Что объединяет повести белкина
Анализ «Повести Белкина» Пушкин
Всего получено оценок: 160.
Всего получено оценок: 160.
30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершённым прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель показал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.
Год написания – 1830 год.
История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Написаны они от лица вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина.
Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.
Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.
Жанр – Повести.
Направление – Романтизм («Выстрел» «Гробовщик»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»).
История создания
Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.
Три месяца, проведённые Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.
Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передаёт его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да ещё и покойному. Он якобы собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков, которые названы в предисловии, обработал их по своему усмотрению. Пушкин здесь скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это даёт ему большую свободу повествования. За этим мнимым авторством Белкина видна простонародная Россия.
Цикл «Повести Белкина» Пушкина: анализ и характеристика произведений
Болдинская осень была очень плодотворной для творчества великого поэта и прозаика — за 3 месяца им было написано свыше 50 различных произведений, включая сборник из 5 новелл, выпущенных под псевдонимом Ивана Петровича Белкина. Анализ «Повестей Белкина» Пушкина во всей полноте обнаруживает дарование их автора, который поднимает в своих произведениях важнейшие нравственные проблемы, посвящённые главным образом жизни обыкновенных людей.
Краткая история создания
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были написаны осенью 1830 года. Замысел создания 5 коротких новелл у Пушкина возник в 1829 году; первоначально поэт намеревался включить в цикл 6-е произведение — «История села Горюхина», однако до нашего времени оно дошло в незавершенном виде. Александр Сергеевич также планировал вместо «Метели» и «Выстрела» дописать другие повести, начатые им ранее, — «Самоубийца» и «Записки пожилого» (они тоже остались незаконченными).
Сохранилась авторская датировка окончания работ над произведениями:
Издательское предисловие было составлено, предположительно, в середине или конце октября. По мнению некоторых критиков, история создания «Повестей Белкина» указывает на то, что поэт первоначально не был уверен в том, что его произведения пройдут цензуру, поэтому он опубликовал их под псевдонимом.
При жизни повести не имели особого успеха у своих современников.
Сюжетные особенности «Гробовщика»
Повесть является одной из самых странных и необычных не только в творчестве Пушкина, но и среди произведений других русских поэтов и прозаиков.
Жанр сочинения — мистический рассказ. Автор описывает жизнь и быт гробовщика Адриана, наживающего своё добро обманом и лицемерием (к примеру, одному человеку он обещал похоронить родственника в дубовом гробу, взял соответствующую плату, а захоронил в сосновом). Ежедневно сталкиваясь со смертью, гробовщик тем не менее беспокоится только о деньгах.
Ключевым моментом повести становится его сон после ужина:
Следует отметить, что в конце Пушкин, указывая на облегчение Адриана, подчёркивает — он так и не извлёк урока из произошедшего, он готов и дальше наживаться на чужом горе. В этой повести автор затрагивает тему смерти, с позиции которой все земные блага теряют свою ценность.
Александр Сергеевич также высмеивает людей, которые не скупятся обирать бедных или оказавшихся в несчастном положении.
«Станционный смотритель»
Главной тематикой произведения является жизнь так называемого маленького человека — незначительного чиновника 14-го класса, которого притесняют и богатые, и бедные. Сюжет повести вертится вокруг старого отца и его красавицы дочери, которая является его единственным смыслом жизни.
Однажды к ним в сторожку заезжает гусар. Влюбившись в девушку, он решает её похитить; она не против поехать с ним, в надежде повидать лучшую жизнь. Её отец получает сообщение об отъезде дочери и предпринимает две попытки её вернуть, поговорив с гусаром, однако тот непреклонен — девушка останется с ним. Убитый горем старик начинает выпивать и в конечном счёте умирает в одиночестве через несколько лет после отъезда дочери.
Внимательный и вдумчивый читатель сможет обнаружить, что в произведении противопоставлены два различных типа бедности и невзрачности (анализ «Повестей Белкина» показывает, что эта особенность встречается в каждой части цикла) — нищета внешняя (Самсон Вырин) и нищета внутренняя (гусар Минский).
«Станционный смотритель» затрагивает также проблемы взаимоотношения детей и родителей, социального неравенства и вопросы ответственности за свои поступки. Помимо этого одной из ключевых тем повести являются муки совести и раскаяния как указание на то, что человек ещё не «умер» в нравственном отношении.
Неравная любовь в «Барышне-крестьянке»
Многочисленные проблемы морального, нравственного и социального характера раскрываются в этой повести. Это единственная часть из сборника, концовка которой является положительной для своих героев. Основа истории — любовь, литературное направление — реализм, сентиментализм. Вкратце сюжетный план произведения можно представить в виде следующих пунктов:
Несмотря на хорошую концовку, Пушкин обращает внимание читателя, что любой обман рано или поздно раскрывается. Героев объединяет безразличие к социальному статусу и отсутствие предрассудков; но это равнодушие, которое вызывает в людях любовь — она уничтожает границы между ними и примиряет разные сословия.
Нужно отметить и причину ссоры между Муромским и Берестовым — ею стало неприятие последнего к нововведениям; в этом проявляется также символический конфликт между старым и новым, между традициями и прогрессивными идеями современности (что также является ключевой проблемой во взаимоотношениях между родителями и детьми).
Честолюбие и месть в «Выстреле»
Повесть имеет множество автобиографических деталей из жизни Пушкина — известно, что его самого привлекала романтика дуэльного поединка. Произведение затрагивает важные вопросы, связанные с отмщением и местью, связанной с отстаиванием собственной чести. Помимо этого, автор рассуждает о человеческом благородстве и в чём оно проявляется. Вкратце сюжет повести выглядит так:
Пушкин показывает важность великодушия и пагубность дуэлей как явления (что выглядит ироничным, зная судьбу самого́ поэта).
Образы судьбы в «Метели»
В заключительной повести цикла «Повестей Белкина» Пушкин рассматривает вмешательство судьбы и внешних обстоятельств в жизнь человека. Известно, что сам поэт отчасти был фаталистом и верил в предопределение и фатум.
Литературное сочинение начинается с описания довольно типичной картины — молодые влюблённые из разных сословий, богатая девушка (Мария) и бедный юноша (Владимир); родители девушки категорически против союза. Тогда они решают обвенчаться тайно в церкви, договариваются со священником и назначают дату.
В день венчания на улице разыгрывается нешуточная метель; молодой человек сбивается с пути, так как все ориентиры занесены снегом. Девушка же приходит вовремя и ждёт своего избранника. В этот момент в церковь заглядывает гусар Бурмин, который решает подшутить над прелестной особой (он был весь в снегу, потому его Мария и не узнала). В спешке священник принимает их клятвы.
После этого Мария с ужасом осознаёт, что вышла замуж за другого человека; Владимира, подъехавшего чуть позже, такая новость тоже потрясает. Он уезжает домой и отказывается на дальнейшие встречи с девушкой, даже несмотря на то, что её родители теперь согласны на брак.
Мария переезжает с матерью в другое поместье. Там она знакомится с привлекательным мужчиной; они влюбляются, однако тот признаётся ей, что по глупости пару лет назад обвенчался с незнакомкой. Девушка узнаёт Бурмина и рассказывает ему свою историю. Судьба свела двух случайно повенчанных людей вместе. Таким образом, то, что казалось злым роком в жизни молодых людей, стало их благословением.
В «Повестях Белкина» Пушкину удалось показать широкую картину русской жизни, включая представителей самых различных сословий. Этот цикл учит читателя жить по своей совести, заботиться о близких, быть честным и всегда радоваться тому, что имеешь.
Анализ произведения А.С. Пушкина «Повести Белкина»
Александр Сергеевич Пушкин — знаковая фигура не только для русской, но и для мировой культуры. Его гений определил на многие десятилетия пути развития словесного искусства и родного языка, именно с его имени начинается Золотой век отечественной литературы. Анализ «Повестей Белкина», произведения, открывшего новые пути для русской прозы, видится важным для понимания творчества Пушкина в целом.
История создания
Осенью 1830 года Пушкину пришлось задержаться в Болдине по причине эпидемии холеры. В этот период, один из самых плодотворных в его творчестве, были созданы также некоторые главы «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии». В окончательном варианте белкинского цикла — 5 повестей: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». Написанные для цикла «Записки пожилого» и «Самоубийца» в финальную редакцию не вошли, также не была закончена повесть «История села Горюхина».
«Повести Белкина» стали первым прозаическим произведением, напечатанным при жизни Пушкина.
Исследователи нашего времени считают белкинский цикл истоком русской реалистической прозы. Хотя современники Пушкина восприняли написание этого произведения как некую шутку, прихоть гения. В воспоминаниях Александра Сергеевича есть упоминание о том, как отреагировал на цикл повестей его друг, поэт Баратынский, — он гомерически рассмеялся.
Жанровые и стилистические особенности
Сам автор определяет жанр как повесть, то есть произведение, являющееся промежуточным вариантом между рассказом и романом, тяготеющем к хроникальности и бытописанию. Однако многие исследователи отмечали наличие черт жанра новеллы в каждой из частей цикла. Новелла — небольшое произведение, характеризующееся неожиданным финалом и остросюжетностью. Каждый из героев белкинского цикла попадает в исключительные обстоятельства, которые заканчиваются довольно курьезно. С новеллой произведения роднит и небольшой круг действующих лиц, лаконичность сюжета и авторского повествования.
Однако каждая из повестей характеризуется и собственной жанрово-стилистической особенностью:
Образы в произведении
В белкинском цикле воплощено бытописание различных сословий: высшего класса (Марья Гавриловна, Лиза Муромская), мелких ремесленников (гробовщик), чиновничьей среды (станционный смотритель), военных (Сильвио). Пушкин, как художник направления реализма, с присущей ему лаконичностью создает очень выпуклые и зримые образы. Англоманство Муромского, пьянство и буйство в армейской среде, романтические увлеченности Марии Гавриловны и напускной байронизм Берестова — отличительные культурные черты общества того времени.
Несмотря на принадлежность к разным сословиям, герои похожи: в целом все они довольно типичны и обыкновенны, исключительных характеров вроде Онегина в произведении нет.
Нет присущему романтизму деления героев на положительных и отрицательных — автор создает живые характеры. Минский, похитивший Дуню у безутешного отца, тем не менее осознает, что совершил плохой поступок, и просит у смотрителя прощения; раскаивается в своем розыгрыше Бурмин.
Пушкин не занимается длинными описаниями быта того или иного героя, через лаконичные детали перед зрителем разворачивается особенность характера персонажа: простреленная стена в доме Сильвио, английский сад Муромского.
Тематика и идейная наполненность
Одна из идейно-тематических особенностей «Повестей Белкина», проходящая красной нитью почти через все части цикла, — насмешка над штампами и типичными образами, свойственными литературе романтизма.
В «Метели» с иронией отмечается увлеченность Марьи Гавриловны французскими романами, также эксплуатируется сюжетный штамп о влюбленности состоятельной девушки в бедного молодого человека и невозможность их воссоединения. В «Барышне-крестьянке» описано стремление Берестова казаться романтическим героем — он носит кольцо с черепом и высказывается в духе Чайлда Гарольда о своем разочаровании в жизни, хотя на деле он веселый, наполненный жаждой жизни человек. В «Выстреле» доведен до абсурда романтический мотив отстаивания чести, какой на самом деле отсутствует, — по сути, Сильвио никто и не оскорблял.
В «Повестях Белкина» Пушкин с симпатией описывает жизнь русской провинции, не смеется над ней и не ищет острых переломных моментов. Все его герои по-своему вызывают интерес и сочувствие.
Исследователь пушкинского творчества Хализев В. Е. отмечает, что герои в «Повестях Белкина» несут в себе печать ограниченности, но вместе с тем и человечности. Сильвио ограничен свой мыслью о мнимой поруганной чести, но все же находит в себе сострадание пожалеть графа; раскаивается Дуня, которая бросила отца, пожелав иной, богатой и роскошной жизни.
Композиция и сюжет
Готовя доклад или сочинение на тему «Повестей Белкина», нельзя обойти вниманием такие структурные элементы произведения, как стиль и композиция. Несмотря на разную проблематику и разнообразие сюжетов произведений, они являют композиционное и стилистическое единство.
Источником сюжетного наполнения каждой повести становится чья-то шутливая проделка, розыгрыш, курьезный случай, каждая ситуация по-своему анекдотична. В «Барышне-крестьянке» Лиза обманывает Берестова, представляясь ему неграмотной селянкой, в «Метели» Бурмин решается на жестокий розыгрыш в роли подставного жениха, в «Выстреле» Сильвио накаляет ситуацию, отложив возмездие, в «Станционном смотрителе» гусар Минский решается на авантюру, увозя Дуню с родного двора, гробовщик приглашает на праздник своих клиентов-мертвецов.
В каждой из повестей есть свой рассказчик, что, несомненно, отразилось на тональности повествования: любовные истории переданы некой девицей, случай о метком стрелке — военным, история о смотрителе — чиновником, о гробовщике — приказчиком. Однако это разнообразие объединено авторской интонацией и не дает рассыпаться произведению на разрозненные рассказы.
Полное название произведения — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», и уже в наименовании Пушкин начинает формировать этот довольно зримый образ. Белкин присутствует в повествовании и способствует укреплению композиционных связей между частями. В начале повести есть описание его краткой биографии, внешности и характера, что эмоционально отдаляет читателя от автора, но придает повестям большую достоверность.
Литературовед Хализев В. Е. отмечает важность Белкина как образа, который продолжает линию иронии в произведении, — в сатирическом ключе обыгрывается фигура графомана и дилетанта в области литературы того времени. Не зря отмечается то, что ключница Белкина страницами его рассказов оклеила окна (подчеркивается малая ценность творчества).
Общность повестей прослеживается и в стилевом единстве — ни в одной повести нет длительных описаний и отступлений, все внимание автора сосредоточено на ключевом событии и герое. Все описания лаконичны и предельно кратко и емко характеризуют персонажа и ситуацию.
Повести роднит также элемент недосказанности: «Метель» заканчивается на самом интересном повороте, в «Барышне-крестьянке» автор предоставляет читателю возможность самому додумать концовку, в «Станционном смотрителе» самый эмоциональный момент (посещение Дуней могилы отца) описан через отстраненный и краткий рассказ мальчика-очевидца. Нет длительных монологов, излияний души, автор предельно краток.
Повести объединяет:
Анализ повестей Белкина позволяет раскрыть основной замысел писателя: показать наиболее реалистично и выпукло жизнь провинциальной России во всех деталях, обрисовать интересные факты и особенности бытописания. Объединяя в одном цикле такие разные по сюжету рассказы, автор при этом выдержал стилистическую и композиционную общность повестей, что позволило донести до читателя смысл произведения емко и кратко.
Кульминация сна гробовщика связана с напоминанием о проданном им гробе, качество которого не соответствовало данной ему характеристике. Этот образ является метафорическим ключом ко всему циклу, он ассоциируется с евангельским выражением «гробы повапленные, иже внеюду убо являются красны, внутрьюду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты» (Мф. 23, 27), говорящим о людях, которые под привлекательной (досл. покрашенной) оболочкой скрывают нечто неприглядное. В «Повестях Белкина» этот мотив трансформируется: Пушкин не расставляет оценок «хорошо-плохо», он с помощью своих историй-притч говорит лишь о том, что внешнее поведение человека, тот образ, под которым он пытается показать себя, подчас имеет мало общего с его подлинным лицом.
В «Евгении Онегине» Пушкин показал, как страшен механизм общественного мнения, заставляющий человека переступить личные нравственные установки в угоду безличному дуэльному кодексу чести. Там эта неспособность противостоять «суду дворянской толпы» обернулась трагедией убийства Ленского. В «Выстреле», по сравнению с этим, все действительно закончилось счастливо. Однако, на самом деле, «Выстрел» не менее страшен: здесь изображено, как ложная система ценностей, принятая человеком за верную, может поломать ему жизнь. Последние строки повести, в которых мы узнаем, что герой участвовал в восстании греков в Турции, могут заставить нас предположить, что Сильвио присоединился к восстанию для того, чтобы «переломить» себя и сыграть-таки роль романтического героя.
«Повести Белкина» в кратком изложении: содержание и анализ цикла Пушкина
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» — сборник повестей Александра Сергеевича Пушкина, более известный под кратким названием «Повести Белкина». Рассказчиком выступает вымышленный помещик Белкин.
В цикл входят пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Написаны они были в другом порядке: первым — «Гробовщик», последней — «Метель».
Все повести созданы Болдинской осенью 1830 года, с 9 сентября по 20 октября. Чуть позже к ним добавлено предисловие «От издателя» с биографией подставного автора — Ивана Белкина. Впервые повести были изданы отдельной книгой в 1831 году. «Повести Белкина» стали первым из напечатанных прозаических произведений Пушкина, до этого он был известен исключительно как поэт.
Вступление «От издателя»
Издатель с инициалами А.П. приводит письмо с рассказом об Иване Петровиче Белкине, написанное соседом покойного. Сосед-помещик сообщает, что Белкин родился в селе Горюхине в 1798 году. Был он «человек не богатый, но умеренный». До 1823 года служил в пехотном егерском полку, а потом уехал к себе в имение. С крестьянами обращался мягко, и потому дела шли не очень хорошо, сетует автор письма. Представленные повести были первым литературным опытом Белкина. Осенью 1828 года помещик «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер» на 30-м году жизни.
«Выстрел»
Бывший офицер Сильвио мечтает о мести. Когда-то ему дал пощечину молодой граф, и они стрелялись на дуэли. Граф прострелил сопернику фуражку, а затем равнодушно ждал ответного выстрела, поедая черешню. Оскорбленный Сильвио сказал, что отложит свой выстрел на потом.
Спустя несколько лет Сильвио узнает, что его обидчик женится. Мститель решает, что его час пришел: он является к молодоженам во время медового месяца и требует от графа повторить дуэль. Графу по жребию достается первый выстрел, но он промахивается. Сильвио отказывается от своего выстрела и уходит: ему достаточно того, что в этот раз противник испуган.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Выстрел»
«Метель»
Дочь богатого помещика Марья Гравриловна бежит из дома, чтобы без родительского благословения обвенчаться с женихом — бедным прапорщиком по имени Владимир. Однако сам Владимир из-за метели сбивается с дороги, и в храме его не оказывается. Зато проезжающий мимо гусарский полковник Бурмин ради злой шутки выдает себя за жениха и венчается с Машей, после чего сбегает.
В войну 1812 года Владимир гибнет. Бурмин же возвращается героем и влюбляется в Марью Гавриловну, не подозревая, что она и есть та самая девушка из церкви. Однажды он признается возлюбленной в своем грехе и с удивлением узнает от Марьи Гавриловны, что она и есть его жена.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»
«Гробовщик»
Московский гробовщик Адриян Прохоров обижается на шуточное предложение соседа выпить за здоровье своих «клиентов» и в сердцах заявляет, что на новоселье позовет не соседей, а мертвецов.
Возвратившись домой следующей ночью, он застает дома множество покойников, которых сам некогда хоронил. Мертвецы сообщают, что явились по его приглашению. Скелет самого первого человека, похороненного Прохоровым, пытается обнять гробовщика. Тот отталкивает мертвеца, и кости рассыпаются. Другие покойники начинают ругать Адрияна и угрожать ему, он падает без чувств.
Гробовщик просыпается и с радостью понимает, что это был всего лишь сон.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Гробовщик»
«Станционный смотритель»
Смотритель почтовой станции Самсон Вырин живет с дочерью Дуней. Однажды у них останавливается проезжий гусар, который обманом увозит девушку с собой в Петербург.
Вырин едет в столицу и находит обоих: кажется, Дуня и правда влюблена в ротмистра. При виде отца девушка теряет сознание, и гусар грубо выгоняет смотрителя. Униженный Вырин возвращается на станцию, спивается и умирает.
Спустя несколько лет на кладбище, где похоронен станционный смотритель, приезжает богато одетая барыня с тремя детьми. Она плачет на его могиле.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»
У враждующих помещиков Муромского и Берестова есть взрослые дети: дочь Лиза и сын Алексей. Чтобы познакомиться с юношей, Лиза наряжается простой крестьянкой и «случайно» встречается с ним в лесу. Молодые люди влюбляются друг в друга, часто видятся на природе и ведут переписку.
Вражда отцов Лизы и Алексея заканчивается внезапно: Берестов выручает упавшего с лошади Муромского, а вскоре они становятся друзьями.
Отец Алексея решает женить его на дочери соседа. Юноша не догадывается, что она и есть его возлюбленная, и наотрез отказывается. Алексей едет в поместье Муромских, чтобы сорвать свадьбу, и там узнает в Лизе свою ненаглядную «крестьянку Акулину». Счастью влюбленных больше ничто не мешает.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Барышня-крестьянка»
«Повести Белкина»: анализ цикла
Со времен Белинского многие литературоведы относятся к «Повестям Белкина» как к «изящной безделушке, шалости гения», отмечают авторы учебного пособия для филологов «Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина»» В.Е. Хализев и С.В. Шешунова. Однако повести эти не так уж просты: чем больше узнаешь о Пушкине и его эпохе, тем больше нового в них открывается.
Все произведения цикла написаны Пушкиным в считанные дни, легко и стремительно. Анна Ахматова назвала «Повести Белкина» «воздушной громадой»: они выглядят предельно простыми и легкими лишь благодаря мастерству автора. Нельзя забывать, что это тот самый Пушкин, что уже написал «Евгения Онегина».
Проблематика произведений при этом убрана в подтекст: автор не поучает и не читает мораль. Его отношение чаще звучит в форме ненавязчивой шутки. «Повести Белкина» — это «творение одновременно и серьезное по мысли и насквозь шутливое по тону», пишут Хализев и Шешунова.
«Повести Белкина» содержат массу литературных аллюзий: отсылок к Шекспиру, Вальтеру Скотту, Байрону, Грибоедову, Баратынскому, Мериме, Марлинскому. В шутку и всерьез используются приемы романтизма и сентиментализма. Значительный пласт произведения составляет скрытая полемика с современными Пушкину авторами о литературе и российской жизни.
Иван Петрович Белкин: загадка подставного автора
Образ Ивана Петровича Белкина автор придумал уже после того, как написал первые три повести. Однако литературоведы отмечают, что образ рассказчика, не тождественный самому Пушкину, присутствует во всех произведениях цикла. При этом одни считают этот образ крайне важным для понимания повестей, другие — незначительным.
Белкин — фигура загадочная, описанная лишь вскользь. Он сам — отражение «белкинского мира», описанного в повестях: такой же простой и человечный, знакомый с новыми веяниями просвещенной эпохи, при этом не интеллектуал. Пушкин в одном из писем назвал своего Белкина «славным малым».
Благодаря наличию подставного автора в цикле сразу два речевых пласта: «язык Пушкина» и «язык Белкина». Сам автор говорил о Белкине: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Действительно, в повестях нет ни ярких авторских метафор, ни поэтических гипербол.
Лишь изредка Белкин пытается улучшить повествование «красивыми» оборотами («Сие да будет сказано не в суд, и не во осуждение, однако же nota nostra manet»). В этим моменты он комичен, как любой провинциальный писатель-дилетант.
Складывается впечатление, что рассказчик пытается придать простым историям назидательность, но его ложный пафос Пушкин стирает своим лукавым юмором.
«Повести Белкина» как энциклопедия русской жизни
В «Повестях Белкина» литературоведы видят возросший интерес зрелого Пушкина к провинциальной России, к обыкновенной жизни и красоте повседневности, переход от романтизма к реализму. Как и роман «Евгений Онегин», этот цикл можно назвать своего рода «энциклопедией русской жизни».
Россия в повестях показана с разных сторон: тут и армейский быт в «Выстреле», и усадебная жизнь в «Барышне-крестьянке», будни и праздники ремесленника в «Гробовщике».
В числе персонажей есть и богатый граф, и мелкий чиновник. Показаны люди разного психологического склада: от романтичных барышень вроде Лизы или Марьи Гавриловны до хмурого гробовщика Прохорова. При этом всех героев объединяет то, что они действуют органично и непосредственно, им чужды «байронические» метания и глубокая рефлексия эпохи романтизма.
В жизни этих персонажей сплетаются вещи искусственные, навязанные извне, и природные качества: доброта, честность, простодушие. Отчасти «Повести Белкина» можно трактовать как размышления Пушкина о судьбах русской культуры и ее связи с западным просвещением.
Повторяющиеся мотивы
Мир «Повестей Белкина» во многом идиллический. На протяжении всего цикла звучит мотив непосредственной, мгновенно возникающей симпатии людей друг к другу. В этом мире общительность и доброжелательность — норма. Многие герои склонны к забавам и веселым проделкам.
Конечно, в этом «белкинском мире» есть место и конфликтам, разрушительным силам, эгоизму и обману. Здесь есть ротмистр Минский, разрушающий жизнь станционного смотрителя; есть мстительный Сильвио; есть полковник Бурмин, чья «проказа» в храме лишила влюбленных права на счастье; есть мрачный гробовщик Прохоров, вечно ругающий дочерей. Однако все они получают у Пушкина второй шанс и в итоге оказываются не такими уж плохими людьми. Минский искренне любит Дуню, Сильвио щадит графа, Бурмин раскаивается и обретает любовь, даже гробовщик Прохоров после ночного кошмара глядит на мир веселее.
Мотивы вины, раскаяния и духовного возрождения показаны в повестях не явно, но при желании легко прочитываются. Характерно, что Пушкин не навязывает читателю определенную мораль. Он не выносит приговор и не наказывает персонажей, а просто дает им возможность быть хорошими людьми. По-видимому, Пушкину хотелось верить во врожденную нравственность людей: даже те, кто заблуждается, в итоге могут найти верную дорогу.
Эмоциональная окраска повестей
Все повести из сборника можно описать как истории с неожиданным поворотом. Однако в разных новеллах Пушкин обыгрывает разные жанры и литературные направления. Кроме того, повести отличаются разной эмоциональной окраской.
Цикл начинает драматичный «Выстрел», близкий к произведениям романтизма. Потом идет грустная «Метель» со счастливым финалом. Затем — «Гробовщик», мрачный и в то же время исполненный черного юмора. Предпоследнее произведение цикла — «Станционный смотритель», самая трагическая из повестей. А завершается сборник игривой «Барышней-крестьянкой».
Порой автор допускает перекличку между различными повестями, словно высмеивая сам себя. Так, Сильвио вопрошает соперника перед второй дуэлью: «Ты не узнал меня, граф?». И этими же словами веселый скелет обращается к гробовщику: «Ты не узнал меня, Прохоров. ».
Все вместе это заставляет задуматься, что жизнь полна неожиданностей, она может быть и смешной, и страшной, и доброй, и грустной.
Биография Пушкина в «Повестях Белкина»
В произведении заметны некоторые черты автобиографизма. В «Гробовщике» описана Большая Никитская, где Пушкин бывал у Гончаровых. В «Барышне-крестьянке» угадывается атмосфера Тригорского, куда он наведывался из Михайловского. Упомянутые Белкиным сказки ключницы заставляют вспомнить, как сам Пушкин в ссылке записывал сказки няни Арины Родионовны.
В «Выстреле» Пушкин пишет о дуэлях, которые знал не понаслышке. Как мрачный Сильвио, поэт сам постоянно упражнялся в стрельбе. Как его соперник-граф, однажды на дуэли завтракал черешнями под дулом пистолета.
В «Станционном смотрителе» некоторые видят отражение истории о том, как Пушкин соблазнил крепостную крестьянку Ольгу Калашникову. Отец Калашниковой вымогал у Пушкина деньги и в дальнейшем, по некоторым данным, спился.
Начало русской классической прозы
«Повести Белкина» стали первым завершенным образцом прозы Пушкина. По сути — первым образцом русской классической прозы, предваряющим эпоху реализма в отечественной литературе.
При этом «Повести Белкина» остались во многом непонятными. Кое-кто из современников критиковал их за легковесность. Так, Фаддей Булгарин писал, что это «несколько анекдотцев (из коих некоторые давно известны)». А потомки уже не видели в пушкинских текстах отсылок к современной полемике и двойного дна: искали объяснения сюжетам с точки зрения социальных противоречий, психологии, философии. В итоге многие «не придавали значения занимательности, остроумию, изяществу стиля, которыми так дорожил автор», отмечают Хализев и Шешунова.
«Повести Белкина» — новаторское произведение, соединившее в себе множество жанров, воссоздавшее картину эпохи в движении и противоречивой изменчивости и в то же время затронувшее ряд вечных тем. Все это позволяет считать данный цикл предшественником прозы Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова.