Что объединяет народы в единый союз
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет: и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»
«Люби ближнего твоего, как самого себя…»
Мы продолжаем тему, поднятую в предыдущем материале о внутреннем расколе и поиске единства, опубликованном 8 апреля на нашем сайте
Когда закончится гражданская война?
«Гражданская война не закончилась». Эта фраза, недавно услышанная мною, поразила как молния. А ведь действительно, наша междоусобная брань только видоизменилась и усложнилась, но не закончилась. И не видно ей конца и края.
«Есть у революции начало. Нет у революции конца»
Поётся в известной советской песне. Но не в одной песне не поётся, что в гражданской войне не может быть победителей. Только проигравшие.
Из этой безвыходной ситуации есть только один выход – единение.
На первый взгляд это кажется наивным, и даже глупым. Разве возможно объединиться русскому аристократу, утратившему «настоящую» Россию, с коммунистами, свергнувшими «прогнивший» строй, а затем уничтожившими и старую аристократию, и священство, и «кровопийц-кулаков»? Разве возможно объединение между западниками и почвенниками, между созидателями и разрушителями? Невозможно. Но зато возможно объединение людей любящих Россию. А это существенно меняет дело.
Чему учит история
Недоразумений, разногласий, противоречий в русской истории, как впрочем, и в любой другой, было в избытке:
1223 год
Первая встреча с монголами на Калке. На битву вышли дружины многих южнорусских князей. Но все действовали разрозненно и безславно погибли порознь.
1237 год
Полчища Батыя подошли к Рязани. Противостоять нашествию можно было только объединёнными силами. Но никто не пришёл на помощь. Героическое сопротивление рязанцев закончилось страшным погромом и разорением. Вслед за ними погибли княжества северной, а затем и южной Руси.
1991 год
Советский Союз был разорван на части жаждущими свободы и самостоятельности окраинами. Теперь отдельные обрубки некогда единого тела кровоточат и саднят, но срастись им вновь не позволяют невидимые палачи.
Таких примеров множество. Но есть и красные страницы в русской истории:
1380 год
В единое общерусское войско сошлись дружины московские, суздальские, ярославские, коломенские, псковские, брянские, серпуховские, каргопольские и разбили мамаевы орды, рассеяв их по степи.
1612 год
Долгая смута и неразрешимые, казалось, противоречия, привели страну на край гибели. Спасительным стало общерусское ополчение, изгнавшее и захватчиков и предателей.
1941-1945 годы
Послереволюционная классовая борьба к началу войны ещё не закончилась, но страшное нашествие жестокого врага сплотило людей. Великую победу в Великой войне одержал уже единый народ, отложивший свои противоречия ради общей цели.
Мировая история добавит краски в уже написанную картину.
Это закон. Царство, разделившееся само в себе, погибает. А государство, объединяющееся на прочной основе, крепнет.
Тот же Рим, собравший отдельные итальянские области, вновь обрёл общеевропейское политическое влияние. Равно как и Берлин, объединивший дотоле самостоятельные немецкие земли. Князь Олег, собравший в IX веке полян, древлян, полочан, кривичей и вятичей, словен новгородских в единую Русь, создал могущественное европейское государство. Великий Князь Владимир, приняв христианство, скрепил его духовное единство на тысячу лет вперёд.
Вывод очевиден. Единение благо для государства, благо для народа. Распад неизбежно ведёт к гибели. Это довольно быстро осознали большевики, шедшие к власти с лозунгом «права наций на самоопределение». Уже через пять лет после революции они создали новый союз – СССР. И ещё через семнадцать лет вернули почти все самоопределившееся окраины.
После революции 1991 года, приведшей к расчленению страны, этот процесс идёт значительно медленнее, но неуклонно.
Первой ласточкой было Приднестровье. В настоящее время в республике два государственных флага: Приднестровский (сохранивший цвета и символы советской Молдавии) и Российский.
Похожая ситуация и Грузии. В 2008 году была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, что фактически означает их повторное добровольное присоединение к России.
Возвращение Крыма в 2014 стало воистину общенациональным праздником. Высочайший духовный подъём, который мы испытали в те дни, сопоставим с радостью великой Победы 1945 и первого полёта в космос Юрия Гагарина.
Все ждали продолжения подобных возвращений, но вместо этого последовал жестокий погром в Одессе и затяжная кровавая война на Донбассе и Луганщине. Враг вцепился зубами в русские земли, оторванные революционной перестройкой, и добровольно их не отдаст. Это ещё одно доказательство тому насколько сложно возвращение земель, утерянных в результате революций.
Вот и воссоединение с родной братской Белоруссией идёт очень туго. Скорее это даже похоже на сближение двух кораблей, размётанных бурей. И ещё не известно куда белорусский корабль утянет, учитывая внутренние брожения в нём.
Трудный путь единения
И всё же создать объединение «бывших республик Советского Союза» удалось. Это Евразийский экономический союз, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В Организацию Договора о коллективной безопасности входят те же участники, а также Таджикистан.
Сложность в том, что за тридцать лет отдельные части некогда единого государственного организма теряют внутреннюю связь. Она есть, и будет стягивать нас ещё долго. Этого желает большинство народов распавшегося Советского Союза, но бешено сопротивляются антирусские силы, потратившие на разрушение многие годы, силы и деньги. Дело воссоединения временно разделённого государства вопрос времени и наших усилий.
Слава Богу, время безумного саморасчленения закончилось.
Необходимость сохранения целостности самой России теперь ни у кого сомнения не вызывает. (Разве что у наших врагов и их подпевал). При этом совершенно очевидно, что крепость государства зависит от его внутреннего единства. Единства народов России, при определяющем значении русского народа. Единства самого русского народа.
Народы России
Однако, в современной национальной политике много путаницы, оставшейся от ельцинских «реформ». Подобно лозунгу «берите суверенитета, сколько переварите» в новой редакции Конституции записано, что «источником власти в стране является её многонациональный народ». Но народ не может быть многонациональным. К примеру, калмык может быть только калмыком, нанаец нанайцем, русский русским. Калмыки, нанайцы, русские, татары и другие народы России составляют Российский народ, а не безликий многонациональный. Марийцы, удмурты, карелы, нивхи, чукчи, ненцы, башкиры называют себя россиянами. Это правильно. Так сложилось исторически.
Но в Российском народе есть сердцевина, стержень – это русский народ. И это тоже результат исторического развития. Со времени создания Древнерусского государства до середины XX века русские составляли абсолютное большинство населения России. И сейчас составляют более 80 процентов.
И прежде всего осознание себя каждым русским человеком частицей единого русского народа.
Многие из нас готовы в трудный час помочь ближнему, но в повседневной жизни мы утратили общинный дух, ранее присущий русским людям. Нам важно понять, что наши близкие (родственники, соседи, друзья, сослуживцы) тоже наши ближние. И их по завету Спасителя надо возлюбить больше себя самого. А мы, прежде чем помочь раздумываем; белый он или красный, коммунист или монархист.
«Русский помоги русскому» – увидел я однажды листовку, приклеенную над дверью электрички. Он прав, этот неизвестный доброжелатель. Уважение к человеку своего племени, родственному по крови и по вере естественно повлечёт за собой уважение к собственному народу, любовь к своей Отчине. И это будет помощь себе самому, и детям, и внукам. Всё-таки первым делом должно произойти исцеление от русофобии, поразившей часть нашего общества, и тогда проще будет строить свой Общероссийский Дом.
Русский народ по духу своему народ общинный, соборный. У нас и крестьянская жизнь строилась по общинным законам, и работники собирались в артели, и воины в дружины. И все вместе были членами церковных общин. И сейчас в крупных городах люди собираются в землячества. Но мы утратили и общинность и соборность, и чувство общерусского единства. Нет у нас взаимопомощи. А надобно, чтобы каждый русский человек почувствовал себя составной частью единого общерусского землячества. В особенности это важно с началом русского рассеяния, разбросавшего миллионы русских людей по всему свету. Русская взаимопомощь должна стать законом жизни. В известной притче отец велел своим сыновьям переломить связку прутьев. Безуспешно. А развязав, они легко переломали её по одному прутику.
В единстве сила. Это настолько очевидно, и настолько же трудноосуществимо. Но необходимо. Жизненно необходимо.
Наша цель– воссоздание Великой Державы Российской
Для того, чтобы такое объединение произошло, необходимо общерусское дело. Большое дело. Когда перед русским человеком стоит большая цель – он в состоянии горы свернуть.
И такое дело у нас есть – восстановление Великой Державы Российской.
Наши предки создали величайшее государство всех времён и народов. Шестая часть суши! Сейчас многие земли утрачены. В том числе исконно русские. Наши предки создали культуру мирового значения. Сейчас мы всё больше и больше скатываемся к задворкам западного шоу-бизнеса. Наши предки создали Русскую цивилизацию, вставшую вровень с другими мировыми цивилизациями. Что мы знаем о ней? Почти ничего. Да и знать-то не стремимся.
Так вот, ещё раз повторим. Наша цель – воссоздание Великой Державы Российской. Звучит по-книжному и отвлечённо? Да. Но только до тех пор, пока эта цель не укрепится в нашем сознании. А если наше сознание примет эту великую цель, тогда она станет осуществима. И она объединит нас в единый сплочённый непобедимый Русский Народ.
Вместе со всеми народами, проживающими в нашей единой стране, мы сможем возродить Великую Державу Российскую!
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Единая Россия – единая семья.
1. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.
2. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
3. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи.
Материал и оборудование : мультимедийный проектор, ватман, на котором изображена территория России, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, кисточки, клей, салфетки.
Предварительная работа : чтение художественной литературы; разучивание с детьми стихов о Родине, пословиц и поговорок о смелости, отваге, Родине; беседы о России, защитниках Отечества; рассматривание иллюстраций.
— Ребята, Вы любите праздники?
А какие праздники вы знаете?
— День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.
— Ребята на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. (Слайд 3)
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
— Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)
— Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина…. А еще наша Родина много национальная. Это значит, что в нашей стране живет много разных народов. (Слайд 4) Эти народы отличаются внешне и имеют свои традиции. Посмотрите пожалуйста на изображения разных народностей России. (Обсуждение сходств и различий внешности и народных костюмов)
– ребята, давайте возьмемся за руки и это будет символом нашего единства.
Мы живём в России. 4 ноября наша страна отмечает праздник
— Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Что произошло 400 лет назад…. (Слайд 5)
-Я предлагаю вам послушать мой рассказ.
— Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.
И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками. (Слайд 7)
Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. (Слайд 9) Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. (Слайд 10)
-Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?
— Да. Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник.
Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Ребёнок 2: (Слайд 14)
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Но я пою и славлю ныне
Не твой ромашковый покой,
Я славлю Русь как героиню,
Как землю гордости людской.
Каждая страна имеет свою символику: флаг, герб и гимн.
Показ флага России. (Слайд 17)
У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полосок-белый, синий, красный. Что же они обозначают?
Синий цвет-это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет-цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Показ герба России. (Слайд 18)
Что вы видите в центре? Орла.
Расскажите о нём, какой он?
С двумя головами, с поднятыми крыльями. Почему же на гербе России изображён орёл?
Но почему у орла две головы?
Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.
А что вы видите ещё? Корону.
А как вы думаете, что она обозначает?
Корона обозначает, что в России главный царь.
А что в лапах у орла?
Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава.
А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Да, в центре изображён герб Москвы.
У каждого государства обязательно есть свой гимн. (Слайд 19)
Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные убор
Слушание гимна России. (Аудиозапись 1)
-А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине. Кто вспомнит, поднимайте руку, мы с удовольствием вас послушаем.
-Смелость силе воевода.
-Тот герой кто за Родину горой.
-За край свой насмерть стой.
-Сам погибай, а товарища выручай.
-Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
— Родина любимая, что мать родимая.
— Если дружба велика, будет Родина крепка.
— На чужой стороне, что соловей без песни.
— Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
— Родина-мать, умей за неё постоять.
— Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.
Накануне Дня народного единства вы нарисовали рисунки, посвящённые Дню народного единства. (Слайд 21)
Давайте, друзья, мы за руки возьмемся,
Из песен и игр мы венок заплетем.
По нашей стране, по России пройдемся,
С друзьями большой хоровод заведем.
Воспитатель предлагает детям взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты мероприятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и п.
Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим видеоролик на замечательную песню «Звезда-Россия». (Видеоролик)
«Люди ни во что не верили. И себе не верили» Граждан СССР убеждали в существовании единого советского народа. Каким он был на самом деле?
Фото: Peter Turnley / Corbis / Getty
В 1960-1970-е годы коммунистические лидеры Никита Хрущев и Леонид Брежнев заговорили о сложившейся новой общности — советском народе. Эта общность должна была объединить всех граждан СССР, независимо от национальности, которая, в свою очередь, подавалась как пережиток прошлого. Насколько преуспела машина агитпропа, почему идеологический конструкт был очень важен для системы, каковы основные черты советских людей, как их воспринимали на Западе и что стало с советским народом сейчас, «Ленте.ру» рассказал социальный психолог Алексей Рощин.
«Надо было сделать так, чтобы из них отбирались самые покорные и исполнительные»
«Лента.ру»: Как понятие «советский народ» менялось за годы советской власти?
Алексей Рощин: Само это понятие появилось не сразу. Им стали все более и более активно пользоваться где-то после 40-х годов, потому что ранее оно было не совсем понятно людям. Это был довольно абстрактный термин, его даже не запускали в широкий пропагандистский оборот. Российская империя сама по себе была очень лоскутной. Наверняка взвоют в пять голосов наши националисты, но по сути даже понятие «русский народ» представляло собой абстрактную величину для 80 процентов населения. Люди себя воспринимали по территории, на которой они проживают.
Празднование Дня урожая в колхозе имени М. Горького. Киевская область, 1974 год
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Вспомните, какая страна досталась большевикам? В Российской империи только установился молодой капитализм. И перед большевиками в тот момент стояла амбициозная задача: перехватить процесс образования наций, который бурно начался и в России, и на Украине, и в Армении, и в Грузии, и сразу делать из этих народов единый советский народ.
На протяжении первых лет после революции большевикам было не до того. Им нужно было элементарно укрепить вертикаль власти, которая четко работала бы, подчиняясь командам из центра, ведь по своей сути власть большевиков была оккупационной.
Она вся строится сверху вниз, а не наоборот, она плюет на любое местное самоуправление, это такой каркас (ну или узда, намордник), который надевается на страну сверху и прорастает вниз. Большевики первоначально взяли власть только в одном городе, потом они стали расставлять на местах своих эмиссаров, а те, в свою очередь, назначали своих людей. Надо было сделать так, чтобы из них отбирались самые покорные и исполнительные, и чтобы это охватывало все, вплоть до самых низов страны. Поэтому сначала обустраивался хозяйственно-силовой каркас управления. А когда этот процесс, как считали большевики, завершился их полной победой и вся страна была приведена к общему знаменателю, то есть все управлялось, везде были пронизывающие страну министерства, все областные и республиканские органы четко входили в одну вертикаль власти, все было отработано, тогда встал вот какой вопрос: раз все единообразно управляется и при помощи КГБ рука власти находится одновременно на пульсе и на горле у всех граждан СССР, то все они, можно сказать, одинаковые юниты. И во Владимире, и в Нахичевани, и в Алма-Ате.
Что такое советский народ чисто операционально? Советский народ — это люди, которые подчиняются приказам из Москвы и входят в единую систему власти, которая единообразно довлеет над всей этой одной шестой частью суши.
Представители советского народа настолько отличались от своих предков, живших на территории Российской империи, что уместно было придумывать для них новое название? Или это все надуманно выглядело и тогда?
Знаете, во времена СССР было такое понятие «соцреализм», который считался передовым методом художественного отображения. Он показывал не то, что есть (это считалось как бы приземленно), а то, как должно быть. То есть соцреализм показывал идеал: какими должны быть люди, отношения, как они должны трудиться, отдыхать, любить.
Торжественное заседание ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященное 60-летию образования СССР, 1982 год
Фото: Владимир Первенцев / РИА Новости
И термин «советский народ» тоже родом из соцреализма. Здесь важно понимать сущность коммунистической идеологии. Она даже не стремится описывать существующее положение вещей. Даже если она в чем-то не совпадает с реальностью, то, как говорится, тем хуже для реальности. Идеология показывала, к чему надо стремиться. Считалось, что если говорить про советский народ везде — в постановлениях, на всех комсомольских, профсоюзных и партийных собраниях, в фильмах, книгах и спектаклях, — то он, глядишь, и появится.
Это вам сейчас смешно, а тогда это все всерьез преподносилось. Человек по своей природе пластичен, и большинство населения — конформисты так или иначе. Люди постепенно, может, и не начинали так думать, но, получая отовсюду паттерны и образцы поведения, обучались, как надо говорить. После столь длительной долбежки правильные ответы можно было услышать хоть от октябренка на улице, хоть от бабушки возле универмага. На самом деле это и сейчас еще встречается, многие такие вещи уходят вперед. Если сейчас спросить людей, был ли советский народ, они ответят: «Да, конечно, была дружба, взаимовыручка. Мы все были как одна семья». И у меня это вбито с детства, и люди так говорят. Хотя, как показала практика, когда дошло до дела, люди хоть и продолжали так говорить, но действовали совсем по-другому.
Демонстранты в национальных костюмах народов союзных республик на Красной площади, 1974 год
Фото: О. Иванов / РИА Новости
«Все советские люди понимали, что надо говорить»
А какие типичные черты были у представителя советского народа?
Это было описано и даже предвосхищено у Оруэлла. Знаменитая черта советского человека, которой он посвятил много внимания в «1984», — это так называемое двоемыслие. Все советские люди понимали, что надо говорить. Это был такой общий конструкт и, на самом деле, некое объединительное начало.
Даже сейчас, спустя 30 лет, мы можем узнать советского человека по его ответам на базовые вопросы. Многие и сейчас, разбуди их ночью, расскажут и про дружбу народов, и про интернациональный долг, и как все друг другу помогали, и что для нас нации неважны и так далее
И это не такое уж маленькое достижение машины агитпропа, потому что в других странах настолько проникающего влияния нет. С другой стороны, это порождает тотальное расхождение слова и дела, с которым все борются и говорят, что его надо победить. Многие иностранцы, которые не просто путешествуют по России, но и вынуждены работать с нашими людьми, отмечают: тут разрыв такой, что и не снился людям во многих странах.
Неудивительно, что люди в разных уголках страны — я с этим много раз сталкивался — ведут себя так, словно жили вместе последние 40 лет, хотя они друг друга не знают и никогда не видели. Это была такая общая индоктринация. Но все эти словесные конструкции к реальному поведению людей часто никакого отношения не имеют.
Человек мог выступить и рассказать про дружбу народов, а потом пойти поджигать дом своего соседа, потому что он другой национальности. Так было в Средней Азии и в куче других мест. Или, например, пойти выгонять русских — была такая забава во многих национальных республиках. Хотя эти же люди прекрасно разговаривали на тему, что все мы братья.
Это даже не лицемерие, а как бы уже следующая стадия: люди произносят слова как мантры, не понимая их смысла и даже не вникая в этот смысл. При этом они могут не только произносить эти слова, но и демонстрировать соответствующие эмоции. Например, говорить с дрожью в голосе. Опять-таки это все в известной степени спектакль. Советская власть в каком-то смысле воспитывала актеров из всего населения. Потому что если ты не проявляешь актерских способностей и не можешь выучить нужный текст, то для тебя автоматически закрываются все дороги.
Пионеры на первомайской демонстрации, 1975 год
Чем выше ты поднимался, тем больше надо знать мантр и знать, как эти мантры произносить. Набор этих мантр тоже определял советского человека.
Но на каком-то этапе — это тоже чисто советский феномен — продвижения по иерархической лестнице наступал момент, когда человек мог отказаться от всех мантр вообще. Мог не только их не произносить, но даже над ними смеяться. Это был такой признак избранности.
Естественно, это всеобщее актерство имеет оборотной стороной всеобщий поражающий цинизм. Это тоже особенность советского народа.
Наиболее чуткие наши писатели давно на эту тему били в колокола. Поздние произведения Распутина, Астафьева — годы в 80-е — как раз об этом: о тотальном всепобеждающем цинизме. Люди что-то плетут, но совершенно ни во что не верят и сами себе не верят. А если они не верят себе, то, естественно, не верят никому вообще. Это все есть до сих пор.
В Европе самая известная такая нация — это чехи. Их воспитывали иезуиты. Произошло это потому, что чехи постоянно восставали, чем допекли католическую церковь и австрийского императора, под властью которого находились. Последний обратился к папе, а тот сказал, что у него есть одна идея. Он эту страну посвятил иезуитам, чтобы они поработали с населением. И иезуиты действительно поработали: ввели образование, стали отбирать учеников, учить их. Но их обучение через несколько десятилетий привело к тому, что Чехия хоть и утихомирилась, но превратилась в страну тотального атеизма, которой она и остается в современной Европе. 90 процентов там не верят в Бога, хотя вся страна уставлена храмами. В чем-то это похоже на то, что случилось в СССР.
Открытие VIII летней Спартакиады народов СССР, 1983 год
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
«Коммунистическая идеология служила тем, что сейчас в западных корпорациях называется миссией»
Давайте про Запад еще поговорим. Ведь именно там появился известный латинизм homo soveticus и его ироничное смысловое наполнение. Получается, что на Западе тоже признавали существование советского народа?
На самом деле для Запада это было совершенно очевидно. Если смотреть снаружи — чем поражал СССР стороннего наблюдателя? Именно тем, что это был такой, как я рассказывал вначале, конструкт с очень жесткой и единообразной системой управления, которая плотно охватывала всю страну, все 280 миллионов населения. С точки зрения стороннего наблюдателя СССР выступал как единый организм, как одно огромное соцпредприятие. Коммунистическая идеология служила тем, что сейчас в западных корпорациях называется миссией. При этом с точки зрения работы Союз был выстроен именно как предприятие. Одно большое, огромное предприятие. В 1991 году это предприятие обанкротилось, когда у него перестал сходиться дебет и кредит — в буквальном смысле, в книге Гайдара «Гибель империи» это подробно описывается.
Если страна воспринимается как огромное предприятие, уже неважно, таджики там работают или узбеки. Цеха разные, но люди из одного в другой переходят, а не так, что все таджики, например, литейщики, а все узбеки, скажем, бахчеводы. Все достаточно равномерно как бы мешалкой перемешивается.
Душанбинские студенты во дворе института после лекций, 1979 год
Фото: С. Соловьев / РИА Новости
В этом смысле для Запада даже в большей степени, чем для жителя СССР, это была страна советского народа. Причем, мне кажется, homo soveticus было скорее обозначение в среде наших диссидентов, которые уехали на Запад и продвигали этот термин среди американских русистов.
Сейчас наиболее распространено в широких кругах западного населения простое обозначение — Russians. Для западного мира это не то же самое, что советские люди, а еще проще — они там все русские. До сих пор все этим возмущаются — и таджики, и узбеки, не говоря уже про украинцев и белорусов
В СССР их знали по своей национальности — нам непонятно, как можно было узбека перепутать с белорусом или латышом. А для Запада это совершенно нормально, и их всех звали Russians. Все — русские. И все они воспринимались по своей принадлежности — как люди с одного предприятия, с одного завода. Вот они все — заводские. Они такими и были.
А soveticus — это был скорее даже комплимент, и это название, наверное, нравилось Кремлю и людям из ЦК КПСС.
Хрущев и Брежнев говорили о сложившейся новой общности людей — советском народе. Советской власти действительно к этому времени удалось создать «нового человека»?
Понятно, что все это шло еще со времен революции. Можно вспомнить знаменитую цитату Маяковского: «Чтобы в мире без Россий и Латвий жить единым человечьим общежитьем». Не зря в основе всего коммунистического учения — по крайней мере в его официальной интерпретации — лежал принцип интернационализма, который провозглашался до самого конца существования советского строя. Здесь имеется в виду приблизительно следующее (это есть и в работах Ленина): самое лучшее, что можно сделать с национальным вопросом, это вообще его не ставить. Только благодаря этому у большевиков и получилось сшить заново Российскую империю, которая распалась по итогам Первой мировой войны, как распались и все остальные империи — Германская, Австро-Венгерская и другие. Их всех разнесло по национальным квартирам.
Многие — причем и среди патриотов, и среди державников, и среди националистов — обвиняют Ленина в том, что он якобы заигрывал с украинцами и создал Советскую Украину. На самом деле — в этом как раз и была основная идея — большевики скроили свою империю, но на другой, вненациональной основе. Самые умные из них всегда понимали, что их империя потому и держится, что не акцентирует национальный вопрос, предлагая своим гражданам «думать о другом»: не о своей национальности, а о борьбе трудящихся за свои права, о строительстве коммунизма для всех и так далее.
Эта общая линия так и продолжала выдерживаться. Хрущев и Брежнев постановили, что советский народ уже создан. Одна из составляющих общей идеи Хрущева (и Брежнев не знал, что с ней делать) — обещание, что к 1980 году будет построен коммунизм. Здесь как раз подразумевается, что коммунизм — это общество, где нет наций как таковых. То есть нации остаются на уровне фольклорных праздников, национальных языков, протяжных заунывных песен, обозначающих для каждого что-то родное. Но при этом практически до конца существования Советского Союза основной идеей было то, что каждый гражданин СССР — это прежде всего советский человек, и национальный вопрос ему неважен.
В поселке совместного проживания армян и азербайджанцев. Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджанской ССР, 1989 год
Фото: Сергей Титов / РИА Новости
В действительности он-то как раз всегда был очень важен для всех республик. Всегда были национальные трения. Та же проблема Нагорного Карабаха существовала, по сути, все годы советской власти. И межнациональные трения в том же Узбекистане. Можно вспомнить еще кучу подобных противоречий, они были всегда. Но одной из главных задач машины пропаганды, работающей на население, было представить дело так, что это все несущественно и неважно, что это пережитки прошлого, которые преодолеваются. В этом смысле формирование советского народа как раз и подразумевало то, что система пришла в стабильность.
То есть в СССР всегда было подозрение (причем, как выяснилось, вполне обоснованное), что если национальный вопрос ставить во главу угла, это непременно разорвет Советский Союз, как Франкенштейна, сшитого из множества разных кусочков.
Франкенштейн был сделан из множества мертвых людей. Этими мертвыми людьми и являлись, по сути, республики, которые были вставлены в СССР после того, как уже отвалились от трупа Российской империи, начав жить внутри этого нового организма
Еще один важный момент состоит в том, что национализм большевикам был не нужен в принципе, поскольку в коммунизм, как в любую тоталитарную идеологию, не вписывались все эти национальные квартиры, они создавали совершенно ненужную большевикам разноголосицу и некоторую основу для автономии. А это большевикам было совершенно не нужно, поскольку коммунистический строй основан на сверхцентрализации и определенном насилии — прежде всего центра по отношению к окраинам. Все ресурсы стягиваются в центр и там распределяются — в основном на гонку вооружений. Как известно, СССР тратил на военные нужды самую большую долю ВВП среди развитых стран.
В этих условиях нельзя было признавать национальные образования как реально самостоятельные, потому что тогда у них сразу возник бы вопрос, куда идут деньги, почему центру столько, а нам меньше, и так далее. Это была еще одна основа для распада. А то, что СССР представляет собой конгломерат разных народов, и это такая «задержавшаяся империя», которая удерживается от распада принуждением, самые умные коммунисты понимали всегда. Соответственно, в таком состоянии постоянно жить нельзя — как на пороховой бочке, постоянно приходится гасить националистические порывы, делая вид, что их на самом деле нет.
Это можно сравнить с горящими торфяниками: когда они горят, зачастую никакого огня не видно — кажется, что все в порядке. По ним даже можно ходить, пока не провалишься в какую-нибудь дыру, а там — адское пламя. Вот таким был СССР — как большой торфяник, в котором постоянно что-то тлело.
Однако периодически разными способами удавалось придерживать коней и бороться с этим. Самое главное, что это была борьба идеологии с реальностью. В реальности были поползновения регионов с целью выйти из-под тотального контроля, но это постоянно пытались интерпретировать так, чтобы не слишком прижимать националистов, не вызвать их озлобления, но, с другой стороны, не дать им воли. Это было постоянное балансирование на одной ноге. Особенно откровенно это было в сталинское время, когда националистов то «разгуливали», принимая постановления об обучении на национальных языках, продвижении национальных кадров, направлении их на обучение в лучшие вузы страны, то, наоборот, тех же людей, которых только что продвинули и обучили, чуть ли не методом децимации расстреливали, когда они поднимали голову.
Лагерь беженцев для турок-месхетинцев в Ферганской области Узбекистана, 1989 год
Фото: Андрей Соловьев / TACC
При Брежневе так почти перестали делать, хотя многие отмечают, что знаменитое «узбекское дело» — это тоже в каком-то смысле борьба с оперившимися национальными элитами Средней Азии, которые начали слишком много себе позволять. Иногда гонения на национализм, чтобы не разжигать, что называется, подавались под уголовным соусом — как борьба с хищениями и тому подобное. Но не это было главным мотивом.
Поэтому советский народ как конструкт был очень важен для системы. Он задавал идеал, к которому стремились и к которому уже почти подошли, — чтобы «без Россий и Латвий жить единым человечьим общежитьем» и чтобы неважна была национальность. Хотя в паспортах она всегда ставилась — именно для того, чтобы не провоцировать откат назад, — но это считалось этаким постыдным признаком, пережитком прошлого, который партия пока терпит.
До поры до времени националистические порывы удавалось сдерживать. Но когда экономический кризис наложился на региональную повестку, когда региональные элиты четко поняли, что могут сами распоряжаться национальными богатствами, без надсмотрщика и выкачивателя из Москвы, — получилось, что подъем национальных движений империю и разорвал, как это было и с другими империями.
Сейчас принято считать, что «советская наднациональная общность» распалась после 1991 года. Так ли это?
На самом деле нет. Мы же знаем, что большинство так называемых постсоветских элит — тех, кто встал во главе советских республик после распада СССР, — всеми силами работают на распад этой общности. То есть они все пытаются отыграть назад, за советский период, потому что видят в этом опасность. Любые региональные правители, которые отделились, в этой общности не видят ничего, кроме опасности возвращения обратно [под контроль Москвы]. Мы особенно хорошо видим это на Украине, где ведется тотальная борьба с русским языком.
Первое, что стали делать почти во всех республиках, — это бороться с русским языком. Именно для целей дезинтеграции, поскольку последовательная и как можно более глубокая дезинтеграция — это основная цель всех постсоветских образований
Причем именно на уровне психологическом, прежде всего. Потом уже — на экономическом, военном, политическом и так далее. С другой стороны, это все преодолевается с трудом, вплоть до того, что на той же Украине до сих пор многие смотрят «Иронию судьбы» на Новый год и военные фильмы на 9 Мая. Праздники во многом остаются те же. И, конечно, во многом остается то, о чем я говорил: некая общая риторика. Она очень плохо приживалась поначалу, но когда уже оказалась вбита, извести ее не удается даже через поколения. Она передается через поколения даже несмотря на то, что страны формально уже разные.
Пастух колхоза имени Жданова следит за стадом оленей, Магаданская область
Фото: Б. Коробейников / РИА Новости
С одной стороны, это очень не нравится бывшим советским республикам, с другой стороны, это не нравится их соседям — всем странам Запада и Востока, которые в свое время СССР очень боялись как большого образования, которое имело своей целью экспансию. Что, кстати, было изображено на гербе — мало у какой страны там был помещен земной шар. Это такой недвусмысленный и достаточно агрессивный сигнал. Так что все наши геополитические противники эту дезинтеграцию поощряют. Этот фантом советского народа для них — страшный признак.