Что объединяет музыку и литературу
Что роднит музыку с литературой?
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Полностью статью читайте по данной ссылке http://www.ref.by/refs/44/40630/1.htm
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.
Что объединяет музыку и литературу
Взаимосвязь музыки и литературы
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как связана музыка и литература?
В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Что же роднит музыку с литературой?
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь
музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.
Что роднит музыку с литературой
На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации — ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, — мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов — все то, что композиторы слышат в жизни, побуждает их к созданию таких больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям.
Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу — программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.
Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.
Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, баллада и др.
Пусть поэтические строки, которыми названо большинство разворотов учебника, помогут тебе глубже почувствовать и понять изложенный материал.
Конспект по музыке на тему «Что роднит музыку с литературой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
5 класс урок « Что роднит музыку с литературой»
-метапредметные – коммуникативные УУД:
1.Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-предметные – познавательные УУД:
1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.
2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.
Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальная работа, индивидуальные задания.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,колонки.
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
Тип урока: урок введения в тему.
Форма урока: урок-поиск.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы. Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы?
Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.
Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?
Дети делают вывод, что это всё явления жизни.
Прошу детей спеть фрагмент знакомой им песни, например «Песни о России» В.Локтева, с пластическим показом рукой мелодической линии, затем выразительно прочитать слова песни, также рисуя линию текста. Сравнивая движения, дети находят много общего в контурах мелодий спетого и произнесённого текста, то есть выявляют интонационную выразительность мелодии и текста.
Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.
Дети делятся своими мнениями о прослушанной музыке, дают свои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «движения», «темпа», «стремление».
Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.
Учитель: А что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая мелодия? (напевная, лирическая, красивая, плавная). Как вы считаете, подходит ли мелодия к тексту? Как вы думаете, почему и слова и мелодия песни так гармонично подошли друг к другу?
Работа с песней. Вам понравилась песня? Легко ли вам было петь? Почему? (слова и мелодия гармоничны). Где эту песню можно исполнить?
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».
На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»
1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах.
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»
Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение