Что объединяет повести белкина в цикл
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. А. С. Пушкин
Обратимся к словарю С.И. Ожегова Судьба 1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы. 2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных,.3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с. 4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества. Роковой Приносящий горе, как бы предопределённый роком. Роковая любовь. 2. Решающий, определяющий собой поворот к чему-н. плохому, к несчастью. Р. миг. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия. Роковая ошибка. Роковая случайность.
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
Случай в жизни нередко играет роковую роль. Иногда он меняет положение вещей и ход событий в противоположном направлении. Кому-то он дает шанс начать жизнь с чистого листа, а кого-то, наоборот, лишает последней надежды. Такое неуловимое явление достаточно сложно описать, потому не знаешь, кто управляет случаем и заставляет события развиваться по тому или иному сценарию. Ведь если такое можно было бы предсказать, то случай не играл бы такой роковой роли в судьбе и жизни человека. К подобному феномену обращался А. С. Пушкин в «Повестях Белкина».
Исследователи проанализировали произведения Пушкина, начиная с лицейских лет и заканчивая 1830 годом, с целью установить частоту употребления в текстах таких слов, как “судьба”, “рок”, “жребий”, “Фортуна”. Вот что показал анализ: слово “судьба” употреблено Пушкиным 155 раз; “рок” – 54 раза; “жребий” – 25; Мы проанализировали по тому же принципу и тексты всех “Повестей Белкина”. Оказалось, что слово “судьба” Пушкин использовал 8 раз; “рок” – 3; “жребий” – 2; Бесспорно, что Пушкина всегда волновала эта тема – судьба.
«Повести Белкина» — творение Болдинской осени 1830 года, шедевры высочайшей пробы, первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Цикл составляют пять повестей, по существу, новелл с острыми, динамически развивающимися сюжетами. Согласно датировке автора, повести закончены: «Гробовщик» — 9 сентября; «Станционный смотритель» — 14 сентября; «Барышня-крестьянка» — 20 сентября; «Выстрел» — 14 октября; «Метель» — 20 октября.
В «Повестях Белкина» автор рассказывает, что не только случай может управлять судьбами людей. Они сами могут оказывать влияние на ход развития событий. Такова роль случая в повести «Выстрел». И именно случай приоткрыл рассказчику тайну поведения хорошего стрелка. Сильвио рассказывает об одном происшествии, которое имело место в полку. К ним в тот момент определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Именно он повлиял на жизнь Сильвио и смог изменить ее так, что стрелок замкнулся в себе и только упражнялся в своем искусстве, в котором достиг совершенства. В этом произведении случай не только оказывает определенное влияние на жизнь и судьбу главных героев, но и играет значительную роль в развитии действия. «Выстрел»
« Метель» Самым неожиданным и наполненным различными случайными событиями является произведение «Метель». С первых строк текста он все словно берет в свои руки. Удивительные вещи происходят практически со всеми героями повести. Большую роль в произведении играет метель. Она предупреждает главную героиню о том, что та совершает плохой поступок, что не стоит полагаться на волю случая и вручать свою жизнь и судьбу прекрасной, но опасной природной стихии.
Для Владимира метель тоже стала своеобразным поворотным моментом в жизни. Она взяла на себя роль вершителя судеб, поэтому на знакомой дороге молодой человек не мог ориентироваться. С одной стороны, такое природное явление сыграло злую шутку с главными героями. На Марье Гавриловне отразилось болезненным состоянием — недомоганием. Но вот жизнь Владимира оно повернуло совершенно в другое русло. Никто ведь не знает: оказался бы на войне молодой человек, если бы он был женат. Погиб ли он от ран, если бы попал на другую, а не эту войну. Именно случай отвел от Марии большую беду и привел к ней такого человека, с которым она действительно смогла быть счастлива.
«Гробовщик» В «Гробовщике» Пушкин напоминает нам, что жизнь соседствует со смертью. Не найдя понимания у живых и будучи обсмеянным ими, гробовщик Адриан Прохоров пытается найти понимание у своих клиентов. Он начинает созывать на новоселье «мертвецов православных». И мертвецы как бы вершат свой суд над гробовщиком, пробуждая его совесть. Появляется сержант Курилкин и начинает упрекать гробовщика в том, что тот продал ему сосновый гроб, выдав его за дубовый. И в подтексте повести угадывается мысль о том, что в жизни нет беспричинных явлений, за все свои поступки, хорошие или дурные, мы будем держать ответ.
«Станционный смотритель» Случай вмешался и в жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина. Его любимую дочь Дуню увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными усиками». Горькую участь предрекает отец своей дочери. Но предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знатность. Между миром Самсона Вырина и миром Минского целая пропасть, и станционному смотрителю даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть. И если Дуня все же перешагнула через нее, то это чистая случайность, которой она обязана исключительно своему женскому обаянию. Но у нее не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась. Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.
Мы убедились, что случай «бог изобретатель». Что порой только один случай сможет изменить нашу жизнь, а уж удастся ли нам управлять случившимся, зависит только от нас самих. А.С. Пушкин в «Повестях Белкина» изменил с помощью случая жизни героев. Наверно, если бы этого не было, то повести казались бы нам «сухими», скучными. В «Повестях Белкина» именно случай, как изобретатель «разжигает огонь», который придает жизнь, интерес каждой повести. На жизнь героев каждой повести повлиял именно случай: кому-то он принес радость, любовь; кому-то утрату, разочарование. Случай выступает в мире пушкинских повестей как важный мотивирующий фактор, но не упустить предоставленный судьбой случай человек должен сам. Ничто не наказывается в пушкинском мире жестче, чем слепота и неспособность стремиться от стереотипов, познать живую, всегда поражающую неожиданностью своих проявлений жизнь.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-268757
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цикл «Повести Белкина» Пушкина: анализ и характеристика произведений
Болдинская осень была очень плодотворной для творчества великого поэта и прозаика — за 3 месяца им было написано свыше 50 различных произведений, включая сборник из 5 новелл, выпущенных под псевдонимом Ивана Петровича Белкина. Анализ «Повестей Белкина» Пушкина во всей полноте обнаруживает дарование их автора, который поднимает в своих произведениях важнейшие нравственные проблемы, посвящённые главным образом жизни обыкновенных людей.
Краткая история создания
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были написаны осенью 1830 года. Замысел создания 5 коротких новелл у Пушкина возник в 1829 году; первоначально поэт намеревался включить в цикл 6-е произведение — «История села Горюхина», однако до нашего времени оно дошло в незавершенном виде. Александр Сергеевич также планировал вместо «Метели» и «Выстрела» дописать другие повести, начатые им ранее, — «Самоубийца» и «Записки пожилого» (они тоже остались незаконченными).
Сохранилась авторская датировка окончания работ над произведениями:
Издательское предисловие было составлено, предположительно, в середине или конце октября. По мнению некоторых критиков, история создания «Повестей Белкина» указывает на то, что поэт первоначально не был уверен в том, что его произведения пройдут цензуру, поэтому он опубликовал их под псевдонимом.
При жизни повести не имели особого успеха у своих современников.
Сюжетные особенности «Гробовщика»
Повесть является одной из самых странных и необычных не только в творчестве Пушкина, но и среди произведений других русских поэтов и прозаиков.
Жанр сочинения — мистический рассказ. Автор описывает жизнь и быт гробовщика Адриана, наживающего своё добро обманом и лицемерием (к примеру, одному человеку он обещал похоронить родственника в дубовом гробу, взял соответствующую плату, а захоронил в сосновом). Ежедневно сталкиваясь со смертью, гробовщик тем не менее беспокоится только о деньгах.
Ключевым моментом повести становится его сон после ужина:
Следует отметить, что в конце Пушкин, указывая на облегчение Адриана, подчёркивает — он так и не извлёк урока из произошедшего, он готов и дальше наживаться на чужом горе. В этой повести автор затрагивает тему смерти, с позиции которой все земные блага теряют свою ценность.
Александр Сергеевич также высмеивает людей, которые не скупятся обирать бедных или оказавшихся в несчастном положении.
«Станционный смотритель»
Главной тематикой произведения является жизнь так называемого маленького человека — незначительного чиновника 14-го класса, которого притесняют и богатые, и бедные. Сюжет повести вертится вокруг старого отца и его красавицы дочери, которая является его единственным смыслом жизни.
Однажды к ним в сторожку заезжает гусар. Влюбившись в девушку, он решает её похитить; она не против поехать с ним, в надежде повидать лучшую жизнь. Её отец получает сообщение об отъезде дочери и предпринимает две попытки её вернуть, поговорив с гусаром, однако тот непреклонен — девушка останется с ним. Убитый горем старик начинает выпивать и в конечном счёте умирает в одиночестве через несколько лет после отъезда дочери.
Внимательный и вдумчивый читатель сможет обнаружить, что в произведении противопоставлены два различных типа бедности и невзрачности (анализ «Повестей Белкина» показывает, что эта особенность встречается в каждой части цикла) — нищета внешняя (Самсон Вырин) и нищета внутренняя (гусар Минский).
«Станционный смотритель» затрагивает также проблемы взаимоотношения детей и родителей, социального неравенства и вопросы ответственности за свои поступки. Помимо этого одной из ключевых тем повести являются муки совести и раскаяния как указание на то, что человек ещё не «умер» в нравственном отношении.
Неравная любовь в «Барышне-крестьянке»
Многочисленные проблемы морального, нравственного и социального характера раскрываются в этой повести. Это единственная часть из сборника, концовка которой является положительной для своих героев. Основа истории — любовь, литературное направление — реализм, сентиментализм. Вкратце сюжетный план произведения можно представить в виде следующих пунктов:
Несмотря на хорошую концовку, Пушкин обращает внимание читателя, что любой обман рано или поздно раскрывается. Героев объединяет безразличие к социальному статусу и отсутствие предрассудков; но это равнодушие, которое вызывает в людях любовь — она уничтожает границы между ними и примиряет разные сословия.
Нужно отметить и причину ссоры между Муромским и Берестовым — ею стало неприятие последнего к нововведениям; в этом проявляется также символический конфликт между старым и новым, между традициями и прогрессивными идеями современности (что также является ключевой проблемой во взаимоотношениях между родителями и детьми).
Честолюбие и месть в «Выстреле»
Повесть имеет множество автобиографических деталей из жизни Пушкина — известно, что его самого привлекала романтика дуэльного поединка. Произведение затрагивает важные вопросы, связанные с отмщением и местью, связанной с отстаиванием собственной чести. Помимо этого, автор рассуждает о человеческом благородстве и в чём оно проявляется. Вкратце сюжет повести выглядит так:
Пушкин показывает важность великодушия и пагубность дуэлей как явления (что выглядит ироничным, зная судьбу самого́ поэта).
Образы судьбы в «Метели»
В заключительной повести цикла «Повестей Белкина» Пушкин рассматривает вмешательство судьбы и внешних обстоятельств в жизнь человека. Известно, что сам поэт отчасти был фаталистом и верил в предопределение и фатум.
Литературное сочинение начинается с описания довольно типичной картины — молодые влюблённые из разных сословий, богатая девушка (Мария) и бедный юноша (Владимир); родители девушки категорически против союза. Тогда они решают обвенчаться тайно в церкви, договариваются со священником и назначают дату.
В день венчания на улице разыгрывается нешуточная метель; молодой человек сбивается с пути, так как все ориентиры занесены снегом. Девушка же приходит вовремя и ждёт своего избранника. В этот момент в церковь заглядывает гусар Бурмин, который решает подшутить над прелестной особой (он был весь в снегу, потому его Мария и не узнала). В спешке священник принимает их клятвы.
После этого Мария с ужасом осознаёт, что вышла замуж за другого человека; Владимира, подъехавшего чуть позже, такая новость тоже потрясает. Он уезжает домой и отказывается на дальнейшие встречи с девушкой, даже несмотря на то, что её родители теперь согласны на брак.
Мария переезжает с матерью в другое поместье. Там она знакомится с привлекательным мужчиной; они влюбляются, однако тот признаётся ей, что по глупости пару лет назад обвенчался с незнакомкой. Девушка узнаёт Бурмина и рассказывает ему свою историю. Судьба свела двух случайно повенчанных людей вместе. Таким образом, то, что казалось злым роком в жизни молодых людей, стало их благословением.
В «Повестях Белкина» Пушкину удалось показать широкую картину русской жизни, включая представителей самых различных сословий. Этот цикл учит читателя жить по своей совести, заботиться о близких, быть честным и всегда радоваться тому, что имеешь.
«Повести Белкина» в кратком изложении: содержание и анализ цикла Пушкина
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» — сборник повестей Александра Сергеевича Пушкина, более известный под кратким названием «Повести Белкина». Рассказчиком выступает вымышленный помещик Белкин.
В цикл входят пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Написаны они были в другом порядке: первым — «Гробовщик», последней — «Метель».
Все повести созданы Болдинской осенью 1830 года, с 9 сентября по 20 октября. Чуть позже к ним добавлено предисловие «От издателя» с биографией подставного автора — Ивана Белкина. Впервые повести были изданы отдельной книгой в 1831 году. «Повести Белкина» стали первым из напечатанных прозаических произведений Пушкина, до этого он был известен исключительно как поэт.
Вступление «От издателя»
Издатель с инициалами А.П. приводит письмо с рассказом об Иване Петровиче Белкине, написанное соседом покойного. Сосед-помещик сообщает, что Белкин родился в селе Горюхине в 1798 году. Был он «человек не богатый, но умеренный». До 1823 года служил в пехотном егерском полку, а потом уехал к себе в имение. С крестьянами обращался мягко, и потому дела шли не очень хорошо, сетует автор письма. Представленные повести были первым литературным опытом Белкина. Осенью 1828 года помещик «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер» на 30-м году жизни.
«Выстрел»
Бывший офицер Сильвио мечтает о мести. Когда-то ему дал пощечину молодой граф, и они стрелялись на дуэли. Граф прострелил сопернику фуражку, а затем равнодушно ждал ответного выстрела, поедая черешню. Оскорбленный Сильвио сказал, что отложит свой выстрел на потом.
Спустя несколько лет Сильвио узнает, что его обидчик женится. Мститель решает, что его час пришел: он является к молодоженам во время медового месяца и требует от графа повторить дуэль. Графу по жребию достается первый выстрел, но он промахивается. Сильвио отказывается от своего выстрела и уходит: ему достаточно того, что в этот раз противник испуган.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Выстрел»
«Метель»
Дочь богатого помещика Марья Гравриловна бежит из дома, чтобы без родительского благословения обвенчаться с женихом — бедным прапорщиком по имени Владимир. Однако сам Владимир из-за метели сбивается с дороги, и в храме его не оказывается. Зато проезжающий мимо гусарский полковник Бурмин ради злой шутки выдает себя за жениха и венчается с Машей, после чего сбегает.
В войну 1812 года Владимир гибнет. Бурмин же возвращается героем и влюбляется в Марью Гавриловну, не подозревая, что она и есть та самая девушка из церкви. Однажды он признается возлюбленной в своем грехе и с удивлением узнает от Марьи Гавриловны, что она и есть его жена.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»
«Гробовщик»
Московский гробовщик Адриян Прохоров обижается на шуточное предложение соседа выпить за здоровье своих «клиентов» и в сердцах заявляет, что на новоселье позовет не соседей, а мертвецов.
Возвратившись домой следующей ночью, он застает дома множество покойников, которых сам некогда хоронил. Мертвецы сообщают, что явились по его приглашению. Скелет самого первого человека, похороненного Прохоровым, пытается обнять гробовщика. Тот отталкивает мертвеца, и кости рассыпаются. Другие покойники начинают ругать Адрияна и угрожать ему, он падает без чувств.
Гробовщик просыпается и с радостью понимает, что это был всего лишь сон.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Гробовщик»
«Станционный смотритель»
Смотритель почтовой станции Самсон Вырин живет с дочерью Дуней. Однажды у них останавливается проезжий гусар, который обманом увозит девушку с собой в Петербург.
Вырин едет в столицу и находит обоих: кажется, Дуня и правда влюблена в ротмистра. При виде отца девушка теряет сознание, и гусар грубо выгоняет смотрителя. Униженный Вырин возвращается на станцию, спивается и умирает.
Спустя несколько лет на кладбище, где похоронен станционный смотритель, приезжает богато одетая барыня с тремя детьми. Она плачет на его могиле.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»
У враждующих помещиков Муромского и Берестова есть взрослые дети: дочь Лиза и сын Алексей. Чтобы познакомиться с юношей, Лиза наряжается простой крестьянкой и «случайно» встречается с ним в лесу. Молодые люди влюбляются друг в друга, часто видятся на природе и ведут переписку.
Вражда отцов Лизы и Алексея заканчивается внезапно: Берестов выручает упавшего с лошади Муромского, а вскоре они становятся друзьями.
Отец Алексея решает женить его на дочери соседа. Юноша не догадывается, что она и есть его возлюбленная, и наотрез отказывается. Алексей едет в поместье Муромских, чтобы сорвать свадьбу, и там узнает в Лизе свою ненаглядную «крестьянку Акулину». Счастью влюбленных больше ничто не мешает.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Барышня-крестьянка»
«Повести Белкина»: анализ цикла
Со времен Белинского многие литературоведы относятся к «Повестям Белкина» как к «изящной безделушке, шалости гения», отмечают авторы учебного пособия для филологов «Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина»» В.Е. Хализев и С.В. Шешунова. Однако повести эти не так уж просты: чем больше узнаешь о Пушкине и его эпохе, тем больше нового в них открывается.
Все произведения цикла написаны Пушкиным в считанные дни, легко и стремительно. Анна Ахматова назвала «Повести Белкина» «воздушной громадой»: они выглядят предельно простыми и легкими лишь благодаря мастерству автора. Нельзя забывать, что это тот самый Пушкин, что уже написал «Евгения Онегина».
Проблематика произведений при этом убрана в подтекст: автор не поучает и не читает мораль. Его отношение чаще звучит в форме ненавязчивой шутки. «Повести Белкина» — это «творение одновременно и серьезное по мысли и насквозь шутливое по тону», пишут Хализев и Шешунова.
«Повести Белкина» содержат массу литературных аллюзий: отсылок к Шекспиру, Вальтеру Скотту, Байрону, Грибоедову, Баратынскому, Мериме, Марлинскому. В шутку и всерьез используются приемы романтизма и сентиментализма. Значительный пласт произведения составляет скрытая полемика с современными Пушкину авторами о литературе и российской жизни.
Иван Петрович Белкин: загадка подставного автора
Образ Ивана Петровича Белкина автор придумал уже после того, как написал первые три повести. Однако литературоведы отмечают, что образ рассказчика, не тождественный самому Пушкину, присутствует во всех произведениях цикла. При этом одни считают этот образ крайне важным для понимания повестей, другие — незначительным.
Белкин — фигура загадочная, описанная лишь вскользь. Он сам — отражение «белкинского мира», описанного в повестях: такой же простой и человечный, знакомый с новыми веяниями просвещенной эпохи, при этом не интеллектуал. Пушкин в одном из писем назвал своего Белкина «славным малым».
Благодаря наличию подставного автора в цикле сразу два речевых пласта: «язык Пушкина» и «язык Белкина». Сам автор говорил о Белкине: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Действительно, в повестях нет ни ярких авторских метафор, ни поэтических гипербол.
Лишь изредка Белкин пытается улучшить повествование «красивыми» оборотами («Сие да будет сказано не в суд, и не во осуждение, однако же nota nostra manet»). В этим моменты он комичен, как любой провинциальный писатель-дилетант.
Складывается впечатление, что рассказчик пытается придать простым историям назидательность, но его ложный пафос Пушкин стирает своим лукавым юмором.
«Повести Белкина» как энциклопедия русской жизни
В «Повестях Белкина» литературоведы видят возросший интерес зрелого Пушкина к провинциальной России, к обыкновенной жизни и красоте повседневности, переход от романтизма к реализму. Как и роман «Евгений Онегин», этот цикл можно назвать своего рода «энциклопедией русской жизни».
Россия в повестях показана с разных сторон: тут и армейский быт в «Выстреле», и усадебная жизнь в «Барышне-крестьянке», будни и праздники ремесленника в «Гробовщике».
В числе персонажей есть и богатый граф, и мелкий чиновник. Показаны люди разного психологического склада: от романтичных барышень вроде Лизы или Марьи Гавриловны до хмурого гробовщика Прохорова. При этом всех героев объединяет то, что они действуют органично и непосредственно, им чужды «байронические» метания и глубокая рефлексия эпохи романтизма.
В жизни этих персонажей сплетаются вещи искусственные, навязанные извне, и природные качества: доброта, честность, простодушие. Отчасти «Повести Белкина» можно трактовать как размышления Пушкина о судьбах русской культуры и ее связи с западным просвещением.
Повторяющиеся мотивы
Мир «Повестей Белкина» во многом идиллический. На протяжении всего цикла звучит мотив непосредственной, мгновенно возникающей симпатии людей друг к другу. В этом мире общительность и доброжелательность — норма. Многие герои склонны к забавам и веселым проделкам.
Конечно, в этом «белкинском мире» есть место и конфликтам, разрушительным силам, эгоизму и обману. Здесь есть ротмистр Минский, разрушающий жизнь станционного смотрителя; есть мстительный Сильвио; есть полковник Бурмин, чья «проказа» в храме лишила влюбленных права на счастье; есть мрачный гробовщик Прохоров, вечно ругающий дочерей. Однако все они получают у Пушкина второй шанс и в итоге оказываются не такими уж плохими людьми. Минский искренне любит Дуню, Сильвио щадит графа, Бурмин раскаивается и обретает любовь, даже гробовщик Прохоров после ночного кошмара глядит на мир веселее.
Мотивы вины, раскаяния и духовного возрождения показаны в повестях не явно, но при желании легко прочитываются. Характерно, что Пушкин не навязывает читателю определенную мораль. Он не выносит приговор и не наказывает персонажей, а просто дает им возможность быть хорошими людьми. По-видимому, Пушкину хотелось верить во врожденную нравственность людей: даже те, кто заблуждается, в итоге могут найти верную дорогу.
Эмоциональная окраска повестей
Все повести из сборника можно описать как истории с неожиданным поворотом. Однако в разных новеллах Пушкин обыгрывает разные жанры и литературные направления. Кроме того, повести отличаются разной эмоциональной окраской.
Цикл начинает драматичный «Выстрел», близкий к произведениям романтизма. Потом идет грустная «Метель» со счастливым финалом. Затем — «Гробовщик», мрачный и в то же время исполненный черного юмора. Предпоследнее произведение цикла — «Станционный смотритель», самая трагическая из повестей. А завершается сборник игривой «Барышней-крестьянкой».
Порой автор допускает перекличку между различными повестями, словно высмеивая сам себя. Так, Сильвио вопрошает соперника перед второй дуэлью: «Ты не узнал меня, граф?». И этими же словами веселый скелет обращается к гробовщику: «Ты не узнал меня, Прохоров. ».
Все вместе это заставляет задуматься, что жизнь полна неожиданностей, она может быть и смешной, и страшной, и доброй, и грустной.
Биография Пушкина в «Повестях Белкина»
В произведении заметны некоторые черты автобиографизма. В «Гробовщике» описана Большая Никитская, где Пушкин бывал у Гончаровых. В «Барышне-крестьянке» угадывается атмосфера Тригорского, куда он наведывался из Михайловского. Упомянутые Белкиным сказки ключницы заставляют вспомнить, как сам Пушкин в ссылке записывал сказки няни Арины Родионовны.
В «Выстреле» Пушкин пишет о дуэлях, которые знал не понаслышке. Как мрачный Сильвио, поэт сам постоянно упражнялся в стрельбе. Как его соперник-граф, однажды на дуэли завтракал черешнями под дулом пистолета.
В «Станционном смотрителе» некоторые видят отражение истории о том, как Пушкин соблазнил крепостную крестьянку Ольгу Калашникову. Отец Калашниковой вымогал у Пушкина деньги и в дальнейшем, по некоторым данным, спился.
Начало русской классической прозы
«Повести Белкина» стали первым завершенным образцом прозы Пушкина. По сути — первым образцом русской классической прозы, предваряющим эпоху реализма в отечественной литературе.
При этом «Повести Белкина» остались во многом непонятными. Кое-кто из современников критиковал их за легковесность. Так, Фаддей Булгарин писал, что это «несколько анекдотцев (из коих некоторые давно известны)». А потомки уже не видели в пушкинских текстах отсылок к современной полемике и двойного дна: искали объяснения сюжетам с точки зрения социальных противоречий, психологии, философии. В итоге многие «не придавали значения занимательности, остроумию, изяществу стиля, которыми так дорожил автор», отмечают Хализев и Шешунова.
«Повести Белкина» — новаторское произведение, соединившее в себе множество жанров, воссоздавшее картину эпохи в движении и противоречивой изменчивости и в то же время затронувшее ряд вечных тем. Все это позволяет считать данный цикл предшественником прозы Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова.