Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс

Мы – союз народов России. 2-й класс

Класс: 2

Ход урока

Во втором классе мы будем изучать окружающий мир по новому учебнику. (дети рассматривают учебник)
Прочитайте название первого раздела. Прочитайте, о чём вы узнаете в этом разделе; чему научитесь.

2. Тема сегодняшнего урока: “Мы – союз народов России”

(Слайд 1)
Посмотрите на карту, кто знает, что на ней изображено и как эта карта называется?
Политическая карта мира. Разными цветами на карте изображены разные страны. Посмотрите, как много на Земле стран, они все разные.
Найдите нашу страну.
Как называется наша страна?
А теперь посмотрим, как на карте выглядит Россия.
(Слайд 2)
Страна одна, но карта тоже разноцветная. Розовая ниточка – граница, отделяющая Россию от других стран. Наша страна на карте похожа на волшебный цветок с разными лепестками. Каждый лепесток – это особая часть нашей Родины.
(Дети рассматривают карту, читают надписи и делают предположения о том, как называются части России).
Откройте учебники, там такая же карта, как и на доске.
Все разноцветные лепесточки – это края, области, округа, республики России.
(Слайд 3)
Прочитайте, как ещё называется наша страна.
Почему же она получила название Российская Федерация?
Найдите на карте красные точки.
Что они обозначают?
(Слайд 4)
Красными точками обозначены крупнейшие города РФ
(Вернуться к Слайду 2)
Прочитайте названия субъектов РФ.
Определите место нашего проживания.
На территории России проживают различные народности, их более 150.
Вспомним, о каких народностях мы говорили в 1 классе.
(Слайды 6-13)
Учитель показывает детям слайды с изображением людей разных народностей в национальных костюмах.
Найдите теперь на странице своего учебника татар, аварцев, марийцев, якутов, даргинцев и т.д.
Давайте попробуем определить по внешнему виду кто в какой части России живёт, в каких ремёслах данный народ искусен.
А теперь серьёзный вопрос:
– Что делать хорошо, а что плохо?
Хорошо – это доброта, труд, честность, милосердие.
А откуда вы это знаете?
А вы каждый раз спрашиваете у взрослых или знаете сами7
А как вы себя чувствуете, если поступили плохо, но об этом никто не знает, никто вас за плохой поступок не ругает?
(Плохо на душе)
А как смыть с души это пятно плохого поступка, чтобы снова стало хорошо?
(Попросить прощения, исправить делом)
Как называется внутренний голос, который не даёт нам забывать о плохих поступках?
(Совесть)
У каждого народа есть правила общие для всех. Эти правила учат тому, как жить по совести, чтобы жизнь каждого стала радостью для себя и для других.
(Слайд 14)
Правила жизни по совести называют религией.
Люди нашей страны исповедуют разные религии, посещают разные храмы. Но все религии учат людей жить по совести.
(Слайды 14-18)
Мы с вами узнали, что многочисленные народности нашей страны отличаются местом проживания, культурой, религией. Есть и ещё одно важное отличие – это язык.
(Слайд 19)
Всех людей, проживающих на территории РФ, объединяет Русский язык.
(Слайд 20)

3. Итог урока.

Как называется страна, в которой мы живём.
Покажите её на политической карте мира.
Покажите на политической карте России область, в которой мы живём.
Назовите народности России.
Почему нашу страну называют Российская Федерация?
Что объединяет всех людей нашей страны?

Источник

Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть картинку Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Картинка про Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс

Имя нашей страны — Россия, Российская Федерация. Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз». На карте ты можешь прочитать названия республик, краёв, областей, округов. Так по-разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация.

Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть картинку Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Картинка про Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс

Народы Российской Федерации

Ты уже знаешь, что в России живут самые разные народы. Их больше 150. На рисунках представлены лишь некоторые из них. Самый многочисленный народ — русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. У каждого народа свой язык и самобытная культура.

Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть картинку Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Картинка про Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс

Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм (1).

Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Смотреть картинку Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Картинка про Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс. Фото Что объединяет народы россии в единый союз 2 класс

Государственным языком в России является русский язык. На нём составляют государственные документы, ведут переговоры на международных встречах, учатся в школах и других учебных заведениях. Так общий язык объединяет нас в общем Отечестве. Союз народов скрепляет и общая история.

В Российской Федерации живёт более 150 народов. Они различны по численности, культуре, языкам. Культурное многообразие составляет богатство России. Государственный язык России — русский.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мы – союз народов России

Учебный предмет : окружающий мир, 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока : Мы – союз народов России

Цель : Создать условия для формирования представления о многообразии субъектов Российской Федерации, о разнообразии народов России через восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважения истории и культуры каждого народа.

иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;

знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети.

высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.

понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Оборудование. Политические карты России и мира; интерактивная доска; символы трех стран в трех конвертах, презентация, магнитофон с аудиозаписью песни «С чего начинается Родина», «Гимна РФ»

Самоопределение к учебной деятельности

Цель : мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством положительного настроя на урок

Предполагаемая деятельность учащихся

И красива и богата наша Родина, ребята,

Долго ехать от столицы до любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса,

Рек сверканье голубое, голубые небеса.

-Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку?

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Настраиваются на работу.

Результат : возникновение у учащихся познавательной активности и положительного настроя на урок

Цель: Повторить необходимые знания: понятие «Родина», символы России

Предполагаемая деятельность учащихся

Звучит песня «С чего начинается Родина».

— Как называется наша Родина?

— Откуда же она начинается?

— Кто знает, а как называется главный город России?

— Кто является главой Российского государства?

— Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько. И я вам предлагаю вспомнить символы нашего государства и выполнить практическую работу в группах.

Результаты групповой работы проверяются с помощью интерактивной доски.

— Так в какой стране мы живем с вами? (открывается часть темы «России»)

— А кто живет в этой стране?

(открывается часть темы «мы»)

(Учащимся предлагается выбрать символы нашего государства и приклеить их на лист формата А4.)

Детям на группу выдается конверт, в котором лежат:

— три герба (России, Японии, КНДР)

— изображения трех флагов (России, Японии, КНДР)

вспомнили символы России.

3. Постановка проблемы.

— выявить и зафиксировать задание, вызывавшие затруднение в учебной деятельности.

— формулирование темы урока

Предполагаемая деятельность учащихся

— Ребята, вы в группах выбирали символы нашего государства. А как вы думаете, символы, каких государств остались?

(Учитель дает детям краткую информацию о Японии и КНДР с помощью презентации)

— Ребята, на экране вы видите политические карты этих трех стран России, Японии и КНДР.

— Что интересного вы заметили? Что вас удивило?

— Какой возникает вопрос? Что бы вы хотели узнать?

— Рассмотрите политическую карту России и подумайте, почему же карта России раскрашена в разные цвета?

— Да, действительно разным цветом обозначены разные части страны, но все они входят в состав нашей страны – России или Российской Федерации

(Слово «федерация появляется на доске).

— Анжела, прочитай, пожалуйста, из толкового словаря значение слова «Федерация».

(открывается часть темы «союз»)

— Сейчас я предлагаю вам отправится в путешествие по карте России, в республику Башкортостан на национальный праздник Ураза Байрам, в Чукотский автономный округ на национальный праздник Нургэнэк и на русский народный праздник Иван Купала. Обратите внимание на костюмы и язык участников праздника.

— Что интересного заметили? На что обратили внимание?

— Все верно. Ребята, Дима приготовил для вас небольшое сообщение.

— Какой вывод мы можем сделать по просмотренным видеофрагментам?

(открывается часть темы «народов»)

— Прочитайте тему урока

-Выслушиваются мнения учеников

(Дети сравнивают политические карты трех стран (России, Японии и КНДР))

— Карты Японии и КНДР окрашены в один цвет, а карта России раскрашена в разные цвета.

— Почему карта России раскрашена в разные цвета? (вопрос появляется на доске)

Выслушиваются мнения детей

Слово «федерация» обозначает объединение, союз.

Дети смотрят видео с трех праздников.

— Мы заметили, что путешествовали по России, а праздники были разные, люди одетые в разные одежды и говорили на разных языках

Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

— В России живут разные народы и у каждого народы свой язык, свои традиции, религия и праздники.

— Мы – союз народов России

Результат : возникновение затруднения в ответе на возникший вопрос, формулирование темы урока.

4. Работа в группах

— организовать работу в группах;

— найти необходимую информацию в учебнике

Предполагаемая деятельность учащихся

— Как вы понимаете слова «союз народов»?

— А как вы думаете, сколько народов проживает на территории России?

(вопрос появляется на доске)

— А что объединяет разные народы?

(вопрос появляется на доске)

— Как вы думаете, если бы все народы говорили на своем языке, смогли бы они понять друг друга?

— Значит, народам России необходим общий язык.

— Какой язык в России является общим, государственным языком?

(вопрос появляется на доску)

— Мы сейчас разделимся на группы, и каждая группа ответит на один вопрос и представит результаты своей деятельности всему классу.

(дети работают в группах по учебнику)

— Это объединение разных народов

— Презентация результатов представителями от каждой группы

(ответы на вопросы появляются на слайде)

Результат : Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

— организовать работу в парах;

— создать хоровод из бумажных кукол разных национальностей, символизирующий дружбу народов.

— О каком символе мы забыли сказать в начале урока?

— Как мы должны слушать гимн?

— В Гимне России есть такие слова:

— История России полна примеров, когда именно объединение всех народов помогло ей выстоять в тяжелых испытаниях.

-Наиболее яркий пример – Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов…

— Прошла война, заработали заводы, фабрики. Весь многонациональный народ стал много работать на благо страны. И когда наступало то короткое время для отдыха, люди собирались вместе и танцевали. Одним из любимых танцев всех народов был хоровод.

— В старину хоровод выполнял функцию оберега.

— И я вам сейчас предлагаю самим создать оберег с помощью бумажных кукол разных национальностей, поставив их в хоровод.

— Ваша задача самим изготовить куклу, а затем мы создадим из ваших кукол хоровод.

— На работу вам дается 5 минут

— Итак, у нас с вами получился не большой хоровод. Как вы думаете, что он символизирует?

— о гимне (включается фрагмент гимна РФ)

— Стоя (дети встают и слушают фрагмент гимна)

Источник

Цель: познакомить с разнообразием народов России.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на политической карте России субъект Российской Федерации, в котором они живут, называть некоторые его природные и историко- культурные достопримечательности, определять самое интересное и важное в культуре своего народа, понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, различные календари, политическая карта мира, карта административного деления России, аудиозаписи народной музыки разных стран мира, клубок ниток (волшебный клубочек), иллюстрации костюмов разных народов России, фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма.

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о традициях и ремеслах своего народа, читают стихи, поют песни на своем родном языке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Знакомство с учебником

— Перед вами новый учебник по предмету «Окружающий мир». Рассмотрите обложку. Что вы видите? (Ответы учеников.)

— Назовите авторов учебника. (АЛ. Плешаков, М.Ю. Новицкая.)

— Откройте учебник на с. 2. Рассмотрите условные обозначения. Какие задания мы будем выполнять на уроке? Как мы будем работать? Что нам понадобится?

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. («Вселенная, время, календарь».)

— Объясните, как вы понимаете значение этих слов. Вселенная — вся система мироздания, включающая космическое пространство и существующие в нем небесные тела (планеты, звезды и пр.).

Время — промежуток той или иной длительности, в который совершается что-либо; последовательная смена часов, дней, лет; пора дня, года.

— Прочитайте, что мы узнаем и чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Учащиеся читают текст на с. 3 учебника.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с политической картой

Сейчас мы отправимся в виртуальное путешествие. А поможет нам в этом клубочек.

— Клубочек, клубочек, веди нас!

(Учитель пускает клубочек так, чтобы он прикатился к политической карте мира.)

Перед нами весь мир. Сколько разных стран! И у каждой своя музыка.

(Звучит аудиозапись итальянской народной песни.)

— Какая по характеру мелодия звучала? (Ответы учеников.)

— Эту мелодию сочинили итальянцы. Посмотрите, вот страна Италия.

— Кто был в Италии? Расскажите, что интересного вы видели в этой стране. (Ответы учеников.)

(Аналогично учитель знакомит детей с несколькими странами.)

— Расскажите, в какой стране мира вы были в путешествии. Что интересного видели? (Ответы учеников).

(Учитель показывает на политической карте мира страны, которые называют ученики.)

— Найдите на карте самую большую по площади своей территории страну. (Российская Федерация.)

Да, это страна, в которой мы живем, — Россия. Она протянулась с запада далеко на восток и с севера на юг и занимает огромную территорию. Когда в одних городах утро и люди идут на работу, в других уже ночь и все ложатся спать.

— А теперь мы продолжим путешествие вслед за волшебным клубочком и подробнее рассмотрим на карте нашу страну. Повторите волшебные слова. (Клубочек, клубочек, веди нас!)

(Учитель вслед за клубочком подходит к политической карте России.)

В прошлом году мы уже работали с картой России. Правда, тогда карта называлась физической. Теперь у нас другая карта, она называется политической, потому что помогает нам познакомиться с тем, как устроена наша страна.

Сейчас, не выходя из класса, каждый из вас сможет окинуть взглядом всю нашу огромную страну благодаря нашей помощнице — карте.

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 4—5. Рассмотрите политическую карту России.

(Учитель обращает внимание учеников на условные обозначения на с. 5.)

Так отмечены границы России. Граница отделяет ее от других стран.

(Учитель указкой на классной карте, дети в учебниках проводят по границе.)

— Прочитайте первое предложение текста на с. 5 учебника. Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация.)

— Посмотрите, политическая карта России похожа на волшебный цветок с разноцветными лепестками. Прочитайте названия частей-лепестков.

(Учащиеся читают названия республик, краев, областей, округов.)

Части-лепестки — это субъекты Российской Федерации: республики, края, области, округа.

(Учитель записывает термины на доске.)

Игра «Найди на карте»

(Учитель называет субъект Российской Федерации, учащиеся находят его на карте в учебнике и показывают на классной политической карте России.)

— Посмотрите на карту. На ней есть красные и белые кружки. Как вы думаете, что они обозначают? (Города.)

На карте мы видим обозначенные красными кружками крупнейшие города Российской Федерации — Москву и Санкт-Петербург. Это города федерального значения.

— Найдите на карте и назовите город федерального значения и субъект Российской Федерации, в котором он находится. (Ответы учеников.)

— Назовите город (село), в котором мы живем. В каком субъекте Российской Федерации он находится?

(Учитель записывает название города (села) на доске, отмечает значком его расположение на классной карте.)

— Найдите этот субъект Российской Федерации на карте в учебнике.

— Что же обозначает слово «федерация»? (Ответы учеников.)

— Прочитайте об этом на с. 5 учебника. (Объединение, союз.)

— О каких народах России мы говорили в 1 классе?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 6-7 учебника. По народным костюмам предположите, в каких областях (на юге или на севере) живет каждый народ, чем занимается (охота, рыбалка, земледелие), в каких ремеслах искусен (ткачество, шитье, работа с жемчугом, бисером, кожей).

— Представители каких народов учатся в нашем классе? (Ответы учеников.)

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о традициях и ремеслах своего народа, читают стихи, поют песни на своем родном языке.)

В России живет более 150 народов. У каждого народа свой язык, самобытная культура. Культурное многообразие народов составляет богатство России.

— Как вы думаете, что значит быть хорошим? (Быть добрым, справедливым, трудолюбивым, милосердным. )

— Откуда вы это знаете? (Этому учат родители, учителя, книги, жизненный опыт.)

— Вам каждый раз приходится спрашивать у взрослых, что хорошо, а что плохо, или вы уже сами знаете ответ? (Ответы учеников.)

— Как вы себя чувствуете, если сделаете плохо, но никто об этом не узнает? (Будет тяжело на душе, неспокойно.)

— Как можно исправить эту ситуацию? (Попросить прощения, исправить плохой поступок добрым делом, никогда не повторять дурного поступка.)

— Как называется тот внутренний голос, который не дает нам забывать о наших плохих поступках, честно говорит с нами о плохом и хорошем? (Совесть.)

У каждого народа есть правила, общие для всех: мужчин и женщин, детей и стариков. Эти правила учат тому, как жить по совести, чтобы жизнь каждого стала радостью для самого человека и всех остальных людей.

Правила жизни по совести называют религией.

(Учитель записывает термин на доске.)

В нашей стране распространена христианская религия. В то же время люди исповедуют и другие религии: ислам, иудаизм, буддизм. Каждая религия по-своему учит своих последователей добру и любви друг к другу и к природе, к чудесному дару жизни на Земле. Ислам исповедуют многие татары, буддизм — буряты, иудаизм — евреи. Христиане есть в любом народе. Религия объясняет и сохраняет историю народа, дарит людям праздники, связанные с его историей. Религиозные предания хранят чистейший родной язык. Многие религиозные события происходят в сопровождении прекрасных мелодий, которые дошли к нам из глубокой древности. Храмы — вершина строительного, живописного, скульптурного искусства каждого народа.

(Учитель показывает фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма.)

— Все народы нашей страны отличаются местом жизни, численностью, культурой, религией. Есть и еще одно важное отличие. Как вы думаете, какое? (У каждого народа свой язык.)

— Как же люди разных национальностей договариваются друг с другом? (Говорят на общем языке.)

— Такой общий язык называется государственным языком.

(Учитель записывает термин на доске.)

В нашей стране государственным является русский язык, он объединяет все народы России.

— Прочитайте текст на с. 6 учебника.

— Зачем народам России необходим государственный язык? (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

Семя упало в землю.

(Сидя на корточках, обхватить колени руками, голову прижать к коленям.)

Росток тянется к солнцу.

(Медленно встать, поднять руки над головой, свести вместе ладони.)

Вселенная, время, календарь

(Медленно развести ладони, придав им форму чашечки цветка.)

Ветер качает цветок.

(Раскачиваться из стороны в сторону.)

Цветок дрожит под дождем.

(Мелкие движения пальцами.)

Цветок поворачивается за солнцем.

(Повернуться вокруг себя с поднятыми руками.)

Цветок отцвел, созрели семена и упали в землю.

(Коснуться руками пола.)

В земле семена будут спать до следующей весны.

(Присесть, закрыть глаза.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте названия народов России, которые вы записали.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание, выполните его.

(Учитель индивидуально проверяет выполнение задания, оказывает ученикам помощь.)

VII. Рефлексия

— Откройте учебник на с. 7. Ответьте на вопрос в рубрике «Обсудим».

VIII. Подведение итогов урока

— Произнесите полное официальное название нашей страны. (Российская Федерация.)

— Какие части, или субъекты, есть в нашей стране?

— Какой язык для вас является родным? А какой — государственным?

— Какое задание на уроке было для вас самым интересным?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 4—7), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 7).

2. Выполнить задания 4, 5 (с. 5) в рабочей тетради.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *