Что объединяет музыку и литературу своими словами

Что объединяет музыку и литературу своими словами

Взаимосвязь музыки и литературы

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Как связана музыка и литература?

В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литератур­ное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведе­ния, как романс, кантата.

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Что же роднит музыку с литературой?

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Единым стержнем этих искусств является интонация.

Благодаря выразительно­сти музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

По каким же направлениям можно рассматривать связь

музыки и литературы?

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музы­ки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.

Источник

Что роднит музыку с литературой?

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

Полностью статью читайте по данной ссылке http://www.ref.by/refs/44/40630/1.htm

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

Источник

Презентация к уроку музыки » Что роднит музыку с литературой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что роднит музыку с литературой

Цель: Выявление общности жизненных истоков (общих черт) и многосторонних связей музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения. Задачи урока: формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения; развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства; выявлять особенности художественного языка разных видов искусства; развивать воображение через восприятие музыки и поэзии; учить находить взаимосвязь искусства и жизни; учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы; уметь сравнивать музыкальные произведения.

ПЛАН УРОКА: Выяснить, что общего между музыкой и литературой. Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений. Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве. Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного. Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы. Как часто на уроках музыки и в повседневной жизни мы обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, так как в основе их сюжета лежит литературное произведение ( сказка, повесть, роман). Без стихов нельзя написать песню, романс, кантату. Так что же будет с музыкой, если бы не было литературы?

ЖИЗНЬ музыка литература Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник- это окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, но в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами и по-разному воздействуют на читателей и слушателей.

ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ? ИНТОНАЦИЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ СПОКОЙНАЯ ВЗВОЛНОВАННАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ Разнообразные интонации мы слышим их и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс. Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Литературную программу имеют многие инструментальные произведения. Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

Музыку и литературу объединяет общность жанров. МУЗЫКА Музыкальные произведения получают названия: Сказка Поэма Баллада ЛИТЕРАТУРА Нередко поэтические произведения получают названия: Песня Романс Запевка

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) Романс «Жаворонок» На это стихотворение М.И. Глинка написал романс

ВЫВОД: Если бы не было литературы, то музыка многое бы потеряла-исчезли бы все песни, оперы, романсы. Литература тесно связана с музыкой.

Подготовила учитель музыки: Савичева Н.В.

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Номер материала: ДБ-705236

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Музыка. 5 класс

Что роднит музыку с литературой
Связь музыки и литературы
Необходимо запомнить

Виды искусства делятся на временные (музыка и литература), пространственные (архитектура, скульптура и живопись) и синтетические (театр, кино и т.д.).

Современные технологии позволяют «оживить» старинные полотна великих художников, добавив к ним музыкальное сопровождение. Так картины становятся частью мультимедийного представления.

Театральные постановки включают в себя работу сценаристов и режиссёров, актёров и музыкантов, художников по костюмам и свету, звукорежиссёров и декораторов. Не меньшее количество людей из разных областей искусства задействовано и в кинематографе. Жанры проникают из одного вида искусства в другой, смешиваются между собой, создавая новые виды.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу своими словами. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу своими словами. Картинка про Что объединяет музыку и литературу своими словами. Фото Что объединяет музыку и литературу своими словами

«Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова». Художник Валентин Серов

Большое значение связь музыки и литературы имеет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Для создания произведения «Звонче жаворонка пенья» композитор выбрал форму романса, более сложного вокального жанра, чем песня. О романсах сам автор писал так: «Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, то есть становилась таковою в самом зарождении своём, сопровождаемая лишь намёками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми исключениями, мелодия создавалась как бы инструментально, то есть помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди мелодии».

Романс «Звонче жаворонка пенья» в исполнении Анны Нетребко

НАШИ ПАРТНЁРЫ

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Источник

Что роднит музыку с литературой

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: « Что роднит музыку с литературой»

Учитель : Горбунова Александра Мусулмоновна

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок-поиск.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.

Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.

По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.

Для этого мы разобьёмся на 3 команды.

1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.

2 – составные части литературы. Ее особенности.

3 –что общего есть у музыки и литературы.

Ответы фиксируются на доске.

1 – Что такое музыка? Ее особенности.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

2 – Что такое литература? Ее особенности.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.

(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

Создание проблемной ситуации. Задание по группам.

1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни .

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

Дети читают стихи с интонацией или поют песню.

Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.

Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?

Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.

Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?

Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?

Дети делятся своими мнениями.

Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им послужить и стихом.

Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.

Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.

2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *