Что объединяет проект и исследование
Проект и исследование: сходство и различие.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Л.В.Андрианова, М.В.Ильина МБОУ «СОШ №5»
Проект и исследование: сходство и различия.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, продукт, устанавливающий ту или иную истину. Результатом проектной деятельности является продукт творческий, более предметный (поделка, сценарий, костюм т и д.), то есть имеющий конкретную практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности. Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Рассмотрим особенности сначала исследовательской, а затем проектной деятельности.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Выбор темы исследования;
Определение объекта и предмета исследования;
Разработку конкретных задач;
Выдвижение гипотезы исследования;
Составление плана работы;
Овладение методами исследования;
Ознакомление с литературой по данной проблематике; определение источников информации, изучение теории, связанной с выбранной темой; подготовку инструментария,
Обучение участников исследования.
Третий этап – экспериментальный.
Сбор собственного материала, его анализ;
Обобщение и обсуждение результатов исследования, собственные выводы;
Подведение итогов, оценка полученных результатов.
Проектом не может быть, в этом смысле, опыт или эксперимент. Потому, что это исследовательские процедуры. Но в педагогической литературе опыт, поставленный учащимся и оформленный в виде презентации, с легкостью называется проектом. По одной простой причине, потому что здесь есть практическая деятельность (постановка своими руками опыта или эксперимента) и как бы продукт – презентация. Сложно назвать проектом и подготовленную учащимися презентацию (пусть и весьма сложную) по материалам изученной темы. Слайдовой презентацией желательно только сопровождать выступление, исключительно итоговым результатом проекта презентация являться не может. Примерный перечень возможных результатов (продуктов) проектной деятельности представлен в таблице в последней главе работы. Каким будет его продукт – обучающийся определяет самостоятельно.
Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. На современном этапе происходит перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний. Происходит овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного профессиональным сообществом, формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе, воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности обучающихся, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает учеников к творчеству, как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации. В процессе проектно-исследовательской работы проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: учащимся приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Деятельность учителя по организации проектно-исследовательской деятельности может быть многогранна, но в первую очередь она должна создавать условия для создания открытого образовательного пространства для учащихся.
Проектная и исследовательская деятельность: различия и точки соприкосновения
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ
В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.
Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях учителей. Итак, сначала обратимся к определениям.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, ПОДБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ, СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ, НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оба определения показывают, что у исследования и проектов есть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих РАЗНЫХ педагогических технологий.
К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:
СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.
Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.
Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…
Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.
В исследовании не может быть разных видов деятельности – это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр – рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, – репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.
Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.
Формулировка замысла проекта:
Интерпретация целей на языке задач:
Выбор методологического инструментария
В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.
Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности
Проведение проектных или исследовательских работ
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности.
Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.
Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.
Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.
Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.
Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.
Практическое использование полученного продукта.
Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.
После такого сопоставления наглядно видно, что проект и исследование РАЗНЫЕ педагогические технологии, они состоят из разных этапов, разных продуктов деятельности и т.д.
Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…
Проект направлен на ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. В научном исследовании ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЧАСТО ВЕСЬМА ОПОСРЕДОВАНА, она не главное – важнее сам процесс исследования.
В ИССЛЕДОВАНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ЖАНР. В ПРОЕКТЕ, КАК В ЕДИНОМ ЦЕЛОМ, МОГУТ ГАРМОНИЧНО ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования.»
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования.
Осознание основных критериев современного урока.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед»: это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследование и проект – это различные виды активной познавательной деятельности, имеющие ряд сходств, которые содержат, практически, одинаковые виды работ.
1. погружение в проблему
2. организация деятельности
3. осуществление деятельности
4. презентация результатов, самооценка и самоанализ
1. постановка проблемы
2. выдвижение гипотезы
3. проверка гипотезы
направлена на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему.
Проектная работа всегда ориентирована на заранее известный, спланированный, практический, социально значимый результат.
основывается на любознательности и не предполагает достижения определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания.
Важно: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается
Теперь ты знаешь, чем отличаются и что общего между проектом и исследованием. 1. Как ты считаешь, для чего нужны проекты и для чего нужны исследования? 2. Какие принципиальные отличия можно назвать, сравнивая проект и исследование?
Сходства и различия проектной и исследовательской деятельности школьников
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сходства и различия
исследовательской и проектной деятельности школьников
Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.
Но очень часто наблюдается путаница в понимании обучающимися и учителями разницы между исследованием и проектом. И исследовательские, и проектные виды деятельности доступны школьникам и чрезвычайно значимы в системе образования. Они имеют как общие характеристики, так и различные специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести следующие:
общественно значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;
структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
— анализ актуальности данных работ,
— целеполагание, формулировку задач, которые следует решить,
— выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,
— планирование, определение последовательности и сроков работ,
— собственно проведение проектных работ или научного исследования,
— оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования,
— представление результатов в пригодном для использования виде;
проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только их предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.
Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата — продукта, обладающего определенной системой свойств и предназначенного для определенного конкретного использования.
В ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.
Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин.
Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события.
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Для проекта всю готовую информацию для получения конечного результата можно найти через сайты интернета, журналы, рассказы людей. А в исследовательской деятельности учащиеся должны провести какое-либо исследование, например, опросить людей и сделать сравнительный график, вывод. Или провести опыт с разными материалами и сделать вывод по результату работы.
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
В проекте мы четко понимаем какой продукт по окончании мы хотим получить и работаем по созданию его, а в исследовательской работе мы пробуем выяснить истинность того или иного знания,
Время работы и результат
Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Исследования проводятся в рамках долгосрочных исследовательских программ (см., например, исследования на андронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано.
Исследовательская работа «Что нам стоит дом построить»
Есть гипотеза, методы исследования
Изучили историю возникновения кукольных домиков от древнего Египта до сегодняшних дней
Проанализировали ассортимент местных магазинов игрушек и известных интернет-площадок продаж, сравнили образцы по критериям: цена, наполнение, качество
Предположили, что своими руками можно сделать дешевле и интереснее, чем покупной.
Это главное! То, что отличает проект от исследования
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Если вместо того, чтобы «пойти туда не знаю куда и попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что в условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.