Что объединяет проективные техники с формализованными методиками
Лекция 5 ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ.
Опросники – это большая группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекцию.
Опросники относятся к субъективному подходу в психодиагностике. Согласно классификации Л.Ф.Бурлачука, субъективным является подход, при котором диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе респондентом, самоописания, самооценивания особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.
В отличие от тестов, в опросниках не бывает правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, степень его согласия или несогласия с ними.
Опросники (наряду с тестами, проективными и психофизиологическими методиками) входят в группу формализованных методик психодиагностики. Для методик данной группы характерны определенная регламентация, объективация процедуры обследования, стандартизация, надежность, валидность.
Каждый из опросников представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал исследователю о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими.
По характеру ответов все многообразие личностных опросников делится на опросники с предложенными вариантами ответов (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
Форма ответов в опросниках может быть также представлена в виде шкалы измерений (например, как в опроснике «Самочувствие. Активность. Настроение»). В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по степени выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, шкала, состоящая из двух полюсов: трудный – легкий, добрый – злой и т.п.). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью делениями, обозначенными на отрезке.
Опросники относятся к наиболее распространенным и многочисленным диагностическим методам и в самом общем виде могут быть подразделены на личностные, специальные опросники (опросники состояний, настроения, межличностных отношений и др.) и опросники анкеты.
Личностные опросникиможно рассматривать какстандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, а также письменными, бланковыми или компьютерными. Личностные опросники представляют собой совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. В настоящее время учеными создано огромное количество разнообразных личностных опросников, которые позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне – от особенностей эмоциональной сферы до морально-этических и общественных взглядов.
В зависимости от диагностической направленности выделяют следующие виды личностных опросников:
— опросники черт личности (например, те же опросники Р.Кеттелла),
— опросники типологические (например, опросник Шмишека),
— опросники клинические (MMPI, Мини-мульт и др.)
— опросники мотивов (например, опросник А.Эдвардса, опросник направленности личности М.Басса),
— опросники ценностей (методика «Ценностные ориентации» М.Рокича и др.),
— опросники оценки эмоционально-волевых качеств (шкалы тревожности, опросники агрессивности, опросники, направленные на изучение локуса контроля и др.),
— оценки коммуникативных качеств (например, опросник исследования коммуникативных и организаторских способностей – авторы В.В.Синявский и В.А.Федоришин, методика межличностной диагностики Т.Лири).
Помимо личностных опросников существует широкий класс так называемых специальных опросников, включающих опросники, предназначенные для изучения психических состояний, особенностей межличностных отношений и др.
Основным достоинствомопросников является то, что они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать их между собой. С помощью опросников можно не только выявлять индивидуальные особенности психики, скрытые ресурсы человека, но и определять степень его напряженности и неудовлетворенности, прогнозировать его поведение в непредвиденных и сложных ситуациях. Эти знания помогут психологу дать конкретные рекомендации по выбору профессии, наладить детско-родительские и супружеские отношения, оптимизировать психологический климат в коллективе, предупредить профессиональное выгорание, агрессивные проявления и др.
Основные проблемы использования опросников связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности полученных данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу (установка на социально одобряемый ответ, установка на неопределенные или средние ответы, установка на согласие или отрицание и др.), и различий в понимании вопросов обследуемыми. Это находит свое выражение во все более возрастающих требованиях к надежности и валидности опросников.
Кроме того, простота применения опросников, легкость обработки полученных результатов, их наглядность, обоснованность интерпретационных схем многочисленными и вполне убедительными (как кажется) исследованиями часто порождает иллюзию, что мы располагаем полным и достоверным знанием о личности. Исследователю необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориентирующее значение, они не готовая истина о субъекте, а лишь основа для дальнейшего изучения личности.
Оценка личностных свойств человека или его актуального состояния должна вестись с позиций комплексного подхода, включающего не только формальные показатели психодиагностического исследования, но и биографические данные, сведения о его профессиональном, семейном, социально-экономическом статусах, о той ситуации и жизненном пространстве, в котором он сейчас находится, о тех жизненных обстоятельствах, которые могут повлиять на результаты обследования. Кроме того, необходимо наладить контакт с человеком и снять опасения, которые вызывает процедура тестирования. Соблюдая все указанные правила, психолог может надеяться на эффективность проведенного исследования и достоверность результатов.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Психодиагностика: Этика и методы
1.5. Этика психодиагностического обследования.
1.6. Методы психодиагностики.
Основные этические проблемы психодиагностики:
Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики.
Распространение диагностических методик.
Обеспечение тайны результатов обследования.
Сообщение результатов обследования.
Этические принципы работа психодиагноста
Принцип благополучия обследуемого человека
Принцип ответственности
Принцип компетентности
Принцип безоценочности
Принцип конфиденциальности
Диагностические методики, тесты могут быть доверены только специалистам, имеющим необходимый опыт работы. Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит, что психологи предоставляют только те услуги и используют только те методики, которые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой или опытом.
Все тесты должны отвечать требованиям, которые описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования. Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать. Право на приобретение тестов должно предоставляться лицам, соответствующим определенному квалификационному минимуму.
Тесты, которые должны быть закрытыми вследствие их применения при отборе и расстановке кадров или при принятии диагностических решений, по понятным причинам не могут публиковаться в средствах массовой информации ни целиком, ни частично. Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям. Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат сложившимся представлениям о себе. Еще одним непрофессиональным (за редким исключением) использованием психологических тестов является тестирование по почте.
Компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие. Большое значение придается конфиденциальности результатов тестирования.
Ни один из психологов не может быть компетентен в использовании всех тестов, а поэтому нельзя пренебрегать предварительной подготовкой. Использование некоторых тестов предполагает специальные знания, а следовательно, обучение. Кодекс этики призывает психологов признавать границы своей компетентности и
ограниченность своего профессионального опыта.
Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.
Никто не должен подвергаться какому бы то ни было тестированию под выдуманным предлогом. Обязанность тестирующего — довести до сознания тестируемых будущее использование результатов теста. Тестируемого следует уведомить о цели тестирования, типе собираемых данных и о том, как будут использованы тестовые показатели. Всякое исследование поведения, независимо от того, используются ли в нем тесты, или другие обсервационные методы, заключает в себе возможность вторжения в личную жизнь. Защита неприкосновенности личной жизни связана с двумя ключевыми понятиями: релевантности и осведомленного согласия. Запрашиваемые у индивидуума сведения должны быть релевантны заявленным целям тестирования. Должны быть использованы все реальные возможности, чтобы установить валидность тестов в отношении той диагностической или прогностической цели, ради которой они используются.
При сообщении любой связанной с проведением тестов информации желательно учитывать типичные особенности ее получателя. Это относится не только к общеобразовательному уровню человека и его познаниям в области психологии и тестирования, но и к его ожидаемой эмоциональной реакции на такую информацию. Стандарты тестирования подчеркивают обязанность тех специалистов, которые применяют тесты в клинической практике и консультировании, давать тестируемым целесообразные и понятные объяснения результатов теста и вытекающие из них рекомендации. Когда кому-то сообщают его тестовые результаты, нужно не только обеспечить их интерпретацию достаточно квалифицированными людьми, но и предоставить возможность получить консультацию специалиста каждому, кого такая информация эмоционально обеспокоит.
Сообщение результатов тестирования должно рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и, соответственно, входить составным элементом в полное отношение «консультант-клиент». Насколько это возможно, консультанты должны привлекать своих клиентов к интерпретации результатов теста в свете поднимаемых ими конкретных вопросов. Важным моментом в консультировании является принятие клиентом
предоставляемой ему информации. Принятие правильно интерпретированных данных теста может иметь терапевтическое значение для клиента, — причем и как сам факт принятия, и как информационное сообщение, — особенно в контексте когнитивно-ориентированной терапии.
Исследовательские методы в психологии (Бурлачук, 2008):
-неэкспериментальный (описательный)
-экспериментальный
-психодиагностический
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».
Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.
Объективный подход образует в основном два типа методик: для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Личностные методики в рамках объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты».
В объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.
Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.
Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты.
Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
(Моторно-экспрессивные методики, перцептивно-структурные методики и апперцептивно-динамические методики)
-Малоформализованные (опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности)
-Формализованные (тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики)
По материалу, которым оперирует испытуемый:
-бланковые
-предметные
-аппаратурные
По форме ответа:
-устные
-письменные
По степени однородности задач:
-гомогенные
-гетерогенные
По характеру ответов на задачи:
-тесты с предписанными ответами
-тесты со свободными ответами
По характеру умственных действий:
-вербальные
-невербальные
По назначению:
-общедиагностические
-тесты профессиональной пригодности
-тесты специальных способностей
-тесты достижений
По количеству обследуемых:
-индивидуальные
-групповые
По ведущей ориентации:
-тесты на скорость
-тесты мощности
-смешанные тесты
По комплексности:
-изолированные тесты
-тестовые наборы (батареи)
По области охвата психического:
-тесты личности
-интеллектуальные тесты
По используемому материалу:
-вербальные
-невербальные
-манипулятивные
-«бумаги и карандаша»
По количеству получаемых показателей:
-простые
-комплексные
По психической активности испытуемых:
-интроспективные
-экстроспективные
-проективные
-исполнительные
Тесты с правильным решением и тесты с возможностью различных ответов
Стандартизированные самоотчеты:
Тесты-опросники
Открытые опросники
Шкальные техники и методики классификации
Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток
Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.
М.Я Басов разработал методику психологических наблюдений. Основные принципы:
1) максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений
2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов
3) избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.
К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности
2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле) Они могут иметь открытый или закрытый характер.
Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым («исповедальным»). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент-анализ» (буквально «анализ содержания»). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Принципы контент-анализа могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц-смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные.
В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
1. ТЕСТЫ — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
2. ОПРОСНИК — более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.
Задания в опроснике представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений, испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).
3. ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.
Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.
Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
Принято различать следующие группы проективных методик:
методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.)
Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Лишены оценочного подхода к индивиду. При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность)