Используя все слова, составьте определения обществоведческих понятий. Запишите термин и составленное определение.
3.1. нужда в том человеком осознаваемая поддержания и развития организма для личности что необходимо
Ответ: Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности – потребность.
3.2. предметы в процессе создает он деятельность человека необходимые своих потребностей для удовлетворения которой
Ответ: Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей – труд.
(Максимально – 4 балла). По 2 балла за каждое определение.
4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
4.1. Край, область, автономный округ, республика – это субъекты Российской Федерации.
4.2. Мораль, обычай, право – это социальные нормы
4.3. Герб, гимн, флаг – это символы государства
(Максимально – 3 балла). По 1 баллу за каждое определение
5. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.
1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг — управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах» (Марк Туллий Цицерон)
2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (В. Г. Белинский)
«Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».
Ответ: нравственность, мораль
Максимально – 3 балла). По 1 баллу за каждое определение
6. Решите правовую задачу.
1) Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери?
Ответ: Антон вправе изменить свою фамилию по достижении четырнадцати лет.
2) Куда ему следует обратиться с такой просьбой?
Ответ: Для этого ему нужно обратиться в орган записи актов гражданского состояния
Максимально – 4 балла). По 2 балла за каждое определение
7. Решите социологическую задачу.
1.О каком социальном явлении идет речь в тексте?
Ответ: Социальный конфликт.
2. Назовите стадии его развития. Проиллюстрируйте их фрагментами текста.
а) назревание объективных причин — недовольство болельщиков игрой футбольной команды;
б) осознание сторонами — решение фанатов пообщаться с членом команды;
в) проявление конфликта — взаимные оскорбления;
г) разрешение конфликта — нет, не обязательная стадия конфликта
3. Укажите стратегию поведения, которая используется в этой ситуации.
Ответ: В этой ситуации участники конфликта придерживались стратегии соперничества как основной линии поведения.
(Максимально – 8 баллов). По 2 балла за каждый правильный ответ.
8. Заполни пропуски в тексте.
В Законе о Государственном гербе (1) нашей страны написано: «Государственный герб (2) Российской федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым (3) орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами — и – над ними – одной большой короной, (4) соединенными лентой.
(Максимально – 8 баллов). По 2 балла за каждый правильный ответ.
Знаете ли Вы глобальные проблемы современного мира?
1. Перечислите не менее трёх проблем.
2.Выберите из них одну и составьте 3-4 предложения, раскрывающих сущность данной проблемы.
(Максимально – 15 баллов). 6 баллов максимально за ответ на 1 вопрос. 9 баллов за ответ на 2 вопрос.
Максимальное количество баллов: 58.